Государственный академический малый театр. Малый театр на Ордынке: прошлое и настоящее Большой и малый театр

Российская культура славится своими актерами, режиссерами, авторами. Гордостью театрального искусства считается Малый театр на Ордынке, который к тому же имеет богатую историю.

Рождение театра

Императрица Екатерина Петровна, так любившая театральное искусство, в 1756 году издала указ, благодаря которому в Санкт-Петербурге был учрежден российский театр. В то же время в Москве открылся театр, актерами которого были студенты. Уже в 1759 году созданный в Москве публичный русский театр был передан в ведение Московскому университету. Управлял им директор университета, драматург, поэт Херасков. Существование заведения было недолгим, но именно на его основе позже сформировалась постоянная московская актерская труппа.

Театр конца XVIII и начала XIX века

На протяжении нескольких десятилетий московская труппа, которая включала в себя актеров, певцов, танцовщиков, музыкантов, существовала благодаря поддержке частных предпринимателей. Дольше других антрепренером был М. Е. Медокс. В 1780 году он выстроил большой театр под названием Петровский, который расположился на Петровской площади. С 1806 года вся труппа стала существовать за казенный счет, она была включена в систему императорских театров. Незадолго до этого момента в Петровском театре случился пожар, труппа стала работать то в доме Пашкова, который приспособили под театр, то у Арбатских ворот, то на Знаменке в доме Апраксина. Только в сезон 1824-1825 годов императорская труппа обрела свой постоянный дом - имя которому Малый театр. Дом купца Варгина был перестроен , здесь 14 октября состоялась первое представление.

История

В 1914 году архитектор Спирин создал проект, по которому «Кино-Палас» на перестроили в театр Струйского. по большей части посещало население Замоскворечья. В скором времени его преобразовали в Театр миниатюр. После революции 1917 года театр национализировали большевики. На сцене выступали самые разные труппы, которые представляли спектакли многих направлений. В 1922 году здесь образовали театр Замоскворецкого совета. Через три года он получил название Ленсовета. Только в 1943 году, во время войны, здесь образовался филиал Малого театра на Ордынке. Первый спектакль состоялся 1 января 1944 года по пьесе Островского «На бойком месте». Первая премьера прошла 25 января 1944 года, это был спектакль «Инженер Сергеев».

Название театра

Из истории видно, что Малый театр на Ордынке стал так называться исключительно из-за своих размеров. Здание было невелико в сравнении с соседним Большим театром, который предназначался для оперных и балетных спектаклей. В скором времени название «Малый», как и «Большой», превратилось в имя собственное. Теперь эти названия во всем мире звучат именно на русском языке. Репертуар Малого театра на Ордынке состоял из спектаклей, поставленных по произведениям великих русских классиков: Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Тургенева, Островского. Также зрителю представлялись постановки по Шекспиру и Шиллеру. Из всех зарубежных авторов им отдавалось наибольшее предпочтение. Наряду с серьезными спектаклями сцена Малого театра на Ордынке завлекала зрителей легким репертуаром, это были мелодрамы, водевили.

Театр во время войны

Во время Второй мировой войны Малый Театр на Ордынке принимал активное участие в борьбе против фашистских захватчиков. Театральная труппа внесла свою лепту в великую победу. Артисты входили в фронтовые бригады, выступали перед солдатами в госпиталях, В 1943 году был даже сформирован Фронтовой филиал. Перед коллективом ставилась одна задача - художественное обслуживание бойцов Советской Армии. В общей сложности Малым театром и его Фронтовым филиалом было дано более 2700 концертов и спектаклей. Все средства, скопленные коллективом, были направлены на строительство эскадрильи самолетов, которая была передана в действующую армию. В 1944-1945 годах эта эскадрилья успешно громила фашистов в небе

Малый театр нашего времени

Кому-то покажется мистическим тот факт, что коллектив театра верит в то, что скромное, строгое здание сохраняет ауру старых, давно ушедших великих артистов. Духи оберегают и сохраняют театр в самые трудные времена. Сохранили они его в дни послереволюционного беспредела в начале XX века, помогли не пропасть в лихие военные годы. Несмотря на стремительные жизненные изменения, кризисы, нестабильность, театр существует всегда.

В 1995 году Малый театр на Ордынке открыл после ремонта сцену. Спектакли по сей день идут на обеих сценах. На сегодняшний день репертуар труппы по-прежнему богат классическими произведениями. Основу составляют пьесы Островского. В труппу Малого входят известные народные артисты Быстрицкая, Каюров, Коршунов, Марцевич, Муравьева, Клюев, Невзоров, Бочкарев, Клюквин, Потапов и многие другие. В труппе задействовано более ста артистов. В целом Малый театр насчитывает более 700 человек. Театр имеет свой оркестр, где работают музыканты самого высокого класса. Труппа часто дает спектакли в других странах и городах. В гастрольную географию входят такие страны, как Финляндия, Италия, Франция, Германия, Израиль, Япония, Греция, Кипр, Болгария, Венгрия, Монголия и многие другие. По указу Президента России Малый театр получил статус национального достояния.

Одним из старейших драматических театров России является государственный академический Малый театр. Именно он в свое время сыграл определяющую роль в развитии национальной культуры страны и становлении сценического представления, как отдельного вида искусства. Благодаря Малому театру выразительность, образность и мощь жанрового мастерства были доведены до совершенства.

Начала свой творческий путь московская обитель Мельпомены в далеком 1756 году, еще во времена правления царицы Елизаветы Петровны, повелевшей учредить для представления трагедий и комедий Русский театр. Первоначально он имел вид актерской студии на базе университета, участвовать в котором могли исключительно студенты вуза. Но с 1776 года театр становится независимым и приобретает официальный статус Императорской сцены с постоянной труппой, состоящей только из профессиональных артистов.

Наибольшего расцвета театрально-драматическое искусство достигает в период царствования Александра I. Тогда же, в 1803 году, происходит и разделение театра на два совершенно разных жанра творчества - оперу и драму. Вследствие такого кардинального преобразования зрелищного искусства, в 1824 году появляется Малый театр с собственным зданием и репертуаром. Располагается он в самом центре Москвы на Петровской (сегодня Театральной) площади.

Даже в годы Второй мировой войны академический театр не прекращал свою работу, стараясь активно поддерживать отечественную армию. Благодаря его материальному содействию, была построена воздушная эскадрилья «Малый театр - фронту», известная своим победоносным авиаштурмом в 1944–1945 годах Восточной Пруссии. Отреставрировано сооружение Малого театра было только в 1946 году. Сегодня здание причисляется к особо ценным объектам национального наследия и объявлено достоянием народов России.

Малый театр в своем творчестве всегда опирался на богатые традиции русской сценической школы. Несмотря на большое разнообразие современных тенденций в театральном искусстве, он все еще является традиционным классическим театром. В его обширном репертуаре собраны лучшие произведения авторов русской и мировой драматургии - Фонвизина, Крылова, Гоголя, Чехова, Бомарше, Мольера, Шекспира, Шиллера и пр. Но главную известность театру принесли многочисленные постановки пьес А.Н. Островского.

Современная жизнь Малого театра

Сегодня, как и прежде, театр активно функционирует, давая представления не только на просторах России, но и за ее пределами. Благодаря чему Московский академический Малый театр хорошо знают во многих странах мира. При этом гастрольный график труппы настолько плотный, что за границей артисты бывают даже чаще, чем дома.

Современный репертуар Малого театра постоянно обновляется, представляя на суд зрителя кроме хорошо известных произведений, новый, но не менее интересный, драматический материал. Кроме того, жизнь театра всегда насыщена творческими событиями, самые яркие из которых - форум «Международный фестиваль национальных театров» и ежегодный фестиваль «Островский в доме Островского».

  • Несмотря на востребованность пьес Чехова в Малом, изначально отношения между писателем и театром складывались непросто. Много лет подряд драматургу отказывали в постановке его произведений, отдавая предпочтение творчеству Островского. Сегодня же в репертуаре Малого театра числится несколько чеховских спектаклей - «Три сестры», «Вишневый сад», «Предложение», «Медведь» и «Чайка».
  • На сцене Малого театра было поставлено 48 пьес А.Н. Островского, а сам драматург активно участвовал не только в репетициях спектаклей, но и всей театрально-богемной жизни. Из-за чего Малый имел свое неофициальное название, как «Дом Островского».
  • Пьеса «Горе от ума» А.С. Грибоедова впервые в полном объеме была показана 1831 года. До этого цензура позволяла ставить лишь отдельные эпизоды этого произведения.


План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Краткая предыстория создания
    • 2.1 XVIII век
    • 2.2 XIX век
    • 2.3 XX век
  • 3 Театр сегодня
  • 4 Спектакли
  • 5 Труппа
  • 6 Координаты
    • 7.1 Филиал
  • Примечания

Введение

Государственный академический Малый театр России - драматический театр расположенный в Москве, Театральный проезд д.1, один из старейших театров России сыгравший выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры . Открылся 14 октября 1824 года в Москве.

Художественный руководитель театра народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин.


1. История

2. Краткая предыстория создания

Открытию Малого театра были предпосланы некоторые факты развития театрального дела в Москве.

Первоначальная труппа была создана при Московском университете в 1757 году, сразу после Указа Императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: . Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. С 1759 - публичный театр, получивший название Университетского; в нём играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 годы, претерпев некоторые изменения и объединившись с другими труппами, он стал называться московским Российским театром.

В 1759 году итальянский антрепренер Локателли открыл театр в Москве (чуть раньше, в 1757 году, в Петербурге), который просуществовал недолго - до 1762 г.: московская публика ещё не была готова к пониманию и принятию сценического искусства. Затем московскую труппу создал Н. С. Титов, но она долго не просуществовала (1766-1769). Тем не менее Императорский дом, понимая необходимость внедрения в России европейской культуры, настаивал на открытии театра. И в Москве по высочайшему повелению строится помещение для сценических постановок. Однако здание, едва успев быть построенным, сгорает. Дело продолжил английский инженер и антрепренер Майкл Медокс, создав в 1780 году свой частный Петровский театр. Разорившись, Майкл Медокс вынужден был отдать театр в пользу казны, ему же самому была назначена пожизненная пенсия. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. В следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в неё и поступили артисты бывшего Петровского театра. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, в основном арендуя залы в домах у богатых аристократов (Театр на Моховой - с 1806 по 1824 гг.; Арбатский театр архитектора Росси - с 1807 по 1812 гг.; в доме С. С. Апраксина на Знаменке), пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к строительству в Москве театрального комплекса, созданного архитектором О. И. Бове. В 1824 году по проекту Бове архитектор А. Ф. Элькинский перестроил для театра особняк купца Варгина, это здание на Петровской (ныне Театральной) площади и стало постепенно называться Малым театром, и поныне несет это имя.


2.1. XVIII век

Малый театр - один из старейших театров России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…» . Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии. (Первым русским публичным общедоступным профессиональным театром по праву считается Волковский театр в Ярославле).

На основе университетского театра был создан драматический Большой Петровский театр в Москве, где 15 января 1787 прошла первая русская постановка «Женитьбы Фигаро» в переводе А. Лабзина под названием «Фигарова женитьба» - до этого пьеса шла на русской сцене, но в исполнении французской труппы.

Репертуар состоял из лучших произведений русской и мировой литературы, ставились пьесы самых известных авторов: Д.Фонвизина, И. А. Крылова, Ж. Б. Мольера, Бомарше, Р.Шеридана и Карло Гольдони). На сцене блистали актёры В. П. Померанцев и А. А. Померанцева, Я. Е. Шушерин, П. А. Плавильщиков, чета Сила Николаевич и Елизавета Семёновна Сандуновы.


2.2. XIX век

В начале царствования императора Александра I, вместе с общим подъемом общественной жизни ожило и совсем было упавшее при Павле театральное искусство. В эти годы труппа пополнялась актёрами крепостных театров. В 1805 году здание сгорело. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров, куда поступили артисты бывшего Петровского театра. В 1806, театр приобрел статус казенного, войдя в систему императорских театров. Таким образом, актёры, поступившие в труппу из крепостных театров, сразу освобождались от крепостной зависимости, как например, С. Мочалов - отец знаменитого трагика, Мочалова П. Своего помещения у труппы ещё долго не было. Сама политическая обстановка в стране к этому не располагала. Страну сотрясали нестабильность и военные конфликты (со Швецией, Турцией). В 1812 году была война с Наполеоном. Прошло ещё несколько лет, когда архитектор Бове был приглашен на строительство в Москве театрального здания. Ещё в 1803 году произошло разделение трупп на оперную на драматическую. В этом разделении огромную роль сыграл Катерино Кавос, ставший по сути дела, основателем русской оперы. Однако на самом деле опера и драма ещё долго соседствовали рядом. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: единая дирекция, одни и те же исполнители, но ещё и долгое время после этого театры были соединены даже подземным ходом, были общие костюмерные и т. д.

В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр. Понятие «малый», как и находившийся рядом «большой» театр (для оперных и балетных постановок), поначалу обозначало лишь их сравнительные размеры, потребовалось время, чтобы эти определения стали названиями театров.

Днем открытия Малого театра можно считать 14 октября 1824 года: давали новую увертюру А. Н. Верстовского. «„Московские ведомости“ поместили объявление о первом спектакле в Малом: „Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А. Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет…“» (цитируется по: История Государственного Академического Малого Театра).

Театральное искусство сразу пошло на подъем. Помимо прежних, уже известных театральных мастеров, появились новые талантливые артисты.

Один из важных периодов в истории развития Малого театра связан с именем П. С. Мочалова. Этот великий трагик стал выразителем времени надежд и разочарований русского общества 1820-1840 гг., противоречивой эпохи императора Александра I. «П. С. Мочалову, „актеру-плебею“, по выражению воспевшего его критика В. Г. Белинского, удалось преодолеть каноны прежнего стиля, выраженного эстетикой классицизма. Вместо декламации и торжественной позы, актёр привнес на сцену клокочущую лаву горячей страсти и жесты, поражающие страданием и болью. Романтические одиночки Мочалова протестовали и сражались со всем враждебным им миром зла, отчаиваясь, и нередко падали духом» (цитирование по: Кругосвет). Среди ролей П. С. Мочалова: Гамлет, Ричард III, (в одноименных трагедиях В.Шекспира), Чацкий, Фердинанд («Коварство и любовь» Ф.Шиллера).

В 1822 в труппу пришёл уже известный по провинциальным антрепризам бывший крепостной актёр М. С. Щепкин. «Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре», - сказал о Щепкине А. И. Герцен.

Репертуар Малого театра был обширен: от классических драм до легких водевилей. «Еще при жизни А. С. Пушкина Малый создал сценические версии трех произведений поэта: „Руслана и Людмилы“ (1825 г.), „Бахчисарайского фонтана“ (1827 г.) и „Цыган“ (1832 г.). Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера» (цитируется по: История Государственного Академического Малого Театра). На сцене Малого театра 27 ноября 1831 впервые в Москве была полностью показана комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». До этого цензура разрешала к представлению лишь отдельные сцены, только в январе 1831 года пьесу удалось поставить полностью в Санкт-Петербурге, в Москве же «Горе от ума» впервые сыграли целиком на сцене Малого театра: Щепкин исполнял роль Фамусова и Мочалов - Чацкого . Эта постановка оказалась значимым этапом в истории театра - он стал рупором новых общественных идей. 25 мая 1836 году здесь показали «Ревизора» Гоголя (первая постановка «Ревизора» прошла в Александринском театре в Санкт-Петербурге чуть раньше - 19 апреля того же 1836 года). Через некоторое время (в 1842 году) Малый театр создал инсценировку «Мертвых душ» и поставил «Женитьбу» и «Игроков» (первая постановка) Н. В. Гоголя. Премьера обоих спектаклей в Малом театре («Женитьба» до этого ставилась в Петербурге в Александринке) состоялась одновременно - 5 февраля 1843 года. «Премьера „Игроков“ состоялась в Москве 5 февраля 1843 года (в один вечер с „Женитьбой“), в бенефис Щепкина, который играл Утешительного. В роли Замухрышкина с успехом выступил Пров Садовский. По свидетельству С.Аксакова, спектакль вызвал одобрение „рядовой“ публики. Благожелательная рецензия на спектакль появилась в „Московских ведомостях“ (от 11 февраля 1843 г.), где отмечалось, что интрига „ведена с удивительной естественностью“, что обрисовка характеров свидетельствует о „могучем таланте“ Гоголя» (цитирование по: http://www.school770.ru/gogol/theatre/index.html).

Среди других актёров этого периода - М. Д. Львова-Синецкая (1795-1875), Н. В. Репина (1809-1867), В. И. Живокини (1807-1874), П. М. Садовский (1817-1872), Л. Л. Леонидов (1821−1889), К. Н. Полтавцев (1823-1865), И. В. Самарин (1817-1885), С. В. Шумский (1820-1878).

Для Малого театра писали И. С. Тургенев, А. В. Сухово-Кобылин, многие другие авторы. Но особое значение для Малого театра имел Александр Николаевич Островский. Его пьесы принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Новые реформаторские театральные позиции Островского - бытописательство, отход от пафосности, важность всего ансамбля актёров, а не единого главного героя и т. д. - приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. Но эти новаторские для того времени идеи Островского уже были затребованы временем. Все его 48 пьес были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Он сам неоднократно участвовал в репетициях, дружил с актёрами, а некоторые его пьесы были сочинены специально на определенных исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов. Для бенефисов Прова Михайловича Садовского были впервые поставлены две пьесы Островского - «В чужом пиру похмелье» - 9 января 1856 года, «Горячее сердце» - 15 января 1869 года. Пьеса «Гроза» была поставлена 16 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева, а в бенефис его супруги, актрисы Екатерины Николаевны Васильевой, 14 октября 1863 года в Малом театре впервые была поставлена пьеса «Доходное место». Премьера пьесы «На бойком месте» состоялась на сцене Малого театра 29 сентября 1865 года в бенефис Рассказова.

«Бесприданница» первый раз прошла 10 ноября 1878 года в бенефис актёра Н. И. Музиля. В пьесе «Без вины виноватые», 1884, роль Незнамова была написана Островским специально для артиста Малого театра Рыбакова. В 1929 году у дверей Малого театра установлен памятник Островскому. Пьесы драматурга не сходят со сцены Малого театра и по сей день.

С триумфального дебюта в роли Эмилии (Г. Э. Лессинг, «Эмилия Галотти») 30 января 1870 года началась театральная карьера великой русской трагической актрисы М. Н. Ермоловой, блиставшей затем в ролях: Лауренсия - «Овечий источник» Лопе де Вега, Мария Стюарт - «Мария Стюарт» Ф.Шиллера; Жанна д’Арк - «Орлеанская дева» этого же автора; Катерина в «Грозе», Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые» и многие другие. Это время выпало на расцвет демократических движений в России, к которым и Малый театр не оставался равнодушным. Не раз на спектаклях с участием М. Н. Ермоловой происходили политические манифестации студентов и демократической интеллигенции. В театре тогда работали ставшие ныне легендарными А. П. Ленский, А. И. Южин, О. А. Правдин, К. Н. Рыбаков, Е. К. Лешковская, А. А. Яблочкина, А. А. Остужев, О. О. и М. П. Садовские, Н. М. Медведева, М. Ф. Ленин.


2.3. XX век

Почтовая марка СССР, 1949 год: 125 лет Государственному академическому Малому театру

На рубеже XIX-XX веков страна переживала тяжелый кризис, он затронул и театральную жизнь. Малый театр искал новые пути развития. Актёр и режиссёр А. П. Ленский создал в 1898 году Новый театр - филиал Малого театра, где он занимался педагогической деятельностью и экспериментаторскими постановками.

Новый театр открыт в 1898 Дирекцией Императорских театров в помещении арендованного казной Шелапутинского театра. Там ставились не только драматические спектакли, но и музыкальные: оперы и балеты. Предназначался он для работы молодёжи казённых императорских театров Москвы, не находившей применения из-за разросшихся тру в Большом и Малом театрах. А. П. Ленский перенёс в Новый театр для исполнения начинающими артистам со сцены Малого театра 14 своих постановок, в том числе 8 пьес А. Н. Островского, «Женитьбу» Н. В. Гоголя и др. Некоторые актеры участвовали одновременно и в спектаклях Нового театра, и выступали на основной сцене Малого театра. Среди актёров были Н. И. Васильев, А. А. Остужев, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, Пров Михайлович и Елизавета Михайловна Садовские, Н. К. Яковлев, В. О. Массалитинова и другие. Наряду со спектаклями Ленского в Новом театре шли спектакли других режиссёров. В 1905 Новому театру формально было дано право на самоопределение, но из самостоятельной жизни театра ничего не получилось. В 1907 Новый театр был упразднён . Остатки труппы в 1909 возглавил А. И. Южин, но и это продолжалось недолго.

Страну буквально захватили новаторские веяния и течения. Наступило время поиска новых режиссёрских идей. Повсеместно вырастали новые театральные эстетики. Новые театральные реформы принесли Станиславский, Немирович-Данченко, Евреинов, Вахтангов, Фореггер, развивались жанры театральных пародий и капустников; поначалу становлению этих идей способствовала и революционная ситуация в стране, и сама Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 года. Новые художественные веяния напрочь отрицали академичность и старые традиции. В 20-е годы вся страна была захвачена пролетарским театральным движением «Синяя блуза». Тем не менее Малый театр оставался верен своим традициям. В 1918 при театре открывается театральная школа (с 1938 - Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, с 1943 - ВУЗ), а в 1919 Малому театру присвоено звание академического. И в это же самое время по стране звучат призывы отказаться от всего прежнего, старого, не пускать в обновленную революцией жизнь оплот буржуазно-дворянской культуры. Под воздействием этих призывов Малый театр мог быть закрыт, не встань на его защиту первый нарком Просвещения А. В. Луначарский.

В 1926 году Малый театр дал премьеру - спектакль «Любовь Яровая» по пьесе К. А. Тренева (режиссёры И. С. Платон и Л. М. Прозоровский; художник Н. А. Меныпутин, его декорации Театральная энциклопедия называет выдающейся работой ). Этой удачной постановкой театр показал незыблемость и фундаментальность своих основополагающих идей, значений традиционности - роли в тех же трактовках наследовали молодые актёры, перенимая от старшего поколения те же классические приемы и характеры. Роли Г. Н. Федотовой впоследствии перешли А. А. Яблочкиной, а репертуар О. О. Садовской был унаследован В. Н. Рыжовой и В. О. Массалитиновой. Театр хранил традиции не режиссёрских изысков, а классического исполнительского искусства. В 30-е годы, когда один за другим исчезали новые реформаторские театры, а их основатели порой тоже исчезали, но уже в сталинских тюрьмах, Малый театр пополнялся приходившими из закрывавшихся студий актёрами.

Репертуар театра 1930-1940 гг. в основном состоял из возвращения к классике, исполнявшейся когда-то прежде всего на подмостках самого же Малого театра в годы, когда и сам Малый театр, и авторы несли новые реформаторские идеи. Ставятся пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского.

В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал. В 1946 году архитектором А. П. Великановым была проведена реконструкция здания театра.

Из послевоенных постановок: «Васса Железнова» М. А. Горького с участием В. Н. Пашенной (1952); историческая драма А. Н. Степанова и И. Ф. Попова «Порт-Артур» в 1953 ; «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1956); «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1962); «Макбет» Шекспира (1955); инсценировки «Ярмарки тщеславия» У.Теккерея (1958); «Госпожа Бовари» Г.Флобера (1963).

Безыдейность советского периода сделала театр на несколько лет косным и неинтересным. Хотя, безусловно, нельзя не отметить несколько постановок. И конечно, всегда завораживающей была игра актёров, славу театра составляли: И. В. Ильинский, Е. Д. Турчанинова, Б. А. Бабочкин, В. И. Хохряков, М. И. Царев, М. И. Жаров, Э. А. Быстрицкая, В. В. Кенигсон, В. И. Коршунов, И. А. Любезнов, Р. Д. Нифонтова, Е. Н. Гоголева, Е. В. Самойлов, Е. Я. Весник, Ю. И. Каюров, Г. А. Кирюшина, Н. И. Корниенко, А. И. Кочетков, И. А. Ликсо, Т. П. Панкова, Ю. М. Соломин, В. М. Соломин, Л. В. Юдина, В. П. Павлов, Э. Е. Марцевич, К. Ф. Роек, А. С. Эйбоженко, мн. др.

В разные годы Малым театром руководили: А. И. Южин, И. Я. Судаков, П. М. Садовский, К. А. Зубов, М. И. Царев, Е. Р. Симонов, Б. И. Равенских и другие. С 1988 года художественный руководитель театра - Ю. М. Соломин.


3. Театр сегодня

Памятник Островскому у Малого театра в Москве

Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Н. Островского: «Волки и овцы», «Не было гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб», «Свои люди - сочтемся!» В былые времена театр не мог найти общего языка с А. П. Чеховым - при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка». Своего рода «визитной карточкой» Малого театра стала драматическая трилогия А. К. Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В спектаклях по А. К. Толстому звучит музыка Г. В. Свиридова, которую композитор написал специально для Малого театра. Не обделяет своим вниманием театр и зарубежную классику - в его репертуаре пьесы Ф.Шиллера, А.Стриндберга, Э.Скриба. Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра - за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль «Островский в Доме Островского». Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился ещё один театральный форум - Международный фестиваль национальных театров. Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.


4. Спектакли

См. Спектакли Малого театра

5. Труппа

  • Труппа Малого театра (Москва) в 1824-1917 годах
  • Труппа Малого театра (Москва) в 1917-2000 годах
  • Труппа Малого театра

Славу театра в разные годы составляли такие актёры, как:

  • Ленин Михаил Францевич (настоящая фамилия Игнатюк - театральный актёр, народный артист РСФСР(1937), автор книги-воспоминания «Пятьдесят лет в театре»(опубликовано в 1957), награждён орденом Ленина (1949).)
  • Юрий Мефодьевич Соломин (народный артист СССР, лауреат Государственных премий России),
  • Виктор Иванович Коршунов (народный артист СССР),
  • Элина Авраамовна Быстрицкая (народная артистка СССР)
  • Акимова, Софья Павловна - с 1846 по 1889
  • Давыдов, Владимир Николаевич - (1925)
  • Мазурина, Марья Васильевна с 1878
  • Кенигсон, Владимир Владимирович
  • Медведев, Юрий Николаевич
  • Медведева, Надежда Михайловна в XIX веке в театре играла эта выдающаяся актриса.
  • Музиль, Николай Игнатьевич - один из лучших исполнителей характерных ролей в пьесах Островского в конце XIX - начале XX вв (заслуженный артист императорских театров (1903)).
  • Нифонтова, Руфина Дмитриевна - с 1957
  • Подгорный, Никита Владимирович
  • Рыжова, Варвара Николаевна - одна из «великих старух Малого театра», с 1894 по 1950 (народная артистка СССР)
  • Санин, Александр Акимович - начало XX века.
  • Турчанинова, Евдокия Дмитриевна - с 1891
  • Федотов, Александр Александрович - с 1893 года.
  • Федотов, Александр Филлипович - с 1862 по 1871 и с 1872 по 1873.

6. Координаты

  • Адрес: Театральный проезд, 1 строение 1, метро Театральная

7.1. Филиал

  • Адрес: улица Большая Ордынка, 69, метро Добрынинская
  • Координаты: 55.759529 , 37.620803 55°45′34.3″ с. ш. 37°37′14.89″ в. д.  /  55.759529° с. ш. 37.620803° в. д. (G) (O)

А. Н. Островский и Малый театр.

С Малым театром теснейшим образом связана жизненная и творческая судьба А. Н. Островского. В юности будущий драматург восхищался игрой великих мастеров - П. С. Мочалова и М. С. Щепкина.

Первым произведением Островского, представленным на сцене, стала комедия «Не в свои сани не садись», премьера состоялась 14 января 1853 года. Спектакль имел очень большой успех. Зрителей поразила правда жизни, сказанная со сцены. Артисты не просто играли, а жили на сцене. Впоследствии сам Островский назовет это «школой естественной и выразительной игры». С появлением на сцене Малого театра пьес Островского начинается новый этап его истории.

На сцене театра были поставлены пьесы «Бедная невеста» (1853), «Бедность не порок» (1854), «В чужом пиру похмелье» (1856), «Гроза» (1859), затем и все последующие пьесы драматурга. Они составляли ведущую часть репертуара.

Под влиянием драматургии Островского сформировался талант замечательного актера П. М. Садовского, большого эмоциональное воздействие на зрителя оказывала игра Л. П. Никулиной-Косицкой. На драматургии Островского выросла плеяда блестящих актеров: С. В. Васильев, Н. В. Рыкалова, Н. М. Медведева, Н. И. Музиль, Н. А. Никулина и др. Блестяще исполняли роли в пьесах Островского Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова.

Выдающуюся роль в истории театра Островский сыграл не только своими пьесами, известен он и как деятель театра - организатор театрального дела, театральный педагог, теоретик сценического искусства.

С момента первой постановки на сцене Малого театра Островский принимал деятельное участие в создании спектакля. Сначала он читал пьесу в кругу артистов, затем проходил с ними роли отдельно. Островский давал единое направление работе по подготовке спектакля, стремясь достичь стройности в исполнении, но при этом не подавлял индивидуальности актера, не сковывал его творческих поисков.

Более всего Островский ценил в актере профессионализм, умение свободно держаться на сцене, требовал высокой культуры речи. Большое значение Островский придавал оформлению спектакля. Стремясь к правдивому воспроизведению обстановки, драматург понимал, что это не должно быть самоцелью, а должно служить раскрытию замысла спектакля.

Многое сделал Островский в совершенствовании массовых сцен, изображении жизни толпы, создания фона сценического действия. Он считал, что создание спектакля - сложная творческая задача, требующая единства усилий всех участников. Для него был очень важен актерский ансамбль.

Таким образом, Островский обосновывал значение режиссуры в театре, при этом считал, что режиссер не должен заслонять актера.

Островский всегда боролся за высокий художественный уровень Малого театра и русского театра в целом, так как театр он считал свидетельством духовной зрелости, высокого самосознания нации, видел в нем огромную воспитательную и нравственную силу.

Отдавая все силы тому, чтобы Малый театр отвечал самым высоким художественным требованиям, будучи фактически его руководителем, Островский проявлял большую заботу о репертуаре.

Только в конце жизни он добился возможности официально возглавить театр, с января 1886 года приступив к исполнению обязанностей заведующего репертуарной частью московских императорских театров. Островский с энтузиазмом берется за исполнение своих обязанностей, многое успевает сделать, но это были уже последние месяцы его жизни.

После смерти Островского Малый театр переживает непростое время, хотя в конце XIX - начале XX на его сцене целое созвездие талантов: Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, А. И. Южин, Ф. П. Горев, Е. К. Лешковская, М. П. Садовский, О. О. Садовская, А. А. Остужев и др.

Здесь сложились актерские династии - Садовских, Музилей-Рыжовых.

Малый театр - это театр высочайшего актерского мастерства, здесь продолжают традиции, заложенные Островским. Прежде всего, это внимательное отношение к слову. Малый театр - создатель и хранитель культуры сценической речи. Большое внимание уделяется здесь художественному оформлению спектаклей, костюму и гриму актера.

К драматургии Островского театр обращался всегда. Начиная с премьеры и до сегодняшних дней его пьесы составляют важную часть репертуара. Малый театр по праву называется «Домом Островского», и памятник великому русскому драматургу не случайно установлен у его фасада.

Тугарина Н. С.

30 августа 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ о создании русского государственного профессионального театра. И примерно тогда же в Московском университете образовалась любительская театральная труппа под руководством М.М. Хераскова. В 1759 году в результате объединения итальянской комической оперы под руководством Дж. Б. Локателли с университетским театром появилась первая московская профессиональная труппа – публичный («вольный») «Российский театр» (1759 – 1761 гг.). Московский публичный театр второй половины XVIII века был связан с эпохой частных антрепренеров, которые постоянно сменяли друг друга (Н.С. Титов, П.В. Урусов, М.Е. Медокс и др.).

И только в 1806 году в Москве появляется Императорская, казенная театральная труппа. Драматические актеры работали вместе с оперными и балетными. После пожара Большого Петровского театра в 1805 году собственного здания у труппы не было. Спектакли устраивались в театре князя Волконского на Самотеке, Доме Пашкова на Моховой, Арбатском театре возле Арбатских ворот, театре графа Апраксина на Знаменке, опять в Доме Пашкова на Моховой.

В 1821 году император Александр I утвердил проект О.И. Бове о застройке Петровской, будущей Театральной площади. Три участка на площади в 1818 году приобрел серпуховский купец В.В. Варгин.

Дом Варгина был построен в 1821 году архитектором А.Ф.Элькинским по проекту О. Бове. Дом имел ряд магазинов по первому этажу с открытой галереей. Жилой дом имел ряд магазинов по первому этажу с открытой галереей.

В июле 1824 г. Варгин заключил с конторой императорских театров контракт о найме части своего здания на Петровской площади. Часть дома Варгина была перестроена и приспособлена Бове под театр. В 1837 году дирекция Императорского Московского театра выкупила здание у Варгина вместе с пустопорожней землей.

«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в театре: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...».

Большой и Малый театры имели единую труппу, ставили драму, оперу и балет.

В первое время слово «малый» было простым обозначением размера здания по сравнению со стоящим рядом «большим» театром. Но к середине XIX века слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.

В 1838–40 годах здание было перестроено внутри по проекту К.А. Тона. Он создал новый зрительный зал и сцену.

С 1840 года на новой сцене начала выступать труппа Малого театра. Здесь играли П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И. Южин, В.Н. Пашенная, А.А. Остужев, А.А. Яблочкина, М.И. Жаров, И.В. Ильинский, Е.Н. Гоголева, Б.А. Бабочкин, М.И. Царев и многие другие прославленные артисты.

На сцене шли спектакли по пьесам Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, А.К.Толстого, Л.Н. Толстого, Сухово-Кобылина, Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега, Бомарше, Гёте, Гюго, Ибсена, но знаковым для театра стало имя А.Н. Островского. Малый называют «Домом Островского».

В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник , работы скульптора Н.Андреева.

В 1991 году Малый театр как особенно ценный культурный объект страны был внесен в список национального достояния России вместе с Большим театром, Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем.

В конце 2010 г. Малый театр стал членом Союза театров Европы.

В 1939 году был принят и утвержден проект полной реконструкции Малого театра, разработанный проектной группой во главе с инженером А.Н. Поповым. С 1940 года старейший театр страны был закрыт для зрителей. Работы по восстановлению здания проводились в 1945 – 1948 гг. под руководством архитектора-художника А.П. Великанова.
Последняя крупномасштабная реконструкция здания Малого театра осуществлялась в два этапа: с осени 2011 г. по март 2014 г. и с марта 2014 г. по декабрь 2016 г. Комплексная научная реставрация включила весь спектр восстановительных работ исторических фасадов и интерьеров зрительской части, директорской зоны, некоторых артистических помещений. Внедрена новая концепция работы инженерных систем. В 2018 году Малый театр стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ".