Мужья и любовники скандалистки бриджит бардо. Брижит Бардо (Brigitte Bardot), биография

Брижит Бардо – французская актриса, певица и общественный деятель. Брижит Анн-Мари Бардо родилась в Париже в сентябре 1934 года. Отец будущей кинозвезды занимался бизнесом, а мать была домохозяйкой и воспитывала двух дочерей. Однажды, когда семья маленькой Брижит отправилась в ресторан, к ним подошла уличная гадалка и предсказала, что фамилия Бардо прославится на весь мир. Отец тогда решил, что удача ждет его в бизнесе.

Сложно поверить в то, что в детстве Брижит называли «гадким утенком», а сама девушка не считала себя красавицей. Тогда актриса носила специальные очки, а также металлические скобы для исправления прикуса, страдала косоглазием, ее волосы имели тусклый каштановый оттенок. Но вот фигура всегда была предметом гордости девочки.

Вместе со своей сестрой будущая знаменитость посещала уроки танцев. Родители заметили склонность дочери к этому виду искусства, отдав девочку в балетную школу. В 13 лет Брижит отправилась на учебу в Национальную Академию танца, пройдя серьезный отбор. Там девушке посчастливилось стать ученицей хореографа с российским происхождением Бориса Князева.


Вскоре от «гадкого утенка» не осталось и следа. Девушка расцвела, такую красавицу сложно было не заметить – Брижит стали предлагать съемки в модных журналах. Уже в 1949 году Бардо снялась для издания Jardin des Modes, а на следующий год украсила обложку ELLE. Тогда Брижит заметил режиссер Роже Вадим и уговорил своего коллегу Марка Аллегре пригласить девушку на кинопробы.

Фильмы

Дебют Брижит Бардо в кино состоялся в 1952 году, начинающая актриса поучаствовала в съемках комедии «Нормандская дыра». За последующие 4 года юная актриса успела появиться в 17 картинах. Среди них – «Длинные зубы», «Манина, девушка без покрывала», «Будущие звезды», «Доктор на море», «Сын Каролины Шери», «Большие маневры», «Мой дорогой Нерон».


Вскоре Брижит прославила роль в картине «И Бог создал женщину» (1956). Этот фильм считают первой успешной кинолентой в кинематографической биографии актрисы. Фильм стал сенсацией того времени: картину осудила католическая церковь за чрезмерную откровенность. Несмотря на это, сцена с обнаженной Брижит Бардо, танцующей на столе, сделала из актрисы звезду мирового масштаба. Кроме того, фильм даже отнесли к предпосылкам, повлиявшим на возникновение сексуальной революции. После роли в картине «И Бог создал женщину» режиссеры стали звать Бардо в свои фильмы, актриса стала секс-символом эпохи.

С конца 50-х француженка начала участвовать в более серьезных постановках. Бардо активно работала с видными представителями мирового кинематографа.


В 1959 году известной стала роль в картине «Бабетта идет на войну». Этот фильм назовут самым популярным в карьере французской актрисы. Действие комедии разворачивается во Франции, оккупированной фашистами. Позже у женщин необычайной популярностью пользовалась прическа, которую Брижит носила в фильме. Прическу так и назвали – «бабетта».

Яркими стали роли актрисы и в лентах «Парижанка» (1957), «Презрение» (1963), «Вива, Мария!» (1965), «Женщины» (1969), «Послушницы» (1970), «Ромовый бульвар» (1971). Работа в фильме «История про Колино-юбочника», который появился на экранах в 1973, стала последней в карьере французской актрисы.


Фильмография актрисы насчитывает более 50 фильмов. Партнерами Брижит Бардо по кинолентам были известные актеры: , и другие.

Музыка

Бардо стала заложницей собственной красоты и сексуальности и пыталась сбежать от устоявшегося образа. Для этого в 60-х годах актриса попробовала себя в амплуа певицы. Мало кто знает, что Брижит записала более 80 песен, среди которых немало шлягеров. Несмотря на это, Бардо удалось прославиться на музыкальном поприще благодаря скандальной эротической композиции Je t’aime moi non plus, которая была записана в 1967 году вместе с . Запись была спрятана, дабы не разгневать тогдашнего супруга Брижит Бардо.


Спустя год Генсбур перезаписал песню, но уже с актрисой . В результате песня стала хитом, а Биркин обрела популярность. Лишь в 1986 году была опубликована первоначальная запись песни с Брижит Бардо, но композиция уже не вызывала интереса.

Политика

Брижит Бардо неоднократно оказывалась в центре политических скандалов. Бернар д"Ормаль, муж Брижит, одно время служил советником партии с праворадикальными взглядами «Национальный фронт», а от самой Бардо жители Франции не раз слышали заявления в националистическом духе. Актриса публично заявляла о том, что совсем не симпатизирует политическим партиям. Тем не менее Бардо не раз осуждали за разжигание межрасовой неприязни.


Известно, что киноактриса была фигурантом судебных процессов по обвинению в разжигании национальной и религиозной розни. Из-за этого в 1997 году Бардо оштрафовали на ₣10 тысяч, в 2001 году – на ₣30 тысяч, в 2004 году – на €5 тысяч, в 2008 году – на €15 тысяч.

Брижит Бардо часто говорит, что политика правительства ей не по нраву из-за «исламизации». По мнению киноактрисы, во Франции навязывают культуру и образ жизни мусульман, что постепенно разрушает самобытность французов.

Защита животных

В 1973 году Бардо объявила о том, что завершает кинокарьеру. В то же время актриса не стала вести затворнический образ жизни, а решила посвятить жизнь заботе о животных. Любовь актрисы к братьям нашим меньшим всегда поражала окружающих, а заявления удивляли мировое сообщество. Бардо призывала раз и навсегда отказаться от употребления конины, осуждала охоту на оленей, которая проходит в Канаде. В 1999 году не побоялась написать гневное обращение к лидеру КНР, в котором обвинила китайцев в убийстве последних в мире носорогов и тигров ради извлечения афродизиаков.


На 75-летний юбилей актриса попросила итальянскую актрису сделать миру необычный подарок – отказаться от ношения натуральных мехов. Поклонники до сих пор помнят высказывание Бардо о женщинах, которые носят такие вещи.

«Шуба это кладбище. Истинная женщина не станет носить на себе кладбище», – заявила в интервью представителям СМИ Брижит Бардо.

Сегодня киноактриса живет на вилле в Сан-Тропе в окружении пары сотен домашних питомцев.

Личная жизнь

Бардо никогда не испытывала недостатка мужского внимания, ведь актриса обладала привлекательной внешностью. Рост французской актрисы – 170 см, а вес на пике популярности составлял 56 кг. В жизни женщины было много романов.


Брижит было всего 16 лет, когда у нее завязались отношения с Роже Вадимом. От любви девушка совершенно потеряла голову, на что указывало ее безрассудное поведение. Родители не одобряли выбор дочери, поэтому начинающая актриса не раз пыталась покончить с жизнью, выражая протест. В 18 лет Брижит все-таки вышла замуж за Вадима.


Первый брак распался в 1957 году. У актрисы появился другой мужчина – Жан-Луи Трентиньян, партнер по съемкам в судьбоносной для Бардо картине. Влюбленные стали жить вместе, но и этот союз просуществовал лишь два года.

Сразу после разрыва с Трентиньяном Брижит Бардо снова вышла замуж. На этот раз ее мужчиной стал Жак Шарье, которому через год актриса родила сына Николя. Затем последовал развод и многочисленные романы. Брижит связывали отношения с Сашей Дистелем, Бобом Загури.


Третьим законным супругом Брижит Бардо стал фотограф-миллионер Гунтер Сакс. Брак продлился три года. Сакс был знаменитым фотографом, работы которого публиковали престижные журналы мира. Кроме того, мужчина был известным коллекционером произведений современного искусства. Люди из окружения Гунтера не раз утверждали, что благодаря усилиям фотографа мировую славу обрел американский художник .

В 58 лет актриса снова решила вступить в брак – свадьба с Бернаром д’Ормалем состоялась в 1992 году. Спустя несколько лет Брижит развелась и с ним.


Брижит Бардо и Бернар д"Ормаль

Актриса стала первой женщиной в Европе, которая отважилась появиться на экранах в маленьком бикини. В повседневной жизни и в своих картинах Брижит придерживалась так называемого стиля «шик Сен-Тропе». Это способствовало и популярности курортного города Сан-Тропе.

Брижит Бардо сейчас

В 2017 году во время президентских выборов во Франции Брижит Бардо призвала всех, кто любит животных, голосовать против экс-министра экономики .


По словам Бардо, «программа Макрона в отношении животных убийственна, скандальна, приводит в отчаяние и не дает никакой надежды на улучшение».

Знаменитость утверждает, что лидер политической партии «Вперед» лоббирует интересы крупных компаний, занимает сторону «скотоводов и охотников».

«Презрение, которое он выказывает страданию животных, представляет собой полное отсутствие у него эмпатии, подтверждающееся холодностью его стального взгляда», - указала Бардо в письме, которое размещено в официальном аккаунте актрисы в сервисе микроблогов


28 сентября 1934 года в Париже родилась Брижит Анн-Мари Бардо. Ее жизнь полна противоречий, но ее талант и выдающаяся внешность достойны восхищения. Знаменитая французская актриса и певица, яростный защитник животных и непримиримый борец с иммигрантами и гомосексуалистами, секс-символ и символ Франции - это все о ней.

1. Бардо - танцовщица


Под влиянием матери Бардо вместе с младшей сестрой с детства занималась танцами. Брижит, которая не была способной ученицей в школе, но обладала природной пластикой и грацией, решила сосредоточиться на балетной карьере. В 1947 году она сдала вступительный экзамен в Национальную академию танца и, несмотря на жесткий отбор и ограниченное число мест, оказалась в числе восьми зачисленных на обучение. В течение трех лет она посещала класс русского хореографа Бориса Князева.

2. Бардо - модель


В 1949 году 15-летняя Брижит уже участвовала в показе мод по приглашению знакомого матери; в этом же году снялась для журнала Jardin des Modes («Сад моды»). А чуть позже первый раз появилась на обложке журнала ELLE и была замечена начинающим режиссером Роже Вадимом.

3. Бардо - актриса


Впервые будущая звезда снялась в кино в 1952 году. Ее 21-летняя карьера в кинематографе насчитывает более 50 фильмов. Всемирная популярность пришла к Брижит благодаря роли в фильме «И Бог создал женщину» 1956 года, где она сыграла главную героиню - необузданную восемнадцатилетнюю Жюльет Арди, мечущуюся между несколькими мужчинами. Историки считают картину предвестником сексуальной революции 1960-х.

4. Бардо - секс-символ


В 1950-х Брижит была для Европы таким же секс-символом, как Мэрилин Монро для Америки. В 1995 году она стала 9-й в списке «100 самых сексуальных звезд в истории кинематографа» журнала Empire, а в 2011 году вошла в список «100 самых “горячих” женщин всех времен» журнала Men’s Health.

«На самом деле я кошка, трансформировавшаяся в женщину. Я мурлычу. Я царапаюсь. А иногда могу и укусить» - Брижит Бардо.

5. Бардо - символ Франции


Несмотря на свою довольно скандальную «сексуальную» популярность, в 1970 году Брижит была избрана моделью для бюста Марианны, символа Франции. Марианна (Marianne) - национальный символ, а также прозвище Франции со времен Великой французской революции. Она является олицетворением национального девиза Франции «Свобода, равенство, братство». Бюсты Марианны (а вместе с ними и бюст Брижит) являются обязательным атрибутом учреждений органов власти, судов и муниципалитетов, а ее изображения размещены на государственной печати Франции, почтовых марках и монетах.

6. Бардо - жена и мать


Что же касается семейной жизни, то тут у женщины-кошки все складывалось не так гладко. Всего Брижит была замужем 4 раза, однако наиболее примечательной, пожалуй, будет история ее второго замужества за актером Жаком Шарье, от которого в 1960 году Бардо родила сына Николя. Материнство и домашний быт оказались, мягко говоря, не по вкусу звезде. Когда сыну исполнилось 2 года, она захотела расстаться с мужем. После развода она оставила ребенка на воспитание в семье Шарье. В своей книге мемуаров «Инициалы Б. Б.» Брижит признается: она не испытывала «великой любви» к Шарье и вышла за него замуж только потому, что уже ждала ребенка, которого, кстати, очень не хотела. Когда же Николя появился на свет, она «не желала его больше видеть». В ответ на такие заявления бывшему мужу не оставалось ничего другого, как написать собственную «ответную» книгу, представив на ее страницах Бардо как взбалмошную красотку, бессердечную мать и подлую жену. По словам Жака, он написал «настоящую историю их взаимоотношений», чтобы не только защитить свою честь и честь сына, но и слегка опустить на землю Бардо, создавшую в мемуарах далекий от истины образ хрупкой женщины-ангела, мучительно ищущей любви.

«Лучше уж быть неверной, чем верной против воли» - Брижит Бардо.

7. Бардо - защитница животных


В 1973 году, незадолго до своего сорокалетия, Бардо объявила о завершении своей карьеры в кино и посвятила свою дальнейшую жизнь борьбе за права животных. В 1986 она открыла «Фонд Брижит Бардо для благополучия и защиты животных» и заработала 3 миллиона франков, продавая на аукционе драгоценности и личные вещи, чтобы поддержать фонд.

28 сентября 2009 года, в свой 75-й день рождения, Бардо в открытом письме выступила с просьбой к актрисе Софи Лорен отказаться от ношения мехов. По ее словам, это было бы для нее лучшим подарком. Лорен так и не ответила.

Сейчас Брижит живет одна на вилле с несколькими сотнями животных. «Собака приносит боль, лишь когда умирает» - Брижит Бардо.

8. Бардо - борец с иммигрантами


Защитница животных вовсе не так благосклонна к некоторым представителям людей. С 1990-х Брижит неоднократно выступала с критикой иммигрантов и ислама во Франции, гомосексуализма и межрасовых браков, в результате чего пять раз была осуждена «за разжигание межнациональной розни». 3 июня 2008 года закончился суд с самым крупным штрафом в ее жизни - 15 000 евро, полученным из-за письма, адресованного Николя Саркози, в котором Бардо возражала против ритуального перерезания горла баранам на мусульманском празднике без оглушения и порицала быстрорастущее мусульманское сообщество, пытающееся захватить власть и распространять свою культуру, ценности, образ жизни. Прокурор заявил, что уже устал предъявлять обвинения Бардо из-за расовой неприязни.

«Мы уже достаточно натерпелись от этого населения, которое нас окружает, которое нас уничтожает, уничтожает нашу страну, навязывая нам свои обычаи» - Брижит Бардо об иммигрантах-мусульманах.

9. Бардо - певица


За свою карьеру в шоу-бизнесе Брижит записала 80 песен, выступала в различных музыкальных шоу. Несколько хитов она записала со своим любовником Сержем Генсбуром, включая скандально известную «Я тебя люблю… я тебя тоже нет» (Je t’aime… moi non plus). Несмотря на то что песня была посвящена Брижит, она умоляла Сержа не издавать их запись, поэтому год спустя ее вокал был заменен голосом Джейн Биркин.

10. Бардо - источник вдохновения


Известно, что Брижит Бардо была идеалом красоты для юного Джона Леннона. Как символ 50-х, ее имя упоминается во многих популярных песнях, включая хиты в исполнении The Who (It’s Not Enough), Red Hot Chili Peppers (Warlocks), Боба Дилана (I Shall Be Free), Элтона Джона (I Think I’m Going to Kill Myself) и Нины Хаген (Fr?hling in Paris). В фильме-мюзикле «Через Вселенную», основанном на 34 композициях The Beatles, ее портрет украшает общежитие Принстонского университета, где живут герои картины.

11. Бардо - законодательница моды


Считается, что Бардо ввела в моду купальники бикини, щеголяя в них на Каннском фестивале и в своих ранних фильмах. А также клетчатую одежду, появившись в розовом платье в клетку на своей свадьбе с Жаком Шарье, и прическу «кислая капуста»: промежуточный вариант между высоким конским хвостом и бабеттой, небрежный полухвост на макушке со спадающей челкой. Брижит также способствовала росту популярности курортных городов Сан-Тропе (Франция) и Бузиос (Бразилия) как мест для отдыха.

12. Бардо - дизайнер


В 2010 году совместно с домом Lancel Брижит придумала сумочку B.B., которая отражает ее вкусы, ее жизнь и ее фигуру. Это настоящее воплощение женственности и естественности - как, впрочем, и сама Брижит, которая за всю свою жизнь не сделала ни одной пластической операции.

13. Бардо - любительница молодых мужчин


После очередного развода (а иногда и еще будучи замужем) Брижит начинала гулять практически с каждым первым встречным. Большинство ее любовников были молодыми альфонсами.

«Я всегда обожала красивых молодых мужчин. Мой вкус не меняется только от того, что я становлюсь старше. И если я по-прежнему могу их иметь, то почему бы и нет?..» - Брижит Бардо.

14. Бардо - победитель рака груди


Когда в 83-м году у Брижит диагностировали рак груди, она поначалу отказывалась от лечения, считая, что это ее судьба. Только благодаря своей подруге актрисе Марине Влади, которая прилетела в Сан-Тропе, чтобы уговорить ее начать лечение, она в итоге победила рак.

15. Бардо - потенциальный гражданин России


Вдохновившись поступком Жерара Депардье, в январе 2013 года Брижит Бардо заявила, что может попросить российское гражданство, если в Лионе усыпят двух больных туберкулезом слонов.

Французская киноактриса и фотомодель.

Брижит Анн Мари Бардо родилась 28 сентября 1934 г. в Париже в семье бизнесмена Луи Бардо и Анны Мари Мюсель. Вместе с младшей сестрой Мари Жанной (Мижану) с детства занималась танцами. Мижану проявила большую склонность к точным наукам и вскоре оставила танцы, в то время как Брижит, которая обладала природной пластикой и грацией, решила профессионально заняться балетом.

В 1947 г. Бардо сдала вступительный экзамен в Национальную Академию танца и оказалась в числе восьми зачисленных на обучение. В течение трех лет она посещала класс русского хореографа Бориса Князева.

В 1949 г. Бардо снялась для журнала «Jardin des Modes» («Сад Моды»). В 1950 г. она появилась на обложке журнала «ELLE» и была замечена начинающим режиссером Роже Вадимом. Знакомство с Вадимом, который присутствовал на пробах, повлияло на ее дальнейшую жизнь и карьеру.

Она впервые снялась в кино в 1952 году. В том же году, в 18 лет, вышла замуж за Роже Вадима. С 1952 го по 1956 г. Бардо снялась в семнадцати фильмах, в основном лирических комедиях и мелодрамах, играла в театре в пьесе «Приглашение в замок» Жана Ануя. Всемирную известность Бардо принесла картина «И Бог создал женщину», снятая в 1956 г. Это был режиссерский дебют Роже Вадима. Бардо сыграла главную героиню, восемнадцатилетнюю Жюльет Арди. В Европе фильм шокировал зрителей, получил массу негативных откликов и был осужден католической церковью из за вызывающего поведения главной героини. В Америке фильм стал сенсацией, так как прежде столь откровенные сцены не были свойственны голливудским фильмам. Историки кино считают картину предвестником сексуальной революции 1960 х.

Бардо работала с такими известными режиссерами, как Луи Маль, Жан Люк Годар, Кристиан Жак. Фильмы с ее участием – «Бабетта идет на войну», «Истина», «Презрение», «Вива Мария!», «Ромовый бульвар» – приводили в восторг зрителей.

В 1966 г. она впервые снималась в Голливуде в фильме «Милая Брижит» с Джимми Стюартом в главной роли.

За всю свою карьеру в кино Бардо снялась более чем в пятидесяти кинокартинах. Ее партнерами были Ален Делон («Знаменитые любовные истории», «Три шага в бреду»), Жан Габен («В случае несчастья»), Шон Коннери («Шалако»), Жан Марэ («Будущие звезды», «Любовь в Версале»), Клаудиа Кардинале («Нефтедобытчицы»), Анни Жирардо («Послушницы»), Марчелло Мастроянни («Частная жизнь»), Джейн Биркин («Дон Жуан 73»), Жанна Моро («Вива Мария!»), Лино Вентура («Ромовый бульвар»).

Фильмы приносили неплохой доход как самой актрисе, так и государству. Один дотошный журналист подсчитал, что бывали годы, когда выручка от экспорта картин с участием Бардо становилась во Франции второй по значимости после экспорта вина. И без того громкая слава Брижит продолжала расти. Согласно статистике, персона актрисы являлась темой для разговора у 47% французов.

В течение своей 21 летней творческой карьеры Бардо записала 80 песен, выступила в различных музыкальных шоу.

В 1973 г., незадолго до своего сорокалетия, Бардо объявила о завершении кинематографической карьеры и посвятила свою жизнь борьбе за охрану животных, сказав: «Я вдруг поняла, что мне осточертело это кривляние, которым я занимаюсь. Моя работа показалась мне никчемной и достойной осмеяния. А ведь у меня только одна жизнь, и я хочу прожить ее по своему!»

Разведясь с Роже Вадимом в 1957 г., Бардо больше года жила со своим партнером по фильму «И Бог создал женщину» Жаном Луи Трентиньяном. В 1959 г. вышла замуж за актера Жака Шарье, от которого в 1960 г. родила сына Николя. После их развода ребенок был отдан на воспитание в семью Шарье. Встречалась с французскими музыкантами Сашей Дистелем, Бобом Загури и Сержем Генсбуром, с которым записала несколько известных хитов, включая скандально известную «Я тебя люблю… я тебя тоже нет», впоследствии исполненную Генсбуром в дуэте с Джейн Биркин. Была замужем за немецким миллионером Гюнтером Саксом (1966–1969 гг.). В 1992 г. Бардо вышла замуж за Бернара д’Ормаля. Брак продолжается по сей день.

Бардо осуждали 5 раз за «разжигание расовой неприязни». В 1997 г. ее оштрафовали за комментарии, опубликованные в газете «Фигаро». В 1998 г. ее осудили за заявление о растущем количестве мечетей во Франции. В 1999 г. в своей книге «Площадь Плутона» она раскритиковала мусульманский фестиваль, который проводится во Франции, так как на нем закалывают овец. За это в июне 2000 г. французский суд оштрафовал ее на 30000 франков. В той же книге она написала: «…моя страна, Франция, моя родина, моя земля снова заполнена толпой чужеземцев, особенно мусульман».

В книге «Крик в тишине», написанной в 2003 г., она предупреждала об «исламизации Франции» и сказала о переселении мусульман: «За последние двадцать лет мы уступили подпольному, опасному и неуправляемому проникновению, которое не только противоречит нашим законам и устоям, но и попытается спустя годы навязать свои». Она говорит, что французские политики – это «флюгера, показывающие влево или вправо, пока фантазия управляет ими… даже французские проститутки не такие, как они (политики)». Она говорит, что современное искусство – это «говно, как буквально, так и образно».

В мае 2003 г. «Движение против расизма и за дружбу между народами» объявило, что подаст в суд на Бардо. Против Бардо также выступила Лига по правам человека.

10 июня 2004 г. французский суд в очередной раз осудил Бардо за «разжигание расовой неприязни» и оштрафовал на 5000 евро, ссылаясь на такие фразы, как «исламизация Франции» и «подпольное и опасное проникновение ислама», «смешение генов».

В 2008 г. ее осудили за «разжигание расовой и религиозной неприязни» из за письма, копию которого она отправила Николя Саркози, когда тот был министром внутренних дел Франции. Она порицала быстрорастущее мусульманское сообщество, пытающееся захватить власть и распространять свою культуру, ценности, образ жизни. Суд закончился крупным штрафом для Бардо – 15000 евро. Прокурор заявил, что устал предъявлять обвинения Бардо из за расовой неприязни. Насколько правомерны и справедливы все эти обвинения и штрафы в свете событий, которые произошли в стране в 2010 г., когда Франция полностью выселила людей цыганской национальности за пределы своего государства?
Брижит Бардо была идеалом красоты для юного Джона Леннона. Как символ пятидесятых ее имя упоминается во многих популярных песнях, включая хиты в исполнении The Who, Red Hot Chili Peppers, Боба Дилана, Элтона Джона и Нины Хаген. В фильме мюзикле «Через Вселенную», основанном на 34 композициях The Beatles, ее портрет украшает общежитие Принстонского университета.

Последние сорок пять лет она живет на юге Франции, в Сен Тропе, на вилле «Ля Мадраг». По утрам, едва проснувшись, она идет в сад с видом на море – выкурить первую сигарету, выпить чашку кофе и сорвать пару свежих цветков для своей прически. Кроме двух преданных мужчин, мужа Бернара и слуги Адриена, в доме Брижит живут девять собак, сорок кошек, целый зоопарк – пони, осел, двадцать коз, пять уток, семь гусей, две свиньи, для которых она в 1979 г. приобрела четыре гектара соседнего поместья «Ля Гарриг». Но есть и гости, которые стараются не пропускать часы приема пищи: семьи диких кабанов (около двадцати пяти голов) и бесчисленные альбатросы. Весь мир знает, что последние сорок лет Брижит Бардо занимается защитой прав животных в организованном ею фонде. Любой человек, нашедший на улице бродячее животное, может отнести его в офис Бардо на улице Виноз. Там бродягу приютят и займутся его дальнейшей судьбой. Кроме того, Брижит курирует дом престарелых, сиротский приют, помогает беспомощным соседям и некоторым заключенным.

Сын Роже Вадима и Катрин Денев – актер и режиссер Кристиан Вадим сказал о Брижит в недавнем интервью: «В отцовском фильме «И бог создал женщину» Брижит Бардо была великолепна. Но потом другие режиссеры стали примитивно использовать то, что увидел и открыл в ней Роже Вадим, и в результате это измучило актрису. Все видели в ней только сексапильную дурочку и очаровательную глупышку, тогда как у самой Брижит Бардо – трагическое восприятие мира».

Легендарная французская киноактриса Брижит Бардо (полное имя Брижит Анн-Мари Бардо), родилась 28 сентября 1934 года в Париже. Родители, Луи Бардо и Анна-Мария Мюсель, старались приобщить Брижит и ее младшую сестру Жанну к танцам. Девочки охотно занимались хореографией, разучивали французские и немецкие танцевальные постановки. Однако Жанна вскоре забросила занятия, так как ее тянуло больше к точным наукам, математике и физике. Брижит продолжала заниматься и мечтала о карьере балерины. Девочка обладала природной грацией и была очень пластична.

Подиум и Вадим Роже

Когда Брижит исполнилось 13 лет, она успешно сдала в Академию танца и была зачислена на курс балетного искусства, который вел замечательный русский педагог-хореограф Борис Князев.

Обучаясь танцевальному искусству, Брижит старалась найти применение своим талантам и в обычной жизни. В 1949 году она стала появляться на подиуме в модных показах, а позже ее пригласили на фотосессию для французского журнала "Сад Моды". Еще через год фото Брижит Бардо появились в популярном глянцевом журнале ELLE. Тогда-то ее и заметил молодой начинающий кинорежиссёр Роже Вадим. Он показал фото девушки своему другу, более опытному режиссёру Марку Аллегре, и тот не раздумывая пригласил Брижит на кинопробы.

Дебют в кино

Дебют в кино у Бардо состоялся в 1952 году в фильме "Нормандский провал", где она сыграла в паре с Бурвилем. В последующие четыре года молодая, но уже состоявшаяся актриса снялась еще в 16 кинокартинах, которые относились к категории малобюджетных постановок и не могли оказать существенного влияния на ее Брижит Бардо, фильмы с участием которой оставляли желать лучшего, тогда уже была женой молодого режиссёра Роже Вадима. Таким образом, в 1953 году она оказалась на кинофестивале в Каннах и там познакомилась со многими представителями французского кино.

Прорыв

Год 1956-й стал для Брижит Бардо началом ее головокружительной карьеры, она снялась в фильме "И бог создал женщину" в роли восемнадцатилетней Жюльетт Арди, которая буквально разрывается между поклонниками. Картина стала режиссёрским дебютом Роже Вадима, постаравшегося создать в ходе развития сюжета как можно больше шокирующих эпизодов. Сцена, где обнаженная Жюльетт танцует на столе, привела в негодование всю консервативную Америку, в Европе тоже не всем понравилась такая раскованность режиссёрской мысли. Многие посчитали кинофильм началом сексуальной революции. Эпатажная кинокартина действительно послужила толчком к переоценке моральных ценностей американской "фабрикой грез".

Голливуд отказался от пуританства в кинопроизводстве, перестал избегать фривольных сценариев, появились актеры и актрисы, которые готовы были сниматься в фильмах с эротическими эпизодами. Брижит Бардо стала символом сексуальной раскованности в кинематографе.

В 1959 году Брижит снялась в главной роли в фильме "Бабетта идет на войну" режиссёра Кристиана-Жака. Она сыграла Бабетту, которая устроилась было на работу в публичный дом, но в связи с началом Второй мировой войны и поголовной эвакуацией так и не приступила к своим обязанностям. Однако поработать ей все же пришлось, девушку определили в британскую разведку, и в конце концов перед Бабеттой и ее партнером, французским разведчиком Жераром, встала задача военно-политической важности.

Главные роли

Во многих фильмах Брижит Бардо исполняла главные роли, а ее партнерами были такие звезды французского кино, как и Ален Делон, Лино Вентуро и Жан Марэ. Кроме того, у актрисы был период сотрудничества с Голливудом, в 1966 году она снялась в фильме американского производства под названием "Милая Брижит" с Джимми Стюартом. Бардо принимала предложения и от итальянских кинематографистов. Однажды ее партнером по съемочной площадке стал Марчелло Мастроянни, а в фильме "Нефтедобытчицы" 1971 года Брижит сыграла вместе с известной Клаудией Кардинале.

Фильмография

Брижит Бардо, фильмография которой на тот момент содержала более 50 картин, в 1973 году объявила о своем уходе. В списке ниже приведены некоторые кинокартины из фильмографии актрисы:

  • Год 1956 - "Невеста слишком хороша", режиссёр Пьер Гаспар Юи / Шушу.
  • Год 1957 - "Парижанка", режиссёр Мишель Буарон / Брижит Лорье.
  • Год 1958 - "В случае несчастья", режиссёр Клод Отан Лара / Иветт.
  • Год 1959 - "Женщина и паяц", режиссёр Жюльен Дювивье / Ева.
  • Год 1960 - "Истина", режиссёр Анри Жорж Клузо / Доменик.
  • Год 1961 - "Знаменитые любовные истории", режиссёр М. Буарон / Агнесса.
  • Год 1962 - "Отдых воина", режиссёр Роже Вадим / Женевьева.
  • Год 1963 - "Презрение", режиссёр Жан Люк Годар / Камилла Жаваль.
  • Год 1964 - "Очаровательная идиотка", режиссёр Эд. Молинаро / Пенелопа.
  • Год 1965 - "Вива, Мария", режиссёр Луи Маль / Мария.
  • Год 1966 - "Мужское - женское", режиссёр Жан Люк Годар / Мадлен.
  • Год 1967 - "Две недели в сентябре", режиссёр Серж Бургиньон / Сесиль.
  • Год 1968 - "Три шага в бреду", режиссёр Луи Маль / Фредерика.
  • Год 1969 - "Женщины", режиссёр Жан Орель / Клара.
  • Год 1970 - "Послушницы", режиссёр Клод Шаброль / Агнесса.
  • Год 1971 - "Ромовый бульвар", режиссёр Робер Энрико / Линда Ла Рю.
  • Год 1972 - "Нефтедобытчицы", режиссёр Кристиан-Жак / Луиза.
  • Год 1973 - "Дон Жуан", режиссёр Роже Вадим / Жуанна.

Цель жизни легендарной актрисы

Покинув кинематограф, Брижит уединилась на собственной вилле "Мадраг" в городе Сан-Тропе, на южном побережье Франции, и целиком посвятила свою жизнь защите животных. Актриса преуспела в этом благородном деле, по ее инициативе были созданы сотни приютов по всей территории Франции для бездомных собак. Благодаря ее настойчивым усилиям в правительстве страны разрабатываются целые программы по поддержанию редких популяций зверей и птиц. В 1986 году Бардо основала Фонд своего имени, в уставе которого записана не только защита животных, но и их благополучие. Актриса не отдавала себе отчета в том, какую грандиозную ношу она взвалила на свои хрупкие плечи, ведь животных на земле, которые нуждаются в помощи, огромное количество, и, чтобы всем помочь, нужны миллионные вложения. Однако Брижит, обладая железным характером, решила не отступать и финансовые вопросы Фонда решать всеми доступными способами.

Фонд Брижит Бардо

Первоначальную материальную базу Брижит создала за счет продажи своих личных вещей на различных аукционах. Выручка составила три миллиона франков, и вся эта сумма была ориентирована на содержание приютов, ветеринарных клиник и даже санаториев для животных. Деятельность актрисы иногда переходит все границы, она способна подорвать экономику небольшой страны, если правительство этого государства прислушается к ее требованиям. Например, однажды Брижит обратилась к премьер-министру Канады с просьбой прекратить охоту на тюленей. Кабинет премьера благоразумно воздержался от встречи с Бардо, иначе пришлось бы отменить и охоту, и ловлю рыбы, не говоря уже о мерах по спасению пушного зверя. Однако просьбы всемирной защитницы животных часто бывают услышанными, и на счет Фонда Брижит Бардо время от времени поступают внушительные суммы денег.

Защита животных и политические заявления

Брижит Бардо, фото в молодости которой мало чем отличались от снимков, сделанных в зрелом возрасте, стала замечать, что у нее прибавилось морщинок. Однако старости она не чувствует. Энергии Брижит Бардо хватает и на защиту животных, и на политическую борьбу. Кумиром актрисы всегда был президент Франции Шарль де Голль. Последний муж актрисы - Бернар д"Ормаль - активный член партии правых радикалов "Национальный Фронт". Однако Бардо развелась с ним не из-за политических разногласий, а потому, что он оказался неспособен любить животных так, как они того заслуживают. Актриса является яростной поборницей отмены всех мусульманских ритуалов, связанных с жертвоприношением. Брижит настолько активно отстаивает свою позицию, что ее уже несколько раз судили за разжигание неприязни к исламу. Каждое заседание суда оканчивалось присуждением крупного штрафа. Актриса платит и тут же делает новое заявление.

Ислам

Биография Брижит Бардо поражает своим разнообразием, помимо всего прочего, она пишет книги, в которых поднимает вопросы национального и межнационального характера. При этом она не стесняется в выражениях: "Французские политики - это что-то вроде флюгера, поворачиваются туда, куда ветер подует... В сравнении с политиками французские проститутки в большей степени знают, чего хотят..." Актриса регулярно поднимает вопрос о грозящей Франции исламизации, она подсчитывает мечети, выстроенные во Франции за каждый прошедший год, называет выходцев из арабских стран, проживающих практически во всех французских городах, толпой чужеземцев. Во Франции существует "Движение против расизма и за дружбу между народами", которое собирается в очередной раз подать в суд на Брижит Бардо. "Лига по правам человека" также противостоит натиску актрисы, которая заявляет: "Французы отдавали жизнь, вытесняя захватчиков, а что происходит сегодня? Новые захватчики вытесняют французов".

Личная жизнь

После развода с первым мужем, режиссёром Роже Вадимом, Брижит Бардо недолго была одна. Актер Жан-Луи Трентиньян, партнер актрисы по фильму "И бог создал женщину", был влюблен в нее, и Брижит в конце концов ответила ему взаимностью. Молодые люди прожили вместе полтора года. В 1959 году Бардо вышла замуж в третий раз, за актера Жака Шарье. От него она родила сына Николя. После развода сын Брижит Бардо и Жака стал жить в доме родителей Шарье.

Затем актриса сошлась с музыкантом Сашей Дистэль, после него с Бобом Загури, и наконец, ее близким другом стал Серж Генсбур. Следующим законным мужем Брижит стал в 1966 году немец Гюнтер Сакс, промышленник-миллионер. Супруги прожили три года и благополучно развелись. Последнее замужество актрисы состоялось в 1992 году, она согласилась стать женой Бернара д"Ормаля, политического деятеля. После развода с ним Брижит поставила крест на брачных договорах и стала жить в приятном одиночестве на своей вилле.

В семье бизнесмена из Лотарингии Луи Бардо и Анны-Мари Мюсель. Под влиянием матери Бардо вместе с младшей сестрой Мари-Жанной (Мижану) с детства занималась танцами. Мижану проявила большую склонность к точным наукам и вскоре оставила танцы, в то время как Брижит, которая не была способной ученицей в школе, но обладала природной пластикой и грацией, решила сосредоточиться на балетной карьере.

В 1947 году Бардо сдала вступительный экзамен в Национальную Академию танца и, несмотря на жёсткий отбор и ограниченное число мест, оказалась в числе восьми зачисленных на обучение. В течение трёх лет она посещала класс русского хореографа Бориса Князева .

В 1949 году Бардо участвовала в показе мод по приглашению знакомого матери; в этом же году снялась для журнала «Jardin des Modes » («Сад Моды »). В 1950 году появилась на обложке журнала «ELLE » («Она ») № 232 и была замечена начинающим режиссёром Роже Вадимом (Владимир Племянников). Он показал фотографии девушки своему другу, режиссёру и сценаристу Марку Аллегре, который затем пригласил Бардо на кинопробы . Кинопробы для Бардо прошли удачно и она получила роль, но съёмки фильма были отменены. Тем не менее, знакомство с Вадимом, который присутствовал на пробах, повлияло на её дальнейшую жизнь и карьеру.

В 1952 году впервые снялась в фильме (картина Le Trou Normand ). В том же году, в 18 лет вышла замуж за Роже Вадима. С 1952 по 1956 год снялась в 17 фильмах, в основном, лирических комедиях и мелодрамах, играла в театре в постановке пьесы «Приглашение в замок » Жана Ануя . В 1953 посетила Каннский кинофестиваль и начала набирать популярность. Однако всемирной известности Бардо способствовала картина «И Бог создал женщину» (1956), режиссёрский дебют Роже Вадима. Бардо сыграла главную героиню, необузданную восемнадцатилетнюю Жюльет Арди, мечущуюся между несколькими мужчинами. В Европе фильм шокировал зрителей, получил массу негативных откликов и был осуждён католической церковью из-за вызывающего поведения героини Брижит и сцен, в которых актриса появляется обнажённой и танцует на столе. В сравнительно консервативной Америке фильм стал сенсацией, так как прежде столь откровенные сцены не были свойственны голливудским фильмам. Огромная популярность фильма в Штатах способствовала его повторному выпуску в Европе. Историки считают картину предвестником сексуальной революции 1960-х .

С тех пор Бардо работала с такими известными режиссёрами, как Луи Маль, Жан-Люк Годар, Кристиан Жак. Другие известные фильмы с её участием: «Бабетта идёт на войну » (позднее появится причёска «бабетта », созданная по образцу героини Бардо в фильме), «Истина », «Презрение », «Вива Мария !», «Ромовый бульвар ».

В 1960-е годы Бардо продолжала исполнять свойственные ей роли инженю и женщин-вамп. В 1963 году Бардо могла бы стать главной (и единственной) героиней фильма начинающего режиссёра Энди Уорхола в его «анти-фильме» «Спи », длиною в 321 минуту. Но роль была отдана любовнику режиссёра Джону Джорно . В 1966 году впервые работала в Голливуде , снявшись в фильме «Милая Брижит » с Джимми Стюартом в главной роли.

За всю свою карьеру в кино Бардо снялась в более чем пятидесяти кинокартинах. Среди её партнёров по фильмам - Ален Делон («Знаменитые любовные истории », «Три шага в бреду »), Жан Габен («В случае несчастья »), Шон Коннери («Шалако »), Жан Марэ («Будущие звёзды », «Любовь в Версале »), Клаудия Кардинале («Нефтедобытчицы »), Анни Жирардо («Послушницы »), Марчелло Мастроянни («Частная жизнь »), Джейн Биркин («Дон Жуан 73 »), Жанна Моро («Вива Мария !»), Лино Вентура («Ромовый бульвар »).

В 1970 году Бардо была избрана моделью для бюста Марианны , символа Франции. В 1973 году , незадолго до своего сорокалетия Бардо объявила о завершении кинематографической карьеры и в дальнейшем посвятила свою жизнь борьбе за благосостояние животных.

С конца пятидесятых годов проживает на вилле «Мадраг» в Сен-Тропе на юге Франции. Сейчас она живёт одна на вилле с парой сотен животных .

Личная жизнь

В 1959 году вышла замуж за актёра Жака Шарье , от которого в 1960 году родила сына Николя. После их развода ребёнок был отдан на воспитание в семью Шарье.

Встречалась с французскими музыкантами Сашей Дистелем , Бобом Загури и Сержем Генсбуром (с которым записала несколько известных хитов, включая скандально известную «Я тебя люблю… я тебя тоже нет» (Je t’aime… moi non plus ), впоследствии исполненную Генсбуром в дуэте с Джейн Биркин).

Была замужем за немецким миллионером Гунтером Саксом (1966-1969) .

Распространено ошибочное мнение, что настоящее имя Бардо - Камилла Жаваль (Camille Javal), которое является именем её героини в фильме «Презрение » (Le mépris ) .

Защита животных

В 1986 она открыла Фонд Брижит Бардо для благополучия и защиты животных (англ. Brigitte Bardot Foundation for the Welfare and Protection of Animals ). Она стала вегетарианкой и заработала 3 миллиона франков , продавая на аукционе драгоценности и личные вещи, чтобы поддержать фонд. Сейчас она - защитница животных и противник потребления конины . Находясь в Канаде, она осуждала охоту на тюленей и пыталась обсудить это со Стивеном Харпером , хотя ей отказали во встрече.

Она пожертвовала [когда? ] больше 140 000 долларов за два года для массовой стерилизации и усыновления бухарестских бездомных собак, которых насчитывалось около 300 000. Бардо собирается [когда? ] приютить многих этих собак в новом центре спасения животных, который она построила на своей частной территории.

28 сентября 2009 г., в свой 75-й день рождения, Бардо выступила с просьбой к актрисе Софи Лорен отказаться от ношения мехов. По её словам, это было бы для неё лучшим подарком .

В январе 2013 года заявила, что может попросить российское гражданство, если в Лионе усыпят двух больных туберкулёзом слонов .

Политика

Бардо поддерживала президента Шарля де Голля в 1960-х . Её муж Бернар д’Ормаль - бывший советник праворадикальной партии «Национальный Фронт ». Вопреки распространённому мнению, что она поддерживает программу Жан-Мари Ле Пена , Бардо всегда заявляла, что аполитична и не состоит ни в какой политической партии .

Бардо осуждали 5 раз за «разжигание расовой неприязни». В 1997 году её оштрафовали за комментарии, выпущенные в газете «Le Figaro ». В 1998 её осудили за заявление о растущем количестве мечетей во Франции.

В 2008 году её осудили за «разжигание расовой/религиозной неприязни» из-за письма, копию которого она отправила Николя Саркози , когда тот был министром внутренних дел Франции. В письме она возражала против ритуального перерезания горла баранов на мусульманском празднике без оглушения. Она также порицала быстрорастущее мусульманское сообщество, пытающееся захватить власть и распространять их культуру, ценности, образ жизни. Суд закончился 3 июня 2008 года с самым крупным штрафом в её жизни - 15 000 евро. Прокурор заявил, что устал предъявлять обвинения Бардо из-за расовой неприязни.

Влияние

Известно, что Брижит Бардо была идеалом красоты для юного Джона Леннона . Как символ пятидесятых, её имя упоминается во многих популярных песнях, включая хиты в исполнении The Who («It’s Not Enough»), Red Hot Chili Peppers («Warlocks»), Боба Дилана («I Shall Be Free»), Элтона Джона («I Think I’m Going To Kill Myself») и Нины Хаген («Frühling in Paris»). В фильме-мюзикле «Через Вселенную» , основанном на 34 композициях The Beatles , её портрет украшает общежитие Принстонского университета .

Считается, что Бардо ввела в моду купальник бикини , щеголяя в этом одеянии на Каннском фестивале и в своих ранних фильмах; клетчатую одежду, появившись в розовом платье в клетку на своей свадьбе с Жаком Шарье, и причёску «кислая капуста» . Бардо также способствовала росту популярности курортных городов Сан-Тропе (Франция) и Бузиос (Бразилия) как мест для отдыха.

Фильмография

Над мостом уже пролетели два неприятельские ядра, и на мосту была давка. В средине моста, слезши с лошади, прижатый своим толстым телом к перилам, стоял князь Несвицкий.
Он, смеючись, оглядывался назад на своего казака, который с двумя лошадьми в поводу стоял несколько шагов позади его.
Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам, и ему ничего не оставалось, как улыбаться.
– Экой ты, братец, мой! – говорил казак фурштатскому солдату с повозкой, напиравшему на толпившуюся v самых колес и лошадей пехоту, – экой ты! Нет, чтобы подождать: видишь, генералу проехать.
Но фурштат, не обращая внимания на наименование генерала, кричал на солдат, запружавших ему дорогу: – Эй! землячки! держись влево, постой! – Но землячки, теснясь плечо с плечом, цепляясь штыками и не прерываясь, двигались по мосту одною сплошною массой. Поглядев за перила вниз, князь Несвицкий видел быстрые, шумные, невысокие волны Энса, которые, сливаясь, рябея и загибаясь около свай моста, перегоняли одна другую. Поглядев на мост, он видел столь же однообразные живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами, ранцы, штыки, длинные ружья и из под киверов лица с широкими скулами, ввалившимися щеками и беззаботно усталыми выражениями и движущиеся ноги по натасканной на доски моста липкой грязи. Иногда между однообразными волнами солдат, как взбрызг белой пены в волнах Энса, протискивался между солдатами офицер в плаще, с своею отличною от солдат физиономией; иногда, как щепка, вьющаяся по реке, уносился по мосту волнами пехоты пеший гусар, денщик или житель; иногда, как бревно, плывущее по реке, окруженная со всех сторон, проплывала по мосту ротная или офицерская, наложенная доверху и прикрытая кожами, повозка.
– Вишь, их, как плотину, прорвало, – безнадежно останавливаясь, говорил казак. – Много ль вас еще там?
– Мелион без одного! – подмигивая говорил близко проходивший в прорванной шинели веселый солдат и скрывался; за ним проходил другой, старый солдат.
– Как он (он – неприятель) таперича по мосту примется зажаривать, – говорил мрачно старый солдат, обращаясь к товарищу, – забудешь чесаться.
И солдат проходил. За ним другой солдат ехал на повозке.
– Куда, чорт, подвертки запихал? – говорил денщик, бегом следуя за повозкой и шаря в задке.
И этот проходил с повозкой. За этим шли веселые и, видимо, выпившие солдаты.
– Как он его, милый человек, полыхнет прикладом то в самые зубы… – радостно говорил один солдат в высоко подоткнутой шинели, широко размахивая рукой.
– То то оно, сладкая ветчина то. – отвечал другой с хохотом.
И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина.
– Эк торопятся, что он холодную пустил, так и думаешь, всех перебьют. – говорил унтер офицер сердито и укоризненно.
– Как оно пролетит мимо меня, дяденька, ядро то, – говорил, едва удерживаясь от смеха, с огромным ртом молодой солдат, – я так и обмер. Право, ей Богу, так испужался, беда! – говорил этот солдат, как будто хвастаясь тем, что он испугался. И этот проходил. За ним следовала повозка, непохожая на все проезжавшие до сих пор. Это был немецкий форшпан на паре, нагруженный, казалось, целым домом; за форшпаном, который вез немец, привязана была красивая, пестрая, с огромным вымем, корова. На перинах сидела женщина с грудным ребенком, старуха и молодая, багроворумяная, здоровая девушка немка. Видно, по особому разрешению были пропущены эти выселявшиеся жители. Глаза всех солдат обратились на женщин, и, пока проезжала повозка, двигаясь шаг за шагом, и, все замечания солдат относились только к двум женщинам. На всех лицах была почти одна и та же улыбка непристойных мыслей об этой женщине.
– Ишь, колбаса то, тоже убирается!
– Продай матушку, – ударяя на последнем слоге, говорил другой солдат, обращаясь к немцу, который, опустив глаза, сердито и испуганно шел широким шагом.
– Эк убралась как! То то черти!
– Вот бы тебе к ним стоять, Федотов.
– Видали, брат!
– Куда вы? – спрашивал пехотный офицер, евший яблоко, тоже полуулыбаясь и глядя на красивую девушку.
Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.
Оглянувшись под мост на воды Энса, Несвицкий вдруг услышал еще новый для него звук, быстро приближающегося… чего то большого и чего то шлепнувшегося в воду.
– Ишь ты, куда фатает! – строго сказал близко стоявший солдат, оглядываясь на звук.
– Подбадривает, чтобы скорей проходили, – сказал другой неспокойно.
Толпа опять тронулась. Несвицкий понял, что это было ядро.
– Эй, казак, подавай лошадь! – сказал он. – Ну, вы! сторонись! посторонись! дорогу!
Он с большим усилием добрался до лошади. Не переставая кричать, он тронулся вперед. Солдаты пожались, чтобы дать ему дорогу, но снова опять нажали на него так, что отдавили ему ногу, и ближайшие не были виноваты, потому что их давили еще сильнее.
– Несвицкий! Несвицкий! Ты, г"ожа! – послышался в это время сзади хриплый голос.
Несвицкий оглянулся и увидал в пятнадцати шагах отделенного от него живою массой двигающейся пехоты красного, черного, лохматого, в фуражке на затылке и в молодецки накинутом на плече ментике Ваську Денисова.
– Вели ты им, чег"тям, дьяволам, дать дог"огу, – кричал. Денисов, видимо находясь в припадке горячности, блестя и поводя своими черными, как уголь, глазами в воспаленных белках и махая невынутою из ножен саблей, которую он держал такою же красною, как и лицо, голою маленькою рукой.
– Э! Вася! – отвечал радостно Несвицкий. – Да ты что?
– Эскадг"ону пг"ойти нельзя, – кричал Васька Денисов, злобно открывая белые зубы, шпоря своего красивого вороного, кровного Бедуина, который, мигая ушами от штыков, на которые он натыкался, фыркая, брызгая вокруг себя пеной с мундштука, звеня, бил копытами по доскам моста и, казалось, готов был перепрыгнуть через перила моста, ежели бы ему позволил седок. – Что это? как баг"аны! точь в точь баг"аны! Пг"очь… дай дог"огу!… Стой там! ты повозка, чог"т! Саблей изг"ублю! – кричал он, действительно вынимая наголо саблю и начиная махать ею.
Солдаты с испуганными лицами нажались друг на друга, и Денисов присоединился к Несвицкому.
– Что же ты не пьян нынче? – сказал Несвицкий Денисову, когда он подъехал к нему.
– И напиться то вг"емени не дадут! – отвечал Васька Денисов. – Целый день то туда, то сюда таскают полк. Дг"аться – так дг"аться. А то чог"т знает что такое!
– Каким ты щеголем нынче! – оглядывая его новый ментик и вальтрап, сказал Несвицкий.
Денисов улыбнулся, достал из ташки платок, распространявший запах духов, и сунул в нос Несвицкому.
– Нельзя, в дело иду! выбг"ился, зубы вычистил и надушился.
Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад.
Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон.
По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону.
Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их.
– Нарядные ребята! Только бы на Подновинское!
– Что от них проку! Только напоказ и водят! – говорил другой.
– Пехота, не пыли! – шутил гусар, под которым лошадь, заиграв, брызнула грязью в пехотинца.
– Прогонял бы тебя с ранцем перехода два, шнурки то бы повытерлись, – обтирая рукавом грязь с лица, говорил пехотинец; – а то не человек, а птица сидит!
– То то бы тебя, Зикин, на коня посадить, ловок бы ты был, – шутил ефрейтор над худым, скрюченным от тяжести ранца солдатиком.
– Дубинку промеж ног возьми, вот тебе и конь буде, – отозвался гусар.

Остальная пехота поспешно проходила по мосту, спираясь воронкой у входа. Наконец повозки все прошли, давка стала меньше, и последний батальон вступил на мост. Одни гусары эскадрона Денисова оставались по ту сторону моста против неприятеля. Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты. Впереди была пустыня, по которой кое где шевелились кучки наших разъездных казаков. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артиллерия. Это были французы. Разъезд казаков рысью отошел под гору. Все офицеры и люди эскадрона Денисова, хотя и старались говорить о постороннем и смотреть по сторонам, не переставали думать только о том, что было там, на горе, и беспрестанно всё вглядывались в выходившие на горизонт пятна, которые они признавали за неприятельские войска. Погода после полудня опять прояснилась, солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его темными горами. Было тихо, и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля. Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска.
«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и – неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты.
На бугре у неприятеля показался дымок выстрела, и ядро, свистя, пролетело над головами гусарского эскадрона. Офицеры, стоявшие вместе, разъехались по местам. Гусары старательно стали выравнивать лошадей. В эскадроне всё замолкло. Все поглядывали вперед на неприятеля и на эскадронного командира, ожидая команды. Пролетело другое, третье ядро. Очевидно, что стреляли по гусарам; но ядро, равномерно быстро свистя, пролетало над головами гусар и ударялось где то сзади. Гусары не оглядывались, но при каждом звуке пролетающего ядра, будто по команде, весь эскадрон с своими однообразно разнообразными лицами, сдерживая дыханье, пока летело ядро, приподнимался на стременах и снова опускался. Солдаты, не поворачивая головы, косились друг на друга, с любопытством высматривая впечатление товарища. На каждом лице, от Денисова до горниста, показалась около губ и подбородка одна общая черта борьбы, раздраженности и волнения. Вахмистр хмурился, оглядывая солдат, как будто угрожая наказанием. Юнкер Миронов нагибался при каждом пролете ядра. Ростов, стоя на левом фланге на своем тронутом ногами, но видном Грачике, имел счастливый вид ученика, вызванного перед большою публикой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло оглядывался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под ядрами. Но и в его лице та же черта чего то нового и строгого, против его воли, показывалась около рта.