Средства создания образа-персонажа. Портрет героя как средство художественной характеристики

Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под жанровое определение «поэма». Выпишите их номера, укажите авторов.

  1. «Борис Годунов»
  2. «Домик в Коломне»
  3. «Ромео и Джульетта»
  4. «Вольга и Микула Селянинович»
  5. «Снежная королева»
  6. «Василий Тёркин»
  7. «Светлана»
  8. «Песня… про купца Калашникова»
  9. «Майская ночь, или Утопленница»
  10. «Левша»
  11. «Перчатка»
  12. «Медный всадник»
  13. «Моцарт и Сальери»
  14. «Уроки французского»
  15. «Мороз, Красный нос»

Ответ

Поэмы : № 2, 6, 8, 12, 15.

  • «Домик в Коломне» (А.С. Пушкин)
  • «Василий Тёркин» (А.Т. Твардовский)
  • «Медный всадник» (А.С. Пушкин)
  • «Песня… про купца Калашникова» (М.Ю. Лермонтов)
  • «Мороз, Красный нос» (Н.А. Некрасов)

Критерии оценивания

За верно определённые номера – по 0,5 балла (всего 2,5 балла ).

Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру поэмы, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.

Остальные произведения :

  • «Борис Годунов» (А.С. Пушкин)
  • «Ромео и Джульетта» (В. Шекспир)
  • «Вольга и Микула Селянинович» (народная былина)
  • «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен)
  • «Светлана» (В.А. Жуковский)
  • «Моцарт и Сальери» (А.С. Пушкин)
  • «Майская ночь, или Утопленница» (Н.В. Гоголь)
  • «Левша» (Н.С. Лесков)
  • «Перчатка» (Ф. Шиллер, перевод В.А. Жуковского/М.Ю. Лермонтова)
  • «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

Задание 2. «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ»

Перед Вами фрагмент художественного произведения, содержащий описание некоего места. Представьте себе людей, населяющих хату. Напишите очерк об обитателях этого места. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов. Подражать стилю автора не обязательно.

Наконец я перебрался через это болото, взобрался на маленький пригорок и теперь мог хорошо рассмотреть хату. Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Она не касалась полом земли, а была построена на сваях, вероятно, ввиду половодья, затопляющего весною весь Ириновский лес. Но одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид. В окнах недоставало нескольких стёкол; их заменили какие-то грязные ветошки, выпиравшиеся горбом наружу. Я нажал на клямку и отворил дверь. В хате было очень темно, а у меня, после того как я долго глядел на снег, ходили перед глазами фиолетовые круги; поэтому я долго не мог разобрать, есть ли кто-нибудь в хате.

(А.И. Куприн . «Олеся»)

От школьников не требуется узнавать данные фрагменты и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.

Задание 3. «РАБОТА С ТЕКСТОМ»

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 250–300 слов.

Владимир Осипович Богомолов (1924–2003)

КРУГОМ ЛЮДИ

Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове – серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» – садится и, увидев, что за окном – дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:

– Вот враг!.. Ну надо же!

– Грибной дождик – чем он вам помешал?

Она смотрит недоумённо и, сообразив, что перед ней – горожане, поясняет:

– Для хлебов он теперь не нужон. Совсем не нужон. – И с мягкой укоризной, весело:

– Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..

Невысокая, загорелая, морщинистая. Старенькая-старенькая – лет восьмидесяти, но ещё довольно живая. И руки заскорузлые, крепкие. Во рту спереди торчат два жёлтых зуба, тонкие и длинные.

Поправляет платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.

Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных – никого.

Ездила в Москву насчет «пензии», причём, как выясняется, и туда и обратно – без билета.

И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка…

– Как же так, без билета? И не ссадили?.. – удивляются вокруг. – А контроль?.. Контроль-то был?

– Два раза приходил. А что контроль?.. – слабо улыбается она. – Контроль тоже ведь люди. Кругом люди!.. – убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: – Я ведь не так, я по делу…

В этом её «Кругом люди!» столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее…

Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться – уму непостижимо. Но ей верят.

Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, и столь чистосердечна – вся наружу, – ей просто нельзя не верить.

Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, и охотно сосёт и жамкает, легонько жамкает своими двумя зубами.

Меж тем за окном после дождя проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:

– Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите…

  1. С помощью каких средств создан портрет героини?
  2. Что можно сказать о внутреннем мире героини? В каких словах он отражён?
  3. Каково авторское отношение к героине?
  4. Можете ли Вы объяснить название рассказа?

Критерии оценивания

Баллы

Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 15
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 10
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 5
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 5
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 5
Максимальный балл 40

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Проблема создания образа персонажа была и остается одной из главных в литературном творчестве. Портрет персонажа относится к числу основных средств создания образа и может рассматриваться как один из аспектов этой проблемы. Тем не менее, словесный художественный портрет - достаточно сложное явление, не имеющее однозначной трактовки. Поэтому одной из главных задач исследователей является изучение системы стилистических приемов и выразительных средств, которые используются для более точного выражения содержания художественного произведения, и создания портрета, в частности. Литературный персонаж - это обобщение и в то же время конкретная личность. Он свободно движется в мире художественного произведения и органично входит в него. Поэтому создать образ персонажа - это значит не только "наделить его чертами характера и сообщить ему определенный строй мыслей и чувств, но и "заставить нас его увидеть, услышать, заинтересоваться его судьбой и окружающей его обстановкой" .

Портрет персонажа - это описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение его поведения, манеры держаться, мимики, походки, жестов.

Но портретное описание персонажа может отсутствовать, и тогда, как указывает исследователь Л.А. Юркин, представление о персонаже читатель получает из описания его мыслей, чувств, поступков, речевой характеристики. Но в тех произведениях, где портрет присутствует, он может стать одним из главных способов создания литературного образа.

Внешность человека может многое сказать о нем - о его возрасте, национальности, социальном положении, вкусах, привычках, качествах характера. Л.А. Юркин считает, что в портрете персонажа есть три главные черты: первые - природные, вторые - характеризуют его как социальное явление (одежда и способ ее носить, манера держаться и т.д.), а третьи - это выражение лица, которое свидетельствует о переживаемых чувствах. "Но лицо, фигура, жесты могут не только "говорить", но и "скрывать", либо просто не означать ничего, кроме самих себя. Поэтому художественный портрет зачастую почти не поддается прочтению" .

Он же отмечает, что при соответствии в жизни внешнего и внутреннего позволяет писателю использовать наружность персонажа при создании его как обобщенного образа. Персонаж может стать воплощением одного какого-либо свойства человеческой натуры, которое доминирует как свойство его поведения и требует для него определенной внешней выраженности.

Портрет персонажа в современном литературоведении понимается в узком и широком смысле.

Словесный портрет в узком смысле - это непрерывная описательная цепочка, объёмом в одно предложение и более. Словесный портрет в широком смысле - это вся совокупность этих описательных цепочек, относящихся к описанию какого-либо персонажа.

В связи с этим выделяют компактный и рассредоточенный словесный художественный портрет.

Компактный словесный портрет - единичное портретное описание: один раз описав внешность своего персонажа, писатель может не обращаться к ней на протяжении некоторого времени.

Рассредоточенное портретное описание представляет собой неоднократное периодическое обращение к внешности персонажа в ходе повествования

Словесный художественный портрет многофункционален. В рамках художественного произведения он может выполнять самые разные функции, в соответствии с функциональной наполненностью художественного текста вообще. Социальная, философская, нравственная, религиозная и другая направленность текста получает своё отражение в словесном портрете как важном композиционном элементе художественного произведения.

Используя художественный портрет как средство создания художественного образа, каждый писатель преследует свою определенную цель, а значит, в тексте художественного произведения каждое конкретное портретное описание персонажа будет иметь свою функцию. Так, характерологическая функция и оценочная ведут читатели к пониманию характера персонажа и способствуют раскрытию идейно - художественного содержания произведения.

В эстетической функции выражается связь содержания и формы, без которой не может быть создан художественный образ. Систематизирующее свойство эстетической функции заключается в том, что через неё проходят все прочие функции, то есть в чистом же виде эстетическая функция просто не существует.

Таким образом, внешнее описание персонажа является не условностью создания художественного образа, а очень важным способом раскрытия его психологических средств, а значит, и более углубленному пониманию замысла всего художественного текста.

Образ человека входит в общую систему художественных образов литературного произведения. Многие литературные герои кажутся читателю живыми, взятыми из реальной жизни, потому что автор использует для создания образа своего героя художественные средства, рождающие иллюзию реальности.

Средствами создания образа человека являются Эсалнек А.Я. Теория литературы [Текст] Учебное пособие / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта, 2012. - с. 64.:

  • 1) номинации: имя, фамилия, прозвище и т.п. (например, в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Петю Трофимова Варя называет «облезлым барином»; в комедии Фонвизина «Недоросль» у действующих лиц «говорящие» имена и фамилии - Правдин, Скотинин, Стародум и т.д.);
  • 2) портрет - фрагментарный, «осколочный», детали которого рассыпаны по всему произведению (портрет Наташи Ростовой, княжны Марьи в романе-эпопее «Война и мир»); развернутый, монографический (в поэме «Мертвые души», в романе «Обломов»);
  • 3) речевая характеристика (содержание речи и ее форма: что, о чем говорит герой и как);
  • 4) интерьер (в поэме «Мертвые души» встреча Чичикова с каждым помещиком предваряется подробным описанием обстановки, внутреннего убранства дома, что позволяет автору дать скрытую характеристику самому хозяину; в романе «Евгений Онегин» описание кабинета главного героя дается дважды - и читатель, наблюдая изменения интерьера, видит эволюцию внутреннего мира Евгения);
  • 5) предмет как составная часть образа персонажа (например: халат, тапочки, диван Обломова являются воплощением лени, асоциальности героя, его стремления к покою; серебряная пепельница в форме лаптя на столе эмигрировавшего из России Павла Кирсанова - знак его «близости» к народу - ирония автора; шинель Акакия Башмачкина как смысл его жизни и метафора его личности);
  • 6) пейзаж (картины природы могут быть созвучны душевному состоянию героя или контрастировать с ним, чтобы оттенить глубину его внутренних переживаний: бесконечное небо Аустерлица помогает князю Андрею переосмыслить жизненные цели, вид зеленеющего дуба вызывает у Болконского надежду на счастье);
  • 7) художественная деталь - небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая раскрыть характер, душевное состояние героя (например, в романе Е. Замятина «Мы» психологическое состояние героя, его страдание передано одним штрихом: «Я
  • 8) поступки героя;
  • 9) оценочные высказывания в адрес героя от лица других персонажей (Разумихин о Раскольникове: «Я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд»);
  • 10) авторская оценка - отзывы самого автора о своем герое (например, Автор об Онегине: «добрый мой приятель»);
  • 11) композиция произведения, в том числе такие внесюжетные элементы, как сны, письма, дневниковые записи, вставные эпизоды (например, калмыцкая сказка-притча, поведанная Пугачевым Петру Гриневу; история любви Павла Петровича Кирсанова, рассказанная Аркадием Базарову) и др.;
  • 12) изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры, языковые средства) Эсалнек А.Я. Теория литературы [Текст] Учебное пособие / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта, 2012. - с. 65..

Создавая образ человека, автор отбирает соответствующие своей задаче художественные средства, этот выбор может быть ограничен родом и жанровыми особенностями произведения. Так, в драматургии портрет, пейзаж, интерьер возможны только в авторских ремарках, на первый план выходят речевые характеристики и поступки героя как основные средства создания образа. В лирическом произведении образ человека - лирического героя - создается через лирический монолог, содержащий описание переживаний, душевного состояния субъекта речи, а также его манеру речевого самовыражения.

В образе сочетается общее, типичное для определенной социальной группы, эпохи, национальности, и индивидуальное, свойственное только этому герою. Совокупность индивидуальных свойств героя - это его характер, который может быть показан в развитии (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов).

Если же в образе персонажа дано только обобщение, без индивидуализации, он не может претендовать на жизненность, т.к. он изображает только тип личности, а не полноценный характер. Таковы герои в произведениях классицизма: у них заострена только одна черта. А.С. Пушкин, сравнивая характеры героев Шекспира, замечает: «У Шекспира - Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен. У Мольера - Скупой скуп, и только» Хализеев В.Е. Теория литературы [Текст] Учебник / В.Е. Хализеев. - М.: Академия, 2013. - с. 96..

На основе обобщения социально-исторических, общечеловеческих и психологических черт личности возникают литературные типы, обладающие каким-то устойчивым комплексом качеств (тип лишнего человека, маленький человек, благородный разбойник, тургеневские девушки и т.д.).

Писатели часто уделяют внимание детали при раскрытии образа героя в художественном произведении. Так поступал же и А.И.Гончаров, когда представил читателю Илью Ильича Обломова. Роман «Обломов» пронизан образами-символами, главным из которых стал халат Кесовиди В.А. Словесный портрет как форма художественно-образного представления человека в литературном произведении (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов») [Текст] / В.А. Кесовиди // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - № 1 (114). - с. 50..

Халат Обломова в романе «Обломов» это, по сути, отдельный персонаж. Он живет своей жизнью и проходит свои жизненные этапы. Халат Обломова это символ «обломовщины», скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат значит радикально переменить жизнь: «...ибавиться от лишнего жира, сбыть тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором грезил когда-то с другом, пожить без халата, без Тарантьева и Захара...» Автор очень подробно описывает халат Обломова, словно это - живое существо: «...На нем был халат из персидской ткани, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире...» Ермолаева Н.Л. Архетип халата в русской литературе XIX века [Текст] / Н.Л. Ермолаева // Ученые записки Казанского университета. - 2009. - № 3. - с. 48..

Халат Обломова - это его «двойник», то есть проекция самого Обломова. Уютный, домашний халат Обломова отражает уютный и тихий характер героя. Даже беспечность Обломова тоже переходит в складки халата (шлафрока): «...С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока...» Обломов любит свой халат за то, что он мягкий и гибкий, незаметный и ненавязчивый. Сам Обломов очень похож на свой халат. Сам Обломов тоже мягкий, покорный и незаметный: «...Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела...». Обломов носит свой халат не только на теле. Душа и ум Обломова тоже укутаны в «невидимый» халат: «...Идти вперед - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума...». Халат Обломова переживает несколько «жизненных» этапов в романе так же, как и сам Обломов Там же, с. 49.:

  • 1. История халата Обломова начинается на Гороховой улице, в квартире Обломова. Обломов носит свой халат очень давно. Гости Обломова замечают, что такие халаты давно не носят: «...Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, - стыдил он Обломова... - Это не шлафрок, а халат, - сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата...» Что это значит? Это значит, что Обломов носит свой халат давно. Так же давно он носит в своей душе лень и апатию.
  • 2. Халат Обломова и Ольга Ильинская. Обломов переживает романтические отношения с Ольгой Ильинской. В этот период Обломов видит смысл жизни в Ольге. Благодаря любви к Ольге Обломов оживает и просыпается от спячки. И конечно, в этот период Обломов забывает о своем старом халате: «...Встает он в семь часов, читает, носит куда_то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами...». «...И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима...». «...С халатом он простился давно и велел его спрятать в шкаф...».
  • 3. Халат Обломова и Агафья Пшеницына. После разрыва с Ольгой Обломов живет в доме Агафьи Пшеницыной. Хозяйственная Пшеницына достает из чулана старый халат Обломова: «...Еще я халат ваш достала из чулана, - продолжала она, - его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит...» Жизнь у Агафьи Пшеницыной снова вводит Обломова в привычную лень и апатию. Обломов возвращается к своей старой, ленивой жизни. И халат Обломова так же снова появляется в ходу: «...Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, - сказал Захар...» Агафья Пшеницына не похожа на Ольгу Ильинскую. Она не заставляет Обломова скинуть старый халат. Пшеницына, напротив, чинит и выводит пятна на халате Обломова: «...Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою: завтра ничего не будет...».
  • 4. Халат Обломова и последние годы жизни. Обломов так и не расстается со своим халатом до конца жизни. Халат остается спутником Обломова так же, как его лень и апатия: «...- что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! - Привычка, Андрей; жаль расстаться...» Спустя годы хозяйственная Агафья Пшеницына по-прежнему бережет халат (шлафрок) Обломова. Она не предлагает его выбросить. Она с любовью чинит его: «...расстилались эти одеяла и халат Ильи Ильича [...] Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простегивала их...» Халат Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов» - это самый настоящий персонаж, со своей историей и своим характером Ермолаева Н.Л. Архетип халата в русской литературе XIX века [Текст] / Н.Л. Ермолаева // Ученые записки Казанского университета. - 2009. - № 3. - с. 50..

Образ Обломова является величайшим созданием И. А. Гончарова. Однако данный тип героя в целом не новый в русской литературе. Его мы встречаем и в фонвизинском «Лентяй», и в «Женитьбе» Гоголя. Но особенно полно и многогранно он вопротился в образе Обломова в романе Гончарова.

В первой части романа описывается однин обычный день героя, проводимый им, не покидая дивана. Неспешное повествование автора подробно и детально знакомит читателя с обстановкой квартиры главного героя, на хранящей печать запустения и заброшенности. В вещах, которые окружают Обломова, проявляется его характер. Особое внимание автор уделил описанию халата героя, восточного, «без малейшего намека на Европу», широкого, просторного, покорно повторяющего движения его тела. Образ халата возрастает до символа, словно обозначающего вехи духовной эволюции Обломова Кесовиди В.А. Словесный портрет как форма художественно-образного представления человека в литературном произведении (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов») [Текст] / В.А. Кесовиди // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - № 1 (114). - с. 51..

Фамилия у героя говорящая. Обломов - от «обломиться», «ломаться». Илья Ильич сломлен жизнью, подавлен ею, отступил перед лицом накативших проблем и неприятностей. Ему проще забиться в своем доме в угол дивана и лежать до бесконечности.

В связи с этим в романе возникают основные атрибуты лени этого героя: диван, халат и домашние туфли. Особую значимость имеет образ-символ халата. Его корни восходят к стихотворению Языкова «К халату».

Халат - любимое и главное одеяние главного героя гончаровского романа. В нем-то читатель как раз и видит Илью Ильича посреди его кабинета. Халат «восточный, … весьма вместительный, так что наш герой мог дважды завернуться в него», - такова характеристика главной детали, становящейся приметой обломовской лени. Гончаров акцентирует внимание читателей на деталях с целью более глубокого раскрытия образа героя. Для Обломова его халат - символ защищенности от внешнего мира с его бесконечными проблемами Ермолаева Н.Л. Архетип халата в русской литературе XIX века [Текст] / Н.Л. Ермолаева // Ученые записки Казанского университета. - 2009. - № 3. - с. 51..

Андрей Штольц и Ольга Ильинская - самые близкие Обломову люди - на протяжении произведения неоднократно предпринимают попытки вытащить его из халата. И на какое-то мгновение это удается. Читатель помнит, как преображается Обломов под влиянием живого чувства - некой любви к Ольге. Однако и тут лень все же берет свое, и Обломов снова облекает тучное тело в вечный восточный халат.

С приходом любви к Ольге душа героя побуждается к деятельной, активной жизни. Такие Обломов связывает в своих мыслях с тем, что необходимо «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, и с ума». И правда, на некоторое время он пропадает из поля зрения, а затем новая владелица Обломовки Агафья Матвеевна Пшеницына обнаруживает его в чулане и возвращает к жизни Кондратьев А.С. Трагические итоги духовной биографии Обломова: (По роману И. А. Гончарова) [Текст] / А.С. Кондратьев // Гончаров И. А.: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова, А. В. Лобкарева, И. В. Смирнова; Ред. М. Б. Жданова, Ю. К. Володина, А. Ю. Балакин, А. В. Лобкарева, Е. Б. Клевогина, И. В. Смирнова. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. - с. 60..

Вместе с хозяином халат постепенно старел, истрепывался, ветшал. Но Обломов так и не смог расстаться с приметами удобной спокойной жизни: домашними туфлями, халатом, клеенчатым диваном. В конце романа читатель вновь видит Обломова в любимом халате, правда, в другой обстановке - со вдовой Пшеницыной.

Подобное социальное явление позже было определено литературными критиками как «обломовщина». Имя главного героя теперь нарицательное. Да и обломовский халат стал образом-символом обломовщины. Он генетически сросся со своим хозяином, неотделим от него. Есть в романе момент, когда Обломов еще мог расстаться с халатом - когда влюбился в Ильинскую. Однако испытание любовью требует большого напряжения, для Обломова это оказалось непосильно.

Как известно, халат Обломова в романе «Обломов» это не просто деталь. Халат это любимая одежда Обломова. Халат Обломова также носит название шлафрок (в пер. с немец. «schlafrock» означает «спальный халат»).

Портрет

Портрет - составная часть структуры персонажа. Литературный портрет - понятие объемное. В него входят не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но и внешние, дополняющие, воплощающие в себе типичное, характерное и индивидуальное. Портрет персонажа - один из важных компонентов произведения, органически слитый с композицией текста и идеей автора.

У каждого художника слова своя манера создания образа- персонажа, составная его поэтики. Существуют и объективные приемы портретных характеристик. Развитие портретного искусства тесным образом связано со сменой и эволюцией литературно-художественных стилей. Так, портрет в сентиментализме отличается определенной живописностью, он отражает чувственный мир героя. В романтической эстетике доминирует яркая деталь, подчеркивающая ту или иную особенность характера, проявляющую инфернальную или сакральную сущность души. Живописность портретного описания достигается за счет обилия красочных средств и метафор.

Акцент на какой-то одной детали свойствен любому типу портрета (сентименталистскому, романтическому, реалистическому, импрессионистическому). Например, портрет Сильвио из повести А. С. Пушкина «Выстрел»: «Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола». Или описание революционерки Шустовой в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»: «...невысокая полная девушка в полосатой ситцевой кофточке и с вьющимися белокурыми волосами, окаймлявшими ее круглое и очень бледное, похожее на мать лицо». Именно употребление определенных для эстетики эпитетов придает этим портретам различную романтическую или реалистическую интонацию. В обоих портретах названа одна деталь - «бледность». Но в облике Сильвио это «бледность» рокового героя, а у Л. Н. Толстого - болезненная бледность героини, которая томится в мрачной тюрьме. Уточнение - «очень бледное, похожее на мать лицо» (хотя читатель никогда не видел и не увидит в тексте романа портрета матери этой девушки) - усиливает читательское сострадание к революционерке.

Детализированный портрет. Художники слова дают подробное описание внешности героя: роста, волос, лица, глаз, а также некоторых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных на зрительное восприятие. Детализированный портрет обычно охватывает все стороны внешности героя, вплоть до его костюма, движений, жестов. Подобный портрет дается, как правило, при первом представлении персонажа и сопровождается авторским комментарием, а в процессе развития сюжета на него накладываются дополнительные штрихи. Такой тип портрета особенно часто встречается в романах И. С. Тургенева. Читатель сразу получает представление о любимых героях писателя. Особенно яркими деталями изобилуют портретные характеристики женских образов в романе «Рудин». Иногда И. С. Тургенев преднамеренно интригует читателя и представляет портрет героини постепенно или в самых разных обличиях. В повести «Ася» автор подробно описывает фигуру, жесты, но не показывает те детали портрета, которые позволили бы угадать характер героини: ее глаза были скрыты большой соломенной шляпой, поэтому читатель не может еще составить полного представления о девушке. Затем Ася изображается то шаловливым ребенком в костюме юноши, то невинной крестьянкой, то светской барышней. Она долгое время остается загадкой и для господина К, и для читателя.

Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», прежде чем представить главного героя, вначале дает описание его убогой каморки. Эта детализированная обрисовка жилища предваряет портрет Раскольникова и создает определенное настроение для целостного восприятия образа. Важной деталью является введение самого описания внешности: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». В эпилоге, когда Раскольников обретает надежду, его «прекрасные темные глаза» озаряются светом, «глубокая задумчивость» уже не омрачает лица молодого человека.

Психологический портрет . В данном портретном описании важны не столько внешние признаки, столько психологические особенности. Здесь отмечаются и социальные детали образа- персонажа. Авторы используют различные художественные приемы для раскрытия внутреннего мира героя. А. С. Пушкин, представляя в романе «Евгений Онегин» главное действующее лицо, не дает подробного описания внешности Онегина и той среды, которая его сформировала, как это было принято в классическом западном романе, и только шутливо замечает в конце VII главы: «Пою приятеля младого и множество его причуд...» Поэт начинает роман с «мыслей молодого повесы», и это уже является важной психологической характеристикой образа и раскрывает смысл эпиграфа ко всему роману, где были названы основные свойства натуры, страдающей «русской хандрой».

Многими исследователями отмечалось, что Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» - это художественное продолжение образа Евгения Онегина. Скептическое отношение к миру свойственно обоим героям. Однако для Толстого важно показать не только внутренний мир героя, но и то общество, которое Болконский презирает. Весомые детали портрета сопровождаются авторскими комментариями, позволяющими предположить, что и писатель разделяет взгляды героя: «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно...»

Л. Н. Толстой очень тщательно отбирал детали для характеристики героев. Он считал необходимым отметить как психологические, так и социальные особенности характера героя. Об этом свидетельствует подготовительная работа писателя. Л. Н. Толстой написал на каждого персонажа «анкеты» по следующим рубрикам: «имущественное, общественное, любовное, поэтическое, умственное, семейное». Например, образ Николая Ростова:

«Имущественное. Роскошно живет по отцу, но расчетлив.

Общественное. Такт, веселость, всегдашняя любезность, все таланты понемножку.

Поэтическое. Все понимает и чувствует понемногу.

Умственное. Ограничен, отлично говорит пошло. Страстен по моде.

Любовное. Никого не любит крепко, маленькая интрига, маленькая дружба...»

Писатель стремился передать характеры людей в их многосторонности, развитии и движении. Этим и достигается удивительная пластичность, рельефность толстовских образов.

В портретных характеристиках Л. Н. Толстого всегда чувствуется авторское отношение к герою. Сколько бы писатель ни называл Веру Ростову красивой и сколько бы он ни описывал правильных черт ее лица, читатель все равно не верит в ее красоту, потому что она была холодна, расчетлива и чужда «ростовской породе», миру Наташи и Николеньки.

В романе «Воскресение» Л. Н. Толстой заменяет индивидуально характерные изобразительные детали, когда они относятся к персонажу, принадлежащему к высшему свету, деталями негативными, связанными с принадлежностью героя к определенному сословию, такой герой часто даже не имеет имени. В первом варианте произведения дается подробный портрет купца присяжного заседателя: «...длиннополый, седой, курчавый, с очень маленькими глазами». В окончательном варианте текста портрет купца лишается всего индивидуализированного, остается лишь одна социально определяющая черта: «Высокий толстый купец».

И. С. Тургенев в создании портрета использует принцип «тайной психологии». Писатель скрывает свое отношение к героям. У него одинаково красивыми могут быть как положительные, так и отрицательные персонажи. Однако целенаправленным подбором лексики Тургенев заставляет читателя почувствовать ложность натуры Паншина или Варвары Павловны из романа «Дворянское гнездо». Жена Лаврецкого «была спокойна и само- уверенно-ласкова, что всякий в ее присутствии тотчас чувствовал себя как бы дома; притом от всего ее пленительного тела, от улыбающихся глаз, от невинно-покатых плеч и бледно-розовых рук, от легкой и в то же время как бы усталой походки, от самого звука ее голоса, замедленного, сладкого, - веяло неуловимой, как тонкий запах, вкрадчивой прелестью, мягкой, пока еще стыдливой, негой...».

Важную роль в психологическом портрете выполняют предметная деталь и различные литературные реминисценции. Ярким образцом детализированного психологического портрета является описание внешности Печорина. М. Ю. Лермонтов дает несколько описаний его облика, как бы постепенно раскрывая феномен «героя века». В главе «Бэла» Максим Максимыч замечает только странность этого удивительного человека, автор уже настраивает читателя на восприятие исключительности Печорина. В главе «Максим Максимыч» представляется подробный психологический портрет главного героя, отмечаются и «привычки порядочного человека», и «аристократическая рука», «скрытность характера». Особо значимым становится сравнение Печорина с бальзаковской кокеткой. Современникам Лермонтова эта реминисценция говорила о многом. В повести О. Бальзака «Тридцатилетняя женщина» и в еще более известной его «Теории походки» дана психологическая мотивация манеры держать себя, нравиться людям, скрывать презрение к ним. Этим сравнением М. Ю. Лермонтов включил в портрет целый комплекс психологических деталей, позволяющих пояснить внутренний мир героя.

Сатирический и иронический портрет . В сатирических портретных характеристиках важную роль выполняют психологическая деталь и поэтическая метафора. Средства художественной выразительности основаны на приемах комического. Сила осмеяния и обличения зависит от степени несоответствия между видимостью и сущностью явления, между формой и содержанием образа, поступком и характером. В разных художественных эстетиках используется прием комического в портретной характеристике.

Пушкин создает тип пародийного портрета в романе «Евгений Онегин», когда представляет читателю Ольгу: «Глаза, как небо, голубые, // Улыбка, локоны льняные, //Движенья, голос, легкий стан, // Все в Ольге... но любой роман // Возьмите и найдете верно // Ее портрет...»

Онегину кажется странным, что Ленский влюблен в Ольгу: «...Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт...» Она напоминает уже знакомые образы героинь: «Точь-в-точь в Ванди- ковой Мадонне: // Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна // На этом глупом небосклоне».

Ироническое сочетание деталей обнаруживается в портрете Ленского. Особенно важно то, что в одном из опубликованных текстов «Евгения Онегина» было уточнение «с душой филистер геттингенский», а не как мы сейчас читаем «с душою прямо гет- тингенской...». Уточняя особенность бюргерской натуры героя, автор подготавливает читателя к тому, что поэта «обыкновенный ждал удел». Его романтическая восторженность - лишь дань моде.

М. Е. Салтыков-Щедрин в «Губернских очерках» создает галерею сатирических портретов. Автор часто использует прием «действенного фразеологизма», основанный на особых оттенках интонации. В главе «Порфирий Петрович», помимо ярких деталей, важную роль выполняют риторические фигуры, вносящие в образ сатирические тона: «Не высок он ростом, а между тем всякое телодвижение его брызжет нестерпимым величием... Как жаль, что Порфирий Петрович ростом не вышел: отличный был бы губернатор! Нельзя сказать также, чтоб и во всей позе его было много грации; напротив того, весь он как-то кряжем сложен; но зато сколько спокойствия в этой позе! Сколько достоинства в этом взоре, померкающем от избытка величия!»

Сатирические портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина созданы при помощи гротеска, гиперболизации и фантастики. Часто одна деталь обобщается, и метонимический образ достигает уровня типизации. Использование уменьшительно-ласкательных форм лексики позволяет передать авторскую иронию.

А. П. Чехов использует выразительную деталь портрета, которая может заменить описание внешности. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» нет портретных характеристик. А. П. Чехов акцентирует внимание на запахах. От «тонкого» пахло «ветчиной и кофейной гущей», а от «толстого» - «хересом и флердоранжем». Название этого рассказа - литературная реминисценция, позволяющая читателю сразу же вспомнить подробное гоголевское описание чиновников в одном из лирических отступлений «Мертвых душ», где представлены сатирические обобщающие портреты «толстых» и «тонких».

С помощью вкусовых ассоциаций А. П. Чехов представляет и женскую натуру в рассказе «Женщина с точки зрения пьяницы»: «Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались обложить акцизным сбором... Женщина до 16 лет - дистиллированная вода... От 20 до 23 - токайское. От 23 до 26 - шампанское. 28 - коньяк с ликером. От 32 до 35 - пиво завода «Вена». От 40 до 100 - сивушное масло...»

Большое разнообразие портретных характеристик можно наблюдать в эпических текстах. Авторы эпических произведений используют портреты-описания, портреты-сравнения, портре- ты-впечатления, портреты-метафоры. Иные средства художественной выразительности в передачи внешности героя используются в лирике и драме. В лирических жанрах портрет встречается в балладах, поэмах, эпиграммах, песнях, пародиях, а также в «персонажной» лирике.

Мастером сатирического портрета в лирике был А. С. Пушкин. В одной емкой детали он выражал весь смысл образа, и портрет был настолько узнаваем, что современники без труда угадывали того, на кого написана эпиграмма. Например, шутливое стихотворение «Собрание насекомых»:

Вот Глинка - Божия коровка, Вот Каченовский - злой паук, Вот и Свиньин - российский жук, Вот Олин - черная мурашка, Вот Раич - мелкая букашка.

Портрет-сравнение - метафорическая характеристика друзей Пушкина.

Традиционный романтический портрет можно наблюдать в поэмах, где при помощи развернутых сравнений, устойчивых эпитетов создается поэтический облик героев.

В жанрах послания и посвящения можно обнаружить портрет адресата, в них, как правило, обозначены основные черты характера или особые свойства души, которые дороги поэту. Иногда встречаются подробные детализированные портретные характеристики. Д. Давыдов создает обобщающий портрет в стихотворении «Поэтическая женщина». Это произведение было очень популярно, его знали наизусть и часто переписывали в альбомы. Основной поэтический прием - развернутая метафора, представленная назывными предложениями.

Что она? - Порыв, смятенье, И холодность, и восторг, И отпор, и увлеченье, Смех и слезы, черт и бог, Пыл полуденного лета, Урагана красота, Исступленного поэта Беспокойная мечта!..

Портретные характеристики в лирике создаются с помощью метафор и аллегорий.

В драме практически отсутствует описание, за исключением новых драматических форм, таких, как эпический театр. Основными средствами портретных характеристик в пьесах можно назвать авторские ремарки, монологи героев и реплики персонажей.

В классицизме обнаруживается устойчивая типизация героев, деление их на положительных и отрицательных. Поэтому авторы трагедий и комедий в ремарках уточняют детали портрета. К примеру, костюм героя свидетельствует о его социальном положении. Важное место отводится речевому поведению персонажа. Именно речь героя - исчерпывающая характеристика классицистического образа. В комедии Мольера «Скупой» нет описания внешности персонажей и их характеров в представлении действующих лиц или ремарках. Описание «молодых красавчиков», данное 60-летним Гарпагоном: «Я удивляюсь, за что их женщины так любят... петушиные голоса, кошачьи усики, парики из пакли, штаны чуть держатся, живот наружу...» - пример сатирического портрета из реплик персонажей.

В реалистической драме портрет героя дается и в авторском представлении действующих лиц, как, например, у Гоголя в комедии «Ревизор», и в развернутой ремарке, как у Чехова, а также в монологах героев, в репликах персонажей.

А. Н. Островский, характеризуя Бориса в пьесе «Гроза», дает помимо указания - «молодой человек, порядочно образованный» - еще и уточнение: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это авторское примечание очень важно для понимания образа персонажа. Его европейское обличие проявляется не только во внешности и не столько в образованности, сколько в отчужденности героя от русской жизни.

Примером подробной психологической характеристики в реплике героя может служить рассуждение Треплева о своей матери в пьесе «Чайка»: «...Психологический курьез - моя мать. Бесспорно, талантлива, умна, способна рыдать над книжкой, отхватит тебе всего Некрасова наизусть, за больными ухаживает, как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой... Затем она суеверна, боится трех свечей, тринадцатого числа. Она скупа. У нее в Одессе в банке семьдесят тысяч -? это я знаю наверное. А попроси у нее взаймы, она станет плакать... Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за это она меня ненавидит...» Это уже целый психологический этюд, а не реплика, в которой штрихом намечается облик персонажа.

Художественное исследование человека проделало огромный путь от схематической типизации до сложных образов. Каждый писатель обладает индивидуальным стилем и системой поэтических приемов для создания ярких образов.

  1. И.С.Тургенев: жизнь и творчество. «Муму»- из истории создания. Историко-культурная основа произведения.
  2. Герасим и Татьяна: история их взаимоотношений. Духовные качества Герасима.
  3. Герасим и Муму: счастье героя.
  4. Немой протест Герасима. Символ немоты крепостных крестьян.

Урок 2.

Тема: Герасим: характеристика героя. Средства создания образа. Портрет, описание помещения как средства характеристики персонажа.

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 4 частях, часть 2. Авторы-составители В.Я.Коровина и др. М., Просвещение, ОАО Московские учебники, 2006.

Цели: добиться понимания учащимися роли портрета, описания помещения в художественном произведении; научить анализировать текст, обращая внимание на роль таких художественно-изобразительных средств, как гипербола, сравнение, уменьшительно-ласкательные суффиксы; воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать интерес к нему как к средству создания образа в литературном произведении; воспитывать интерес к изобразтительному искусству через портретные изображения персонажей рассказа.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (иллюстрирование), репродуктивный (анализ текста, подбор синонимов, объяснение лексических значений), работа с учебником (текстом) как самостоятельная и общеклассная.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме урока.
  • Вы начали читать рассказ. Каковы Ваши впечатления? Хочется ли дочитать до конца? Почему?
  • Чем понравилось начало произведения? С какими трудностями при чтении столкнулись?
  • Где происходит действие рассказа? С какими героями знакомимся? Что узнаём о них?
  • Комментированное чтение 1 абзаца (стр. 43). Объясните значения слов «скупая и скучающая старость»? В прямом или переносном смысле употребляет Тургенев эти слова по отношению к барыне? Почему её жизнь была таковой? Как вы поняли эти слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? Какие слова употреблены здесь в переносном значении? Когда человек говорит о себе или других, что день нерадостный, ненастный? Почему такие дни проживала барыня? (Старость барыни проходила одиноко, дети покинули её: «сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж..») А как вы думаете, почему дети не были частыми гостями в доме матери?
  • Каким предстаёт Герасим на страницах рассказа? Опишите его. На какие внешние черты героя вы обратили внимание? Чем они привлекли вас? Какие качества Герасима показались самыми важными?
  • Комментированное чтение (стр. 43-44) Подберите синонимы к слову «челядь» (слуги, дворня, крепостные) Чем выделялся Герасим среди неё? Какие ассоциации у вас рождаются при слове «богатырь»? На какие богатырские качества героя указывает сам Тургенев? Прочитайте («двенадцать вершков роста», «работал за четверых», «налегая огромными ладонями на соху», «сокрушительно действовал косой», «продолговатые и твёрдые мышцы его плечей», «безостановочно молотил трёхаршинным цепом») Объясните выражение «неистомная работа». Каким качеством должен обладать человек, который может работать так, без устали? (трудолюбие) Какое сравнение использует Тургенев, описывая Герасима? («как рычаг опускались и поднимались..мышцы его плечей») Подумаем, почему именно такое сравнение выбирает автор? (рычаг-тот инструмент, что заставляет работать механизм слаженно, чётко, так и Герасим «научил» свой организм этому)
  • Давайте подумаем, почему Тургенев, говоря о первом помощнике крестьянина на пахоте- лошади, употребляет слово «лошадёнка»? Какой оттенок приобретает слово и за счёт чего? (роль уменьшительно-ласкательного суффикса, контраст: огромный Герасим и маленькая лошадь.)
  • Есть ли оценка героя самим автором? Ответ подтвердите цитатами. («был…самым замечательным лицом», «славный он был мужик…»)По отношению к каким качествам героя автор высказывает это своё отношение: к внешним или внутренним его характеристикам?
  • Комментированное чтение (стр. 44-45) Как попал Герасим в дом барыни? Прочитайте, как воспринял переселение в Москву? («скучал и недоумевал»)Объясните значение слова «недоумевать»? Отчего «скучал» герой? (сердце его рвалось на поля, «нивы», где прошла вся его жизнь) Откуда же это недоумение? Ведь Герасим понимал, что он крепостной, а значит, барыня вправе поступать с ним так, как пожелает? (с его богатырским телосложением работа дворником была слишком уж проста для него, не вровень той, которой он занимался в деревне все эти годы)
  • Каким словом называл Герасим свою новую работу? («шутка») Попытаемся объяснить это. Но ведь подобная работа- благо по сравнению с предыдущей, тогда почему Герасим так часто хотел остаться один, уходил в поля и «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно…»? (грусть по прежней жизни в деревне, любовь к своему родному краю, понимание, что его мнение как крепостного никто не учтёт, тем более он немой) Какое сравнение подбирает здесь автор, рассказывая о том, как тяжело было Герасиму приспособиться к новой жизни? («лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь») А где держат пойманных зверей? Почему же герой воспринимал себя, будто в клетке? Объясните.
  • В чём заключалась новая работа Герасима? Расскажите. Действительно ли у Герасима было так «немного дел»? Может ли быть, чтобы все эти дела Герасим выполнял «в полчаса»? Как работал герой? Найдём гиперболу в описании Герасима. («не только телегу, самое лошадь спихнет с места», «поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води…») Почему окружающие «очень стали уважать его»? (за сноровку, огромную физическую силу, которую он принимал не для того, чтобы пугать людей, вызывать страх и уважение к себе, а для того, чтобы помогать другим, как в случае с ворами) Какое сравнение использует Тургенев, говоря о работе дворника? («топор звенит у него, как стекло») Объясните, как вы понимаете этот образ?
  • Комментированное чтение (стр. 45) Почему дворня, жившая у барыни, «побаивалась» Герасима? (во-первых, его физическая сила вызывала страх, во-вторых, его немота отпугивала людей, в-третьих, Герасим был «нрава строгого и серьёзного») Какие слова в описании отношения к нему окружающих вызывают улыбку? Прочитайте («даже петухи при нём не смели драться, а то беда!») Почему Герасим из всей домашней птицы особенно уважал гусей? (как пишет Тургенев, Герасим сам был похож на «степенного гусака», поэтому кормил их, ходил за ними)
  • Каким же предстаёт Герасим? Опишите его.
  • Работа по иллюстрациям . Рассмотрите предложенные иллюстрации. На них изображён Герасим. Таким его увидели художники. Вы видите, что портреты героя созданы в разной манере письма, с помощью разных изобразительных средств. Скажите, какой, по-вашему, портрет лучше всего передаёт образ героя? Объясните свою точку зрения. А с каким изображением героя вы вовсе не согласны. Прокомментируйте.
  • Что такое портрет, знает каждый из нас. Это изображение человека. Оно может быть нарисовано акварелью, тушью, масляными красками, сделано из какого-либо материала, это может быть и фотография. Существуют и скульптурные портреты. Но все они, так или иначе, созданы чем-то вещественным. Есть портреты, созданные словом. Мы их с вами создаем чуть ли не каждодневно, рассказывая о друзьях ли, описывая их, о знакомых ли, да просто о разных людях, которых нам надо описать. Мы всегда представляем себе, как выглядят те люди, о которых читаем в произведении, потому что писатель нарисовал их словесно, и мы представляем себе их облик: внешность, походку… Но портрет в литературе- это и мимика, жесты героя,
    Запись в тетради: портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении. Обычно портрет иллюстрирует те стороны личности, которые важны автору.
  • Как вы понимаете слово «каморка»? Объясните значение слова? Почему не в дом, не в комнату, не на чердак, не в помещение.. поселил Тургенев Герасима? Какие ассоциации рождаются у вас при этом слове? (вспоминаем каморку папы Карло, давшему жизнь Буратино) Как обустроил Герасим свою каморку? Читаем. Докажите, что по обстановке мы с вами уже можем многое рассказать о человеке, который тут проживает. О чём говорит кровать Герасима, «истинно богатырская кровать»? (его огромная физическая сила, сам сделал её- умелец, на все руки мастер), «столик прочный и приземистый»? Как понимаете это слово «приземистый»? «Дюжий сундук»- объясните значение прилагательного. Найдите гиперболу в описании каморки Герасима («сто пудов можно было положить на неё /кровать/- не погнулась бы») На какие качества Герасима указывают предметы в каморке? (любовь к прочности, основательности, порядку)
  • Каким же мы увидели Герасима на первых страницах рассказа? Подытожьте.
  • Домашняя работа: читать стр. 45-56, устный рассказ о Татьяне. Обратить внимание на главное- взаимоотношения Герасима и Татьяны, отношение барыни к герою. Заполнить первые 3 пункта таблицы (вторая колонка заполняется цитатами из рассказа) :
  • Характеристика Герасима.

    1. Портрет
    2. Отношение к работе
    3. Герасим и дворовые:
    А) отношение к нему,
    Б) отношение Герасима к ним.
    4. Отношение барыни к Герасиму.
    5. Герасим и Татьяна.
    6. Герасим и Муму.