Клод моне, пьер огюст ренуар. Купание в "лягушатнике" Ренуар лягушатник описание

Оригинальное название: La Grenouillère
Год создания: 1869

Лето 1869 года Клод Моне провел вместе со своим другом Огюстом Ренуаром, тесно сотрудничая с ним в поисках новой темы для рисования. Они установили свои мольберты близ "Лягушатника", одного из популярных мест отдыха парижан на Сене. Находящееся в Круасси рядом с Буживалем, западном пригороде Парижа, это речное кафе привлекало горожан своим удобным расположением для купания и катания на лодках. К концу весны 1869 года Моне вместе со своей молодой семьей переехал в Сен-Мишель, деревню под Буживалем, чтобы остаться там до следующего лета. "Лягушатник" вместе с речным рестораном идеально подходил для наблюдения за людьми в их раскрепощенных и повседневных позах. Также, в большей степени для Моне, чем для Ренуара, это дало возможность исследовать его любимые атмосферные эффекты на воде. Картина "Лягушатник" это в равной мере эссе об отражении солнечного света на водной поверхности и тщательное изучение человеческих взаимодействий и поз отдыхающих, заимствованных из ранних карикатурных работ художника. Фигуры на крошечном круглом острове в центре холста, известном как "Камамбер", одеты в самые разные виды одежды: от длинных черных купальных костюмов по моде 1860-х годов на женщинах слева, до джентльменов в высоких шляпах и белых брюках с женщинами в длинных кринолиновых юбках справа. Они окружены гребными лодками спереди, обнаженными по пояс купальщиками слева и посетителями плавучего ресторана справа. Все классы смешаны, что делает "Лягушатник" необычным зрелищем. После отказа жюри парижского Салона весной 1869 года Моне был готов к переменам. В письме к своему другу писателю Арсену Уссе от 2 июня он писал: "Отказ в Салоне полностью убедил меня... Переезд завершен, и я нахожусь в очень хороших условиях и полон решимости работать, но, увы, этот фатальный отказ почти лишил нас хлеба и, несмотря на то, что мои цены немного подняты, дилеры и коллекционеры поворачиваются ко мне спиной." Моне отчаянно пытался найти новую манеру живописи, которая могла бы обрести массовую привлекательность. В "Лягушатнике" он наткнулся на что-то новое и не совсем понял, что нашел. К концу лета, все еще сетуя, что ему нечего будет представить в предстоящем Салоне, он написал Базилю: "У меня есть мечта, картина, купальня в "Лягушатнике", для которой я сделал несколько грубых эскизов, но это мечта. Ренуар, который провел здесь два месяца, также хочет написать эту картину." Существует мнение, что данная работа входила в число тех "грубых эскизов", упомянутых в письме. Наряду с персонажами, выполненными в карикатурной манере с не прорисованными чертами лица, Моне подчеркнул контуры природы справа, обозначив их в беглой манере. Художник ограничил свою палитру двумя или тремя тонами зеленого, чтобы изобразить деревья на левом берегу Сены напротив сцены с "Камамбер" и сфокусировался на отражениях в воде от тех же деревьев, лодок и купальщиков. Водная рябь, состоящая из попеременных мазков синего, зеленого и черного, подобно бравурной азбуке Морзе или исполнению в стиле стаккато, уводит зрителя от мирского объекта, чтобы сосредоточить его внимание на самом применение краски. "Лягушатник" был именно той картиной, которая заставила бы критика Луи Леруа назвать Моне и его друзей "импрессионистами" в его обзоре их первой выставки пять лет спустя.


Клод Моне. "Купание в "Лягушатнике". 1869. Масло на холсте с белым грунтом. / Пьер Огюст Ренуар. "Лягушатник", 1869 г. Холст, масло. 59х80 см. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

"Лягушатник" представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок, который одни называли "цветочным горшком", другие - "камамбером". Прелестный уголок, с привычно царившей здесь во времена Второй империи атмосферой беззаботности и счастья, подробно описан и братьями Гонкурами, и Золя, и Мопассаном. Последнему особенно была по душе веселая атмосфера "Лягушатника". В новелле "Жена Поля", вышедшей одновременно с "Заведением Телье", описана "целая флотилия яликов, гоночных лодок-одиночек, байдарок, шлюпок, самых разнообразных по форме и материалу, которые скользили по неподвижной глади, сталкивались, задевали друг друга, цеплялись веслами, внезапно останавливались от мощного захвата и расходились от толчка жилистой руки и мчались по волнам, напоминая желтых и красных рыб".

"Лягушатник" заслужил это прозвище тем, что здесь с большом количестве собирались хорошенькие девицы легкого поведения, так называемые "лягушки", приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Иногда они приезжали в одиночестве, в надежде поймать клиента, для наживки используя вызывающие, крикливых расцветок наряды.

В "Лягушатнике" можно было найти и здоровое развлечение - спорт. Собирались молодые загорелые юноши в майках, белых брюках и соломенных шляпах, перекликались между собой, бросали друг другу вызов или размещали на своих утлых суденышках подружек в светлых платьях, прятавшихся под разноцветными зонтиками на краю ялика. "Разнежившиеся парочки время от времени брали лодку напрокат и плыли по течению. Вокруг медленно проплывали берега, зеленые массивы с темными просеками, с затоптанной воскресными пикниками травой, жиденькие деревья, ярко раскрашенные барки, погрузившие бока в струящуюся воду, мерцающий свет, играющий на поверхности стоящих у причала яхт, сверкающие берега, оживляемые присутствием большого числа кораблей, везущих песок, чистивших каналы, и множество тележек, запряженных белыми лошадьми.

Часто в небольших, заросших травой бухточках, на прохладных полянках под ивами, на сочных лужайках отдыхающие разбредались в разные стороны и, небрежно развалившись на траве, старались пересидеть жаркое время сиесты в тени деревьев, так что лишь кое-где можно было заметить то соломенную шляпку, то красную блузу, то волан какой-нибудь нижней юбки..." Типично импрессионистская картина, описанная в романе братьев Гонкуров "Манетта Саломон".

По вечерам все общество собиралось на понтоне, освещенном цветными фонарями, которые отбрасывали на воду блики. Вот когда начинался праздник! Оркестр из пяти музыкантов исполнял вальсы, галоп и кадрили.

В тот период Ренуар и Моне работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причем в очень близких друг другу стилях. Не всякий знаток, даже при пристальном изучении определит, кто автор того или иного произведения. Эти живописные полотна можно назвать в полном смысле слова импрессионистскими. В них воплотились все характерные черты движения: исследование воды и бликов, цветные тени, прозрачность, мерцание цвета, деление мазка, использование светлой палитры, ограничивающейся тремя основными и тремя дополнительными цветами.

Удивительным и, можно сказать, чудесным образом вышло так, что, разрабатывая принципы жизнеутверждающей живописи, Моне и Ренуар познали свои самые мрачные дни. Безденежье вынуждало Ренуара возвращаться под семейный кров, а Клода Моне, уже не получавшего денежного пособия от родных и не сумевшего ничего продать из своих картин, преследовал голод. Ему нечем было кормить Камиллу и сына, несмотря на постоянные призывы о помощи. Мольбы его не всегда получали отклик, и Ренуар неоднократно спасал семью Моне от голода, принося им что-нибудь со своего стола..."
(По материалам книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. - М.: Мол.гвардия, 1999. - 301с.)

Клод Моне. Лягушатник, 1869. Метрополитен-музей, New York


Пьер Огюст Ренуар. Лягушатник, 1869. Холст, масло. 66×81 см. Национальный музей Швеции, Стокгольм



Клод Моне. Купание в Лягушатнике. 1869. Масло на холсте с белым грунтом.


Пьер Огюст Ренуар. Лягушатник, 1869 г. Холст, масло. 59х80 см. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Лягушатник 1869г Oskar Reinhart Foundation, Winterthur, Switzerland

«Лягушатник» (фр. La Grenouillère) - картина французского художника Пьера Огюста Ренуара, написанная в 1869 году.
«Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок. В этом месте на Сене между Шату (фр. Chatou) и Буживалем к северо-западу от Парижа была целая группа островов, куда парижане приезжали на отдых. Эти места подробно описаны братьями Гонкурами («Манетт Саломон»), Эмилем Золя и Мопассаном.
«Лягушатник» получил своё название благодаря тому, что здесь в большом количестве собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Иногда они приезжали в одиночестве, в надежде поймать клиента, для наживки используя вызывающие, крикливые наряды.
В августе 1869 года Ренуар и Моне работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причём в очень близких друг другу стилях. Оба художника написали по картине, изображавшей «Лягушатник», где кафе показано практически с одной точки. Однако если Моне больше заинтересован пейзажем и природой, то Ренуар увлечён изображением людей. На картине Моне посетители второстепенны, а у Ренуара наряды написаны особенно тщательно.

"Лягушатник" представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок, который одни называли "цветочным горшком", другие - "камамбером". Прелестный уголок, с привычно царившей здесь во времена Второй империи атмосферой беззаботности и счастья, подробно описан и братьями Гонкурами, и Золя, и Мопассаном. Последнему особенно была по душе веселая атмосфера "Лягушатника". В новелле "Жена Поля", вышедшей одновременно с "Заведением Телье", описана "целая флотилия яликов, гоночных лодок-одиночек, байдарок, шлюпок, самых разнообразных по форме и материалу, которые скользили по неподвижной глади, сталкивались, задевали друг друга, цеплялись веслами, внезапно останавливались от мощного захвата и расходились от толчка жилистой руки и мчались по волнам, напоминая желтых и красных рыб".

"Лягушатник" заслужил это прозвище тем, что здесь с большом количестве собирались хорошенькие девицы легкого поведения, так называемые "лягушки", приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Иногда они приезжали в одиночестве, в надежде поймать клиента, для наживки используя вызывающие, крикливых расцветок наряды.

В "Лягушатнике" можно было найти и здоровое развлечение - спорт. Собирались молодые загорелые юноши в майках, белых брюках и соломенных шляпах, перекликались между собой, бросали друг другу вызов или размещали на своих утлых суденышках подружек в светлых платьях, прятавшихся под разноцветными зонтиками на краю ялика. "Разнежившиеся парочки время от времени брали лодку напрокат и плыли по течению. Вокруг медленно проплывали берега, зеленые массивы с темными просеками, с затоптанной воскресными пикниками травой, жиденькие деревья, ярко раскрашенные барки, погрузившие бока в струящуюся воду, мерцающий свет, играющий на поверхности стоящих у причала яхт, сверкающие берега, оживляемые присутствием большого числа кораблей, везущих песок, чистивших каналы, и множество тележек, запряженных белыми лошадьми.

Часто в небольших, заросших травой бухточках, на прохладных полянках под ивами, на сочных лужайках отдыхающие разбредались в разные стороны и, небрежно развалившись на траве, старались пересидеть жаркое время сиесты в тени деревьев, так что лишь кое-где можно было заметить то соломенную шляпку, то красную блузу, то волан какой-нибудь нижней юбки..." Типично импрессионистская картина, описанная в романе братьев Гонкуров "Манетта Саломон".

По вечерам все общество собиралось на понтоне, освещенном цветными фонарями, которые отбрасывали на воду блики. Вот когда начинался праздник! Оркестр из пяти музыкантов исполнял вальсы, галоп и кадрили.

В тот период Ренуар и Моне работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причем в очень близких друг другу стилях. Не всякий знаток, даже при пристальном изучении определит, кто автор того или иного произведения. Эти живописные полотна можно назвать в полном смысле слова импрессионистскими. В них воплотились все характерные черты движения: исследование воды и бликов, цветные тени, прозрачность, мерцание цвета, деление мазка, использование светлой палитры, ограничивающейся тремя основными и тремя дополнительными цветами.

Удивительным и, можно сказать, чудесным образом вышло так, что, разрабатывая принципы жизнеутверждающей живописи, Моне и Ренуар познали свои самые мрачные дни. Безденежье вынуждало Ренуара возвращаться под семейный кров, а Клода Моне, уже не получавшего денежного пособия от родных и не сумевшего ничего продать из своих картин, преследовал голод. Ему нечем было кормить Камиллу и сына, несмотря на постоянные призывы о помощи. Мольбы его не всегда получали отклик, и Ренуар неоднократно спасал семью Моне от голода, принося им что-нибудь со своего стола..."

По материалам книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. - М.: Мол.гвардия, 1999. - 301с.


Огюст Ренуар. «Лягушатник» 1869


Лягушатник
1869г, 81x66см
Nationalmuseum,
Stockholm, Sweden

Огюст Ренуар довольно часто работал вместе с ещё одним ярким представителем молодых импрессионистов, Клодом Моне. Художники писали картины с одной натуры, наблюдали за светом и тенью в природе и изучали возможности палитры в передаче этих эффектов. Примером их союза являются знаменитые полотна «Лягушатники» - картины, написанные не только с одной натуры, но и названные одинаково. Сюжет полотен прост - плавучее кафе с веселящейся публикой на фоне деревянных лодок, ожидающих своих пассажиров.

Ренуар, оптимист по натуре, через все своё творчество пронес любовь к отображению праздника жизни, танцующих или отдыхающих дам и кавалеров. Художник старался не обращать внимания на темные стороны бытия, он искренне считал, что искусство должно дарить людям прекрасные мгновения наслаждения, а не выполнять роль назидания или скучного поучения.

Ренуаровский «Лягушатник» на первый взгляд кажется эскизом, а вовсе не законченным произведением, кадрировка сцены как бы случайна. В известной степени это так и было, сцена изображена именно такой, какой её увидел художник, без усложненной продуманной композиции, уравновешивания планов и построения перспективы.


Лягушатник
1869г
Oskar Reinhart
Foundation,
Winterthur, Switzerland

Художник преследовал совсем другую цель – захватить и передать атмосферу веселья и беззаботности теплого летнего дня, поймать блики света на воде, солнечные рефлексы на платьях дам (хотя дамами этих особ можно назвать с натяжкой: большинство героинь картины - девицы легкого повеления, обитательницы кафе с сомнительной репутацией). Работа с живой натурой требовала написания картины за очень короткое время, поэтому, Ренуар и Моне работали в особой технике письма - широкими быстрыми мазками, лишь обозначавшими фигуры людей и намечавшими окружающую обстановку, но, не растрачиваясь на выписывание деталей. Этот новый стиль, так сказать, недосказанная живопись не понравился публике, а выглядящая небрежной художественная манера молодых импрессионистов вызывала нарекания.

Но именно в передаче мимолетных ощущений от состояния природы и была суть нового движения в живописи. Импрессионизм зародился на пленэре. Постоянные изменения освещения были очень важны для тех, кого в будущем, сначала иронично и ругательно назовут импрессионистами. Это необычное стремление передачи впечатлений ускользающей, изменчивой действительности и провело четкую грань между их творчеством и «мертвой» академической живописью.


Лягушатник
1869г 80x59см
Hermitage,
St. Petersburg,
Russia

Классическая академическая живопись существовала лишь в контексте узкого спектра мифологической, религиозной и исторической тематик, не признавая изображения современной эпохи. Это было искусство идеализации, привнесения во все искусственного внутреннего порядка и четкой структуры. Предметы и вещи на натюрмортах, пейзажах и портретах изображались идеализированными, а не такими, какими их видит человеческий глаз на самом деле. Мечтой импрессионистов было вернуть живописи настоящую жизнь. Молодой Ренуар, вслед за Моне стал писать на пленэре, так как только такой метод позволял добиваться передачи естественного солнечного освещения, придавая картине ту непосредственность, которая необратимо утрачивается при работе в мастерской по памяти. Именно свет стал основным «действующим лицом» их картин. Однако, в отличие от Моне, Огюста Ренуара больше интересовала человеческая фигура, помещенная в эту волшебную свето-воздушную среду, чем природа сама по себе.