Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования Знакомая форма – новый образ

Мастерская для родителей «Рисуем вместе» нетрадиционное рисование

Вставка рисунка

Составитель: Маланич Ирина Дариевна, педагог дополнительного образования

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа – интернат для обучающих с ограниченными возможностями здоровья»

Нягань 2015

Цель : привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, к пользе нетрадиционных техник рисования. Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; способствовать пониманию значения развития детского творчества.

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами побываем в стране Творчества, познакомимся с традициями этой страны и её особенностями. Кто-то скажет нам все это известно, но я очень надеюсь, что какие-то открытия ждут всех. Все рисовали в детстве? А кто продолжает рисовать и сейчас?

Рисование – это обязательный этап в развитии каждого человека. Все мы в детстве рисовали: кто-то в альбомах, кто-то мелом на асфальте, кто-то на обоях или линолеуме. Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты изобразительной деятельности (рисунки, поделки и др.) – это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром, по рисункам можно определить состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Большую роль творческая деятельность может сыграть в развитии ребенка по причине своей доступности. Как же научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует много приемов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы.

Итак, учимся рисовать необычные рисунки обычными предметами!





Капли дождя нарисуем клеем пва и повесим вертикально рисунок сушиться, когда клей высохнет, на бумаге останутся прозрачные капельки, похожие на дождик .




Рисование пальчиками

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ

РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ

ПЕЧАТЬ ПАРАЛОНОМ

ПОРОЛОНОВЫЙ ТЫЧОК (малый)

ПОРОЛОНОВЫЙ ТЫЧОК БОЛЬШОЙ


Листья растений (деревьев, цветов)


СПИЧЕЧНЫЙ КОРОБОК

ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

МЯТАЯ БУМАГА


ПРОБКИ, ВИЛКА

ПЛАСТИКОВАЯ ТРУБОЧКА

Пластиковая бутылка

Наша задача - помочь детям открыть дверь в самый удивительный мирволшебный мир детского творчества!

Дерзайте , фантазируйте!

Спасибо за внимание!

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"


Художник хочет рисовать,
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может…

Он чертит палкой по земле,
Зимою пальцем на стекле,
и пишет углем на заборе,
и на обоях в коридоре.

Рисует мелом на доске,
На глине пишет и песке,
Пусть нет бумаги под руками,
И нет денег на холсты,

Он будет рисовать на камне,
И на кусочке бересты.
Салютом он раскрасит воздух,
Взяв вилы, пишет на воде,

Художник, потому художник,
Что может рисовать везде.
А кто художнику мешает,
Тот землю красоты лишает!

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в соей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Для каждой возрастной группы они свои.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
рисование пальчиками
рисование ватными палочками
тычок жесткой полусухой кистью
рисование ладошками
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
оттиск поролоном
печать по трафарету
свеча и акварель
набрызг
тычкование
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
кляксография обычная
рисование зубочисткой
монотипия
батик
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Нетрадиционные художественно-графические техники:
Штампование
Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.
«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.
«Рисование ладошкой или пальчиками»
Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск смятой бумагой»
Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
«Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Рисование ватными палочками»
Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!
«Рисование по мокрой бумаге».
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»
Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д.
«Кляксография»
Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.
«Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
«Рисование мыльными пузырями»
Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать.
Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.
«Ниткография»
Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.
«Батик»
Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.
Рисование нетрадиционной техникой:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Советы родителям:
материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства,
предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Консультация для родителей на тему:

« Использование нетрадиционных техн ик рисования в развитии креативных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

интеллектуальному развитию ребенка;

коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

учит детей свободно выражать свой замысел;

развивает мелкую моторику рук.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих техник:

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги.

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного.

В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью . Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания, необходимы: густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Достаточно сложной техникой является набрызг . Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Интересной изобразительной техникой является кляксография . Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Также существует техника « рисование нитками » (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных , бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже . В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Хамдохова Арина
Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Нетрадиционные техники рисования

в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности : рисование , лепка, аппликация и конструирование . В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада , окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Мы успешно использовали методику ознакомления детей с изобразительной деятельностью Т. С. Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник , предлагаемых для изображения образа, так дети с удовольствием рисуют пальцами, пластелином и т. д.

Изучив работы различных авторов, таких как Г. Б. Кибишевой программу «Вдохновение» , И. А. Лыковой - «Методическом пособии для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду » мы нашли очень много интересных идей и поставили перед собой следующие задачи :

Сформировать у детей технические навыки рисования .

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования .

Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования .

В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью.

Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием . Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы : простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности мы широко используем разнообразные материалы, и убедились : детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараемся подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом , который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений . Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

В работе на протяжении нескольких лет широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования .

«Пальчики-палитра» рисование пальчиком .

Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра.

Это не сложная, но очень интересная техника , которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием.

^ Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.

Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы мы рисовали «пушистого мишку» .

К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой » и сами придумывают темы для рисования , используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок. «Пальчиковым методом» дети рисовали сюжеты к сказке Аксакова «Аленький цветочек» . Работы получились очень удачными.

^ Следующая техника – рисование ладошкой .

Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Следующей нетрадиционной формой обучения , которую использую в работе, является рисование штрихом .

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы : «Цыпленок» и «Петушок с семьей» . Это не сложный и довольно выразительный метод рисования , в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

Из анализа детских работ можно сделать вывод, что не все дети умеют контролировать амплитуду колебаний своей руки. Штрихи получаются разной величины, порой со слабым нажимом на карандаш. Поэтому мы рекомендуем воспитателям с детьми в свободное время чаще тренировать руку, чтобы закрепить навыки штриховки.

Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге . В данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рисовать акварелью сложнее , чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море» , как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

^ Рисование восковыми мелками , свечой и акварелью.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. В этой технике мы рисовали на тему «Вологодские кружева» .

Также мы используем и такую новую технику рисования , как граттаж.

Интересно в этой технике прошли занятия на темы : «Зимний лес» , «Прогулка в парке» , «Ночные сказки» .

^ Мазковая живопись.

Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы : «Травка» , «Елочка» и т. п.

Очень интересны и такие приемы рисования , как – монотипия и диотипия (техника печатки ) .

Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Город в дождливую погоду» , «Деревья отражаются в реке» . Дети рисовали с удовольствием , им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.

Понравилась детям и такая техника , как батик – роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам. Это очень трудная, но интересная работа, которая способствует развитию творчества у детей. Мы с детьми рисовали «Вербу в вазе» . Дети удачно проявили себя, каждая их работа была неповторима. Они показали безграничность детского творчества .

Еще один нетрадиционный прием – набрызг . Это очень не простая техника . Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы : «Снегопад» , «Листопад» . Это сложная техника , у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

^ Рисование пластилином . Данная техника требует усидчивости , терпения и желания довести дело до конца. С детьми старшей группы мы рисовали «Лебединое озеро» , «Попугайчика» , а с детьми подготовительной группы провели творческое занятие на тему «Сказки А. С. Пушкина» .

Также в своей работе мы используем и другие нетрадиционные методики рисования :

- рисование мелом ;

- рисование углем и сангиной ;

- рисование с использованием природного материала;

Африканская роспись;

- рисование тычком (жесткой кистью) ;

- рисование манкой ;

- рисование при помощи ниток .

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах .

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Литература

Грек В. А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.

Зеленина Е. Л. Играем, ползаем, рисуем : Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : Обучение детей техническим навыкам и умениям . //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.

Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.) ». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007.

Мосин И. Г. Рисование : Учеб. пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург : У-Фактория, 1996.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.) » /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра : Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Академия развития, 1997.

Художественное творчество в детском саду : Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.

Тема проекта – технологии:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
Цель: Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи: 1) Исследование художественных способностей детей старшего возраста в изодеятельности.
2) Разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами.

3) Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
I этап – подготовительный.
Цель: 1) Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.
2) Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
3) По итогам диагностики подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений и т.д.
Создание развивающей среды.
Создание развивающей среды имеет большое значение для успешного обучения рисованию. При создании развивающей среды в группе мы опирались на ряд принципов:

  • Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворить возможное желание ребенка уединиться в процессе творчества.
  • Принцип стимулирования активности, самостоятельного творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования.
  • Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рационального содержания, позволяющем реализовать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду и по своему усмотрению если этого требуют их настроение, желание.

В уголке ИЗО находятся в достаточном количестве бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры. Все выше перечисленное хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам. рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по аппликации, лепке и рисованию. На специальном стенде находятся рисунки детей. В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по ИЗО. Имеются также мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место. К шкафам свободный доступ.

Формы взаимодействия с родителями.

Сроки выполнения

1.Совместная экскурсия с детьми и родителями в лес. (Подготовить материал для нетрадиционных техник рисования – листочки, веточки, шишки, мох и т. д.)
2. Анкетирование на тему: « Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей».
3. Выставка « Подарки осени» - поделки из природного материала, овощей, композиции из цветов.

Сентябрь

1. Собрание на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
2. Практикум « Творим без кисточки» - познакомить родителей с приемами фотокопии – рисовании свечей, кляксографии с трубочкой, рисовании ниткой и др.

1. Оформить папку – раскладушку на тему: « Советы родителям по работе с краской».
2. Открытое занятие по изодеятельности для родителей.

1. Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку с использованием нетрадиционных техник.

1. Советы родителям « В музей с ребенком».
2. Экскурсия детей с родителями в музей изобразительного искусства.

1. Консультация для родителей « Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке».
2. Фотовыставка « Уголок изодеятельности в семье».

  • Рекомендации родителям « Рецепты приготовления соленого теста для лепки».
  • « Придумай и сделай герб своей семьи» - использовать соленое тесто, пластилин.

1. Совместное занятие по рисованию с использованием нетрадиционных методик.
2. Коллаж « Моя любимая сказка» - использование открыток, фантиков, аппликации, оригами, рисования и т. д. (Совместная работа родителей и детей).

1. Выставка детских рисунков с использованием нетрадиционных методик для родителей.
2. Праздник рисования с участием родителей.