Кто там? — Идентификация человека по голосу. Как определить тип голоса и какие виды существуют

Когда мы слышим другого человека, то интуитивно можем нарисовать его образ: старый или молодой, толстый или худой, низкий или высокий, добрый или злой, скромный или заносчивый и так далее.

Центры человеческого мозга, ответственные за восприятие и оценку эмоционального окраса речи и звуков, начинают свою работу с момента рождения. Малыш двух недель отроду еще не понимает значение слов, но интонацию, с какой они сказаны, определяет безошибочно.

Благодаря этой способности мы можем по голосу определить характер человека, идентифицировать его личность, то есть составить физиологический и психологический портрет. Существуют определенные стереотипы восприятия человека: по тому, как мы «звучим» можно судить об уровне интеллекта, о роде занятий, темпераменте.

К примеру, если человек разговаривает четко, быстро, напористо, то он довольно энергичен и активен, сначала сделает, потом подумает. Если его речь медленная, он будто взвешивает слова, то этот человек нетороплив, подходит к любому вопросу обстоятельно, анализирует ситуацию и прежде чем отрезать, отмерит семь раз.

Если говорящий проглатывает окончания, его речь логически несвязана и похожа на скороговорку, то в жизни он такой же несобранный. Любые изменения физического состояния или настроения отражаются в речи. Это хорошо известно представителям многих профессий — психологам, следователям, политикам, менеджерам. Они с успехом пользуются этими знаниями для манипулирования окружающими людьми, достижения своих задач.

Так, талантливый дипломат и политик Талейран, мог искусно изменять свою речь на нечленораздельное бормотание себе под нос с целью отказа от своих слов впоследствии. Свой отказ Талейран объяснял тем, что его неправильно поняли.

К своему голосу мы привыкаем и себя не «слышим». А значит, можем и не подозревать о том, что оттенки, тон или тембр голоса могут создавать о нас представление противоположное тому, которое мы хотим производить на окружающих. Интонации голоса могут рассказать о многих чертах характера человека.

Резкие голосовые колебания вниз и вверх
Человек только учится самовыражаться, возможно находится на уровне подросткового развития. Столкновение с неизвестными жизненными ситуациями ломает его привычные стереотипы поведения и мышления.

Возможно, он крайне неуравновешен, легко поддается сменам настроения. Голос отражает его взлеты и падения, причем, на неудачи он реагирует крайне остро.

Напряженные интонации в голосе
Обладатель голоса контролирует каждый свой шаг, вдох и выдох. Это импонирует его коллегам и начальству, но напрягает близкое окружение. Ведь в его обществе мало душевного тепла, он слишком замкнут, поглощен работой и самодисциплиной.

Громкий голос
Человек стремится доминировать во всем, контролировать людей и ситуацию. Частое перебивание собеседников при этом говорит о невоспитанности и эгоизме. Существует ошибочное мнение, что громкая речь – признак уверенности. Часто таким способом пытаются привлечь к себе внимание.

Иногда громко разговаривают люди маленького роста или с плохим телосложением, стремясь компенсировать свои физические недостатки. По-настоящему уверенные в себе люди редко разговаривают громко, это всегда получается уместно и, как правило, для оказания давления.

Спокойный и уверенный голос, четкая дикция
Человек имеет четкое представление о том, как подать себя миру. Саморуководство и самодисциплина - его конек. Благодаря им он добился хороших результатов. Однако в общении с ним может возникнуть ощущение театральности — слишком четкое выражение мыслей, лишенное чувств.

Высокий и звонкий
Голос вызывает ассоциации с энергичностью и юностью, а также с неопытностью и незрелостью. Чем голос выше, тем должность ниже - свидетельствует статистика. Высокие и пронзительные звуки воспринимаются подсознанием, как тревожный сигнал. Поэтому собеседники звонко говорящей личности испытывают дискомфорт, что непроизвольно уменьшает уровень доверия к словам.

Безразличный голос
Если речь вашего собеседника ровная и безразличная, видимо, ему неинтересна беседа, либо он в депрессии, тревоге или скучает. Еще такая манера может говорить о затаенных сильных чувствах: обиде, ревности, ненависти, зависти и др.

Голос с претензией
Напыщенность и претенциозность обусловлены разными причинами. Это может быть неуверенность, жажда одобрения и признания другими людьми успешности, ума и других качеств или неуважительное и высокомерное отношение к окружающим.

Голос с придыханием
Обычно дыхание собеседника в разговоре не слышится, но если это происходит, то причинами могут быть сексуальный интерес, сильное волнение, нервозность, стресс или недоверие, которое часто сопровождается покачиваниями головы и другими жестами.

Низкий голос
Вызывает ассоциации с уверенностью, самодостаточностью, интеллектом. Обладателя интуитивно воспринимают, как авторитетного и знающего. Чем ниже голос у мужчины, тем надежней и сильнее его считает женщина.

Низкий голос обусловлен высоким уровнем мужских гормонов в крови, что подразумевает более яркий темперамент. По этой причине обладательница низкого грудного голоса, кажется более сексуальной, чем женщина, говорящая звонко.

Тихий голос
Тихий голос может говорить о противоположных качествах обладателя, поэтому никогда не стоит спешить с выводами. Тихая речь наводит мысль на то, что человек застенчив и неуверен в себе, занимает позицию созерцателя жизни, а не творца.

Голос может выступать, как предатель, если не умееть управлять им. Он расскажет всю подноготную, — от болезней, перенесенных в детстве до сиюминутных переживаний. Психологи, к примеру, по голосу могут определить, являетесь ли человек потенциальным алкоголиком, что для него важнее — семья или карьера.

Голос может быть и союзником. С его помощью производить желаемое впечатление, манипулировать людьми и добиваться тем самым своих целей. Каким бы ни был ваш голос, давайте ему волю чаще: пойте под караоке или застольные песни с друзьями, кричите или аукайте на природе.

Возьмите за правило распевать или хотя бы мурлыкать под нос себе любую мелодию. Выплескивайте эмоции без остатка, когда это возможно: смейтесь, а не хихикайте, рыдайте, не сдерживая слезы. Позволяйте себе звучать. Это очень полезно и помогает достичь гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Сегодня меня заинтересовал человеческий голос и тот факт, что одна и таже фраза из уст разных людей воспринимается совершенно по разному. Я сама для себя задала вопрос, а что я знаю о голосе. Я знаю, что голос любого человека развивается и формируется в процессе взросления, голос каждого человека разный и может меняться, при этом голос каждого человека остаётся всегда уникальным и неповторимым.

Не так давно я попала на страницу сайта с приглашением посетить уроки красноречия http://krasno.com.ua/uroki-krasnorechiya-v-kieve/ и подумала о том, что уроки ораторского искусства полезны для большинства из нас, хотя бы для того, чтобы научиться доносить свои мысли до собеседника. С помощью речи люди могут общаться, чувствовать друг друга, рисовать психологический портрет других людей, чей голос они слушают и порой не всегда видят.

Согласно популярным канонам психологии взаимоотношений женщинам очень нравится баритон, а мужчины начинают неровно дышать когда слышат грудной, нежный голос у женщин, о таком голосе иногда говорят, что он как будто льётся изнутри. Вы замечали, что голос очень часто выдаёт возраст человека, но чаще всего по голосу мы можем понять его эмоциональное состояние (гнев, страх, радость, тревогу и пр.). В результате многократных наблюдений было отмечено, что негативные эмоции в процессе разговора увеличивают возраст, а положительные эмоции – словно омолаживают.

Женщины, у которых голос громкий, звонкий, скорый, высокий по тону – болтушки. Они прячут и от себя и от окружающих переживания, словно бегут от нерешенных проблем. У таких, как правило, яркая и живая жестикуляция. Они падают ниц перед агрессивными людьми, Их чувство страха заставляет их бояться препятствий на жизненном и поэтому они стараются их избегать.

Женщины, которые обладают сухим, монотонно звучащим голосом, холодны и скупы на проявление эмоций. Как правило у них очень правильная, железная логика, которой они руководствуются в жизни, в своих действиях и поступках. Обладатели отрывистой и быстрой речи – владеют собой (строгий самоконтроль высокого уровня), умеют сдерживать свои порывы.

Тихий голос – признак нехватки сил для самовыражения. Такие люди думают, что они никем не видимые. Часто болеют, им присущие сутулость, боли в позвоночнике и пояснице. Интересно, что этим людям свойственно достаточно громко говорить в пределах своей квартиры или рабочего места, но при этом они теряют силу голоса в общественной городской среде, в этом случае они не смогут громко петь, кричать или даже просто громко говорить.

У детей силу голоса часто заглушать родители, учителя и пр. А вот заглушать его как раз и не стоит, наоборот – развивать. Сильный голос – признак уверенного в себе человека, не замкнутого, смелого. У сильной личности, независимо от пола, нет тихого голоса. Они уверено заявляют о себе властным голосом.

Голос напрямую зависит от наследственности: у кого-то приятный голос, а кто-то не обладает таковым. Но над голосом надо активно работать. Можно немного изменить тон, высоту. Это нужно делать, ведь голос – эффективное психологическое орудие, которое действует на подсознание других людей (высота и тембр голоса).

У юных и молодых людей звонкий и высокий голос. Они энергичные, неопытные, часто ошибаются. Таких лиц редко когда назначают на высокие посты. Пронзительные и высокие тона присущие тревожно–мнительным личностям. Такой тон голоса может смущать и раздражать собеседников, он в состоянии легко спровоцировать возникновение чувства дискомфорта, поэтому подсознательно у нас не возникает доверия к такому голосу.

Людям, обладающим низким голосом повезло: они самодостаточные, уверенные и интеллектуально развитые. Таких людей воспринимают всерьез. Исследование показали, что привлекательность мужчины с низким голосом и приятным тембром, с точки зрения женщин выглядит сильным и желанным, и чем ниже голос тем сильнее эти чувства.

Низкий бархатный голос вызывает различные ассоциации, вплоть до любви, даже если собеседника с этим голосом никогда и не видели, в этом случае уместно вспомнить о том, что нам свойственно в некоторых случаях подсознательно считывать генокод. Темпераментость обладателей низких голосов известна издревле и эта характеристика в равной степени относиться и к мужчинам, и к женщинам. Голос низкий, грудной – воспринимается как более сексуальный, по сравнению с громкими и звонкими голосами.

Если ваш голос слишком громкий, скорый, то надо работать над собой. Ведь если не контролируешь эмоции, то голос первый, кто заявит об этом. Если вы не мастер красноречия, то лучше говорить коротко, четко, по существу.

Молодая женщина настаивала: «Вы слышите? У меня такой низкий голос, что по телефону меня принимают за мужчину. Ладно, я адвокат, и для работы это хорошо: я выигрываю почти все дела. Но в жизни этот голос мне мешает. И он не нравится моему другу!»

Кожаная куртка, короткая стрижка, угловатые движения… Женщина напоминала юношу еще и тем, что говорила низким голосом с легкой хрипотцой: такие голоса бывают у сильных личностей и заядлых курильщиков. Фониатр осмотрел ее голосовые связки и нашел лишь незначительный отек, который, впрочем, почти всегда наблюдается у тех, кто много курит. Но пациентка просила сделать ей операцию, чтобы сменить «мужской» тембр.

Жан Абитболь ей отказал: для операции не было медицинских показаний, к тому же он был уверен, что перемена голоса изменит личность пациентки. Абитболь - врач-отоларинголог, фониатр, первопроходец в области хирургии голоса. Он автор метода «Вокальное исследование в динамике». Услышав от врача, что ее личность и голос прекрасно подходят друг другу, женщина-адвокат разочарованно ушла.

Почти год спустя в кабинете доктора зазвучало звонкое сопрано - оно принадлежало девушке с волосами до плеч, в бежевом платье из муслина. Абитболь сперва даже не узнал свою прежнюю пациентку: она уговорила другого врача прооперировать ее, и специалист отлично справился с работой. Новый голос потребовал новой внешности - и облик женщины удивительно изменился. Она стала другой - более женственной и мягкой, но, как выяснилось, эти перемены оказались для нее катастрофой.

«Во сне я говорю своим прежним низким голосом, - печально призналась она. - А наяву начала проигрывать процессы. Я стала какой-то беспомощной, мне не хватает напора, иронии, и у меня такое ощущение, будто не я кого-то защищаю, а сама все время защищаюсь. Я просто себя не узнаю».

Рената Литвинова, сценарист, актриса, режиссер

Я очень хорошо отношусь к своему голосу. Пожалуй, это то немногое, что мне более или менее в себе нравится. Меняю ли я его? Да, невольно: когда я счастлива, то говорю более высоким тоном, а когда делаю над собой какие-то усилия, то голос вдруг уходит в бас. Но если в общественных местах меня в первую очередь узнают по голосу, то это мне не нравится. Думаю: «Господи, неужели я такая страшная, что меня только по интонациям и можно узнать?»

Итак, голос тесно связан с нашим физическим состоянием, внешностью, эмоциями и внутренним миром. «Голос - это алхимия духа и тела, - объясняет доктор Абитболь, - и на нем остаются шрамы, заработанные нами за всю жизнь. О них можно узнать по нашему дыханию, паузам и мелодике речи. Поэтому голос - не только отражение нашей личности, но и летопись ее развития. И когда кто-то говорит мне, что ему не нравится собственный голос, я, конечно, обследую гортань и голосовые связки, но параллельно интересуюсь биографией, профессией, характером и культурным окружением пациента».

Голос и темперамент

Увы, мучения при записи дежурной фразы на собственном автоответчике знакомы многим. Но при чем здесь культура? Алине 38 лет, она занимает ответственную должность в крупном PR-агентстве. Однажды, услышав себя на пленке, она ужаснулась: «Боже, что за писк! Не PR-директор, а детский сад какой-то!»

Жан Абитболь утверждает: вот явный пример влияния нашей культуры. Пятьдесят лет назад типично женским считался звонкий, высокий голос, как у звезды французского шансона и кино Арлетти или Любови Орловой. Актрисы с низким, хрипловатым голосом, как у Марлен Дитрих, воплощали загадочность и обольщение. «Сегодня женщине-руководителю лучше обладать более низким тембром, - объясняет фониатр. - Похоже, неравенство полов проявляется даже здесь! Чтобы жить в гармонии со своим голосом и самим собой, надо учитывать стандарты общества, которые порой заставляют нас идеализировать некоторые звуковые частоты».

Василий Ливанов, актер

В молодости голос у меня был другой. Я его сорвал 45 лет назад, во время съемок. Восстановился он уже таким, как сейчас. Я уверен, что голос - это биография человека, выражение его индивидуальности. Я могу менять голос, когда озвучиваю разных персонажей - Карлсона, Крокодила Гену, Удава, но это уже относится к моей профессии. Помогает ли мне легко узнаваемый голос? В жизни другое помогает - уважение и любовь к людям. И совсем неважно, каким голосом выражаются эти чувства.

Проблема Алины может показаться надуманной, но Абитболь напоминает: наш голос - это вторичный половой признак. Американские психологи под руководством доктора Сьюзан Хьюз из университета Олбани в недавнем исследовании доказали, что люди, чей голос воспринимается как эротичный, действительно ведут более активную половую жизнь. И, к примеру, если ваш голос чересчур инфантилен для вашего возраста, возможно, в период вашего взросления голосовые связки не получили должного количества соответствующих гормонов.

Бывает, что крупный, представительный мужчина, начальник, говорит совершенно детским, звонким голоском - с таким бы лучше озвучивать мультфильмы, нежели управлять предприятием. «Из-за тембра своего голоса такие мужчины нередко недовольны собой, не принимают свою личность, - продолжает доктор Абитболь. - Работа врача-фониатра или ортофониста заключается в том, чтобы помочь таким людям поставить голосовой аппарат и развить силу своего голоса. Через два-три месяца у них «прорезается» их подлинный голос, и, конечно, он нравится им гораздо больше».

как звучит ваш голос?

Еще одна распространенная претензия к собственному голосу - он «не звучит», человека не слышно. «Если в комнате собираются трое, мне и рот раскрывать уже бесполезно», - пожаловалась на консультации пациентка. «А вы действительно хотите, чтобы вас услышали?» - уточнил фониатр.

Вадим Степанцов, музыкант

Я и мой голос - мы подходим друг другу, мы в гармонии. Мне говорили про его необычные обертоны, сексуальность, особенно когда он звучит по телефону. Я об этом его свойстве знаю, но никогда не пользуюсь. Я мало занимался вокалом: в начале рок-н-ролльной карьеры я решил, что в необработанном голосе больше жизни, энергии и смысла. Но некоторым изменить свой голос стоит - у многих мужчин совсем неподходящие им голоса. У Ким Ки-Дука в одном из фильмов бандит все время молчит и только в финале произносит какую-то фразу. И у него оказывается такой тонкий и мерзкий голос, что сразу наступает катарсис.

Обратный случай: человек буквально глушит собеседников своим «трубным басом», специально опуская подбородок (для лучшего резонанса) и слушая, как у него получается. «Любой отоларинголог легко распознает искусственно форсированный голос, - говорит Абитболь. - Чаще к этому прибегают мужчины, которым необходимо продемонстрировать свою силу. Им приходится постоянно «подделывать» свой естественный тембр, и тот перестает им нравиться. Как следствие, и в отношениях с собой у них возникают проблемы».

Другой пример - люди, не отдающие себе отчета в том, что их голос становится для окружающих настоящей проблемой. Это «крикуны», которые, не обращая внимания на мольбы, ни на полтона не снижают громкость, или «трещотки», от чьей неукротимой болтовни, кажется, могут разболтаться даже ножки стула. «Часто эти люди хотят что-то доказать - самим себе или другим, - объясняет доктор Абитболь. - Не стесняйтесь сказать им правду: «Когда ты так говоришь, я тебя не понимаю» или «Извини, но твой голос меня утомляет».

Леонид Володарский, теле- и радиоведущий

Меня мой голос не интересует совсем. Было время, я занимался переводами фильмов, и теперь меня в первую очередь узнают по голосу, постоянно спрашивают про прищепку на носу. Мне это не нравится. Я не оперный певец, и голос не имеет никакого отношения к моей индивидуальности. Говорят, что он стал частью истории? Ну и хорошо. А я живу сегодня.

Громкие, пронзительные голоса действительно очень неудобны. В этом случае может помочь «вокальное перевоспитание» с участием отоларинголога, фониатра и ортофониста. А еще - занятия в актерской студии, где голос научат контролировать; хоровое пение, где учишься слушать других; занятия вокалом для постановки тембра и... поиска своей подлинной индивидуальности. «Какой бы ни была проблема, ее всегда можно решить, - уверен Жан Абитболь. - Конечная цель такой работы - буквально почувствовать себя «в голосе», то есть так же хорошо и естественно, как и в своем собственном теле».

Голос каждого человека неповторим по своему звучанию и особенностям. Если говорить о характеристиках певческих голосов, то здесь отличительные черты такие: тембр, диапазон, высота раскрытия и индивидуальность.

Как определить тип голоса? Классификация мужских и женских голосов по вокальным характеристикам, существующая в наши дни, была придумана в итальянской оперной школе. О том, какой тип голоса у исполнителя, нетрудно узнать во время прослушивания. Специалисты обращают внимание на его тембр, тональность, особенности и тесситуру, а затем делают вывод.

Тембр

Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.

Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.

Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.

О тональности

Стоит учесть, что в каждом произведении голос может звучать по-разному, поэтому лучше петь в своем рабочем диапазоне. Им, в свою очередь, мы называем тот диапазон нот, которым вокалист способен придать красивую окраску и качественное звучание. Здесь речь не идет о полном диапазоне нот, которые человек может взять своим голосом. Так вот, исходя именно из рабочего диапазона, стоит выбирать тональность для определенного произведения.

Что такое диапазон?

Диапазон каждого типа голоса определяют во время распевания, а также в процессе исполнения песни в удобной для человека тональности. В большинстве случаев певческие голоса обладают конкретным диапазоном, благодаря которому легко определить его тип. Особо ценятся исполнители, которые имеют широкий рабочий диапазон и поэтому могут заменить одного из своих коллег с другим голосом.

О тесситуре

Тесситурой называют участок диапазона, в котором певцу комфортно петь. То есть она может быть удобной или неудобной для определенного голоса. Бывает так, что одному исполнителю песня может быть удобной, а другому - нет, хотя оба обладают одинаковым диапазоном. Это означает, что участок диапазона для комфортного пения у них разный. Поэтому чем он шире, тем удобнее петь.

Более того, исполнитель должен научиться правильной технике пения. Неправильная искажает голос. Чтобы он звучал красиво и убедительно, необходимо обратить внимание на следующие технические особенности:

  • Вы должны дышать диафрагмой, то есть живот должен при вдохе приподниматься, а при выдохе опускаться. Это поспособствует большему контролю над
  • Сохраняйте правильную осанку во время пения. Шею лучше держать прямой и расслабленной. Если стоять прямо, то дышать будет легче.
  • Задняя часть горла во время пения должна быть открытой, гласные пропевайте четко.

Поставить свою технику пения может любой человек. Если говорить о технике вокала, то развитие будет зависеть от наличия концентрации памяти и внимания, объема легких и особенностей голосовых связок. По сути, независимо от того, какие у человека физиологические особенности и вокальные данные, развить певческий голос можно.

Для развития голоса

  • Не ставьте для себя завышенных планок в ожидании прогресса, наберитесь терпения и продолжайте тренировать голос.
  • Пойте сначала простые песни, а затем беритесь за более сложные.
  • Голосовым связкам вредит холодное и горячее питье. Лучше пить воду комнатной температуры, и когда поете, время от времени увлажнять горло теплой водой.
  • Проникнитесь тем, что вы исполняете, постарайтесь почувствовать и передать эмоции этой песни.
  • Важно определить, какой музыкальный стиль для вас более родной, для этого потренируйтесь в пении разных стилей музыки.
  • Полезно для слуха играть ноты на пианино и пропевать их.
  • Не пейте апельсиновый сок и молочные напитки, поскольку они обволакивают горло и затрудняют пение.
  • Разговаривайте на своей обычной интонации, поскольку и шепот и крик могут навредить голосовым связкам.

Характеристика женских типов голоса

Сначала рассмотрим типы женских голосов. Большинство женщин, занимающихся вокалом, обладают сопрано. Кстати говоря, именно он имеет наибольшее число разновидностей. Он отличается звонким и прозрачным характером, а также выразительностью, звучание открытое и легкое.

Различают драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.

Меццо-сопрано известен насыщенным звуком и глубоким тембром. Звучание такого голоса ниже, чем у сопрано. Этот голос тоже может быть драматическим или лирическим.

Основные типы мужских голосов

Если говорить о баритоне, то это более тяжелый, чем тенор, тип голоса. Он обладает ярким и сильным звучанием в верхней части диапазона. Баритоны бывают лирическими и драматическими.

Некоторые заблуждения о классификации голосов по типам

Некоторые исследователи высказывают мнение, якобы не существует никаких типов голоса вообще, и выделяют только женские и мужские. Они считают, что звучание голоса зависит только от конкретных особенностей методик и постановок, другими словами, любая женщина может быть и контральто, и меццо-сопрано, и сопрано.

Однако вокальные данные многих исполнителей подтверждают нелепость этих заявлений. Только в очень редких случаях человек может иметь особые вокальные данные, позволяющие ему петь разными типами голосов. В большинстве случаев исполнитель не может преодолеть различия в тесситуре, например, в терцию. Более того, завышенная или заниженная лишь на один тон тесситура способна навредить голосу.

Упомянем и другие заблуждения, касающиеся типов голоса. Существует мнение о том, что эстрадные исполнители не нуждаются в определении типа голоса, и что классифицируют их только для академического пения. Но такое мнение отличается от действительности, поскольку типы голоса человека природой разделены на три женских и три мужских.

К тому же некоторые путают тембр и тип голоса, хотя это совсем разные термины. Под типом голоса подразумеваются звуковысотные особенности, а разновидности тембра не играют особой роли в таком тонком деле, как определение типа голоса. Индивидуальные показатели тембра важны для выбора своего стиля пения, и чтобы отметить художественные характеристики голоса. Итак, типы голоса являются его звуковысотными показателями, определяемыми с помощью шкалы звукоряда.

Об особенностях голоса

Голос человека невозможно заменить никаким из известных нам музыкальных инструментов, ни голосом каких-либо других созданий, поэтому на живое пение человеческая душа реагирует очень тонко, получая побуждения для сердца и разума.

В прошлом существовало мнение о том, что фониатрия способна, осмотрев оценив размер и форму кадыка, определить тип голоса исполнителя. Считалось, что тенор будет обладателем менее заметного кадыка, а у басов он более выдающийся. Но после многочисленных осмотров и научных исследований стало понятно, что строение кадыка и гортани никак не влияет на тип голоса. Если говорить о связках, то их строение может сыграть роль, но нужно оценить толщину, прочность, размер и эластичность.

Итак, существует конкретный комплекс внешних признаков и личных ощущений, которые помогают определить тип голоса во время пения. Голосовые связки человека очень чувствительные, их довольно легко повредить, что навредит голосу или же он совсем может пропасть.

Поскольку преподаватели тоже иногда ошибаются, во время слушаний лучше не напрягать свой голос слишком сильно, например, исполняя песню в не очень удобной тесситуре. Если вам кажется чей-то голос более ярким и выразительным, чем ваш, не забывайте о том, что каждый из нас имеет неповторимый голос, поэтому пойте только в свойственной себе манере.

Интересно, что когда правоохранительные органы ищут преступников, их выдают особенности голоса. Для поиска правонарушителей спецслужбы пользуются особо разработанными методами идентификации речи. Благодаря индивидуальному звучанию, которое называют обертонами, нам нетрудно узнать по голосу того или иного знакомого человека.

По сути, это является индикатором душевного и эмоционального состояния каждой личности, выражением наших внутренних сил. Именно благодаря голосу можно услышать страх перед публикой, депрессию, восторг, истерику, почувствовать благодарность или ненависть.

Нежный женственный голос - (нежный, красивый, приятный, безвредный, миролюбивый, интересный, расслабленный, мягкий, нехриплый, легкий, яркий, многозвучный, женственный). Это люди, быстро обучаемые, интеллектуально легко адаптируемые. Они либеральны, отличаются склонностью к экспериментированию, анализу. В какой-то мере они также подозрительны, требуют от окружающих их людей принимать на себя ответственность за ошибки, они высокоморальны, дисциплинированны и ответственны.

Толстый голос - теплый, басовитый, сильный, хороший, густой. Характеристики таких людей: эмоциональная неустойчивость, переменчивость, неустойчивость в интересах, невыдержанность, недоверчивость, ревнивость, склонность к соперничеству, повышенная самооценка, напряженность, возбуждение.

Гладкий голос - (гладкий сочный хороший, тональный, спокойный, высокий негнусавый, звучный). Обладатели такого голоса доверчивы, неревнивы, бескорыстны, легко забывают трудности, покладисты, терпимы и уступчивы. У них также есть такие качества, как веселость, жизнерадостность, спокойствие, самонадеянность и безмятежность.

Голос лидера - (активный, самоуверенный, экспрессивный). Эти люди настойчивы, напористы, независимы, самоуверенны, смелы и своенравны. Могут быть бесцеремонными и конфликтными. Они отзывчивы, общительны, дружелюбны, импульсивны и любят быть на виду. Они также прямолинейны, эмоционально недисциплинированны, естественны и непосредственны, отличаются энергичностью, живостью, проворностью, разговорчивостью и гибкостью.

Голос умудренного опытом человека - (поверхностный, старый, естественный, внушительный). Качества таких людей: печальность, избегание общества, молчаливость, осторожность, подозрительность, эмоциональная зрелость, независимость. Это реалисты, рационалисты и логики. Они заняты решением практических вопросов, устройством личных дел, спокойны, тверды и избегают всего необычного.

Молодой голос - (детский, громкий, быстрый, веселый, бодрый, острый, звонкий, легкомысленный, высокий). Это нетерпеливые, зависимые, сентиментальные, эмоциональные, чувствительные люди. Они наслаждаются фантазиями, действуют по интуиции, мягки к себе и окружающим.

Невнятный голос - (невнятный, расплывчатый, жидкий, гнусавый, сиплый). Невнятность голоса - практически недопустимое для психолога качество. Эти люди самодостаточны и самостоятельны, независимы, нетерпеливы, сентиментальны, эмоциональны, чувствительны, мягки к себе и окружающим, а также импульсивны. Низкий контроль поведения. Деятельность таких людей неупорядочена, хаотична, неорганизованна.