Театр в детском саду в представлении многих родителей ограничивается представлениями, которые показывают детям профессиональные актеры. Организация развивающей. «Виды кукольных театров в детском саду и дома. Изготовление театральных кукол

Театральное искусство понятное и доступное детям, так как в его основе заложена игра. Театр воздействует на зрителя художественным словом, действием, цветом, музыкой.
Важно уже с дошкольных лет развивать у детей интерес к театру, желание посещать его, участвовать в театральных играх, несложных спектаклях. Потребность детей в игре проявляется очень рано. Уже в 2-3 года дети охотно изображают косолапого мишку, зайчика-побегайчика, хитрую лисичку. Они легко, с удовольствием перевоплощаются из одного образа в другой. Их действия одноплановые, подражательного, имитационного характера, но при этом эмоционально насыщенные.

Маленькие дети — благодарные зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая особенности их развития. Главное, чтобы родители понимали, куда и с какой целью можно повести ребенка. В настоящий театр, например, двух — трехлетних малышей вести рано. Репертуар детских спектаклей, как правило, не рассчитан на этот возраст. Поэтому предлагаем создать театр дома или в детском саду. Для детей раннего возраста (до 3-х лет) можно начать с самого простого, например, представления с игрушками, к которым привлекаются и малыши.

Новые игрушки (куклы, собачки, мишки и т.д.) и без труда взрослого сначала вызывают у ребенка восторг, интерес, удивление. Со временем новизна восприятия исчезает, появляются другие впечатления, которые становятся более весомыми. И забытые игрушки скучают где-то по углам. Чем помочь, чтобы они надолго вошли в жизнь малыша и стали его любимцами?


Детский театр в детском саду: с чего начать?

Уже с детства привлекайте детей к театрально-игровой деятельности. Станьте режиссером и создайте театр. Для дошкольников — это разыгрывание элементарных жизненных ситуаций с игрушками, инсценировка знакомых литературных произведений: песенок, стихов, сказок, рассказов.

Советуем уже при знакомстве ребенка с новой игрушкой придумать несложный сюжет: собака заблудилась и ищет себе настоящего друга; кукла — маленькая дочь, которая нуждается в уходе и любви; мишка объелся меда, ему необходима помощь семейного врача.

Обыграть можно любую детскую игрушку, от простых действий с ней постепенно перейти к маленьким несложным сюжетам. И в дальнейшем эти сюжетные линии развивать, опираясь на жизненный опыт. Взрослый тоже включается в игру и берет на себя определенные роли, показывает образец, как можно действовать в той или иной ситуации, по ходу игры импровизирует, говорит конкретной игрушкой, стимулирует ребенка, чтобы он мыслил, действовал, отвечала. Это так называемые игры-импровизации.

Детский театр дома

Если у ребенка есть своя любимая игрушка (Карлсон, Буратино, Барби и т.п.), сделайте из нее главного героя домашнего детского театра, с которым каждый день происходят удивительные приключения. Постепенно расширяйте его круг общения, включая в игру другие игрушки.
Не стоит забывать про пальчиковый театр, который также очень полезен для дошкольников.
С помощью выбранного главного героя можно говорить обо всем на свете. Если он чем-то ошибается, делает что-то неправильно, то его исправляют и учат сами малыши. Эти несложные импровизации приносят им настоящее удовольствие. Они и не замечают, что любимый персонаж говорит голосом папы или мамы.
Должен ли ребенок принимать участие в спектакле?
Постепенно детей уже не удовлетворяет роль зрителя, они сами подсказывают сюжет, охотно включаются в события, разыгрываются с игрушками, разговаривают с персонажами историй как с равными, способны выражать собственные чувства мимикой, жестами, движениями, интонацией.

Когда действия ребенка с игрушками становятся более сложными, подчиняются заранее продуманному плану, уже можно обратиться к текстам песен, стихов, несложных и знакомых сказок и попробовать их разыгрывать как с наглядностью, так и без нее. Если текст достаточно объемный, сначала желательно предложить малышу воспроизвести отдельные эпизоды произведения, а потом уже полностью весь сюжет. Кроме обычных представлений с игрушками можно использовать пальчиковый театр, который поможет детям развивать моторику рук.


Различные театрализованные представления на основе сказок привлекают детей, потому что доступны и соответствуют их интересам. Они способствуют формированию инициативности, самостоятельности, ответственности, умению различать добро и зло, развивают речь, мимику, жесты, навыки культуры общения, дают возможность с детства приобщиться к волшебному миру театрального искусства. Пальчиковый театр в дошкольном возрасте поможет развивать мелкую моторику рук.

Конечно, это еще не настоящий театр. В детском саду такие игры-импровизации с игрушками называют «театром игрушки», потому что здесь присутствуют его элементы: выполнение ролей, выявление некоторых черт характера персонажей, попытки передать их и тому подобное. Главное — включить ребенка в импровизированный диалог, развернуть с героями-игрушками общие действия. Таким образом, в театрализованной деятельности малыш без дидактического нажима учится определенным игровым приемам, активизируются его воображение, фантазия, проявляются элементы творчества.

Привлекая детей к драматизации сказок и других литературных произведений с игрушками, сначала вместе подберите такие, которые соответствуют выбранному сюжету. Важно, чтобы при его воспроизведении персонажи разговаривали, выполняли определенные действия в соответствии с текстом. Для разыгрывания литературных произведений можно использовать не только обычные игрушки, но и настольный игрушечный театр.

Какие игрушки и инвентарь следует купить в детский сад для организации театра?

Для организации детского театра могут понадобиться игрушки, персонажи различных произведений. В продаже имеются готовые комплекты плоскостного настольного театра по сюжетам разных сказок. Такой комплект — это своеобразная модель, с помощью которой ребенок может проигрывать не только фрагменты, но и всю сказку, говоря слова каждого персонажа и действуя за каждого из них. Дошкольники хорошо воспринимают диалогическую речь, взаимодействие между персонажами, поэтому от разыгрывания различных текстов с наглядностью постепенно можно переходить к выполнению ими ролей в совместной со взрослыми театрализованной деятельности: во время игр-имитаций, драматизаций сказок, инсценировке и чтении по ролям стихов, написанных в диалогической форме.

По возможности увеличивайте количество действующих лиц, привлекайте к творчеству детей из старших групп. Чем старше дети, тем больше надо обращать их внимание на осмысление содержания художественного произведения, особенности характеров и поведения различных персонажей, которые действуют, движутся, говорят по-своему, по-разному.

Как подготовить театральный спектакль?

Полезно вместе пофантазировать о каждом герое, придумать маленькие рассказы. Это расширит детские представления об игровых образах. Важно побудить дошкольников к творческой самостоятельности, можно предложить показать, например, как упорно работает петушок и в то же время как танцуют и поют легкомысленные мышата (сказка «Петушок и двое мышат»).

Старшие дошкольники уже способны передавать настроение, душевное состояние героев. Учите детей с детства овладевать средствами эмоциональной выразительности, то есть выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами, эмоциями. Упражняйте их в этом. Например, можно предложить малышу показать, как радуются дед и баба, когда курочка снесла яичко и как скорбят, когда оно разбилось, спеть песенки Колобка (уверенно и дерзко, удивленно, радостно, грустно) или Козы-дерезы («страшным» голосом).

Все это помогает ребенку «войти в образ». Такое постепенное включение дошкольника в театрально-игровую деятельность дает положительные результаты. В шесть лет он уже может быть не только ее участником и исполнителем определенных ролей, но и «режиссером», который разрабатывает собственные сценарии и самостоятельно показывает спектакль «театра игрушек» или кукольного театра. Может быть инициатором и организатором игр-драматизаций среди сверстников по сюжетам знакомых художественных произведений, может передавать характерные особенности определенного сценического образа и, главное, реализовать потребности в самовыражении, общении, выявлении личностного отношения к своему герою. Организация элементарной театрализованной деятельности детей дома и в дошкольном заведении способствует формированию у них интереса к театру как виду искусства, определенных представлений о театре, театральной терминологии, эстетического восприятия театральных представлений.

Каким может быть театр в детском саду?

К режиссерским играм относятся настольный, теневой, театр бибабо, кукольный театр. Атрибут — признак персонажа, который символизирует его типичные свойства.

Теневой театр — относится к режиссерским театральным играм. Это показ спектаклей с помощью экрана из прозрачной ткани, вырезанных темного цвета фигур персонажей и яркого источника света.

Пальчиковый театр — это показ сказочного действа, где исполнители ролей спрятаны, а персонажи одеваются на пальцы рук, имея специальное строение атрибутов, это неплохая гимнастика для рук. Пальчиковый театр предполагает наличие специальных декораций. По ходу действий движутся или одним или всеми пальцами, проговаривая текст и передвигая руку.

Кукольный театр — искусство систематическое, где применяются и художественное слово, и наглядный образ — кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыкальное сопровождение.
Смотреть видео фильм « »:

Мир театра – есть тропинка к внутренним чувствам ребёнка, его душе.
Л.С. Выгодски

Что такое театр?

Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми

Театр – коллективная театрализованная деятельность, и она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка. Ребёнок раскрепощается, начинает самостоятельно творить, через театр ребёнок познаёт себя и начинает расти, как личность. Театр создаёт условия для социализации ребёнка в обществе, усиливает адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Процветание и становление театрализованной деятельности в детском саду не возможно без использования театра кукол. Он является основным звеном в освоении и совершенствовании знаний детьми в области театрализованного искусства. Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие им игрушки, которые ожили и задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее, интереснее. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Он один из самых доступных видов искусства для детей.

Виды кукольных театров

  1. Настольный кукольный театр.
  2. Стендовый театр.
  3. Театр на руке.
  4. Верховые куклы.
  5. Напольные куклы.
  6. Театр живой куклы.
  7. Настольный кукольный театр. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.
  • Театр на плоской картинке
  • Театр на кружках
  • Конусный
  • Театр игрушек
  • Плоские игрушки

На картоне нарисовать две стороны персонажа и вырезать, снизу необходимо оставить небольшую часть картона на обеих половинках. Затем отогнуть эти части и приклеить к ним кружок – подставку. Можно также в виде подставки использовать: пробки от пластиковых бутылок, половинки киндер – яиц и др.

  • театр на плоской картинке
  • Театр на кружках
  • Вырезать картинку с изображением персонажа и наклеить на кружку или стакан.
  • Конусный театр

Игрушки из конусов и цилиндров.

Для получения конуса необходимо вырезать круг, сложить его пополам и разрезать по линии сгиба. Из полукругов склеить конусы, превратив их в фигурки, приклеить детали.

Для получения цилиндра склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформить аппликацией, приклеив детали персонажа

Театр игрушки

Готовые и самодельные из разных материов: киндер – яиц, мукосольки, пластилина и др

Настольный театр

К настольному театру также могут относится: театры вязанных игрушек, театры из коробок, на дисках, на кубиках и многие другие.

2. Стендовый театр

  • Фланелеграф
  • Театр теней
  • Магнитный
  • Стенд книжка

Фланелеграф Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран – плотный картон или фанера обтянутые куском фланели

Теневой театр

1. Пальчиковый.

Вырезать из картона голову персонажа и прикле ить к ней бумажную трубочку для указательного пальца исполнителя. Рука исполнителя – это туловище персонажа, а средний и большой пальцы – ноги.

2. Театр «живых» ручных теней.

При помощи пальцев рук изображаются разные животные, птицы, предметы и др.

3. . Вырезанные силуэты.

Из картона вырезать разные силуэты и наклеить их на длинные палочки. Во время показа силуэт необходимо удерживать за палочку и передвигать по мере необходимости.

Устройство теневого экрана.

Экран делается из любого полупрозрачного материала (ткани, кальки) , натягивается на рамку из фанеры, картона, устанавливается как обычная ширма, сзади него устанавливается источник света – лампа.

Показ театрализованного действия также осуществляется с обратной стороны. Спереди видны лишь силуэты персонажей

Магнитный театр

На картонку с изображением персонажа с обратной стороны наклеить кусочек магнита. Театр готов к использованию

Стенд – книжка

3. Театр на руке

Персонажи размещаются на руке ребёнка или взрослого, при шевелении пальцев создаётся впечатление передвижения персонажа.

  • Пальчиковый
  • Варежковый
  • Перчаточный
  • Театр на руке

1Пальчиковый

Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из разного материала: связанные из ниток, сшитые из ткани, из поролона и др.

22. Варежковый театр.

Персонажи шьются из

ткани в виде варежек. Она может изображать голову куклы, при этом большой палец служит персонажу носом. А также её можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец будет хвостиком, а сама варежка – туловищем, к нему пришивается голова и другие детали. Можно использовать старые ненужные варежки.

3 Перчаточный.

На перчатку пришивается голова, одежда, необходимые детали персонажа.

4. Верховые куклы

Куклы, которые необходимы при показе театрализованного действия с использованием ширмы.

На ложках

Тростевые куклы

1Театр на ложках -Овальная или круглая часть ложки оформляется как голова (волосы из ниток, глаза, рот и т.д.) , затем к голове прикрепляется тело в виде платья, рубахи – лоскутка ткани.

2тростевые куклы -Тростевые куклы могут быть выполнены в виде игрушки на палочке – трости или в виде картонной игрушки, которая также приклеивается на палочку.

3Бибабо -На указательный палец надевается голова куклы, а большой и средний палец служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок) . Головки можно изготовить из поролона, ткани, папье – маше. Для головы необходимо сделать круг из любой ткани, собрать его по периметру на нитку, набить ватой. Пришить нос, волосы и т.д.

5Напольные куклы

Марионетки.

Персонажей театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки по шаблону – выкройке, который накладывается на ткань, обводится мелом, кроится, сшиваются не сложные детали. Принцип действия такими игрушками – благодаря леске, привязанной к крестовине.

6 Театр живой куклы

  • Ростовые куклы
  • Люди куклы
  • Театр масок

Театр кукол – это замечательное путешествие в страну ожившей сказки! Не только каждый ребёнок, но и взрослый, сохранивший в сердце живое восприятие жизни, переступает театральный порог с оправданным ожиданием чуда и волшебства! Именно здесь, видя оживших героев книг и сказок, ребёнок начинает учиться радости сотворчества, сопереживанию, любви к искусству в самом широком смысле этого слова!

Желаю всем творческих успехов в освоении театрализованного искусства.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:

Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • содержательное общение педагога и детей;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
  • обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах , детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Значение театрализованной деятельности Театрализованная деятельность позволяет решать
многие педагогические задачи, касающиеся
выразительности речи ребенка,
интеллектуального и художественноэстетического воспитания.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый
источник развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способ приобщения к
духовному богатству.
В результате театрализованной деятельности
ребенок познает мир умом и сердцем, выражая
своё отношение к добру и злу; познаёт радость,
связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе.

Чувства и
эмоции
маленького
артиста
Театрализова
нная
деятельност
ь
Театрпомощник в
воспитании
Развитие речи,
фантазии,
воображения
Мы становимся
смелее
(уверенность,
раскованность)
Мы становимся умнее
(память,
сообразительность,
находчивость,
кругозор)
Мы становимся
добрее

Задачи по развитию речи: 1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков); 2. З

Задачи по развитию речи:
1. Пополнение и активизация словаря (за
счёт слов, обозначающих названия предметов,
действий, признаков);
2. Закрепление навыка использования прямой
и косвенной речи;
3. Совершенствование монологической и
диалогической форм речи;
4. Воспитание культуры речевого общения,
умения действовать согласованно в
коллективе.

В театрализованной деятельности активно
развивается диалог как форма
социализированной (коммуникативной) речи.
Сценические диалоги идеальные,
«правильные», то есть выверенные
хронологические, логические, эмоционально.
Заученные во время подготовки к спектаклю
литературные образы речи дети используют
впоследствии как готовой речевой материал в
свободном речевом общении.

Театральная игра Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на за

Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться по
площадке, строить диалог с партнёром на
заданную тему. Развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять
отдельные группы мышц, запоминать слова
героев спектаклей, развивать зрительное
слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение
произвольно реагировать на
команду или музыкальный
сигнал, готовность
действовать согласовано,
развивать координацию
движения, учить запоминать
заданные позы и образно
передавать их.
Основные направления работы с детьми
Работа над спектаклем
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и
правильною артикуляцию, чёткую
дикцию, разнообразную интонацию
логику речи; учить сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы; произносить скороговорки и
стихи, пополнять словарный запас.
Задачи: Учить сочинять этюды по
сказкам; развивать навыки действий
с воображаемыми предметами;
развивать умение пользоваться
интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно,
сердито, удивленно, восхищённо,
жалобно и т.д.).

Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знан

Формы организации
театрализованной
деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно
отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и
умений детей, обогащать их жизненный опыт,
побуждать интерес к новым знаниям, расширять
творческий потенциал:
1Непосредственно-организованная образовательная
деятельность:
-театральное занятие;
-театрализованная игра на других занятиях
2. Образовательная деятельность в процессе
режимных моментов:
-театрализованная игра;
-игра-драматизация;
3 Самостоятельная театрально-художественная
деятельность, театрализованные игра в повседневной
жизни.

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творч

Предметно-пространственная среда
обеспечивает совместную
театрализованную деятельность детей,
является основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной
формой его самообразования.
Разнообразие театров способствует
повышению интереса детей к
театрализованной деятельности.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема
взаимосвязи личности и творчества.
Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в
сугубо детских видах деятельности в противовес обучению
школьного типа.
Именно игра и должна преимущественно использоваться
педагогами.
Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность
в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым,
чтобы ведущая деятельность составляла основное
содержание
жизни самих детей.
Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг
которого сосредоточиваются главные интересы и
переживания детей.
Театрализованная деятельность является разновидностью
игры.

Театрализованная деятельность в детском саду
организационно может пронизывать все режимные
моменты: включаться во все занятия, в совместную
деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная деятельность может быть органично
включена в работу различных студий и кружков;
продукты театрализованной деятельности
(инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и
др.) могут вноситься в содержание праздников,
развлечений и сладких пятниц.

Из всех видов кукольного театра в детском саду
наибольшей популярностью пользуется:
- театр картинок (на фланелеграфе, картоне,
столе).
- театр игрушек и петрушек (перчаточный)
По способу управления театральные куклы делятся на два
основных вида – верховые и напольные.
К верховым относятся те, которыми кукловод управляет
из-за ширмы.
В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.
Напольные куклы «работают» на полу, кукловод
управляет ими на глазах у зрителей.
К напольным относятся марионетки и большие (ростовые)
куклы.

Театральная деятельность представлена в
ДОУ
кукольным театром и театрализованными
играми,
которые делятся на две группы:
режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в ДОУ относятся:
1. настольные театрализованные игры:
- настольный театр игрушек (театр
шагающий, конусный (или цилиндр, коробка)
- настольный театр картинок (театр игрушектопотушки, баночный театр (на кружках,
прозрачных стаканах), плоскостной театр)
2. стендовые театрализованные игры:
- стенд-книжка,
- теневой театр,
- театр на фланелеграфе.

Театр на руке.

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробо

Театр кукол на столе – способствует владению
техникой управления куклами настольного театра
(куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек.

Театр игрушек

Конусный
театр

Баночный театр

Плоскостной
театр

Плоскостной театр «Заяц-хваста».

Театр
шагающий

Театр теней

Кукольный театр

Театр на фланелеграфе: может быть использован как самостоятельное развлечении как часть образовательной деятельности

игры-драматизации

Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей,
литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений (потешек, небольших
сказок, песен, небольших литературных текстов;
постановки спектаклей по одному или нескольким
произведениям (драматический спектакль,
музыкально-драматический спектакль, детская опера,
спектакль на хореографической основе, спектакль
ритмопластики, пантомима, мюзикл).

К играм-драматизации в ДОУ относятся:
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты
ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации,
сам действует за персонажа.
(Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят»,
«Гуси-лебеди».
Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей,
которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх
на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы,
рук, туловища осуществляются с помощью движений
пальцев, кисти руки.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театрализованная деятельность стоит в этом ряду «на особинку». Это тот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Каждый ребёнок по своей природе волшебник. Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Совместная задача детского сада и родителей помочь не растерять творческие способности у кого они появляются, а так же развить, у кого они спят.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности необходимо выделить несколько условий :

  • Первое условие – обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
  • Второе условие – содержательное общение педагога и детей.
  • Третье условие – это обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие – либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах , детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Шагающий театр

Теневой театр