Сообщение о рембрандте художнике только самое важное. Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике. Саския в образе Флоры

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606-1669) - голландскийхудожник , рисовальщик и гравёр , великий мастер светотени , крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Годы ученичества Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Рембрандтовские работы этого периода исследователями не выявлены, и вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление его творческой манеры остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.

«Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.

Выработка собственного стиля В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса. Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, где попал под влияние ван Дейка, потом до возвращения на родину в 1644 году работал в Антверпене.Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633), и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии - иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титус; ещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи. Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат.

Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос перед Пилатом», 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки.

Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Лейденец Герард Доу - один из первых учеников Рембрандта - всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте.

Переходный период. Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. в документах сохранилось мало. Из учеников этого периода известен только Николас Мас из Дордрехта. Видимо, художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым. Няня Титуса, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться.В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс, образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода: «Флора» (1654), «Купающаяся женщина» (1654), «Хендрикье у окна» (1655). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание. Живописные работы этого периода немногочисленны.Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос, исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», - именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Он осваивает и другие новые для себя жанры - натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других - сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х - ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера», исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку.Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Зато все требования заказчиков были выполнены.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652; Герард де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи - все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника.

Картины:1) «Ночной дозор».

2) «Даная».

1636. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Даная». Размер картины 185 x 203 см, холст, масло. Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах. Даная, дочь аргосского царя Акрисия, согласно мифу, после губительного предсказания оракула, была заключена отцом в недоступное подземелье, но владыка Олимпа Зевс, воспылав к ней любовью, проник к Данае через световое отверстие в виде золотого дождя. Эта тема воплощалась художниками Ренессанса и голландскими маньеристами в двух различных иконографических вариантах; Рембрандт продолжает в этой работе линию так называемого «типа куртизанки».
Не исключено, что эта глубоко внутренняя и чувственная картина, с ее приветствующим и манящим жестом Данаи, обладает собственной тайной: «Таким образом в этой картине тесно переплетаются судьбы Саскии, Геертье и Рембрандта». Собственно, Саския умирает от болезни в 1642 году, она оставляет Рембрандту сына Титуса, единственного оставшегося в живых ребёнка. В конце того же года Рембрандт берёт в дом молодую вдову трубача Геертье Диркс, легко перенявшей вскоре обязанности домохозяйки (в этой роли Диркс упоминается у биографа Рембрандта Хубракена) и соответственно гражданской жены художника. Семь лет спустя Геертье Диркс покидает дом, освобождая место рядом с художником юной Хендрикье Стоффельс, которая была моложе её на десять лет.
Впоследствии разыгрался спор вокруг жалобы Геертье о нарушении обещания Рембрандта жениться на ней и об украшениях из наследства Саскии, которые Рембрандт вначале подарил Геертье и позже забрал. Рембрандт очень быстро прекращает этот спор: в 1650 году он с соглашения брата Геертье и одобрения амстердамских бургомистров за свой счёт заключает Геертье Диркс на двенадцать лет в тюрьму города Гауды. Но уже в мае 1655 года она, больная, благодаря стараниям её эдамской подруги и вопреки ожесточённому сопротивлению Рембрандта, оказывается на свободе. Год спустя Рембрандт заключает в долговую тюрьму её брата из-за невозвращения денежных средств.

3) «Возвращение блудного сына».

Рембрандт Возвращение блудного сына, ок. 1666-6 холст, масло. 260×203 см Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.
Сюжет привлекал внимание знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера, Босха, Луку Лейденского, Рубенса.
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.

Рембрандт Харменс ван Рейн - известный во всем мире художник и гравер. Биография Рембрандта очень интересна, поэтому неудивительно, что изучению его жизни и творчества посвящено колоссальное количество искусствоведческих исследований и научных монографий.

Ранние годы

Художник Рембрандт, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в семье мельника Хармена Герритса в 1606 году. Его мать звали Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн.

Благодаря тому что дела у отца шли в то время хорошо, будущий живописец получил довольно хорошее образование. Он был определен в латинскую школу, однако юноше не нравилось там учиться, поэтому его успехи оставляли желать лучшего. В итоге отец уступил просьбам сына и позволил ему пойти учиться в художественную мастерскую Якоба ван Сваненбюрха.

Биография Рембрандта интересна тем, что его первый наставник не оказал сильного влияния на художественный стиль живописца. Наибольшее воздействие на начинающего художника оказал его второй учитель, к которому он перешел через три года работы у Сваненбюрха. Им стал Питер Ластман, в ученики к которому Рембрандт определился, когда переехал жить в Амстердам.

Творчество и биография художника

Краткая биография Рембрандта ван Рейна не позволяет подробно изложить весь его творческий путь и жизнь, но основные моменты все же вполне возможно разобрать.

В 1623 году художник вернулся домой в город Лейден, где уже к 1628 году обзавелся собственными учениками. Сведения о самых первых известных его работах относятся к 1627 году.

Планомерно и усердно шел к своему творческому успеху Рембрандт Харменс ван Рейн - биография талантливого живописца свидетельствует о том, что на ранних этапах своего творчества он трудился не покладая рук.

В то время он писал главным образом своих родных и близких, а также сцены из жизни родного города. В галерее Касселя хранится портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее, относящийся как раз к этому периоду жизни художника, известного всему миру как Рембрандт. Биография и творчество этого живописца уже тогда стали привлекать к себе внимание.

Переезд в Амстердам

В 1631 году молодой человек перебирается жить в столицу - город Амстердам. В родных краях отныне он появляется крайне редко. Биография Рембрандта на этой стадии его жизни и творчества изобилует свидетельствами того, что он быстро набирал известность и творческий успех в богатых кругах Амстердама.

Это очень плодотворный этап жизни художника. Рембрандт, краткая биография которого излагается в нашей статье, очень много работал, выполняя множество заказов и при этом не забывая постоянно совершенствоваться. Художник рисовал с натуры и гравировал интересные персонажи, попадавшиеся ему в еврейском квартале города.

Тогда были написаны такие знаменитые картины, как "Урок анатомии" (1632 год), "Портрет Коппеноля" (1631 год) и многие другие.

Творческий и финансовый успех

В 1634 году Рембрандт играет свадьбу с Саскией ван Юленборх, которая была дочерью успешного юриста. Во многом это ознаменовало самую успешную пору в жизни и творчестве художника. У него достаточно денег и множество заказов, которые он охотно выполняет.

Биография Рембрандта того периода свидетельствует о том, что он очень любил писать свою жену, причем не только в портретах, но и зачастую ее образ можно увидеть и на других картинах живописца.

Наиболее известными картинами, на которых изображена молодая жена художника являются:

  • "Портрет невесты Рембрандта";
  • "Портрет Саскии";
  • "Рембрандт с его женой".

Рембрандт: краткая биография после смерти первой жены

Счастливый брак молодого человека продлился не очень долго. Спустя семь лет совместной жизни Саския скоропостижно скончалась в 1642 году. И с этого момента вся жизнь художника начинает меняться в худшую сторону.

Несмотря на то что Рембрандт женился во второй раз, такого же счастья, как в первом браке, у него уже не было. Его спутницей жизни стала его бывшая служанка Гендрикие Ягерс.

В тот жизненный период художник испытывает сильные материальные трудности, причем не из-за отсутствия работы и заказов, а по причине собственного пристрастия к собирательству произведений искусства, на которые он тратил большую часть своих доходов.

Его увлечение коллекционированием довело до того, что в 1656 году он был объявлен должником, который не в состоянии расплатится с долгами, а в 1658 году ему пришлось отказаться от собственного дома в уплату долгов. С того момента художник жил в гостинице.

Ухудшение положения

Гендрикие и сын Рембрандта Титюс основали торговую компанию по сбыту произведений искусства. Однако дела шли все равно не слишком хорошо, а после смерти Гендрикие в 1661 году положение стало еще хуже. Через семь лет из жизни уходит и сын, который вел дела компании.

Финансовое положение великого художника становится просто ужасным, но бедность не убила в нем желание творить. Он продолжает упорно писать картины, которые, впрочем, уже не пользуются таким же успехом у современников, как раньше, потому что вкусы публики за эти годы изменились.

Рембрандт Харменс ван Рейн скончался в октябре 1669 года в полном одиночестве и крайней бедности.

Рембрандт: биография, картины

В отличие от современников великого живописца, следующие поколения высоко оценили не только раннее творчество художника, но и более поздние работы и полотна Рембрандта. Сегодня мастер является олицетворением голландской живописи и одним из самых ярких ее представителей.

Основным лейтмотивом всего его творчества можно назвать реализм, которым пронизаны все работы автора. Даже изображая мифологические сюжеты, Рембрандт демонстрирует древнегреческих богов и богинь в облике современных ему жителей Голландии. Ярким примером этому можно назвать картину "Даная", которая хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Это можно проследить в работе "Похищение Ганимеда" (второе название "Ганимед в когтях орла"), хранящейся в Дрезденском музее. Тут пропорции тела Ганимеда не соответствуют действительности, что говорит не о низком уровне мастерства исполнителя картины, а о его целенаправленном карикатурном подходе к изображению персонажа на полотне, так как на многих картинах Рембрандт с легкостью выполняет даже сложные элементы, изображающие части человеческой физиологии и анатомии.

Портретные работы художника вообще отличаются небывалой для его времени реалистичностью и правдоподобностью, что говорит о невероятном таланте мастера и способности переносить увиденное в жизни на полотно, а также о его довольно глубоких познаниях в человеческой анатомии и физиологии.

Очень тщательно и точно для подобного рода работ художник относится к различным мелочам и мелким аксессуарам. Это четко видно на картинах:

  • "Каллиграф" (Государственный Эрмитаж);
  • "Урок Анатомии" (Маурицхейс);
  • "Гильдия ткачей" (Музей Амстердама).

Творческий стиль

Для работ Рембрандта характерно то, что все важные элементы картины всегда выносятся художником на первый план, невзирая на композиционные особенности. Художник не всегда стремится показать, изображаемых людей или предметы правильными с точки зрения действительности. Ему свойственна умышленная гиперболизированность.

Главной особенностью, которая прошла сквозь все его произведения, является отсутствие ярких цветов и красочности. Причем это видно уже с самых ранних работ художника. И это сильно отличает их от картин итальянских мастеров или, к примеру, от творчества фламандского живописца Рубенса.

Наибольший упор Рембрандт делал на игру красок со светом и тенью. В этом его мастерство считается признанным и непревзойденным по сей день. Порой настолько сильна светотеневая игра красок на полотнах художника, что эксперты-искусствоведы до сих пор спорят какое время суток изображено на картине.

Одним из ярчайших примеров картины Рембрандта со столь великолепной палитрой является, пожалуй, самое знаменитое его полотно "Ночной дозор", споры о котором не прекращаются и сегодня.

"Ночной дозор"

Эта картина носит официальное название "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга", однако во всем мире ее принято называть просто "Ночной дозор".

Однако из-за описанной выше любви художника к свето-теневой игре красок, споры о том, какое время суток изображено на картине, день или ночь, ведутся до сих пор и однозначного ответа нет.

Это полотно является символом и самым ярким произведением не только самого Рембрандта, но и всей голландской живописной школы. Оно считается достоянием Королевства Нидерланды и мирового искусства в целом.

Миллионы туристов со всего мира ежегодно приезжают в Амстердам, чтобы посетить Государственный музей (Рейксмюзеум) и полюбоваться знаменитой картиной. Каждый видит в ней что-то свое, у всех складывается собственное впечатление и мнение об этом полотне. Но всегда остается неизменным тот факт, что это великолепное произведение знаменитого творца не оставляет равнодушным абсолютно никого.

Заключение

Сегодня живописец и гравер Рембрандт, краткая биография и творчество которого были описаны в этой статье, является гордостью не только родной страны. О нем знают во всем мире, а его картинами восхищаются ценители искусства и живописи по всей планете. Картины художника охотно покупают за баснословные деньги на аукционах, где продают живопись и произведения искусства, а имя Рембрандта на слуху у любого человека, имеющего хоть малейшее представление об искусстве.

Сложно переоценить творческий вклад этого великого художника в живопись и культуру своей страны и всего мира. Недаром сегодня голландская школа живописи в первую очередь ассоциируется как раз с именем Рембрандта Харменса ван Рейна.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

Биография Рембрандта ван Рейна

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.

В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.

Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх. В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману.

С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.

Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам, и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.

Творчество Рембрандта ван Рейна

Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта).

В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).

Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

Период успехов внезапно завершился в 1642 г.: великолепная работа «Ночной дозор» - групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама - была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике.

Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.

С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Нередко художник обращался к образу своей второй жены - Хендрикье Стоффельс.

Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама.

Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил жену и сына.

Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668-1669 гг.).

Автопортреты Рембрандта запечатлели почти все этапы его жизни и стадии творческого пути. Они замечательны сами по себе, так как позволяют нам проследить развитие мастера, а также потому, что многие более поздние художники – от сэра Джошуа Рейнолдса до Марка Шагала – пробовали подражать примеру Рембрандта в надежде понять что-то о самих себе.

Картина Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее часто похищаемое произведение искусства в мире. Картина была украдена и найдена четыре раза. Ей даже дали прозвище «Рембрандт на вынос». Портрет хранится в Лондоне, в галерее Далвич.

Часть картин художника Рембрандта, в том числе известные «Даная», «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана», хранятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). В 1985 году душевнобольной плеснул на «Данаю» серную кислоту. Реставрация шла долгих 20 лет. Теперь «Данаю» можно увидеть лишь за толстым слоем защитного стекла.

«Исследовательский проект Рембрандт» — это группа ученых, анализирующих наследие великого художника. Проект работает с 1968 года.

До этого времени считалось, что кисти художника принадлежит 800 картин. Проект эту цифру опроверг: после тщательных исследований оказалось, что их всего около 350.

Остальные написаны учениками Рембранда, а также художниками, на которых повлиял Рембрандт. Например, знаменитый «Мужчина в золотом шлеме» из Берлинской картинной галереи, долгое время считавшийся работой мастера, оказался картиной другого неизвестного художника.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: place-fact.com ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Имя: Рембрандт (Рембрандт Харменс ван Рейн)

Возраст: 63 года

Деятельность: художник, гравёр, крупнейший представитель золотого века голландской живописи

Семейное положение: вдовец

Рембрандт: биография

Рембрандт Харменс ван Рейн – известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века». Всеобщее признание и слава, резкое падение и нищета – так можно охарактеризовать биографию великого гения искусства. Рембрандт стремился через портреты передать душу человека, о многих произведениях художника, овеянных тайной, до сих пор ходят слухи и догадки.

Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции. В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.


В старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.

Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами.

Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.


Автопортрет Рембрандта в 23 года

Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.

Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».

Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.


В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.

Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.


Детство будущего художника было счастливым, так как родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.

В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.

Живопись

Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.


В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.

Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:

  • «Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625),
  • «Паламедеи перед Агамемноном» (1626),
  • «Давид с головой Голиафа» (1627),
  • «Похищение Европы» (1632),

Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам, дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.

Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как « перед Пилатом» (1636).

Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.


Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.

В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.


В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.

В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.


Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.

Заказчикам не понравилось, что нидерландский живописец отошел от канонов, которые развивались в 17 веке. Тогда групповые портреты были парадными, а участники изображались анфас без какой-либо статики.

По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.


Картина Рембрандта «Святое семейство», 1646 год

Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.


Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.


«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.


Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Личная жизнь

В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения. В конце 1642 года художник встречается с молодой особой Гертье Диркс. Родители Саскии были огорчены тем, как вдовец распоряжался приданым, живя в роскоши. Позже Диркс подает в суд на своего возлюбленного за то, что тот нарушил обещание взять ее в жены. От второй женщины у художника родилась дочь Корнелия.


Картина Рембрандта "Саския в образе богини Флоры"

В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.

Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот, уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью. Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.


Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.

Картина «Заговор Юлия Цивилиса», написанная в 1661 году, не была оплачена заказчиками, потому что лица участников заговора не проработаны скрупулезно, в отличие от предыдущих работ ван Рейна.


Картина Рембрандта "Портрет сына Титуса"

Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса. Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха. На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.

Смерть

Рембрандт предал земле своего сына Титуса, который скончался от чумы, в 1668 году. Это печальное событие резко ухудшило душевное состояние художника. Ван Рейн умер 4 октября 1669 года и был похоронен в нидерландской церкви Вестеркерк в Амстердаме.


Памятник Рембрандту на площади Рембрандта в Амстердаме

При жизни художником было написано около 350 полотен и 100 рисунков. Человечеству понадобилось два века, чтобы по достоинству оценить этого великого художника.

рембрандт Харменс ван Рейн, великий голландский художник и офортист.

Родился в Лейдене в семье мельника. Дела отца в этот период шли хорошо, и он смог дать сыну лучшее, чем у других детей, образование. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Через год начал брать уроки живописи. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Пробыв в его мастерской более трех лет, Рембрандт отправился в Амстердам к историческому живописцу П. Ластману. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую.

Голландия в начале XVII века, освободившись от испанского владычества, переживала общественный подъем. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Голландское искусство того времени было проникнуто демократическими тенденциями, наиболее полно выразившимися в бытовом жанре. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Им создано множество картин: это и портреты семьи, и заказные работы, и сцены из библейской истории - «Давид и Саул» (ок. 1630), «Динарий кесаря» (1629).

В конце 1631 Рембрандт переселился в Амстердам. Удивительно быстро приобрел популярность, получал многочисленные заказы на портреты. Продолжал совершенствоваться, рисуя с натуры и гравируя интересные типы. В эту пору жизни им был написан «Урок анатомии» (1632. Гаага).

В деловых вопросах Рембрандту помогал торговец произведениями искусства Хендрик ван Эйленбурх, на чьей племяннице художник женился в 1634. Среди картин этого периода выделяется знаменитая «Даная» (1636). К концу 1630-х относятся пейзажные работы художника.

Десятилетие с 1632 по 1642 годы является в полном смысле слова счастливым периодом в жизни Рембрандта. Молодому мастеру сопутствуют слава и удача. Он завален заказами, в мастерскую стекаются ученики. Личная жизнь Рембрандта также складывается очень счастливо благодаря женитьбе на богатой сироте, дочери недавно скончавшегося бургомистра Лейвардена - Саскии ван Эйленбург. Благополучие и веселие входят в дом вместе с молодой женой. Радостное настроение, владеющее художником, находит свое выражение в ряде его картин, особенно же в «Автопортрете с Саскией» (Дрезден, Картинная галерея). Держа на коленях молодую жену, художник как бы обращается к зрителям, приглашая их принять участие в его радости. Блестяще выполненные портреты, нарядные костюмы и околичности подчеркивают праздничный характер сцены. Другие портреты Саскии, в которых художник не устает повторять черты лица молодой жены, наряжая ее в богатые фантастические одежды или представляя в виде богини цветов (см. «Флора»), свидетельствуют о безудержной жажде красоты и счастия, которые владеют им в те годы. Особый интерес к внешней характеристике образа сказывается и в манере исполнения. С большим вниманием и тщательностью пишет художник богатые ткани, пышные одежды и драгоценности, украшающие молодую женщину. Роскошь окружающей обстановки, служащей богатым обрамлением для ее миловидного лица, передается со свойственным ранним вещам использованием всего богатства красок палитры.

То же стремление к парадности и красочности проявляется во многих автопортретах художника. Рембрандт теперь часто изображает себя в нарядных одеждах и, несколько облагораживая черты лица, придает своему внешнему облику известную представительность.

Подражая представителям респектабельного общества, Рембрандт занялся коллекционированием произведений искусства. Это дало повод родственникам жены (два брата Саскии были юристами) возбудить против него дело, обвинив в растрате наследства Саскии. Однако в тот период Рембрандт получал очень высокие гонорары и многое мог себе позволить. Так в 1639 он купил себе роскошный дом в богатом районе. Некий рубеж в творчестве Рембрандта отмечает неудача большой заказной картины «Ночной дозор» (1642).

Творческие устремления Рембрандта и его эволюция в течение тридцатых годов подводят художника к решению задачи, которая встала перед ним при получении заказа на групповой портрет амстердамских стрелков, предназначенный для украшения зала их собраний. Эта колоссальная по своим размерам картина (3,59X4,38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Она далеко переросла рамки обычного портрета; Рембрандт дал принципиально новое решение темы, имевшей за собой почти вековую традицию.

Групповой портрет, в котором ярко проявился корпоративный дух голландцев, возник еще в XVI веке, но особенно развился после завоевания независимости. Создание подобных изображений, которые в Северных Нидерландах заменяли собой декоративную стенную живопись, требовало преодоления больших трудностей. Они не должны были превратиться в бытовые сцены, но вместе с тем необходимо было достичь объединения портретируемых в единую группу. В течение почти столетнего развития этого наиболее национального из жанров голландской живописи постепенно выработались два различных типа подобных изображений. Один - выделение праздничной стороны передаваемой сцены; художники объединяли стрелков за пиршественным столом. Обращение ряда участников в сторону зрителя должно было подчеркнуть портретный характер картины. Подобные оживленные сцены пиршеств членов стрелковых обществ были чрезвычайно распространены в Гаарлеме. Они нашли свое наилучшее художественное воплощение в картинах Франса Гальса. Другой тип группового портрета был тот, к которому пришли живописцы Амстердама. Они исходили главным образом из стремления показать деловую связь между членами корпорации, их боевую готовность. Корнелис Кетель в XVI веке, Томас де Кейзер в XVII веке создали торжественный, несколько застылый групповой портрет стрелков с выделенными в центре капитаном, лейтенантом, знаменоносцем и симметрично расположенными по их сторонам прочими членами гильдии. Все они одинаково были повернуты в сторону зрителя, отчего картина производила впечатление сопоставления в одной композиции ряда индивидуальных портретов.

Рембрандта не могло удовлетворить подобное решение проблемы. Свою картину он построил, исходя из стремления связать в едином действии людей, вдохновленных общей для всех идеей. Дана массовая сцена, где впервые в живописи получила яркое выражение сила человеческого единения. В этом принципиально новом взгляде на проблему группового портрета - огромное революционное значение «Ночного дозора». В картине нашел свое воплощение героический дух голландского народа в решающий момент его истории.

До сих пор не решен окончательно вопрос о том, была ли картина заказана для увековечения торжественной встречи Марии Медичи во время ее визита в Амстердам в 1636 году или, как предполагают некоторые ученые, она явилась иллюстрацией к трагедии поэта Вонделя «Геисбрехт ван Амстель».

Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Прозвучал боевой сигнал. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Художник объединил всех в общем действии, показав вместе с тем индивидуальные варианты единой темы. Перешагнув за рамки обычного группового портрета, Рембрандт дал полное динамики и напряженности действие. Пафос революционных лет нашел свое художественное воплощение в этом изображении выступления стрелков, воодушевленных единой целью.

В позднейшее время холст был обрезан со всех сторон, причем пострадала преимущественно левая часть, где картина лишилась нескольких фигур, а также верх, где теперь не видно завершения арки. Композиция была нарушена. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Фигуры капитана и лейтенанта, занимающие теперь центральное положение, были первоначально несколько сдвинуты вправо. Композиция представлялась более уравновешенной, благодаря выдвинутым на первый план боковым фигурам, и вместе с тем более динамичной вследствие сильно выраженного движения вперед центральной группы.

Представителям гильдии стрелков, позировавшим просто для группового портрета, казалась странной попытка художника превратить групповой портрет в жанровую картину. Впрочем, последние исследования говорят, что конфликта не было. Наоборот, 18 заказчиков заплатили художнику 1600 гульденов - сумму, которую за год получал известный профессор университета.

В 1642 Саския умирает. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу - молодую вдову Гертье Диркс. В 1642-49 он пишет мало заказных работ; главным образом изображения посвящены темам простого человека. Несколько раз написал «Святое семейство». В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Диркс обвинила художника в нарушении обещания жениться, но благодаря стараниям Рембрандта суд приговорил ее к тюремному заключению. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия.

В 1653, после поражения Голландии в англоголландской морской войне, в стране начался экономический кризис. Заказы бюргерства стали редкими, уменьшилось число учеников, а на художнике еще висел не выплаченный до конца долг за покупку дома. Рембрандт объявил себя неплатежеспособным и попросил о передаче своего состояния кредиторам. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. В декабре того же года Титус и Гендрике основали компанию по продаже произведений искусства. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Луки о том, что обанкротившийся художник не может работать в городе и получать с этого доход.

Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Широкое сочное письмо Рембрандта при таинственном скрытом освещении больше не устраивало любителей искусства. Тем не менее он продолжал выполнять заказы амстердамского магистрата, писал портреты ведущих предпринимателей. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы.

Постепенно произведения Рембрандта приобретают мрачные тона, обнажая глубинный эмоциональный смысл сюжета, а в портретах появляется все возрастающая меланхолия. Но искусство мастера достигает наибольших высот. Он пишет для себя, и среди этих его картин «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) и «Возвращение блудного сына» - высочайшие достижения мировой культуры.

В 1660 Рембрандт женился на Гендрике, но в 1663 она умерла в возрасте 40 лет. В 1662 художник создал последнюю заказную работу «Групповой портрет синдиков суконного цеха», явившуюся высшим его достижением в жанре группового портрета.

В 1668 умер его единственный сын после шести месяцев супружества. Несмотря на свалившиеся на художника беды, работы 1660-х продолжают тему человеческих возможностей и человеческого совершенства. Особенно остро эта духовная мощь чувствуется в облике слепого Гомера (1663), смертельно больного художника Г. де Лересса (1665) и др. В период между 1629 и 1669 Рембрандт создал ряд картин на религиозные темы и около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков.

Ряд автопортретов шестидесятых годов показывает болезненное одутловатое лицо преждевременно состарившегося человека. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Но испещренное морщинами некрасивое лицо с толстым носом и запавшим ртом все озарено вдумчивым серьезным взором. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости - глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя, и глубоко проникающий в душу. В этом взоре то понимание, та мудрость и та любовь к человеку, которые великий сын голландского народа пронес через всю свою жизнь и которые вдохновляли его на создание величественных произведений поздних лет, таких, например, как написанная в последние годы жизни картина „Возвращение блудного сына".

Портрет саскии