Теноровый ключ для каких инструментов. Скрипичный ключ. Что это такое и зачем он нужен. Значение у девушек

Rating 4.43 (53 Votes)

Как без труда понять, какому звуку соответствует расположение ноты на нотном стане?
Ключ

Ключ - элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты. Существует несколько видов ключей. Мы рассмотрим 3 основных: Скрипичный ключ, Басовый ключ и Альтовый ключ.

Скрипичный Ключ

Этот ключ указывает положение ноты Соль первой октавы:

Рисунок 1. Скрипичный ключ

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль . Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль .

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до- ре- ми- фа-соль - ля- си. Давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль :

Рисунок 2. Ноты первой октавы в скрипичном ключе

На рисунке 2 мы разместили ноты отдо (самая первая нота, находится внизу на дополнительной линии) доси (на центральной линии). Последний символ - пауза.

Басовый Ключ

Указывает расположение нотыФа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию нотыфа . Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Рисунок 3. Басовый ключ

Вот пример расположения нот до- ре- ми-фа - соль- ля- си на нотном стане с басовым ключом Фа :

Рисунок 4. Ноты малой октавы в басовом ключе

Этот ключ указывает расположение нотыДо первой октавы: она находится на средней линии нотного стана (линия выделена красным цветом):

Рисунок 5. Альтовый ключ

Примеры

Может возникнуть вопрос: «Почему нельзя обойтись одним ключом»? Читать ноты удобно, когда большинство нот располагается на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу. Кроме того, мелодия таким образом записывается компактней. Рассмотрим пример использования ключей.

Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки», первые 2 такта. В Скрипичном ключе Соль эта мелодия выглядит так:

Рисунок 6. Мелодия «В гостях у сказки» в скрипичном ключе

А вот так выглядит эта же мелодия в Басовом ключе Фа :

Рисунок 7. Мелодия «В гостях у сказки» в басовом ключе

В Альтовом ключеДо эта же мелодия выглядит вот так:

Рисунок 8. Мелодия «В гостях у сказки» в альтовом ключе

В случае записи мелодии в ключе Соль , ноты размещаются на нотном стане без дополнительных линеек. В басовом ключеФа мелодия полностью записана на дополнительных линейках, что усложняет и чтение, и запись. В альтовом ключе бóльшая часть мелодии записана на дополнительных линейках. Это тоже неудобно.

И наоборот: если бас-партию записать в скрипичном или альтовом ключе, то все или большинство нот будут располагаться на дополнительных линейках. Таким образом, различные ключи облегчают чтение и запись низких или высоких нот.

Отдельно отметим, что существуют и другие ключи. Они подробно рассмотрены в статье « ».

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Полная версия программы в статье «Тест: музыкальные ключи »

Итоги . Теперь вы знаете 3 основных ключа: Скрипичный ключ Соль , Басовый Фа и Альтовый До .

В современной музыкальной записи – нотации – используется нотный стан, состоящий из пяти линеек. Ноты располагаются и на линейках, и между ними.

Таким способом на нотном стане можно разместить всего лишь одиннадцать нот, не больше. Это меньше двух , а музыканты используют гораздо больше. Как же записать все остальные ноты? Правда, используются еще и добавочные линейки сверху и снизу, но если их больше четырех, музыканту уже становится очень трудно ориентироваться. Вот тут и приходят особые знаки – ключи.

Следом идет размер произведения в виде простой дроби: числитель – количество долей, знаменатель – их длительность. В каждом такте произведения (до соответствующих пометок) будет количество таких длительностей, как указано в размере.

Дальше идут сами ноты. В зависимости от мелодии они располагаются на разной высоте. Другая их – длительность, то есть протяженность во времени. Самые короткие из используемых длительностей – шестьдесят четвертые. Далее по : тридцать вторые, шестнадцатые, восьмые, четверти, половины, целые. Если за единицу времени взять счет «раз», то 1/64-х нот придется шестнадцать, 1/32-х – восемь, 1/16-х – четыре, 1/8-х – две, 1/4-я – одна. На половину приходится два счета, на целую – четыре.

Как только общая сумма длительностей совпадет с размером, ставится вертикальная тактовая черта. Следующий такт заполняется нотами по тому же принципу и отделяется от третьего.

Видео по теме

Источники:

  • писать ноты

С развитием музыкальной культуры способы записи звуков и композиций менялись. Прошло много веков, прежде чем человечество пришло к единой форме их записи, позволяющей фиксировать звуки на бумаге при помощи специальных условных знаков.

Ноты – это графическое изображение музыкальных звуков. В истории их создания заключается вся суть этого понятия. Найти ответ на вопрос, что представляют собой ноты, можно, только опираясь на исторические факты.

Были времена, когда музыка не записывалась. Напевы и песни передавались на слух, из уст в уста. Но наступил момент, когда люди решили начать их фиксировать, чтобы потомки, владеющие нотной и имеющие музыкальный слух, смогли исполнить их любимую музыку и песни даже через несколько столетий. Для этого они придумали ноты – знаки, которые показывают высоту и длительность звука.

Многие поколения на разных континентах создавали свои способы для записи музыкальных произведений. Сравнивать их было трудно, т.к. они сильно различались. В Древнем Вавилоне существовала слоговая запись с помощью клинописи. В Древнем Египте мелодии записывались посредством рисунков. В Древней Греции использовали буквы латинского алфавита. Уже в средние века на Руси люди стали пользоваться графическими , состоящими из точек, черточек и запятых, располагавшихся над словесным текстом и обозначавших движения голоса, которые были необходимы для того, чтобы воспроизвести музыкальное произведение. Эти условные легли в основу крюкового или знаменного письма на Руси, что является разновидностью невменной нотной записи – наглядного изображения мелодической линии произведения.

Позднее в Западной Европе музыку стали записывать, используя одну или две горизонтальные линии. Наряду с буквенным, для нот ввели цветовое обозначение. Красный или желтый цвет определял высоту звуков. Так постепенно зарождалась линейная форма нотной записи, объединяя высоту звуков, и наглядность невм.

В XI веке нотную грамоту существенным образом усовершенствовал Гвидо д"Ареццо. Он предложил записывать ноты на нотной строке, содержащей четыре горизонтальные прямые линии, которые были объединены в единую систему. Впоследствии она стала прообразом современного нотного стана, а буквенная символика высот линий трансформировалась в ключи – условные графические знаки, определяющие высоту расположенных нот. Причем их следовало размещать как на самих линиях, так и между ними. Кроме того, Гвидо д"Ареццо – создатель слоговых названий 6 нот – «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Но в конце XVI века нот стало семь. «Ут» на «до» и добавили нотный слог для звука «си». Эти названия используются и в настоящее время.

Позднее нотная запись совершенствовалась, претерпевала изменения. Она стала нагляднее, были введены более понятные обозначения для пауз. Ноты из квадратных превратились в круглые, у них появились нотные штили - вертикальные линии, обозначающие длительность звуков. Для этой же цели их либо закрашивали целиком, либо оставляли не закрашенными. Появился нотный стан, состоящий из пяти нотных линий. Наконец нотная запись приобрела современную форму. Но музыка безгранична. С развитием новых музыкальных форм нотная запись меняется и совершенствуется.

Видео по теме

Подбор произведений на слух – одно из многих умений, которыми должен обладать музыкант. Обучение этому навыку происходит на уроках сольфеджио и теории музыки. Благодаря развитию слуха и аналитического мышления на этих занятиях музыкант может легко распознать ноты произведения – отдельные партии или общую гармонию.

Вам понадобится

  • - учебник ЭТМ;
  • - пособия по сольфеджио;
  • - сборники диктантов в 1, 2, 3, 4 голоса;
  • - аудиозаписи нот.

Инструкция

Пойте гаммы в разной последовательности. Изучите весь кварто-квинтовый круг и все разновидности тональностей: натуральные, гармонические, мелодические, народные лады. Каждую гамму пойте в удобной октаве. Называя знаки альтерации.

Научитесь петь интервалы в мелодическом и гармоническом расположении (последовательно или одновременно). Для второго варианта пригласите друга-музыканта, который будет петь второй голос. Особенно полезны для этого хоралы Баха и упражнения, представленные в пособиях по сольфеджио (в частности, пособие Ладухина).

Попросите друга наигрывать вам . Начните с простых одноголосных: мелодия исполняется на фортепиано, а вы пытаетесь ее угадать, повернувшись к инструменту спиной. Не тыкайте пальцем в небо. После нескольких занятий по теории музыки и пении сольфеджио вы уже научились определять ступени гаммы. В мелодии также пытайтесь найти тонику, тяготение к ней, расстояние от нее до исполняемой ноты .

Постепенно усложняйте задачу, увеличивая количество тактов в диктанте от 4 до 12-16. По мере развития слуха усложняйте ритмический рисунок, добавляйте хроматизмы. Дописав диктант и сверив с оригиналом, спойте его.

Развивайте не только мелодический слух (на одноголосных диктантах). Постепенно включайте в занятия двух- и трехголосные диктанты. Маленькая подсказка: в многоголосных упражнениях сначала записывайте не верхний, а нижний голос. Средние и высокие идут следом. После записи также пойте диктанты.

Слушайте любимые песни. Пробуйте записать их таким же образом, как диктанты: много раз повторяйте, затем записывайте бас, а потом аккорд и мелодию. Кстати, в этом деле у вас больше свободы, чем в диктанте: неважно, сколько раз вы проиграете трек. Кроме того, вы можете проверить свои догадки, сыграв ноту на инструменте ( или фортепиано).

Видео по теме

Ноты служат для передачи информации, и подобно буквам алфавита их можно читать. Обозначают они музыкальные звуки. Чтобы определить и прочитать ноты, надо знать, как они располагаются на нотном стане.

Инструкция

Термин «нота» - это символ или графический знак, обозначающий звук, его высоту и длительность. Чтобы уметь распознавать и читать ноты, надо выучить нотную грамоту. Преподается она в музыкальных и общеобразовательных школах на уроках пения. Но можно ей овладеть и самостоятельно.

Прежде всего, запомните названия нот. Их всего семь: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». И располагаются они (подобно буквам в алфавите) в таком порядке.

Пишутся ноты на нотоносце или нотном стане, который представляет собой пять параллельно начерченных линий. Считаются они снизу вверх. Для расширения нотного стана используются дополнительные линии, которые рисуются внизу и вверху нотоносца. Ноты могут располагаться как непосредственно на линейках, так и между ними.

Чем выше на нотном стане написана нота, тем выше ее звучание. За каждой строкой и промежутком нотоносца закреплено порядковое значение ноты. Причем их порядок никогда не меняется.

Завиток находится на 2-й линейке нотного стана, указывая положение ноты соль первой октавы. Во Франции в эпоху барокко использовался еще один вид ключа соль, который писали на первой линейке. Его называли французским ключом.

Ключ фа

Очертания ключа фа происходят от латинской буквы F. Его завиток и две точки указывают положение ноты фа малой октавы – на 4-й линейке нотного стана. В этом ключе пишут ноты для виолончели, фагота и других низких инструментов, а также для басовой партии в хоре, поэтому его называют басовым.

Наряду с басовым ключом существуют еще два вида ключа фа: баритоновый и басо-профундовый. В первом случае фа малой октавы помещается на третьей линейке, во втором – на пятой.

Ключ до

Ключ до представляет собой видоизмененную латинскую букву С и указывает положение ноты до 1-й октавы. Существует 5 вариантов данного ключа. В сопрановом ключе нота до 1-й октавы располагается на 1-й линейке, в меццо-сопрановом – на 2-й, в альтовом – на 3-й, в теноровом – на 4-й, в баритоновом – на 5-й.

Модификации ключей

К любому ключу может быть добавлена маленькая восьмерка сверху или снизу. Это означает, что все ноты следует играть соответственно на октаву выше или ниже, чем они написаны. Такие ключи применяются для того, чтобы избежать большого количества добавочных линеек или частой смены ключей. Например, на октаву выше реального звучания пишут ноты , альтовой домры, контрабаса, на октаву ниже – для флейты-пикколо. Возможно подобное перемещение не на одну, а на две октавы, в этом случае к ключу добавляется число 15.

Для записи партии ударных инструментов, не имеющих определенной высоты, используется нейтральный ключ. Он выглядит как длинный белый прямоугольник или как две параллельные друг другу и перпендикулярные нотному стану линии, проведенные от 2-й линейки до 4-й. Высоту нот этот ключ не указывает, он только обозначает нотный стан, где записывается партия ударных.

Источники:

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой .

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время . Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм .

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется : чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек , которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях , однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом . Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом .

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

) приведём более полный список существующих ключей. Напомним, что ключ указывает место определённой ноты на нотном стане. Именно от этой ноты отсчитываются все остальные ноты.

Группы ключей

Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:

Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий (так называемая табулатура - см. статью «Табулатура» [читать ]).

Итак, ключи:

Ключи «До» Картинка Пояснение
Сопрановый или Дискантовый ключ Один и тот же ключ имеет два названия: Сопрановый и Дискантовый. Помещает ноту «До» первой октавы на нижнюю линию нотного стана.
Этот ключ располагает ноту «До» первой октавы на одну линию выше, чем Сопрановый ключ.
Указывает ноту «До» первой октавы.
Снова указывает расположение ноты «До» первой октавы.
Баритоновый ключ Располагает ноту «До» первой октавы на верхней линии. Смотрите дальше в ключах «Фа» Баритоновый ключ.
Подробнее про Баритоновый ключ

Различное обозначение Баритонового ключа не меняет расположение нот на нотном стане: Баритоновый ключ группы «Фа» указывает ноту «Фа» малой октавы (она расположена на средней линии нотного стана), а Баритоновый ключ группы «До» - ноту «До» первой октавы (она на верхней линии нотного стана). Т.е. при обоих ключах расположение нот остаётся неизменным. На рисунке ниже приводим звукоряд от ноты «До» малой октавы до ноты «До» первой октавы в обоих ключах. Обозначение нот на схеме соответствует принятому буквенному обозначению нот (), т.е. «Фа» малой октавы обозначена, как «f», а «До» первой октавы обозначена как «c 1 »:

Рисунок 1. Баритоновый ключ группы «Фа» и группы «До»

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

Программа доступна в разделе «Тест: музыкальные ключи »

В данной статье мы показали, какие ключи существуют. Если вы хотите узнать подробное описание по назначению ключей и как ими пользоваться, обратитесь к статье «Ключи» ().

Здравствуйте, дорогие друзья. Мы совсем ещё не говорили о видах музыкальных ключей и в этой статье мы исправим это.

На сегодня мы знаем только о том, как записывать ноты в скрипичном ключе. Кстати, скрипичный ключ ещё называют ключом соль.

В нём ноты, как мы знаем, записываются следующим образом:

рис. 1

На рисунке 1 мы начали движение вверх от ноты до первой октавы.

С басовым ключом мы также встречались, например когда разбирали Менуэт Баха:

рис. 2

Басовый ключ также называют ключом фа. Дело в том что середина его (между двумя точками) "указывает" на ноту фа .

Если записать звукоряд с рисунка 1 в басовом ключе, то он будет выглядеть так:

рис. 3

То есть Ля в басовом ключе это до в скрипичном, си в басовом это ре в скрипичном и так далее.

Также существуют ключи системы до .

И если со скрипичным и басовым ключами мы часто встречались, то данный ключ будет для нас возможно чем-то новым.

Ключи данной системы перемещаются вверх вниз. Смысл этих перемещений в том чтобы указать где будет находится нота до первой октавы.

Например, если третья линейка сверху будет пересекать центр ключа, значит на уровне этой линейки у нас будет звук до (это будет называться Альтовым ключом ).

Например мы можем записать тот же самый звукоряд, что изображен на рисунке 1 вот так:

рис. 4

В ключах системы до записывают, такие инструменты как альт (на рисунке 4 изображены ноты как раз для этого инструмента), тромбон, виолончель.