Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. Контраст в музыке Смотреть что такое "Контраст в музыке" в других словарях

Контраст в музыке - сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Контраст в музыке" в других словарях:

    Сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Темп в музыке, скорость течения (смены) метрических счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т.… … Большая советская энциклопедия

    - (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… … Музыкальная энциклопедия

    Ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… … Энциклопедия Кольера

    Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия

    - (от лат. variatio изменение, разнообразие) муз. форма, в к рой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.… … Музыкальная энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Земфира (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рамазанов. Земфира … Википедия

    В общем смысле муз. элемент иск ва хореографии, музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических и др.), а также производная от неё категория муз. произв., не предназначенных для танцев и имеющих самостоят. художеств.… … Музыкальная энциклопедия

    - (калька греч. pous, лат. pes, букв. нога, ступня) составная часть метрич. построения стиха. Возникший в антич. стихосложении на стадии муз. танц. словесного единства, этот термин применяется к др. стиховым и муз. ритмич. системам с нек… … Музыкальная энциклопедия

    Альфред Гариевич (1934 1998) Русский композитор советского и постсоветского периодов. Родившись в г.Энгельсе АССР немцев Поволжья (ныне Саратовская обл.), большую часть жизни прожил в Москве, с 1989 в Гамбурге (ФРГ). Один из наиболее крупных… … Энциклопедия культурологии

Сегодня мы рассмотрим, что такое контраст относительно различных областей искусства и науки. Этот термин нам встречается в музыке, математике, физике и литературе, в театральном контексте и в кинематографе. Контраст также имеет большое значение для фотографии и даже для картины, написанной красками или карандашами.

Общее краткое понятие

Для начала определяемся с контраст, вне зависимости от какой-либо отрасли. Термин происходит от французского слова contraste, что переводится на русский как "противоположность". Суть контраста заключается в разности двух (стандартный вариант) элементов. Их отличия могут заключаться не только в размерах, но и в формах, цветах, возрасте… кроме того, контраст может встречаться нам в неосязаемых вещах. ассоциации, мечты, сны, голоса, впечатления и так далее.

Музыка и ее выражение

Каждый музыкант прекрасно знает, что такое контраст в музыке. Мы воспользуемся их знаниями и обогатим свой кругозор. В основе ярких, эмоциональных и нестандартных произведений лежит именно контраст. Он достигается путем сопоставления принципиально разных музыкальных единиц. К примеру, это может быть контрастность оттенков - резкий переход от громко сыгранного аккорда к тихому перебору нот. Разница может заключаться в ладах - первая часть произведения исполняется в миноре, а заключительная - в мажоре (Фантазия ре-минор Моцарта). Аналогично контрасты в музыкальном искусстве проявляются в ритме (смена размера в середине произведения), в темпе, в штрихах. Очень оригинально звучат пьесы, в которых чередуется плавное легато и отрывистое стаккато.

Живопись

С момента зарождения самых первых видов искусства люди знали, что такое контраст, но пользовались этим приемом очень осторожно. Во времена античности, в средние века, и даже в эпоху Возрождения в моде была выдержанная в одном русле цветовая гамма. То есть если картина должна быть темной - то и все ее элементы состоят либо из серых тонов, либо из коричневых. Если же изображается нечто светлое, то и все краски подбираются в соответствии с этим правилом. В конце 19-го века творцы стали отступать от этих стандартов, и в ход пошла экспрессивная контрастность. При этом заключалась она не только в цвете, но и в формах. Например, Ван Гог делал акцент именно на сочетании самых ярких оттенков в своих работах. Сальвадор Дали экспериментировал с формами, а также сопоставлял самые несочетаемые между собой предметы. Пабло Пикассо умел так искривлять пропорции, что они смотрелись нарочито неправильно, но при этом уникально и очень красиво.

Фотография

В наше время контраст - определение, которое у многих людей ассоциируется с фотопленкой или с электронными вариантами снимков. Суть заключается в том, что фотографический материал передает разницу характеристик различных участков изображения. Это могут быть очень темные и очень светлые и теплые тона, что в сумме создает насыщенность картины, делает ее целостной и яркой. Наиболее яркий прием в фотографии - это оптический контраст. Основа его заключается в том, что один предмет, который выступает в главной роли на снимке, сильно отличается (по любым признакам) от фона. Оптический контраст делится на цветовой (встречается также в дизайне одежды и помещения), а также контраст освещения (игра света и теней).

Литература

В данной сфере наиболее ярко можно увидеть, что такое контраст образов. Любое произведение, будь то рассказ, стихотворение, поэма или роман, состоят из главных действующих лиц. Самое интересное, что в этой роли выступают не обязательно люди. Это могут быть птицы (Лермонтов, «Птички небесные»), животные, (Фет, «Весенний дождь»), атмосфера (Блок, «Ночь, улица, фонарь…») и т. д. Контраст тут заключается главным образом в антонимах. Они могут встречаться либо в описании, либо в прямой речи. Второй контраст образов - это непосредственно портреты главных действующих лиц. Плохой - хороший, высокий - низкий, больной - здоровый, богатый - бедный и т. д. В данном контексте контрастными можно считать произведения Достоевского. Он ярко показывает читателю разницу между богатыми людьми и теми представителями общества, которые только что сняли с себя оковы крепостного права.

Кинематограф

Еще один тип искусства, где четко просматривается, что такое контраст, - это кино. В принципе, его можно тут совместить с театром, так как принцип игры актеров и сценарии идентичны. Как и в литературе, контраст тут строится на образах и атмосфере. Отрабатывается тип поведения героев. Кто-то ведет себя величественно, кто-то низко, у одних действующих лиц хорошее настроение - у других подавленное, кто-то доверчивый, кто-то подлый. На этом строится любая пьеса, любой фильм и любая картина. Можно с полной уверенностью сказать, что без контраста невозможно написать ни один роман и, соответственно, невозможно по нему ни поставить спектакль, ни снять фильм.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

г. Узловая, Тульская область.

урок музыки в 3 классе

Тема: «Контраст в музыке».

(урок-игра)

учитель музыки: Вакуленко

Галина Александровна

Цели:

    Познакомить с понятием контраст; учить находить контрасты элементов музыкальной речи в вокальной и инструментальной музыке;

    Учить говорить о музыке, обогащать память детей новыми словами о характере музыки;

    Познакомить с трёхчастной формой музыки, основанной на контрасте;

    Познакомить с выразительными возможностями оперного искусства

(видеофрагмент «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»);

    Подвести к пониманию того, что чем больше меняется видов развития в музыке, тем она интереснее;

Развивающие задачи:

    Развивать умение определять виды развития музыки;

    Развивать умение угадывать замысел композитора в вокальной и инструментальной музыке, анализируя развитие музыки;

    Развивать умение определять 3х частную форму в музыке, смену характера частей;

    Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;

    Развивать умение находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки музыки;

    Развивать коммуникативные умения учащихся (монологическую речь учащихся, диалог «учитель + ученик» и «ученик + ученик»);

    Развивать творческие способности учащихся.

Освоение знаний о музыке:

    Знакомятся с новыми музыкальными терминами (контраст, алегретто, синкопа, челеста);

    Сравнивать ритмический рисунок 1 и 2 части песни «Свинка обижается» Майстровой и делать вывод о том, что они контрастны (острый и ровный ритм); самостоятельно находить ритмическую фигуру, которая создаёт в 1 части танцевальный характер (синкопа);

    Развивать воображение, представить мысленно героя, слушая «Марш Черномора» М.И.Глинки

    Познакомить кратко с содержанием I действия оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;

Практические навыки и умения:

    Правильно формировать гласные звуки, петь с высокой позицией подвижным голосом;

    Показывать с помощью музыкально-дидактической игры «Солнышко и тучка» ладовое и гармоническое развитие в пьесе Ф. Шуберта «Алегретто»;

    Передавать движениями простые ритмические фигуры;

    В своём исполнении точно передавать ритм 1 и 2 части с помощью музыкально-дидактической игры «Танцуй как я»;

    Понимать значение терминов симфонический оркестр и партитура, пользоваться партитурой на экране для точного исполнения своей партии;

    В своём исполнении на детских музыкальных инструментах создают с помощью контрастов элементов музыкальной речи образ Черномора;

Воспитательные задачи:

    Воспитывать у детей слушательскую и исполнительскую культуру, устойчивый интерес к музыкальному искусству;

    Самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Оборудование, наглядный материал:

    Компьютер, проектор, презентация к уроку;

    Рабочая тетрадь, рисунок цветика-семицветика в ней для анализа элементов музыкальной

    Музыкально-дидактические игры:

«Солнышко и тучка»; «Разноцветные кубики»; «Ритмическое лото»; «Танцуй как я» (объёмная лесенка, большая матрёшка для учителя и маленькие каждому ученику); «Средства музыкальной выразительности»; «Кузнечик»; «Сложи музыку»;

    Тексты песни «Свинка обижается» муз. Майстровой, слова Орлова для всех детей;

    Ноты: песня «Свинка обижается» муз. Майстровой, слова Орлова; «Марш Черномора» М.И.Глинка;

    Детские музыкальные инструменты: бубны, ложки, барабан, треугольник, колокольчики, металлофоны;

    Оценочные листы всем детям.

Ход урока

(Вход в класс под музыку «Вместе весело шагать» В. Я. Шаинского)

Основная часть урока.

Слово учителя.

Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Изменяется человек – проходит путь от молодости до старости. В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непременно изменяется.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из основных видов изменения, развития музыки - контрасте. Слово «контраст» означает «противоположность».

Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты. Давайте их назовём.

(перечисляют)

.

Молодцы! Сядьте как слушатели и послушайте пьесу австрийского композитора Франца Шуберта «Алегретто». В этой музыке надо найти контрасты элементов музыкальной речи.

(Слушание пьесы Ф. Шуберта «Алегретто»)

– Контраст какого элемента музыкальной речи вы заметили в музыке?

Что всё время менялось?

(Всё время менялись мажор и минор).

– Как называется такое развитие музыки?

(Это ладовое развитие)

Сочетание мажора и минора лишь показывает свет и тень, яркость и мягкость.

Давайте покажем ладовое развитие в музыке с помощью игры «Солнышко и тучка».

(Слушание и показ смены мажора и минора в музыке с помощью карточек).

Многие выполнили задание правильно. Были ребята, которые очень старались, но не успевали вовремя показать нужную карточку. Давайте выполним задание ещё раз и сравним свой показ с появлением карточек на экране.

(на экране картинки меняются в соответствии с развитием музыки)

Смотрите, какая весёлая картина получилась на экране.

–Так для чего же композитор использовал ладовый контраст?

(Для украшения музыки, её расцвечивания).

Правильно, чтобы украсить музыку, чтобы нам было интересно её слушать.

Пение и музыкально-теоретический анализ
формы и развития музыки в песне
.

Узнайте мелодию знакомой песни. (Наиграть мелодию песни Майстровой «Свинка обижается»

Правильно, это песня композитора Майстровой «Свинка обижается».

Сегодня мы продолжим работу над точной передачей мелодии и ритма. Но сначала споём песню и обратим внимание на её построение и контрасты по элементам музыкальной речи. (пение стоя)

(Пение песни «Свинка обижается» Муз. Майстровой)

– Кто был внимательным и понял, сколько частей в песне?

(Три части)

– А было ли вступление?

Выложите из кубиков строение песни.

(Дети выкладывают 3х частную форму,

музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубики»)

– Почему для 1 и 3 части вы взяли кубики одинакового цвета?

(В 1 и 3 части одинаковый характер музыки – весёлый,
а в середине - грустный.)

– Проверим, правильно вы выполнили задание или нет.

– Посмотрите на экран. Если вы правильно выберете слова к 1 и 2 части, то

узнаете какие контрасты есть в песне.

(Выполняют задание, кто-то из детей зачитывает слова,

подходящие к первой части, а кто-то – ко второй )

Проверим это задание

В каждой строке получились противоположные по значению слова, получились контрасты.

– Как мы назовем контрасты, которые получились в каждой строке?

Веселая – печальная ладовый

Громкая – тихая динамический

Быстрая – медленная темповый

Танцевальная – напевная жанровый

Работа над точной передачей ритма песни

– Прохлопайте эти ритмические фигуры и подумайте, какая из них помогает создать танцевальный характер в крайних частях песни?

(Дети хлопают по очереди все ритмические фигуры)

Прохлопайте ритмическую фигуру создающую танцевальность громче.

(Дети хлопают синкопу, и она выдвигается на экране вперёд)

– Как называется эта ритмическая фигура?

(синкопа)

Давайте споём первую часть песни и научимся точно передавать синкопированный ритм. Возьмите матрёшек. Они должны танцевать на вашей ладошке точно так же как большая матрёшка на моей.

(Музыкально-дидактическая игра «Танцуй как я». Пение на слог «та» вместе, «перепляс» - по очереди поют мальчиками и девочками, индивидуальная работа, затем пение вместе с текстом 1 части)

Теперь споём и точно передадим ритм во второй части.

(Пение на слог «ля» вместе)

– Сравните ритм 1 и 2 части.

(Они разные, контрастные. В 1 и 3 части – острый ритм, синкопы,
а во 2 части ровный ритм).

Какой новый контраст мы нашли в песне? (ритмический)

Работа над точным интонированием мелодии

– Теперь проследим за мелодической линией. Покажите рукой как изменяется высота звуков.

(Пение и показ мелодической линии 1 части рукой)

Этот кузнечик поможет вам точнее спеть и даже увидеть мелодический рисунок 2 части песни. Пойте и следите за движением кузнечика по лесен-

(Пение песни с использованием музыкально-дидактической игры «Кузнечик», индивидуальная работа по необходимости)

Посмотрите на таблицу. Здесь видно всё развитие песни. Надо спеть песню, правильно исполняя все контрасты. А значит надо правильно передать развитие музыки. Это поможет ещё ярче и интереснее передать её шуточный характер. (пение песни детьми стоя)

На чём основано развитие музыки в песне?

(на контрасте)

Слушание музыки и диалог с учащимися .

Понять вокальную музыку помогает не только знание приёмов развития музыки, но и текст. А сможете ли вы разгадать замысел композитора в инструментальной музыке? Сегодня мы послушаем необычный марш. Он звучит в опере Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила», которая написана по поэме Александра Сергеевича Пушкина. В опере этот герой вообще не поёт. И всё же, мы получаем представление о том, что это за существо. Про него рассказывает музыка марша, под который он выходит на сцену. Послушайте и постарайтесь представить себе этого героя.

(слушание «Марш Черномора» М.И.Глинка)

Каким изобразил героя композитор?

(Злой, жестокий, властный, маленький, кричит, угрожает)

Ребята, герой, которого нарисовала музыка действительно злой.

Это злой волшебник Черномор. Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Вот как изобразил сады Черномора художник Шишков.

Уродливый карлик с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые одежды и шествует к ней под звуки марша, окружённый толпой рабов.

(сразу после просмотра видео включить следующий слайд)

– Как композитор передал шествие сказочного властелина?

– Сколько частей вы услышали в музыке?

(3 части)

Самостоятельная работа учащихся

– Как менялся характер музыки?

Давайте будем учиться о ней говорить. Выберите подходящие к каждой части слова.

(1и 3 часть. В начале музыка резкая, отрывистая, злая, тяжёлая;
затем слышно лёгкие, тихие, высокие звуки)

– Правильно. Кажется будто грозно покрикивает Черномор, но вдруг его голос срывается на смешной писк и так много раз.

– А как звучит 2 часть?

(Волшебно, прозрачно, нежно, хрустально, светло, легко)

Проверьте, правильно ли вы распределили слова.

– Тембр какого инструмента придаёт музыке этой части волшебный характер? (Челеста

Здесь играет челеста (по-итальянски «небесная, прозрачная») – похожа на маленькое пианино. Это клавишный инструмент, но вместо струн в нём металлические пластинки по которым ударяют молоточки. Звук её действительно будто хрустальный, высокий, нежный, звенящий. В этой части музыка изображает богатство карлика, сверкание драгоценных камней.

– Выложите строение музыки с помощью игры «Сложи музыку»

(Дети выкладывают из разных геометрических фигур 3 частную форму )

Проверьте это задание.

– Какой приём развития музыки использует композитор?

(Контраст )

– Кто же из вас услышал больше изменений в музыке?

Кто лучше угадал замысел композитора?

(меняется: динамика – громко и тихо;

регистр – низкие и высокие звуки;

лад – в 1 части минор и мажор;

ритм – острый и ровный;

тембр – трубы и челеста)

Учитель делает обобщение по слушанию.

Посмотрите. Вы правильно нашли все контрасты в музыке. В марше постоянно есть контраст. Это придаёт ему сказочность, фантастичность. С юмором рисует композитор образ Черномора. Грозные «Трубные кличи» и хрустальные тембры челесты подчёркивают чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед настоящей любовью и смелостью человека.

Вы правильно разгадали замысел композитора.

Знание какого приёма развития музыки вам в этом помогло? (контраст)

Игра на инструментах

– Как называется оркестр, который исполнял «Марш Черномора»?

(Симфонический оркестр)

– У нас будет свой оркестр. Подберите инструменты, чтобы подчеркнуть контраст в музыке.

(Подбирают: 1 и 3 часть. Начало – барабан и бубны,

конец – ложки;

2 часть металлофоны, треугольник, колокольчики)

– Посмотрите внимательно на партитуру.

Партитура - это особая запись, которая объединяет все голоса инстрментов оркестра.

Не забывайте. Что музыканту надо быть внимательным, вовремя вступать, слушать товарищей и правильно играть свою партию по партитуре.

(Дети исполняют на детских музыкальных инструментах
«марш Черномора» М.И.Глинки)

– Молодцы, вы хорошо передали в своём исполнении все контрасты и сами создали образ злого волшебника.

– Какой новый вид развития музыки появился, когда вы сами исполнили марш?

(Исполнительское развитие)

Учитель делает детьми вывод и обобщение.

– Как вы думаете, достаточно ли одного вида развития или чем больше элементов музыкальной речи меняется, тем музыка интереснее?

(Чем больше видов развития, тем интереснее музыка)

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Мир образов вокальной и инструментальной музыки Удивительный мир музыкальных образов «Искусство есть средство беседы с людьми»М.Мусоргский Н.А.Римский –Корсаков(1844-1908) Музыка – искусство поэтической мысли, которое сродни нашей речи. Интонация Музыкальная РазговорнаяИзобразительная Выразительная Музыкальный образ Живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Вокальная музыка(vocale - голосовой) Сольное пение Ансамблевое пение Хоровое пение с сопровождением и a capella Жанры вокальной музыки ПесняВокализ (песня без слов)РомансСеренада (песня под балконом возлюбленной)Баркарола (песня лодочника)БалладаГимнКант Жанры вокальной музыкиКрупная форма Хоровой концертКантата (от итал.слова “cantare”–“петь”)Оратория (от лат.слова “oro”–“говорю”, “молю”)Реквием (заупокойная месса)Месса Жанры вокальной музыкимузыкальные спектакли ОпераБалетОпереттаМюзиклРок-опера Образы романсов и песен русских композиторов Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь родное, далекое,Слушая ропот колес непрестанный.Глядя задумчиво в небо широкое. И. Тургенев Старинный русский романс Слово «романс» испанского происхождения. Это вокальное произведение для голоса в сопровождении гитары, фортепиано, воспевающее любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье. Почему мелодии и словапопулярных в народе старинных романсов оставляют след в нашей памяти?Какие чувства, мысли,переживания переданыв романсах? Песня-романс Знакомые звуки,Чудесные звуки!О, сколько вам силы дано!Прошедшее счастье,Прошедшие муки!И радость свиданья,И слезы разлуки –Вам все воскресить Суждено.А.Плещеев Александр Егорович Варламов(1801-1848) Создателями романсов были и выдающиесякомпозиторы, и певцы-любители, и неизвестныемузыканты. Песня-романс «Красный сарафан» настихи Н.Цыганова рассказывает о девичьей доле. ???????????????????????? Почему романс «Красный сарафан» называли русской песней?Как отразились особенности стихотворения, его сюжет на композиции музыкального сочинения, его форме?Как строится беседа дочери с матерью?Как меняются характер звучания, лад?Какую роль играет аккомпанемент? Мир чарующих звуков И музыкой нежной летучей Слова облекаются вдруг… Романс охватывает различные сюжеты, передает чувства, переживания, восторженное любование красотой природы. В них запечатлены прекрасные качества души русского человека, его стремление к истине, добру, красоте, любви. Романс-это жанр камерной музыки, которая предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией. Сегодня мы можем услышать романсы и в больших концертных залах. ЖаворонокСлова Н.Кукольника Музыка М.Глинки Между небом и землейПесня раздается.Неисходною струейГромче, громче льетсяНе видать певца полейГде поет так громкоНад подруженькой своейЖаворонок звонкий. Благословляю вас, лесаСтихи А.Толстого Музыка П.Чайковского Благословляю вас, леса,Долины, нивы, горы, воды,Благословляю я свободуИ голубые небеса!И посох мой благословляю,И эту бедную суму,И степь от краю и до краю,И солнца свет и ночи тьму,И одинокую тропинку,По коей, нищий, я иду,И в поле каждую былинку,И в небе каждую звезду!О, если б мог всю жизнь смешать я,Всю душу вместе с вами слить,О, если б мог в свои объятьяЯ вас, враги, друзья и братья,И всю природу заключить! ????????????????????????? Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в вашем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? Какие чувства овладевают поэтом, слу-шающим неизвестный нам романс? Романс Романса голос узнаюНа самом дальнем расстоянье Стою и мысленно пою,И мне приятно с ним слиянье.И всех я вспоминаю вас,Друзей и родственников дальних,Уже ушедших и печальных:Напомнил мне о вас – романс! К глазам я подношу платок,Который мне не помогает,И только воздуха глотокМне умереть не позволяет.О том, что я отстал от васИ в этой жизни затерялся,-Напомнил старый мне романс,Романс, который оборвался. В.Семернин Два музыкальных посвящения Романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки на стихи А.Пушкина –шедевр романсовой лирики начала XIXвека. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга. «И жизнь, и слезы, и любовь» Глинка сочинил романс в 1840г. стихотворение поэтпосвятил Анне Петровне Керн, а Глинка- ее дочери Екатерине. Романс отличается сочетанием широкоймелодии с выразительной декламацией, что является важнейшей чертой вокального стиля Глинки. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения. В нем отражены три важных момента душевнойжизни героя:- воспоминание о первой встрече,- горечь разлуки с любимой,- радость вновь наступившего свидания.Смысловая выразительность поэтической речи, ее нюансы передаются в романсе ритмическимиакцентами, убедительными повторами («Как гений чистой красоты»), энергичным поступательным ритмом среднего раздела. Я помню чудное мгновенье Я помню чудное мгновенье.Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежной,В тревогах шумной суеты,Звучал мне долго голос нежныйИ снились милые черты. ????????????????????????? Какие приемы развития музыкального образаиспользовал Глинка в романсе – повтор, контраст, вариационнось?Какие функции в романсе выполняют вступление и заключение?Исследователи называют этот романс небольшой вокальной поэмой.Ее можно охарактеризовать словами А.Пушкина: «Все вНей гармония» Как вы понимаете смысл высказывания? «Вальс-фантазия» Вальс был сочинен под влиянием сильного чувствак Екатерине Керн. Глинка написал вальсдля фортепиано, но онстал так популярен, чтопоявились его оркестровыепереложения. ??????????????????????? Почему Глинка дал своему произведениютакое название – «Вальс – фантазия»?Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета илисимфонического концерта?К какой области музыки ее можно отнестилегкой или серьезной? Портрет в музыке и живописи «Уноси мое сердце в звенящую даль..» «Не хочу ради того,Что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». С.Рахманинов (1873-1943г) Романс «Сирень» О мелодике Рахманинова говорили,что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. ???????????????????????? Как композитор выражает контраст междувзволнованным чувством человека и образомбезмятежной природы?Какие особенности лирического образа под-черкиваются сопоставлением плавной мелодиии колышущегося аккомпанемента?В какой части романса звучат более напря-женные интонации? Что они выражают –радость или боль, мечты о счастье или горечьутраты? Музыкальный образ и мастерство исполнителя Мира восторг беспредельныйСердцу певучему дан.. А.Блок.Федор Иванович Шаляпин(1873-1938) «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор» «Только правдивое прекрасно. Двух правдчувства не бывает. Единственно правильнымпутем к красоте я поэтому признавал для себя правду». Дела давно минувших дней,Преданья старины глубокойА.Пушкин Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов «Свадебная игра» Длилась несколько дней, а и иногда и недель. Первая часть – прощание девушки с роднойсемьей разыгрывалась в доме невесты. Вторая часть – традиционный свадебный пир.Начинался в доме родителей жениха после об-ряда венчания. «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Как передан разговор матери с дочерью?Какая из песен передает драматическоестолкновение двух душевных состояний? Песня в свадебном обряде Песни невесты: плачи, причитания.причеты, Девушка: река, ягод-ка, лебедушка, утушка.Парень: ясный сокол. Сцены свадьбы в операх русских композиторов Глинка «Руслан и Людмила»Мусоргский «Хованщина» Образы песен зарубежных композиторов Искусство прекрасного пения Голос, голос, Кто тебя не слышит, Тот без крыльев на земле живет: Кажется, что это небо дышит, Кажется, что даль тебя зовет… В.Семернин Бельканто – прекрасное пение Родина бельканто-Италия.Мастера бельканто-Мария Каллас,Энрико Карузо,Марио дель МонакоЕлена Образцова Мендельсон «Песня венецианского гондольера»Шуберт «Баркарола» Глинка «Венецианская ночь» Старинной песни мир Я пел песни и пел их много, много лет. Когдая пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел страдании – оно превращалось влюбовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу. Ф.Шуберт (1797-1828г.) Франц Шуберт создал новый тип песен. Это небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал,а иногда и иллюстрировал смысл слов.Шубертиады – вечера для венских об-ществ любителей музыки. Баллада – вокальная, инструментальная пьеса романтического характера. Раннее средневековье - танцевальные песни.Средние века – песни повествовательногохарактера. Жанр был как бы открыт зановона рубеже XYIII- XIXвв.Cоздатель вокальной баллады–Франц Шуберт «Лесной царь» «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшимпо книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой, сел, в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».Шуберту было всего 18 лет. Кто скачет, кто мчится под хладною мглойЕздок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник;Обняв, его держит и греет старик.-Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?-Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;Он в темной короне, с густой бородой.-О нет, то белеет туман над водой. «Дитя, оглянися; младенец, ко мне;Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;Из золота слиты чертоги мои».-Родимый, лесной царь со мной говорит:Он золото, перлы и радость сулит!-О сын мой, ослышался ты:То ветер, проснувшись, колыхнул листы. «Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять».-Родимый, лесной царь созвал дочерей:Мне, вижу, кивают из темных ветвей.-О нет, все спокойно в ночной глубине:То ветлы седые стоят в стороне. «Дитя, я пленился твоей красотой:Неволей иль волей, а будешь ты мой!» -Родимый, лесной царь нас хочет догнать;Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.Ездок оробелый не скачет, летит:Младенец тоскует, младенец кричит:Ездок погоняет, ездок доскакал…В руках его мертвый младенец лежал. Народное искусство Древней Руси Музыкальное искусство Древней Руси:Церковная музыкаНародное музыкальное творчество –фольклор.Древние славяне – язычники, обожествляли природу.Бог солнца –Дажьбог, ветра –Стрибог.В честь них совершались обряды, которыесопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках упоминается о чудодейст-венной силе музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставля-ют плясать без отдыха. Скоморохи- странствующие актеры, своим искусством способствовали развитию жанров литературы: эпос, поэзия, драма. Скоморохи играли на гуслях, гудках, дудках, домрах Русская духовная музыка Прости мне, Боже, прегрешеньяИ дух мой томный обнови,Дай мне терпеть мои мученьяВ надежде, вере и любви. И.Козлов Владимир (Красно Солнышко) – 988г.- Крещение Руси – Днепр. Владимир отправил вразные страны послов. Красота богослуженияв Греции, входившей в состав Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в летописи. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой не знаем, как ирассказать об этом. Знаем мы только, чтопребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мызабыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пре-бывать в язычестве. Церковное пение – унисон (одноголосие), мужское, a capella (без сопровождения),выражало идею единомыслия, соединение сердец и умов: «Пусть твой язык поет, а ум пусть прилеж-но размышляет над смыслом песнопения»Знаменный распев – сплав русской культу-ры с византийской, величественен, строг.