Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы. Изменение системы ценностей

Я отвечу про характер, поскольку больше про это знаю. Да. Такое бывает. В результате психотерапии, тренингов и духовных практик характер человека может меняться.

Как правило, под характером понимают совокупность поведенческих черт и особенностей, позволяющая предсказывать поведение человека (). Например, если при прочих равных человек предпочтет пообщаться с другими людьми, чем остаться в одиночестве, можно говорить об общительности как черте характера. В отличие от темперамента, который связан с особенностями работы нервной системы и телесной организацией, характер легче меняется. Новые способы поведения, поддержанные средой, закрепляются и появляются новые черты характера. Ранее замкнутый человек, получивший опыт интересного и полезного общения, будет чаще вступать в общении и становиться более общительным.

Есть данные о том, как психологические практики меняют характер человека и его поведение. Например, практики осознанности и ежедневные медитации помимо развития собственно осознанности способствуют увеличению зрелости личности, развитию способности опираться на себя, увеличивают готовность к взаимопомощи (Campanella F., Crescentini C., Urgesi C., Fabbro F. Mindfulness-oriented meditation improves self-related character scales in healthy individuals. Comprehensive psychiatry. 2014 Jul;55(5):1269-78). Тренинг, основанный на медитации сострадания, помогает людям, склонным чрезмерно стыдить себя и обесценивать результаты своей работы, перестать постоянно критиковать себя и от этого тревожиться (Hooria Jazaieri, Kelly McGonigal, Thupten Jinpa, James R. Doty, James J. Gross, Philippe R. Goldin. A randomized controlled trial of compassion cultivation training: Effects on mindfulness, affect, and emotion and Emotion 38, June 2013). Психоаналитики утверждают, что в результате длительного психоанализа клиенты личностно меняются. У них повышается устойчивость к фрустрации, отношение к собственной агрессии и способность справляться с агрессией других, нормализуется самооценка, развивается возможность к реализации взаимных близких отношений, меняется уровень личностной организации (Alexander Wilczek, Jacques P. Barber, Petter Gustavsson, Marie Asberg, Karolinska Institutet, Robert M Weinryb. Change After Long-Term Psychoanalytic Psychotherapy. Journal of the American Psychoanalytic Association 52(4):1163-84 · February 2004).

При этом важно помнить об основном тезисе теории парадоксального изменения А. Бейссера: «Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле – быть полностью вовлеченным в настоящее. Отвергая роль агента по изменениям, мы делаем так, что значимое изменение может произойти» (Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.95-100). То есть работа над собой важна, но она не приведет к изменениям, пока человек не будет понимать, над чем он работает: кто он и какой он уже сегодня.

Характер является приобретенным свойством человека, в отличие от темперамента - врожденного и неизменного свойства. Да, с течением жизни, под влиянием внешних факторов, событий, взросления, потрясений, изменения мировоззрения и многих других единиц, вовсе не обязательно это должны быть целенаправленные тренинги, семинары и прочее, характер может видоизменяться, но, отмечу, лишь видоизменяться, в корне же -нет.
Выделяют 4 основные группы черт характера, такие как: отношение человека к окружающим(общительность, чуткость, замкнутость, уважение), отношение к труду(трудолюбие, склонность к творчеству, лень, отношение к самому себе (самокритичность, скромность, эгоцентризм), отношение человека к вещам(аккуратность, педантизм, неряшливость). Не стоит быть человеком большого ума, дабы проследить у себя метаморфозы в тех или иных качествах и спроецировать в общем, что все это вполне может менять свою силу и направление в ходе жизни, под влиянием собственных усилий или же в силу изменения отношения к окружающему миру.

Да, да и ещё раз да.
Чем чаще по определённому синапсу в мозге проходит сигнал, тем сильнее в дальнейшем этот синапс будет передавать сигнал -> этот сигнал будет иметь больше влияния на нервную деятельность. То есть когда мы думаем одни и те же мысли, или ощущаем одни и те же сенсорные стимулы, мы знакомимся с ними всё глубже и они приобретают всё больший вес в нашей системе ценностей, и, можно сказать, на всё большее время захватывают "прямой эфир" нашего мышления. Это ощущается как запоминание, обучение, ознакомление с чем-либо, привыкание к чему-либо.
Если же стимуляция синапса постепенно уменьшается (мысль реже думается, или информация определённого рода не поступает с органов чувств), то синапс начинает проводить сигнал слабее. И мы постепенно "забываем", "отвыкаем", "отвлекаемся" от мысли или образа.
Так вот. Постоянно думая о том, кем ты хочешь стать, и размышляя над тем, как бы поступил такой человек в какой-то ситуации, с которой ты столкнулся, и пытаясь действовать как он, ты заставляешь работать те синапсы, которые у тебя развиты слабо. Они начнут усиливаться, и мышление будет разрастаться всё сильнее именно в этой сфере, к которой ты хочешь приблизиться. Ты станешь по поведению и мыслям приближаться к тому, кем хотел стать. Поначалу будет тяжело, но чем дальше, тем проще. А синапсы, отвечавшие за старые привычки, будут неизбежно получать меньшую долю стимуляции, и постепенно станут не более выраженными, чем это необходимо для жизни вообще. И перестанут вызывать фрустрацию своей непреодолимостью.
Так можно изменить себя. Почти всё, кроме самого глубинного - сознания, "Я".
Такой процесс изменения может иметь место как задуманный самим человеком, или же спонтанный - в случае изменения среды обитания человека, компании, работы, хобби, или при постоянном приёме наркотиков или некоторых лекарств

Характер - скорее нет. Умение владеть собой, контролировать эмоции - скорее да. Ценности, если это действительно была серьезная работа над собой - да. Чаще всего это вектор от жажды соответствия чьим-то ожиданиям ("я должна быть хорошей, красивой, доброй, должна нравиться людям") к принятию себя и формированию личных целей ("я могу быть тем-то и такой-то, но я делаю это для себя, мне быть такой комфортнее, и я такая - это нормально. Я хочу в жизни вот этого _для себя_, а не потому что этого ждут от меня другие. Или не ждут. И вот такие-то вещи нужно делать как-то так - не ради оценки, а потому что это правильно.")

Избранное в Рунете

Максим Руднев

Руднев Максим Геннадьевич – кандидат социологических наук, научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ.


Рональд Инглхарт, своего рода «селебрити» в мире социальных наук, известен как создатель теории постматериалистического сдвига в современном обществе и организатор Всемирного исследования ценностей. Основная цель рецензируемой работы - оформление уже высказанных ранее идей и выводов, полученных на основе эмпирических исследований, в рамках теории «человеческого развития». Возможно, не все согласятся с идеями, изложенными в этой книге, но уж точно всех она спровоцирует на полезные размышления.

Рецензия на книгу: Ronald Inglehart, Christian Welzel. Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge University Press, 2005 (Модернизация, культурные изменения и демократия / Инглхарт Р., Вельцель К. — М.: Новое издательство, 2011. — 464 с.)

<…> Рональд Инглхарт — сво­его рода «селебрити» в мире социальных наук. Известен он прежде всего тео­рией постматериалистического сдвига в западных индустриальных обще­ствах и организацией Всемирного исследования ценностей (World Values Survey). Кристиан Вельцель — давний соавтор Инглхарта и вице-президент Всемирного исследования. <…>

Свои исследования Инглхарт начал более 30 лет назад и на основе регу­лярных европейских опросов сделал вывод о «тихой» революции, которая происходит среди населения нескольких стран Западной Европы и заключа­ется в том, что ценности материализма постепенно вытесняются ценностя­ми постматериализма. Затем, в 1981 г., было организовано Европейское ис­следование ценностей (European Values Study), к которому в начале 1990-х присоединились десятки стран по всему миру и был проведён, пожалуй, самый масштабный соцопрос за всю историю — в его рамках были обсле­дованы репрезентивные выборки населения 97 стран мира. Такие опросы проводятся каждые пять лет, многие страны участвовали в них уже не раз, и это позволяет отслеживать изменения ценностей, установок и мнений, в некоторых случаях — в течение 30 лет. Приятной особенностью опроса яв­ляется то, что его данные открыты для всех желающих, их можно свободно скачивать с сайта www.worldvaluessurvey.org, делать собственный анализ и перепроверять результаты исследований Инглхарта.

В исследованиях Инглхарта прослеживается эволюция, в которой можно выделить три этапа. Первый заключался в разработке теории «тихой рево­люции» и выведении ценностного измерения материалистических и пост­материалистических ценностей , второй — в концепции модернизации — постмодернизации и третий — в развитии теории человеческого развития . Каждая из упомянутых работ является итогом и обобще­нием очередного этапа исследований, она во многом повторяет все предыдущие, описывая представ­ления Инглхарта и его соавторов о ценностных и демократических изменениях. Книга, о которой здесь пойдёт речь, — последняя на данный момент версия идей её авторов.

Теория модернизации и постмодернизации, или теория двух сдвигов, разработанная в предыдущих трудах Инглхарта, интуитивно очень понятна: она основывается на различии трёх поколений людей, выросших в традиционном, переходящем к индустриализации и индустриальном обществах. Те, кто вырос там, где проблематично получение основных благ (таких, как пища, жильё, безопасность), ста­новятся людьми с ценностями выживания. При этом если они живут в условиях индустриализации, развитие которой обещает им наличие этих благ, они становятся людьми с секулярно-рациональными ценностями, то есть высоко ценят авторитет, рациональность, порядок, безопасность. В отличие от поколения своих родителей, выросших в традиционном обществе, где получение блага связывалось с сохранением существующего и со сверхъестественными силами, эти люди демонстрируют сдвиг к секулярным и рациональным ценностям. Это Инглхарт назвал модернизационным (первым) сдвигом. Поколение детей таких людей, выросшее в условиях, в которых наличие еды, жилья и других основных благ казалось само собой разумеющимся, становится людьми с несколько более широким горизонтом, чем забота о выживании, порядке и уважении авторитетов, среди них приобретают популярность идеи толерантности, гражданского участия, защиты природы и самопознания. Такие ценности Инглхарт называет ценностями самовыражения, а их отличие от секулярно-рациональных ценностей предыду­щего поколения — постмодернизационным сдвигом. Последний закономерным образом приводит к появлению или повышению качества демократии в стране. Именно так, с большим количеством под­робностей и исключений (страны — экспортеры нефти, коммунистические страны и др.) и выглядели основные выводы Инглхарта в 1997 г. в его самой известной книге (Modernization and Postmodernization» («Модернизация и постмодернизация») .

Основная цель рецензируемой книги (и авторы этого не скрывают) — это оформление уже имеющихся идей и выводов, полученных на основе эмпирических исследований, в рамках солидной теории чело­веческого развития, разработанной в работах Амартии Сена (Amartya Sen). Суть этой теории состоит в том, что развитие — это усиление человеческого выбора (то есть — грубо — возможности выби­рать, как жить и что делать), поскольку «человеку по определению присуще стремление к свободе» [с. 21]. Теория включает в себя три компонента, обеспечивающих человеческий выбор: социально-экономическое развитие, рост эмансипирующих ценностей и работающую демократию. Социально-экономическое развитие (социальная мобильность, разделение труда и повышение благосостояния) даёт человеку индивидуальные ресурсы, которые являются объективными средствами для реализации свободного выбора. Эмансипирующие ценности (они же — ценности самовыражения) обеспечивают мотивацию выбора, то есть желание выбирать. Работающая демократия воплощает институционализацию человеческого выбора, обеспечивая его как на уровне норм, так и на уровне реальных действий. Первый компонент даёт возможность выбирать, второй — желание выбирать, третий — гарантирует право свободного выбора. Человеческое развитие обществ, по мнению авторов, означает расширение человеческого выбора на массовом уровне. В главе 6 приводятся различные доказательства того, что свобода выбора «укоренена в человеческой психологии», поскольку связана с субъективным благопо­лучием, и «обусловлена самой природой человека», так как многими другими исследователями были обнаружены взаимосвязи с измерениями коллективизма — индивидуализма.

Для лучшего понимания Инглхарт и Вельцель иллюстрируют свои идеи с помощью следующей схемы, показывающей, как, по мнению авторов книги, выглядит логика человеческого развития [с. 200]:

Экономические изменения (жизненная защищённость) —> Культурные изменения (ценности самовыражения) —> Политические изменения (демократические институты)

Доказательству правильности этой схемы собственно и посвящена большая часть книги. Первая часть книги отдана описанию изменения ценностей и доказательству того, что его причинами является эко­номическое развитие, вторая часть посвящена последствиям изменения ценностей, а точнее — опи­санию первичности ценностей над политическими изменениями и сопровождающими эти изменения процессами.

Причины изменения ценностей, как следует из схемы, — в экономическом развитии страны. Однако эти изменения происходят не как мгновенная реакция масс на состояние экономики, а через смену поколений. Ключевое значение здесь играет степень экономической защищённости в период форми­рования ценностей; предполагается, что в течение остальной жизни человека ценности существенно не меняются. Авторы демонстрируют взаимосвязь величины межпоколенческого ценностного разрыва со скоростью социально-экономического развития страны; удачными примерами являются Испания и Южная Корея. При этом позднее уточняется, что «объём изменений... зависит сразу от двух факторов: смены поколений и эффекта специфики периода» [с. 198].

Для изучения ценностей авторы вывели два индекса на основе факторного анализа: (1) традицион­ные — секулярно-рациональные ценности и (2) ценности выживания — самоутверждения. С раз­витием экономики в индустриальных странах усиливаются секулярно-рациональные и ослабевают традиционные ценности, в постиндустриальных странах — усиливаются ценности самовыражения и ослабевают ценности выживания. Рассматривая изменения в целом, авторы отмечают, что в более богатых странах ценности меняются значительно быстрее, чем в бедных, благодаря чему ценностный разрыв между этими странами усиливается с каждым годом.

Авторы демонстрируют настолько высокие корреляции с различными характеристиками стран, что решаются сделать предсказания значений по своим ценностным измерениям, в том числе для стран, не вошедших в выборку. Ценности предсказываются по значениям душевого ВВП, доли сектора услуг в экономике, количества лет, проведённых в коммунистическом режиме, и принадлежности к культур­ной зоне. Под культурной зоной подразумевается историческая принадлежность страны к религиозной конфессии (например, православие), либо к философским учениям (например, конфуцианство). Имен­но эти факторы и являются, по сути, ключевыми причинами возникновения тех или иных ценностей (а не только экономическое развитие, как было показано в схеме).

Во второй части книги выдвигается тезис о том, что распространение ценностей самовыражения свя­зано с усилением эмансипационных настроений, которые складываются из недоверия к авторитетам, увеличения равенства полов и возникновения действий, направленных против политической элиты (подписание петиций и участие в митингах). «Сами по себе эти ценности не создают демократические институты и не придают им эффективность. Однако. способствуют коллективным действиям, фор­мирующим и поддерживающим демократию» [с. 307].

Авторы обсуждают проблему причинно-следственной связи между демократией и распространением ценностей самовыражения (секулярно-рациональные ценности здесь не обсуждаются). Основная ги­потеза состоит в том, что «распространение ценностей самовыражения побуждает людей требовать создания институтов, позволяющих им действовать в соответствии с собственным выбором. Соот­ветственно, ценности самовыражения мотивируют людей к обретению гражданских и политических прав, лежащих в основе либеральной демократии» [с. 223]. В случае авторитарного режима элита мо­жет некоторое время сопротивляться, но при этом управление становится крайне неэффективным и затратным, и, в конце концов, она либо начинает реформы, либо свергается диссидентами. Коррупция сокращается как под давлением народа с эмансипационными ценностями, так и под влиянием той части элиты, которая сама имеет те же ценности. При этом институционализированные права сами по себе (то есть без экономической базы) не приводят к появлению эмансипационных ценностей (напри­мер, в Индии): «Авторитарный политический режим может в одночасье смениться демократическим, однако от нищеты к процветанию или от культуры, акцентирующей ценности выживания, к привер­женности ценностям самовыражения страны идут десятилетиями» [с. 308]. И наоборот, эмансипаци­онные ценности могут существовать и без демократии, без институционализации прав, как, например, в Чехословакии.

На основе высоких корреляций ценностей самовыражения с наличием и качеством демократии в раз­личных странах авторы отождествляют ценности самовыражения с «продемократической культурой», довольно убедительно доказывая, что эти ценности возникают до появления демократии (или до её улучшения). Для доказательства первичности ценностей самовыражения авторы книги выстраивают специальные модели причинно-следственных связей, а также дотошно анализируют и опровергают существующие на этот счёт противоречивые тезисы. Отдельные главы посвящены сравнению влияния на возникновение демократии массовых ценностей в противовес влиянию элит, внешних сил (напри­мер, СССР по отношению к Чехословакии), а также связи ценностей самовыражения с показателями гендерного равенства.

Нужно ли читать эту книгу? Безусловно. Среди социологических и политологических фундаменталь­ных работ на русском языке нечасто встретишь подобный образец в высшей степени тщательного ана­лиза. Книга представляет собой уникальное сочетание дотошного эмпирического исследования и не менее сильной проработки теоретической литературы (обычно заметен перевес либо эмпирики, либо спекулятивности). Каждый эмпирический вывод авторы встраивают в общую канву рассуждений, и, в то же время, всякое спекулятивное суждение стремятся подкрепить цифрами. Несколько тезисов, укладывающихся в трёх предложениях, авторы многократно проверяют и перепроверяют, убеждая чи­тателя в их истинности.

Важная функция этой книги в том, что она, не отрицая индивидуальности и специфики каждой страны, доходчиво и убедительно демонстрирует существование универсальных закономерностей развития. Хотя Россия не всякий раз оказывается в общемировом тренде взаимосвязи различных переменных, в большинстве случаев она всё-таки тоже подчиняется общим закономерностям.

Книгу завершает короткий текст, похожий на манифест человеческого развития, который оканчивается словами: «Прогресс и человеческое развитие... к этому следует стремиться» [с. 436]. Именно на этот аспект работы — стилистический — и направлен первый пункт нашей критики. Людям, привыкшим к академизму изложения, книга может показаться излишне дидактичной. При её чтении возникает ощу­щение, что авторы не столько выдвигают и проверяют гипотезы, рассуждают о вариантах интерпрета­ции данных, сколько пытаются убедить читателя в своей правоте, и цифры — лишь подтверждение их идей. Не случайно выше мы говорим о том, что авторы доказывают свои тезисы, а не проверяют свои гипотезы, — именно такое ощущение оставляет книга.

Большое количество своих тезисов авторы проверяют с помощью данных, строя многочисленные мо­дели и последовательно доказывая собственную правоту. Нужно быть невероятно педантичным, что­бы разобраться в этих моделях, поскольку за многими эмпирическими результатами стоит сложная и очень непоследовательно описанная методическая «кухня». Например, авторы убедительно показы­вают значимость и высокий уровень взаимосвязи между своим показателем ценностей самоутверж­дения и всевозможными характеристиками стран. Однако после главы 2, в которой описан факторный анализ, авторы ни разу не вспоминают, что в этом показателе скрыт ряд интересных индикаторов. Здесь возникает ловушка терминов: авторы книги дают название какому-то фактору и при дальнейших рассуждениях отказываются возвращаться к отдельным показателям, что довольно часто вводит в за­блуждение как читателя, так и, вероятно, самих исследователей.

В то же время индекс ценностей самоутверждения представляет из себя индивидуальные значения фактора, в котором наибольшие нагрузки получили пять индикаторов: субъективное ощущение сча­стья, толерантность к гомосексуализму, подписание петиций, доверие окружающим и индекс постма­териализма («давать людям право голоса» и «защищать свободу слова» минус «поддерживать порядок в стране» и «бороться с ростом цен»). Как видно, этот список включает довольно много разнородных индикаторов, поэтому понять на уровне показателей, что же такое ценности самовыражения, доволь­но трудно, также трудно увидеть достоинства и недостатки списка индикаторов. Строго говоря, то, что авторы называют ценностями, ценностями не является. Их ценностные показатели построены на вопросах, фиксирующих, преимущественно, то, что в литературе обычно называется установками. Стоит также отметить, что и наиболее употребляемые термины не очень устойчивы: ценности само­выражения иногда получают название эмансипационных ценностей, а иногда вдруг отождествляются с гражданской культурой. Никаких формальных или даже просто рабочих определений основных тер­минов (кроме демократии) в книге не даётся, даже смысл ценностей самовыражения чётко не разъяс­няется. Запомните всего 3 буквы - rox казино и играйте в любимые лицензионные слоты.

Из-за множественности и разнородности индикаторов в расчётах и рассуждениях авторов возникает проблема частичной эндогенности, при которой друг на друга накладываются похожие индикаторы. Например, много говорится о связи ценностей самовыражения с политическим действием, однако в са­мом индексе самовыражения уже заложено как минимум одно политическое действие — подписание петиций. Авторы не обсуждают эту и многие другие методологические проблемы. Всю эту путаницу дополняет отсутствие по указанному в книге адресу методического интернет-приложения, на которое авторы многократно ссылаются .

Вообще, главное достоинство, но и главная проблема этого исследования в том, что другого такого нет, Всемирное исследование ценностей пока что одно в мире. Это означает, что любая проверка внешней валидности этих данных крайне проблематична и в лучшем случае лишь частично осуществима. Здесь возникает более глобальная проблема эндогенности данных: выводы, сделанные на основе Всемирно­го исследования проверяются с помощью того же самого исследования. Авторы сами формулируют вопросы анкеты и сами же их проблематизируют. В результате в книге мы видим почти одни подтверж­дения гипотез, а вместо опровержений — оговорки о надёжности подтверждения.

Организаторам Всемирного исследования ценностей удалось собрать информацию в десятках стран, и само по себе это замечательно, но стоит иметь в виду, какой ценой достигнут такой охват стран. С точки зрения современных методологических стандартов, во многих странах опросы могли быть проведены довольно небрежно. Часто их осуществляют случайные структуры, просто потому что с ними удалось установить контакт (нигде не упоминается о централизованном контроле выборок, ко­торые остаются на усмотрение местных организаторов), что может отражаться на репрезентативности выборок. Один из примеров — Китай, репрезентативность любых опросов в котором всегда находится под большим вопросом .

Другая проблема, возникающая при работе со среднестрановыми показателями (а именно на них и построены все выводы книги), состоит в том, что выборка стран — не случайная, и это в большой сте­пени ограничивает (если не запрещает) экстраполяцию выводов на всю совокупность стран мира. Это общая проблема международных исследований, и Всемирное исследование от неё не свободно.

Повторюсь, авторы книги не обсуждают перечисленные проблемы. К счастью, неискушённому чи­тателю они не кажутся важными, что и гарантирует дальнейшее благополучное существование Все­мирного исследования ценностей. Кроме того, значимость этого исследования и сделанных авторами выводов многократно превосходит наши мелкие замечания.

Благодаря своей стилистике книга приемлема для достаточно широкого круга читателей — от узких специалистов — социологов, политологов и философов — до общественных деятелей и журналистов. Интересна книга будет и приверженцам эмпирических исследований и чистым теоретикам. Возможно, не все согласятся с идеями, изложенными в этой книге, но уж точно всех она спровоцирует на полез­ные размышления.

Примечания:

Поскольку это важное интернет-приложение, мы, успешно скачавшие его несколько лет назад, позволили себе разместить это приложение на другой странице; ссылка на него такова: URL: http://www.scribd.com/doc/50402860 (дата последнего обращения 10.03.2011). — Здесь и далее примеч. автора.

Опросы 1991-2004 годов в России проводились под руководством Елены Башкировой (РОМИР, Башкирова и партнёры).

Inglehart R. 1977. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Inglehart R. 1990. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Inglehart R. 1997. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Welzel C., Inglehart R., Klingemann H.-D. 2003. The Theory of Human Development: A Cross-Cultural Analysis. European Journal of Political Research. 42: 341-379.


admin

Взросление – неотъемлемый этап в жизни каждого человека, когда приходится учиться брать на себя ответственность за других людей и в одночасье становится исполнительным, попадая в стрессовую ситуацию. По окончании подобных событий мы нередко делаем философские выводы, не соответствующие с мировоззрением, которое сформировалось на подсознании в юношеские годы. Неудивительно, что вследствие внутреннего диалога возникает личностный конфликт, имеющий еще одно название – . Человек, столкнувшийся с несогласованностью собственных убеждений и суровой реальности, испытывает сильные духовные терзания, стараясь упорядочить свои мысли. В сложившейся ситуации некоторые люди подвергаются паническим атакам, предпочитая отстраниться от окружающих.

Удивительно, но именно , сопровождающееся уединением, способно разрешить появившуюся проблему. Оставшись «с глазу на глаз» с собственными думами, мы можем объективно оценить масштабы произошедшей ситуации, найдя оптимальное решение. Смирившись с изменениями, появляется умиротворение и спокойствие, которым сопутствует гармоничное сочетание моральных идеалов и внешних раздражителей. Переоценка ценностей – это способ совершенствования личностного облика, позволяющий человеку повзрослеть и набраться мудрости. Чтобы разобраться с терминологией подобного явления, важно ответить на следующие вопросы: Когда и почему она происходит? Какие сопутствующие факторы влияют на перезагрузку подсознания? Как ускорить такой процесс? Можно ли контролировать его? Почему мы испытываем необходимость в изменении своего мировоззрения? Существуют ли негативные стороны у этой процедуры?

Предпосылки к переоценке жизненных ценностей

Переоценка ценностей – это естественный процесс, характерный каждому человеку. С течением времени людям свойственно менять свои взгляды на жизнь, корректируя собственное мировоззрение. Подобное явление зачастую сопровождается совершенствованием личностного облика, из которого устраняются нежелательные качества. Неудивительно, что после перезагрузки своего подсознания у человека появляются новые знакомства, интересы и увлечения. Переоценка жизненных ценностей происходит у людей в разном возрасте. Объясняется подобное явление довольно просто – в судьбе человека присутствует множество внутренних и внешних факторов, ускоряющих или замедляющих процесс развития личности. К распространенным предпосылкам, оказывающим воздействие на формирование мировоззрения, традиционно относят следующие аспекты:

серьезное или неизлечимое заболевание, наблюдающееся у близкого человека;
встреча возлюбленного, образ которого не соответствует идеалам, воздвигнутым в детстве;
пребывание на грани между жизнью и смертью, сопровождающееся осознанием ценности человеческого бытия;
трагические события мировых масштабов, забравшие множество жизней;
сильная транспортная авария, лишающая человека полноценных функций (нарушения в работе опорно-двигательной системы и пр.);
рождение ребенка, сопровождающееся изменением привычного образа жизни;
финансовое банкротство или лишение денежных средств;
неожиданный успех, изменяющий социальное положение;
потеря любимого человека.

Учитывая приведенные выше факторы, человек начинает , расставив приоритеты под новым ракурсом. Неудивительно, что после переоценки ценностей некоторые люди отправляются в кругосветное путешествие, а другие покидают индустриальные центры, выбрав размеренные будни деревенского жителя. После перезагрузки личностного образа изменяется как духовная сторона, так и моральный облик человека. За короткий отрезок времени мы пересматриваем свое мировоззрение, складывающееся на подсознании в течение долгих лет.

Особенности эволюции личностного облика

Многогранность изменений поражает воображение, ведь в диалоге с верным другом можно не узнать человека, с которым вы знакомы с детства. Вы расходитесь во мнении на произошедшую ситуацию, не чувствуете моральной поддержки приятеля, слышите из его уст философские фразы, о которых раньше он и не задумывался. Причина подобного поведения только одно – вашему товарищу удалось , заложенные в юношестве. В период взросления у него получилось изменить мировоззрение согласно собственным предпочтениям, гармонично обустроив свой внутренний мир. Узнать человека, у которого произошла переоценка ценностей, можно по характерным признакам, свойственным в период становления новой личности:

Психосоматические и физиологические реакции, сопровождающиеся изменениями артериального давления и химической структуры крови, резкими перепадами температуры тела и появлением незначительных хронических заболеваний (подобные явления рекомендуется рассматривать, как путь к очищению – преображению собственного личностного облика).
Утрачивание прежних убеждений, занимающих в устаревшей модели мировоззрения приоритетные позиции. Стремление к пребыванию в полном одиночестве, позволяющем остаться наедине с собственными мыслями. Депрессивное состояние и отчужденность от социальных процессов, объясняемая поиском ответов на появляющиеся вопросы.
Кардинальное изменение мышления, сопровождающееся совершенствованием морального облика. Во внутреннем мире человека устанавливается гармония, помогающая ему сочетать личные убеждения со стандартами общества. Происходит осмысление уже совершенных поступков и переоценка важности близких людей, которые входят в когорту приближенных.
Ощущение духовной невесомости, когда пропадают из поля видимости прежние точки опоры, служившие на протяжении длительного времени оплотом для всех процессов жизнедеятельности. Неудивительно, что моральный облик и психический образ формируются с учетом видоизмененных приоритетов.

В результате перезагрузки собственного подсознания может измениться круг общения человека, ведь прежние знакомства и связи становятся кармически отработанными и бесполезными. После переоценки ценностей в жизни остаются исключительно близкие люди и родственники. Подобное явление психологи называют фильтрацией своего окружения – полезная процедура, которую периодически рекомендуется осуществлять каждому человеку.

Важно отметить, что может произойти не только полная, но и частичная переоценка ценностей, заключающаяся в изменении только 1–2 граней своего мировоззрения. Людям достаточно , чтобы обрести и спокойствие. С течением времени у сформировавшейся личности можно наблюдать исключительно несущественные «отклонения» – смена вкусовых предпочтений в еде или появление нового хобби. Моральный облик и реальный мир гармонично сосуществуют, поэтому необходимость в перезагрузке собственного сознания отсутствует.

Переоценка ценностей: распространенные варианты

В процессе совершенствования личностного образа человек может испытывать физическое недомогание и сильные духовные терзания. Однако ради результата, сопровождающегося улучшением морального облика, подобные мучения стоит стерпеть. Важно учитывать, что кризис среднего возраста или серьезная стрессовая ситуация становятся исключительно предпосылками к изменению мировоззрения. Подобная процедура не может быть мгновенной, человек обязательно постепенно подходит к внутреннему диалогу. Рассматривая сферы жизнедеятельности, которых касается переоценка ценностей, нельзя не отметить следующие направления:

С течением времени люди понимают, насколько важно вовремя признаться в любви и извиниться перед близким человеком. Жизнь настолько «хрупкая», что можно просто не успеть сказать важных слов родственнику или возлюбленному.
Мнение о незнакомых людях преимущественно ошибочно. Финансово обеспеченный человек может быть духовно нищим и несчастливым, а в бедствующих странах наблюдаются нередко улыбки на лицах малышей, которые ходят в пластиковых бутылках на ногах. В результате приходит осознание того, что внешняя оболочка – это не повод для оценивания собеседника, личные качества которого можно узнать только через определенный отрезок времени.

Нельзя достигать заветных целей и добиваться желаемых результатов, не прикладывая для этого никаких усилий. Подобное утверждение формируется на подсознании только у мудрого человека, который успел вкусить радость и горечь жизни.
Терпение – это способ насладиться уже имеющимися ресурсами, а не причина, позволяющая отстраненно наблюдать за происходящими вокруг событиями. Неудивительно, что с возрастом у людей появляется выдержка. Умный человек первостепенно ознакомиться с многогранностью ситуации, учитывая ошибки юношеского максимализма.
В мире не существует идеальных людей, поэтому нужно научиться принимать собственные , правильно преподнося личностный образ своему окружению. Мудрые люди гордятся «минусами», рационально используя их для совершенствования морального облика. Неудивительно, что общество воспринимает подобные «грехи» с другой стороны, отличающейся положительным оттенком.
Жизнь состоит из мелочей, поэтому им нужно уделять особое внимание. Наблюдательность становится неотъемлемой характеристикой внутреннего мира, ведь вокруг происходит множество событий, отличающихся поступками и «подтекстом».
Возможность наслаждаться сегодняшним днем – еще одна мудрость, приходящая в процессе переоценки ценностей. Невозможно заработать всех денег, нельзя пренебрегать чувствами близких людей и поступаться с собственными принципами. Подобное утверждение касается материальных и духовных реликвий.

В результате изменения мировоззрения у человека появляются новые , соответствующие его личным предпочтениям и моральным убеждениям. Духовное прозрение позволяет исправить ошибки прошлого, не допустив подобных эксцессов в будущем. Неудивительно, что сформировавшимся личностям характерна мудрость, отличающая мышление взрослого человека от максимализма подростка.

Расценивайте переоценку ценностей, как способ совершенствования внутреннего мира. После расставления приоритетов человеку удается , согласовав духовные эталоны с социальными мерилами. Главное, руководствоваться в выборе нового личностного образа индивидуальными предпочтениями, не опираясь на мнение общества и окружающих. Предстоящие изменения – это путь в светлое будущее, творцом которого становитесь вы сами.

24 марта 2014

Византийская церковь, которая пришла в Россию в XVI веке, установила свои правила. Государственная политика изменилась. Однако долго управлять страной священникам было не суждено. Императоры, которые делиться властью не хотели, сильно урезали права духовенства.

Такая государственная «чехарда» отражалась на жизни простых людей. Каждый век проходил под знаменем новых идеологических ценностей.

Как менялись духовные и идеологические ценности русских со временем? Факртум собрал самую интересную информацию об убеждениях русских, начиная с XVI века и заканчивая современностью.

XVI век: Москва - третий Рим

В конце XV века византийская принцесса Софья Палеолог выходит замуж за царя Ивана III. Две нации объединяются. Софья приехала не с пустыми руками: с ней в Россию проникла византийская вера. Примерно в это же время Москву начинают называть третьим Римом. И не только за бурное развитие. В то время Россию считали последним оплотом православного христианства. Идеологические ценности на Руси после сближения с Византией, естественно, изменились. Помимо царя и его приближённых, к управлению страной также допускаются священники. Ярче всего подобная модель управления проступает во времена Ивана Грозного. Государственные изменения сказались и на жизни обычных людей.

XVII век: церковь правит страной

В XVII веке позиции церкви значительно укрепляются. Православная церковь получает независимость от Константинополя, что делает её мощной идеологической единицей. Реформы патриарха Никона, поддерживаемые царём Алексеем Михайловичем, окончательно разделяют власть между духовенством и государством. Сам Алексей Михайлович называл такой союз «симфонией». Активно насаждалась идея о том, что правление царя - воля Бога. Однако реформы Никона приводят к расколу церкви. В конце XVII века духовенство отодвигается на второй план.

XVIII век: на европейский манер

Пётр I окончательно определил место русской церкви. Духовенство должно было служить государю и всячески его поддерживать. Пётр внедряет законы, который он «подсмотрел» в Европе. Это не только привело к изменению облика придворных, распространению европейской кухни и быта. В XVIII веке главным стал гражданский закон, а не постулаты церкви. Такие изменения привели к идеологической модернизации общества. После провозглашения себя императором Пётр вообще упразднил должность патриарха. Люди начали верить в закон, стремились мыслить рационально. Бурное развитие производства и науки происходит именно в этот период.

XIX век: православие, самодержавие, народность

Императоры, управлявшие Россией в XIX веке, вернули церкви власть. Главный девиз, который был популярен во время войны с Наполеоном, гласил: «За веру, за царя, за Отечество!» Министр образования Сергей Уваров ввёл также знаменитую триаду «Православие, самодержавие, народность». Эта формула точно передаёт идеологические течения XIX века. Ценности, пропагандируемые государством, поддерживаются даже интеллигенцией. Интеллектуальная прослойка общества, которая, по сути, являлась флагманом, выступала за сохранение величия церкви, признавала эффективность самодержавия и призывала беречь национальные русские традиции.

XX век: новая «святая троица»

Церковь полностью потеряла авторитет после Великой Октябрьской революции. Была провозглашена новая «святая троица» - Ленин, Маркс и Энгельс. В этот период наблюдается резкое изменение идеологических ценностей. На смену религии и духовенству приходит материализм. Вместо церквей и монастырей начинают строить исследовательские институты. Люди больше не верят в правителей и спасение души. Структура общества тоже меняется. Ведущим классом становятся рабочие. Интеллигенция преимущественно состоит из учёных, инженеров и видных политиков.

XXI век: сильные и независимые

Современная Россия строится под девизом «Единство, патриотизм, независимость». Официальная идеология подразумевает объединение россиян для достижения общей цели - величия Российской Федерации. Пропагандируется именно идея общей работы над благосостоянием страны. Россиян призывают быть патриотами и чтить свою историю. Кроме того, отмечается, что русский человек должен быть здоров душой и телом, поэтому здоровый образ жизни - неотъемлемая часть идеологии. В независимости власти видят полную свободу от европейских ценностей. В сложном мультиполярном мире россиянам, по мнению государства, следует хранить преданность своим традициям.

Вы можете вносить поправки не только в намеченные результаты, но и в собственную систему ценностей. НЛП всегда подчеркивает важность подобного выбора. "Исторически" возникшие ценности и убеждения могли приносить вам пользу в прошлом, но, пересматривая систему ценностей, вы предлагаете себе выбор, основываясь на текущих целях и ценностях. Времена и люди меняются.

Научившись делать выбор как можно чаще, вы получаете контроль над обстоятельствами, над внутренними изменениями и их характером. Уважительное отношение к чужим картам мышления означает, что вы с почтением относитесь к их собственному праву выбора.

Вы можете менять свои ценности точно так же, как цели: "Это уже не кажется мне важным, а вот это (в данный момент) существенно". Кроме того, вы можете переставлять ценности в иерархии: "(В данный момент) это выглядит менее важным, чем это". Мы действительно способны менять систему ценностей и убеждений, но их устойчивость во времени означает, что для перемен нам обычно нужно иметь очень веские причины.

Иногда изменения ценностей происходят после серьезных перемен во внешних обстоятельствах или образе жизни: появлении нового спутника жизни, смены работы, переезда в другой город, несчастного случая или болезни. Однако вы способны менять свои ценности путем сознательной переоценки, которая проводится в рамках процесса выбора целей. Выявив сомнительную ценность и поразмышляв над ее необходимостью, вы, вероятно, достаточно быстро внесете в нее поправки или вообще отбросите, после чего ее место может занять другое, более полезное и воодушевляющее убеждение.

Сегодняшний урок:

Резюмирующая пресуппозиция

Человек - не его поведение.

Однозначно отождествляясь со своим поведением, мы можем со временем просто навязать его себе ("такой уж я человек"). Это может произойти даже в том случае, если наши поступки не отражают подлинную личность и систему ценностей. Однако временами нам нужно четко различать свое поведение и личность. Вывод "я потерпел неудачу" может оказаться совершенно справедливым, но слова "я - неудачник" (обратите внимание на неявное в форме тире присутствие глагола "быть"!), без сомнения, становятся лживой карикатурой на личность.

Пресуппозицию этого урока можно связать с изречением: "Цени человека, меняй его поведение". Наше от природы разнообразное и изменчивое поведение отражает все внешние обстоятельства, а также текущее самочувствие и восприятие явлений в данный момент. Временами все мы начинаем вести себя так, словно "выходим из роли".

С другой стороны, ваша личность, структура не менее сложная и многогранная, лишена преходящих характеристик поведения, то есть не меняется миг за мигом. Это значит, что вы можете дистанцироваться от собственного поведения. Конечно, вы по-прежнему несете ответственность за свои поступки, но только не нужно приравнивать их к своей личности. Кроме того, вы способны менять и то, и другое: менять то, каким вы себя видите и как себя ведете.

Домашнее задание.

Запомните пресуппозицию в конце этого урока. Подумайте о тех случаях, когда вы говорили или делали нечто такое, что вам несвойственно.

Вспомните случаи, когда вы вешали на другого человека "ярлык", исходя из его единичных и вполне, может быть, случайных поступков.

Выбрав три правильно сформулированных результата из числа намеченных на втором уроке, проанализируйте их по Декартовой схеме, заодно отслеживая возможные перемены в вашем отношении к какому-либо конкретному результату. Не захочется ли вам внести в него поправки? Будьте готовы к появлению новых точек зрения на свои цели.

Выбрав определенную сторону жизни, составьте список связанных с нею своих основных ценностей, пользуясь описанным на уроке процессом.

Выбрав определенную цель, связанную с той же стороной жизни, подумайте о том, какое влияние оказывает на нее каждая ценность из списка, какие ощущения теперь вызывает эта цель и каким вы хотели бы видеть ее осуществление.

Вновь пройдитесь по списку своих целей, отмечая любые перемены в своем отношении к ним. При необходимости вносите в цели поправки. Затем попробуйте разместить их в порядке важности. Возвращайтесь к своему списку в любое время и уделяйте особое внимание самым важным целям. Ощутите приятное чувство власти над собственной жизнью, целенаправленности.

Не жалейте времени на мысленное переживание своих целей и результатов, старайтесь увидеть, услышать и ощутить их так, словно они уже достигнуты.

Почувствуйте удовлетворение, которое они приносят. Это значит, что вы уже начали творить свое будущее.