Мегрелы. Мегрелы (мингрелы) — мудрые и суровые

Мегрелы являются этнической группой, происхождение которых до сих пор остается тайной. Они резко выделяются на фоне грузин и абхазов, владея собственным языком, имеющим древние корни. В остальном мегрелы имеют множество схожих черт с названными народами.

История

Есть две версии происхождения мегрелов. Согласно первой, мегрелы продолжают род хазаров. Хазары управляли Хазарским каганатом, которому принадлежали земли на территории современного Казахстана и простирающиеся до самого Днепра (на момент 10 века). Элита вела исповедание иудаизма, хотя никто из них не имел семитского происхождения - для тюркоязычных народов более характерной религией является ислам. Версия хазарского происхождения мегрелов является спорной, поскольку каганат исчез практически бесследно. Историки полагают, что часть хазар бежала в Закавказье и была принята местным населением, которое посчитало их евреями, причем сами потомки хазар постепенно перешли в христианство из-за влияния грузин.

Численность

Всего насчитывается более 600 тысяч мегрелов. Около половины проживает в Грузии, остальная часть живет в России. Несколько десятков тысяч проживает в Республике Абхазия. Также существуют диаспоры в Соединенных Штатах Америки и европейских странах.

Язык

В связи с исторической близостью с абхазами и грузинами многие мегрелы владеют соответствующими языками. Их собственный мегрельский язык имеет нестабильный статус, однако знаком практически всем мегрелам.
Существует 2 диалекта, на которые делится мегрельский, а именно сенакский и зугдидско-самурзаканский. Провести четкую грань между диалектами чрезвычайно сложно, даже сами мегрелы легко понимают друг друга, а различия в основном базируются на фонетике и лексике.
Корни мегрельского сформировались еще в 700 году до нашей эры, что говорит о высокой степени самостоятельности языка. Мегрельский используется активно в устной форме, основным литературным остается грузинский.
Семитское происхождение мегрелов является предметом постоянных споров. Они несколько веков жили бок о бок с грузинскими евреями, что, возможно, и стало причиной такой путаницы. Евреям пришлось бежать на Кавказ вследствие захвата Иерусалима царем Навуходоносором II в 586 до н.э. Некоторые специалисты отмечают внешние и черты характера, схожие у евреев и мегрелов. Все это позволяет предполагать наличие родства, хотя и исключительно в гипотетическом плане.

Характер

У мегрелов сформировались типичные для кавказских народов черты. Эти люди стараются во всем быть лучшими, что прежде всего означает достижение успеха. Каждому мегрелу положено быть красноречивым, но не чересчур разговорчивым. Говорить следует только по делу, всегда четко и ясно. Каждый мегрел должен соблюдать этикет, обязательно здороваться со всяким, кто идет навстречу, если он (мегрел) восседает на коне. Ему положено быть благородным, учтивым и добродушным. В то же время важно уметь отстаивать свою точку зрения. Мегрелы негативно реагируют на притеснения их взглядов и верований. Их можно охарактеризовать как страстных людей, которые любят культуру и обычаи своего народа. Им приписывают трудолюбие и усердие. По темпераменту мегрелы ближе всего к холерикам - жизнь их буквально бурлит.

Традиции

Для мегрелов характерно соблюдение традиций и обычаев кавказского народа. Важными пунктами в списке традиций являются:

Мужчина считается главным в семье, более авторитетным является только мнение старших. К старикам у мегрелов отношение особое, поскольку они связывают оказание почестей с долголетием. Чем больше почестей будет оказано старшему, тем дольше проживешь сам. Среди пожилого поколения мегрелов встречается не так много строгих людей. Обычно они позволяют молодежи самим выбирать места сбора во время собраний.
Гостеприимство возведено в культ. Каждому гостю полагается дать кров и пищу, напоить и предоставить место для ночлега. Такая традиция восходит к древности, когда гостя принимали в доме с целью контроля, ведь он мог почувствовать вседозволенность в общении, что было недопустимо.
Мегрелы, как жители сел и деревень, очень строго соблюдают традиции, связанные со свадебными обрядами. Обычаи запрещают младшим играть свадьбу до вступления в брак старших в семье. Более того, жениху и невесте запрещено праздновать свадьбу совместно. Для свадебной церемонии заказывают разные дома, в каждом из которых молодых ждут их друзья и семьи. Этот обычай называют «традицией избегания». Заходя в дом, жена обязана делать первый шаг с правой ноги, а лицо закрывать накидкой. В знак пожелания богатства и счастья девушку осыпают монетами и сладостями.
Мегрелы обмениваются подарками во время свадебной церемонии, что характерно для всех кавказских народов. Невеста обязательно должна связать перед свадьбой пару носков, что доказывает ее мастерство в рукоделии. Даже в наши дни, когда немало кавказцев отмечают свадьбы в костюмах и белых платьях, мегрелы остаются верны традициям.

Культура


Мегрелы обожают песни. Они пользуются грузинским инструментом чонгури, имеющим 4 струны и изготовленным из различных пород дерева. Помимо четырехструнного чонгури, используют дудук или зурну. Традиция исполнения песен уникальна и включает грузинские, абхазские, арабские, византийские и турецкие мотивы. Женщины исполняют песни на мегрельском и грузинском. В основном, поют о любви, рассказывают трагичные истории. Каждой женщине необходимо знать несколько колыбельных.
Мужчины поют обычно хором, причем иногда вместе с женщинами. Хоровые песни посвящены труду, застолью, свадьбе или хороводу. Песни часто сопровождаются музыкой флейты.
Важное значение придают и литературным произведениям. Самым известным является история итальянского миссионера Ламберти, написавшим книгу о Мингрелии, которую он называл Колхидой. Впервые произведение было издано в 1654 году и получило большую известность в Европе. Его центральным персонажем стал князь Леван Дадиани, которому пришлось проявить недюжинную хитрость, чтобы сохранить суверенитет и благополучие своей страны.
Левану Дадиани приходилось поддерживать союз с турками, ежегодно отправлять султану дорогие подарки и давать дань. Однажды один из турецких султанов потребовал предоставить войска, чтобы пойти боем на Эривани. Ливан ответил на его просьбу предельно строго, сказав, что если султан вторгнется в пределы его земли, он навсегда лишится подати и будет встречен мощным отпором. Султану пришлось считаться с Мингрелией, ведь сама природа оберегала страну труднопроходимыми лесами и заболоченной местностью. Чтобы организовать войска, туркам потребовалось бы понести огромные затраты, а завоевания даже в случае успеха их бы не окупили.
Дадиани также прибег и к другой хитрости, убедив турков в том, что его страна бедна. Для этого он отправлял посыльных прямо к границе, чтобы встретить послов Турции. Послов было велено направлять самыми сложными и труднопроходимыми путями, всячески подчеркивая, что «вся Мингрелия такая». Часто послов проводили опасными тропами, где они едва ли не лишались жизни. При речной переправе посыльные специально выбирали наиболее глубокие участки, а на ночлег останавливались у самых бедных крестьян в округе. Турецкие гости были вынуждены спать на сене, есть старый сыр и закусывать его зеленью. Даже подойдя к покоям князя, они испытывали глубокое разочарование. Правитель встречал их, одетый бедно, расстилал старый ковер под деревом, приглашая гостей усесться в тени. Его обязательно сопровождало много людей - все были одеты весьма скромно, одеяния их были грубы и более походили на лохмотья. После переговоров князь провожал гостей в ветхий дом, который даже не имел толково сооруженной крыши. Гостей кормили хлебом в настолько малом количестве, что они едва могли насытиться. Вино наливали скверное, поэтому турецкие гости от него напрочь отказывались и просили обычной воды. Когда послы возвращались к султану, они во всех красках рассказывали о бедноте и нищете самого князя, поэтому султану не было причин даже думать о завоевании края и тем более повышать дань, ведь деньги брать было не с кого.

Жизнь


Конечно, жизнь мегрелов отличалась от той, какую стремились показать они туркам. Ламберти, пребывая в их краях, подробно описал княжеский город Кутаиси.
По описанию Ламберти, жители Кутаиси жили в комфортном климате, их окружали плодородные земли, всюду были живописные пейзажи. Кутаиси был развитым торговым городом, куда приходили купцы из Персии и других регионов. Велась торговля скотом, сукном и другими товарами. Всюду продавали шкуры, ткани, пряности. Наиболее развитыми торговые отношения были с армянами. Это позволяло последним вести здесь оседлый образ жизни и строить дома. Сейчас особенности жизненного уклада мегрелов изменились, они больше похожи на те, которые есть у абхазов и грузин. Земледелие и скотоводство остается основным занятием сельских жителей, ведется выращивание овец для личных нужд и продажи шерсти. Важную роль играет разведение коз, молоко которых служит сырьем для изготовления сыров. Распространено огородничество, мегрелы любят выращивать овощи и зелень, которую используют в пищу.

Жилище


Традиционное жилище мегрелов было примитивным. Ламберти в своем труде писал, что основным материалом для строительства дома было дерево, крышу делали из соломы, а в самом доме была только одна комната. Задача его жителей сводилась к поддержанию огня. Строили дома без окон, поэтому свет в помещение попадал только через входную дверь. По отметкам миссионера, жить в таком доме было неудобно. В зависимости от благосостояния, люди спали на циновках или кроватях, которые они тоже делали из дерева. Посуду хранили на полках и возле очага.

Внешность

Одежда


Традиционные наряды можно разделить на парадные и повседневные. В повседневной жизни мужчина-мегрел носил чоху, пояс, черкеску и бурку. Каждому мужчине надлежало стать всадником, поэтому одежда должна была способствовать верховой езде.

  1. При необходимости вступить в бой надевали панцири, рукава чохи закатывали. На тело надевали ахалуху - шелковую рубаху, отличающуюся свободным покроем.
  2. Женщины носили платья, которые расширялись книзу и имели глубокий вырез в районе груди. Под вырезом виднелся нагрудник, сделанный из парчи. Пояса у женщин были более широкие, чем у мужчин. На рукавах имелся разрез, поэтому они свисали, начиная от спины. На тело они тоже надевали рубаху, на манжеты наносили национальный узор. Головным убором служила косынка.
  3. Парадную одежду могли позволить себе только представители знати. Она состояла из тех же элементов, что и повседневная, однако имела немало украшений и помпезных элементов, в том числе наплечники с тесьмой.

Религия

Религия мегрелов тесно связана с государственностью. Сейчас они исповедуют православие и относятся к грузинской церкви. Для них абсолютно нормально посещать и другие православные храмы. До прихода христианства среди народа был распространен зороастризм, который, скорее всего, принесли персы.

Еда


Мегрельская кухня относится к грузинской и является региональной. В Грузии ее считают весьма острой, поэтому каждому, кто желает ее отведать, следует знать, что мегрелы любят добавлять в пищу много перца. Мингрелия (Мегрелия) располагается преимущественно в болотистой местности, это также повлияло на особенности кухни. Употребление в пищу острых блюд помогает профилактике простудных заболеваний. Мегрелы настолько любят острую еду, что едят даже соусы. Один из таких готовится с использованием томатов, специй и большой порцией красного молотого перца. Такой соус подается в глиняной емкости, называемой кеци. Он обязательно должен быть горячим. Едят такой соус, обмакивая стручки перца и закусывая хлебом. Получается дико острая смесь, обжигающая нёбо.
Отличием мегрельских хачапури является запекание сыра снаружи. Блюдо получается весьма специфичным, но приятным на вкус, поскольку первоочередно вы чувствуете сыр, а уже потом тесто. Мегрелы считают, что популяризированная в Грузии бажа является их традиционным блюдом. В бажу обязательно добавляют морскую соль, шафран, ореховое масло и другие натуральные ингредиенты. Само блюдо можно скорее отнести к соусам. С ним часто подают рыбу и курицу. Отличием мегрельской бажи является добавление орехов с белой кожурой, поэтому соус получается светлым, а у грузин он обычно темный. Если добавить к нему курицу или индейку, получится сациви. Мясо едят с аджикой, что помогает его усвоению. Одним из древнейших блюд считается гебжалия, которую готовят на молоке. Блюдо на первый взгляд кажется простым, однако оно требует использования молодого сыра, а также сыворотки надуги, которые не так просто достать. Рецептуру тоже необходимо соблюдать строго: молоко предварительно кипятят, затем добавляют в него сыр, а мешают только деревянной ложкой. Полученную массу раскатывают на доске, формируют рулеты и смазывают мятой.
Еще одна визитная карточка - эларджи. Это мучное блюдо, которое готовится из кукурузной муки с добавлением малосольного молодого сыра.
Мегрелы стали важной частью Грузии и повлияли на другие народы. Они комфортно ощущают себя в современном обществе, практически не ассимилировали и ведут привычный для их предков уклад. У этого народа прекрасные перспективы на будущее.

Видео

Кто такие мегрелы, кахетинцы, рачвельцы, имеретинцы? Все мы - грузины, просто живем в разных географических областях Грузии. Мегрелы, правда, стоят несколько обособленно, потому что они сохранили свой древний язык (который когда-то в давние времена лег в основу грузинского литературного). И у всех грузинских этногрупп свои "фамильные" особенности - то нсть по фамилиям, по их окончанию, мы можем понять к какой группе принадлежит тот или другой ее носитель.Итак, о мегрельских фамилиях.

Многие мегрельские фамилии оканчиваются на «уа», «ава», «ия» или «иа». Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «уа», являются Стуруа (Sturua), Матуа, Векуа. Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «ава», являются Окуджава, Берулава, Пирцхалава. Примерами фамилий, оканчивающихся на «ия» или «иа», являются Жвания, Джанашиа, Кобалия. Некоторые мегрельские фамилии имеют общегрузинские окончания «швили», «дзе». Примерами фамилий, оканчивающихся на «швили», являются Гугушвили, Надареишвили, Кикалишвили. Примерами фамилий, оканчивающихся на «дзе», являются Алакидзе, Микадзе, Мхеидзе. К редким мегрельским фамилиям относятся фамилии с окончаниями «ири» или «ори». Например, Папаскири, Гегечкори, Квеквескири, Цулеискири. Потомки выходцы из Абхазии имеют фамилии с окончаниями «бая» или «баиа». Например, Кецбая, Агирбая, Зухбая. Потомки выходцы из Лечхуми, Сванетии имеют фамилии с окончанием «ани». Например, Гасвиани, Чиковани, Асатиани.
К категории «исконно мегрельские фамилии» относят фамилии Хоштария, Кварацхелия, Гамисония. Эти фамилии смогли ассимилироваться в абхазский этнос. То есть многие абхазы носят мегрельские фамилии. Есть абхазские фамилии, которые изменили на мегрельский лад. К ним относятся Маршания, Вардания, Маргания, Эмухвари. По-абхазски эти фамилии звучат так: Амарщан, Авардан, Маан, Эхмаа. То есть было добавлено окончание «ия» к абхазским фамилиям. Есть люди с фамилией Цушбая и Зухбая. Эти фамилии были отмечены как изменение абхазских фамилий Цушба и Зухба.
В семнадцатом - девятнадцатом веках мегрельские фамилии получили широкое распространение среди абхазского населения. Сперва мегрелы ассимилировали в Абхазии Галльский район. Появились следующие фамилии: Эшбая, Килбая, Эмухвари, Дзяпшискуа, Маршания, Тарбая, Зухбая, Шакирбая. Мегрельская фамилия Эшбая была образована от абхазской фамилии Эшба. Мегрельская фамилия Килбая образовалась от абхазской фамилии Килба. Мегрельская фамилия Эмухвари образовалась от Аимхаа и Эмхаа. Мегрельсая фамилия Дзяпшискуа произошла от Дзяпш-ипа. Мегрельская фамилия Маршания образовалась от абхазской фамилии Амарщан. Мегрельская фамилия Тарбая образовалась от абхазской фамилии Тарба. Мегрельская фамилия Зухбая была образована от абхазской фамилии Зухба. Мегрельская фамилия Шакирбая произошла от абхазской фамилии Шакрыл. У абхазского населения стали появляться мегрельские фамилии в период вступления абхазов в состав России. Мегрельские священники, переписывая паству, давали удобные фамилии им. Большинство абхазов, получивших мегрельские фамилии, помнят свои первоначальные абхазские фамилии. Например, абхазское населения, имеющее фамилию Дзидзария, имеют первоначальную фамилию Лажв-ипа. Лажв-ипа переводится как «дети кобеля». Одной из наиболее распространенных мегрельских фамилий является фамилия Цурцумия. В древности люди, носящие эту фамилию, занимались разведением коров. Лучшими считались коровы из стада кварцхелия. Среди сванов распространена мегрельская фамилия Джапаридзе. Мегрельские фамилии, которые имеют окончание «ава» переплетаются тесно с японскими фамилиями. До революции мегрельские фамилии, оканчивающиеся на «швили», принадлежали в основном рядовым крестьянам. Более почетные мегрельские фамилии оканчивались на «дзе». Фамилии, заканчивающиеся на «они» или «ани», принадлежали людям, имеющим знатное происхождение. Например, Багратиони, Орбелиани. Фамилии, которые содержат звук «дж», часто имеют мегрельское происхождение. Среди мегрельских фамилий есть потомки абхазских фамилий. Например, фамилия Апшилава произошла от этнонима «апсил». С первого века им обозначали древнеабхазские племена. Мегрельские фамилия Ардия, Ардбелава произошли от предков абхазов, которые носили фамилию Ардба. Мегрельская фамилия Аскурава произошла от предков абхазов из древнего рода Ашкурцаа. Мергельская фамилия Булискерия произошла от древней и уважаемой фамилии в народе Абраскил. Мергельские фамилии Алшибая, Цхучхубая, Царагбая, Эзугбая также произошли от предков абхазов. Почти все мегрельские фамилии жителей Гельского района имеют абхазское происхождение. Приведем следующие примеры. Местность Атарба издыхъ является источником рода Тарба из села Чхуартал. Крестьянская фамилия абхазцев была образована от названия местности Ахиба в селе Гумуриш. От названия холма у реки Ингур Гудзба произошло название крупного рода Гудзба, сейчас известного под мегрельской фамилией Гвадзабия. Село Гумуриш в переводе с языка абхазцев «святилищное место известного рода Гумба. Местность Капш-кыт происходит от названия фамильного рода Капш. Название местности около города Галл Сида произошло от фамильного имени княжеского рода абхазцев Сидовых. Название местности села Окум Чабалхуа происходит от фамилии княжеского рода абхазцев Чаабал.
Фамилии Жвания и Аласания имеют мегрельское происхождение. Бытует мнение, что это не мегрельские фамилии. Это мнение считается необоснованным. Население, у которых родной язык мегрельский, называют себя Маргал. По-грузински это звучит Мегрели. Префикс «М» вместе с суффиксом «Ели» используют для образования от именной и глагольной основ причастий и прилагательных. Приведем пример: М-Шром-Ели - трудящийся, происходит от Шром-А, что означает труд. Мегрельским фамилиям присущ суффикс «ава». Например, Антелава, Джобава, Лежава. Это и отличает мегрельские фамилии от фамилий других народов. У населения мегрелов существует мегрельская фамилия Панчулая. Она указывает на место, а также на семью, родом из которой являются носители фамилии. Во время махаджирства грузинские попы, когда спасали абхазов, крестили и записывали удобные им фамилии. Поэтому мегрельские фамилии мы слышим в грузинской транскрипции. Переводных фамилий было довольно много. Часто записывали аналоги мегрельские. (http://vsefamilii.ru/)

Я не из праздности сделала такой филологический экскурс. Познакомилась с представителями мегрельской фамилии Басландзе - удивительные люди, увлеченных историей Грузии, любящих свои семьи и родных. Они так говорят: человек должен любить свою семью - иначе как он может любить родину?. Объединившись, найдя близких и дальних родственников, носящих эту фамилию, а также и однофамильцев, они решили ежегодно встречаться, в один и тот же день, на Мариамоба (День успения Богоматери) - потому что все началось с разговора Како Басландзе со священником церкви Самеба, и с желания побольше узнать о своих корнях. Священник благословил прихожанна, подсказал, что хорошо бы заказать икону Успения Богоматери и, когда она была готова, духовник освятил ее в храме и поручил фамилию Басландзе покровительству Божьей Матери. Это было несколько лет назад, а сейчас уже количество "найденных" Басландзе насчитывает около 200 человек (не очень много), и каждый год на Мариамоба стараются собраться все, даже приезжают из-за границы, встречает их старейший фамилии, 85-летний ИНдико, одетый в грузинскую чоху, а рядом с ним, когда все рассаживаются за длянные стол, непременно - фамильный герб, особая гордость семьи! Когда его продумывали, решили сделать очень лаконичным и четким, и написать "Гамарджоба, Абхазето чемо!" что очень приблизительно можно перевести как "да здравствует наша Абхазия!" - потому что слово "гамарджоба" на самом деле - это "победа". А за столом все идет традиционным чередом, даже сидят по-старинке - женщины и мужчины отдельно, тосты произносятся в определенном порядке, и мужчины встают, чтобы выпить бокал вина, а женщинам в это время можно сидеть. И, конечно, - музыка, трио: аккордеон, дудуки и доли, это совсем по-тбилисски, по-грузински, - как хотите назовите!
Вот такая история про фамилию Басландзе, от таинственного грека Басла, который поселился в Мегрелии неизвестно когда, и положил начало роду Басландзе (в архивах нашли документы, которые ведут в 17 век, но что там было раньше, пока не знаем, поиски - дело кропотливое!)

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова мегрелы

мегрелы в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мегрелы

мегрелов, ед. мегрел, мегрела, или мингрельцы, мингрельцев, ед. мингрелец, мингрельца, м. Южнокавказская народность, живущая в сев.-зап. части Грузинской СССР.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

мегрелы

Ел и -слов, ед. -ел, -а, м. и МИНГРЕЛЫ, -ел и -елов, ед. -ел -а, м. Этническая группа грузин, составляющих коренное население одной из территорий Западной Грузии - Мегрелии (Мингрелии) (в 16-19 вв. Мегрельского княжества).

ж. мегрелка, -и и мингрелка, -и.

прил. мегрельский, -ая, -ое и мингрельский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мегрелы

    Этнографическая группа грузин, живущих в западной Грузии.

    Представители этой группы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мегрелы

МЕГРЕЛЫ (мингрелы) в ст. Грузины.

Мегрелы

мингрелы, грузины , занимавшие в прошлом центральные и предгорные районы древней Колхиды; ныне живут в правобережных районах реки Риони, бассейнах рек Хоби, Ингури и других, а также компактными группами в Абхазии и ряде других областей Грузинской ССР. Мегрельские грузинские племена в древности вместе с племенами картов, сванов и другими составили основу формирования грузинского народа. М. говорят на грузинском языке, в быту ≈ и по-мегрельски (см. Картвельские языки), до недавнего прошлого у них сохранялись некоторые особенности культуры и быта.

Википедия

Мегрелы

Мегре́лы , иногда мингре́лы (, марга́льепи , ед. ч. «маргаль»; : ме́греле́би , абх. : а́гырқәа ) - народность мегрело-занской группы картвельской языковой семьи; часто рассматривается как субэтническая группа грузинского народа. Говорят на мегрельском языке, входящем в отдельную от грузинского языка мегрело-занскую языковую группу картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (до переписи 1926 года), последующие переписи (также и 2002 и 2014 годов) причисляют их к грузинам. Практически все мегрелы кроме родного языка владеют также современным грузинским языком.

Примеры употребления слова мегрелы в литературе.

Берия был мегрел, а мегрелы не ладили с гурийцами, которым больше всего доверял Сталин.

А вот, например, многочисленные, умные, а где-то и страшные, мегрелы , иногда не причисляют себя к грузинам.

Квилитая знал, что фамилия у меня мегрельская, часто мегрелы , долго живущие в Абхазии, начинают считать себя абхазами.

Одни этнографы причисляю их к грузинам, другие – к этническим родственникам абхазов, третьи видят в них потомков древних хазар. Эти загадочные люди веками живут на западе Грузии, говорят на своем языке и сохраняют уникальное культурное наследие. Кто же такие мингрелы? Этногенез данного народа полон загадок, которые еще предстоит раскрыть. Например, многие жители Кавказа считают мингрелов евреями.

Кто они такие?

Мингрелы (мегрелы – в зависимости от произношения) – этническая группа в составе грузинского народа, как полагает большинство специалистов. По кавказским меркам, их численность не так уж и мала. Около миллиона человек живут в Грузии, в основном, на северо-западе страны, где и располагается историческая область Мегрелия. В соседних регионах Абхазии, в России и некоторых других странах насчитывается еще примерно 300 тысяч мингрелов.

Две последние переписи населения, прошедшие в Грузии в 2002 и 2014 годах, не выделяли этих людей как отдельный народ. Однако их язык настолько отличается от речи титульной нации, что говорящие друг друга не понимают. Поэтому лингвисты относят мингрельский в отдельную, занскую группу картвельской языковой семьи, в которую также входит лазский язык, распространенный на территории современной Турции.

По своему происхождению мингрелы относятся к восточно-средиземноморскому подтипу европеоидной расы. Как правило, у них голубые, зеленые или светло-карие глаза, темные волосы, выразительные черты лица.

Поживая рядом с грузинами и абхазами в течение долгих веков, эти люди переняли у соседей многие детали быта. Их национальная одежда, традиционная кухня и образ жизни почти во всем схожи. Мингрелы готовят хачапури, сациви, купаты, кукурузные лепешки, сыр сулугуни, аджику, а их любимым блюдом на праздниках, кроме всего прочего, являются жареные поросята.

Местные мужчины еще в XIX веке носили бурки, ходили с кинжалами, прекрасно скакали на лошадях. Женщины предпочитали длинные платья, расширяющиеся книзу, расшитые национальными узорами.

Религией мингрелов издавна является православное христианство, примерно до VI века часть жителей придерживалась древнего зороастризма и митраизма.

О том, что эти люди великолепно поют и танцуют, говорят многие. При этом местные музыканты аккомпанируют артистам на таких инструментах, как чонгури, дудук, ганун (канун) и зурна. Именно самобытное искусство отличает мингрелов. Их национальный танец называется «Джансуло», а песни удивительно мелодичны. Имеется у этого народа и уникальное наследие, веками передававшееся из поколения в поколение в виде сказок и легенд.

Фамилии мингрелов чаще всего заканчиваются на -иа (-ия), а также на -скуа, -уа, -ава, -ири (-ори), как и у многих других жителей запада Грузии.

Что у них общего с евреями?

Хазарская версия

Этнографы не первое столетие бьются над загадкой происхождения мингрелов. Отмечая их культурное и языковое отличие от соседних народов, некоторые специалисты полагают, что эти люди являются потомками легендарных хазар.

В VII-X веках обширные территории, простиравшиеся от казахстанских степей на востоке и до реки Днепр на западе, контролировало бесследно исчезнувшее государство – Хазарский каганат. Нижнее Поволжье, Предкавказье и Северное Причерноморье входили в состав этой могущественной страны. Правящая элита каганата исповедовала иудаизм, несмотря на то, что хазары не имели семитского происхождения, а изначально были кочевым тюркоязычным народом.

Куда пропали эти люди после падения своего государства? Отдельные историки считают, что они бежали в Закавказье, а их потомками и являются мингрелы. Дескать, соседи считали их евреями, потому что они поначалу придерживались иудейской религии, а впоследствии приняли христианство, находясь под влиянием грузин.

Ошибочка вышла

Согласно другой версии, слухи о семитском происхождении мингрелов возникли из-за банальной путаницы, ведь долгие века в одной с ними стране проживала другая этническая группа – грузинские евреи, которые сами называют себя «эбраэли».

Эти люди бежали на Кавказ после того, как вавилонский царь Навуходоносор II захватил древнюю столицу Иерусалим еще в 586 году до нашей эры. Евреи поселились в Грузии и достаточно мирно прожили в этой стране более 26 веков. Их всегда было сравнительно мало, а в последние десятилетия большинство эмигрировало в Израиль, США и другие страны. В настоящее время представителей этой этнической группы насчитывается около 200 тысяч человек, из них в Грузии осталось менее 2 тысяч.

Зная, что в этой стране есть еврейская диаспора, некоторые специалисты ошибочно причислили к ней мингрелов.

Сходство национальных характеров

Некоторые грузинские специалисты отмечали сходство между представителями двух этнических групп. Так, известный журналист и педагог Иакоб Гогебашвили (1840-1912 гг.) писал, что мингрелы превосходят грузин своей находчивостью и предприимчивостью. Они занимаются курортным бизнесом, устраивают сельскохозяйственные ярмарки, организуют поставки иностранных товаров.

«Трудно найти таких талантливых, прилежных, предприимчивых и находчивых людей, как мегрелы», – данный вывод сделал Иакоб Гогебашвили после поездки на северо-запад Грузии.

Тот факт, что армянские предприниматели, обычно скупавшие сельскохозяйственную продукцию у грузин, никогда не вели свой бизнес с мингрелами, тоже расценивался как показатель их еврейского происхождения. Дескать, какой еще народ в купле-продаже способен превзойти даже армян?

Вот поэтому жителей Мегрелии принимали за евреев.

Известные мингрелы

О том или ином народе обычно судят по известным личностям, его представляющим. Правда, есть одна сложность: большинство мингрелов по документам записаны как грузины. Многие из них сами причисляют себя к титульной нации страны. И все же, на основании ряда альтернативных источников можно составить алфавитный список мингрелов, оставивших заметный след в истории, науке, культуре и искусстве СССР, современной Грузии и России.

Лаврентий Павлович Берия (1899-1953 гг.) – советский политический деятель, с личностью которого связывают ужасы репрессий 30-х годов ХХ века. Он родился в Абхазии, в его паспорте было написано «грузин», отдельные историки утверждают, что мать этого человека принадлежала к горским евреям. Якобы поэтому в годы Великой Отечественной войны именно Берия организовал Еврейский антифашистский комитет, чью работу полностью курировал.

Лео Антонович Бокерия – известный кардиохирург, академик. Руководитель Научного центра сердечнососудистой хирургии имени А.Н. Бакулева родился 22 декабря 1939 года в городе Очамчира Абхазской АССР, где проживает много мингрелов. По этой причине, а также из-за характерной фамилии профессора медицины причисляют к ним.

Звиад Константинович Гамсахурдия (1939-1993 гг.) – первый президент независимой Грузии, доктор филологических наук, писатель.

Диана Гудаевна Гурцкая – популярная эстрадная певица, заслуженная артистка России. Председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты РФ родилась 2 июля 1978 года в городе Сухуми.

Георгий Николаевич Данелия – известный кинорежиссер, сценарист и публицист. Народный артист СССР родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Он снял много замечательных комедий, любимых зрителями.

Зураб Виссарионович Жвания (1963-2005 гг.) – грузинский политик, занимавший пост премьер-министра страны в последние два года своей жизни. Обстоятельства его смерти до сих пор до конца не ясны.

Мелитон Варламович Кантария (1920-1993 гг.) – один из бойцов советской армии, водрузивший Знамя Победы над рейхстагом в 1945 году. Младший сержант стал участником этого исторического события вместе с другим солдатом – Михаилом Алексеевичем Егоровым. Кантария родился в мегрельском селе Джвари.

Кроме того, по разным причинам к мингрелам причисляют известного барда и поэта Булата Шалвовича Окуджаву (1924-1997 гг.) и знаменитого оперного певца Зураба Лаврентьевича Соткилаву (1937-2017 гг.), хотя явных свидетельств их отношения к этому народу нет.

Буду по мере возможностей публиковать труды грузинского политического деятеля 19 века Иакоба Гогебашвили .
Сегодня фрагмент из его книги "Сокровищница" конца 19 века.
Мегрелы принадлежат к одной из ветвей грузин. Они мало чем отличаются от других грузин,например,кахетинец их не отличит от гурийца или имеретинца.Только язык их отличается от грузинского,хотя служба в церкви идет на грузинском.Лет 20 назад духовные правители(видимо русские-мое пр.) решили вести службу в церкви на мегрельском и даже перевели молитву Иоанна Златоуста,однако этому массово воспротивились все сословия Мегрелии.Надо отметить,что хорошо знающих грузинский язык среди мегрелов больше,чем в иных уголках Грузии.
Про качества мегрелов.

У сельских тружеников Мегрелии,есть одно хорошее качество,которого начисто лишены жители восточной Грузии,я говорю про сельские ярмарки.В Картли и Кахети крестьянин никогда не вынесет на продажу урожай,передавая его продажу иностранным посредникам.В Телави,Сигнахи и Гори вся торговля в их руках(армяне,евреи).При сборе урожая торгаши ходят по деревням и за бесценок скупают весь урожай,что потом втридорога продать.Это губит население Картли и Кахетии,и этой болезни начисто лишена Мегрелия.Тут в каждой деревне по пятницам проводятся большие базары,в городах же несколько раз в году проводятся крупные ярмарки.Мегрелы несут свое добро на ярмарку и базар и там продают или обменивают по выгодной себе цене.Продают Щелк,табак,хлеб,фрукты,всякую посуду,мёд,вино,домашних животных,а покупают соль,шерсть,оружие,пряжу и другое.Торгаши тут повсеместно мегрелы,поэтому другие люди тут не появляются.Единственную конкуренцию им пытаются оказать урии(евреи),но они не могут диктовать цены на рынке,как это делают евреи в Кахетии,потому что мегрелы не слабее их в купле-продаже.Это хорошее качество принесет мегрелам много пользы в будущем.Находчивостью они превосходят всех грузин:Поехать в Кахетию и там поровну в доле обработать сад,открыть духан с видом на море,пронести контрабанду через таможню -все это легко дается мегрелу.Трудно найти таких талантливых,прилежных,предприимчивых и находчивых людей,как мегрелы.
При всем вышесказанном,у мегрелов есть масса недостатков.
Нравственной болезнью и началом многих несчастий для Мегрелии является воровство.Воруют все-домашний скот,лошадей и самое обидное,что этим пропитана большая часть общества.Воровство в Мегрелии носит такой массовый характер что суды не успевают принимать иски от многочисленных дел.У Имеретин есть даже быль про мегрелов:"Мегрел попал в рай,а там увидел прекрасного скакуна святого Георгия.Не утерпел,прыгнул скакуну на шею и ускакал из рая в ад".Справедливости ради надо сказать,что с открытием школ воровство уменьшается на счастье Мегрелии.
В Мегрелии два города,Зугдиди и Редут-кале(Кулеви).Также в Мегрелии есть красивые селения:Ахали Сенаки,Мури,Джвари,Мартвили и другие.
Одним из самых красивых является Мартвильский монастырь,где находится главный епископ Мегрелии,который называется Чкондидским.