Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы? Рубенс Питер Пауль - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Питер Пауль Рубенс (1577-1640).

Автопортрет. 1623 г.


Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens) 28 июня 1577, Зиген - 30 мая 1640, Антверпен) - плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
"История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа"
, - писал о Рубенсе один из его биографов.

Биография Рубенса:

Фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко, архитектор, государственный деятель и дипломат. Руководил обширной мастерской, выполнявшей по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции. Собственноручно создал большое количество произведений: портреты, пейзажи, аллегории, мифологические и религиозные картины, монументальные алтарные композиции для антверпенских церквей. Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций). Творчество Рубенса оказало заметное влияние на развитие европейского искусства XVII-XIX вв.
Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в семье юриста, эмигранта из Фландрии. Художник происходил из старинной семьи антверпенских граждан, его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу.



Автопортрет в кругу друзей Мантуа. Фальфраф Ришартц Музей, Кельн

Сначала он поселился в Кельне, где вошел в близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого, эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс.
Местом ссылки был назначен ему небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьей 1573 - 78 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец. Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Pубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.

Питера вместе с братом Филиппом отдают в латинскую школу, давшую юношам основы гуманитарного образования. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг. В возрасте 13 лет Питер начинает обучаться живописи. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а весной 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправляется оканчивать свое художественное образование в Италию, где изучает произведения Тициана, Микеланджело, Рафаэля, Караваджо.



Портрет Питера Пауля Рубенса 1590 г.

В конце 1601 г. художнику было предложено место при дворе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуанского. В обязанности Рубенса входило копирование полотен великих мастеров. У герцога художник оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.
Слава талантливого художника приходит к нему неожиданно. По просьбе герцога Рубенс везет ценные подарки испанскому королю Филиппу III. В дороге случается неприятность: дождь безнадежно испортил несколько картин, исполненных Пьетро Факкетти, и Рубенсу приходится взамен писать свои собственные. Картины производят впечатление, и Рубенс тут же получает свой первый заказ - от первого министра короля герцога Лермы. Композиция (на которой герцог изображен сидящим верхом на коне) имеет оглушительный успех, и слава Рубенса разносится по европейским королевским дворам.
В итальянский период своей деятельности, Pубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602; в госпитале в Грассе), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". "Демокрита" (1603, в мадридском муз. дель Прадо), "Преображение" (1604; в муз. Нанси), "Св. Троицу" (1604, в мантуанской библиотеке), "Крещение" (в Антверпене), "Св. Григория" (1606, в гренобльском музее) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме).




Леда и лебедь, 1600.Стефан Мейзон, Нью-Йорк, США


The Deposition. 1602. Галерея Боргезе, Рим


Богоматерь с младенцем C. 1604, Musйe изобразительных искусств, Tours


Битва с амазонками. 1600 г. Потсдам (Германия), Картинная галерея

В 1608 г., получив известие о тяжелой болезни матери, Рубенс спешно возвращается в Антверпен. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине.
В 1609 г. он соглашается занять должность придворного живописца при правительнице Фландрии Изабелле Австрийской. Осенью того же года Питер женится на аристократке Изабелле Брандт., дочери Джона Брандта, секретаря городского суда. От этого брака родилось трое детей.



Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, 1609-1610.
Альт Пинакотека, Мюнхен


Изабелла Брандт, жена Рубенса, 1626. Галерея Уффици, Флоренция


Портрет юной девочки, (Портрет дочери Клары Серена Рубенс)
1615-16. Вадус, Музей Лихнетштейна


Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, 1626-1627.
Музей Лихтенштейна, Вадус

В ранний период творчества Рубенс пишет парадные портреты в духе нидерландских традиций XVI в. («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). В 1610-е гг. исполняет алтарные образы в духе барокко для антверпенского собора и городских церквей («Водружение креста», «Снятие с креста»). Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена.
В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для церкви св. Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для церкви св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской Пинакотеке). В 1612-20 гг. складывается зрелый стиль художника. В этот период он создает многие из лучших своих работ: мифологические картины («Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», «Союз Земли и Воды», «Венера перед зеркалом», «Битва греков с амазонками»); сцены охоты («Охота на гиппопотама и крокодила»); пейзажи («Возчики камней»).




Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины


Снятие с креста.1614: O.-L. Vrouwekathedraal, Антверпен


Распятый Христос.1611: Koninklijk музей воор Schone Kunsten, Антверпен


Страшный Суд. 1617. Старая Пинакотека, Мюнхен. Германия

«Похищение дочерей Левкиппа».1618


Венера перед зеркалом.1615: коллекция князя Лихтенштейна, Вадуц


Туалет Венеры, ок. 1608 г. Мадрид, музей Тиссен-Борнемиса

Охота на крокодила и гиппопотама.1615-1616 гг., Старая пинакотека, Мюнхен


Голова медузы. 1617. Частная коллекция


Самсон и Далила.1609 г.,национальная галерея, Лондон


Мальчик с птицей. 1616. Столичный музей, Берлин, Германия


Четыре философа (справа налево: Ученый Ян Вовелиус, знаменитый философ-стоик Юстус Липсиус,
ученик Липсиуса, брат художника Филипп и сам Рубенс; над ними бюст Сенеки).
1612. Галерея Палатина(Палацо Питти), Флоренция, Италия

В этот же период Рубенс выступил в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. К концу 1610-х гг. Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции. В общей сложности из мастерской Рубенса вышло три тысячи картин.
В 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы" (в церкви Богоматери, в Мехельне), "Охота на львов" (в мюнхенской Пинакотеке), в 1619 г. "Последнее причащение св. Франциска" (в антверпенском музее), "Битва амазонок" (в мюнхенской Пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее.




Охота на львов 1616, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия



Битва Амазонок, 1618. Старая Пинакотека, Мюнхен

В 1620-е гг. Рубенс создает цикл картин, заказанных французской королевой Марией Медичи и предназначенных для украшения Люксембургского дворца («История Марии Медичи»), пишет парадные аристократические портреты («Портрет Марии Медичи», «Портрет графа Т. Эренделя с семьей»), исполняет ряд интимно-лирических портретов («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), создает композиции на библейские темы («Поклонение волхвов»). Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты из ее жизни и выполнил картоны для гобеленов по заказу Людовика XIII, а также начал цикл композиций с эпизодами из жизни французского короля Генриха IV Наваррского, так и оставшийся незавершенным. Блестяще образованный, владеющий несколькими языками, Рубенс довольно часто привлекался испанскими правителями для выполнения дипломатических миссий.


Галерея Медичи, 1622-1625 Лувр, Париж

Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629).
После смерти супруги, в 1627-30 гг., художник посещает Голландию, Францию, затем едет в Мадрид и Лондон с поручениями дипломатического характера. Он встречается с Карлом I, герцогом Бекингемом, Филиппом IV, кардиналом Ришелье, способствует заключению мирного договора между Испанией и Англией, за что испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский - дворянство.
Во время путешествий Рубенс пишет портреты царственных и просто высокопоставленных особ: Марии Медичи, лорда Бекингема, короля Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской. В Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполненых для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне - девять больших плафонов на сюжеты из истории короля Иакова II.
Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания, между прочим: "Поклонение волхвов" (в антверпенском музее), "Бегство Лота" (Лувр), "Христа и Грешницу" (в мюнхенской Пинакотеке), "Воскрешение Лазаря" (в берлинском музее), "Вакханалию" (Эрмитаж), "Вакха" (там же), "Сад любви" (в мадридском музее, в дрезденской галерее), "Игру кавалеров и дам в парке" (в венской галерее), "Возчиков камней" (Эрмитаж) и др.


Бегство Лота. 1622. Париж, Лувр



Сад любви, 1632,Музей Прадо, Мадрид

В 1630-е гг. начался новый период творчества художника. В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла. После четырех лет вдовства, в 1630 г. Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фоурман, дочери друга и дальнего родственника Даниеля Фоурмана. У них было пятеро детей. Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Он приобретает поместье с замком (Стен) в Элевейте (Брабант) и поселяется там с молодой женой.



Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника, 1630.
Королевский Музей Изобразительных Искусств, Брюссель


Елена Фоурмен с детьми, 1636-1637. Музей Лувр, Париж

:: Рубенс Питер Пауль" src="http://www.wm-painting.ru/plugins/p19_image_design/images/816.jpg">
Рубенс, его жена и сын.1639. музей Метрополитен, Манхэттен


Рубенс в своем саду с Еленой Fourment. 1631: Частная коллекция

Время от времени художник создает декоративно-монументальные композиции, но чаще пишет небольшие картины, исполняя их собственноручно, без помощи мастерской. Его главной моделью становится молодая супруга. Рубенс запечатлевает ее в библейских и мифологических образах («Вирсавия»), создает более 20 портретов Елены («Шубка», «Портрет Елены Фурмен»). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).



Венера в шубе.1640: Художественно-исторический музей, Вена


"Три грации".1639: Музей Прадо, Мадрид


Суд Париса.1639: Музей Прадо, Мадрид

Тематика произведений этого времени разнообразна. Последние десять лет жизни Рубенса (1630 - 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности.
В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу" (в венской галерее). Он продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" (в 9 сценах), "Историю Константина" (12 сцен), "Триумф церкви" (в 9 сценах).
Наряду с поэтическими пейзажами («Пейзаж с радугой», «Пейзаж с замком Стен»), Рубенс писал сцены деревенских празднеств («Кермесса»).




Осенний пейзаж с видом на замок (Het Steen).1635, Национальная галерея, Лондон

Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен. По эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы - в мюнхенской Пинакотеке и в Эрмитаже). Кроме этих работ, Рубенс исполнил немало и других, например, серии охотничьих сцен для королевского дворца дель Прадо в Мадриде, картины "Суд Париса" (в лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и "Диана на охоте" (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам" (в галерее Питти, во Флоренции) и "Радугу" (в Эрмитаже).




Пейзаж с коровами, 1636. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен

Пейзаж: доярки и коровы. 1618.Королевская коллекция, Лондон

Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами. Он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток.
Последние произведения Рубенса - «Три грации», «Вакх» и «Персей, освобождающий Андромеду» (закончена учеником Рубенса Я. Йордансом).



Персей, освобождающий Андромеду 1640. Музей Прадо, Мадрид.

Весной 1640 г. здоровье Рубенса резко ухудшилось (он страдал подагрой), и 30 мая 1640 г. художник скончался.
Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики. В большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли сами картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачей заказчикам.
Учениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, Ван Гук, Дипенбек, Ван Тюльден, Воутерс, д""Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, Ван Моль и др.

Дом Рубенса в Антверпене

Памятник Рубенсу в Антверпене

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.

Детство и юность

Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.

Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.

Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать - воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.

После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.


В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.

В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.

Живопись

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.


Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.


В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.


Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.


Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.


В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.


Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса - «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.


Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету. Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным ПисаниемТайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную. Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.


«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия . Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.


Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.


Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.


В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

Произведения

  • 1610 - «Воздвижение креста»
  • 1610 - «Самсон и Далила»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1612 - «Избиение невинных»
  • 1614 - «Снятие с креста»
  • 1616 - «Охота на бегемота и крокодила»
  • 1618 - «Похищение дочерей Левкиппа»
  • 1626 - «Успение Пресвятой Девы Марии»
  • 1629 - «Адам и Ева»
  • 1639 - «Суд Париса»


28 июня исполняется 439 лет со дня рождения знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса . Споры о рубенсовских «грациях» длятся уже не одно десятилетие. Ничто так не подвержено частым переменам, как эстетические идеалы и каноны красоты. И эта тема не дает покоя искусствоведам и любителям живописи: так что же все-таки воплотил художник в своих работах – собственные предпочтения, идеалы эпохи Возрождения или ироничное их преувеличение?



Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии, изображением обнаженной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. На смену абстрактной духовности приходит подчеркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. Природа отныне не противопоставляется Богу, а воспринимается как его воплощение на земле, так же, как и человеческая красота.





Представления о женской красоте вполне соответствовали духу самой эпохи: пышные формы воспринимались как свидетельство физического здоровья и внутреннего величия. Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, их ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча». Рубенс во многом придерживался эстетики Возрождения, хотя только этим нельзя объяснить созданный им идеал красоты.





Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддается сомнению. Это верно в том случае, когда речь идет о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». В творчестве Рубенса действительно воплотилась барочная телесность и тяжеловесная красота, однако присущая барокко условность уступает у него напору живой реальности.





Идеал рубенсовской красоты далек и от классических канонов, и от современных представлений о ней. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Каждый миллиметр их телесных несовершенств выписан с таким тщанием и любовью, что сомнений не остается: Рубенс действительно преклонялся перед таким типом красоты и считал его идеальным для изображения.





Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением. Чертами Изабеллы Брандт и Елены Фоурмен наделены женские персонажи на многих картинах Рубенса. Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определенный женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жен. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».





Представления о женской красоте со времен Рубенса существенно трансформировались.

РУБЕНС (Rubens ) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия - 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко.

Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Снятие со креста", около 1611-1614, "Персей и Андромеда", около 1620-1621), историко-аллегорические полотна (цикл "История Марии Медичи", около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни ("Возвращение жнецов", около 1635-1640), полные живого обаяния портреты ("Камеристка", около 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Рубенса работали А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.

Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 века. Современники называли его королем художников и художником королей.

Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1589 мать Рубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Рубенс окончил латинскую школу, получив прекрасное гуманитарное образование. Рано заинтересовавшись живописью, учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591-99), О. Вениуса (ван Вена; ок. 1594-98). В 1598 принят в Антверпене в гильдию живописцев св. Луки.

Итальянский период

В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). В 1600 он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзага, пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами ("Автопортрет с мантуанскими друзьями", ок. 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн; "Маркиза Бриджида Спинола-Дориа", 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев.

Антверпенский период. Мастерская Рубенса

Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга.

Техника письма

Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса - великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) - писались быстро, запечатлевая замысел мастера; после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности.

Темы и жанры

Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Великий живописец, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки; сохранилось около 300 рисунков). Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Свойственные барокко черты условности и внешней, иногда ложной, экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности.

Живопись 1610-х гг.

Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: "Страшный суд", "Малый Страшный суд", "Падение грешников", "Битва амазонок" (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот - новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером ("Охота на крокодила и гиппопотама", Художественная галерея, Аугсбург; "Охота на кабана", 1615, Музей истории искусств, Марсель; "Охота на львов", 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа ("Охота на кабана", ок. 1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника ("Возчики камней", ок. 1620, Эрмитаж).

Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью ("Статуя Цереры", между 1612 и 1614; "Венера и Адонис", 1615; "Союз Земли в Воды", ок. 1618 - все в Эрмитаже; "Возвращение Дианы с охоты", ок. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден; "Венера перед зеркалом", 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены "Вакханалий", прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли ("Вакханалия", 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; "Шествие Силена", 1618, Старая пинакотека, Мюнхен).

Живопись 1620-х гг.

В 1620-е гг. Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок ("Персей и Андромеда", 1620-21, Эрмитаж). Совместно с мастерской "художник королей" выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр). Это новый тип исторической картины, достоверной по изображению обстановки и конкретных персонажей, но облаченной в пышную аллегорическую форму. В 1620-е гг. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).

Тяжело пережив смерть Изабеллы Брант в 1622, Рубенс ищет отвлечения в активной дипломатической деятельности, посещает Испанию, Англию, Голландию.

Поздний период

Женитьба Рубенса в 1630 на шестнадцатилетней Елене Фаурмент стала новым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода - "стеновский"). Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенса с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры ("Суд Париса", ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину "Сад любви" (ок. 1635 - все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой ("Шубка", ок. 1630-40, Музей истории искусств, Вена).

Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми ("Радуга", 1632-35, Эрмитаж; "Возвращение с поля", 1636-38, галерея Питти, Флоренция). Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники ("Крестьянский танец", 1636-40, Прадо; "Кермесса", ок. 1635, Лувр).

Творчество Рубенса - основополагающее в развитии национального искусства Фландрии - не раз становилось знаменем в борьбе с безжизненными академическими канонами.

Питер Пауль Рубенс по праву считается одним из величайших фламандских художников 17 века. Его картины хранятся в лучших галереях мира, а многие работы живописца визуально известны даже тем, кто никогда не слышал его имени. Самые известные картины Рубенса с названиями и описанием представлены далее в этой статье.

Краткая биография художника

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской, изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. В 13 лет, благодаря семейным связям, Питер Пауль был устроен на должность пажа к бельгийской графине де Лален. Но быть придворным юноша не хотел, и уже через год начал обучаться живописи. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.

В начале 1600-х годов начинающий художник совершил путешествие по Италии и Испании, где очень сильно был вдохновлен школой старых мастеров. Картины Рубенса с названиями "Автопортрет в кругу веронских друзей", "Положение во гроб", "Геркулес и Омфала", "Гераклит и Демокрит" были написаны именно в этот период. Им было выполнено множество копий с известных картин итальянских и испанских художников, например Рафаэля и Тициана.

После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта. Множество картин Рубенса с названиями, содержащими имена самого герцога и его жены Изабеллы Клары Евгении, появились в тот период, так как правящая чета не хотели расставаться с художником - их влияние очень поспособствовало творческому успеху и признанию Рубенса. Но он все-таки не захотел оставаться в Брюсселе, вернулся в Антверпен и женился на Изабелле Брант, которая стала его любимой моделью и матерью троих детей. В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую, и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Ничто не стесняло художника - он был обеспечен деньгами и временем, а также получил достаточно навыков для свободного творчества.

За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. Он не был новатором, но отточил классический фламандский стиль до невероятного уровня живости и красоты.

В 20-х годах 17 века Рубенс освоил еще и дипломатическую карьеру. Этому поспособствовала плодотворная работа при дворе Теперь художник регулярно посещал Англию и Францию по политическим вопросам.

В 1626 году от чумы скончалась 34-летняя жена Рубенса. После этого потрясения он на время оставил живопись и углубился в политическую и дипломатическую деятельность. Теперь его миссии распространились на Данию и Испанию, но сложная политическая обстановка и изгнание Медичи вызывали неприязнь к Рубенсу со стороны других дипломатов, однажды они напрямую заявили, что "не нуждаются в художниках". Он еще пытался завязать политические связи, но окончательно оставил эту сферу в 1635 году.

Но в самый разгар дипломатической деятельности, в 1630 году, художник вновь серьезно взялся за кисти и принял решение снова жениться - избранницей 53-летнего Рубенса стала 16-летняя купеческая дочь Елена Фоурмен. С того момента она стала главной моделью и вдохновительницей художника, он написал с нее множество портретов, а также использовал для изображения мифических и библейских героинь. Елена родила Рубенсу пятерых детей, однако прожить с ней ему довелось всего десять лет. Художник скончался от подагры 30 мая 1640 года.

Автопортреты

Портреты Питера Пауля Рубенса, который он писал сам, превышают количество автопортретов любого из художников до него. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Рубенс любил и классические автопортреты, и наделение собственным лицом какого-нибудь героя сюжетной картины. Первой подобной работой стал "Автопортрет в кругу веронских друзей", написанный в 1606 году в Италии. Интересно, что на полотне лицо автора отличается от лиц его друзей - он словно подсвечен невидимым источником и единственный смотрит прямо на зрителя.

А самым знаменитым автопортретом можно считать написанный в 1623 году - практически ни одна биография Рубенса не обходится без данной картины, репродукция которой и представлена выше. Еще один знаменитый портрет - "Четыре философа" 1611 года, о нем более подробно будет рассказано далее. Последним автопортретом художника стала картина, написанная за год до его смерти, в 1639-м. Ее фрагмент представлен в подзаголовке "Краткая биография художника". А вот еще несколько картин, в которых фигурирует портрет автора:

  • "Автопортрет" (1618-й).
  • "Автопортрет с сыном Альбертом" (1620-е).
  • "Автопортрет" (1628 год).
  • "Сад любви" (1630-й).
  • "Автопортрет с Еленой Фоурмен" (1631 год).
  • "Рубенс, его жена Елена Фоурмен и их сын" (конец 1630-х).

"Страшный суд"

Под названием "Страшный суд" у Рубенса есть две картины, и обе находятся в мюнхенской галерее "Старая пинакотека". Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Она выполнена маслом на деревянной панели размером 606 на 460 см, поэтому вторую картину, размер которой 183 на 119 см, часто именуют "Малым Страшным судом". Большую часть полотна занимают простые смертные, буквально разбросанные в разные стороны силой снизошедшего к ним Христа. Некоторые из них одеты, некоторые обнажены, но на всех лицах ужас и отчаяние, а кого-то и вовсе утаскивают демонические существа. Бог в виде Иисуса Христа изображен в самом верху картины по центру, от него исходит свет, вместо одежды - ярко-красное полотно, а за его спинами - не то святые, не то умершие, которые уже попали в рай. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.

На второй картине, которую Рубенс написал в 1620 году, можно увидеть будто бы продолжение или вариацию первого полотна. Несмотря на меньший размер, полотно более вытянутое, Бог вновь на самом верху, но теперь появилось и изображение ада. Грешники сыпятся в бездну, где их встречают радостные черти, а ангелы с трубами не позволяют людям забраться наверх, обороняясь от них щитами.

Алтарные триптихи

Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять - демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них - триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих "Воздвижение креста Господня", фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих "Снятие с креста" (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.

"Союз земли и воды"

Картина Рубенса "Союз Земли и Воды", написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Полотно, изображающее богиню Земли Кибелу, морских богов Нептуна и Тритона, а также богиню Викторию, обладает сразу несколькими смыслами. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга, их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. Но лично для Рубенса "Союз Земли и Воды" был еще и намеком на трудное положение фламандцев, лишенных выхода к морю в период голландской блокады. Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. Так как полотно, находясь в Эрмитаже, считалось достоянием, в 1977 году в СССР были выпущены почтовые марки с этой картиной.

"Три грации"

Еще одна из самых известных картин художника была написана в последний год его жизни - 1639-й. Полотно с изящным названием "Три грации" хранится в испанском Музее Прадо. На ней в излюбленной манере художника в неких райских кущах изображены три обнаженные полные женщины, олицетворяющие древнеримских граций - богинь веселья и радости. В Древней Греции этих богинь звали харитами. Они плавно кружатся в танце, обнявшись и глядя друг на друга, по-видимому, в приятной беседе. Несмотря на одинаковые фигуры, изображение которых у Рубенса всегда включало исключительно плавные, округлые линии без единого угла, он внес различие между женщинами в цвете волос. Светлая блондинка стоит в светлой части пейзажа на фоне неба, шатенка, наоборот, изображена на фоне деревьев, а между ними, на рубеже света и тьмы, гармонично выписалась рыжеволосая богиня.

"Два сатира"

Картина Рубенса "Два сатира" продолжает тему мифологических существ. Она была написана в 1619 году и в настоящее время тоже находится в мюнхенской "Старой пинакотеке". В отличие от большинства монументальных работ художника, это полотно обладает сравнительно небольшим форматом - всего 76 х 66 см. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса - бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Известно, что сатирам было не лень делать только две вещи - развратничать с нимфами и пить вино. Рубенс изобразил два противоположных типажа сатиров - тот, который находится на заднем плане, явно больше предпочитает алкоголь. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. На переднем же плане явно изображен сладострастец - похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя.

"Персей освобождает Андромеду"

Выше можно увидеть фрагменты трех картин. Первая принадлежит кисти Ламберта Сустриса - "Персей освобождает Андромеду". Она была написана в середине 16 века. Именно эта работа вдохновила Рубенса на создание своего первого полотна с таким же названием в 1620 году. Изменив несколько плоскую средневековую манеру Сустриса, художник практически дословно воспроизвел позы героев и общий мифологический сюжет (второй фрагмент). Данная картина хранится в Картинной галерее Берлина.

Спустя два года Рубенс вновь обратился к сюжету о Персее и Андромеде и написал еще одну картину с таким же названием (третий фрагмент). Несмотря на небольшую разницу, здесь уже в большей мере раскрыт характерный стиль художника - богиня победы Ника вновь венчает головы персонажей, а вокруг порхают маленькие амуры. Несмотря на то что Персей - древнегреческий герой, он облачен в костюм римского воина. Как и "Союз Земли и Воды", эта картина принадлежит собранию Государственного Эрмитажа.

"Венера перед зеркалом"

В своей картине 1615 года "Венера перед зеркалом" Рубенс в некоторой мере повторяет сюжет, созданный ранее Тицианом, в котором полуобнаженная Венера смотрится в зеркало, придерживаемое амуром. Однако присутствующая рядом с Венерой Рубенса чернокожая служанка позволяет думать, что его Венера - вовсе не богиня, а земная женщина, склонная к божественному самолюбованию. По своему обычаю, художник вновь изобразил пышнотелую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким, полупрозрачным полотном у ног. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.

"Четыре философа"

В картине 1611 года "Четыре философа" Рубенс, помимо себя, изобразил скончавшегося в этом году любимого брата Филипа, ученого философа Юста Липсия и его ученика Яна Воверия. Также на полотно попал Мопс - любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. Особой сюжетной подоплеки в картине нет: как и "Автопортрет с веронскими друзьями", написанный по поводу смерти Липсия в 1606 году, картина является посвящением близким людям Рубенса и времени, которое он успел провести рядом с ними. Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти.

"Охота на львов"

С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Достигнув огромного мастерства в изображении человеческого тела, он хотел соединить его с только осваиваемой демонстрацией тел крупных животных. Одно из самых известных полотен на эту тему у Рубенса - "Охота на львов", написанное в 1621 году. Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов семи охотникам, половина из которых атакуют верхом на лошадях. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного. Несмотря на то что этого льва колют сразу тремя копьями, он разозлен и не отступает, и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей - это становится ясно из их одежды и вооружения. В настоящее время картина хранится в мюнхенской "Старой Пинакотеке".

Портреты возлюбленных

Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:

  • "Портрет леди Изабеллы Брант" (конец 1620-х).
  • "Портрет Изабеллы Брант" (1610 год).
  • "Портрет Изабеллы Брант" (1625 год).
  • "Автопортрет с Изабеллой Брант" (1610 год).

Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии - сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской "Старой Пинакотеке".

Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:

  • "Елена Фоурмен и Франс Рубенс" (1639 год).
  • "Портрет Елены Фоурмен" (1632-й).
  • "Шубка" (1638 год).
  • "Елена Фоурмен в свадебном платье" (1631-й).
  • "Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника" (1630 год).
  • "Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном" (1638-й).

Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.