Занимательная Греция. М. Л. Гаспаров

Занимательная Греция. М. Л. Гаспаров

М.: Новое литературное обозрение. 2004. - 428 с.

«Занимательная Греция» - своеобразная энциклопедия древнегреческой культуры, которая была тем зерном, из которого выросла вся новоевропейская и русская культура. В шести частях книги (с IX по II вв. до н.э.) рассматриваются и политика, и быт, и военное искусство, и философия, и театр, и поэзия - все в неразрывной связи друг с другом и с эпохой.

Формат: doc / zip

Размер: 8 23Кб

/ Download файл

Часть первая. ГРЕЦИЯ СТАНОВИТСЯ ГРЕЦИЕЙ, или До закона было предание

Вначале была сказка
Переселение дорян
Царь Кодр
Гомер расстается со сказкой
Прощание Гектора с Андромахой
Спарта, славная мужами
Спартанское воспитание
Спартанские законы
Первая Мессенская война: Аристодем
Вторая Мессенская война: Аристомен
Пелопоннесский союз
Как щит создал Грецию
Олимпийские игры
Олимпийские атлеты
Летосчисление
Кстати, о годовщинах
Дельфы
Молитвы, жертвы, гадания
Боги свои и боги чужие
Сказка на каждом шагу
Сказку начинают оспаривать
Чем кончилась Троянская война?
Состязание Гомера с Гесиодом
Война мышей и лягушек
А еще о петухах и кошках
СЛОВАРЬ I. Все начинается с азбуки

Часть вторая. ВЕК СЕМИ МУДРЕЦОВ, или Греция открывает закон

Мир-семейство и мир-государство
Колонии
Законы
Солон-миротворец
Семь мудрецов
Мудрецы отвечают на вопросы
Анахарсис, мудрец-дикарь
Эзоп, мудрец-раб
Басни Эзопа
Мера, вес, монета
Терпандр и Арион
Медный бык
Кстати, о тиране Фалариде
Килонова скверна
Кипсел и Периандр
Поликратов перстень
Анакреонт
Девять лириков
Откуда берутся отрывки
Писистрат в Афинах
Тираноборцы
С чего началась философия
Пифагор
Дела и годы
СЛОВАРЬ II. Греческие имена

Часть третья. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ, или Закон борется с самовластием

Четыре края света
От Семирамиды до Сарданапала
Мидия и царь Кир
Лидия и царь Крез
Египет и царь Камбиз
Персия и царь Дарий
Скифия и скифский поход
Марафон
Фермопилы
Саламин
Кстати, о греко-персидских войнах
Фемистокл и Павсаний
Аристид Справедливый
Война кончается вничью
Перикл, первый среди равных
Парфенон
Хор о человеке
«Война - отец всего»
Ахилл и черепаха, или Страх бесконечности
Наглядная математика
Четыре стихии
Смеющийся философ
Дела и годы
СЛОВАРЬ III. ...И не только греческие

Часть четвертая. «КТО НЕ БЫЛ В АФИНАХ, ТОТ ЧУРБАН», или Закон раздваивается

Демократия, или Человек все делает сам
Глиняные дома
Застольные вопросы
Не боги горшки обжигают
Мраморные храмы
Знаменитые скульпторы
Знаменитые скульптуры
Знаменитые художники
Афинские праздники
Театр Диониса
Монолог Прометея
Комедия судит трагедию
Чужие среди своих
Женщины среди мужчин
Рабы среди свободных
Два объявления
Софисты и софизмы
Открытие языка
Сократ, или Еще раз страх бесконечности
Разговор Сократа
«Облака» сгущаются
Война и чума
Последняя речь Перикла
Алкивиад, софист на практике
Суд над Сократом
Дела и годы
СЛОВАРЬ IV. «Логии», «графии» и 15 приставок

Часть пятая. ПОСЛЕДНИЙ ВЕК СВОБОДЫ, или Закон бьется в противоречиях

Право на праздность?
Война становится профессией
Поход десяти тысяч
Агесилай и удар в спину
Пелопид и Эпаминонд
Дамоклов меч
Аристипп, учитель наслаждения
Диоген в бочке
Пещера Платона
Урок Атлантиды
Аристотель, или Золотая середина
«Характеры» Феофраста
Комедия учится у трагедии
Перерождение искусства
Мир тоже становится профессией
Филипп, отец Александра
Демосфен против Македонии
Фокион за Македонию
Херсонесская присяга
Тимолеонт, дважды тираноборец
Агафокл, тиран-горшечник
Свирель Феокрита
Стойкие стоики
Сад Эпикура
Счастье по пунктам
Проповедники, спорщики, шутники
Распродажа философии
Дела и годы
СЛОВАРЬ V. Старые знакомые

Часть шестая. АЛЕКСАНДР И АЛЕКСАНДРИЯ, или Греция подводит итоги

Юность Александра
Подвиги Александра
Сказка об Александре
Наследники Александра
Александрийская библиотека
«Бета-альфа - ба»
Большая порка
Урок словесности
Арифметика в стихах
Урок астрономии
Мифы звездного неба
Урок географии
Чудеса природы
Урок медицины
Гиппократова клятва
Уроки, которых не было
Самые-самые
Человеку свойственно смеяться
Галльское нашествие
Агид и Клеомен
Пирр встречается с Римом
Архимед встречается с Римом
Филипп Последний встречается с Римом
Рим принимает наследство
«И учитель говорит: «Начните сначала»
Дела и годы
СЛОВАРЬ VI. Что общего?
Вместо послесловия. Напоминание о мифологии

Текущая страница: 1 (всего у книги 34 страниц) [доступный отрывок для чтения: 23 страниц]

Михаил Гаспаров
Занимательная Греция

От сочинителя

Если вы, молодой читатель, перелистаете эту книгу, посмотрите картинки, заглянете в оглавление, прочитаете по нескольку страниц там и тут, – то первым вопросом, который вы зададите, будет, наверное, такой: «А это правда так и было?»

Я отвечу: и да, и нет.

Правда то, что были славные победы греков над персами, а потом сказочно быстрое завоевание Востока Александром Македонским. Правда то, что спартанцы были непобедимыми воинами, а афиняне лучше других строили мраморные храмы и сочиняли трагедии для театра. Правда то, что в греческом языке впервые появилось слово «философия» и что в Александрийской библиотеке занимались почти всеми теми же науками, какими занимаемся и мы.

Но что вокруг этих событий было столько кстати сбывавшихся предсказаний оракулов; что все герои были героями без страха и упрека, а злодеи – злодеями до глубины своей черной души; что все речи, которые при этом говорились, были такими умными, краткими и складными; что все диковинки земной природы и людских обычаев, о которых слышали древние греки, были и вправду таковы, – за это, конечно, поручиться нельзя. Здесь много выдумки.

Чья же это выдумка?

Выдумал это сам греческий народ. Так ведь бывает всегда: когда случится какое-нибудь интересное событие, вести о нем передаются из уст в уста, обрастая новыми и новыми живописными подробностями, и под конец факты так тесно сплетаются с легендами, что ученому историку приходится много трудиться, чтобы отделить одно от другого.

Как историки восстанавливают действительный облик событий по противоречивым рассказам о них, – об этом можно было бы написать очень интересно, но это уже была бы совсем другая книга. Наша же книга – о том, каким запомнили свое прошлое сами древние греки. Можно ли судить о человеке по тому, что он сам о себе рассказывает? Можно: даже когда он присочиняет, мы видим, каков он есть и каким ему бы хотелось быть. Вот так же можно судить и о целой древней культуре по ее рассказам о себе.

Все, что для нас сейчас само собой разумеется, когда-то было открыто впервые. И то, что надо слушаться закона; и то, что параллельные прямые нигде не пересекаются; и то, что биение пульса в человеке – от сердца; и то, что мысль о вещи может больше о ней сказать, чем взгляд на эту вещь; и то, что интересные истории можно разыгрывать в лицах и тогда это называется драма. Такие открытия порознь делались и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, и в Греции. Но наша собственная цивилизация, новоевропейская, развивалась главным образом на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской). Поэтому древнегреческие открытия ближе нам, чем какие-нибудь иные.

Из столетия в столетие в учебниках математики переписывались почти те же определения, какие были когда-то даны Евклидом; а поэты и художники упоминали и изображали Зевса и Аполлона, Геракла и Ахилла, Гомера и Анакреонта, Перикла и Александра Македонского, твердо зная, что читатель и зритель сразу узнает эти образы. Поэтому лучше узнать древнегреческую культуру – это значит лучше понять и Шекспира, и Рафаэля, и Пушкина. И в конечном счете – самих себя. Потому что нельзя ответить на вопрос: «кто мы такие?», не ответив на вопрос: «откуда мы такие взялись?»

Впрочем, это я забегаю вперед. Потому что «познай самого себя» – это тоже один из заветов древнегреческой цивилизации, и вы еще не раз с ним встретитесь в этой книге. Желаю вам успеха!

Часть первая
Греция становится Грецией, или До закона было предание

Есть племя людей,

Есть племя богов,

Дыхание в нас – от единой матери,

Но сила нам отпущена разная:

Человек – ничто,

А медное небо – незыблемая обитель

Во веки веков.

Но нечто есть,

Возносящее и нас до небожителей, –

Будь то мощный дух,

Будь то сила естества, –

Хоть и неведомо нам, до какой межи

Начертан путь наш дневной и ночной Роком.

Пиндар

Вначале была сказка

Историческая наука начинается с хронологии. Это, может быть, самая скучная часть истории, но и самая необходимая. Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все остальные знания теряют всякий смысл.

Греки это понимали и заучивали хронологию старательно. На острове Паросе старание дошло до того, что большая хронологическая таблица по греческой истории была вырезана на мраморе и выставлена на площади, чтобы прохожие смотрели и просвещались. Таблица эта сохранилась. Но выглядит она, на современный взгляд, немного странно. Вот ее начало с небольшими сокращениями.


Год 1582 до н.э. Царь Кекроп воцаряется в Афинах.

Год 1529. Всемирный потоп, из которого спаслись Девкалион и Пирра.

Год 1519. Царь Кадм, основатель Кадмеи, пришел в Фивы из Финикии и научил греков письменности.

Год 1432. Царь Минос, сын Зевса, воцарился на Крите, а фригийские карлики научили греков ковать железо.

Год 1409. Богиня Деметра пришла в Афины и научила греков земледелию.

Год 1300. Геракл, очистив Авгиевы конюшни и победив царя Авгия, учредил Олимпийские игры.

Год 1260. Тесей, убив Минотавра, освободил Афины от дани, дал им законы и учредил Истмийские игры.

Год 1251. Поход Семерых против Фив, и тогда же учреждены Немейские игры.

Год 1202. Орест, сын Агамемнона, мстя за отца, убивает свою мать, но оправдан судом Ареопага.

Год 1128. Переселение дорян во главе с царями Гераклидами в Пелопоннес.

Год 1085. Гибель Кодра, афинского царя, в войне с дорянами. Конец царской власти в Афинах.

Год 937. Расцвет поэта Гесиода.

Год 907. Расцвет поэта Гомера.

Год 895. Аргосский царь Фидон ввел в употребление точные меры, весы и деньги…


Вы скажете: «Разве это история? Это сказка! Это все равно что составлять таблицу по хронологии Киевской Руси и включать в нее даты: тогда-то Илья Муромец убил Соловья-разбойника, а тогда-то Руслан – Черномора».

Грек, услышав такие слова, обиделся бы. Может быть, он сам из знатного рода, который возводит свое происхождение к одному из мифологических героев, упомянутых здесь. Спартанский царь Леонид, герой Фермопил, считал себя прапра– (повторите это «пра» 20 раз!) -правнуком Геракла. Сроком жизни человеческой греки считали 70 лет, лучший срок для рождения сына – середина жизни, 35 лет. Леонид погиб в 480 г. до н.э. Отсчитайте от этой даты 23 раза по 35 лет (жизнь Леонида и 22 поколений его предков) и вы окажетесь в 1285 г. до н.э., как раз в том времени, в которое Паросская таблица поселяет Геракла. Как же не верить такой хронологии?

И не только тщеславные цари, но и более серьезные люди часто возводили свой род к героям и богам. Гиппократ был великим ученым, отцом греческой медицины; мы с ним еще встретимся в этой книге. Он был из рода потомственных врачей, Асклепиадов, а род этот начало вел от Асклепия, бога врачевания, сына Аполлона; Гиппократ был потомком бога в 18-м поколении. Если сделать расчет лет, то получится: бог жил незадолго до Троянской войны. И правда: в «Илиаде» написано, что сын бога Асклепия, Махаон, был, так сказать, главным врачом греческого войска под Троей. (Знаете большую яркую бабочку-махаона? Так вот, она названа в честь этого самого врача-полубога, а почему – я не знаю.)

Поэтому не будем смеяться заранее. Для грека хронология мифов была делом важным. Ею занимались большие ученые. Эратосфен, великий математик, впервые рассчитавший размер земного шара (как он это сделал, мы узнаем в последней части этой книги), столь же усердно рассчитывал и дату падения Трои. Кстати, она у него получилась другая, чем на Паросской таблице: 1183 год. Но это уже мелочи.

И еще два слова. Я сказал, что начало Паросской таблицы я переписал с небольшими сокращениями. Но я сделал в ней еще одно изменение – очень простое и очень бросающееся в глаза. Какое? Попробуйте догадаться. Кто не догадается, для тех я скажу об этом на 34-й странице.

Переселение дорян

Если вы пересмотрите Паросскую хронологическую таблицу и попробуете угадать в ней то место, где кончается мифология и начинается история, то, скорее всего, это будет загадочная строчка: «Год 1128. Переселение дорян во главе с царями Гераклидами в Пелопоннес». Загадочная – потому что если кто из вас и помнит, кто такие Гераклиды, то вряд ли представляет, что это было за переселение.

А переселение было: это и вправду не только мифология, но и уже история. Греки – не исконные жители Греции, они – пришельцы. Они пришли сюда с севера, из-за Балкан; где и с кем они жили раньше – об этом ученые спорят до сих пор. Сами греки этого не помнили. Но они хорошо помнили другое – что переселялись они сюда двумя волнами. Первыми переселились ахейские племена; это об их царствах и княжествах сохранилась память в мифах. Вторыми переселились дорийские племена; и об этом переселении был сложен, можно сказать, последний греческий миф, а потом началась история.

Миф был вот какой.

Самым славным греческим героем был Геракл. Он был потомком аргосских царей. Но сам он не был царем: всю жизнь он прожил бездомным тружеником на чужих службах. Умирая, он приказал сжечь себя на костре на вершине горы Эты. От этого костра у подножья Эты забили горячие источники: по этим источникам соседний горный проход стал называться «Горячие ворота» – Фермопилы.

Рядом с горой Этой лежит крошечная горная область – Дорида. Здесь нашли приют сыновья Геракла; старшим и главным из них был Гилл. Им было тесно в маленькой Дориде. Они собрали дружину из храбрых дорийских горцев и решили идти на Пелопоннес – добывать аргосское царство своих предков.

Перед походом, как водится, обратились к оракулу. (Оракул – это не человек, а святилище, где жрецы давали предсказания от имени бога; как это было устроено, мы расскажем дальше.) Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через теснину». Гилл рассудил, что «третьи плоды» – это третий урожай, третье лето; он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину» Коринфского перешейка. Навстречу им вышли местные ахейцы. Договорились решить спор единоборством вождей. Вожди сошлись – и Гилл пал. Дорянам пришлось ни с чем воротиться в Дориду.

Вновь обратились к оракулу: «Почему ты нас обманул?» Оракул ответил: «Вы сами не захотели правильно понять вещание. Плоды – не земные, а людские; теснина – не суша, а море». Гераклиды поняли: победа достанется не им, а только третьему поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а вплавь через узкий Коринфский залив.

Пока сменились три поколения, прошло сто лет. Гераклиды терпеливо ждали своего срока. Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата – Аристодем, Темен и Кресфонт. Собрали войско, построили корабли для переправы. Вновь спросили прорицания у оракула: «Что нам сделать, чтобы победить?» Ответ звучал таинственно: «Возьмите трехглазого проводника». Братья задумались. Вдруг на дороге показался всадник на коне, слепом на один глаз. Это был этолийский князь Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в изгнании и теперь возвращался на родину. Его стали уговаривать примкнуть к походу. Он легко согласился, но сразу выговорил себе награду: один из лучших кусков Пелопоннеса – Элиду.

С трехглазым проводником трое братьев переправились в Пелопоннес, одержали долгожданную победу над ахейцами и стали делить завоеванные места. Середина Пелопоннеса – это дикое лесистое нагорье, но по сторонам его лежат четыре плодородные долины: на востоке – Аргос, на западе – Элида, на юге – Лакония и лучшая из всех – Мессения. Элиду отдали Оксилу, а о трех других областях три брата бросили жребий. В горшок с водой каждый опустил по камню: чей вынется первым, тот будет владеть Аргосом, чей вторым – Лаконией, чей третьим – Мессенией. Аристодем и Темен опустили свои жребии честно, а Кресфонт схитрил. Ему хотелось получить урожайную Мессению, и он бросил в воду вместо камня ком земли, который разошелся в воде. Аргос достался Темену, Лакония – Аристодему, Мессения осталась на долю лукавого Кресфонта.

Совершив дележ, братья на трех алтарях принесли жертвы Зевсу. А наутро на их алтарях оказалось по неожиданному животному: на аргосском – жаба, на лаконском – змея, на мессенском – лиса. Гадатели, посовещавшись, объяснили: жаба – животное малоповоротливое, так что аргосским дорянам лучше не ходить на войну; змея – грозное, так что лаконским дорянам будет сопутствовать победа; а лиса – хитрое, в чем каждый мог и сможет убедиться. Братья переглянулись, поняли хитрость Кресфонта и затаили злую память на мессенских дорян.

Царь Кодр

Когда доряне заняли Пелопоннес, то пелопоннесские ахейцы или подчинились им, или ушли в глухие горные местности. А самые знатные и гордые роды стали покидать страну и переселяться на север: в Беотию, где жило третье большое греческое племя – эоляне, и в Аттику, где жило четвертое племя – ионяне.

Их принимали гостеприимно, особенно в Аттике. Здесь как раз в это время умер последний царь из рода славного Тесея, победителя Минотавра. Старейшины посовещались и выбрали новым царем пришельца – ахейца из царского рода по имени Кодр.

Пелопоннесским дорянам было обидно видеть, что беглец из-под их власти стал царем на чужой стороне. Они пошли на Аттику войной и осадили Афины. Осада оказалась делом трудным, решили послать к оракулу и спросить: «Возьмем ли мы Афины?» Оракул ответил: «Возьмете, если не тронете царя». Доряне объявили по всему войску строгий приказ: никому не трогать царя Кодра ни под каким видом – и продолжали осаду.

В Афинах тоже узнали об ответе оракула. И царь Кодр решил спасти город ценой своей жизни.

Он оделся в рваное мужицкое платье, взвалил на плечи мешок, взял кривой серп для обрезания веток, вышел за ворота и стал собирать хворост. Его схватили и поволокли в дорийский лагерь. Он стал отбиваться, взмахнул серпом и ранил какого-то воина. Это разъярило дорян, его убили, а труп бросили в поле.

Афинские старейшины выслали в дорийский стан посольство: «По священным обычаям предков верните нам для погребения тело нашего царя!» – «Мы не трогали вашего царя!» – ответили им. «Вот он!» – показали афиняне на мертвое тело в лохмотьях и с вязанкой хвороста за плечами. Доряне вгляделись и поняли: предостережение оракула они не соблюли. Они отдали убитого Кодра, сняли осаду и ушли из Аттики ни с чем.

Кодра похоронили как героя, у ворот спасенных им Афин. Над его могилой насыпали высокий курган и засеяли его пшеницею – в знак, что он отдал жизнь за счастье и процветание приемного отечества.

А старейшины, поразмыслив, постановили: после Кодра никто в Афинах не достоин носить имя «царь» – отныне глава государства будет выборным и будет называться просто правителем, по-гречески – архонтом.

Первые архонты в Афинах выбирались пожизненно и только из числа потомков Кодра; потом только на десять лет; потом только на один год – и уже из любых знатных семейств. Первые архонты управляли единовластно; потом в помощь такому архонту стали выбираться еще три, поделивших между собой три главные царские заботы, – архонт-жрец, архонт-воевода и архонт-судья; потом одного архонта-судьи стало мало, и начали выбирать целых шесть. Так составилась коллегия девяти архонтов, управлявших Афинами в течение года; а отслужив свой срок, они становились членами совета старейшин, заседавшего на холме бога Ареса – Ареопаге.

Так в Афинах власть царя сменилась властью знати – монархия сменилась аристократией.

Гомер расстается со сказкой

Семь спорят городов о дедушке Гомере –

В них милостыню он просил у каждой двери.

(Английская эпиграмма)


После переселения дорян в Греции сразу стало тесно. Нужно было искать новые земли. Люди стали собираться отрядами, садились на корабли и отправлялись за море основывать новые греческие поселения на иноземных, «варварских» берегах.

Первое направление этой колонизации напрашивалось само собой: через Эгейское море, на противоположный малоазиатский берег. Все четыре греческих племени зашевелились и тронулись с места. С острова на остров, как с камня на камень, они перешли Эгейское море. Эоляне заняли север малоазиатского побережья с островом Лесбос, доряне – юг с островом Родос, ионяне – середину с островами Хиос и Самос и с новооснованными городами Смирной, Эфесом, Милетом. Ахейцы же обратились в другую сторону и направили первые корабли в бурное западное море, к берегам Италии и Сицилии.

Новые места всколыхнули старые воспоминания. Поселенцы малоазиатских берегов вспоминали, как невдалеке от этих мест их давние предки бились под Троей; разведчики западных морей вспоминали, как в этих же краях скитался по дороге на родину Одиссей. И когда знатные люди новых городов сходились на пиры и развлекались песнями, они все чаще требовали, чтобы им пели про Троянскую войну и про странствия Одиссея.

Пели эти песни сказители – аэды. Они передавали их из рода в род, изменяли или дополняли древние песни, слагали по их образцу новые. Поколения аэдов выработали для песен мерный длинный стих – гекзаметр, поэтический язык, богатый старинными словами и оборотами, набор готовых выражений для описания часто повторяющихся действий. Такие песни были очень похожи на наши былины. И длиной они были как былины: на час пения или около того, чтобы слушатели не заскучали. Если нужно, певец всегда мог и сжать и растянуть свой рассказ – например добавить подробностей, – как герой, вооружаясь к бою, надевает сперва поножи, потом панцирь, потом шлем, берет меч, потом щит, потом копье, и какой мастер изготовил этот щит, и от какого предка достался ему этот меч.

Таким аэдом, бродячим слепым сказителем, был и Гомер – тот, кто впервые создал вместо коротких песен две большие поэмы-эпопеи: «Илиаду» о Троянской войне и «Одиссею» о возвратных странствиях героя. О самом Гомере никто не помнил ничего достоверного – даже места его рождения:


Семь городов соревнуют за мудрого корень Гомера:
Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Пилос, Аргос, Афины.

Эти семь спорили в его упорней; но и другие города считали себя родиной Гомера – даже Вавилон и Рим. Соглашались лишь в том, что жил он бродячим бедняком, зарабатывая на жизнь пением песен. Например, таких:


Если вы денег дадите, спою, гончары, я вам песню:
«Внемли молитвам, Афина! десницею печь охраняя,
Дай, чтобы вышли на славу горшки, и бутылки, и миски,
Чтоб обожглись хорошенько и прибыли дали довольно,
Чтоб продавалися бойко на рынке, на улицах бойко,
Чтобы от прибыли жирной за песню и нас наградили».
Если ж, бесстыжее племя, певца вы обманете дерзко.
Тотчас же всех созову я недругов печи гончарной:
«Эй, Разбивака, Трескун, Горшколом, Сыроглинник коварный,
Эй, Нетушим, на проделки во вред ремеслу тороватый,
Бей и жаровню и дом, вверх дном опрокидывай печку,
Все разноси; гончары же пусть криком избу оглашают…
Пусть они с жалобным стоном на лютое бедствие смотрят!»
Буду, смеясь, любоваться на жалкую долю злодеев.
Если спасать кто захочет, тому пусть голову пламя
Всю обожжет, и послужит другим его участь наукой.

«Илиада» и «Одиссея» – очень длинные поэмы, по триста с лишним страниц. Переход от сочинения небольших былин к сочинению длинных связных эпопей – дело сложное. Тут было два пути. Один более легкий: можно было нанизать эпизоды подряд, слаживая конец одного с началом другого, от самого похищения Елены и до возвращения всех героев. Другой более трудный: можно было взять какой-нибудь один эпизод и, расширяя его подробностями, вместить в него все, что было поэтически интересного во всей Троянской войне.

Гомер пошел по трудному пути. Он выбрал для каждой поэмы только по одному эпизоду из десятилетней войны и десятилетних странствий. Для «Илиады» это гнев Ахилла на Агамемнона и его жестокие последствия: гибель Патрокла и месть Ахилла Гектору. Для «Одиссеи» это последние два перехода в плаваньи героя: от острова Калипсо до острова феаков и от острова феаков до родной Итаки, а там – встреча с сыном, расправа с женихами Пенелопы и примирение. Все предшествующие эпизоды скитаний Одиссея вмещены в его рассказ о себе на пиру у феаков; все остальные эпизоды Троянской войны вмещены в попутные упоминания в речах действующих лиц. А за всем этим – то в ходе рассказа, то в пространном описании, то в беглом сравнении – проходит целая энциклопедия картин народной жизни – труд пахаря и кузнеца, народное собрание и суд, дом и сражение, оружие и утварь, состязания атлетов и детские игры. Нынешнему читателю они могут показаться длиннотами, отвлекающими от действия, но современники Гомера ими наслаждались.

Это не случайно. Это значит, что современники Гомера почувствовали: между ними и мифическими временами легла непереходимая грань. По эту сторону – будни, труды, гнет, бедность, засилье гордой и жестокой знати; по ту сторону – подвиги, величие, богатство, блеск, каждый доблестен, могуч и благороден, и всякую подробность хочется бережно сохранить в памяти и подолгу ею любоваться. Поэтому поэмы Гомера так длинны, и поэтому они так подробны. В них Греция, вступая на порог истории, прощается с царством сказки.

Если вы, молодой читатель, перелистаете эту книгу, посмотрите картинки, заглянете в оглавление, прочитаете по нескольку страниц там и тут, - то первым вопросом, который вы зададите, будет, наверное, такой: «А это правда так и было?»

Я отвечу: и да, и нет.

Правда то, что были славные победы греков над персами, а потом сказочно быстрое завоевание Востока Александром Македонским. Правда то, что спартанцы были непобедимыми воинами, а афиняне лучше других строили мраморные храмы и сочиняли трагедии для театра. Правда то, что в греческом языке впервые появилось слово «философия» и что в Александрийской библиотеке занимались почти всеми теми же науками, какими занимаемся и мы.

Но что вокруг этих событий было столько кстати сбывавшихся предсказаний оракулов; что все герои были героями без страха и упрека, а злодеи - злодеями до глубины своей черной души; что все речи, которые при этом говорились, были такими умными, краткими и складными; что все диковинки земной природы и людских обычаев, о которых слышали древние греки, были и вправду таковы, - за это, конечно, поручиться нельзя. Здесь много выдумки.

Чья же это выдумка?

Выдумал это сам греческий народ. Так ведь бывает всегда: когда случится какое-нибудь интересное событие, вести о нем передаются из уст в уста, обрастая новыми и новыми живописными подробностями, и под конец факты так тесно сплетаются с легендами, что ученому историку приходится много трудиться, чтобы отделить одно от другого.

Как историки восстанавливают действительный облик событий по противоречивым рассказам о них, - об этом можно было бы написать очень интересно, но это уже была бы совсем другая книга. Наша же книга - о том, каким запомнили свое прошлое сами древние греки. Можно ли судить о человеке по тому, что он сам о себе рассказывает? Можно: даже когда он присочиняет, мы видим, каков он есть и каким ему бы хотелось быть. Вот так же можно судить и о целой древней культуре по ее рассказам о себе.

Все, что для нас сейчас само собой разумеется, когда-то было открыто впервые. И то, что надо слушаться закона; и то, что параллельные прямые нигде не пересекаются; и то, что биение пульса в человеке - от сердца; и то, что мысль о вещи может больше о ней сказать, чем взгляд на эту вещь; и то, что интересные истории можно разыгрывать в лицах и тогда это называется драма. Такие открытия порознь делались и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, и в Греции. Но наша собственная цивилизация, новоевропейская, развивалась главным образом на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской). Поэтому древнегреческие открытия ближе нам, чем какие-нибудь иные.

Из столетия в столетие в учебниках математики переписывались почти те же определения, какие были когда-то даны Евклидом; а поэты и художники упоминали и изображали Зевса и Аполлона, Геракла и Ахилла, Гомера и Анакреонта, Перикла и Александра Македонского, твердо зная, что читатель и зритель сразу узнает эти образы. Поэтому лучше узнать древнегреческую культуру - это значит лучше понять и Шекспира, и Рафаэля, и Пушкина. И в конечном счете - самих себя. Потому что нельзя ответить на вопрос: «кто мы такие?», не ответив на вопрос: «откуда мы такие взялись?»

Впрочем, это я забегаю вперед. Потому что «познай самого себя» - это тоже один из заветов древнегреческой цивилизации, и вы еще не раз с ним встретитесь в этой книге. Желаю вам успеха!

Часть первая
Греция становится Грецией,
или До закона было предание

Есть племя людей,

Есть племя богов,

Дыхание в нас - от единой матери,

Но сила нам отпущена разная:

Человек - ничто,

А медное небо - незыблемая обитель

Во веки веков.

Но нечто есть,

Возносящее и нас до небожителей, -

Будь то мощный дух,

Будь то сила естества, -

Хоть и неведомо нам, до какой межи

Начертан путь наш дневной и ночной Роком.

Вначале была сказка

Историческая наука начинается с хронологии. Это, может быть, самая скучная часть истории, но и самая необходимая. Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все остальные знания теряют всякий смысл.

Греки это понимали и заучивали хронологию старательно. На острове Паросе старание дошло до того, что большая хронологическая таблица по греческой истории была вырезана на мраморе и выставлена на площади, чтобы прохожие смотрели и просвещались. Таблица эта сохранилась. Но выглядит она, на современный взгляд, немного странно. Вот ее начало с небольшими сокращениями.


Год 1582 до н.э. Царь Кекроп воцаряется в Афинах.

Год 1529. Всемирный потоп, из которого спаслись Девкалион и Пирра.

Год 1519. Царь Кадм, основатель Кадмеи, пришел в Фивы из Финикии и научил греков письменности.

Год 1432. Царь Минос, сын Зевса, воцарился на Крите, а фригийские карлики научили греков ковать железо.

Год 1409. Богиня Деметра пришла в Афины и научила греков земледелию.

Год 1300. Геракл, очистив Авгиевы конюшни и победив царя Авгия, учредил Олимпийские игры.

Год 1260. Тесей, убив Минотавра, освободил Афины от дани, дал им законы и учредил Истмийские игры.

Год 1251. Поход Семерых против Фив, и тогда же учреждены Немейские игры.

Год 1202. Орест, сын Агамемнона, мстя за отца, убивает свою мать, но оправдан судом Ареопага.

Год 1128. Переселение дорян во главе с царями Гераклидами в Пелопоннес.

Год 1085. Гибель Кодра, афинского царя, в войне с дорянами. Конец царской власти в Афинах.

Большое влияние на формирование современной европейской и русской культуры оказала древнегреческая культура. При её изучении открывается масса интересного и удивительного. Эта книга, написанная Михаилом Гаспаровым, раскрывает особенности древнегреческой культуры. Она написана свободным слогом и легко читается, но при этом информация в ней имеет энциклопедическую ценность.

«Занимательная Греция» будет интересна как юным читателям, так и взрослым. Она открывает целый мир Древней Греции, затрагивая все сферы жизни общества того времени. Из книги читатели смогут узнать об особенностях политики, о том, как был совершен переход от тирании к демократии. С политикой тесно связаны войны, экономика и религия. Начинается повествование с мифологии, и чуть позже понимаешь, сколь сильное влияние мифология оказывала на политику в то время.

Автор не обходит стороной творчество, рассказывая об архитектуре, изобразительном искусстве, театре. Он говорит, как развивались философия, медицина и наука. Большим достоинством книги является то, что в ней рассказано о быте народа, об их представлениях. Благодаря этому чувствуется особый дух Древней Греции. Книга не воспринимается, как сухое повествование об исторических событиях. Всё показано через призму мировоззрения древних греков, поэтому читатель может узнать не только факты, но и понять, почему происходило то или иное событие. Здесь каждый читатель сможет найти интересующую его информацию по любой теме, какой бы сферы жизни это ни касалось. Книга читается с увлечением и даёт понимание связи прошлого с настоящим, с нашим современным миром.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Занимательная Греция" Гаспаров Михаил Леонович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Название : Занимательная Греция.Рассказы о древнегреческой культуре.
Автор : Михаил Леонович Гаспаров
М: Новое литературное обозрение, 1998 .- 384 с.
DjVu 4,88 Мб
Качество: Отличное (сканированные страницы + слой распознанного текста)
Язык: Русский
ISBN: 5-86793-047-5

«Занимательная Греция» - своеобразная энциклопедия древнегреческой культуры, которая была тем зерном, из которого выросла вся новоевропейская и русская культура. В шести частях книги (с IХ по II вв. до н.э.) рассматриваются и политика, и быт, и военное искусство, и философия, и театр, и поэзия - все в неразрывной связи друг с другом и с эпохой. Стиль изложения продолжает традицию старинных книг о «достопамятных словах и поступках великих людей.

СОДЕРЖАНИЕ

От сочинителя 4

Часть первая. ГРЕЦИЯ СТАНОВИТСЯ ГРЕЦИЕЙ, или До закона было предание 6
Вначале была сказка 8
Переселение дорян 10
Царь Кодр 13
Гомер расстается со сказкой 14
Прощание Гектора с Андромахой 17
Спарта, славная мужами 19
Спартанское воспитание 21
Спартанские законы 24
Первая Мессенская война: Аристодем 26
Вторая Мессенская война: Аристомен 27
Пелопоннесский союз 29
Как щит создал Грецию 31
Олимпийские игры 32
Олимпийские атлеты 33
Летосчисление 35
Кстати, о годовщинах 37
Дельфы 38
Молитвы, жертвы, гадания 31
Боги свои и боги чужие 42
Сказка на каждом шагу 45
Сказку начинают оспаривать 47
Чем кончилась Троянская война 49
Состязание Гомера с Гесиодом 53
Война мышей и лягушек 56
...И еще о петухах и кошках 58
Словарь I. Все начинается с азбуки 59

Часть вторая. ВЕК СЕМИ МУДРЕЦОВ, или Греция открывает закон 62
Мир-семейство и мир-государство 64
Колонии 66
Законы 68
Солон-миротворец 70
Семь мудрецов 72
Мудрецы отвечают на вопросы 73
Анахарсис, мудрец-дикарь 75
Эзоп, мудрец-раб 71
Басни Эзопа 80
Мера, вес, монета 81
Терпандр и Арион 83
Медный бык 86
Кстати, о тиране Фалариде 87
Килонова скверна 88
Кипсел и Периандр 90
Поликратов перстень 93
Анакреонт 94
Девять лириков 97
Откуда берутся отрывки 99
Писистрат в Афинах 101
Тираноборцы 103
С чего началась философия 105
Пифагор 108
Дела и годы 111
Словарь II. Греческие имена 112

Часть третья. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ, или Закон борется с самовластием 114
Четыре края света 116
От Семирамиды до Сарданапала 118
Мидия и царь Кир 120
Лидия и царь Крез 122
Египет и царь Камбия 124
Персия и царь Дарий 127
Скифия и скифский поход 129
Марафон 131
Фермопилы 133
Саламин 137
Кстати, о греко-персидских войнах 139
Фемистокл и Павсаний 140
Аристид Справедливый 143
Война кончается вничью 144
Перикл, первый среди равных 146
Парфенон 149
Хор о человеке 153
"Война - отец всего 154
Ахилл и черепаха, или Страх бесконечности 156
Наглядная математика 158
Четыре стихии 160
Смеющийся философ 162
Дела и годы 165
Словарь III. ...И не только греческие 166

Часть четвертая. «КТО НЕ ВЫЛ В АФИНАХ, ТОТ ЧУРБАН», или Закон раздваивается 168
Демократия, или Человек все делает сам 170
Глиняные дома 172
Застольные вопросы 175
Не боги горшки обжигают 176
Мраморные храмы 179
Знаменитые скульпторы 182
Знаменитые скульптуры 184
Знаменитые художники 187
Афинские праздники 190
Театр Диониса 192
Монолог Прометея 195
Комедия судит трагедию 196
Чужие среди своих 199
Женщины среди мужчин 201
Рабы среди свободных 203
Два объявления 205
Софисты и софизмы 206
Открытие языка 208
Сократ, или Еще раз страх бесконечности 210
Разговор Сократа 213
"Облака" сгущаются 215
Война и чума 218
Последняя речь Перикла 221
Алкивиад, софист на практике 222
Суд над Сократом 226
Дела и годы 230
Словарь IV. "Логии", "графии" и 15 приставок 231

Часть пятая. ПОСЛЕДНИЙ ВЕК СВОБОДЫ, или Закон бьется в противоречиях 234
Право на праздность 236
Война становится профессией 238
Поход десяти тысяч 240
Агесилай и удар в спину 243
Пелопид и Эпаминонд 246
Дамоклов меч 249
Аристипп, учитель наслаждения 251
Диоген в бочке 253
Пещера Платона 256
Урок Атлантиды 259
Аристотель, или Золотая середина 261
"Характеры" Феофраста 264
Комедия учится у трагедии 266
Перерождение искусства 268
Мир тоже становится профессией 271
Филипп, отец Александра 274
Демосфен против Македонии 276
Фокион за Македонию 279
Херсонесская присяга 281
Тимолеонт, дважды тираноборец 282
Агафокл, тиран-горшечник 284
Свирель Феокрита 286
Стойкие стоики 288
Сад Эпикура 290
Счастье по пунктам 293
Проповедники, спорщики, шутники 295
Распродажа философии 297
Дела и годы 300
Словарь V. Старые знакомые 301

Часть шестая. АЛЕКСАНДР И АЛЕКСАНДРИЯ, или Греция подводит итоги 304
Юность Александра 306
Подвиги Александра 308
Сказка об Александре 313
Наследники Александра 316
Александрийская библиотека 319
"Бета-альфа - ба" 322
Большая порка 325
Урок словесности 326
Арифметика в стихах 328
Урок астрономии 330
Мифы звездного неба 332
Урок географии 334
Чудеса природы 338
Урок медицины 331
Гиппократова клятва 342
Уроки, которых не было 343
Самые-самые 344
Человеку свойственно смеяться 349
Галльское нашествие 351
Агид и Клеомен 354
Пирр встречается с Римом 357
Архимед встречается с Римом 351
Филипп Последний встречается с Римом 362
Рим принимает наследство 364
И учитель говорит: «Начните сначала» 366
Дела и годы 369
Вместо послесловия. Напоминание о мифологии 373
Словарь VI. Что общего 361