Рубрика: Биология человека. Анатомия человека. Строение и расположение внутренних органов человека. Органы грудной клетки, брюшной полости, органов малого таза

  • 2. Понятие «конституция». Конституциональные признаки. Соматотип. Конституциональные схемы. Практическое значение учения о конституции.
  • 3.Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.
  • Тема 3. Обмен веществ организма и его нарушения. Гомеостаз. Восстановление функций.
  • 1. Основные закономерности деятельности организма как целого: нейрогуморальная регуляция, саморегуляция, гомеостаз. Биологическая надёжность и принципы ее обеспечения.
  • 2. Понятие о компенсации, ее механизмы. Стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций. Декомпенсация.
  • 3. Понятие о реактивности и резистентности. Виды реактивности. Значение реактивности в патологии.
  • Тема 4. Учение о болезнях
  • 1. Понятие «болезнь». Признаки болезни. Классификации болезней.
  • 2. Понятие «этиология». Причины и условия возникновения болезней. Этиологические факторы внешней среды. Пути внедрения болезнетворных факторов в организм и пути их распространения в организме.
  • 3. Объективные и субъективные признаки болезней. Симптомы и синдромы.
  • 4. Понятие «патогенез». Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии. Патологическое состояние как причина возникновения дефектов.
  • 5. Периоды болезни. Исходы болезней. Понятие об осложнениях и рецидивах болезней. Факторы, влияющие на развитие болезни.
  • 6. Мкб и мкф: цель, концепция.
  • Тема 5. Воспаление и опухоли
  • 1.Понятие «воспаление». Причины воспаления. Местные и общие признаки воспаления. Виды воспаления.
  • 3. Понятие об опухоли. Общая характеристика опухолей. Строение опухолей. Опухоли как причина возникновения дефектов психики, слуха, зрения, речи.
  • Тема 6. Высшая Нервная Деятельность
  • 2.Функциональные системы п.К. Анохина. Принцип гетерохронности развития. Внутрисистемная и межсистемная гетерохрония.
  • 3. Учение и.П. Павлова об условном и безусловном рефлексе. Сравнительная характеристика условного и безусловного рефлекса. Факторы, необходимые для формирования условного рефлекса.
  • 4. Безусловное торможение. Сущность внешнего и запредельного торможения. Условное торможение, его виды.
  • 5.Первая и вторая сигнальные системы. Эволюционное значение второй сигнальной системы. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.
  • Тема 7. Эндокринная система
  • 2. Гипофиз, строение и функциональные особенности. Гормоны гипофиза. Гипофункция и гиперфункция гипофиза. Гипофизарная регуляция ростовых процессов и ее нарушение.
  • 3. Эпифиз, физиология и патофизиология
  • 5. Околощитовидные железы, физиология и патофизиология.
  • 6. Вилочковая железа, ее функции. Вилочковая железа как эндокринный орган, ее изменение в онтогенезе.
  • 7. Надпочечники. Физиологическое действие гормонов мозгового и коркового слоя. Роль гормонов надпочечников в стрессовых ситуациях и процессе адаптации. Патофизиология надпочечников.
  • 8. Поджелудочная железа. Островковый аппарат поджелудочной железы. Физиология и патофизиология поджелудочной железы.
  • Тема 8. Система крови
  • 1. Понятие о внутренней среде организма, ее значение. Морфологический и биохимический состав крови, ее физико-химические свойства. Сдвиги физико-химических показателей крови и ее состава.
  • 2. Эритроциты, их функциональное значение. Группы крови. Понятие о резус-факторе.
  • 3. Анемия, ее виды. Гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
  • 4. Лейкоциты, их функциональное значение. Виды лейкоцитов и лейкоцитарная формула. Понятие о лейкоцитозе и лейкопении
  • 5. Тромбоциты, их функциональное значение. Процесс свертывания крови. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
  • Тема 9. Иммунитет
  • 2. Понятие об иммунодефиците. Врожденный и приобретенный иммунодефицит. Иммунодефицитные состояния.
  • 3. Понятие об аллергии. Аллергены. Механизмы аллергических реакций. Аллергические заболевания и их профилактика.
  • Тема 10. Сердечно-сосудистая система
  • 2. Фазы сердечных сокращений. Систолический и минутный объемы крови.
  • 3. Свойства сердечной мышцы. Электрокардиография. Характеристика зубцов и отрезков электрокардиограммы.
  • 4. Проводящая система сердца. Понятие об аритмии и экстрасистолии. Регуляция деятельности сердца.
  • 5. Пороки сердца. Причины и профилактика врожденных и приобретенных пороков сердца.
  • 6. Местные расстройства кровообращения. Артериальная и венозная гиперемия, ишемия, тромбоз, эмболия: сущность процессов, проявления и последствия для организма.
  • Тема 11. Дыхательная система
  • 2. Понятие о гипоксии. Виды гипоксии. Структурно-функциональные нарушения при гипоксии.
  • 3. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при гипоксии
  • 4. Проявления нарушений внешнего дыхания. Изменение частоты, глубины и периодичности дыхательных движений.
  • 4. Газовый ацидоз обусловливает:
  • 2. Причины нарушения системы пищеварения. Нарушения аппетита. Нарушения секреторной и моторной функции пищеварительного тракта.
  • Характеристика расстройств секреторной функции желудка:
  • В результате нарушений моторики желудка возможно развитие синдрома раннего насыщения, изжоги, тошноты, рвоты и демпинг-синдрома.
  • 3. Жировой и углеводный обмен, регуляция.
  • 4. Обмен воды и минеральных веществ, регуляции
  • 5. Патология белкового обмена. Понятие об атрофии и дистрофии.
  • 6. Патология углеводного обмена.
  • 7. Патология жирового обмена. Ожирение, его виды, профилактика.
  • 8. Патология водно-солевого обмена
  • Тема 14. Терморегуляция
  • 2. Понятие о гипо- и гипертермии, стадии развития
  • 3. Лихорадка, ее причины. Стадии лихорадки. Значение лихорадки
  • Тема 15. Выделительная система
  • 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
  • 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность
  • 1. Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения. Нефрон – основная структурная и функциональная единица почек. Мочеобразование, его фазы.
  • 2. Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность.
  • Тема 16. Опорно-двигательный аппарат. Мышечная система
  • 2. Мышечная система. Основные группы мышц человека. Статическая и динамическая работа мышц. Роль мышечных движений в развитии организма. Понятие об осанке. Профилактика нарушений осанки
  • 3. Патология опорно-двигательного аппарата. Деформации черепа, позвоночника, конечностей. Профилактика нарушений.
  • Лекции

    БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

    Введение.

    1. Предмет биологии. Определение жизни. Признаки живой материи.

    2. Общие свойства живых организмов.

    3. Понятие гомеостаза.

    4. Характеристика уровней организации живой природы.

    5. Живой организм как система.

    1. Предмет биологии. Определение жизни. Признаки живой материи.

    Биология (от греч. bios-жизнь, logos-понятие, уче­ние) - наука, изучающая живые организмы. Развитие этой науки шло по пути изучения элементарнейших форм существования материи. Это относится и к живой, и к неживой природе. При таком подходе законы живого пытаются познать, изучая вместо единого целого отдельные его части, т.е. изучают элементарные акты жизнедеятельности организмов с применением законов физики, химии и т.д. При другом подходе «жизнь» рассматривают как совершенно особенное и уникальное явление, которое нельзя объяснить только действием законов физики и химии. Т.о. основ­ная задача биологии как науки состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, исходя из научных законов, не забывая при этом, что целому организму присущи свойства, в корне отличающие­ся от свойств частей, его составляющих. Нейро­физиолог может описать работу отдельного нейро­на языком физики и химии, но сам феномен со­знания так описать нельзя. Сознание возникает в результате коллективной работы и одновременного изменения электрохимического состояния мил­лионов нервных клеток, однако мы до сих пор не имеем реального представления о том, как возникает мысль и каковы ее химические основы. Итак, мы вынуждены признать, что не можем дать строгого определения, что же такое жизнь, и не можем сказать, как и когда она возникла. Все, что мы можем, - это перечислить и описать специфические признаки живой материи , которые присущи всем живым существам и отличают их от неживой материи:

    1) Единство химического состава. В живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента: углерод, кислород, азот и водород.

    2) Раздражимость. Все живые существа способны реагировать на из­менение внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Например, кровеносные сосуды кожи млекопитающих при повышении температуры тела расширяются, рассеивая избыточное тепло и тем самым снова восстанавливая оптимальную темпе­ратуру тела. А зеленое растение, которое стоит на подоконнике и освещается только с одной стороны, тянется к свету, потому что для фотосинтеза нужна определенная освещенность.

    3) Движение (подвижность). Животные отличаются от растений способностью перемещаться из одного места в другое, т. е. спо­собностью к движению. Животным необходимо двигаться, чтобы добывать пищу. Для растений подвижность необязательна: растения способны са­ми создавать питательные вещества из простейших соединений, доступных почти повсюду. Но и у растений можно наблюдать движения внутри кле­ток и даже движения целых органов, хотя и с меньшей, чем у животных, скоростью. Могут дви­гаться и некоторые бактерии, и одноклеточные водоросли.

    4) Обмен веществ и энергии. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые организму и выделяя продукты жизнедеятельности. Питание, дыхание, выделение – разновидности обмена веществ.

    Питание. Пища нужна всем живым существам. Они использу­ют ее как источник энергии и веществ, необходимых для роста и других процессов жизнедеятельности. Растения и животные различаются главным обра­зом по тому, как они добывают пищу. Почти все растения способны к фотосинтезу, т. е. они сами создают питательные вещества, используя энергию света. Фотосинтез - одна из форм автотрофного пи­тания. Животные и грибы питаются по-иному: они используют органическое вещество других организ­мов, расщепляя с помощью ферментов это органи­ческое вещество и усваивая продукты расщепления. Такое питание называют гетеротрофным. Гетеротрофами являются многие бактерии, хотя некото­рые из них автотрофны.

    Дыхание. Для всех процессов жизнедеятельности нужна энер­гия. Поэтому основная масса питательных веществ, получаемых в результате автотрофного или гетеро­трофного питания, используется в качестве источни­ка энергии. Энергия высвобождается в процессе дыхания при расщеплении некоторых высокоэнерге­тических соединений. Высвобождаемая энергия за­пасается в молекулах аденозинтрифосфата (АТФ), который обнаружен во всех живых клетках.

    Выделение. Выделение, или экскреция, - это выведение из орга­низма конечных продуктов обмена веществ. Такие ядовитые «шлаки» возникают, например, в процессе дыхания, и их надо обязательно удалять. Животные потребляют очень много белков, и, поскольку белки не запасаются, их необходимо расщепить, а затем вывести из организма. Поэтому у животных вы­деление сводится в основном к экскреции азотистых веществ. Еще одной из форм экскреции можно считать выведение из организма свинца, радио­активной пыли, алкоголя и массы других вредных для здоровья веществ.

    5) Рост. Объекты неживой природы (например, кристалл или сталагмит) растут, присоединяя новое вещество к наружной поверхности. Живые существа растут изнутри за счет питательных веществ, которые орга­низм получает в процессе автотрофного или гетеро­трофного питания. В результате ассимиляции этих веществ образуется новая живая протоплазма. Рост живых существ сопровождается развитием – необратимым количественным и качественным изменением.

    6) Размножение. Продолжительность жизни у каждого организма ограничена, однако все живое «бессмертно», т.к. живые организмы оставляют после смерти себе подобных. Вы­живание вида обеспечивается сохранением главных признаков родителей у потомства, возникшего пу­тем бесполого или полового размножения. Закодированная наследственная информация, которая передается от одного поко­ления к другому, содержится в молекулах нуклеиновых кислот: ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) и РНК (рибонуклеиновой кислоты).

    7) Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и функции следующим поколениям.

    8) Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства.

    9) Саморегуляция . Выражается в способности организмов поддерживать постоянство своего химического состава и функций в системе (например, постоянство температуры тела), физиологических процессов в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. В отличие от живой материи мертвое органи­ческое вещество легко разрушается под действием механических и химических факторов окружающей среды. Живые существа обладают встроенной си­стемой саморегуляции, которая поддерживает про­цессы жизнедеятельности и препятствует неуправля­емому распаду структур и веществ и бесцельному выделению энергии.

    Эти главные признаки живого более или менее выражены у любого организма и служат единственным показателем того, жив он или мертв. Не следует, однако, забывать, что все эти при­знаки - лишь наблюдаемые проявления главного свойства живой материи (протоплазмы) – ее спо­собности извлекать, превращать и использовать энергию извне. К тому же протоплазма способна не только поддерживать, но и увеличивать свои энер­гетические запасы.

    2. Общие свойства живых организмов.

    Итак, объектом биологических исследований является живой организм. Вне зависимости от уровня организации все живые организмы в процессе эво­люции воплотили в себе, в отличие от неорганического мира, ряд качест­венно новых свойств.

    1) Земля как планета сформировалась около 4,5 млрд лет назад. Живые организмы в их самой примитивной форме появились около 0,5- 1 млрд лет назад. Следовательно, они были вынуждены «вписать­ся» в окружающие их явления неорганического мира - закон всемирного тяготения, газовую среду, температуру, электромагнитный фон и др.

    2) Среда, в которую вписались живые организмы, представляет собой прочно связанную совокупность яв­лений физического мира, определяемую прежде всего соотношением пла­нет, и в первую очередь Земли и Солнца. Среди этих явлений есть эпизодические - атмосферные осадки, зем­летрясения, и явления, периодически повторяющиеся,- смена времен года, приливы и отливы океанов, восходы и заходы солнца и др. Живые организмы отразили их в своей организации. Особенно важны­ми для жизнедеятельности оказались периодически повторяющиеся воз­действия.

    3) Живые организмы не только вписались во внешний мир, но и изолировали себя от него при помощи специальных барьеров. Структурно-функциональная единица барьеров - мембрана клетки - универсальна. Она примерно одинакова и у яйцеклетки морского ежа, и у нейрона головного мозга человека. Мембраны позволили первым живым организмам, с одной сторо­ны, обособиться от водной среды, в которой они возникли, а с другой - ак­тивно взаимодействовать с ней с целью удовлетворения своих потребностей.

    Таким образом, организм можно определить как физико-химиче­скую систему, существующую в окружающей среде в стационарном состоянии. Именно эта способность живых систем сохранять стационарное состояние в условиях непрерывно меняющейся среды и обуслов­ливает их выживание. Для обеспечения стационар­ного состояния у всех организмов - от морфологи­чески самых простых до наиболее сложных - вы­работались разнообразные анатомические, физио­логические и поведенческие приспособления, слу­жащие одной цели – сохранению постоянства внутренней среды.

    3. Понятие гомеостаза.

    Впервые мысль о том, что постоянство внутрен­ней среды обеспечивает оптимальные условия для жизни и размножения организмов, была высказана в 1857 г. французским физиологом Клодом Бернаром. На протяжении всей его научной деятельности Клода Бернара поражала способность организмов регулировать и поддерживать в достаточно узких границах такие физиологические параметры, как температура тела или содержание в нем воды. Это представление о саморегуляции как основе физиоло­гической стабильности было сформулировано Клодом Бернаром в виде ставшего классическим утверждения: «Постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни». Для определения механизмов, под­держивающих такое постоянство, был введен термин гомеостаз (от греч. homoios -тот же; stasis -стояние). Вместе с тем постоянство внутренней среды организма – условное понятие, так как во всем организме непрерывно протекает бесчисленное множество различных процессов. Состояние организма непрерывно меняется, меняются и оптимальные значения жизненно важных показателей. Так, например, в обычном состоянии артериальное давление поддерживается на уровне 120/80. Это значение несколько снижается во время ночного сна, при быстром же беге, напротив, значительно увеличивается. Такие изменения – не отрицание гомеостаза, т.к. для каждого функционального состояния оптимальные значения артериального давления различны. Иногда для более точного определения явления гомеостаза используют термин « гомеокинез ».

    Строение человеческого тела — уникально. Слаженная работа каждого органа обеспечивает жизнедеятельность. Каждая область состоит из определенного набора органов.

    Человек — наиболее сложный организм на нашей планете, который способен выполнять несколько функций одновременно. Все органы имеют свои обязанности и слажено выполняют работу: сердце качает кровь, распространяя ее по телу, легкие перерабатывают кислород в углекислый газ, а мозг обрабатывает мыслительные процессы, другие -отвечают за передвижение человека и его жизнедеятельность.

    Анатомия — наука, изучающая строение человека. Она различает внешнее (то, что можно наблюдать визуально) и внутреннее (скрытое от глаз) строение человека.

    Строение человека по внешним признакам

    Внешнее строение — это части тела, которые открыты взору человека и их легко можно перечислить:

    • голова — верхняя круглая часть тела
    • шея — часть тела, соединяющая голову и туловище
    • грудь — передняя часть туловища
    • спина — задняя часть туловища
    • туловище — корпус человека
    • верхние конечности — руки
    • нижние конечности — ноги

    Внутреннее строение человека — состоит из ряда внутренних органов, которые расположены внутри человека и имеют свои функции. Внутренне строение человека состоит из основных более важных органов:

    • головного мозга
    • легкие
    • сердце
    • печень
    • желудок
    • кишечник


    главные внутренние органы человека

    Более подробное перечисление внутреннего строения включает в себя кровеносные сосуды, железы и других жизненно важных органов.




    Можно заметить, что строение человеческого организма схоже со строением представителей животного мира. Объясняется этот факт тем, что с теории эволюции, человек произошел от млекопитающих.

    Человек развивался вместе с животными и не редко ученые замечают его схожесть с некоторыми представителями животного мира на клеточном и генетическом уровне.

    Клетка — элементарная частица человеческого тела. Скопление клеток образует ткань, собственно из которой состоят внутренние органы человека.

    Все органы человека объединяются в системы, которые сбалансировано работают для обеспечения полной жизнедеятельности организма. Организм человека состоит из таких важных систем:

    • Опорно-двигательная система — обеспечивает человеку передвижение и поддерживает тело в необходимом положении. Состоит она из скелета, мышц, связок и суставов
    • Пищеварительная система — самая сложная система в человеческом организме, отвечает она за процесс пищеварения, обеспечивая человека энергией для жизнедеятельность
    • Дыхательная система — состоит из легких и дыхательных путей, которые созданы для того, чтобы перерабатывать кислород в у углекислый газ, насыщая кислородом кровь
    • Сердечно-сосудистая система — имеет самую важную транспортную функцию, обеспечивая кровью все человеческое тело
    • Нервная система — регулирует все функции организма, состоит из двух видов мозга: головного и спинного, а так же нервных клеток и нервных окончаний
    • Эндокринная система регулирует нервные и биологические процессы в организме
    • Половая и мочевыделительная система — ряд органов, которые различаются строением у мужчин и женщин. Имеют важные функции: репродуктивные и выделительные
    • Покровная система — обеспечивает защиту внутренних органов от внешнего окружения, представлена кожей

    Видео: «Анатомия человека. Где что находится?»

    Головной мозг — важный человеческий орган

    Мозг обеспечивает человека мыслительной деятельностью, отличая его от других живых организмов. По сути он представляет собой массу нервной ткани. Состоит он из двух больших полушарий, варолиевого моста и мозжечка.


    • Большие полушария необходимы для того, чтобы управлять всеми мыслительными процессами и обеспечивают человеку осознанное управление всеми движениями
    • В задней части головного мозга находится мозжечок. Именно благодаря ему, человек способен контролировать равновесие всего тела. Мозжечок контролирует рефлексы мышц. Даже такое важное действие, как отдернуть руку от горячей поверхности, чтоб не повредить кожный покров — контролирует мозжечок
    • Варолиев мост лежит ниже мозжечка в основании черепа. Функция его очень проста — получать нервные импульсы и передавать их
    • Другой мост — продолговатый, находится немного ниже и соединяется со спинным мозгом. Его функция — принимать и передавать сигналы из других отделов

    Видео: «Головной мозг, строение и функции»

    Какие органы находятся внутри грудной клетки?

    В грудной полости несколько жизненно важных органов:

    • легкие
    • сердце
    • бронхи
    • трахея
    • пищевод
    • диафрагма
    • вилочкоая железа


    строение органов грудной клетки человека

    Грудная клетка — сложная структура, в основном заполненная легкими. В ней находится самый важный мышечный орган — сердце и крупные кровеносные сосуды. Диафрагма — широкая плоская мышца, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости.

    Сердце — между двумя легкими, в грудной клетке находится этот полостной орган-мышца. Размеры его достаточно не велики и он не превышает объема кулака. Задача органа проста но важна: нагнетать кровь в артерии и принимать венозную кровь.

    Располагается сердце достаточно интересно — косое предлежание. Широкая часть органа направлена вверх назад вправо, а узкая влево вниз.



    подробное строение сердечного органа
    • Из основания сердца (широкой части) исходят главные сосуды. Сердце регулярно должно нагнетать и обрабатывать кровь, распространяя свежую кровь на весь организм
    • Движение этого органа обеспечено двумя половинками: левым и правым желудочком
    • Левый желудочек сердца больше, чем правый
    • Перикард — ткань покрывающая этот мышечный орган. Внешняя часть перикарда соединена с кровеносными сосудами, внутренний прирастает к сердцу

    Легкие — самый объемный парный орган в организме человека. Этот орган занимает большую часть грудной клетки. Данные органы совершенно одинаковы, однако стоит заметить, что они имеют разные функции и строение.



    строение легких

    Как видно на картинке, правое легкое имеет три доли, в сравнении с левым, которое имеет только две. Так же, левое легкое имеет изгиб в левой части. Задача легких перерабатывать кислород в углекислый газ и насыщать кровь кислородом.

    Трахея — занимает положение между бронхами и гортанью. Трахея — это хрящевые полукольца и соединительные связки, а так же мышечная ткань на задней стенке, покрытая слизью. К низу, трахея делится на два бронха. Эти бронхи направляются в левое и правое легкое. По сути бронх — самое обычное продолжение трахеи. Легкое внутри состоит из множества разветвлений бронх. Функции бронхов:

    • воздухопровод — проведение воздуха по легким
    • защитная — очистительная функция


    трахея и бронхи, строение

    Пищевод — длинный орган, который берет свое начало еще в гортани и проходит сквозь диафрагму (мышечный орган), соединяясь с желудком. Пищевод имеет кольцевые мышцы, которые обеспечивают передвижение пищи к желудку.



    расположение пищевода в груди

    Вилочкоая железа — железа, которая нашла свое место под грудиной. Ее можно считать частью человеческой иммунной системы.



    вилочковая железа

    Видео: «Органы грудной полости»

    Какие органы входят в брюшную полость?

    Органы брюшной полости — это органы пищеварительного тракта, а так же поджелудочная железа вместе с печенью и почками. Здесь же расположены: селезенка, почки, желудок и половые органы. органы брюшной полости покрыты брюшиной.



    внутренние органы брюшной полости человека

    Желудок — один из главных органов пищеварительной системы. По сути, он — продолжение пищевода, отделенное клапаном, который прикрывает вход в желудок.

    Желудок имеет форму мешка. Его стенки способны вырабатывать специальную слизь (сок), ферменты которой расщиплют пищу.



    строение желудка
    • Кишечник — самая длинная и объемная часть желудочного тракта. Начинается кишечник сразу же после выходного отверстия желудка. Он построен в форме петлей и заканчивается выходным отверстием. Кишечник имеет толстые, тонкие кишки и прямую
    • Тонкая кишка (двенадцатиперстная и подвздошная) переходит в толстую, толстая в прямую
    • Задача кишечника — переваривать и выводить остатки пищи из организма


    подробное строение кишечника человека

    Печень — самая крупная железа в человеческом организме. Она так же участвует в процессе пищеварения. Ее задача — обеспечивать обмен веществ, участвовать в процессе кровообращения.

    Находится она прямо под диафрагмой и делиться на две доли. Вена соединяет печень с двенадцатиперстной кишкой. Печень тесно связана и функционирует с желчным пузырем.



    строение печени

    Почки — парный орган, расположенный в поясничной области. Они выполняют важную химическую функцию — регуляцию гомеостаза и мочевыделение.

    Имеют почки форму бобов и являются частью органов мочевыделения. Прямо над почками находятся надпочечники.



    строение почки

    Мочевой пузырь — своеобразный мешок для сбора мочи. Находится он сразу за лобковой костью в паховой области.



    строение мочевого пузыря

    Селезенка — располагается над диафрагмой. Имеет ряд важных функций:

    • кровотворение
    • защита организма

    Селезенка имеет возможность меняться в размерах в зависимости от скопления крови.



    строение селезенки

    Как расположены органы малого таза?

    Эти органы расположены в пространстве, ограниченном тазовой костью. Стоить заметить, что женские и мужские тазовые органы разняться.

    • Прямая кишка — схожий орган как у мужчин, так и у женщин. Это конечная часть кишечника. Через нее выводятся продукты пищеварения. В длину прямая кишка должна составлять размер около пятнадцати сантиметров
    • Мочевой пузырь разнится расположением, женским и мужским размещением в полости. У женщин он соприкасается со стенками влагалища, а так же матки, у мужчин он прилегает к семенным пузырькам и потокам, что выводят семя, а так же к прямой кишке


    женские тазовые (половые) органы
    • Влагалище — полый трубчатый орган, который располагается от половой щели до матки. Имеет длину около 10 сантиметров и прилегает к шейки матки, орган проходит сквозь моче-половую диафрагму
    • Матка — орган, состоящий из мышц. Имеет форму груши и располагается за мочевым пузырем, но перед прямой кишкой. Орган принято делить на: дно, тело и шейку. Выполняет детородную функцию
    • Яичник — парный орган яйцевидной формы. Это женская железа, которая вырабатывает гормоны. В них ж происходит созревание яйцеклеток. Яичник соединен с маткой фаллопиевыми трубами


    мужские тазовые (половые) органы
    • Семенной пузырек — располагается позади мочевого пузыря и имеет вид парного органа. Это — секреторный мужской орган. Размер его примерно составляет пять сантиметров в диаметре. Представляет из себя соединенные друг с другом пузырьки. Функция органа — вырабатывать семя для оплодотворения
    • Предстательная железа — орган, состоящий из мышц и желез. Располагается прямо на моче-половой диафрагме. Основание органа — мочевой и семенной канал

    Видео: «Анатомия человека. Органы брюшной полости»

    Биология человека – это наука о строении, процессах жизнедеятельности, развитии, происхождении, эволюции и географическом расселении людей.

    Науки, которые изучают биологию человека, можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

    Теоретические биологические науки: цитология, гистология, анатомия, физиология, генетика, биохимия, биофизика.

    Прикладные: медицина, гигиена, валеология, экология.

    Анатомия – наука о строении организма и всех его органов. Срок анатомия происходит от древнегреческого анатоме – рассечение. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод вскрытия трупов.

    Физиология – наука о функциях и процессах жизнедеятельности организма в целом, его органов, тканей, клеток, обнаруживает причины, механизмы и закономерности
    жизнедеятельности организма.

    Генетика – наука, которая изучает процессы наследственности и изменчивости организмов, в частности механизмы передачи наследственной информации, изъяны развития
    человека, вызванные ее нарушениями.

    Антропология – научная дисциплина, которая исследует происхождение и эволюцию человека как особенного социально биологического вида, образования человеческих рас.

    Экология человека – исследование влияния на человека естественных и социальных факторов окружающей среды.

    Гигиена – наука о здоровье и его сохранении.

    Гигиена – отрасль медицины, которая разрабатывает и внедряет методы предотвращения заболевания, изучает влияние разных факторов окружающей среды и производства на здоровье человека.

    Срок гигиена происходит от греческого гигиенос – целебный, тот, который приносит здоровье.

    Знание гигиены и применение на практике этих знаний помогает человеку укрепить свой организм, закалить его, уберечь от разных заболеваний, стать физически развитой, здоровой, способной к любому труду.

    На организм человека действуют непрерывно изменяемые факторы окружающей среды. Однако эти изменения не вызывают заболевания, потому что организм человека приспосабливается к ним. Между организмом и внешней средой существует функциональное равновесие. Заболевание возникает лишь тогда, когда это равновесие нарушается, то есть на человека действуют факторы окружающей среды, необычные по силе и качеству.

    Человек не только поддается влиятельные факторов и условий внешней среды. Она способна сама влиять на него с целью улучшения условий труда, питания, быта и создания соответствующих условий для сохранения здоровья.

    ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

    Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, высокой работоспособности и социальной активности человека.

    Здоровье бывает физическим, психическим и духовным. Каждый человек, если она хочет быть здоровой, повинная запомнить такие правила здорового образа жизни: правильно питаться, постоянно тренировать свое тело, придерживаться определенных гигиенических норм, дежурить труд и отдых, избегать разных вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

    Состояние здоровья определяется добрым самочувствием человека (субъективный критерий). Существуют и объективные критерии здоровья. Это антропометрические показатели: нормальный рост, нормальное и пропорциональная строение тела, анатомические, физиологичные, биохимические. Что отвечают норме не только при условиях физического покоя, но и в период определенных физических или психических нагрузок, перемены климатических условий проживания.

    Здоровье – это состояние, когда в ответ на действие разнообразных раздражителей в организме возникают соответствующие реакции, которые за характером и силой временами и длительностью свойственные большинства людей данного возраста и пола.

    Болезнь – это жизнь и функционирование организма в условиях анатомических и функциональных нарушений клеток, тканей, органов и систем. Болезни бывают приобретенными, наследственными и вродженими.

    Болезни возникают под действием вредных факторов, когда их сила превышает захисно-пристосувальни возможности организма. Иногда достаточно лишь одноразового действия такого агента. Развиваются болезни также и при длительном действии вредных факторов. Вредно влияют на организм человека повышено радиоактивное излучение, химическое и пылевое загрязнение окружающей среды, разные бактерии и вирусы; нарушение правил здорового образа жизни, нарушения гигиенических норм.

    Следовательно, болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, взаимосвязи его с окружающей средой, которая приводит к временному или постоянному снижению или потере работоспособности. Перебежал болезни бывает скрытым, острым, хроническим. Болезнь может закончиться выздоровлением, инвалидностью или смертью. Больной человек нуждается в лечении, сочувствии и беспокойстве.

    Болезнь – это единство двух противоположных тенденций – разрушительной и защитной, что находятся в постоянной борьбе.

    ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

    Организм человека состоит из клеток и межклеточного вещества, которые образуют ткани, органы и системы органов. Эти компоненты совмещены в единственный организм, который функционирует под воздействием нервной и эндокринной систем. Организм – это биологическая система, которая имеет свойства: самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция.

    Орган – часть тела, которая имеет определенную форму, строение, расположение и выполняет одну или несколько специальных функций. Каждый орган образован несколькими тканями, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную функцию. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и нервы. Часть органов расположена в полостях тела, потому их называют внутренними.

    Анатомическое или функциональное объединение органов, которые выполняют в организме общую функцию, составляет физиологичную систему органов. Различают такие физиологичные системы: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, нервная, эндокринная, мочеполовая, система органов чувств (сенсорные).

    Системы органов работают не изолировано, а объединяются для достижения полезного для организма результата. Такое временное объединение органов и систем органов называют функциональной системой. Например, бег может быть обеспечен функциональной системой, которая включает: нервную систему, органы движения, дыхания, кровообращения, потовыделения.

    ГОМЕОСТАЗ, ПУТИ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

    Главным условием существования любого существа является сохранение постоянства строения и функций, то есть состоянию внутренней среды при любых обстоятельствах.

    Постоянство внутренней среды организма на любом уровне – молекулярному, клеточному, тканевому, органному, системному – называется гомеостазом. Он прежде всего зависит от постоянства химического состава крови, кровообращения, газообмена, пищеварения, температуры тела, иммунной системы.

    БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ

    Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма. Это постоянство поддерживается буферными системами. К ним принадлежат: химические – это буферные системы крови, и физиологичные: легкие, почки, печенка, костная ткань, потовые железы.

    В биологической среде под кислотно-основным состоянием понимают соотношение концентрации водородных Н+ и гидроксильных ОН– ионов. Ионы водорода образуют кислую реакцию среды, ионы ОН– и другие компоненты биологических жидкостей – щелочную. Жидкая среда организма имеет определенное рн среды и только при его норме возможно оптимальное протекание обмена веществ (метаболизм).

    Кровь имеет слабощелочную реакцию. рн артериальной крови 7,4. а венозной – 7,35. Длинное смещение рн человека даже на 0,1-0,2 может оказаться смертельным. рн венозной крови 7,35 в результате. Внутри клетки рн кое-что более низкий (7,0-7,2), что зависит
    от образования в них при метаболизме кислых продуктов.

    В процессе метаболизма в кровь попадает постоянно углекислота, молочная и другие продукты обмена. Однако рн крови сохраняется постоянно. Что предопределяется буферными свойствами крови, деятельностью легких и органов выделения.

    Буферные системы крови:

    Буферная система гемоглобина.

    Карбонатная буферная система.

    Фосфатная буферная система.

    Буферная система белков плазмы крови.

    Есть два способа регуляции функций органов и систем, направленные на сохранение гомеостаза – нервная и гуморальная.

    Нервная регуляция – при участии нервной системы.

    Гуморальная – при участии гуморальных факторов (гормоны, Са, СО2 …), тканевой жидкостью.

    Гуморальная регуляция осуществляется веществами, которые попадают во внутреннюю среду организма в очень малых дозах, но способные вызывать значительные изменения функций отдельных органов и организма в целом. Химическое вещество что поступила к кровеносной системе, действует в то же время на все клетки организма. Но чувствительными к ней будут только те, в которых есть соответствующий рецептор. Кроме того, гуморальная регуляция характеризуется медленностью действия и длительностью влияния.

    Биология человека

    В понятие биология человека некоторые учёные включают почти всё содержание антропологии , обогащённое методами и фактами смежных биологических дисциплин.

    Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел антропологии, изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови , явлений близнецовости , связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям ; сюда же должны войти изучение наследования нормальных признаков и популяционная генетика , охватывающая разнообразные вопросы (например, устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Раса
    • Антропогенез

    Смотреть что такое "Биология человека" в других словарях:

      биология человека - — EN human biology The study of human life and character. (Source: ZINZAN) Тематики охрана окружающей среды EN human… … Справочник технического переводчика

      Биология развития - Биология развития раздел современной биологии, изучающий процессы индивидуального развития (онтогенеза) организма. При этом изучаются все этапы онтогенеза: и с момента рождения до момента смерти, и самые начальные (зародышевый и… … Википедия

      Биология - У этого термина существуют и другие значения, см. Биология (значения). Биология (греч. βιολογία βίο, био, жизнь; др. греч. λόγος учение, наука) система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с… … Википедия

      Биология - I Биология (греч. bios жизнь + logos учение) совокупность естественных наук о жизни как особом явлении природы. Предметом изучения служат строение, функционирование, индивидуальное и историческое (эволюция) развитие организмов, взаимоотношения их … Медицинская энциклопедия

      Биология клетки - Цитология (греч. κύτος пузырьковидное образование и λόγος слово, наука) раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти. Также используются термины клеточная … Википедия

      Биология океана - Всего 29 процентов поверхности земного шара это суша. Остальное это океан, дом для морских организмов. В среднем, океан имеет глубину около четырех килом … Википедия

      БИОЛОГИЯ - БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии.............. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия

      БИОЛОГИЯ - (от био... и...логия), совокупность наук о живой природе. Предмет Б. все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи Б.… … Биологический энциклопедический словарь

      Биология русского народа - Биология русского народа комплекс наследственно определяемых признаков, характерных для представителей русского народа. По большинству антропологических и генетических признаков русские занимают центральное положение среди народов Европы … Википедия

      БИОЛОГИЯ - (греч., от bios жизнь, и logos слово). Наука о жизни и ее проявлениях у животных и растений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БИОЛОГИЯ греч., от bios, жизнь, и logos, слово. Учение о жизненной силе.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Книги

    • Биология человека. Учебник , В. И. Максимов, В. А. Остапенко, В. Д. Фомина, Т. В. Ипполитова. Учебник соответствует образовательной программе по биологии человека, требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки "Биология»". Здесь изложены основные сведенияпо антропологии, анатомии и…

    Поведение человека как социобиологического вида Человек разумный является одним из видов царства Животные. Для него как для биологического вида характерны все потребности животных: в кислороде, пище, воде, размножении и др. Вместе с тем, как вы уже знаете, человек имеет ряд черт, отличающих его от животных. Данные отличия породили и новые потребности человека, не характерные для […]

    Прикус — характер смыкания между собой верхних и нижних резцов и клыков. В ситуации, когда нижняя челюсть выдвинута вперёд по отношению к верхней, говорят о клещеобразном прикусе. При точном смыкании челюстей прикус называется нормальным. Ножницеобразный прикус (как у человека в норме) имеет место в случаях, обратных клещеобразному.

    Психический стресс, эмоциональный стресс, психологический стресс — эмоциональная напряжённость, психическая напряжённость, понятие, отражающее разновидность общей системной реакции (адаптационного синдрома) индивида с характерными симптомами на воздействие внутренних и внешних факторов информационной природы. Термином психологический стресс у человека называется состояния тревожности, конфликта, эмоционального расстройства, переживания угрозы безопасности, неудачи, досады и прочее.

    Кровяное давление — давление крови на стенки сосудов, создаваемое за счёт сокращения желудочков сердца. Разность кровяного давления в различных отделах кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови в сосудах. Максимальное кровяного давления в аорте, минимальное — в полых венах. У человека артериальное давление, которое обычно измеряют в плечевойартерии, в норме при сокращении сердца (систолическое давление) составляет около 120 […]

    Круги кровообращения — пути, по которым следует обогащенная кислородом и отработанная кровь в пределах сосудистой системы. Различают малый и большой круг кровообращения. Кровь, отдав в тканях организма кислород и связав углекислоту — продукт жизнедеятельности тканей, попадает по венозной системе в сердце, в правое предсердие, затем в правый желудочек. Мощные сокращения последнего нагнетают кровь в сосуды малого […]

    Негроидная (негро-австралоидная) раса Характеризуется темным цветом кожи и глаз, волновыми или кудрявыми волосами, широким носом, который мало выступает, поперечным расположением ноздрей, полными губами и определенными отличными признаками черепа. Борода и усы вырастают едва заметно. Все перечисленные признаки носят адаптивный характер. Например, темная кожа меньше повреждается лучами солнца, препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей в кожу, оберегает ее […]

    Расы — исторически сформированы группы людей, которые характеризуются общностью наследственных и физиологичных особенностей. На данное время существует один вид человека. Расы человека — систематический подраздел внутри вида Homo sapiens. Каждая раса характеризуется совокупностью наследственно предопределенных признаков (цветом кожи, глаз, волос, особенностью мягких частей лица, черепа, ростом, но др.). Современное человечество разделяют на три или пять больших […]

    Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны и совершенны. Среди них встречались наконечники, скоблила и рубила. С помощью таких орудий древний человек обеспечивал себя всем необходимым. Неандертальцы умели не только поддерживать, но и добывать огонь. Поселялись они на побережьях рек, жили под естественными навесами или в пещерах. У них формируется язык. Есть предположение, что они предприняли первые […]

    Австралопитеки — сравнительно большие организмы (масса около 20-65 кг, рост 100-150 см), которые жили на Земле от 8 000 000 до 750 000 годов потому. Ходили на коротких ногах при прямом положении тела. Масса мозга достигала у некоторых видов 550 г, что больше, чем в современных человекообразных. Австралопитеки жили на открытых пространствах, где занимались охотой и […]

    Формирование человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции в пределах семьи гоминид: предшественник человека (протоантроп); самый давний человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп). На сегодняшний день еще нет палеонтологических данных для воссоздания всех промежуточных этапов в развитии гоминид, что привели к человеку современного типа. Безусловно, что в целом эволюция […]

    Антропогенез — происхождение человека и становление ее как виду в процессе формирования общества. У человека есть ряд специфических признаков, которые отличают ее от животного мира. Человек — существо социально и живет не только за биологическими законами, но и за общественными. Человек владеет членораздельным языком и передает за ее помощью свой жизненный опыт. Человек мыслит абстрактно, понятийное. […]

    Антропология — наука, которая изучает происхождение и эволюцию человека. Человек, как биологический вид, занимает определено систематическое положение в животном мире. Общий план строения и характерные признаки позволяют отнести ее к типа хордовых: наличие в эмбрионном развитии хорды, нервной трубки, жаберной щели. К классу млекопитающих ее относят за следующими признаками: внутриутробное развитие, наличие молочных и потовых желез, […]

    При осуществлении простых двигательных реакций нервные импульсы, которые поступают к мышцам, формируются исполнительными нервными клетками, которые лежат в спинном мозге. Выполнение сложных двигательных актов зависит от работы высших двигательных центров, расположенных в коре больших полушарий головного мозга. Свои влияния пробковые центры направляют в глубокие отделы головного мозга, в мозжечок и к исполнительным клеткам спинного мозга, […]

    В организме человека есть три вида мускульной ткани: скелетная, сердечная и гладкая и блестящая. Гладкие и блестящие мышцы есть в стенках кровеносных сосудов и во многих внутренних органах. Скелетные мышцы образованы большим количеством мускульных волокон и обеспечивают передвижение человека в пространстве. Сердечная мышца имеет большое количество переплетений и связей между отдельными волокнами, что имеет большое […]

    Скелет свободных верхних конечностей складывается сплеча, предплечье и кисти. Плечо имеет лишь одну плечевую кость. Предплечье образовано двумя костями: локтевой и лучевой. В кисти различают запястье, пястье и пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей. Пять длинных костей пястья строят скелет ладони и обеспечивают опору костей пальцев. Скелет тазового пояса образован двумя неподвижными плоскими тазовыми […]

    Костный скелет предоставляет нашему телу опору, обеспечивает сохранение его формы, защищает внутренние органы от повреждений. Кости отличаются по форме, размерам и занимают определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они способны к движению благодаря прикрепленным к ним мышцам. Скелет головы — череп состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Основные кости мозгового […]

    После оплодотворения яйцеклетка начинает продвигаться по маточной трубе; одновременно с этим происходит процесс клеточного разделения, в результате чего яйцеклетка превращается в многоклеточного зародыша. Попав через 4-5 дней до полости матки, зародыш проникает в ее слизевую оболочку. Из зародышевых оболочек и кровеносных сосудов слизевой матки образуется плацента, через которую зародыш получает из организма матери питательные вещества […]

    Личность — это конкретный человек с неповторимым сочетанием ее физических, физиологичных и психологических качеств и свойств. Для формирования личности, ее самовоспитания, самопознания и самооценки, чрезвычайно важными являются общения с людьми, которые ее окружают, установления личностных контактов. Один из основных признаков личности — уравновешенность, что позволяет человеку при любых обстоятельствах хранить свои жизненные установки и убеждения. Личность […]

    Важное значение для организма имеет сон. Лишение человека сна пагубно отражается на ее здоровье. Сон возобновляет работоспособность клеток мозга. Они накапливают необходимую энергию, тем самым готовят человека к активной дневной деятельности. Во время сна, невзирая на недвижимость тела, закрытые глаза, отсутствие контакта с окружающим миром и т. д., в организме человека происходят активные, жизненно важные, […]

    Человек отличается от животных языком и словесным мышлением, которые возникли благодаря трудовой деятельности и жизни в обществе. С помощью слов люди могут обмениваться мнениями, сознательно руководить своим поведением, согласовывая ее с другими людьми. Для развития языка человека чрезвычайно важный первый год ее жизнь. Поскольку взрослые постоянно разговаривают с малышом (во время кормления, переодеваний и других […]

    Важность для нас какого-то события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересованностью, поставленной целью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем поведением. О. О. Ухтомский открыл принцип управления поведением, который назвал принципом доминанты. В соответствии с этим принципом, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное притеснение рефлексов, которые мешают и отвлекают, мобилизируют всю энергию […]

    Для нормального существования организма в переменчивой внешней среде нужно вовремя изменять свое поведение, приспосабливаться ее к конкретным условиям. Умение руководить своим поведением, вовремя ее изменять, а иногда и полностью сдерживать те или другие поведенческой реакции — одна из «важных черт воспитанного человека. Различают безусловное торможение (когда безусловный ориентировочный рефлекс тормозит соответствующее поведение) и условно торможение […]

    Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы. Самые простые рефлексы принадлежат к врожденным, или безусловным; они передаются в наследство и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Безусловные рефлексы относятся к видовым признакам поведения животного. Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание глаз (защитный безусловный рефлекс), рефлекс, «что такое?» […]

    Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при условии поддержания постоянного состава внутренней среды. Организм непрерывно регулирует недостаток или избыток питательных веществ, минеральных солей и других соединений. Недостаток чего-нибудь, необходимого для поддержки жизни и развития, вызывает особенное состояние организма, который называется потребностью. Потребности — это основная движущая сила нашего поведения, это внутренние стимулы, мотивы нашей деятельности. Выделяют физиологичные […]

    Главный орган прикосновения у человека — рука. Наибольшую чувствительность имеют кончики пальцев, у каких кожных рецепторов больше всего. Сигналы от них по чувствительным нервам направляются к спинному и главному мозгу. В коре головного мозга анализируются свойства предметов, к которым человек прикасается. Орган нюху расположен в верхней части носовой полости и является скоплением очень чувствительных обонятельных рецепторов, […]

    Положение нашего тела постоянно контролируется специальным органом равновесия — вестибулярным аппаратом, который находится во внутреннем ухе. Он воспринимает любые изменения положения тела. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов, которые расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, которые отвечают трем измерениям пространства: высоте, длине и ширине. Полукружные каналы заполнены топкой жидкостью; в середине каждого […]

    С помощью слуха человек воспринимает звуки. Органом слуха является ухо, которое являет собой систему последовательно связанных между собой отделов: внешнее, среднее и внутреннее ухо. Внешнее ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода, который соединяет внешнее ухо со средним. Внутри слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой, которая туго натянута и способна вибрировать от удара звуковой волны. […]