Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса. Картины. Краткая биография рубенса Самые известные работы рубенса

То в творчестве Рубенса проявились черты всех этих стилей: реалистическое изображение действительности, присущее венецианской школе ; чувственность барокко; богатство красок и жестов, свойственных маньеризму.
Не избегал Рубенс мифологических и религиозных тем, часто обращался к портрету и пейзажу – словом, был универсальным художником своего времени.

Из ранней биографии Рубенса

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской.
Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне, и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии).
Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. У него было несколько учителей живописи, но особенное влияние на становление будущего художника оказал придворный художник Отто ван Веен. Благодаря его широкой эрудиции Рубенс познакомился с историей и мифологией античности, искусством итальянского Возрождения, искусством иллюстрирования и гравировки. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В этой стране он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги (известный меценат, коллекционер, покровитель наук и искусств) в течение всего своего пребывания в Италии.
Герцог способствовал культурному расцвету Мантуанского двора: был ценителем театрального искусства, при его дворе действовал знаменитый придворный театр. В его дворце находилось богатейшее собрание произведений искусства, пользовавшееся мировой известностью. Здесь Рубенс впервые познакомился с античными памятниками, увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство.
Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Его начальное творчество как раз и представляет собой некоторое подражание художникам XVI в. Он освоил все жанры ренессансной живописи и затем стал самым универсальным художником своего времени.
В Мантуе Рубенс пополнил местную картинную галерею портретами придворных.

П. Рубенс «Портрет герцога Лермы»

Но художник не долго смог существовать в рамках придворного живописца, которые были ему тесны. Его тянуло к более масштабным формам творчества. Он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе, а вместе с ними получил славу и за пределами Мантуи.

Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). В Рим он был приглашён своим братом, библиотекарем при ватиканском кардинале Асканио Колонна. В Риме Рубенс выполнил алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Возвращение в Антверпен было связано со смертью матери.
Здесь он открыл просторную мастерскую, в которой работали подмастерья, выстроил себе прекрасный особняк, который постепенно наполнялся картинами, статуями и произведениями декоративно-прикладного и ювелирного искусства.

Дом Рубенса в Антверпене

В творчестве Рубенса этого периода, кроме картин с эпизодами библейской истории, стали чаще появляться сюжеты из античной мифологии («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»).

П. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)

В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В этом сюжете Рубенс проявил свои возможности художника в изображении пластики человеческих тел.
Сильными руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Светлые тела обнажённых золотоволосых женщин искусно сопоставлены с загорелыми фигурами тёмнокудрых мужчин. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Композиционные решения Рубенса всегда отличаются разнообразием, а богатство красок и жестов на его картинах всегда впечатляют. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы.
Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни.
В 1610-е гг. Рубенс начал работу над новыми для фламандской живописи жанрами – охотничьими сценами, в которых показана динамика движения.

П. Рубенс «Охота на гиппопотама» (1618)

В 1622 г. вдовствующая королева Мария Медичи вызвала Рубенса в Париж, чтобы он заполнил картинами из её жизни два длинных перехода в новом Люксембургском дворце.

П. Рубенс. Галерея Медичи в Лувре

За два года он создал 24 полотна (21 картина из жизни королевы и 3 портрета). Впоследствии эти картины были перенесены в Лувр.

П. Рубенс «Коронация Марии Медичи» (1625)

В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, чтобы тот смог увидеть богатейшее собрание произведений своего кумира Тициана, а также копировать их. В 1629 г. Рубенс выполнил и роль дипломата – ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что он исполнил с блеском. В Лондоне Рубенс покрыл потолок зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.
В поздний период творчества Рубенса всё больше стали привлекать пейзажи. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса к природе, и к жизни крестьян, которых он стал изображать.

П. Рубенс «Кермесса» (1638)

Картина изображает разудалую стихию народного праздника. Этот сюжет в Голландии называют «сельский праздник» или «ярмарочное гулянье в Нидерландах». У Питера Брейгеля Старшего также есть полотно на эту тему, но Рубенс перещеголял его бо́льшим накалом страстей и массовостью.

Питер Брейгель Старший «Кермесса»

В последние годы жизни Рубенс страдал от подагры, ему было тяжело работать. В 1640 г. он скончался.

О других работах художника

В 1609 г. Рубенс женился на 18-летней Изабелле Брант, дочери уважаемого антверпенского патриция и статс-секретаря Яна Бранта. Несмотря на знатное происхождение, это была женщина «невздорная и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная» (из письма Рубенса). У четы Рубенсов родились дочь и два сына. В 1626 г. она скоропостижно скончалась.

П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант (ок. 1609). Холст, масло. 178х136,5 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости. Фигуры супругов изображены в одинаковом размере и рядом, что может означать равноправное их положение.
Новаторство этого портретного изображения состоит в том, что до сих пор в портретном жанре не изображались фигуры в столь непринуждённой и свободной позе. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа.
Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.

П. Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1623-1626). Дерево, масло. 63,5х47,8 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)

Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета.
Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна.
Это погрудный портрет девушки. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Колорит картины довольно сдержан и построен на переходе от тёмного платья к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особую реалистичность портрету. Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах придают портрету личный, интимный характер.

П. Рубенс «Снятие с креста» (1612). Дерево, масло. 450,5х320 см. Собор Антверпенской Богоматери (Антверпен)

Триптих

«Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко.
Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста. Над крестом находятся два человека, один из них ещё поддерживает тело Христа, а апостол Иоанн, стоя внизу, принимает тело Христа. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом Иоанну. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Знаменитый английский живописец XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его».

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.

Детство и юность

Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.

Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.

Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать - воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.

После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.


В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.

В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.

Живопись

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.


Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.


В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.


Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.


Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.


В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.


Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса - «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.


Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету. Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную. Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.


«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия . Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.


Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.


Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.


В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

Произведения

  • 1610 - «Воздвижение креста»
  • 1610 - «Самсон и Далила»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1614 - «Снятие с креста»
  • 1616 - «Охота на бегемота и крокодила»
  • 1618 - «Похищение дочерей Левкиппа»
  • 1626 - «Успение Пресвятой Девы Марии»
  • 1629 - «Адам и Ева»
  • 1639 - «Суд Париса»


Имя: Питер Рубенс (Peter Rubens)

Возраст: 62 года

Место рождения: Зиген, Дания

Место смерти: Антверпен, Бельгия

Деятельность: великий живописец

Семейное положение: был женат на Елене Фоурмен

Питер Пауль Рубенс - биография

Всей своей жизнью Питер Пауль Рубенс опроверг расхожее мнение о бедных художниках. Он был обласкан королями, знаменит, богат, и, как ему казалось, любим. К счастью он не узнал, что его жена и муза была о его творчестве невысокого мнения.

Потомки называли Рубенса ремесленником, а его бесчисленные картины - «мясной лавкой». На картинах Питера Пауля действительно царит плоть. Могучие телеса мужчин, белотелая пухлость женщин. Даже ангелочки так раскормлены, что с трудом летают. А свободное от этого телесного изобилия пространство щедро заполнено парчой, атласом, сверкающими латами и богатой мебелью.

Таковы были представления о счастье купеческой Фландрии, плотью от плоти которой был Рубенс. Таким, полнокровным, цветущим и был этот край, пока в XVI веке Испания, под властью которой находились Нидерланды, не начала искоренять народившееся здесь протестантство. В ответ северные провинции Нидерландов подняли восстание во главе с принцем Вильгельмом Оранским.

Городской судья Антверпена Ян Рубенс, формально служа королю Филиппу Испанскому, втайне помогал принцу Вильгельму. В 1568 году это раскрылось. Под угрозой смерти Яну с женой Марией Пейпелинкс и четырьмя детьми пришлось бежать в Германию. В изгнании родилось еще трое малышей, включая Питера Пауля, который появился на свет в июле 1577 года.

Начало его жизненной биографии было не очень-то счастливой -на чужбине его отец, мужчина видный и весьма галантный, закрутил роман с женой принца Оранского Анной. Узнав об этом, Вильгельм поступил гуманно - жену оставил при себе, а соратника не казнил, а всего лишь отнял у него все имущество и отослал его с семьей в свою немецкую вотчину - городок Зиген. Чтобы прокормить детей, Мария выращивала овощи и продавала их на рынке.

В 1587 году Ян умер от лихорадки, и его вдова с детьми вернулась в Антверпен, где установился относительный порядок. Правда, былое процветание города ушло в прошлое -забыв о кровном родстве, голландские купцы перекрыли своим конкурентам из Антверпена и Гента выход к морю. Подросшим детям Яна Рубенса пришлось забыть о торговле, которой занимались поколения их предков, и подыскивать другие профессии. Дочери вышли замуж, средний сын Филипп стал философом и юристом, старший, Ян Баптист, избрал карьеру художника.

К тому времени Италия перестала безраздельно царить в искусстве - маленькие Нидерланды почти сравнялись с ней благодаря одному удивительному открытию. Долгое время художники рисовали темперой, основой которой был быстро сохнущий яичный желток. Братья-фламандцы ван Эйки первыми начали применять в качестве основы для красок льняное масло. Масляные краски были ярче и сохли медленнее, что позволяло мастеру работать без спешки. К тому же художник мог накладывать красочные слои один на другой, добиваясь удивительного эффекта глубины. Европейские монархи с удовольствием заказывали картины фламандским мастерам.

В 15 лет Питер Пауль твердо заявил матери, что по примеру старшего брата будет художником. Первым учителем в биографии Питера Пауля Рубенса стал дальний родственник его матери, Тобиас Верхахт. От него он вскоре перешел в мастерскую к Адаму ван Норту, а потом - к самому известному амстердамскому жиэописцу того времени Отто ван Вену. Если первый наставник всего лишь научил юношу правильно держать кисть, то второй внушил ему любовь и интерес к родной Фландрии с ее жизнелюбием и грубоватыми сельскими развлечениями.

Роль третьего оказалась еще больше -он познакомил Питера Пауля с античной культурой, знание которой требовалось тогда не только художнику, но и любому образованному человеку. Он же первым обратил внимание на талант Рубенса и его исключительное трудолюбие. Вениус учился в Италии и теперь решил отправить туда своего лучшего ученика.

Деньги для поездки Питера Пауэла его матери пришлось занимать у родственников, которые не одобряли намерений младшего Рубенса. Во Фландрии того времени художников было больше, чем булочников. К тому же в Италии уже учился живописи его брат Ян Баптист, который вскоре умер, так и не сыскав себе славы. Питера Пауля ждала иная судьба.

В Италию Питер Пауль Рубенс прибыл в возрасте 23-х лет и пробыл там до 31 года. Ему необыкновенно повезло: едва приехав в страну, он сделался придворным художником герцога Мантуи Винченцо Гонзага, щедрого мецената. Герцог отличался весьма своеобразным художественным вкусом. Он не любил современную живопись и заказывал Рубенсу в основном копии шедевров античности и Возрождения. И это тоже можно считать везением - в то время художники в Италии попали «под колпак» церкви, искавшей в их творениях ересь.

Самому Микеланджело пришлось прикрыть одеждой ряд фигур Сикстинской капеллы, а с живописцем из вольнодумных Нидерландов инквизиция и вовсе не стала бы церемониться. Копирование спасало Рубенса от подозрений; к тому же он за счет герцога, посылавшего молодого художника в разные города, познакомился с живописными сокровищами Венеции, Флоренции. Рима и даже Мадрида. При этом Питер Пауль вел исключительно благонравный образ жизни. Во всяком случае, он, в отличие от многих фламандских живописцев, учившихся в Италии, ни разу не попадал в тюрьму. Тогда как его коллеги частенько подвергались наказанию за пьяные дебоши.

В 1608 году Рубенс узнал, что его любимая мать тяжело больна. Он спешно вернулся в Антверпен, но в живых мать не застал. Питер Пауль настолько тяжело переживал утрату, что отказался возвращаться к герцогу Гонзага -он решил оставить живопись и уйти в монастырь. Но жизнь распорядилась иначе. Узнав о возвращении художника из Италии, состоятельные жители Антверпена начали наперебой заказывать ему картины. Среди заказчиков были даже эрцгерцог Альберт и его супруга Изабелла, которых король Филипп II назначил правителями Нидерландов.

Они предложили Рубенсу место придворного живописца и огромное жалованье -15 тысяч гульденов в год. Но для этого художнику нужно было переехать в Брюссель, где находилась резиденция эрцгерцога. Рубенс, не желая вновь ограничивать себя рамками придворной живописи, проявил чудеса дипломатии, чтобы получить должность, но остаться в Антверпене. Его талант, помноженный на трудолюбие, позволял ему легко выполнять многочисленные заказы эрцгерцога и одновременно работать на магистрат Антверпена и расписывать соборы близлежащего Гента.

О трудолюбии Рубенса ходили легенды. Побывавшие в его мастерской рассказывали, что художник одновременно работал над несколькими картинами, при этом охотно беседовал с посетителями, диктовал секретарю письма и обсуждал домашние дела с женой. В жены он взял 18-летнюю Изабеллу Брант, дочь богатого судейского чиновника. Женившись по расчету, Рубенс долгое время относился к своей супруге весьма сдержанно. Изабелла же души в нем не чаяла и 17 лет незаметно окружала мужа уютом и заботой, успев при этом родить и воспитать троих детей.

Хотя какая уж тут незаметность, если Изабелла Брант, которая охотно позировала художнику, навсегда вошла в историю искусства под именем «рубенсовской женщины» - полной, широкобедрой. Впрочем, такими были все женщины на картинах Рубенса. Похоже, художник нарочито утрировал эти черты - в соответствии с канонами женской красоты своего времени. Известно, что, работая над портретами, он писал с натуры только лица, а тело дорисовывал по памяти. При этом тела у Рубенса получались настолько живыми и естественными, что разнесся слух - он подмешивает к своим краскам настоящую кровь.

Стиль Рубенса оказался настолько востребованным, что вскоре художник уже не справляйся с заказами в одиночку, и ему пришлось набирать себе помощников. От желающих работать у популярного мастера не было отбоя: «Я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, - писал Рубенс, -что многие юноши готовы подолгу ждать у других мастеров, чтобы я принял их к себе... Я был принужден отклонить более ста кандидатов...»

В построенном по собственному проекту Рубенса роскошном особняке на антверпенской набережной Ваппер художник оборудовал на первом этаже просторную мастерскую. в которой работали десятки учеников. Они четко делились по категориям. Младшие ученики грунтовали холсты и готовили краски, более опытные рисовали декор и детали пейзажа, а самым талантливым хозяин доверял изображение людей.

Среди помощников Рубенса были и подлинные гении живописи, такие как Якоб Йордане и Франс Снейдерс. То, что они большую часть жизни были в тени Рубенса, их вполне устраивало. Рубенс обеспечивал их заказами и не скупился в оплате. Строптивость проявил только один ученик мэтра - юный Антонис Ван Дейк, единственный, кто мог талантом поспорить с Рубенсом. После бурной ссоры он покинул учителя, за что был лишен заказов и вынужден был уехать в Англию.

С годами «фабрика живописи» на набережной Ваппер заработала настолько отлаженно, что Рубенс порой лишь делал набросок будущей картины, а в конце проходился по ней рукой мастера и ставил свою подпись. Другие художники того времени за свою карьеру создавали в лучшем случае сотню полотен. Подпись Рубенса же стоит на полутора тысячах картин.

К тому времени, когда Рубенсу уже перевалило за сорок, за ним прочно закрепилось прозвище «властелин империи красок». Его тогдашний образ жизни описал в мемуарах племянник художника: «Он поднимался в четыре утра, взяв за правило начинать день с посещения мессы, если только его не терзал приступ подагры; затем он принимался за работу, усадив возле себя слугу, который читал ему вслух какую-нибудь хорошую книгу, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку... Работал он до пяти часов вечера, а потом седлал коня и отправлялся на прогулку по городу, либо находил другое занятие, которое приносило отдохновение от забот.

По возвращении его обычно уже дожидались несколько друзей, с которыми он ужинал. Он терпеть не мог обжорства и пьянства, равно как и азартных игр». Тем не менее у художника была слабость, на которую он не жалел денег: он собирал произведения античного искусства. Первые экспонаты своей коллекции он привез из Италии. В доме он отвел для коллекции особую полукруглую башню, которая со временем заполнилась сотнями картин и скульптур. Были в этой коллекции и работы самого Рубенса, которые он пожелал оставить у себя.

Среди них - знаменитая «Беседка, увитая цветущей жимолостью», его автопортрет с Изабеллой Брант. Художник смело омолодил себя, изобразив крепкого мужчину с вьющимися кудрями и рыжеватой бородкой - Рубенс рано начал лысеть, чего стеснялся. На людях он никогда не снимал свою широкополую испанскую шляпу.

Конечно, большинство его картин находило себе место во дворцах, ратушах и соборах. Но не все они вызывали единодушный восторг у современников. Сразу после написания картины «Снятие со креста» для Антверпенского собора недоброжелатели назвали ее богохульной. Похоже, жизнелюбец Рубенс просто не мог извлечь из созерцания смерти чего-либо позитивного. Мученичество святых, адские страдания грешников -все это решительно не привлекало его. Зато никто лучше его не создавал картины на темы пышных праздников и деяний монархов.

По этой причине именно о нем вспомнила французская королева Мария Медичи, пожелавшая украсить свой дворец 21 аллегорической картиной по случаю своего примирения с сыном, Людовиком XIII. Год, проведенный за работой в Париже, настроил художника против французов: «Они ужасные сплетники и самые злоязычные люди на свете». Рубенса возмутило, что французские художники за его спиной шептались о том, что изображенные им фигуры якобы выглядят неестественно, ноги у них слишком короткие и вдобавок кривые.

Единственное яркое впечатление, оставшееся у Рубенса от Парижа, было связано с тем, что там он познакомился с британским послом герцогом Бекингемом. Гёрцог заказал Рубенсу свой портрет и в долгих разговорах с художником побудил его попробовать себя на новом поприще - дипломатии. Рубенс, который был знаком с королевскими особами почти всей Европы, с азартом взялся за новое для себя дело, не оставляя при этом и занятий живописью.

В то время Европа бурлила - протестанты воевали с католиками, Голландия и союзная ей Англия стремились отнять у Испании южную часть Нидерландов, втянув испанцев в войну с Францией. Испания же, в свою очередь, пыталась помириться с Францией и вместе с ней выступить против англичан. В гуще этих интриг и оказался в 1625 году Рубенс. С его помощью герцог Бекингем и его доверенное лицо авантюрист Балтазар Жербье начали тайные переговоры с Мадридом. В качестве посредника они использовали покровительницу Рубенса -инфанту Изабеллу. Художник настолько увлекся политикой, что даже на похороны своей жены Изабеллы Брант, умершей от чумы, приехал из Мадрида всего на один день.

Пять лет Рубенс был - или казался - достаточно заметной фигурой на шахматной доске европейской политики. Служа разным силам, он вел свою игру, направленную на то, чтобы прекратить войну в его родной Фландрии. Для этого требовалось примирить Англию с Испанией, чему была посвящена львиная доля усилий Рубенса. В ход шло все - тайные визиты, шифрованные письма, покупка секретных сведений. Рубенсу пришлось бороться с самим кардиналом Ришелье, поклявшимся не допустить англо-испанского сближения.

Курсируя между Лондоном и Мадридом, Рубенс сумел добиться заключения в 1630 году мира между двумя странами. За это испанцы пожаловали ему крупную сумму, а английский король Карл I произвел его в рыцари. Но успех оказался эфемерным: когда художник попытался поучаствовать в испано-нидерландских переговорах, испанский посланник герцог Арсхот выставил его за дверь, заявив: «Нам не нужны живописцы, которые суются не в свое дело». Вскоре умерла инфанта Изабелла, что лишило Рубенса главной покровительницы и возможности влиять на политику. Ему так и не удалось остановить войну, разорявшую его родину.

Рубенс, которому было уже за пятьдесят, вернулся в Антверпен, где его ждала молодая жена Елена Фоурмен. На 16-летней дочери придворного обойщика он женился в конце 1630 года. Елена родила ему пятерых детей и стала музой десятков картин, где нагота изображалась с невиданным для того времени откровением. Она была Дианой, Венерой, Еленой Троянской - и самой собой, играющей с детьми или выходящей из купальни в шубке, кокетливо накинутой на голое тело.

В отличие от спокойных отношений с первой женой на сей раз художник был не на шутку влюблен. И немудрено: Елена считалась первой красавицей Фландрии, что признавал даже новый наместник страны кардинал-инфант Фердинанд. Но искусство не обманешь -на всех картинах глаза Елены холодны, а выражение лица недовольное.

В письме к другу Рубенс писал: «Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе, но я испугался этого бедствия знатности и особенно надменности... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти...» Елена, тем не менее, краснела. Ей, добропорядочной мещанке, не нравилось, что супруг рисует ее обнаженной, да еще и хвастается этими картинами перед свои гостями.


В последние годы жизни Рубенс действительно изменил прежней умеренности, будто спеша наверстать упущенное.

Редкий день в его замке Стеен, который он приобрел в 1635 году, обходился без шумных пирушек. Посиделки продолжались до ночи, а потом гости отправлялись гулять по набережной, либо, как свидетельствовал один из друзей художника, «ехали на модное гулянье, именуемое паломничеством Венеры. Порой пели и танцевали до глубокой ночи, а потом предавались любви в таких видах, что об этом нельзя и рассказать».

Сам Рубенс если и не участвовал в таких увеселениях, то всячески побуждал к ним. Несмотря на артрит и приступы подагры, он был весьма крепок и по-прежнему много работал, отказавшись от любой помощи учеников. Похоже. Рубенс осознал, что на пороге вечности значение имеет только то, что создано своими руками...

В апреле 1640 года внезапная слабость заставила Питера Пауля слечь в постель. 30 мая он умер, держа за руки беременную супругу Елену и старшего сына от первого брака Альберта.

После его смерти Елена поспешила скупить картины Рубенса, на которых она была изображена обнаженной. Прожив десять лет с великим художником, она так и не поняла, чем восхищались поклонники его творчества. И неудивительно - многие в Нидерландах считали, что Рубенс «утопил живую душу Фландрии в сале». Лишь через сто лет, когда в стремительно меняющейся Европе повсеместно утвердилось барокко, его философия и стиль, стало ясно, что гений Рубенса предвосхитил новую эпоху.

Питер Пауль Ру́бенс (нидерл. Pieter Paul Rubens; 28 июня 1577, Зиген - 30 мая 1640, Антверпен) - плодовитый южнонидерландский (фламандский) живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.

Рубенс провёл в Италии 8 лет, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит. Новшеством была и его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета.

Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.

Он был молод, невероятно талантлив, обладал покоряющим обаянием и настоящей мужской красотой.

Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.

В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар.

Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. и продолжили его славу.

После смерти Изабеллы тяжко страдавший от потери Рубенс даже приостановил свою работу и отдал несколько лет дипломатии.

В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.

Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться.

Болезнь быстро прогрессирует. Но и тогда природный оптимизм и ощущение полноты жизни не покидают его.

30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.

ТВОРЧЕСТВО РУБЕНСА

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно с . Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.

Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность.

Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

РУБЕНСОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Нигде так явственно не чувствуется задорный, веселый, полный здоровой жизни дух Рубенса, как в картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии.

Вряд ли можно назвать противоречием, что этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм.

По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника.

Он рисовал пышных, полнотелых моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что тело с роскошной плотью, с его складками, выпуклостями и изгибами ему было куда интереснее рисовать.

Рубенс, вероятно, понимал лучше, чем любой художник в истории, каким образом можно достичь необычных, тончайших нюансов с помощью красной, голубой, белой и коричневой красок для точного воспроизведения цвета плоти.

Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови».

Будучи блестящим колористом, Рубенс мастерски умел отражать тонкости текстуры и строения самого тела. Наравне со своим предшественником Тицианом и своим последователем Ренуаром он является непревзойденным художником форм человеческого тела.

Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.

Написанная за год до смерти, картина «Три грации» представляет нам идеал рубенсовской женской красоты.

Ее композиция, представляющая собой вариант разработанной греко-римскими скульпторами позы и перенесенной на холст такими мастерами, как и , наделена энергией и силой, которые Рубенс обычно тратит на гораздо более сложные сюжеты. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой…

РУБЕНС КАК СОЗДАТЕЛЬ БАРОККО

Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс - исключение.

Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко.

Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века , писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, - это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… и кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми.

Такие работы обычно преследовали одну цель - продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.

На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.

ПОРТРЕТЫ РУБЕНСА

Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи, и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории.

Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия.

За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую, испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры.

Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Более 1000 картин художника - это монументальное достижение.

А ведь оно только одно из многих. Рубенс был поразительно начитанным человеком, его интересы простирались от философии стоиков до изучения редких гемм. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами. Среди них такие ученые-классики, как Никола Пейреск, Каспар Шиопиус и французский гуманист Пьер Дюпюи. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку.

«У Рубенса было столько талантов, - заметил один из его покровителей, - что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».

РЕЛИГИОЗНАЯ И МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Рубенс был очень благочестивым человеком, который с большой радостью и энтузиазмом брался за создание религиозных заказов. Однажды он написал знаменательные слова:

«У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил».

Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера, ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века. И хотя лишь немногие из них не нашли претворения в творчестве Рубенса, все они, даже такие далекие от непосредственных интересов художника, специфически «кабинетные» области живописи, как, например, изображение цветов, оказались втянутыми в круг его влияния, подчиненными задачам, поставленным его искусством. И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, и стала религиозная и мифологическая живопись.


Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации.

Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью… И все же темперамент, свойственный Рубенсу, заставлял его обращать внимание на светлые стороны человеческой жизни, а не на одни лишь невзгоды.

Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям.

Он несколько остудил свой энтузиазм, который вызывала у него античность, и вложил собственное, глубоко затрагивающее душу благочестие в мощное живописное искусство, черпая вдохновение из языческих источников, чтобы придать новый масштаб отражению христианских тем, передавая мифологическим образам человеческую теплоту.

Подчиненное силе его воображения, такое слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников. Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник.

ПЕЙЗАЖИ

Рубенс нечасто рисовал пейзажи - спрос на его работы заставлял его в основном заниматься живыми сценами, но все же он сделал множество набросков и этюдов своего любимого сельского фламандского пейзажа. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами).Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот, или моста, или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

На закате жизни, когда Рубенс отошел от крупных заказов, он снова вернулся к пейзажной теме.

За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Кажется, что свет исходит из самой картины, из глубины. В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов.


При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами.

Рубенс никогда не был педантом. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать себя в другом деле - в области политики. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс, используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины.

Свое умение держаться в обществе художник приобрел во время службы придворным пажом у графини де Лялен, обожавшей жесткие розыгрыши и игры для своих придворных.

Размер поместья, в котором жил Рубенс во времена процветания своего творчества, был таковым, что последующая за его кончиной опись имущества растянулась на целых пять лет.

Во времена проживания в Италии художник пользовался популярностью у итальянских актрис, часто заводя с ними любовные интрижки. Кроме того в тот же период он неоднократно пользовался услугами блудниц.

Излюбленной натурщицей Рубенса была его 16-летняя супруга, в брак с которой он вступил уже в возрасте 53 лет. Именно ее обнаженное тело запечатлено на большинстве картин великого художника.

Рубенс, несмотря на откровенные картины, изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь.

Несмотря на тяжелое и нерадостное детство, художник сумел добиться больших высот и признания. Он имел рыцарское звание, а также был хорошим другом Марии Медичи и папы Римского Павла V.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рубенс, Петер-Пауль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907
  • Рубенс, П. П. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. - М.; Л.: Academia, 1933
  • Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Москва, 1977
  • Jaffé, Michael (1977). Rubens and Italy. Cornell University Press.
  • Belkin, Kristin Lohse (1998). Rubens. Phaidon Press.
  • Vlieghe, Hans. Flemish Art and Architecture 1585-1700. Yale University Press, Pelican History of Art, New Haven and London, 1998.

Рубенс, Питер Пауль – нидерландский живописец, глава и основатель фламандской школы, родился 29 июня 1577 г. в г. Сигене. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Здесь Питер Пауль Рубенс получил научное образование и некоторое время служил пажом, а в 1592 г. отдался изучению искусства под руководством нидерландских художников ван Ноорта и ван Веэна и в 1598 г. был принят в цех живописцев города Антверпена. На 23 году жизни Рубенс отправился в Италию и долго пробыл в Венеции, изучая колористов и особенно Тициана и Веронезе . В Венеции на него обратил внимание мантуанский герцог Винченцо Гонзага и сделал его своим придворным живописцем.

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с первой женой, Изабеллой Брант "в зелени". 1609-1610

Осенью 1608 г. известие о болезни матери вызвало Рубенса в Антверпен, где он и остался после её смерти в качества придворного живописца Нидерландского штатгальтера эрцгерцога Альберта. В 1609 г, Рубенс женился на Изабелле Брант. К этой поре относятся первые его картины: «Поклонение царей», запрестольное изображение Ильдефонсо – произведение чудной законченности и нежного благоухания красоты, и знаменитый портрет Рубенса с супругою в зелени.

Питер Пауль Рубенс. Воздвижение Креста. 1610

Какого мастерства мог достигать тогда Питер Пауль Рубенс в драматически-подвижных изображениях, показывают «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых многое напоминает Микеланджело и Караваджо .

Питер Пауль Рубенс. Снятие с Креста. 1612-1614

Из года в год увеличивалась слава Рубенса, росли богатство, почет и число учеников. С 1623 г. по 1630 г. Рубенс действует успешно в качестве дипломатического агента на службе эрцгерцогини Изабеллы по вопросу о заключении мира в Мадриде и Лондоне, не покидая при этом своих занятий живописью. Впоследствии он еще исполнял другие государственные поручения. После смерти своей первой супруги Питер Пауль Рубенс повенчался в 1630 г, с красавицею Еленой Фурман, которая часто служила ему моделью.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фурман. Ок. 1630

При громадном числе заказов Рубенс успевал чертить одни эскизы, исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, отдельные части, особенно главные, проходил кистью сам. Рубенс жил то в городе, где у него был роскошный дом с богатою художественною коллекциею то в своем поместье Штеене, близ Мехельна. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк .

Питер Пауль. Рубенс. Персей и Андромеда

Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс, и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия.

Отличительная черта художественной натуры Рубенса – выдающееся дарование к изображению драматически подвижного. Рубенс любит богатую, бурную, страстную композицию, он обладает глазом, который схватывает мгновенное, – фантазией, которая поражает блеском и силою.

Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. Ок. 1615

Неисчерпаемое обилие и живость образов, свежесть и поэтичность импровизации, виртуозная техника, мощный, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.

Ту же страстность, энергию и драматизм Рубенс, вносит и в картины религиозного содержания, что резко их отличает от аскетического благочестия старой школы. И там, где это не слишком выходит за пределы и где удобен сюжет, Рубенс производит сильное впечатление. Таковы, кроме названных картин, «Игнатий, изгоняющий черта», «Страшный суд», «Распятие Петра».

Питер Пауль Рубенс. Страшный суд. 1617

С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины, изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения.

В своих картинах из жизни животных, написанных иногда в сообщества с Ф. Снайдерсом , Рубенс удивляет необычайною жизненностью, напряжением физических сил, драматичностью и энергией: «Охота на львов» и «Охота на волков» среди них занимают самое видное место.

Питер Пауль Рубенс. Охота на гиппопотама и крокодила. 1615-1616

Замечателен Питер Пауль Рубенс и как портретист. К самым крупным работам в этом роде принадлежат: портрет молодой девушки, так наз. Chapeau de paille («Соломенная шляпка»), портрет сыновей художника, его двух жен, доктора Тульдена и «четырех философов». Кроме того Рубенс образовал целую школу выдающихся граверов, которые воспроизводили на его счет для продажи его картины. Сам Рубенс также был силен в гравировании и исполнил множество рисунков для заставок и т. п.

Питер Пауль Рубенс. «Соломенная шляпка». Портрет свояченицы художника, Сюзанны Фурман. Ок. 1625