Обучение детей нотной грамоте. Пояснительная записка обучение дошкольников музыкальной грамоте программа обучения

Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Почему я решила обучать детей нотам ? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам .

Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.

Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ - КА» . Разработала перспективный план и поставила цель :

Подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей ;

Добиваться активности детей в игровых заданиях ;

Постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения ;

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте :

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения :

Назови имя хлопками

Назови слово хлопками

Назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.

Игры :

1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры : в руках у детей по 1 длительности . Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки , а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания) .

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Используя «музыкальные часы» , я познакомила детей с названием нот (где какая живет) . Интересные стихи про нотный стан , скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.

ИГРЫ С НОТАМИ :

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино »

Третий этап обучения - игра по нотам

Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты .

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки, обозначающие ноты :

ДО – домик (дождик) . РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек, в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.

Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха , памяти и творческих способностей.

Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в любом дошкольном образовательном учреждении должно уделятся особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, на музыкальных развлечениях, досугах и во время индивидуальной работы с детьми.

Принцип обучения «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах работы. На нем основан и порядок введения инструментов, и связь обучения игре на Д. М. И. с другими аспектами музыкальной подготовки.

Первоначальное обучение игре на музыкальных инструментах осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, но этого не достаточно. Поэтому важно, чтобы все попевки и упражнения, которые разучивались, были закреплены в группе под руководством воспитателей, повторять и закреплять пройденный материал, давать возможность детям проявить творческую инициативу и самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Для того чтобы облегчить работу воспитателей, и заинтересовать детей предлагается:

активно использовать ритмические карточки;

записывать упражнения и попевки при помощи «цветной» нотной грамоты, что прежде всего является методическим пособием для воспитателей и дидактическим для детей.

Упражнения с карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании.

В средней группе ритмические карточки – это, прежде всего, методический материал для воспитателей. При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Важно, чтобы ритмические карточки были организованы, то есть соответствовали размеру: четыре четверти, три четверти или две четверти. В игровой форме можно моделировать ритмические фразы из попевок. Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах не только при импровизации, но и при игре по партитуре, стоит только лишь вспомнить тот или иной ритмический рисунок, который был выучен раньше.

«Цветная» нотная грамота - это доступный и интересный способ знакомства малыша с миром звуков. На каждой пластине металлофона, в приделах октавы, имеется цветная метка, которая, позволяет быстро находить нужную ноту. Ноты второй октавы дублируются: цвет остается тот же, но появляется знак «птичка-кавычка», ребенку объясняю, что название нотки такое же, но звук более высокий. Начинать знакомство с «цветными» нотами можно в средней возрастной группе, используя метод последовательности и доступности. Объясняю, что каждая нотка окрасилась в свой цвет, предлагаю найти красную нотку на металлофоне, ребенок с удовольствием это делает, ударяя по пластине молоточком - отрабатываем технику удара.

Необходимо отметить, что в работе с детьми, применять методику игры по цветной нотной грамоте целесообразно при первоначальном освоении музыкальных инструментов и при разучивании упражнений или попевок.

Одним из главенствующих способов обучения детей игре на музыкальных инструментах является – игра по слуху. Ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и играет на инструменте - формируется навык слуховой ориентации в мелодии.

Необходимо, чтобы инструментальные попевки и упражнения, при разучивании, сопровождались пением, так как пропевание позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховое представление.

В старшей и подготовительной группе диапазон попевок расширяется и, на мой взгляд, «цветная» нотная грамота помогает эффективней работать с музыкальным материалом. Во время самостоятельной музыкальной деятельности и музицирования в группе воспитатель может помочь юному музыканту, если необходимо, вспомнить ритмический рисунок, направление мелодии, так как всегда под рукой музыкальные карточки. (Необходимо проводить с воспитателями мастер- классы и семинары практикуму по теме музицирования).

Важно, чтобы весь материал преподносить детям доступно, последовательно и в игровой форме.

Предлагаю методику использования «Цветной» нотной грамоты.

Использование «Цветной» нотной грамоты при игре на металлофоне: детям сложно первоначально добиваться правильного удара по пластине металлофона (молоточек не отскакивает, звук гаснет, чтобы упражнения по отработке правильного удара не были скучными, предлагается использовать цветные флажки, соответствующие пластинам на инструменте с цветными метками:

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру на внимание. Участвует несколько детей 3-5 человек, по количеству металлофонов. Руководитель показывает флажок определенного цвета – исполнители последовательно ударяют по пластине инструмента. Далее задание усложняется: задается определенный ритмический рисунок, также по показу флажка уже другого цвета звучит музыкальная фраза на всех инструментах по очереди.

Более сложный вариант: используется несколько звуков (несколько цветов). По показу цветных флажков в определенной последовательности музыканты исполняют музыкальную фразу по очереди, затем - исполняется одновременно.

Так в игровой форме можно отрабатывать удары и добиваться красивого звучания при игре на металлофоне.

Использование «Цветных» нот при импровизации (6-7 лет) :

Музыкальный руководитель показывает несколько флажков разного цвета, и предлагает детям придумать и исполнить короткую музыкальную фразу, используя предложенные ноты. Дается несколько минут для самостоятельной работы, а затем юные музыканты исполняют свою импровизацию поочередно. Дошкольникам предлагается вспомнить один из ритмических рисунков, так как к этому возрасту у них уже накоплен определенный запас ритмических модулей, а затем использовать предложенные ноты. И желательно, чтобы получилась законченная музыкальная фраза – предлагается начинать и заканчивать мелодию на одном и том же звуке.

Применение «Цв. Н.» при игре на диатонических колокольчиках:

У каждого музыканта по одному колокольчику в руке. Все сидят или стоят в последовательности диатонического звукоряда. Желательно, чтобы мелодия или песня, которая предлагается для исполнения была знакома. Исполнители ритмически воспроизводят рисунок (на слоги та; ти, если это песня- поют слова. Музыкальный руководитель показывает флажки в определенной последовательности, а дети воспроизводят звук в момент показа флажка соответствующего цвету колокольчика. При первоначальном исполнения руководитель напевает ритмический рисунок вместе с юными музыкантами. При дальнейшем разучивании нет необходимости музыкальному руководителю показывать цветные флажки, каждый ребенок, как правило, запоминает момент своего вступления.

Музыкальный номер с применением диатонических колокольчиков можно показать на открытых мероприятиях и праздниках в сопровождении аккомпанемента исполненным музыкальным руководителем или параллельно звучащей фонограммой в темпе, который выдерживают юные музыканты. Этот вариант эффективно можно использовать на праздничных мероприятиях, где музыкантами будут родители - музыкальный номер без предварительной подготовки.

Хочу отметить, как показывает практика, что использование «Цветных» нот при обучении игре на музыкальных инструментах детям очень нравится, процесс обучения превращается в игру:

Т. Э. Тютюнникова:

ДЕТИ ИГРАЮТ,НО ОНИ НЕ ОСОЗНАЮТ, ЧТО ИХ УЧАТ

Умелое и грамотное использование «Цветной» нотной грамоты музыкальным руководителем и воспитателями является интересным и доступным методом в процессе музыкального воспитания дошкольников в области музицирования.

МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.

Методическая разработка.

«Музыкальная грамота в детском саду»

Программа обучения дошкольников младшей, средней, старшей групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка»

Герасимова Валентина Викторовна

г. Озеры

2008 год

Пояснительная записка

« Обучение дошкольников музыкальной грамоте » Программа обучения.

Срок обучения-3 года.

Виды деятельности: обучение музыкальной грамоте, индивидуально-подгрупповая работа.

За время обучения дети усваивают ряд понятий музыкальной грамоты: звуки шумовые и музыкальные, длинные и короткие, высокие
и низкие, направление движения мелодии, динамические оттенки, постепенное усиление и уменьшение звучности, темп, ускорение и
замедление темпа, пауза, аккомпанемент, форма и строение музыкального произведения (2-х и 3-х частная форма), реприза, музыкальные жанры, мелодия, фраза, акцент, характер и настроение музыки. Учатся записывать ритмический рисунок и мелодию с помощью условных знаков на «нитке» и на нотоносце, знакомятся с
названием нот.

Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

1-й год обучения (младшая группа)

На первом году обучения дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (изучают строение, звучание, приемы игры). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

2-й год обучения (средняя группа)

На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник), углубляются знания об изученных инструментах. Дети знакомятся с музыкальными терминами.

З-й год обучения (старшая группа).

На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

1-й год обучения
Тема: «Детские музыкальные инструменты».

Название темы

Репертуар

Период

Кол-во

прохождения

занятии

1. Организационное

Беседа с детьми о предстоящей

Сентябрь

занятие.

деятельности.

2. «Погремушка как

Строение и устройстве погремушки:

1.Песенка «Погремушка»

Сентябрь

музыкальный

ножка, наполнитель, футляр-емкость для

Ю.Антенева

инструмент»

горошин

2.Пляска с погремушками

3.Игра «Кто. скорее?»

3. «Разновидности

Показ различных видев погремушек: с

1.Свебедные пляски с

Сентябрь

погремушек»

ножкой и без ножки, различной фермы,

погремушками

металлические, деревянные,

2.Подвижные игры

пластмассовые и др. Определение на слух

3. «Догонялки»

различных погремушек.

4.Свобедные игры с

погремушками

4. «Тембр.

Слушание звучания разнотембровых

1.Музыкально.- дидактическая

октябрь

Разнотембровые

погремушек: гремящих, звенящих,

игра «Угадай-ка»

погремушки»

шуршащих и др., в зависимости от

2.Игра на различных

материала. Определение на слух звучания

погремушках с использованием

всех этих погремушек.

р.н.м.

5. «Бубен.

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

1.Игра «Кто скорее?»

Ноябрь

Строение бубна»

донце, ямка, металлические пластинки,

2.«Угадай-ка»

бубенчики.

6. «Разновидности

Беседа о разных видах бубнов: малые,

[.Свободная игра на всех видах

Ноябрь

бубнов»

средние, большие концертные, с

бубнов

бубенчиками и без бубенчиков.

2. Игра «К то скорее?»

3 .Игра «Бубен» Фрида

бубнов, показ,

7. «Разновидность

Беседа о зависимости громкости звука,

1. «Тихо-громко в бубен бей»

Ноябрь

бубнов. Динамика,

извлекаемого бубном, от его размера,

2.« Угадай- ка»

слуховое

количества бубенчиков и силы удара.

восприятие»

8. «Колокольчик.

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

1.Свободные игры

Декабрь

Его строение»

язычок, ушко. Показ.

2. «Угадайки» (бубен,

колокольчики, погремушки)

9. «Разновидности

Показ различных колокольчиков: малые,

1. «Игра с колокольчиками»

Декабрь

колокольчиков»

большие, средние, валдайские.

2. Свободная игра на

колокольчиках

10. «Тембр.

Определение на слух звучания различных

1. «Тихие и громкие звоночки»

Декабрь

Различие в

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

2.Слуховая «Угадай-ка»

звучаниях

звонко, мелодично, протяжно - в

колокольчиков»

зависимости от вида и приема игры

(«трель», удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

11. «Барабан.

Показ барабана. Рассказ о его строении:

1.Песня «Барабан»

Строение

корпус, два донца, палочки, ремешок.

2.«Маленъкий марш» Парлова

Январь

барабана»

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

3.Марширование под барабан

12. «Разновидности

Показ различных барабанов: большого,

1.Упражнение «Гулять-отдыхать»

барабана»

малого, железного. Беседа о том, чем они

2.Песня «Барабан»

Январь

отличаются друг от друга.

3.Марширование под все

барабаны

13. «Тембр.

Восприятия на слух звучания различных

1.Иrры «Угадайки»

Различие в

барабанов. Различать звучание больших,

2.Музыкально-ритмическая игра

Январь

звучании разных

малых и железного барабана.

«Труба и барабан»

барабанов»

14. «Музыкальные

Показ музыкальных игрушек: неваляшек,

1. Свободные пляски, игры,

Февраль

игрушки»

музыкальных волчков, органчиков,

подвижные игры

музыкальных открыток, шкатулок,

2. «Угадай-ка»

коробочек. Закрепление знаний детей о

музыкальных игрушках.

15. «Ложки

Ложка - музыкальный инструмент.

1.Песня «Ложкари»

Март

деревянные как

Описание лодки: расписные, деревянные,

2.«Лошадка» Потоловско (прямой

музыкальный

металлические, большие, маленькие,

галоп)

инструмент»

пластмассовые.

16. «Строение

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

1.Показ приемов игры на ложках

Март

ложки»

пяточка. Как извлекается звук.

2. Свободные игры, пляски

17. «Тембр.

Слушать звучание различных ложек,

1. Определение на слух

Март

Слуховое

определять на слух большие и маленькие,

2. «Угадай-ка»

восприятие

деревянные, металлические и

3. Свободные игры, пляски

звучания ложки

пластмассовые.

18. «Металлофон.

Показ металлофона. Беседа о его

1.Исполнение взрослым

Апрель

Строение

строении: корпус, металлические

различных пьес на металлофоне

металлофона»

пластиночки разного размера, молоточек.

19. «Звуки

Беседа о шумовых звуках и музыкальных с

1. « Угадайки»

Апрель

музыкальные и

показом звучания различных

2 .Исполнение взрослым

немузыкальные»

инструментов. Определение на слух.

знакомых песенок, подпевание

детьми

20. «Высокие и

Определение на слух звучания

1. «Птица и птенчики»

Май

низкие звуки»

металлофона в высоком и низком

2.Упраднения «Дождик»,

регистре. Узнавание приемов удар и

«Дятел», «Ручеек»

glissando.

21. «Звуки громкие

Определить на слух громкость звучания

1. «Мышка-речка»

Май

и тихие»

металлофона.

2. «Дождик-дятел»

3. «Угадайки»

Музыкальная грамота в детском саду.

2-й год обучения
Тема:
«Детские музыкальные инструменты».

Название темы

Репертуар

Период

Кол-во

прохождения

занятий

1.Организационное

занятие

Беседа с детьми о предстоящей работе.

Сентябрь

2. «Ритм»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

1. «Андрей-воробей», р.Н.м.

Сентябрь

2.«Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

3. «Бубен.

Строение бубна»

Повторение строения бубна. Разновидности

бубнов.

1.Игра «Бубен» Фрида

Сентябрь

2 .. «Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

4 .. «Короткие и

длинные звуки»

Беседа о коротких и длинных звуках.

1. «Андрей-воробей» 1 ч.

Сентябрь

Графическое изображение. Прохлопывание

попевок.

5. «Короткие и

длинные звуки»

Графическое изображение на фланелеграфе.

1. Слушание «Мишка с куклой»

Октябрь

Пропевание песенок.

2. «Андрей-воробей»

6. «Короткие и

длинные звуки»

Определение на слух коротких и длинных

1.Игра «Шагать и бегать»

Октябрь

звуков. Выполнение упражнений.

2. «Бег» Магиденко

7. «Металлофон,

Строение

металлофона»

Определение на слух приемов игры на

1. «Ручейки», «Мышки»

Ноябрь

металлофоне. Начинать и заканчивать с

2.Игра «Успевай-ка»

аккомпанементом. Упражнения на развитие

3. «дождик», «Дятел»

воображения и фантазии.

4.Подвижные игры

5.ПридумываЙ свою музыку

8. «Настроение в

Определение характера, динамики, темпа в

1. «Полька» Красева

Декабрь

музыке»

незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

9. «Музыкальные

Марш-танец. Слушание произведений в

1.Марши

Январь

жанры»

этих жанрах, определение на слух.

2.Польки

3. Свободные маршировки и

танцы

1 о. «Средства

Беседа о средствах выразительности музыки

1. «Колокольчики звенят»

Январь

музыкальной

(характер, темп и т.д.).

выразительности»

11. . «Средства

Вслушиваться в музыку. Определять

1. «Мы запели песенку»

Февраль

музыкальной

характер и регистр в незнакомых

2. «Праздник птиц»

выразительности»

произведениях.

3. «Скворцы и вороны»

4. «Плачь куклы»

12. «Ударно-

Состав ударно-шумового оркестра, показ

1. «Мы запели песенку»

Март

шумовой оркестр»

инструментов, слушание произведений для

2. «Марши»

ударно-шумового оркестра.

3. «Пойду ль я»

4. подвижные игры

13. «Ударно-

Повторение строения ложек, разновидности

1. «Топотушки»

Март

шумовой оркестр.

ложек. Знакомство с музыкальными

2. Подвижные игры и танцы на

Ложки»

палочками.

дробном шаге

14. «Ударно-

Слушание музыкальных произведений.

1. «Топотушки» (др. шаг)

Апрель

шумовой оркестр.

Выбор соответствующих музыкальных

2. «Моя лошадка» (галоп)

Музыкальные

инструментов. Исполнение по подгруппам

3. свободные танцы под оркестр

палочки и

оркестра и движений.

(по подгруппам)

кубики»

15. «Ударно-

1. «Лесная песенка»Филиппенко

4

шумовой оркестр.

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

4. «Мы запели песенку»

Музыкальная грамота в детском саду.

3-й год обучения
Тема:
«Детские музыкальные инструменты».

Название темы

Содержание темы

Репертуар

Перио д

Кол-во

прохождения

занятий

1. Организационное

Беседа о пре д стоящей деятельности.

-

1

занятие

2. «Мелодия.

Определение мелодии. Слушание отдельных

1. «Лесенка»

3

Поступенность

фраз, определение поступенного движения

2. «Горка»

движения мелодии .

мелодии вверх и вниз .

3 . «Ручейки »

3. «Ритм. Короткие и

Работа на фланелеграфе, выкладывание

1. «Ан д рей-вор о бей»

4

длинные звуки»

полосками коротких и длинных звуков.

2. « Лесенка»

3. «Горка»

4 . «Музыкальные

Характеристика жанра. Слушание различных

1. Грамзаписи различных

4

жанры. Вальс»

вальсов в грамзаписи. Определение

вальсов

характера музыки, подыгрывание.

2. Валъс«Осенний сон»

5. «Разновидности

Беседа о разновидностях вальсов

1 . Вальс « Осенний сон»

4

вальсов»

(праздничных, лирических, танцевальных).

2. «Над волнами»

Слушание различных вальсов в исполнении

3. «На сопках

на фортепиано . Определение характера

Маньчжурии»

звучания, по д ыгрывание на самостоятельно

4. « Маленький вальс»

выбранных инструментах.

5 . «Березка»

6. «Вальс конькобежцев»

6. Музыкальные

Разновидности танцев. Различные польки,

1 . «Мишка с куклой»

2

жанры. Полька»

слушание их в исполнении на фортепиано,

2. «Полька» Лядовой

характеристика музыки.

3. «Полька» латв. н.м.

7. «Музыкальные

Устройство ксилофона. Показ приемов игры

1. Знакомые пьесы

3

инструменты.

на ксилофоне. Слушание в исполнение

2. упражнения для детей

Ксилофон»

взрослого знакомых песенок в звучании

ксилофонов.

8. «Форма

Куплетная форма. Двухчастная форма.

1. Знакомые песни

4

музыкального

Определение формы. Слушать начало

2. Вальсы

произведения»

припева и второй части. Слушание

3. Польки

произведений в куплетной и двухчастной

форме.

9. «Русская народная

Слушание русских народных мелодий.

1. р.. Н.м. «Я на горку шла»

4

песня»

Сравнение характера, настроения, формы.

2. «Во саду ли»

Определение движения мелодии,

3. «Во поле береза»

определение длинных и коротких звуков.

10. «Ударно-шумовой

Знакомство с ударно-шумовым оркестром,

1. Грамзаписи,

4

оркестр»

его составом и инструментами: трещотки,

фонограммы, пьесы в

бубенцы, коробочка, колотушка, рубель,

исполнении на фортепиано.

маракасы, кастаньеты.

11. «Современная

Слушание произведений в современных

1. Музыка Р. Паулса

3

музыка»

ритмах в эстрадных обработках.

2. «Регтайм»

Определение характера, ритма, настроения,

динамики, регистра и т.д.

15. «Ударно-

Строение и извлечение звука треугольника.

1. «Лесная песенка» Филиппенко

4

шумовой оркестр.

Сравнение на слух звучания различных

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

треугольников (большого, оркестрового,

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

малого, среднего). Слушание новой пьесы.

4. «Мы запели песенку»

Выбор соответствующих инструментов.

Литература.

1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НОТНОЙ ГРАМОТЕ

(МДОУ д/с № 107 «Искорка» г.Волжского Волгоградской области)

Игре на детских музыкальных инструментах детском саду последнее время уделяется особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении детей игре на музыкальных инструментах способствовали поиску нового способа обучения детей –игре по нотам.

Изучение методической литературыМузыкальная азбука» Н. Перуновой и другие разработки) по использованию нотной грамоты необходимо педагогу для поиска способов и методов обучения игре на музыкальных инструментах.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне.

Обучение нотной грамоте может осуществляться как на музыкальных занятиях так и в кружковой работе. На начальном этапе необходимо планирование работы:

Разработка перспективного плана,

Подбор музыкального материала доступного, интересного и посильного для детей;

Поиск нетрадиционных методов и приемов обучения.

Важно поддерживать интерес и добиваться активности детей в тгрлвых заданиях. Только играя, ребенок отдается обучению и осваивает музыкальную грамоту. Очень важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале детям предлагаются игровые упражнения:

· назови имя хлопками

· назови слово хлопками

· назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так постепенно ребята знакомятся с длительностями. Интересные стихи, потешки, пособия. карточки, дидактические игры помогают детям четко усвоить различные ритмы и смоделировать их в ритмических рисунках.

Игры.

1.Спрячь слово в ритмический рисунок(картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же происходит знакомство детей с паузой (знак молчания).

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Использование «музыкальных часов» помогает в знакомстве с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, нотки способствуют освоению нотной грамоты. Дети легко и прочно запоминают местоположение каждой нотки на линеечках.

ИГРЫ С НОТАМИ:

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино»

Третий этап обучения - игра по нотам

Иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) наклеиваются картинки, обозначающие ноты;

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

(см.приложение 3 «Дидактические игры»).

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и звучащие жесты, переходят к игре на инструменте.(«Нотная азбука»).

Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

Список используемой литературы:

1. Бим!Бам!бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003

2. Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2005

3. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997, №8, с116-125

4. Е.К.Королева«Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994

5. В.А.Шейн«Гамма» Сценарии развивающих игр по обучению детей 3-5 лет музыкальной грамоте Москва Издательство Гном и Д 2002.

На первый взгляд музыкальная грамота кажется невероятно сложной и непонятной.

Но в силах родителей и педагогов объяснить все ребенку и заинтересовать его. Как научить ребенка читать ноты, запоминать их расположение и звучание? Обо всем этом мы и расскажем в данной статье.

С чего начать изучение?

Стоит заметить, что если в семье ребенка есть человек, который разбирается в музыкальной грамоте, лучше поручить обучение малыша ему. Если нет, маме или папе придется изучать ее параллельно с сыном или дочерью. Что нужно знать родителям:

  1. Все музыкальные композиции базируются на 7 основных нотах. Меняется их последовательность, длина звучания, а вот расположение никогда.
  2. Для начала помогите ребенку заучить последовательность звуков.
    По порядку: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
    Через одну: до – ми – соль – си или ре – соль – си – до. Малыш должен знать их, как скороговорку.
  3. После запоминания названий дайте ребенку послушать звучание. Можно найти записи в интернете. Это необходимо для того, чтобы малыш воспринимал ноты не как рисунки на бумаге, а как звуки, которые складываются в музыкальные произведения или песни.
  4. Далее научите ребенка рисовать ноты в нотной тетради. Каждая строка начинается со скрипичного ключа, за которым следуют ноты. Их расположение напрямую зависит от звучания. Как правило, более низкие звуки находятся ниже, высокие – в верхних строчка нотного ряда.

Изучаем музыкальную грамоту в игровом процессе: как правильно заинтересовать?

Возможно, дошкольнику и даже школьнику будет неинтересно учить ноты, сидя за столом с карандашом в руках. В этом случае можно использовать игровой процесс. Для этого понадобятся:

  • плотный картон белого цвета;
  • ножницы;
  • прищепки или держатели для бумаги;
  • плотная нить.

Нарисуйте ноты на листах и дайте ребенку самостоятельно их вырезать. Когда все будет готово, натяните 4 крепких нити, которые будут изображать нотный стан, как в музыкальной тетради. На него совместно с малышом развесьте ноты в правильном порядке.

#40 | УЧИМ НОТЫ | УЧИМ ЦИФРЫ | Уроки от Пинги и Кроки |

Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

Запоминай-ка НОТЫ. Сольфеджио для малышей. Песенка мультик видео для детей. Наше всё!Наше всё!

Когда он запомнит их расположение, дайте ему задание прикрепить одну или несколько в разных линиях. Обязательно поощряйте ребенка за каждый правильный ответ. Такая игра поможет ребенку запомнить названия и расположение нот, а поощрение мамы или папы станет вдохновением для новых достижений!

Также для изучения можно использовать обучающие компьютерные программы, которые ориентированы на ребенка дошкольного и школьного возраста. Помимо знакомства со звучанием определенного звука ребенок сможет поиграть в мини-игры, которые помогут ему освоить нотную грамоту. Проводите такие занятия или игры 20-30 минут. Потом делайте перерыв на 1-1,5 часа.

Давайте малышу время для отдыха и игр!