Картины иеронима босха. Иероним Босх. Картины, полные неразгаданных тайн

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken], великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”.

(Иеронимус Антонисзон ван Акен)
Часть 1

Иероним Босх - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

Раздел выполнен по материалам:

"100 знаменитых художников 14-18вв.", (Харьков, издательство "Фолио", 2001г)
Лувр-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Прадо-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Bosch: Between Heaven and Hell (Basic Series: Art) by Walter Bosing. TASCHEN America , 2000.
The Secret Heresy of Hieronymus Bosch by Lynda Harris. Floris Books, 2002.
Hieronymus Bosch: The Complete Paintings and Drawings by Jos Koldeweij, Paul Vandenbroeck. Harry N. Abrams, 2001.
Сайты музеев, где находятся картины

Иероним Босх, нидерландский художник эпохи Возрождения, до сей поры остается наиболее загадочной личностью в истории средневековой живописи. Возникший в 20 веке сюрреализм вытащил произведения Босха из запасников картинных галерей, где они дожилась подходящего момента, и, сопроводив их псевдобиографическими данными, выставил на суд современного зрителя. В комментариях к его произведениям, Босха представляли то ли колдуном, то ли еретиком, то ли алхимиком. Но при более внимательном рассмотрении творчества этого художника, можно все подобные домыслы отнести на счет буйной фантазии авторов подобных комментарий. Его настоящее имя - Иерун Антониссон ван Акен, а псевдоним, под которым он стал известен – Босх, это место его рождения. Художник родился в Хертогенбоссе, одном из четырех самых крупных городов герцогства Брабантского. Сейчас он находится на юге современной Голландии.

Биография Босха кратко

Очень незначительное количество сведений о жизни Иеронима Босха, не дает возможности без излишней доли домысливания пересказать биографию этого необычного даже для нестандартной среды художника, которого трудно воспринимать современному обывателю. Особенно это затруднено тем, кто не считает себя приверженцем какой – либо религии. Хотя для тех, кто интересуется культурой средневековой Европы, сюжеты картин Босха не покажутся бредом сумасшедшего, запечатленные им в горячечном бреду. Ведь не секрет, что именно так большинство ценителей живописи относится к творчеству Иеронима Босха. Довольно точно известно, что Босх под именем Иерун Антониссон ван Акен родился около 1450 года в семье потомственных живописцев, чье ремесло передавалось по наследству. Так как история не сохранила творчество родственников Босха, трудно говорить о сохранении традиций, или противопоставлениях в его семье. Биографы смогли найти упоминания, что у Босха были еще два брата и сестра.

В 1480 году в документах городского архива он упоминается уже как самостоятельный художник, который женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Можно предположить, что муж получил солидное приданое и не испытывал нужды в деньгах, что подтверждают финансовые документы из тех же архивов. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Это является подтверждением, что художник творил не ради заработка как большинство его коллег – живописцев. Весьма нетипичный случай для художника.

Босх и Братство Богородицы

В 1486 году Иерун ван Акен становится членом религиозной организации города Братство Богородицы, основанной в 1318 году и существующим поныне. В 15 веке эта организация играла весьма важную роль, как в политической, так и в финансовой жизни города. Поклонением членов этого общества являлся образ Богородицы, который находился в главном городском храме. За всю историю существования Братства Босх был единственным художником среди его членов, и к тому же не имевшим богословского образования. Быть членом такой серьезной и авторитетной религиозной организации – это не только престижно для социального статуса, но и довольно выгодно с практической точки. Босх смог приобрести отличные связи через свое членство и получать выгодные заказы не только от богатых и знатных соотечественников, но и от государственных личностей. Очень уважал творчество художника бургундский герцог Филипп Красивый, будущий король Кастилии Филипп I. Именно Босху, который начал так подписывать свои произведения, он поручает расписать большой алтарный образ, получивший название «Страшный суд».

Работал Босх и для других коронованных особ - для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для регентши Нидерландов Маргариты Австрийской. Благодаря этим именитым заказчикам, имя Босха приобретает известность в Европе. Можно предположить, что с 1499-го по 1503-й годы художник провел в Италии, потому что в этот период о нем не упоминается в документах Братства. И тогда, вполне вероятно, что на знаменитой картине художника Джорджоне "Три философа», Босх изображен вместе с автором и великим Леонардо да Винчи. Согласно документам Братства знаменитый мастер скончался 9 августа 1516 года.

За пять веков это имя то возносилось до небес, то растворялось в забвении. Босх, картины которого сейчас объявляются или извлеченными из глубин подсознания, или простыми страшилками, или карикатурами, остается загадкой, тайной, которая влечет…

Потомственный художник

Точных сведений о жизни мастера немного. Его настоящим именем считается Ерун Антонисон ван Акен.

От названия его родного города на границе Голландии и Фландрии (Бельгии) - Хертогенбоса - произошло его прозвище - Босх. Картины художника представлены в виде копий в музее городка, где прошла вся его жизнь: от рождения (примерно 1450 год) до погребения (1516 год).

Он выбрал, видимо, по художниками были его дед, отец и дяди. Удачная женитьба избавила от материальных проблем, всю жизнь он входил в Братство Богоматери, выполняя для него живописные заказы.

Современник Леонардо

Он жил в эпоху Возрождения, но как неповторим и своеобразен был Босх! Картины мастера не имеют ничего общего с тем, что происходило на юге Европы, не по форме, не по содержанию. Большинство сохранившихся живописных шедевров мастера - складни-триптихи или их части. Внешние створки обычно расписывались в технике гризайли (монохромно), а открыв их, можно было увидеть полноцветное впечатляющее изображение.

Именно так выглядят главные шедевры, автором которых признаётся Иероним Босх: картины «Воз сена» (1500-1502), «Сад земных наслаждений» (1500-1510), «Страшный суд» (1504), «Искушение Святого Антония» (1505) и др. То есть это целых четыре полотна, вернее, досок, объединенных общей темой. Сохранившиеся части складней имеют высокую самостоятельную художественную ценность.

«Корабль дураков»

Это сохранившаяся часть триптиха - центральная, две другие предположительно назывались «Обжорство» и «Сладострастие». Именно об этих пороках идет речь на сохранившемся изображении. Но как у любого гения, здесь отсутствует простая, однозначная назидательность. «Корабль дураков» - картина Босха, в которой нет бесконечной череды символов и сложных шифров, но нельзя её назвать и простой иллюстрацией к проповеди.

Странная лодка, сквозь которую проросло дерево. В ней сидит веселая компания, в том числе монах и монашка, все самозабвенно поют. Их лица - без признаков особой мыслительной деятельности, они похожи и страшны особенной пустотой. Не случайно здесь присутствует еще один персонаж - одиноко отвернувшийся от них шут. Уж не из шекспировских ли он трагедий?

Гений фантазии

«Сад земных наслаждений» - взлет фантазии Босха и величайшая загадка мирового искусства. На внешних створках в оттенках серого - мир на третий день творения: свет, земля и вода, а человек представлен на развороте. Босха - очень сложное дело, а это произведение похоже на гигантскую симфонию, переполненную деталями и образами.

Левая часть посвящена происхождению жизни: господь представляет Адаму первую женщину, заселен Но среди них уже поселилось зло - кошка душит мышь, лань убита хищником. Разве так было задумано Господом?

В центре - многофигурная композиция, которую называют ложным раем. Над круговоротом жизни в виде замкнутой кавалькады всадников - фантастически красивое озеро с четырьмя протоками, с небом, в котором летают птицы и люди. Внизу - удивительная масса из людей, непонятных механизмов, невиданных существ. Все они заняты какой-то страшной суетой, в которой одни видят безмерную похоть, другие - вычурные иероглифы, обозначающие самые страшные грехи.

Справа - ад, населенный самыми чудовищными образами - ожившими ужасами и галлюцинациями. Эту композицию называют еще «Музыкальный ад»: здесь много образов, связанных со звуками и музыкальными инструментами. Есть теория, что это продиктовано Братством Богоматери, членом которого был Иероним Босх. Картины ада, заполненного какофонией, - результат включения в церковную службу музыкального сопровождения, против чего протестовало Братство.

Тайна Босха

Людям всегда хотелось разгадать загадку по имени Босх. Картины, написанные фантастически одаренным живописцем, будоражат даже специалистов-психологов. Одни современные психоаналитики доказывают, что образы на картинах художника могут быть рождены только психически больным сознанием. Другие считают: чтобы так изображать многообразие человеческих грехов, надо обладать порочной натурой.

Одни историки считают босховские композиции записью алхимических рецептов, где в виде фантастических существ зашифрованы компоненты и манипуляции для получения драгоценных эликсиров и снадобий. Другие записывают художника в члены тайной секты адамитов - сторонников возвращения к невинной природе - Адама и Евы, звавших к большей сексуальной свободе.

Приходится признать, что тайна образов и символов художника навсегда похоронена в реке времени, и каждому придется отгадывать её самостоятельно. Эта возможность находить собственные ответы на загадки мастера - лучший дар Иеронима Босха потомкам.

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (Jeroen Anthoniszoon van Aken) , более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) - удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком.

Прежде чем перейти к его творчеству, хотелось бы сказать пару слов о его биографии. Да, именно «пару слов», так как это один из немногих величайших художников, о жизни которого практически ничего не известно. А известные факты настолько банальны, что совершенно не позволяют провести какую-либо параллель между личностью художника и его нереальным, фантастическим творчеством.

Доподлинно известно, что Иероним Босх был рожден в семье потомственных художников, при этом год его рождения точно не установлен. Псевдоним свой он взял от названия города Хертогенбос (Северная Фландрия, Нидерланды), в котором он родился. Поскольку о периоде его обучения ничего не известно, предполагается, что обучение живописи он проходил в семейной мастерской. В зрелом возрасте он женился на обеспеченной патрицианке и большую часть жизнь провел в ее имении, обеспеченный материально и вольный писать так, как он хотел. Вот, в принципе, и всё…

Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго.

Период его творчества приходится на этап перехода от эпохи культуры Средневековья к эпохе Ренессанса, что частично объясняет удивительное сочетание в его картинах и средневековой фантастики, фольклора, и зачатков пейзажной, жанровой живописи.

Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности, и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний.

Так, почти все его картины наполнены огромным количеством различных предметов, приспособлений, людей, животных и растений, соседствующих с разнообразными фантастическими существами, уродцами и незнакомыми нам символами, разрушающими реальность происходящего.

При этом, как правило, основную их массу составляют различные калеки, нищие, разного рода уродцы, какие-то страшные и отвратительные демонические твари, а реальные сюжеты обретают совершенно жуткие и необъяснимые черты.

До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию.

Кто-то полагает, что художник разочаровался в сущности человеческой, что у него были даже приступы неприязни к людям, поэтому он пытался показать всю ущербность человеческой природы, допускающей различного рода жестокости, издевательства и предательства.

Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. Он изображает ад во всем его разнообразии, в том числе, в виде кухни, где «варятся, жарятся и по-разному мучаются» грешники.

И если в раннем творчестве художника ад был ограничен пределами преисподней, то в дальнейшем он постепенно начинает проникать в земную жизнь, становиться ее полноценной и неотделимой частью.
В любом случае, творчество Иеронима Босха никого не оставит равнодушным.

И, не смотря на то, что до нашего времени сохранилось лишь около двух десятков его картин, да дюжина рисунков, специалисты до сих пор продолжают пересказывать и анализировать их сюжеты и детали, хотя занятие это совершенно неблагодарное.

Каждый человек видит в его картинах то, что подсказывает ему его собственное воображение и фантазия, жизненный опыт и приобретенные знания, а также внутренний мир и отношение, как к окружающим его людям, так и к жизни в целом.