Развитие географических знаний о земле. Презентация на тему "основные этапы накопления знаний о земле"

ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ

1 Географические представления первобытных народов.

2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.).

3 Географические представления минойцев и финикийцев.

Географические представления первобытных народов. География возникла в глубокой древности в связи с насущными жизненными потребностями людей – с охотой, собирательством, бортничеством, скотоводством и земледелием. Для ведения хозяйства – даже примитивного – было необходимо достаточно глубокое знание местных условия – образа диких зверей и съедобных растений, хода рыбы в реках и озерах, сезонности и продуктивности пастбищ, плодородия почв. География началась с познания древними людьми окружающего мира и особенностей местности. Однако окружающий человека мир всегда был несравнимо больше его самого (110).

Первые элементарные географические представления появились вместе с трудом, т.е. на самой первоначальной стадии развития человечества (126,279). Среди первых и самых важных вопросов, которые задавал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей природы. «Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, может быть, в каких-то других местах трава еще зеленее» (110, с. 15).

О характере географических представлений эпохи первобытнообщинного строя можно судить лишь косвенно, поскольку письменные памятники для этой эпохи отсутствуют. Косвенные же суждения основываются главным образом на изучении культуры отсталых племен и народностей, которые вплоть до столкновения с европейцами оставались на стадии первобытнообщинного строя. Огромный вклад в изучение культуры примитивных людей внесли Н. Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.), Л. Леви-Брюль (1857-1939 гг.), Д. Кук (1728-1779 гг.) и М.Мид (81,211,212,263,301,420,433).

Известно, что первобытный человек черпал свои знания о природе из своего непосредственного опыта, ограниченного площадью местообитания. Однако, по мнению ученых, знания эти отличались удивительной доскональностью. Европейских путешественников поражала способность «дикарей» всех континентов внимательно наблюдать и тонко чувствовать природу (211,212). Круг фактических знаний первобытного человека всегда определялся характером его производственной деятельности и непосредственным природным окружением (126,279).

Например, в языке эскимосов Северной Америки, жизнь которых тесно связана с морем, имеется до 20 различных слов, обозначающих разные типы и состояния льда. У земледельческих племен наиболее богата терминология, относящаяся к различным сельскохозяйственным культурам, фазам их развития и т.д. Охотники и собиратели особенно хорошо знают дикорастущие растения и животных. С высоко развитой наблюдательностью тесно связаны навыки отлично ориентирования в пространстве. Вместе с тем у некоторых африканских народностей восприятие цвета ограничивается лишь красным и голубым, в их языке имеется только два слова для обозначения этих противоположных участков спектра видимого света. В результате этого они не воспринимают такие промежуточные цвета, как оранжевый, желтый или зеленый (110, с.19).

Многие древние народы эмпирически подошли к выработке сложных географических понятий, напоминающих современные научные представления о ландшафтах и урочищах, что нашло отражение в их языке, в местных географических названиях (126,322).

Из психологии известно, воспринимая окружающие предметы, человек обособляет их пространстве и только затем устанавливает между ними пространственные связи и отношения (110,126,366,408,423). Отсюда вытекает и особый способ передачи этих отношений – географическая карта.

Карта в своем элементарном виде, т.е. картографический рисунок, появляется у первобытного человека задолго до изобретения письма. Правда, до нас не дошло ни одного картографического изображения тех времен. Однако некоторые петрографы, возможно, содержат в себе элементы топографического рисунка. Еще А. Гумбольдт (1769-1859 гг.) видел в петроглифах Южной Америки зачатки географической карты. Если это так, то начало картографии восходит к позднему палеолиту. Палеолит – это древний каменный век (первый период каменного века), время существования человека, который пользовался примитивными каменными, деревянными и костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше 2 миллионов лет назад) примерно до X тыс. до н.э. Таким образом, карта как метод фиксации данных хронологически предшествует письменному описанию географической реальности.

Самая же древняя из сохранившихся карт была создана в Шумере (Междуречье) примерно 2 500 лет до н.э. Она представляет собой рисунок небольшого участка местности, выполненный на глиняной табличке (110,126,279).

Элементы географических знаний занимали первое место в общей сумме представлений первобытного человека об окружающем мире. Вместе с тем на этом первом этапе развития Homo Sapiens мышление человека имело конкретный характер. Древний человек способен был дать собственные названия (имена) каждому местному предмету, но в его языке отсутствовали слова, обозначающие общие понятия, такие, как «река», «гора», «растение», «животное» и др. Острая наблюдательность и относительно обширные знания отдельных конкретных фактов сочетались у него с неразвитостью абстрактного мышления (110,126).

2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.) Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тыс. до н.э. у земледельческих народов Египта, Междуречья, Северной Индии и Китая. Оседлое земледельческое хозяйство давало больше возможностей для применения рабского труда и развития металлургии, чем скотоводческое. Образованию развитых рабовладельческих государств в этих странах способствовали их благоприятные географические условия: положение вдоль больших рек – источников орошения и водных путей («речные цивилизации », И.И.Мечников (1845-1916 гг.)), относительно надежные естественные рубежи – горы, пустыни и т.д. Эти государства возникли независимо друг от друга. Лишь со временем взаимное влияние их культур в той или иной степени стало проявляться достаточно отчетливо.

Древнейшие народы Востока оставили нам первые письменные документы. Любопытно, что самые ранние, дошедшие до нас литературные произведения были посвящены описанию путешествий. Повести и сказки о путешествиях в дальние страны – один из древнейших жанров мировой литературы.



Тема путешествий всецело преобладает в древнейшем эпосе. Например, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (IV тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который добрался через пустыни и горы до океана и перебрался через него (26,61,110,126).

Источники этого рода (сказки, песни, эпос и т.д.), наряду с археологическими данными, позволяют составить предположение о пространственно-географическом кругозоре народов Древнего Востока и их представлениях о Земле.

Древние египтяне , например, уже в III тысячелетии до н.э. вели оживленную торговлю с Сирией, Эфиопией, странами бассейна Средиземного моря. Возможно, они также имели торговые отношения с далекой Индией.

Кругозор народов Междуречья в III-II тысячелетиях до н.э. распространялся на севере до Армении и Закавказья, а на юге – до современного Омана (85,110,126).

Пространственный кругозор древних китайцев вплоть до второй половины II в. до н.э. ограничивался главным образом восточной частью нынешней территории Китая. Дстоверные сведения о странах Центральной и Средней Азии древние китайцы получили лишь после путешествия Чжан Цяня (138-126 гг. до н.э.). Это путешествие положило начало торговым связям Китая со странами Средней Азии, а через них и с Восточным Средиземноморьем, куда несколько позже был проложен «великий шелковый путь», просуществовавший вплоть до 23 г. до н.э.. В Древнем Китае уделялось много внимания географическим исследованиям, в т.ч. поискам пути в Европу. Китайские путешественники сделали не меньше, «открывая» Европу, чем европейцы, прокладывая путь на «Дальний Восток». Но китайский свод знаний остался в стороне от потока западной мысли (110,126,158,279).

К рабовладельческой эпохе относится возникновение зачатков научных знаний в области математики, астрономии и механики. В Египте в эпоху Древнего Царства (около II тыс. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). Аналогичные работы велись в Междуречье. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели в повседневный обиход солнечный календарь . Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения затмений и научились предсказывать их (126).

«Египет – колыбель науки». Египет называют колыбелью науки, т. к. здесь еще в глубокой древности возникли методы наблюдения, измерения и научного обобщения. Египетские жрецы обладали прочными практическими знаниями в области математики (алгебра), астрономии и геометрии, необходимыми для управления обществом. Они совершенствовали способы измерения земельных наделов и определения границ полей, постоянно уничтожаемых во время половодий на Ниле. Они научились определять линию местного меридиана (направление север-юг), чтобы точно ориентировать воздвигаемые монументы и общественные сооружения. Они также изобрели письменность и нашли способ получения папируса – материала для письма – из растения, обильно произраставшего в заболоченной дельте Нила (110).

Междуречье. Народы Месопотамии также внесли свою лепту в накопление географических знаний. Самые первые в мире математики, жившие в государстве шумеров, владели всеми основными правилами алгебры уже 3 000 лет тому назад, хотя алгебраические символы, которыми мы пользуемся теперь, не были известны вплоть до XVI столетия. Но и без них шумеры понимали и использовали многие алгебраические зависимости. Они также могли извлечь квадратный корень из любого числа.

Из Междуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года на 12 месяцев, суток на 24 часа, окружности на 360 градусов. В этой стране была принята лунная неделя .

В первых рабовладельческих государствах древнего Востока создавались и примитивные карты, служившие самым разным целям. Одна из самых древних карт относится приблизительно к 2 500 г. до н.э. Она представляет собой очень схематическое изображение на глиняной табличке северной части Междуречья с рекой Евфрат и двумя горными цепями. На более поздней вавилонской карте (около V века до. н.э.) изображена вся Земля в виде диска, окруженного океаном, с центром в Вавилоне (85,110,112,215).

Именно в странах древнего Востока появились первые идеи о божественном провидении . Согласно религиозным представлениям древних шумеров, мир управляется богами, похожими на людей, но наделенными, в отличие от них, сверхчеловеческими возможностями и бессмертием. Каждому из богов подчинялись определенные силы и явления окружающего человека мира природы – течение рек, морские приливы и отливы, ветровые потоки, урожайность нив, изобилие дичи. Боги состязались друг с другом, а их отношение к людям отличалось деспотизмом, а часто и мстительностью.

В древних культурах всего мира многие явления природы объяснялись ссылкой на существование единого божества, чьи действия всегда оказывались неподсудными. Это божество нужно было чаще ублаготворять жертвоприношениями для того, чтобы оно более благосклонно относилось к человеческим существам.

Представления древних народов о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, сохраняли свой мифологический характер. Так, еще в III тыс. до н.э. древние шумеры создали мифы о сотворении мира , о потопе и рае, которые оказались очень живучими и нашли свое отражение в главной книге всех христиан – «Библии».

Вера в прямое воздействие светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии . Особенно популярной эта «наука» была в Вавилоне. Представления о Земле у всех древних народов основывались на непосредственном восприятии окружающего мира.

Наблюдения над обозримым горизонтом привели к взгляду о Земле как неподвижном, плоском диске, находившемся в центре мира. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священной книге браминов – «Ведах»: «Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия» (126).

3 Географические представления минойцев и финикийцев. К числу наиболее развитых народов III-II тыс. до н.э. относились минойцы и финикийцы. К II тысячелетию до н.э. посредническая торговля между Западным и Восточным Средиземноморьем находилась в руках минойцев , которые на острове Крит основали мощную морскую державу. Имеются свидетельства о том, что торговые связи минойцев простирались от Британских островов до Канарских островов, Сенегала и Индии. Однако с середины II тыс. до н.э. господство на морских путях Средиземного моря переходит к финикийцам.

Финикийцы , родина которых располагалась на территории современного Ливана, принадлежали к числу первых мореплавателей и первооткрывателей новых земель. В своих плаваниях они проникали далеко за пределы известных земель. Однако, занятые лишь торговлей, они почти ничего не сообщали о посещенных ими странах и народах.

В одной из горных долин современного Бейрута в те далекие времена было обнаружено рудное тело, в котором удачно сочетались медь и олово. Финикийцы разрабатывали его, изготовляли бронзу и торговали ее. Вообще же в рудных месторождениях Средиземноморского бассейна при обилии меди олова явно недоставало. Поэтому финикийцы совершали регулярные морские походы к островам Силли у берегов Великобритании, где добывали олово. Они также торговали древесиной кедра, обильно произраставшего в горных лесах Ливана. Один из древнейших письменных документов, составленный за 3 000 лет до н.э., представляет собой опись кедровых бревен, погруженных в финикийском порту Библе на сорок кораблей, которые должны были доставить этот груз в Египет.

Финикийцы заложили множество торговых портов по всему побережью Средиземного моря, в том числе и Карфаген . Им же принадлежит создание первого фонетического алфавита. Он целиком состоял из согласных звуков, подобно современному семитскому алфавиту. Несколько позже греки дополнили этот алфавит краткими гласными звуками. Финикийский язык лег в основу абсолютного большинства всех известных сегодня европейских алфавитов. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, а в 322 г. до н.э. покорена Александром Македонским . В 146 году до н.э. Карфаген был разрушен (11,110,126).

Глава 2

История науки – особая отрасль научного знания, которая анализирует факты, гипотезы, теории, учения, относящиеся к разным периодам. Исторический процесс развития всех наук имеет сходные черты: наука, как правило, отражает особенности жизни общества в данный период; развитие научного знания идет по спирали, каждый виток которой – это сбор фактов и их обобщение на уровне, соответствующем данной эпохе; в науках протекают процессы дифференциации и интеграции; глубина теоретической мысли зависит как от качества и количества фактов, так и от влияния философских учений, которые определяют методологию частной науки; по мере накопления научных знаний возрастает взаимное влия­ние наук.

Не представляет исключения и история географии – отрасль географической науки, изучающая во взаимной связи историю территориального открытия Земли (история путешествий) и историю развития географических идей. История науки вообще и географии в частности позволяет правильно оценить опыт накопленного научного знания и его пользу для современного периода развития науки. Плохое знание истории науки нередко приводит к повторным «открытиям» мыслей и положений, хорошо известных в прошлом. Не случайно говорят: «Новое - это хорошо забытое старое». Так, географы XIX – начала ХХ в. Достаточно успешно развивали интеграционные исследования, которые мы сейчас пытаемся возродить. Им не чужды были вопросы охраны окружающей среды, хотя воздействие человека на природу было в те времена несравненно меньшим. Нам неизвестны «секреты» создания научных географических школ как в дореволюционное, так и в советское время.

История географии - это сложная наука, требующая от исследователя не только глубоких географических знаний, но и большой эрудиции в вопросах истории и истории философии. Не случайно капитальные работы по истории географии (включая историю географических идей) принадлежат таким крупным ученым, как Д. Н. Анучин, Л. С. Берг, В. А. Обручев, О. Пешель, К. Риттер, П. П. Семенов и др., а обстоятельные сводки составлены М. С. Боднарским, В. А. Есаковым, А. Б. Дитмаром, А. Г. Исаченко, И. П. Магидовичем и др.

§ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ
ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

Зачатки географического знания мы находим у первобыт­ных народов. Судить о них сейчас можно по отдельным «следам» прошлого, например по наскальным рисункам, или по аналогии с познаниями ныне существующих племен, находящихся на низком уровне развития. Кроме того, практические навыки, связанные с восприятием природной среды, передавались по наследству. Это также позволяет сделать некоторые выводы о географическом знании в далеком прошлом.


Конечно, наши пращуры были прагматиками: приобретать географические знания их заставляла жизненная необходимость. Прежде всего это были знания о местоположении от­дельных территорий, которые использовались в хозяйственных целях. Так, охотникам надо было знать и уметь находить места, богатые дичью, рыболовам – богатые рыбой. Когда люди занялись производящей деятельностью (скотоводство, земледелие), значение географического знания повысилось: Кочевым племенам нужны были удобные для пастбища места, укрытия для скота. Не случайно современные скотоводы – арабы, туркмены, казахи и др. – оперируют большим числом названий, характеризующих качество пастбищных угодий. Еще более дифференцированно человек стал оценивать местности, когда начал заниматься земледелием. Первоначально оно было подсечным, т.е. выжигался лес и на его месте устраивалось поле. Существовало оно недолго – почва теряла плодоро­дие (удобрений люди не знали) и забрасывалась земледель­цами. Так были выжжены значительные площади леса в тро­пической зоне и умеренном поясе. Характерно, что места старых подсек запоминались и сведения о них передавались потомкам. Кроме того, земледельцы хорошо, знали места, где можно было устроить новое поле.

Представители первобытных народов отличались тонкой наблюдательностью, хорошо ориентировались в пространстве. Знаменитый русский путешественник и писатель В. К. Арсеньев так характеризует своего спутника – гольда Дерсу Узала: «То, что для меня было непонятно, ему казалось простым и ясным. Иногда он замечал следы там, где при всем желании что-либо усмотреть я ничего не видел. А он видел, что про­шли старая матка изюбра и годовалый теленок. Они щипали листву таволжника, потом стремительно убежали, очевидно испугавшись чего-то... Для этого удивительного человека не существовало тайн. Он знал все, что здесь происходило» 1 .

Неоднократно отмечал большую наблюдательность представителей племени папуа Н. Н. Миклухо-Маклай.

Приходится поражаться, как жители Океании переплывали открытые (без островов) участки океана, руководствуясь положением звезд и правильными линиями, образованными волнением, которые они пересекали под определенным углом. Знаменитый ученый Тур Хейердал повторил отдельные марш­руты древних мореплавателей, доказав их возможность даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Никогда не терялись, хорошо ориентировались и всегда умело находили путь и древние обитатели влажнотропических лесов, степей, тундры. Об этом свидетельствуют современные путешественники, ко­торые общались с их далекими потомками.

§ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
ДРЕВНИХ КУЛЬТУРНЫХ НАРОДОВ

К очагам древней цивилизации на Востоке относятся пре­жде всего Вавилония, Египет и Древний Китай. О географи­ческих познаниях древних культурных восточных народов можно судить по письменным источникам. Известно, что ими была изобретена письменность - сначала клинопись и иероглифы, потом алфавит. Таким образом, достоверные географи­ческие сведения дошли до нас начиная с IV-III тысячелетия до н. э. (знаменитый французский ученый Ж. Ф. Шампольон еще в прошлом веке первым расшифровал древнюю египетскую письменность). Кроме сказаний о путешествиях сохранились древнейшие карты и планы. Так, существуют план Вавилона - этого процветавшего в XIX-VI вв. до н. э. города-государства на р. Евфрате, карта золотоносных областей, рас­положенных между Нилом и Красным морем, карта мира на глиняной дощечке и др.

Древние египтяне, жившие в бассейне р. Нила, имели пред­ставления о восточном береге Средиземного моря, открыли Синайский полуостров, плавали по Красному морю. На юге они дошли до Нубии, видимо, до первого притока Нила – р. Амбары, подчинив себе эту территорию. На западе они про­никли в Ливийскую пустыню, а на севере, вероятно, в Эгейское море. Представления о западной части Средиземного моря у них, судя по всему, не было. Египтянин Синухит совершил путешествие на восток, по Южной Азии.

Древние финикийцы, жившие на небольшом пространстве восточного побережья Средиземного Моря между морем и Ливанскими горами, тоже были отважными мореплавателя­ми. Кроме Средиземного моря, которое они хорошо знали, у них было представление о Красном море и Персидском за­ливе. В VI в. до н. э. финикийцы по инициативе египетского фараона Нехо II совершили трехлетнее путешествие вокруг Аф­рики. В V в. до н. э. посланец Карфагена Ганнон возглавил морскую экспедицию в Западную Африку, видимо, дойдя до берегов Сьерра-Леоне.

Большого развития культура и наука достигли в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, где на протяжении многих веков существовали два государства: Вавилон на юге и Ассирия на севере. Для этих царств характерны строитель­ство огромных каменных зданий, бассейнов, оросительных систем, активная торговля, развитое земледелие и животно­водство.

Торговля, как известно, является хорошим стимулом по­знания других стран, установления с ними культурных и иных контактов. Она приводит и к накоплению географических зна­ний. Иногда аналогичную роль играют и военные походы, осо­бенно когда в них принимают участие ученые, а военачальники образованны и любознательны. Вавилоняне торговали с народа­ми, жившими в глубине Иранского нагорья, к востоку от Каспийского моря, а возможно, и с Индией. Ассирийцы много воевали: они победили Элам - южную провинцию современ­ного Ирана, нападали на мидян, живших по берегам Каспий­ского моря, завоевали Израиль. Имели они связи и с Урарту - государством, располагавшимся на Армянском нагорье, и с Фи­никией. Первые представления о Каспийском море, зафиксирован­ные в источниках, относятся к VI в. до н. э. Уже древние персы рассматривали его как огромное озеро. Преодолев Копетдаг, они проникли в Среднюю Азию - в пустыню Каракумы, верхо­вья Сырдарьи, Ферганскую котловину и др. Известно также, что древние персы, преодолев Гиндукуш, вышли в бассейн Инда. Все эти походы снаряжались с целью захватить территорию соседних и даже отдаленных стран. Древние персы организо­вывали и морские экспедиции. Наиболее интересными считают­ся результаты экспедиции Скилака Карнадского, который, спустившись по Инду и пройдя Аравийским морем, вошел в Красное море и закончил свое путешествие в Суэцком заливе. Очаг высокоразвитой цивилизации древних китайцев распо­лагался на северо-востоке Китая, в бассейне Хуанхэ. Геогра­фический кругозор китайцев был достаточно широк. Это было связано с расширением границ государства на восток и запад, установлением торговых отношений с соседними странами, а также с тем вниманием, какое уделялось ими географиче­ским описаниям и составлению карт. Движение китайцев на восток началось за 1000 лет до н. э. Они вышли к Тихому оке­ану, плавали по окраинным морям, открыли японские острова Хонсю, Кюсю, Сикоку, были на корейском побережье и во Вьет­наме. На западе границы Китайского государства доходили до Тибетского нагорья.

Большой интерес представляют географические сведения древних китайцев о горах, землях (ими составлялись специальные отчеты о доходности земель), реках, частично вошедшие в книгу «Ши-цзинь» (VIII в. до н. э.). Китайцы умели рисовать карты, по сообщению Г.С. Тихомирова у них было даже специальное картосоставительное бюро. Знали они свойства магнитной стрелки, гномон; карты изготовляли с деревянных клише.

Долгое время китайцы не имели достаточных сведений о краях, расположенных на северо-запад от Китайского госу­дарства, т. е. о Центральной и Средней Азии. Первым побывал там известный путешественник и посол Чжан-Цань. Он обо­гнул Памир, познакомился с реками Амударья и Сырдарья, окраиной пустыни Такла-Макан и другими районами. По пути, проложенному путешественником, в дальнейшем устремились купцы, установившие тесные торговые связи с народами Сред­ней, а потом и Западной Азии. Наладились также связи между Китаем и Индией.

Значение сведений, добытых древними китайцами, трудно переоценить: задолго до новой эры они имели правильное (по тем временам) представление о географических особенностях Азии, составили уникальные описания и карты. Только изоли­рованность Китая не позволила европейцам в древнее время и средние века познакомиться с этими материалами.

Тема 1. Основные этапы развития географии

Изучение содержания параграфа предоставляет возможность

Ø дополнить представления об истоках географических знаний;

Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества;

Начальным этапом в истории развития географической науки являются географические познания первобытных народов. Географические знания им были нужны в повседневной жизни, а направленность знаний определялась характером занятий. Они были связаны с необходимостью поиска и определения местонахождения лучших пастбищ, почв, угодий для охоты и рыболовства, мест поселений. Географические знания основывались на интуиции, наблюдательности, знании явлений природы и умении видеть их взаимосвязи и закономерности. Благодаря письменности до нашего времени дошли географические познания народов древних цивилизованных стран (Египет, Месопотамия, Шумера, Вавилон, Китай). (Вспомните, какие исследования проводились в этих странах ?).

География Античного времени . География Античного времени охватывает VI в. до н. э – IV в н. э, и в нем выделяются древнегреческий (VI–I вв. до н. э.) и древнеримский (I–IV вв. н. э.) периоды.

Античные ученые пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих исканий явилось представление о Земле как о шаре, а затем его научное доказательство; создание карт и определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций.

Обобщая представления о Земле и Солнечной системе, греки создали систему знаний, получившую название музыкально-числовой системы Вселенной . Название связано с тем, что последовательность удаления планет от Солнца и расстояние между ними приравнивалось к музыкальному звукоряду. Позже появились геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной (Вспомните из курса истории, что это за модели Вселенной?).

Основным источником географической информации и географических знаний у древних греков были сухопутные и морские путешествия. Описание морских путешествий греки называли «периплами», а сухопутных «периэгесами». Исполнителями периэгесов были «логографы», которые путешествовали по суше и делали описание всего того, что наблюдали в природе, но особое внимание уделяли обычаям и быту населения.

Из ученых этого времени, внесших вклад в развитие географической мысли, следует выделить Фалеса, Аристотеля, Эратосфена, Страбона и Птолемея (Вспомните из курса истории, когда проживали эти ученые? ).

В начале новой эры географические знания греческих ученых были систематизированы древнегреческим ученым Страбоном. Он доказывал, что поверхность Земли все время изменяется, а распределение суши и моря результат поднятий и опусканий морского дна.



Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея. Известно, что Птолемей – автор «Альмагеста» – классического астрономического произведения, в котором центром Вселенной провозглашалась Земля. Птолемей много сделал для развития картографии. Он вычислил координаты 8000 географических точек. Создал около 30 географических карт различных территорий земной поверхности.

Таким образом, уже в античное время внутри географии начали зарождаться будущее страноведение (Страбон), математическая география (Эратосфен, Птолемей) и некоторые другие естественно-географические науки.

География Средневековья (VI-XV вв.). В период Средневековья, под сильным влиянием религии многие материалистические взгляды античных ученых были забыты или отвергнуты как антирелигиозные. Но, несмотря на общий застой в развитии науки, культуры, образования, присущий средневековью, в это время произошли некоторые географические открытия. В первую очередь они были связаны с походами и открытиями новых земель скандинавами и географическими открытиями ученых арабских стран (ученые и путешественники Ибн Сина (Авиценна), Бируни, Идриси, Ибн Батута). (Вспомните из истории, когда и где проживали эти ученые? ).

Викинги открыли, а затем основали в IX-XI вв. первые поселения в Исландии, Гренландии и Северной Америке.

Арабские ученые в X в. создали первый климатический атлас мира, выделив на планете 14 климатических зон и установив, что климат изменяется не только по широтам, но и с запада на восток.

Арабская средневековая географическая литература разнообразна. Известны такие труды средневековых арабских ученых как «Книга путей и государств», «Чудеса стран» или «Диковинки земли», а также географические разделы в исторических сочинениях.

На протяжении средних веков относительно высокий уровень науки и культуры сохранялся в Византии. Это объясняется тем, что византийские ученые сумели перенять и развить многие традиции античных географов.

Эпоха Великих географических открытий. Наиболее значительные открытия на суше и на море совершенные в XV-XVIII вв., называют Великими географическими открытиями . Эпоха Великих географических открытий – расцвет географии на фоне всеобщего подъема (возрождения) культуры и науки. Эпоха Великих географических открытий ознаменовалась грандиозными достижениями, как в области территориальных открытий, так и в области научных теорий и методики исследований.

Поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большее значение приобрела фиксация приобретенных знаний, картографирование и обобщение полученных сведений (Какую роль в открытии новых земель в этот исторический период сыграли Ф. Магеллан, Х. Колумб ).

При открытии новых земель возникла необходимость в их картографическом изображении и описании. Это привело к формированию научной картографии . Фламандский картограф Герхард Меркатор (1512-1594 гг.) создал первую цилиндрическую равноугольную проекцию карты мира, которая используется и в наши дни и носит имя Меркатора. Он разработал так же метод использования изотерм для составления климатических карт и метод гипсометрических кривых для характеристики рельефа, составил сборник карт и описаний европейских стран, который при издании в 1595 г. получил название «Атлас».

Вопросы и задания:

1. Чем определяются основные отличия географии античности и географии средневековья?

2. Как вы полагаете, почему именно в арабских странах география в средние века развивается особенно бурно?

3. Какие достижения в других областях знаний, способствовали развитию географии?

4. *Какие потребности общества удовлетворяла география в эпоху Великих географических открытий?

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий.

1 этап. Античный

Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека.

Тогда же в Древней Греции впервые была создана модель научного познания мира. Все науки Древнего мира, в том числе и география, развивались в рамках философии. Поэтому теоретические географические представления того времени тесно связаны с философскими идеями.

Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес. Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде.

Известно, что Геродота считают «отцом истории». В его 9-томной «Истории» содержатся также многочисленные описания мест, которые посетил ученый. Также он подробно описал обычаи, традиции известных ему народов. Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон и его ученик Аристотель.

Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах.

Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами», был энциклопедист древности – Аристотель. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания. В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Более чем через век после Аристотеля обобщение многочисленных сведений, накопленных исследователями Земли, сделал Эратосфен. Это его впоследствии назовут «отцом географии». Эратосфен является автором труда «Geographia hupomnemata» – «Географические записки». Эратосфен математически обосновал границы между климатическими поясами, создал карту мира, используя линии параллелей и меридианов. В Древнем Риме географические знания греческих ученых были систематизированы. По трудам Страбона (65–64 гг. до н. э.– 23– 24 гг. н. э.) нам известно о географических идеях античности.



В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.).

2 этап. Этап обобщения знаний о Земле

После падения Римской империи античные знания об ойкумене на тысячу лет остались в забвении, а слово география перестало вообще употребляться. До XII в. кругозор европейцев благодаря паломничеству, миссионерству, крестовым походам охватывал большие регионы. Однако сведения об этих регионах вместе не объединялись. Только в XIII в. купцы и миссионеры достигли Китая. В то время мусульманские ученые и византийские монахи сохраняли античные знания о Земле, поэтому на несколько столетий центр географической мысли переместился на Восток.

Наследие античных географов заботливо приумножали арабские ученые. В X в. они создают первый климатический атлас мира – «Kitab al-Ashkal». В конце того же столетия арабские географы выделили на планете 14 климатических зон и установили, что климат изменяется не только по широтам, но и с Запада на Восток.

В средневековой Европе произведения древнегреческих географов были надолго забыты. Натуральному хозяйству феодалов требовались лишь знания об ограниченной территории. Однако с течением времени появилась потребность в расширении торговли, а это значит и в географических знаниях.

3 этап. География в эпоху Великих географических открытий.

К XV столетию центр географической мысли вновь переместился на Запад – в Европу.

Благодаря океанским экспедициям человек одним взглядом охватил планету и результаты своих познаний зафиксировал на глобусах и картах. В это время были открыты морской путь в Индию (Марко Поло), открыты новые части света - Америка (Колумб), Австралия (Кук), совершено первое кругосветное путешествие (Магелан). В промежуток между смертью Магеллана в 1521 г. на Филиппинах и гибелью Кука в 1779 г. на Гавайях основная часть географических исследований касалась уточнения очертаний берегов новых земель. На протяжении всей эпохи Великих географических открытий ученые пытались отделить правдивое описание материков от фантастических объяснений.



В конце эпохи Великих географических открытий начинается становление нового этапа развития географии. Ученые пытаются систематизировать и теоретически объяснить огромное количество новых опытных, эмпирических фактов, сведений о нашей планете. Географы начали задумываться и над тем, как должно происходить исследование неизвестного. Новый этап развития географического знания возник на фоне научной революции XVII в.

4 этап. География Нового времени.

В Новое время география вступает в следующий этап своего развития. Это период широкого обобщения богатого фактического материала, собранного на протяжении столетий. В конце XVIII в. в Западной Европе появились условия для синтеза географических знаний.

Научная географическая школа в России берет начало с соратника Петра I В. Н. Татищева (1686–1750 гг.) и М. В. Ломоносова (1711 – 1765 гг.). В XVIII в. началась интенсивная колонизация обширных земель России от Балтики и Черного моря до Тихого океана.

На фоне научной революции XIX в. возникли основы новой географии. Они были заложены в работах А. Гумбольдта, К. Риттера.

5 этап. Современная география

В это время происходило выделение из географии отдельных ветвей. Причиной этому были успехи экспериментальной науки столетия. Достижения физики и химии привели к тому, что природные процессы стали изучаться в лабораторных условиях. Полученные при этом результаты распространялись на широкий круг объектов. К концу XIX в. накопилось такое количество географических знаний, что возникла необходимость оформления самостоятельных географических наук, каждая из которых изучала бы определенный компонент природы.

После смерти Гумбольдта и Риттера география Запада переживала кризис. Центр географической мысли переместился в Россию.

Вторая половина XIX в. знаменательна огромным числом ярких работ в географической науке. П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. В. Докучаев, Д. Н. Анучин, А. И. Воейков создали основу географической науки в России. П. П. Семенов-Тян-Шанский, возглавлявший с 1871 по 1914 г. Русское географическое общество, составил Н. Н. Пржевальскому программу изучения Центральной Азии, а Н. Н. Миклухо-Маклаю – Новой Гвинеи.

6 этап. Современный этап исследования природно-территориальных и территориально-хозяйственных систем.

Значительными научными работами в XX в. выделяются школа Берга – Борзова в физической географии, биогеографическая школа Сукачева, географо-геохимическая школа Вернадского – Полынова, экономико-географическая школа Баранского – Колосовского и др.

Большой вклад в развитие географии внес С. Д. Муравейский – выдающийся гидролог. Становление современной социально-экономической географии связано с именами Н. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.

Зарождение жизни на Земле произошло около 3,8 млрд. лет назад, когда закончилось образование земной коры. Ученые выяснили, что первые живые организмы появились в водной среде, и только через миллиард лет произошел выход на поверхность суши первых существ.

Формированию наземной флоры способствовало образование у растений органов и тканей, возможность размножаться спорами. Животные также значительно эволюционировали и приспособились к жизни на суше: появилось внутреннее оплодотворение, способность откладывать яйца, легочное дыхание. Важным этапом развития стало формирование головного мозга, условных и безусловных рефлексов, инстинктов выживания. Дальнейшая эволюция животных дала основу для формирования человечества.

Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в формировании жизни на Земле в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды.

Существует пять эр:

  • Архейская;
  • протерозойская;
  • палеозойская;
  • мезозойская;
  • кайнозойская.


Архейская эра началась около 4,6 млрд. лет назад, когда планета Земля только стала формироваться и признаков живого на ней не было. Воздух содержал хлор, аммиак, водород, температура доходила до 80°, уровень радиации превышал допустимые границы, при таких условиях зарождение жизни было невозможным.

Считают, что около 4 млрд. лет назад наша планета столкнулась с небесным телом, и следствием было формирование спутника Земли – Луны. Это событие стало значимым в развитии жизни, стабилизировало ось вращения планеты, поспособствовало очищению водных структур. Как следствие, на глубине океанов и морей зародилась первая жизнь: простейшие, бактерии и цианобактерии.


Протерозойская эра длилась примерно с 2,5 млрд. лет до 540 млн. лет назад. Обнаружены остатки одноклеточных водорослей, моллюсков, кольчатых червей. Начинает формироваться почва.

Воздух в начале эры еще не был насыщен кислородом, но в процессе жизнедеятельности бактерии, населяющие моря, стали все больше выделять O 2 в атмосферу. Когда количество кислорода находилось на стабильном уровне, многие существа сделали шаг в эволюции и перешли на аэробное дыхание.


Палеозойская эра включает шесть периодов.

Кембрийский период (530 – 490 млн. лет назад) характеризуется возникновением представителей всех видов растений и животных. Океаны населяли водоросли, членистоногие, моллюски, появились первые хордовые (хайкоуихтис). Суша оставалась незаселенной. Температура сохранялась высокой.

Ордовикский период (490 – 442 млн. лет назад). На суше появились первые поселения лишайников, а мегалограпт (представитель членистоногих) стал выходить на берег для откладывания икры. В толще океана продолжают развиваться позвоночные, коралловые, губки.

Силурийский период (442 – 418 млн. лет назад). На сушу выходят растения, у членистоногих формируются зачатки легочной ткани. Завершается образование костного скелета у позвоночных, появляются сенсорные органы. Идет горообразование, формируются разные климатические зоны.

Девонский период (418 – 353 млн. лет назад). Характерно образование первых лесов, преимущественно папоротниковых. В водоемах появляются костные и хрящевые, амфибии стали выходить на сушу, формируются новые организмы – насекомые.

Каменноугольный период (353 – 290 млн. лет назад). Появление земноводных, происходит опускание материков, в конце периода было значительное похолодание, что привело к вымиранию многих видов.

Пермский период (290 – 248 млн. лет назад). Землю населяют пресмыкающиеся, появились терапсиды – предки млекопитающих. Жаркий климат привел к образованию пустынь, где смогли выжить только стойкие папоротники и некоторые хвойные.


Мезозойская эра делится на 3 периода:

Триасовый период (248 – 200 млн. лет назад). Развитие голосеменных растений, появление первых млекопитающих. Раскол суши на континенты.

Юрский период (200 – 140 млн. лет назад). Возникновение покрытосеменных растений. Появление предков птиц.

Меловой период (140 – 65 млн. лет назад). Покрытосеменные (цветковые) стали господствующей группой растений. Развитие высших млекопитающих, настоящих птиц.


Кайнозойская эра состоит из трех периодов:

Нижнетретичный период или палеоген (65 – 24 млн. лет назад). Исчезновение большинства головоногих моллюсков, появляются лемуры и приматы, позднее парапитеки и дриопитеки. Развитие предков современных видов млекопитающих – носорогов, свиней, кроликов и др.

Верхнетретичный период или неоген (24 – 2,6 млн. лет назад). Млекопитающие населяют сушу, водные просторы, воздух. Появление австралопитеков – первых предков людей. В этот период сформировались Альпы, Гималаи, Анды.

Четвертичный период или антропоген (2,6 млн. лет назад – наши дни). Знаменательное событие периода – появление человека, сначала неандертальцев, а вскоре Homo sapiens. Растительный и животный мир обрел современные черты.