Старинные библиотеки мира. Самая древняя библиотека в мире

22.03.2013

В прошлом топ 10 были представлены самые большие библиотеки в мире. Но помимо больших существуют старые библиотеки . И к вашему вниманию топ 10 рейтинг самые старые библиотеки в мире.

10. Бодлианская библиотека библиотека Оксфордского университета

(Лондон, 1602г)

Носит имя сэра Томаса Бодли даволе популярного и известного во всем мире человека который коллекционировал манускрипты. Хотя многие считают что основатель все же епископ Томас де Кобэм. Его стараниями при университете была собрана первая коллекция книг, которые приковали к полкам цепями дабы предотвратить кражи. На ряду с Ватиканской библиотекой претендуют на право называться старейшей в Европе.

9. Королевская библиотека Бельгии

(Брюссель 1559г)

Национальная научная библиотека. Основана по приказу Филиппа II. Содержит 8 миллионов книг, рукописи, рисунки, гравюры, большую нумизматическую коллекцию. Основная цель деятельности – сбор и хранение всех бельгийских изданий и произведений бельгийцев, выпущенных за рубежом. Кроме национальных, присутствует большое количество иностранных книг. Доступна для посещения гражданами, в том числе студентами.

8. Баварская государственная библиотека

(Мюнхен 1558г)

Эта старая библиотека основана Виттельсбахским герцогом Альбрехтом V. В 1663г в Баварии был издан закон, по которому два экземпляра любого печатного произведения должны передаваться этой библиотеке. Закон действует по настоящее время. Во время Второй мировой войны до 500 000 томов были утрачены, а здание разрушено на 85%. Несмотря на это, считается одной из наиболее обширных европейских библиотек. Проводит большую работу по оцифровке старинных документов и рукописей.

7. Национальная библиотека Мальты

(Валетта 1555г)

Заложена 48-м Великим магистром Ордена Святого Иоанна Клодом де ла Синглем. Согласно его указу все личные книги умерших рыцарей считались достоянием Ордена. Получила развитие при Луи Гирене де Тенсин – судебном приставе-исполнителе большого Креста Ордена. Мальтийская библиотека — значительное собрание библиографических редкостей. Здесь можно увидеть дарственную грамоту 1 107г императора Карла королю Иерусалима Балдуину I, документы, подтверждающие дворянское происхождение рыцарей, протоколы собраний Ордена Святого Иоанна. С 1812г библиотека открыта для посетителей.

6. Апостольская библиотека Ватикана

(Рим Ватикан 1475г)

Ее вдохновителем и создателем были папы Николай V и Сикст IV. Прежде всего, это богатейшее собрание рукописей средневековья и эпохи Возрождения. Под эгидой библиотеки проводились целые экспедиции по поиску редких изданий в самых разных частях света. Включает в себя самые разнообразные тексты от рукописей с произведениями Цицерона,Вергилия, Аристотеля, до работ современных авторов. Естественным образом, большую часть коллекции составляют тексты религиозного содержания. При библиотеке создана Ватиканская школа библиотекарей и лаборатория по реставрации и воспроизведению важнейших манускриптов. Ежедневно хранилища могут посещать до 150 ученых и специалистов.

5. Национальная библиотека Франции

(Париж 1461г)

Существовала еще при Карле V Мудром, но основная часть его коллекции была утрачена, так как королевские родственники имели обыкновение не возвращать взятые книги. Людовик XI начал собирать библиотеку практически заново. Наряду с прочими, в библиотеке хранятся книги различных монастырей, книги о революции, книги о Вальтере, а также собрания рукописей, присланных из различных стран. На сегодняшний момент включает в себя 30 миллионов единиц хранения.

4. Национальная библиотека Австрии

(Вена 1368г)

Находится во дворце Хофбург, служившем резиденцией императорской семьи Габсбургов. Коллекция включает в себя 7,5 миллионов книг, древнейшие папирусы, карты, глобусы, картины, фотографии, партитуры произведений известных музыкантов, таких как Штраус и Брукнер. Известна еще и тем, что здесь собрано около 8 000 инкунабул – наборных первопечатных изданий.

3. Национальная библиотека Чешской республики

(Прага 1366 г)

Это не просто одна из старейших , но и одна из , обслуживающая около 1 миллиона читателей в год. Была основана в связи с формированием Пражского университета. Обеспечивает доступ к более чем 6 миллионам документов, с годовым приростом в 70 000 наименований. Многие проекты библиотеки поддерживаются ЮНЕСКО.

2. Библиотека монастыря Святой Екатерины

(Египет Синай 548-565гг)

Монастырь находится в Египте у подножия горы Синай. Библиотека монастыря вмещает в себя 3 304 манускрипта, 5 000 книг и около 1 700 свитков. Ее собрание по историческому значению уступает только Апостольской библиотеке Ватикана. Тексты написаны на греческом, арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Самые известные манускрипты – «Синайский кодекс» IV века (в настоящий момент находится в Британском музее) и «Сирийский кодекс» V века с цитатами из Библии. Помимо прочих реликвий монастырь имеет также коллекцию древнейших икон.

1. Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала

(Британский музей Лондон VII век до н.э.)

Самая старая библиотека в мире обнаружена в 1849-51 годах британскими археологами Остином Генри Лэйардом и Хормуздом Расамом при раскопках на берегах Евфрата.. Считается самой древней из известных миру библиотек. Задумывалась ассирийским царем Ашшурбанипалом как вместилище всех накопленных человечеством знаний и основывалась на древних шумерских и вавилонских текстах. Включает в себя юридические, административно-хозяйственные записи, описания политических событий, магических и религиозных ритуалов, пророчеств, астрономические и исторические сведения, молитвы, песни. Один из самых известных мифологических текстов – эпос о Гильгамеше. Является одним из основных источников информации об истории и культуре Месопотамии и дешифровки клинописи. Основная часть из 30 000 обнаруженных глиняных табличек находится в настоящий момент в Британском музее.

В 1846 году несостоявшийся английский юрист Г. Лэйярд сбежал из холодного Лондона на Восток, куда его всегда манили жаркие страны и погребенные под землей города. Он не был ни историком, ни археологом, но именно здесь ему чрезвычайно повезло. Г. Лэйярд наткнулся на столицу Ассирийского царства — город Ниневию , о которой европейцы давно знали из Библии, и которая почти три тысячи лет ждала своего открытия.

Ниневия была царской резиденцией почти девяносто лет и своего расцвета достигла при царе Ашшурбанипале , который правил в 669—633 годы до нашей эры . Во время правления Ашшурбанипала «вся земля была мирным домом», войн почти не было, и свободное время Ашшурбанипал посвящал своей библиотеке, которую он собирал с большой любовью, систематически и со знанием древнего «библиотечного дела».

Того, кто посмеет унести эти таблицы...
пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит,
а имя его и его наследников пусть
Будет предано забвению в этой Стране...

Столь грозное предупреждение, по замыслу царя Ашшурбанипала, должно было повергнуть в страх и трепет всякого, кто только помыслит о похищении книг из Ниневийской библиотеки. Никто из подданных царя, конечно же, не осмелился...

Но в 1854 году в библиотеку Ашшурбанипала проник Ормузд, преступивший законы древней Ассирии ради спасения ее в памяти человечества. И если первооткрывателем Ниневии был Г. Лэйярд, случайно обнаруживший несколько табличек из Ниневийской библиотеки, то саму библиотеку раскопал именно Ормузд, один из первых археологов — представителей коренного населения страны.

Среди развалин дворца Ашшурбанипала он обнаружил несколько комнат, в которые, казалось, кто-то нарочно свалил тысячи клинописных табличек. Впоследствии ученые подсчитали, что в библиотеке хранилось около 30 000 тысяч «глиняных книг». Во время пожара, когда впоследствии город умирал под ударами мидийских и вавилонских воинов, в губительном для Ниневии огне «глиняные книги» прошли обжиг, закалились и, таким образом, сохранились. Но, к сожалению, многие разбились.

Ормузд Рассам тщательно упаковал «глиняные книги» в ящики и отправил их в Лондон, но еще тридцать лет понадобилось ученым, чтобы изучить их и перевести на современный язык.

Библиотека царя Ашшурбанипала хранила на глиняных страницах своих книг почти все, чем были богаты культуры Шумера и Аккада. «Глиняные книги» рассказали миру, что мудрые математики Вавилона не ограничились четырьмя арифметическими действиями. Они легко вычисляли проценты, умели измерять площадь разнообразных геометрических фигур, существовала у них сложная таблица умножения, они знали возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня. Наша семидневная неделя тоже родилась в Междуречье, там же была заложена и основа современной науки о строении и развитии небесных тел.

Ассирийцы по праву могли бы претендовать на звание первопечатников, ведь сколько царских указов, государственных и хозяйственных документов нужно было писать и переписывать, прежде чем рассылать их во все концы Ассирийской державы! И чтобы делать это быстро, ассирийцы вырезали на деревянной доске нужные надписи, делали с нее оттиски на глиняных табличках. Чем такая доска не печатный станок?

В Ниневийской библиотеке книги хранились в строгом порядке. Внизу каждой таблички указывалось полное название книги, а рядом — номер страницы. Кроме того, во многих табличках каждая последняя строка предыдущей страницы повторялась в начале следующей.

Имелся в библиотеке и каталог, в котором записывали название, количество строк, отрасль знаний — отдела, к которому принадлежала книга. Найти нужную книгу не составляло труда: к каждой полке прикреплялась небольшая глиняная бирка с названием отдела — совсем как в современных библиотеках.

Здесь были исторические тексты, свитки законов, медицинские справочники, описания путешествий, словари со списками шумерских слоговых знаков и грамматических форм и даже словари иностранных слов, так как Ассирия была связана чуть ли не со всеми странами Передней Азии.

Все книги Ниневийской библиотеки были написаны на глиняных таблетках (таблицах), сделанных из глины самого высокого качества. Сначала глину долго месили, а потом делали из нее брикеты размером 32 х 22 сантиметра и толщиной в 2,5 сантиметра. Когда таблетка была готова, писец треугольной железной палочкой писал по сырой таблетке.

Часть книг в Ниневийскую библиотеку была привезена из побежденных Ассирией стран, часть покупали в храмах других городов или у частных лиц. С тех пор как появились книги, появились и книголюбы. Сам Ашшурбанипал был рьяным коллекционером, и это не случайно.

Ашшурбанипал — редкий случай среди царей Древнего Востока — был образованнейшим человеком для своего времени. Его отец Асаргаддон предполагал сделать сына верховным жрецом, поэтому юный Ашшурбанипал изучал все науки того времени. Любовь к книгам Ашшурбанипал сохранил до конца жизни, поэтому и отвел несколько комнат на втором этаже своего дворца под библиотеку.

Выполни задание:
Значение БИБЛИОТЕК в истории мировой культуры огромно. «Дома табличек», «приюты разума», «аптеки для души», «дома мудрости», «книгохранительные палаты», «храмы литературы» - так называли в разные времена и в разных странах библиотеки.

Какое определение тебе нравится больше всего? Попробуй предложить свое собственное.

Подумай.
Зачем на библиотечных книгах ставят штамп (печать)?

Прочитай книгу:
Липин Б., Белов А. Глиняные книги. - М.- Л., 1952.
Составь рассказ о том, что удалось узнать ученым о жизни жителей Ассирии.
В одном из залов роскошного дворца, стены которого были украшены скульптурными сценами царской охоты на львов, была найдена большая часть библиотеки. Мы можем представить, как посетители библиотеки читали здесь эти необычные книги.

Вместо привычного для нас шелеста страниц, в этих стенах раздавался легкий стук глиняных табличек.

Попробуй представить и нарисовать помещение библиотеки царя Ашшурбанипала.

Библиотеки давно стали неотъемлемой частью культуры каждого народа. А ведь когда-то собраниями книг владели только самые богатые и влиятельные люди и в хранилища допускались лишь избранные читатели. Какую же библиотеку можно назвать древнейшей в мире? Историки считают ею огромное собрание глиняных книг, которое принадлежало жившему более 2,5 тысячи лет назад ассирийскому царю Ашшурбанипалу — ведь там все экземпляры уже были рассортированы и занесены в каталоги.

Крылатые быки понравились больше

В 1847 году английский исследователь Остин Генри Лайард в поисках памятников древности начал раскопки холма Куюнджик на левом берегу реки Тигр. Под слоем земли он обнаружил остатки разрушенного дворца, возведенного на искусственной террасе. Среди предметов древнего искусства Лайард нашел большие базальтовые камни с клинописными надписями, после расшифровки которых выяснилось, что археологу удалось отыскать Ниневию, древнюю столицу Ассирии, а сам дворец принадлежал ее правителю царю Ашшурбанипалу, жившему в 685-627 годах до нашей эры.

Кроме большого количества сохранившихся статуэток, печатей и даже скульптур рабочие, которыми руководил Лайард, извлекли на поверхность около 30 тысяч обожженных на огне или на солнце глиняных табличек с клинописью. Самого Лайарда они не слишком заинтересовали, исследователя гораздо больше привлекли сохранившиеся произведения искусства (такие как каменные крылатые быки с человеческими лицами), которые он отправил в Лондон. Тем не менее таблички тоже переехали в Британский музей, где несколько десятилетий просто лежали в запасниках.

В 1852 году помощники Лайарда в другом крыле дворца отыскали примерно такое же количество исписанных глиняных табличек, и их тоже увезли в Лондон. В Британском музее обе части собрания глинописных текстов поместили в общее хранилище, поэтому сейчас уже невозможно определить, в каком месте были найдены те или иные таблички — но главное, что тексты, состоящие из нескольких частей, стали разрозненными, и это очень затруднило дальнейшие исследования.

В 1854 году Лайард устроил в лондонском Хрустальном дворце выставку своих находок, главными экспонатами которой были реконструированные статуи и барельефы. Мероприятие пробудило широкий интерес к ассирийской культуре, многие ученые стали заниматься расшифровкой ее письменности. После прочтения первых глиняных рукописей стало понятно, что именно они являются главным сокровищем найденного древнего города.

Как винный погреб

Собрание глиняных табличек оказалось самой древней в мире библиотекой, созданной по велению царя Ашшурбанипала. Во время его правления Ниневия достигла вершины могущества, воевать было уже не с кем, и царь все силы отдавал собиранию текстов.

Прежде всего Ашшурбанипал задумал собрать у себя любые документы государства. Он послал во все поселения и храмовые архивы своих людей, которые должны были скопировать имеющиеся там тексты и доставить их царю. Некоторые таблички воспроизводят гораздо более ранние памятники письменности и содержат сведения о событиях, случившихся за сотни и тысячи лет до времени копирования.

Сама библиотека очень отличалась от современных книгохранилищ и внешне была похожа на винный погреб. На полу стояли скамейки из глины, на них — большие глиняные сосуды, куда помещались таблички. Такие же сосуды стояли на полках. В Месопотамии почти не было деревьев, поэтому полки тоже делались из глины. Сосуды, стоявшие на них, имели меньшие размеры, там хранились короткие тексты — песни, царские указы, письма и т.д.

При этом собрание текстов было самой настоящей библиотекой. В нем имелся каталог, куда записывались данные о любой книге: название, количество табличек, а также раздел знаний, к которому относится рукопись. На каждой полке крепилась глиняная бирка с указанием раздела и названиями размещенных на ней книг. Над входом в хранилище была надпись, угрожавшая тем, кто пожелал бы украсть или испортить книги, — их ждала неминуемая кара богов, а имена злодеев и их наследников навеки предавались забвению.

Свидетельство о Всемирном потопе

Самое большое количество текстов относилось к области магии. Могущественный царь очень интересовался тем, как узнать события будущего и удержать власть при помощи общения с высшими силами. Поэтому на многих глиняных табличках записаны заговоры, религиозные ритуалы и молитвы. Но в библиотеке нашлось место и математическим работам, трудам по астрономии, истории, медицине, а также словарям иностранных слов, потому что торговые отношения связывали Ассирию со многими государствами. Некоторые книги переписаны с гораздо более древних шумерских или вавилонских текстов, оригиналы которых не сохранились до нашего времени.

Среди глиняных рукописей были даже первые географические карты! На них отображалась довольно большая территория от государства Урарту (современное Армянское нагорье) до Египта — с названиями стран и городов.

В библиотеке хранились и художественные произведения, в частности, копия записи шумерской легенды о сказочном герое Гильгамеше, оригинал которой, по мнению ученых, был создан в XVIII-XVII веках до нашей эры.

В 1872 году переводчик Джордж Смит объявил, что на одной из табличек записан отрывок из повествования о Всемирном потопе. Газета «Дейли телеграф» выделила ему средства для отдельной экспедиции в Ниневию с целью отыскать недостающие части книги — и Смит успешно сделал это. Последующие лингвистические исследования доказали, что это копия с древнейшей книги, написанной в шумерском городе Уруке (в Библии он назван Эрех) почти три тысячи лет назад, — еще одно подтверждение того, что Всемирный потоп был реальным событием.

Ассирийские первопечатники

Ученые считают, что первые глиняные книги появились именно у древних шумеров. Сначала делались заготовки, размеры которых составляли примерно 32 на 22 сантиметра, а толщина — 2,5 сантиметра. Для удобства письма их с помощью натянутой нити размечали параллельными линиями. Затем на табличках заостренной палочкой выдавливались символы. Обычно ими покрывали обе стороны заготовки, а иногда даже ее торцы, при этом последняя строка предыдущей таблички воспроизводилась в начале следующей. Под текстом писец наносил глубокую поперечную черту, а под ней — название книги, к которой относился данный фрагмент, а также порядковый номер таблички.

Если работу приходилось прерывать, заготовку заворачивали в мокрую тряпку и хранили в таком виде. Заполненная табличка обжигалась в печи или сушилась на солнце.

Ассирийцы переняли у гораздо более древнего народа технологию создания глиняных книг — но внесли в нее изменения, которые можно назвать революционными.

Изучение табличек из библиотеки Ашшурбанипала помогло ученым сделать поразительное открытие: оказалось, что во времена ассирийских царей уже существовало книгопечатание. Небольшие по размеру документы, которые надо было разослать во все поселения страны — к примеру, государственные указы, — не переписывались вручную. Для их изготовления вырезали деревянную матрицу и с нее делали глиняные описки.

Таинственный и мудрый народ

Древнейшая библиотека в мире способствовала изучению загадочной , которая считается одной из самых древних на нашей планете. Она зародилась в долине слияния Тигра и Евфрата шесть тысяч лет назад. Откуда появись эти люди, до сих пор неизвестно. Их язык не похож ни на один другой в мире — в том числе и на языки живших рядом с ними семитских племен. Сами шумеры в своих легендах утверждают, что прибыли с большого острова Дильмун, но отыскать их родину пока не удалось. О том, что они, скорее всего, пришли морским путем, говорит тот факт, что их первые поселения построены в устьях рек. Кроме того, все важнейшие боги в их мифологии связаны с морской стихией, а основным занятием шумеров было судоходство.

Непонятно откуда взявшийся народ обладал поразительными знаниями в области астрономии (в том числе и о том, что Земля зародилась в результате космической катастрофы), медицины, математики, архитектуры и других научных дисциплин. Многие ученые утверждают, что именно шумеры изобрели колесо, гончарный круг и даже пивоварение. При этом из-за сложности их письма (в письменности шумеров в разное время насчитывалось от 600 до 1000 знаков) исследователям долго не удавалось прочесть дошедшие до наших дней тексты. А в библиотеке Ашшурбанипала сохранились словари для перевода с шумерского на язык ассирийцев, а также научные работы, посвященные толкованиям трудных мест в шумерских текстах. Они очень помогли в расшифровке древнейшей письменности.

Золото дороже книг

Ашшурбанипал был последним великим царем Ассирии. Уже через 15 лет после его смерти в страну вторглись полчища кочевников — в основном мидийцев, которых поддержали воины завоеванных ассирийцами государств. О взятии Ниневии рассказывает древняя легенда: жители столицы, окруженной неприступными стенами, успешно отражали атаки противника. Тогда осаждающие запрудили Тигр, вода вышла из берегов и затопила город. Последний царь Ассирии, чтобы не попасть в руки врагов, поджег дворец и сгорел в его пламени.

Город был почти полностью разграблен, но глиняные таблички, в отличие от золота и драгоценностей, не привлекли внимания неграмотных кочевников. Более того, вторично обожженные письмена приобрели дополнительную прочность и сохранились до наших дней. А через несколько столетий над развалинами образовались холмы — и самая древняя в мире библиотека исчезла под землей.

Николай Михайлов

Введение

Первая в мире публичная библиотека

Древние библиотеки Шумера

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала

Первая публичная библиотека в Риме

Первая библиотека Древней Руси

Заключение

Список литературы

Введение

Слово "библиотека" - греческого происхождения. "Библос" означает "книга" (ср. слово "Библия", т.е. "[Священная] книга"), "теке" - "склад, хранилище" (ср. производные от этого корня: аптека, картогедя, фонотека, дискотека и др.). В прошлом уроке уже упоминалась крупнейшая общественная библиотека античности - Александрийская. Столь же знаменитой была Пергамская библиотека. Было и много других библиотек поменьше - городских, школьных, - были и частные, домашние собрания книг. Что же это были за библиотеки? Что за книги там хранились, как они выглядели и на чем были написаны?

Любопытно, что первое и исконное значение латинского слова liber - "лыко", а уже второе - "книга". Значит, первоначально римляне писали, делали записи на коре деревьев (интересная параллель - берестяные грамоты в древнерусском Новгороде).

Известно, что основой для письма людям издревле служили самые разнообразные материалы: скалы, каменные плиты, кора деревьев, пальмовые листья, глиняные таблички, таблички из бронзы, свинца, олова и других материалов, наконец, папирус из Египта и пергамен (не путать с пергаментом - современным видом упаковочной бумаги), названный так по городу Пергаму в Малой Азии, где во II веке до н.э. было налажено производство писчего материала из телячьей кожи. Вплоть до Х века, когда Европа познакомилась с изготовлением бумаги, да и позже, пергамен оставался здесь главным писчим материалом.

И в Греции, и в Риме писали в основном на папирусе и на пергамене, которые сначала изготавливались в виде свитков, наматывавшихся на деревянную палку, вкладывавшихся в специальные футляры и хранившихся в сундуках или на полках в шкафах. На одном из концов палки висел ярлычок с названием книги, ее содержанием. Позже научились складывать листы пергамена или папируса вчетверо, образуя компактные "тетради" (по-гречески "четверки"). Связав вместе несколько таких тетрадей, получали "том" или "кодекс".

Уже с V века до н.э. в Афинах были книготорговцы, что говорит о широком хождении книги как товара и о том, что они переписывались во многих экземплярах (для этого издатели содержали большой штат переписчиков).

В Риме первые богатые частные библиотеки появляются во II-I веках до н.э. В I веке до н.э. Гай Юлий Цезарь задумал устроить в Риме первую общедоступную библиотеку. Известно, что в правление императора Константина в IV веке н.э. в Риме было 28 публичных библиотек.

Первая в мире публичная библиотека

Это было в III в. до н. э. Большой корабль с поднятыми парусами, всплескивая сотнями весел, подходил к берегам Египта.

Корабль шел из Афин. В его трюме наряду с другими товарами находились ларцы, наполненные книгами. Это были свернутые в свитки листы папируса и пергамена.

Александрия, население которой достигало нескольких сотен тысяч человек, была столицей могущественной державы, созданной одним из военачальников Александра Македонского - Птолемеем, захватившим Египет, соседнюю Киренаику, часть Сирии, остров Кипр и ряд областей в Малой Азии.

Греки - эллины - принесли в завоеванные страны богатую культуру, усвоив в то же время высокие культурные достижения народов Древнего Востока. Здесь возникла новая, так называемая эллинистическая культура, выдающимся центром которой стала Александрия.

Царь Птолемей и его преемники покровительствовали развитию науки, литературы и искусства. Они создали в Александрии научное учреждение, получившее название «мусейон», что в переводе значит «учреждение, посвященное музам». (По представлению древних греков, девять муз покровительствовали различным искусствам и наукам.)

Одновременно усилиями многих ученых и при энергичном содействии египетских царей в Александрии была создана первая в истории публичная библиотека, которой могли пользоваться не только граждане Александрии, но и приезжие.

К этому времени на греческом языке было написано огромное количество произведений. Среди них сочинения по различным отраслям науки, техники, сельского хозяйства и особенно много художественной литературы. Все произведения существовали только в рукописях, поэтому экземпляров было очень мало, находились они обычно у частных лиц и стоили очень дорого. Писали на длинных листах, склеенных из разрезанных стеблей папируса, или на особо обработанной коже - пергамене (от названия малоазиатского города Пергама, где впервые стали изготовлять пергамен). Маленькие сочинения умещались в один свиток, большие делились на несколько свитков по разделам.

Птолемей рассылал своих уполномоченных во все страны культурного мира для покупки сочинений на греческом и других языках.

Всем начальникам кораблей, приходивших в Александрию, было предписано сообщать об имевшихся на борту литературных произведениях, которые часто приобретались для библиотеки.

Для библиотеки было выстроено специальное здание в одном из лучших районов Александрии. Оно имело форму прямоугольника и было украшено со всех сторон рядами изящных колонн, между которыми стояли статуи выдающихся писателей и ученых.

Вход вел в большой, облицованный белым мрамором зал. Здесь были расставлены столы для чтения и письма, а подле них удобные кресла и ложа (знатные греки любили возлежать за столом на мягких ложах). За этим залом находилось огромное хранилище свитков и служебные помещения - комната главного хранителя библиотеки, его помощников и переводчиков. В библиотеке велась большая научная работа. Здесь занимались выдающиеся ученые того времени: физик Геронд, астрономы Эратосфен и Аристарх Самосский, анатом и врач Герофила, математики Евклид и Архимед и многие другие.

Огромное количество произведений замечательной греческой литературы и литературы других древних народов Средиземноморья удалось собрать в Александрийской библиотеке. В начале I в. до н. э. общее число свитков доходило до 700 тыс. Это по крайней мере 200-300 тыс. наших книжных томов. Здесь были полные собрания произведений великих греческих драматургов - трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, Менандра.

В библиотеке были тысячи трудов по истории не только больших государств, но и отдельных местностей и городов древнего мира. Сохранившиеся до нашего времени замечательные произведения древнегреческих историков - «отца истории» Геродота, Фукидида, Полибия и других - лишь незначительная часть этого богатейшего собрания (см. ст. «Историки Древней Греции и Древнего Рима»).

Из хранившихся в библиотеке произведений философов древности немногие дошли до нас. Их внимательно изучают современные исследователи. Философские сочинения древних греков, особенно Аристотеля, высоко оценили К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Очень тщательно собирались в библиотеке сочинения по архитектуре, военному делу, точным и естественным наукам: математике, физике, астрономии, технике, ботанике, географии и медицине. Среди медицинских книг были сочинения основателя медицинской науки Гиппократа и его учеников.

Создание библиотеки имело огромное значение для развития культуры. Ученые, философы, педагоги, военные, писатели, художники впервые получили возможность широко изучать литературу по своей специальности, знакомиться с жизнью и культурой современных им народов и народов далекого прошлого.

Древнегреческие философы (слева направо) Платон (427-347 до н. ,э.) и Аристотель (384-322 до н. э.), сочинения которых находились в Александрийской библиотеке.

В Александрийской библиотеке возникла совсем новая наука - классификация - распределение сотен тысяч различных сочинений по разделам и составление каталога с обозначением автора и названия каждой книги. Крупный ученый Каллимах составил описание всех свитков Александрийской библиотеки. Его грандиозный труд занял бы 122 наши большие книги (труд этот не дошел до нас).

Александрийская библиотека просуществовала в своем первоначальном виде около 200 лет. В 48- 47 гг. до н. э., когда войска римского военачальника Юлия Цезаря (см. ст. «Начало империи») ворвались в Александрию и вступили в ожесточенную борьбу с населением города, возник пожар. Часть библиотеки погибла в огне. Много свитков Цезарь отправил в Рим, но корабль со свитками затонул.

В конце IV в. н. э., во время ожесточенной борьбы христиан со сторонниками древних верований, одно из зданий Александрийской библиотеки было разрушено толпой фанатиков-христиан, и ее сокровища почти целиком погибли. Остатки замечательного собрания древней литературы были уничтожены в VII в. н. э. войсками арабского халифа, которые захватили Александрию в 641 г.

Но за много веков существования Александрийской библиотеки в ней работали сотни ученых и писателей и многие из хранившихся в ней сочинений расходились по всем странам древнего мира. Благодаря этому для последующих поколений сохранилась часть находившихся в библиотеке культурных сокровищ древности. Они легли в основу научных знаний и литературы многих народов в средние века и в новое время.

Древние библиотеки Шумера

В начале III тысячелетия до н. э. на берегах рек Тигра и Евфрата находился один из очагов древней цивилизации – Месопотамия. Ее южная часть носила название Двуречье. Прекрасные географические и климатические условия создали условия для жизни и развития людей на этой территории еще задолго до рассматриваемого нами периода. Несколько десятков небольших городов-государств были построены на холмах и окружены стенами. Именно древние Лагош, Ур, Ниппур и др. стали основными носителями шумерской цивилизации. Самый молодой из них – Вавилон развивался столь стремительно, что в I тысячелетии до н. э. греки стали называть Двуречье по его имени Вавилонией.

Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте древнейших городов Месопотамии. Перед археологами возникли руины дворцов и храмов, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда. Среди всех прочих находок, они увидели большое количество разнообразных по размеру и форме шумерских клинописных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни. Хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов III тысячелетия до н. э. и другую разнообразную информацию оставили для потомков жители древности.

При раскопках в городе Ур были найдены несколько библиотек, небольшие собрания священных текстов, личные библиотеки. Особое значение имели находки, сделанные учеными в г. Ниппуре (совр. Ирак) - древнейшем религиозном центре шумеров. Около 100 тысяч глиняных табличек, размещавшихся в 62 комнатах, порой расколотых на десятки кусочков или со стертыми надписями, были найдены на месте храмовой библиотеки Ниппура.

Всего известно около 150 памятников шумерской литературы. Среди них стихотворные записи мифов, эпические сказания, молитвы, гимны богам и царям, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о народных бедствиях, составлявшие часть храмового богослужения; широко представлена дидактика: поучения, назидания, споры-диалоги, а также басни, анекдоты, поговорки и пословицы. Конечно, такое распределение по жанрам совершенно условно и опирается на наши современные представления о жанрах.

Сами шумеры имели свою собственную классификацию - почти в каждом литературном произведении в последней строке обозначен его «жанр»: хвалебная песнь, диалог, плач и т. д. К сожалению, принципы этой классификации нам не всегда ясны: однотипные, с нашей точки зрения, произведения попадают в шумерских обозначениях в разные категории, и наоборот - к одной категории отнесены памятники заведомо разных жанров, скажем гимн и эпос. В ряде случаев классификационные обозначения указывают на характер исполнения или музыкального сопровождения (плач под свирель, песнь под барабан и т. д.), поскольку все произведения исполнялись вслух - пелись, а если не пелись, то читались нараспев после заучивания по табличке.

Таблички, найденные в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: “Документы, касающиеся сада”, “Посылка рабочих” и др. Имелись таблички с пометами об утрате текстов, списком 87 произведений - своеобразные прообразы каталога. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о “фондах” и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории.

В начале II тысячелетия до н. э. храмовая библиотека Ниппура была сожжена эламским завоевателем Кудур-мабуком.

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).

Первая публичная библиотека в Риме

«Плоды человеческого разума являются общим достоянием». Эта фраза принадлежит основателю первой в мире публичной библиотеки Азинию Поллиону. Открытие этой библиотеки состоялось в Риме в 39 году до н.э.

До II века до н.э. в Риме лишь единицы читали и собирали книги. А вот уже во II веке до н.э. с расширением римской экспансии на Восток в Риме появились и первые частные библиотеки. Первые собрания книг у римлян представляли собой лишь трофеи римских военачальников: Эмилий Павел в 168 году до н.э. привез библиотеку македонского царя Персея, а Лукулл книги, захваченные в Понтийском царстве...

Во второй половине II века и в I веке до н.э. римляне более всего воевали с греками, жившими в странах Восточного Средиземноморья и на Черном море. Эллинский мир в культурном отношении был несравнимо выше римского. С завоеванием Римом восточных областей начинается массовое проникновение в Рим передовой греческой культуры. Говорить по-гречески, уметь читать книги выдающихся греческих авторов становится престижно. (Как в России в XIX веке говорить по-французски!)

Уже к I веку до н.э. там появляется великое множество частных библиотек. Некоторые из них были весьма значительны до 30 тысяч свитков! Эти личные библиотеки чаще всего размещались на виллах бывших военачальников, в помещениях, хорошо проветриваемых, с окнами, выходящими на восток, дабы книги лучше сохранялись. Свитки хранились в невысоких шкафах, стоящих вдоль стен, иногда в нишах стен, а также в шкафах, стоящих в центре помещения. Шкафы в основном были сделаны из кедра, так как он мало подвержен порче и гниению. (Одна из таких вилл "Вилла де Папира" была обнаружена и раскопана в Геркулануме, городе, погибшем в результате катастрофического извержения Везувия).

Во второй половине I века до н.э. благодаря мощному влиянию греческой культуры в Риме появляется большое количество образованных, пытливых и талантливых людей. Этим людям необходимо было общаться между собой, делиться знаниями, наводить справки у авторитетных авторов мудрых книг, спорить, соревноваться в красноречии... Нужны были специальные учреждения для этого. Так постепенно вызревала необходимость создания в Риме публичных библиотек как центра общения и равного доступа к книгам.

Знаменитый Гай Юлий Цезарь (10044 гг. до н.э.), побывав в 47 году до н.э. в Египте, в Александрии, увидел собственными глазами знаменитую библиотеку. Он задумал основать в Риме подобную, но доступную большему числу людей. Поэтому у него возникло намерение вывезти из Египта в Рим массу книг, перевести эти книги на латинский язык, сохранив при этом и оригиналы, пригласить в Рим александрийских ученых, писателей и поэтов.

Убийство в 44 году до н.э. Цезаря помешало осуществлению этих планов. Но зерно, посеянное просвещенным властителем, проросло. Через пять лет после его смерти первая публичная библиотека была открыта. Военачальник Гай Азиний Поллион (76 год до н.э. 5 н.э.), успешно закончив войну с Парфией и возвратившись в свой родной город, построил у себя на вилле на средства военной добычи известный Атриум Свободы. В нем-то и расположилась эта самая библиотека. Она обслуживала открытую там же "Академию красноречия".

В основанной Поллионом библиотеке собирались философы, чтобы побеседовать о творениях греческой мысли, поэты, чтобы почитать полюбившиеся стихи и обсудить литературные достоинства того или иного произведения, блеснуть красноречием. Основу библиотеки составили книги, захваченные римлянами в Иллирии, и делилась она на фонды латинских и греческих книг. Преобладали, конечно, греческие книги.

Вслед за Поллионом две публичные библиотеки, латинскую и греческую, основал в 28 году н.э. Октавиан Август. Они располагались в Риме на холме Палатин при храме Аполлона (так называемая Палатинская библиотека). В дальнейшем их открывали Тиберий (правил в 1437 гг. н.э.), Веспасиан (правил в 7079 гг. н.э.), Траян (правил 98117 гг. н.э.) и другие императоры. С их стороны это были популистские акты. Дело в том, что во времена империи постройка и открытие публичных библиотек считались большой заслугой перед обществом.

Первая библиотека Древней Руси

Считается, что первая библиотека Древней Руси была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века.

Все правители европейских стран, которым выпало счастье породниться с великим киевским князем (дети Ярослава были женаты или состояли в замужестве с представителями царствующих династий Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, Риме и Византии), знали о пристрастиях своего восточного родственника и при каждом удобном случае дарили ему книги. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями.

Дальнейшее накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей; занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Примером такого перевода является историческое сочинение «Хроника Георгия Амартола».

Ипатьевская летопись писала о пользе книг: «Велико бо польза бывает человека от учения книжного. И книгами бо кажеми и учили если пути покаянию и мудрости бо обретаем и воздержание от словес книжных». Нет, недаром князь Ярослав получил прозвище Мудрый! Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, "любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...".

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата". Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом".

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

По утверждению известного советского исследователя и спелеолога И. Я. Стеллецкого, «ни археологи, ни архитекторы этим вопросом не интересовались и никогда ничего на эту тему не писали». Зато кладоискатели держат библиотеку Ярослава Мудрого в поле зрения с давних времен. Многие уверены, что под Софийским собором имеются обширные подвалы, которые по-настоящему никем не обследовались.

Заключение

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Официально первой библиотекой считается коллекция глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденная в храме вавилонского города Ниппур. Одним из древнейших дошедших до нас собранием книг можно также считать ящик с папирусами, найденный в одной из гробниц близ египетских Фив. Он относится ко времени II переходного периода (XVIII - XVII вв. до н. э.). Приблизительно около 1250 года до н. э. Рамзесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека - собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В древности библиотеки были редкостью. В конце концов, большинство людей даже не умели читать. Если же случайно они были этому обучены, то найти письменное слово было трудно, потому что обычно их вырезали на твердых табличках или кропотливо переписывали на папирус (это нужно было делать каждые несколько лет, потому что чернила выцветали, а в процессе написания допускались ошибки). Поэтому наличие библиотеки (или архива) было важным делом. Это указывало на то, что город был культурным и образованным. Однако кроме знаменитой Александрийской библиотеки большинство из нас не смогут назвать ни одной другой древней библиотеки. Сегодня мы собираемся это изменить. Познакомьтесь с 25 невероятными древними библиотеками, о которых вы должны знать.

Фото: Public Domain
25. Александрийская библиотека (Library Of Alexandria) была одним из чудес Древнего мира, и ее жестоко уничтожил пожар, разразившийся около 48 г. до н. э. (точно никто не знает), когда сам Юлий Цезарь поджег гавань в надежде победить вторгшуюся армию. В этой истории нет ничего, что не было бы трагичным и печальным.


Фото: commons.wikimedia.org
24. Бодлеанская библиотека (Bodleian Library) - главная научная библиотека Оксфордского университета (University of Oxford) в Англии. Она была основана в 1602 году, когда Томас Бодли (Thomas Bodley) пожертвовал деньги и часть своей собственной коллекции, чтобы заменить книги и документы, которые были уничтожены во время очередного из множества переворотов. В настоящее время в Бодлеанской библиотеке содержится примерно 11 миллионов томов, не считая онлайн изданий и журналов, и всем этим регулярно пользуются студенты и ученые.


Фото: commons.wikimedia.org
23. Библиотека в Тимгаде (Library at Timgad) была даром римскому народу от Юлия Квинтиана Флавия Рогатиана (Ulius Quintianus Flavius Rogatianus). Никто точно не знает, когда она была построена, и ее архитектура довольно скучна - она имеет прямоугольную форму. По оценкам, в библиотеке было около 3000 свитков, но важно то, что эта библиотека показала - в римском городе была развитая библиотечная система, что говорит о высоком уровне обучения и культуры.


Фото: Public Domain
22. В руинах храма в древнем вавилонском городе Ниппур (Nippur) были обнаружены несколько комнат, внутри которых лежали глиняные таблички, это говорило о том, что в Ниппурском храме была хорошо укомплектованная библиотека, начиная с первой половины 3 - го тысячелетия до нашей эры.


Фото: en.wikipedia.org
21. Династия Цин просуществовала с 221 г. до 207 г. до н. э., но ее влияние на регион оказалось длительным. В конце концов, именно оттуда пришло название «Китай». В течение большей части этого времени, правительство очень внимательно курировало библиотеку, поскольку стремилось контролировать доступ к информации (эти люди не выжили бы во времена интернета). Все книги, которые не нравились правительству, сжигались, как и некоторые ученые. Несмотря на властное и жестокое правительство, сжигающее все, что считало ненужным, многие замуровывали книги в стены своих домов, чтобы спасти их. Цель правительства заключалась не в уничтожении информации, а в контроле над ней, и с этой целью была создана новая система письменности, а простых людей стали поощрять к чтению. Одно только это стало объединяющим Китай фактом на протяжении веков.


Фото: Public Domain
20. Библиотека на греческом острове Кос (Kos) - наглядный пример ранней провинциальной библиотеки. Во времена династии Птолемеев Кос стал центром обучения и науки. Гиппократ - великий врач – прибыл из Коса и он, вероятно, учился здесь.


Фото: Shutterstock,
19. Храм Эдфу (Edfu) в Древнем Египте, посвященный Богу Гору, выглядящему как сокол, располагался на западном берегу Нила в Эдфу, в верхнем Египте. Рядом со двором находилась небольшая комната, построенная между 237 и 57 годами до н. э., в которой были папирусные свитки, а надписи на стенах говорят о «многих сундуках с книгами и больших кожаных рулонах» - это означает, что в храме была собственная библиотека переплетенных книг. Довольно редкая для того времени.


Фото: Shutterstock,
18. Гондишапурская Академия (Academy of Gondishapur) в Древнем иракском городе Гондишапур (Gondishapur) была интеллектуальным центром империи Сасанидов (Sassanid empire), и полагают, что здесь обучались не только богословию, естественным наукам, математике и философии, но и медицине. В Гондишапуре также была больница, являвшаяся в 6-м и 7-м веках, возможно, самым важным мировым медицинским центром.


Фото: Public Domain
17. В древности Багдад в Ираке был центром познания и культуры, и здесь находилась, пожалуй, самая известная библиотека - Дом Мудрости, основанный в девятом веке. Некоторые из самых ранних и наиболее известных ученых и математиков Ближнего Востока часто посещали его. Дом Мудрости был разрушен в 1258 году, из-за...монголов.


Фото: commons.wikimedia.org
16. Царство Эбла (Ebla) было одним из первых известных Сирийских Царств. Оно началось с небольшого поселения, возникшего в бронзовом веке, а затем его строили и разрушали несколько раз в течение последующих столетий, прежде чем окончательно разрушили в 1600 году до нашей эры. Было обнаружено, что в Библиотеке Эблы (Library at Ebla) хранилось более 1800 глиняных табличек и еще много фрагментов табличек. Неясно, была ли это публичная библиотека или личная королевская библиотека, но она остается самой старой библиотекой - ее табличкам около 4500 лет.


Фото: Wikimedia Commons
15. Богословская Библиотека Кесарии Палистинской (Theological Library Of Caesarea Maritima). Когда-то в Кесарии, расположенной между Хайфой и Тель-Авивом на берегу Средиземного моря на севере Израиля, была Богословская Библиотека Кесарии, являвшаяся частью Христианской Академии (Christian Academy) города. Академия и библиотека были центром христианского и еврейского образования и источником текстов, а также содержали греческую литературу, как историческую, так и философскую. Предположительно, в библиотеке было более 30 000 рукописей. Она была разрушена арабами в 7 веке.


Фото: Public Domain
14. Константинополь был сердцем славной Византийской империи, прежде чем в 1423 году его жестоко захватили османы (некоторые из нас до сих пор не могут с этим смириться). Но прежде чем смогли добраться до нее, императорская Библиотека Константинополя (Imperial Library of Constantinople), включая Скрипторий (Scriptorium), в котором транскрибировались и переписывались древние папирусы, была разрушена четвертым крестовым походом, в 1200-х годах (мы также не можем с этим смириться. Оставьте уже Константинополь в покое!).


Фото: Public Domain
13. Пергамская Библиотека (The Library Of Pergamum) была основана около 170 г. до н. э., во времена правления короля Эвмена II (Eumenes II), в месте, которое сейчас известно как Бергама (Bergama) в Турции. Некоторые историки считают, что библиотека могла быть построена, чтобы создать конкуренцию Александрийской Библиотеке. Говорилось, что она вмещала более 200 000 томов, у нее был большой главный читальный зал с полками, и, как и в других библиотеках в этом списке, было пространство между внешними и внутренними стенами, чтобы защитить драгоценные письмена от влажности и температурных колебаний.


Фото: commons.wikimedia.org
12. В Храме Аполлона Палатинского (Temple of Apollo Palatinus) в Древнем Риме была собственная библиотека. В соответствии с классической традицией, греческие и латинские произведения хранились отдельно, а сама библиотека была достаточно большой для проведения заседаний Сената. Библиотекарем был образованный бывший раб – Гай Юлий Гигин (C. Iulius Hyginus).


Фото: commons.wikimedia.org
11. Возможно, одна из самых известных библиотек в древнем мире, Библиотея Ульпия (Bibliothea Ulpia) была одной из самых известных римских библиотек, она сохранилась до второй половины пятого века нашей эры. Мы знаем, что она просуществовала так долго, из писаний Венантия Фортуната (Venantius Fortunatus), датированных 576 годом нашей эры.


Фото: commons.wikimedia.org
10. В 1303 году (уже во времена Средневековья), после смерти папы Бонифация VIII (Pope Boniface VIII), Папскую Библиотеку (Papal Library) перенесли в Авиньон, Франция, где она стала основой для знаменитой Ватиканской библиотеки (Vatican Library), которая в настоящее время находится в Ватикане, и вмещает в себя более 1 миллиона печатных книг и около 75 000 рукописей (и предположительно секретных архивов).


Фото: Public Domain
9. Библиотека Аристотеля была частной коллекцией, и о ней известно очень мало. Живший в первом веке географ по имени Страбон (Strabo) писал о ней: «Первый человек, насколько я знаю, собрал книги и научил царей в Египте, как организовать библиотеку». Некоторые считают, что коллекция Аристотеля стала основой Великой Александрийской библиотеки.


Фото: commons.wikimedia.org
8. В 1200 году до нашей эры древний город, находившийся на территории современной Сирии, Угарит (Ugarit), мог похвастаться не одной, а пятью библиотеками. Две из них были частными, что еще более впечатляет. Большинство коллекций представляли собой большие глиняные таблички, а их содержимое, написанное на, по меньшей мере, семи различных , охватывало многие области (включая художественную литературу).


Фото: commons.wikimedia.org
7. Тимбукту находится в Мали (Mali) в Западной Африке, а во времена Древнего мира и Средневековья это был известный интеллектуальный центр, в котором было полно библиотек, а также известный Университет (это было еще до того, как вы могли выйти в интернет, поэтому наличие Университета было серьезным показателем). Более 700 000 рукописей из этих библиотек были обнаружены заново, они касаются, в основном, Ислама и исламской тематики.


Фото: commons.wikimedia.org
6. Университет Таксилы (University of Taxila) находился в Древней Индии, в месте, известном как страна Гандхар (Gandhar) (ныне Пакистан). Основанный около 600 до н. э., он предлагал обучение по 68 предметам, и в какой-то момент здесь обучались более 10000 студентов со всего древнего мира, а университетская библиотека очень высоко ценилась. Место расположения Университета Таксилы теперь является охраняемой территорией, где ведутся археологические работы.


Фото: commons.wikimedia.org
5. Университет Наланда в Бахире (Nalanda University in Bahir), Индия, примерно с 400 г н.э. был одним из самых важных интеллектуальных центров в Древнем мире, а его библиотека получила название «Дхармаганджа (Dharmaganja) (Сокровищница Истины)». В ней было девять этажей, и монахи без перерыва копировали рукописи, чтобы у ученых мужей были свои собственные копии – неслыханная роскошь в Древнем мире. Турецкие захватчики сожгли университет в 1193 году.


Фото: en.wikipedia.org
4. Библиотека Цельса в Эфесе (Celsus Library in Ephesus) была одной из крупнейших библиотек в Древнем мире, в которой хранилось около 12 000 рукописных книг. Здесь было множество наружных стен, призванных защитить драгоценные книги от влажности и температурных колебаний, но, к сожалению, библиотека была уничтожен пожаром в третьем веке нашей эры, хотя части сохранившейся передней стены были восстановлены в четвертом веке.


Фото: commons.wikimedia.org
3. Названная в честь последнего Великого короля Новоассирийского Царства и ее основателя, Королевская Библиотека Ашшурбанипала (Royal Library of Ashurbanipal) была построена около 650 г. до н. э. Король Ашшурбанипал (Ashurbanipal) был страстно увлечен написанным, вернее вырезанным словом, поэтому в 1849 году из руин библиотеки было извлечено более 30 000 клинописных табличек и их фрагментов. Теперь они находятся в безопасности в Британском музее (British Museum). Эта библиотека и ее (повторное) открытие были очень важны для изучения древней истории Ближнего Востока.


Фото: commons.wikimedia.org
2. Вилла Папирусов (Villa of the Papyri) находится в городе Геркуланум (Herculaneum), Италия. Это одна из немногих классических библиотек, все еще сохранившихся в наше время. Она была обнаружена археологами в 1752 году, внутри нее находилось более чем 700 обугленных свитков. Предполагается, что поместье, частью которого является библиотека, принадлежало тестю Юлия Цезаря - Люциусу Кальпурнию Пису Лициниану (Lucius Calpurnius Piso Caaesoninus).


Фото: commons.wikimedia.org
1. Библиотека Аль-Карауин (Аl-Qarawiyyin Library) в Фесе, Марокко, возможно, самая старая библиотека в мире. В 2016 году ее восстановили и открыли для публики. Библиотека впервые открылась в 859 году (нет, мы не пропустили цифру, их там только 3), но была закрыта для публики в течение очень долгого времени. Архитектор, ответственный за проект реставрации, Азиза Чауни (Aziza Chaouni), сама уроженка Марокко, позаботилась о том, чтобы вновь отреставрированная библиотека снова открыла свои двери для публики.