Музей Прадо: уникальная коллекция европейской живописи. Национальный музей живописи и скульптуры Прадо в Мадриде История создания музея прадо в мадриде

Учреждение, которое сейчас известно под названием музей Прадо, открыл свои двери для посетителей 19 ноября 1819 года как Королевский музей картин, созданный по повелению и под покровительством Короля Фердинанда VII. Цель создания музея Прадо – выставить на всеобщее обозрение сокровища искусства, до этого времени известные и открытые лишь взору узкого круга представителей королевского дома, аристократии и церкви. Эта идея – сделать искусство открытым для народа – корнями уходила в эпоху

Просвещения, получила дальнейшее развитие в период революции и, как многие другие идеи, распространилась по Европе благодаря наполеоновским войнам. Уже в самом начале XIX века было ясно, что испанскому королевскому дому необходимо создать музей при дворе и объединить таким образом все выдающиеся произведения искусства, которые хранятся по всей стране и в неподобающих условиях. Однако первая серьезная попытка учредить такой музей живописи была сделана после вторжения наполеоновских войск. В 1809 году Жозеф Бонапарт издал приказ, повелевающий создать в Мадриде музей искусств и назвать этот музей Жозефино. Первоначально препполагалось разместить музей во дворце Буэнависта, недалеко от нынешней площади Сибелес, но в связи с тем, что этот дворец оказалось трудно приспособить под новые нужды, в 1811 г. Было решено использовать здание, возведенное в местности Прадо де Сан Хенонимо по проекту Хуана де Вильянуэвы. Это здание, строительство которого было начато в 1785 году при покровительстве первого государственного секретаря Карла III, просвещенного политика графа Флоридабланки, предназначалось для Кабинета естествознания и Академии наук, но не было использовано в этом качестве и стало помещением Королевского музея картин – предшественника нынешнего музея Прадо.

Со временем за этим музеем утвердилось название места, где он расположен (prado – по-испански «луг»).


Иоахим Патинир Переправа через реку Стикс

После войны за независимость Испании и изгнания французских войск в мае 1814 года в Мадрид вернулся король Фердинанд VII, который одобрил идею издания музея искусств. За время, прошедшее с момента возвращения, король осуществил все, что необходимо для основания музея, и таким образом, под покровительством короля, оплачиваемый из его личных средств, появился музей Прадо. Фонды музея Прадо – это произведения, предоставленные из Королевских коллекций. Этим обстоятельствам и определяется особый, индивидуальный характер собрания. Музей Прадо рожден страстью к искусству и коллекционированию и отражает личные вкусы монархов, правивших Испанией с XV века. Это, пожалуй, музей самый выразительный, составленный с любовью, логичный как по содержанию, так и по взаимосвязи представленных в нем произведений, и в нем живо ощущается энтузиазм и увлеченность его создателей.

В историческом отношении фонды Прадо – его истинная сущность – на четыре века старше самого музея, созданного в начале XIX века. Музей отражает историю Королевских коллекций, начало которой положили Католические короли Фердинанд и Изабелла, увлекавшиеся фламандским искусством, и это искусство с XV века постоянно присутствовало в Коллекциях, пополнявшихся королевскими наследниками. Их внук Карл V продолжал приобретать работы выдающихся фламандских мастеров, как ван дер Вейден, ванн Эйк и Антониса Мора ван Дасхорста, но и обратил внимание на творчество итальянских художников, в частности Тициана, старшего портретистом этого короля и его сына Филиппа II, который в XVI веке первым стимулировал рост Королевских коллекций. Благодаря этим двум монархам и Марии Венгерской, Сестре Карла V и регентше Нидерландов, в Прадо хранится одно из самых лучших собраний работ Тициана – художника, оказавшего впоследствии огромное влияние как на ориентацию самих Королевских коллекций, так и на развитие испанской живописи в целом. Однако Филипп IIунаследовал от своих предков и любовь к фламандскому искусству и приобретал картины ванн дер Вейдена, Боутса,Патинира, Кампена, Госсаэрта, Давида и, конечно же, Босха – в Прадо представлена лучшая коллекция картин этого художника. Ко всему этому следует добавить работы придворных портретистов Антониса Мора ванн Дасхорста (Антонио Моро) и Санчеса Коэльо, создавших эталон официального портрета, которому портретисты следовали до XVIII века, и многочисленных художников, в основном итальянских, работавших над главным проектом эпохи – украшением монастыря Эскориаль.

Вторым важным этапом в истории Королевских коллекций был период правления Филиппа 4 (1621-1665), совпавший с одним из кульминационных моментов в развитии испанской живописи. Филипп IV был не только покровителем Веласкеса, но и неутомимым собирателем, специально заказывавшим множество работ для своих дворцов. Так были созданы декоративные циклы для павильона Торре де ла Парада, в чем приняли большое участие Рубенс и Веласкес, и для нового дворца Буэн Ретиро. Филипп IV был страстным коллекционером и прекрасно разбирался в искусстве, об этом ясно говорит тот выбор картин, который он сделал в 1649 году при распродаже в Лондоне имущества казненного Карла I Английского, тоже страстного коллекционера. На этом аукционе Филипп IV приобрел такие шедевры, как «Смерть Девы Марии Мантеньи»; «Омовение ног Тинторетто»; «Автопортрет Дюрера»; «Святое семейство, или Жемчужина Рафаэля»; или «Нахождение Моисея Веронезе».

Портрет Карла 3

После смерти Карла II, последнего представителя испанских Габсбургов, смена династий привела и к изменению художественных вкусов. Бурбоны, ставшие правителями Испании с 1700 года, привезли с собой французских художников и пристрастие к более классицистическому итальянскому стилю. Филипп V купил значительную коллекцию, собранную художником Карло Мараттой, в которой были работы Карраччи,Сакки и Пуссена. Вторая жена Филиппа V , Изабелла Фарнезе, в свою очередь, добавила к Королевским коллекциям картины фламандских и голландских художниковXVII века, а также итальянских классицистов, ранее не представленных в Коллекциях, например, Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени или Джованни Баттиста Креспи («Черано»). Но все же самым важным ее вкладом в Кллекции была покупка во время пребывания королевского двора в Севилье в 1729-1733 годах большого количества картин Мурильо – художника, чьи работы до этого момента практически отсутствовали в этом собрании, и благодаря королеве и позднее последовавшему ее примеру Карлу IV, творчество этого мастера прекрасно представлено в музее. В 1724 году Филипп V и его супруга также купили собрание скульптуры королевы Кристиной Шведской, украшавшее ее римский дворец во второй половинеXVII века; добавив к этому произведения Веласкеса, написанные им в Риме по заказу Филиппа IV, королевская семья заложила основу коллекции классической скульптуры музея Прадо. Вместе с Бурбонами в Испанию прибыли два величайших европейских представителя позднего барокко – Коррадо Джакуинто и Джованни Баттиста Тьеполо, они были приглашены для работы над украшение королевских дворцов. На период пребывания Тьеполо в Испании пришелся приезд и другой ярчайшей фигуры художественного мира того времени – Антона Рафаэля Менгса, познакомившего страну с классицистическим академизмом. Правление Карла IV(1788-1808 гг) было не менее значительным моментом в истории Королевских коллекций. Помимо того, что этот монарх оказывал покровительство Гойе и Парету, он обогатил коллекции работами итальянских классицистов Бароччи, Андреа дель Сарто и Рафаэля и таких испанских художников, как Рибера, Рибальта или Хуан де Хуанес. Наследником Карла IV был его сын Фердинанд VII, который, как уже говорилось выше, стал основателем музея Прадо.



Когда музей открылся для публики, в нем было выставлено всего 311 работ, причем только испанских художников; однако число экспонатов быстро увеличивалось, так как при поддержке короля в музей стали поступать картины из королевских дворцов. Король продолжал оплачивать издержки музея, поскольку это учреждение, хоть и было открыто для широкой публики, но оставалось королевским владением. В инвентарной описи 1827 года в музее содержалось уже 4000 полотен.

В соответствии с королевским статусом музея, первыми его директорами были представители высшей знати, связанные с придворными кругами. Так, например, первым директором музея был маркиз де Санта Круз, министр королевского двора и член совета Королевской Академии изящных искусств. Кроме того, в музее были советник по искусству и главный хранитель, эти должности обычно занимали придворные художники.

Кончина Фердинанда VII (29 сентября 1833 г) вызвала первый серьезный кризис в истории музея: в завещании короля указывалось, что все его движимое имущество остается в свободном распоряжении. Это означало, что всем работам, хранящимся в музее, угрожает опасность оказаться предметом дележа между родственниками. Этот вопрос так и оставался в подвешенном состоянии до момента объявления совершеннолетия Изабеллы II, что произошло в 1843 году, когда ей исполнилось 13 лет. Королева созвала комиссию, чтобы оценить доставшееся по завещанию имущество, и члены комиссии посоветовали ей, чтобы избежать раздела художественного наследия, выкупить у сестры, инфанты Марии Луисы Фернанды, полученные ею по отцовскому завещанию предметы из королевских дворцов, в том числе и некоторые картины из музея Прадо. Члены комиссии также внесли предложение включить музей Прадо во владения короны, в этом случае он уже не будет считаться личной собственностью монарха и ситуация с вопросом о наследовании не повторится; однако это предложение было осуществлено лишь в 1865 году.


Четыре года спустя после смерти Фердинанда VII, пока вопрос о его завещании оставался нерешенным, произошло событие, сыгравшее большую роль в будущей судьбе музея Прадо. 31 декабря 1837 году был создан Национальный музей живописи и скульптуры, музей был собственностью государства, а его название отчетливо отделяло новый музей от Королевского. Национальный музей, известный как музей Тринидад, поскольку он размещался в монастыре Св. Троицы (Тринидад) на мадридской улице Аточа, был создан для того, чтобы в нем хранились и выставлялись произведения искусства из монастырей провинции Мадрид, Толедо, Авила и Сеговия, изъятые в процессе секуляризации церковной собственности. В этот же музей направлялись и купленные государством произведения современного искусства, чаще всего это были работы, получившие премии на Национальных выставках изящных искусств, первая такая выставка состоялась в 1856 году Музеем Тринидад, в отличии от Королевского, руководил ею не аристократ, а совет профессоров. Этот новый подход применили в 1838 году и в Королевском музее, назначив на должность директора художника Хосе де Мадрасо; так начался долгий перод правления директоров-художников, продлившийся до 1960 года.



В последней трети XIX века в жизни музея произошли серьезные изменения. Во-первых, как уже упоминалось, в 1865 г Прадо был включен во владение испанской короны. Музей перестал быть личной собственностью монарха, и это окончательно избавляло его экспонаты от разделения между наследниками. Через три года после этого революция, лишившая трона Изабеллу II и отправившая ее в ссылку, передала владения короны в собственность государству, и музей стал национальным. С этого момента стало ясно, что нет никакого смысла в существовании двух национальных музеев живописи и скульптуры в государстве, которое с трудом может содержать и один такой музей. Поэтому в тот же год музей Тринидад был расформирован, а его фонды переданы в музей Прадо, и проблема нехватки места, существовавшая с самого открытия этого музея, сразу же проявилось в полной мере. В попытках решить ее строились новые планы по расширению помещения музея и проводилась политика временной передачи произведений искусств на хранения в разные места, что привело к разным трудностям при составлении описей и хранений, с чем не удавалось справиться до последней четверти XX века. Другими важными изменениями, произошедшими в конце XIX века, были, во-первых, утверждение в 1876 году нового регламента музея, где помимо прочего, устанавливалось, что директором музея может быть лишь художник, член Академии Сан Фернандо и обладатель медали одной из Национальных выставок изящных искусств, и во-вторых, создание в 1894 году Музея современного искусства, которому была передана большая часть произведений XIX века, хранившихся в музее Прадо.



В начале XX века, в 1902 году, в музее открылась первая временная экспозиция, демонстрировавшая работы Эль-Греко. В 1912 году с целью улучшить содержание и управлением музеем, придать ему более научный характер и обеспечить тесную связь с общественностью был создан Королевский совет попечителей. Среди первых инициатив совета было учреждение комиссии для проведения полной инвентаризации и описи всех экспонатов музея и определения их точного местонахождения и состояния, а также руководство и контроль над работами по первому проекту реконструкции здания Вильянуэвы, предпринятой в 1914-1923 годах.



Гражданская война 1936 года принесла с собой самое серьезное потрясение из всех, что довелось пережить Прадо: 30 августа этого года музей пришлось закрыть. Незадолго до этого правительство создало специальный совет с целью сохранения произведений искусств, собранных в Прадо, и даже назначили работы по защите здания от возможных повреждений. Кроме того, 20 сентября, 1936 года, жестом, исполненным символизма, республиканское правительство назначило Пабло Пикассо на пост директора Прадо. Вскоре после этого было принято решение перевезти самые ценные произведения музея сначало в Валенсию, а позднее, по мере продвижения военных действий, в Каталонию. В 1939 году был создан Международный Комитет по спасению сокровищ испанского искусства, в которую входили эксперты из разных стран. Его задачей было эвакуировать произведения в Женеву, под охрану Лиги Наций, что и было сделано в феврале того же года. Работы из Прадо были выставлены в Женеве, и после окончания войны новое правительство начало переговоры о возвращении их в Испанию. В мае 1939 году первые произведения прибыли в Мадрид, 7 июля музей снова открылся, и в сентябре уже все музейные экспонаты вернули сь из Швейцарии.

JasonParis / flickr.com Ajay Goyal / flickr.com Andrea / flickr.com Pablo Sanchez / flickr.com losmininos / flickr.com Christian Van Der Henst S. / flickr.com van Ort / flickr.com Daniel R. Blume / flickr.com Carlos Reusser Monsalvez / flickr.com Aleksandr Zykov / flickr.com Carlos Reusser Monsalvez / flickr.com JasonParis / flickr.com Marco Pagni / flickr.com Kris Arnold / flickr.com Kris Arnold / flickr.com

Открыт Музей Прадо в 1819 году и находится по улице Пасео дель Прадо. Располагается он в здании XVIII века, архитектором которого был Хуан де Вильянуэва.

Само здание музея – бесценное наследие испанской архитектуры, исполненное в стиле позднего классицизма. Любой турист, который едет отдыхать в Испанию, с точностью знает, в каком городе искать лучшее собрание европейской живописи.

Коллекция начала формироваться при Карле V и Филиппе II. Увеличение живописного наследия также происходило и при следующих правителях династии Бурбонов и Габсбургов.

Музей Прадо – это самое большое достижение Фердинанда VI, ведь именно под его управлением и возник великолепный национальный испанский музей. По ценности Музей Прадо приравнивается к Лувру или Эрмитажу, и хотя его размеры не столь велики, по насыщенности шедеврами мировой живописи эта галерея, вне сомнения, лучшая. С новыми залами площадь галереи составляет 53 тысячи кв. метра, на которых располагается 1300 живописных полотен. И это только постоянная коллекция, а остальные 7 тыс. невыставленных полотен хранятся в запасках музея. Всего на вооружении 7600 картин живописи, 8000 изображений, 4800 гравюр и 1000 творений скульпторов. В музее также находится Центр исследований и отдел реставрации.

Самая роскошная коллекция галереи была сформирована при правлении Карла V в XVI веке. Именно этот правитель был родоначальником коллекционирования предметов искусства и предложил передавать их из поколения в поколение.

Широкой испанской публике тех времен была доступна выставка лишь религиозной тематики, остальные же творения живописи были доступны созерцанию исключительно монаршим семьям. Открыт для общественности Музей Прадо был Изабеллой Браганской, которая была супругой Фердинанда VII. Кроме коллекций монархов, галерея формировалась из множества пожертвований, национализированных частных коллекций и наследием коллекционеров.

Коллекции школ живописи разных стран

Изначально испанский Национальный Музей Прадо был создан для группировки наследия испанских живописцев в отдельную школу. Но в XX веке он перешел от королевских династий в государственные руки и стал национальным.

Большая часть коллекции – это полотна испанских художников, их общее число – 4800. Самое большое количество работ выполнено Гойя. Они попали в музей благодаря почитателям его творчества, когда сам Гойя уже умер. В галереи представлены работы от романской стенной живописи XII века до XIX столетия и воедино собраны росписи эпох Средневековья, Возрождения и реализма.

Итальянская школа пестрит работами Рафаэля, Ботичелли и Тициана. Это порядка 1000 картин. Большинство из них выполнено в XVII-XVIII столетиях и в эпоху Возрождения. Однако большая половина работ – это творения, относящиеся к Новому времени. Эту выставку собирали Карл V, Филипп II и Филипп IV – они отличались большой любовью к Венецианской школе.

Также Прадо содержит более 1 тыс. экспонатов фламандской и голландской живописи. Здесь можно найти работы знаменитых художников таких как Рубенс, Босх, Брейгель и Ван Дейк.

Есть в коллекции и картины других школ, например, творения художников Великобритании, Германии и Франции представлены работами XVI — XIX веков.

Интересные факты и особенности музея

Достаточно одного дня, чтобы осмотреть все значимые полотна и скульптуры. Входной билет действует до закрытия музея и дает возможность свободного входа и выхода на протяжении всего дня. Если вы устали, имеете небольшой запас времени до следующей экскурсии или у вас разрядился фотоаппарат, но вы не посмотрели все экспонаты, которые хотели увидеть, то достаточно поставить отметку на билете у охраны, тогда можно будет вернуться чуть позже.

Интерьер музея Прадо (Christian Van Der Henst S. / flickr.com)

Самые популярные работы Музея Прадо – это «Портрет Кардинала», «Три грации», «Триумф смерти», «Воз сена», «Рыцарь с рукой на груди». Также вы сможете осмотреть множество скульптур античности и творений эллинийских мастеров, которые были привезены из Рима.

Обязательно побывайте в залах с украшениями, декоративно-прикладным творчеством и кухонной утварью. Там вы найдете жемчужину музея – «Коллекцию Дофина», которая досталась по наследству Филиппу V.

Чтобы туристы могли перекусить и отдохнуть, руководство предусмотрело кафетерий. Также в музее есть отличный магазин сувениров, в котором вы найдете русскоязычные книги, модные сувениры, фотографии полотен и еще много интересного.

Кроме возможности фотографировать, за отдельную плату можно приобрести русскоязычный аудиогид. Хотя большинство туристов отзываются о нем не очень лестно из-за его не информативности. Если вы хорошо владеете английским, то лучше воспользуйтесь англоязычным аудиогидом, в котром информации больше и изложена она намного интересней.

Часы работы музея Прадо

С 2012 года музей работает без выходных с 10:00 до 20:00. В предпраздничные дни посещение сокращено до 14:00. Цена билета 14 евро. Дополнительно оплачивается: возможность фотографировать, приобретение проспекта музея и аудиогида.

Предусмотрен бесплатный вход для несовершеннолетних в любой день и абсолютно всем в Национальные праздники. Свободный вход предусмотрен каждый день за 2 часа до закрытия.

Этот музей хорошо известен каждому истинному ценителю искусства. Музей Прадо в Мадриде входит в число наиболее посещаемых по всем мире. Там собраны лучшие полотна Ренессанса и Нового Времени.

Где находится музей Прадо?

В Мадриде, как и во многих древних городах, есть и старый город. Именно там расположены основные исторические достопримечательности. В месте, где находится музей Прадо, собранно все, что только может привести восторг: произведения искусства, различные археологические экспонаты, старинные костюмы и монеты. Национальный музей Прадо вместе с музеями Тиссен-Боремиса и Центром искусств имени королевы Софии образовали Аллею искусств. Место расположения, бульвар Paseo del Prado, и дало в свое время название музею.

История музея Прадо

Основа коллекции музея Прадо в Мадриде была создана, когда в Испании правил король Карл V. Король искренне восхищался работами Тициана, Тинторетто, Веронезе. Именно с него началось создание неповторимой коллекции. В дальнейшем дело продолжили династии Бурбонов и Габсбургов.

Строительство музея Прадо в Мадриде началось при короле Испании Карле III для государственных нужд. Однако функционировать строение начало лишь при правлении Карла VII, который и превратил здание в музей живописи и скульптуры. В ноябре 1819 года состоялось грандиозное открытие музея, которое было изначально задумано как демонстрация богатства коллекции королевского дома Испании. На момент открытия насчитывалось 311 картин. Именно тогда музей получил свое название.

В течение своего существования музей претерпевал множество изменений. В 1826-1827 годах музею были переданы полотна, которые ранее хранились в академии Сан Фернандо. В период 1836 года после закрытия церковных учебных заведений все художественные ценности были переданы в Национальный музей, а затем перекочевали в музей Прадо.

Во времена гражданской войны все картины из музея Прадо в Мадриде были отправлены в Швейцарию. К счастью, в 1936 году музей вновь возобновил свое существование, однако не все экспонаты вернулись на свои места. Часть картин до сих пор находится в Женеве.

Музей Прадо в Мадриде: картины

Наиболее полно в музее представлены творения Веласкеса и Гойи. В общем собрание живописи составляет около 4800 полотен. Так что коллекция по праву считается крупнейшей во всем мире. В музее находятся полотна Эль Греко, Сурбарана, Алонсо Кана, Риберы и многих других. Музей был открыт еще при жизни Гойи, но картины появились в нем только после смерти мастера.

Итальянскую школу также представляют более тысячи полотен. В прошлом все они находились в королевском собрании, пополняемом в течение нескольких веков. Большая часть полотен относится к периоду XVII-XVIII веков. Только из работ Тициана там представлено 40 полотен. Также в этом собрании находятся работы Фра Анжелико, Ботичелли, Мантеньи. Работы Рафаэле, Веронозе расположены в залах музея.

Живопись фламандских художников представляет собрание работ Босха, Яна ван Эйка, Якоба Йорданса, Рубенса. Именно собрание полотен Рубенса по праву читается жемчужиной собраний фламандской школы. Всего его творений в музее 90 полотен.

Среди других школ музей позволяет увидеть выставки художников Великобритании, Франции, Германии и Голландии. Конечно такого разнообразия и масштаба, как в предыдущих школах, вы не увидите, но экспозиции не менее интересны. Среди шедевров музея Прадо стоит отметить работы Фра Анджелико - Благовещение, Иеронима Босха - Сад земных наслаждений, Эль Греко - Дворянин с рукой на груди, Рафаэля - Кардинал и Рубенса - Три грации.

В двери которого входит ежегодно более двух миллионов посетителей. Также здесь находится одна из самых старых и самых больших коллекций известнейших мировых произведений искусства. Построенный как музей естествознания в 1775, музей Прадо открылся в 1819 и содержит самые прекрасные работы, собранные испанской королевской семьей, собранные из разных источников за прошлые два столетия. Поиск пространства для размещения работ всегда был проблемой, но после четырнадцати лет споров, задержек и аргументов, музей был расширен. Спроектировал новое строение дизайнер Рафаэль Моне. Строительство обошлось в 152 миллиона евро и было завершено в 2007 году. В итоге получился шикарный комплекс, включающий здания со стеклянными фасадами и монастыри восемнадцатого века (церковь San Jeronimo).

Были отреставрированы здания, открыты ресторан, кафе и несколько магазинов, достроены временные выставочные пространства, реставрационный цех и новая скульптурная галерея.

Среди основных достопримечательностей музея Прадо выделяют его раннюю фламандскую коллекцию, включая практически все
лучшие работы Боша и конечно же несравненный показ испанского искусства, в частности работ Веласкеса (включая Las Meninas), Гойя (включая Majas и Black Paintings) и Эль Греко.

Также музей Прадо содержит большую коллекцию произведений итальянских художников (Titian), собранная Карлосом V и Фелипе II, оба – великие покровители Ренессанса. Превосходная коллекция семнадцатого столетия фламандских и голландских картин, собранных Фелипе IV, включая Три Изящества Рубенса (Three Graces). Музей Прадо также принял растущее число приветствуемых критиками временных показов в последние годы.
Даже потратив целый день вы не сможете отдать должное всему, что здесь находится. Мы настоятельно рекомендуем совершить несколько целенаправленных визитов в музей Del Prado!

Прогулка по музею Прадо

Чтобы следовать маршрутом, предложенным музеем, поверните направо после входа Puerta de los Jeronimos и направьтесь в центральный холл – Sala de las Musas. Отсюда Вы идете через ранние фламандские, итальянские и испанские коллекции на первом этаже прежде, чем перейти на второй этаж. Тур по шестнадцатому и семнадцатому столетию с итальянскими и французскими коллекциями в северном крыле приводит к фламандским и голландским галереям на втором этаже, где размещены работы Рубенса и Рембрандта. Далее снова следует спуск на первый этаж, где посетителей проводят через испанские коллекции Золотого Века с работами от Эль Греко, Веласкеса и Мурилло прежде, чем представить великолепные работы Гойи, которые простираются до второго этажа. Оттуда Вы снова возвращаетесь на первый этаж к Black Paintings Гойи прежде, чем завершить тур по грандиозным историческим эпопеям, которые являются величайшими шедеврами испанской коллекции девятнадцатого века.

Музей Прадо видео

Что обязательно стоит посмотреть в музее Прадо!

Музей Прадо слишком большой для единственного посещения, чтобы воздать коллекциям должное. Если у Вас нет возможности посетить его несколько раз и ознакомиться со всеми работами, вот список некоторых работ, которые нельзя пропускать.

  • Сад Земных Восхищений (The Garden of Earthly Delights) Боша. Сюрреалистический шедевр, опережающий свое время.
  • Триумф Смерти (The Triumph of Death) Питера Брюхеля. Тревожащее и жуткое описание ада фламандским мастером.
  • Возвещение (The Annunciation) Фра Анджелико. Основополагающая, относящаяся к эпохе Возрождения работа.
  • Автопортрет Дюрера. Проницательный автопортрет немецкого гения.
  • Снятие с креста (The Descent from the Cross) Ван дер Вейдена. Эмоциональное и красочное описание снятия с креста.
  • Романские фрески. Ошеломляющие фрески из романских церквей в Сеговии и Сории.
  • Поклонение пастухов (The Adoration of the Shepherds) Эль Греко. Одна из серии работ революционного маннериста греческого происхождения.

  • Artemisa Рембрандта. Голландец использовал свою жену Саскию в качестве модели для этой картины героической королевы.
  • Сэр Эндимайон Портер (Sir Endymion Porter) Ван Дайка. Превосходная работа голландского судебного живописца, известного его портретами Чарльза I.
  • Три Изящества (The Three Graces) Рубенса. Одна из великих классических работ фламандского гения.
  • Чарльз V в Мюльберге (Charles V at Múhlberg) Титиана. Великолепный конный портрет Святого римского Императора.
  • The Lavatorio Тинторетто. Эпический шедевр, изображающий Христа, моющего ноги учеников. Когда-то принадлежал Чарльзу I.
  • La Maja Desnuda y La Maja Vestida Гойи. Пара в высшей степени обольстительных портретов женщины, откидывающейся на подушках кровати, на одной картине девушка одета, на другой – обнаженная.
  • Dos y Tres de Mayo Гойи. Бесконечные и иконические изображения ужасов войны.
  • Черные Картины (Black Paintings) Гойи. Серия проникновения и преследующих изображений конца карьеры Гойи.

Туристы, хотя бы раз бывавшие в Мадриде, знают, сколько интересных мест есть в столице Испании. Одной из самых популярных достопримечательностей этого испанского города является музей Прадо. Этот уникальный культурный объект стоит на одной ступени с такими крупнейшими мировыми музеями, как Лувр, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

Историческая справка

Коллекция картин, представленная в Прадо, начала собираться еще задолго до строительства и открытия самого музейного здания. Еще в XVI веке правители династии Габсбургов (король Карл V и его сын Филипп II) начали собирать полотна известных испанских художников. Чуть позже королевский двор приобрел несколько картин итальянских и фландрийских живописцев. На протяжении многих лет коллекция Габсбургов росла и постоянно пополнялась. Уже в те далекие времена испанские правители могли похвастаться большим количеством работ таких мастеров, как Босх, Рафаэль, Тициан, Ван Дейк, Брейгель Старший и др.

Здание, в котором сейчас размещается музей Прадо, также имеет длинную историю. Его возведение началось еще в 1785 году. Изначально планировалось, что в помещении будет размещен Дом наук, но из-за оккупации Мадрида войсками Наполеона с 1808 по 1813 год в здании пришлось организовать казарму, где базировалась испанская кавалерия.

В 1814 году король Испании Фердинанд VII решил открыть в освободившемся помещении Королевский музей европейского искусства. Торжественное открытие культурного объекта состоялась лишь пять лет спустя – в ноябре 1819 году. Король хотел не только продемонстрировать собранную коллекцию (на тот момент она состояла из 311 полотен), но и доказать всему миру, что творения испанских живописцев ничуть не уступают работам других европейских творцов.

Свое название испанский музей получил неслучайно. Ранее на месте построенного здания располагался парк Прадо де Сан-Херонимо. Основатели галереи решили оставить старое название – Прадо (это слово переводится с испанского языка, как «лужок»).

После начала функционирования музея коллекция полотен также продолжала расти. Уже в 1826 году сюда попали картины, хранившиеся в академии Сан Фернандо. После закрытия некоторых монастырей и церковных школ произведения искусства также передавались в мадридскую галерею. Помимо этого, многие частные коллекционеры завещали свои коллекции Прадо.

Что посмотреть?

В наши дни коллекция Прадо насчитывает более 8,5 тысяч полотен. Из-за нехватки площади для просмотра одновременно доступно всего около 2 тысяч картин, остальные произведения искусства хранятся в запасниках. Кроме этого, посетители галереи смогут увидеть скульптуры, эстампы, гравюры, исторические документы, монеты, драгоценности, медали, фарфоровые изделия, посуду и др.

На сегодняшний день в музее Прадо, которым гордится весь Мадрид, представлено наиболее полное собрание картин испанских живописцев (около 4800 полотен). Посетители смогут увидеть работы Гойи, Веласкеса, Мурильо, Эль Греко, Алонсо Каны и других известных художников .

Кроме этого, людям, пришедшим в музей Прадо, будут доступны для просмотра работы живописцев из других европейских стран. Здесь находятся полотна фламандских мастеров — Брейгеля, Мемлинга, Босха, Вейдена, Рубенса, Йорданса (в общей сложности около 1000 картин). Также в залах галереи можно увидеть работы итальянцев — Тинторетто, Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Веронезе, Джорджоне, Мантеньи, Фра Анжелико, Андреа дель Сарто (более 1000 полотен, большая часть которых относится к XVII-XVIII столетиям).

Помимо вышеперечисленных живописцев, в коллекции Прадо имеются творения немецких, голландских, французских художников. Сотрудники музея постоянно ведут реставрационные работы и восстанавливают различные полотна, написанные в эпоху Возрождения.

Устав бродить по выставочным залам, туристы могут зайти в кафе, находящееся в здании галереи. После осмотра экспозиции посетителям будет предложено заглянуть в сувенирный магазин. В нем можно приобрести книги о музее и его экспонатах, сувениры на память и разные полезные мелочи.

Как добраться?

Музей Прадо расположен по адресу Calle Ruiz de Alarcón, 23. Доехать до него можно на метро. Туристы могут выйти на таких станциях метрополитена, как Atocha, Anton Martin или Banco de España. Также добраться до культурного объекта удастся на автобусе. До галереи ходят автобусы под номерами 34, 45, 37, 27, 14, 10. Ехать нужно до остановки Paseo del Prado.

Время работы

Тем, кто желает посетить мадридский музей, необходимо знать, что галерея работает с понедельника по субботу с 10 часов утра до 8 часов вечера. По воскресеньям и в праздничные дни график работы музея таков: с 10 часов утра до 7 часов вечера. 6 января, 24, 31 декабря культурный объект работает до 14 часов дня. 1 мая, 25 декабря, 1 января галерея закрыта для посещения.

Наибольший поток посетителей в Прадо фиксируется с 11 часов утра до 2 часов дня. Туристам, которые не любят большое скопление людей и толкучку, лучше всего запланировать посещение культурного объекта на вечер.

Стоимость посещения

Туристы, решившие посмотреть на экспозицию музея Прадо в городе Мадрид, должны будут купить входные билеты. Взрослым посетителям придется заплатить за вход 14 евро (за отдельную стоимость можно взять аудиогид на русском языке). Для людей пенсионного возраста стоимость билета составит 7 евро. Дети до 18 лет и студенты, которым не исполнилось 25 лет, смогут зайти в музей бесплатно.

Кроме этого, в вечернее время (с понедельника по субботу с 18.00 до 20.00 и в воскресенье с 17.00 до 19.00) посетить постоянную выставку музея можно бесплатно. На временные выставки в эти часы стоимость снижается в 2 раза. Чтобы узнать более подробную информацию или заранее забронировать билет, туристы могут зайти на официальный сайт Прадо www.museodelprado.es.