Женщины в русской революции . Женщины, без которых не было бы октябрьской революции

Исполнительница покушения на Ленина.

Родилась на Украине в религиозной еврейской семье, которую оставила, увлекшись идеями анархизма. Работала белошвейкой, влюбилась в налетчика Виктора Гарского, вместе с ним готовила покушение на киевского генерал-губернатора. Бомба взорвалась раньше времени, повредив ей зрение. После ареста на допросах молчала. Ей было 16 лет, поэтому казнь заменили Акатуйской каторгой. Там эсерка Мария Спиридонова подарила ей свою шаль. Фанни освободилась только через 9 лет, почти ослепнув. Ей сделали операцию в харьковской глазной клинике. На вокзале она столкнулась с Виктором, договорилась о свидании и продала шаль, чтоб купить душистое мыло. Но после страстной ночи Виктор сказал, что не любит ее. Год спустя она (по своей инициативе или по поручению эсеров) ранила выступавшего на заводе Ленина. 28-летнюю террористку расстреляли, тело облили бензином и сожгли в бочке.

Ее черты: верность, непреклонность, фатализм, терпение, упорство.

Инесса Арманд (1874–1920)

Революционерка, феминистка, мать пятерых детей.

Родилась во Франции в семье оперного тенора, после его смерти переехала в Москву к тете: та учила музыке детей фабриканта Арманда, за сына которого Инесса позже и вышла замуж. Но, родив четверых детей, заинтересовалась социализмом, влюбилась в младшего брата мужа, Владимира (разделявшего ее интересы), и пятого ребенка родила от него. С мужем не развелась, он продолжал поддерживать ее, в том числе вызволяя из ссылок, куда ее не раз отправляли. Владимир умер от туберкулеза. Знакомство Инессы с Лениным в 1910 году в Париже переросло в роман. Расставшись, они остались друзьями и в Россию вернулись втроем с Крупской в 1917 году в «пломбированном вагоне». У Арманд был диплом экономиста, она боролась за равную оплату труда женщин и свободу от быта. Очень уставала, поехала лечиться в Кисловодск, на обратном пути заразилась холерой и умерла в 46 лет.

Ее черты: нежность, любопытство, бескорыстие, ум, преданность.

Александра Коллонтай (1872–1952)

Первая в мире женщина-министр, посол, пропагандистка свободной любви.

Дочь полковника генштаба, владела семью языками. Вышла замуж против воли родителей, родила ребенка, развелась, уехала за границу, где познакомилась с Лениным. До 1917 года налаживала связи с социал-демократами, была любовницей двух видных революционеров, бросила обоих: один был женат, другой слишком хотел жениться на ней. Продвигала теорию «стакана воды»: секс прост, как утоление жажды; осуждала «буржуазную» ревность, но бросила второго мужа (моложе нее на 17 лет), узнав об измене. В 1917–1918 годах занимала пост наркома. С 1922 года представляла СССР в странах Скандинавии. Там завела роман с французским коммунистом младше нее на 21 год, но порвала с ним по требованию правительства. После инсульта в 1945 году завершила карьеру. Умерла в 79 лет.

Ее черты: решительность, влюбчивость, наблюдательность, свободолюбие, дерзость.

Надежда Крупская (1869–1939)

Верная жена «вождя мирового пролетариата».

Дочь поручика и гувернантки, не имела высшего образования. Преподавала в вечерней школе для рабочих. Подруга представила ей молодого марксиста Владимира Ульянова, которому сама отказала. Оба были отправлены в ссылку в Шушенское, где и поженились. Крупская не умела готовить, хозяйство вела ее мать. В эмиграции Надежда редактировала статьи мужа, вела переписку, преподавала в партшколе. Не отличаясь красотой, не обиделась, получив от мужа конспиративные прозвища «Рыба», «Минога». Сама предложила Ленину и Арманд свободу, но муж остался с ней. Перенесла операцию по поводу Базедовой болезни. Крупская, одна из авторов советской системы образования, выступала против гонений на детей «врагов народа». Заново научила говорить перенесшего инсульт Ильича. Умерла в 70 лет от перитонита.

Ее черты: самоотверженность, преданность, скромность, высокая работоспособность, заботливость.

Определите, какие чувства вызывают у вас эти женщины:

Преимущественно восхищение, желание быть в чем-то похожей на них или общий душевный подъем.

Преимущественно тревогу, страх, раздражение, возмущение, жалость или плохо поддающийся описанию эмоциональный дискомфорт.

Фанни Каплан

+ Вас привлекают непреклонность, готовность отстаивать идеалы и противостоять мощным внешним силам. Вы чувствуете, что не способны на подобное, или считаете, что именно так нужно проявлять себя, если потребуют обстоятельства. Возможно, однажды вы не смогли двигаться в желаемом направлении, не получив поддержки извне, и выбрали подстроиться под ожидания окружения, а не cделать по-своему. Отступили из страха остаться в одиночестве. Или же вы считаете себя опытным борцом по призванию.

Героиня – ваша противоположность: вы не проявите непреклонность, если высок риск неудачи, не совершите радикальных поступков даже ради желанных целей. Или вы считаете, что за ее действиями стоят внушаемость, максимализм, инфантилизм. Возможно, для вас важны те ценности, которыми Фанни пренебрегала (семья, религиозная традиция...), и вы недоумеваете: как можно принести их в жертву, ввязываясь в опасные авантюры.
Или вы гордитесь гибкостью своих взглядов, умением «выжать лучшее» из обстоятельств и смиренно принять результат.

Инесса Арманд

+ Имея все возможности прожить счастливую и спокойную семейную жизнь, она занялась «большой политикой». Ее тесное сближение с Лениным может вызывать различные реакции, несмотря на теплые слова жены вождя в статье памяти Арманд («В доме светлело, когда Инесса приходила»). Вас восхищает ее готовность включиться в жизнь и быть неравнодушной даже на исходе собственных сил. Вы склонны видеть в ее истории проявление силы духа, независимо от того, какие именно добродетели героини вас трогают больше всего.

Приоритеты или личные качества героини не находят у вас положительного отклика. Возможно, вы относитесь к событиям своей жизни с меньшей горячностью или даже цените в себе железное самообладание, позволяющее трезво анализировать обстоятельства и регулировать свой пыл. Быть может, в мотивах решений и поступков героини, какими они вам представляются, вы находите те, которые не соответствуют вашей личной этике или непонятны вам. Но помните, что внимание к «непонятным» порывам чужой души – это возможность открыть нечто еще не освоенное в себе.

Александра Коллонтай

+ Вам кажется, что эта историческая личность совсем на вас не похожа или, наоборот, обладает теми чертами, которые вам в себе нравятся, но у нее выражены более ярко. Может быть, ваш талант, который ждет подпитки, – быстрая адаптация к новым условиям, готовность действовать, выражать и воплощать намерения и взгляды. Вам свойственно экспрессивное и честное проявление себя в общении, принятие и тонкое знание своих эмоционально-чувственных состояний. Хотя возможно, вы считаете, что обладаете не свойственными героине качествами, интенсивность которых вам хотелось бы в своем характере уменьшить. Например, испытываете досаду, когда застенчивость не позволяет отстоять замыслы перед лицом повседневных обстоятельств или под чьим-то напором. Или сдержанность чувств заставила отступить при попытке познакомиться с интересным вам человеком.

Прославленная революционерка является носительницей тех качеств, которые вы в себе не поддерживаете. Вы сознательно и планомерно воспитываете свою личность, следуя тем ценностям, которые исключают проявление ее черт характера. Возможно,
вы стараетесь не доводить чувства до накала, выбираете более привычные и спокойные условия, предпочтя их ситуациям, которые обрекут вас на «лишние» приключения и непривычный для вас опыт. Может быть, вы знакомы с содержанием взглядов героини (например, на вопросы любви и сексуальности), и тогда не только суждения о ее личности, но и идеи Коллонтай могут подогревать ваши реакции, указывая на то, что эти темы в настоящее время очень значимы для вас.

Надежда Крупская

+ Продуктивность, преданность, приверженность делу, насыщенная событиями и свершениями жизнь, страсть к тому, чем занимаешься, полная самоотдача, а также (или) стремление вкладываться в семейные ценности могут вызывать восторг. Современники не считали Надежду Крупскую красавицей, но ценили ее ум, педагогический талант и трудоспособность. Можно уважать и ее «женскую мудрость», позволившую ей распознать мужчину с большим потенциалом, которому она смогла стать верной незаменимой спутницей. Что бы ни пленило вас в ее образе, используйте свое восхищение как подсказку – какие ваши сокрытые таланты ищут воплощения.

Что-то в характере Крупской действует на вас как на быка красная тряпка. Возможно, выбор покорного служения партнеру или делу вызывает у вас большой внутренний протест. Самоотверженность идет вразрез с сегодняшними трендами, диктующими умение балансировать между общественным и личным, обязательствами и удовольствиями. Реализация навыков «здорового эгоизма» вряд ли занимала великую жену, посвятившую себя чему-то вне себя – супругу, интересам страны. Ее жизненный стиль может легко ассоциироваться с потерей свободы во имя взятых на себя обязательств и выбранных приоритетов. Особо острые эмоции возникают, если ваша семейная история склоняла вас к тем или иным формам жертвенности и почитания, терпению, притом что вы так и не смогли эти взгляды искренне присвоить, перенять.

Революционный держите шаг!

Определив, в чем ваше сходство и различие с выбранной героиней, вы можете продвинуться в саморазвитии еще дальше. Психолог Мария Долгополова предлагает для этого два шага.

Шаг 1. Назовите качества, которыми вы восхищаетесь. Вспомните даже незначительные случаи, когда вы их проявили. Развивайте свой потенциал: создавайте условия, в которых вам потребуется проявить эти качества, постепенно увеличивая уровень сложности. Не ругайте себя, если не получилось сразу, может, ваши навыки еще недостаточно сильны.

Шаг 2. Придумайте совет, который помог бы героине достичь важных целей или прожить более благополучную и счастливую жизнь. А теперь сделайте из него противоположную рекомендацию и обратите ее к себе. Например, совет «проводить больше времени с близкими» означает, что вам полезно осваивать уединение
и самостоятельность.

При слове «революция» мы обычно представляем солдат и матросов с ружьями наперевес, но никак не хрупких женщин. А между тем, во все времена находились Топ 10 знаменитых женщин - воительниц, невзирая на лишения, трудности и преследования. Познакомимся с самыми значимыми женщинами-революционерками!
1

Жена вождя бритского племени ицегов Прасутага, которая после смерти венценосного супруга решила править самостоятельно, не довольствуясь ролью безутешной вдовы. Но римский император Нерон лишил ее племя их исконных земель, а саму Боадицею - ее титула. Другая женщина, возможно, до конца своих дней проклинала несчастливую судьбу, но не леди-вождь! Боадицея возглавила народное восстание против римлян и возглавила войско, успешно отбившее несколько крупных поселений (в том числе Лондиний - угадайте, что это сейчас за город?). А вот финал истории печален: бритты проиграли решающую битву, и Боадицея предпочла принять яд, чем попасть в плен.

2

Героиня французской революции, как говорится, человек с тяжелой судьбой и нетяжелым поведением. Кем только она не была за свою жизнь: служанкой, компаньонкой, любовницей английского офицера, певицей, подругой певца-кастрата… И вот во Франции случилась революция, и де Мерикур нашла свое истинное призвание! Она участвовала в штурме Бастилии и штурме Версаля женщинами, а также охраняла карету королевы Марии-Антуанетты, когда ее везли в тюрьму. Умерла Анна-Жозефина в 55 лет в психиатрической клинике, куда она попала после того, как ее чуть не растерзала толпа женщин-якобинок. Да уж, бурная биография.

3

Социалистка, террористка, народница и писательница, зимой 1787 г. стрелявшая в градоначальника Санкт-Петербурга Ф. Трепова. На суде она так покорила присяжных, что ее полностью оправдали - при том, что прокурор просил приговорить Веру в 20 годам каторги! После суда Засулич скиталась по загранице, в 1917 г. вернулась на Родину, но, увидев революцию вблизи, начала жестко критиковать большевиков. Через 2 года умерла от воспаления легких.

4

Участвовала в Октябрьской революции не просто как «жена Ленина»: Крупская состояла в организации Союза борьбы за освобождение рабочего класса, была заместителем наркома просвещения, а также активно вела антирелигиозную пропаганду. В общем, не «бесплатное приложение» к активному супругу, а самостоятельный борец за свои идеалы.

5

Как тут не упомянуть и о другой женщине Ленина, о другом женском лице той революции? Она была не только любовницей Ильича, но и его доверенным лицом, и к тому же действительно активно принимала участие в революционной деятельности. Но, честно говоря, о ее личной жизни известно больше, чем о революционных заслугах: поработав гувернанткой в семье Армандов, она вышла замуж за их старшего сына, а после его смерти - за младшего. Родила 5 детей, которые после смерти Инессы от чахотки взяла на воспитание… все та же Крупская. Вот такой любовный треугольник образца 17 года.

6

Вечная поборница коммунистических идей, в годы Первой мировой подверглась репрессиям за антивоенную агитацию и провела в лагерях около 4 лет. Внешне Роза была совсем непривлекательна: маленький рост, хромота и неправильные черты лица, однако живость и обаяние делали свое дело, и Люксембург с легкостью находила любовников в нужных ей сферах. Была убита в 1919 г. вместе с соратником Карлом Либкнехтом после подавления восстания берлинских рабочих.

7

Активистка движения за независимость индии, известная также как капитан Лакшми. Во Второй мировой воевала на стороне Японии, затем попала в британский плен, откуда ее выпустили под давлением общественности. В Индии Лакшми встречали как героиню.

8

Тоже история времен Второй мировой войны, но грустная. 17-летняя студентка стояла у истоков германской организации «Белая роза», целью которой была ненасильственная борьба с фашизмом. Ну, как… В общем, они и побороться толком не успели: членов организации (и Софи в их числе) арестовали за распространение антигитлеровских листовок в университете и казнили.

9

Участвовала в восстании Пуэрто-Рико против США, о котором многое стало известно лишь недавно… Итак, сначала Бланка оганизовала партию «Дочери Свободы» — женский филиал националистической партии Пуэрто-Рико. А затем, когда в 1950 г. партия решила отстаивать свои интересы вооруженным путем, взяла в руки оружие. Борьба была недолгой, пуэрториканцев схватили и приговорили к пожизненному заключению. СМИ США представили то восстание общественности как местный конфликт, и лишь спустя годы правда открылась - это было настоящее освободительное движение, задушенное на корню.

10

А вот вам и персонаж современных реалий: одна из основательниц того самого движения «6 апреля», которое требовало отставки Мубарака в Египте. Этой женщине приписывают начало египетского восстания 2011 года: якобы она записала видеообращение с призывом к беспорядкам на площади Тахир.
Мы можем не разделять идей этих женщин, но нельзя не восхищаться их мужеством и верностью своим идеалам!

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне от революции", - считает профессор Сара Бэдкок

Одним из основных событий 1917 года, приведшим к Великой октябрьской социалистической революции, стала демонстрация петроградских работниц.

23 февраля (8 марта) женщины выступили против голода, войны и царского режима. 100 лет спустя западные историки считают роль женщин в революции недооцененной.

О роли женщин в революции, особенностях русского феминизма и почему важно отмечать Международный женский день в интервью Би-би-си рассказали доцент истории Ноттингемского университета Сара Бэдкок и преподаватель Университета Квинс в Белфасте Кэти Тертон.

Существует мнение, что женщинам в Русской революции 1917 года уделяется недостаточно внимания. Так ли это? Как проявили cебя женщины в революционном процессе?

"В некоторых регионах женщины были более политически активны, чем мужчины"

Сара Бэдкок: В классическом понимании Русской революции центральное место в ней занимают мужчины - Ленин, Керенский, Николай II. Политика, революция и война считались мужским занятием.

Однако это не означает, что женщины не участвовали в революционном движении. Достаточно обратить внимание на избирательное право, которого русские женщины смогли добиться одними из первых в мире.

Следует отметить вклад русских феминисток в революционное движение. В России феминизм приобрел направление "марксистского феминизма", который рассматривал женское неравенство в контексте частной собственности.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, к участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами большевики

Участницы социалистического движения XIX - начала XX веков видели достижение свободы для женщин через пролетарскую революцию. Несмотря на ультрасоциалистические взгляды, женское движение в России послужило примером для феминисток в Европе и Великобритании.

В некоторых регионах революционной России женщины были более политически активны, чем мужчины.

Примером политической и общественной активности женщин служат жены военных или солдатки, которые остались без поддержки из-за массовой мобилизации во время войны.

Солдатки формировали региональные организации, обращались с петициями в органы местного самоуправления и к временному правительству, принимали участие в маршах, направляли запросы по увеличению денежного пособия (пособие выплачивалось женам и матерям солдат), требовали возвратить военнопленных для помощи в деревнях. Это способствовало установлению диалога между правительством и женщинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали. Кэти Тертон, научный сотрудник, писатель

Кэти Т е ртон: Проблема изложения революции 1917 года заключается в том, что участие женщин в ключевых событиях революции едва затрагивается.

Недооцененным остается тот факт, что женщины быстро политизировались и принимали активное участие в объединениях разного политического толка. Например, женщины-либералки, борющиеся за равные избирательные права, или большевички, работающие над проведением октябрьской революции вместе с мужчинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали.

Что можно сказать о роли в революции Надежды Крупской?

западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина"

С.Б.: Надежда Крупская была важным государственным и общественным деятелем. Она принимала активное участие в разработке политического курса большевиков, выступала на митингах и собраниях.

Для Надежды было особенно важно живое общение с женщинами. Я видела некоторые из писем Крупской, где она жаловалась на недостаток живых выступлений и общения с народом.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, в западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина

К.Т.: В западной истории Надежда Крупская прежде всего жена Ленина. Это не совсем справедливо. Крупская начала революционную деятельность задолго до того, как познакомилась с вождем революции.

Она занимала пост секретаря РСДРП в 1905 году, что указывает на независимую политическую карьеру.

Надежда Крупская находилась в центре революции: она занималась просветительской деятельностью, поддерживала сообщение между революционерами.

Крупская была членом редакции журнала "Работница", где она старалась переключить внимание женщин с либерально-феминистических взглядов на социалистическое движение.

При новом социальном устое главным делом Крупской стала образовательно-просветительская деятельность, которой она посвятила себя после революции.

Каких еще женщин, оказавших влияние на ход революции, стоит выделить?

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы"

С.Б.: Мария Бочкарева - ярый борец за преобразования и женщина, изменившая представление о том, на что способны женщины. Она воевала в рядах армии (куда была принята с разрешения Николая II). Внешне и по манере поведения она скорее походила на мужчину.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Женский батальон смерти во время защиты Зимнего дворца в Петрограде 1917 года

Бочкарева была инициатором создания первого в истории русской армии женского батальона смерти с целью пристыдить мужчин, отказывающихся воевать.

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы!" - таким лозунгом можно выразить позицию Бочкаревой. Тысячи женщин-добровольцев вступили в ряды батальона.

При всех своих заслугах Мария Бочкарева была необразованной крестьянкой. Именно поэтому о ней мало что известно. Простолюдины не пишут биографии, отдавая эту привилегию политическим элитам.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники

Мария Спиридонова - еще один пример яркой участницы революционного движения с активной политический позицией. Она заняла ведущее место в партии эсеров после февральской революции.

Спиридонова была сильным оратором. Она выступала среди крестьян, рабочих и cолдат и пользовалась большим авторитетом.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом. Сара Бэдкок, доцент исотории

Екатерина Брешковская, или, как ее называют "бабушка революции", была одним из лидеров партии эсеров, активно поддерживала Керенского. Брешковская посвятила себя революции, она провела большую часть жизни в ссылке. "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом.

К.Т.: Александра Коллонтай - центральная фигура революции. Невозможно обозначить границы ее деятельности.

С ее личностью связаны стереотипы. Надежде Крупской отведена роль жены Ленина, Александру Коллонтай считают женщиной, вдохновлявшейся романтическими приключениями (современники упоминают о ее многочисленных романах).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Русская революционерка Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром

Революционерка боролась против угнетения женщин патриархальным укладом и капиталистической системой. Коллонтай привлекала женщин в политику через свою деятельность в журнале "Работница". После революции она работала в различных женотделах и, по сути, возглавила борьбу за права женщин.

При этом она занималась решением и масштабных политических вопросов. Коллонтай была членом Центрального комитета партии большевиков, одна из немногих поддержала позицию Ленина, изложенную в "апрельских тезисах", участвовала в обсуждении будущего страны после революции и положения рабочих в новом государстве.

Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром.

"Женщин объединяет не половая принадлежность, а стремление к выживанию"

С.Б.: Женщин во всем мире объединяет не половая пренадлежность, а стремление к выживанию.

Это очевидно в революционной России, где трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне. В такую пору тезис "Революция - мужское дело" становится неактуальным.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вслед за СССР 8 марта начали отмечать феминистки по всему миру. На фотографии: марш за равноправие женщин в Лондоне в 1971 году

К.Т.: Революция - это наиболее подходящий момент для женщин заявить о себе и принять участие в политике наравне с мужчинами.

К участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами сами большевики. Они считали, что социалистическое движение - самый верный путь к достижению равноправия.

" Праздник 8 марта необходим "

Существует мнение, что празднование Международного женского дня 8-го марта дискредитирует женщин, о правах и желаниях которых вспоминают только раз в году. Что вы думаете об этом празднике?

С.Б.: Историю женщин начали писать с 60-х годов ХХ века. Это не значит, что до этого у женщин не было голоса - просто его игнорировали.

Поэтому праздник Международного женского дня должен существовать, чтобы подчеркивать силу и значимость женщин в мировом сообществе. К сожалению, в Британии этого не достаточно.

Точкой отсчета Международного женского дня принято считать выступление Клары Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в 1910 году, в ход которого активистка предложила учредить женский день. В СССР 8 марта праздновали в память о выступлениях работниц 23 февраля (8 марта) 1917 года. С 1975 года праздник отмечается ООН в рамках поддержки гендерного равенства и расширения прав женщин по всему миру. Каждый год приурочен актуальной женской проблематике. "Женщины и перемены на рынке труда" - тема 2017 года.

К.Т.: Для многих проблема с празднованием 8 марта заключается в том, что о правах и равенстве женщин якобы вспоминают один день в году.

На мой взгляд, наличие дня, пускай и одного, когда у женщин появляется возможность собраться вместе, вдохновить друг друга и обратить на себя внимание, как это произошло в 1917 году, - очень важно.

Сара Бэдкок - доцент, специалист по истории позднего имперского и революционного периодов России Ноттингемского университета, автор книги "Политика и л юди р еволюционной России". Сара уделяет особое внимание изучению роли обычных людей и локальных движений в Русской революции.

Кэти Т е ртон - преподаватель Университета Квинс в Белфасте, автор публикаций об истории Русской революции и женском движении. В книге "Забытые женщины" Кэти исследует роль сестер Ленина во время и после Революции.

Прямой вопрос - "Во-первых, вы мужчина или женщина?" - задает профессор Преображенский в известной сцене фильма "Собачье сердце", не сумев определить пол стоявшего перед ним человека. И получает столь же прямой ответ: "Я женщина". Рассуждения автора "Российской газеты" о роли женщины в эпоху перемен 1917 года.


Кадр из фильма "Собачье сердце" (1988, режиссер В. Бортко). Справа от Швондера - дама-комиссар, вызвавшая смятение профессора Преображенского. Фото: кадр из фильма

Женщины пролетарского общества

Новые женщины - комиссары, красные командиры, борцы за свободную любовь - были рождены революцией 1917 года и закалились на фронтах Гражданской войны. Они не только участвовали в политической жизни. Они определяли моду и нравы нового пролетарского общества.

"Комиссарши"

Уже в феврале 1917-го среди сочувствующих большевикам нашлись хваткие голосистые особы, которые занялись политической агитацией и успешно объяснялись с рабочими и солдатами на понятном "горячем народном языке". Одеты они были просто и ярко - суконные платья, тужурки или мужские кожаные куртки, на голове - красный ситцевый платок, а в руке - красноречивый маузер.

Их прозвали "комиссаршами".

Эмансипированная барышня, одетая в стиле «комиссарша». Фото конца 1910-х – начала 1920-х годов. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

Дамы были не промах, метко стреляли и уверенно диктовали сильному полу свою волю. К примеру, товарищ Лагутина, работница фабрики "Красная Звезда", во время февральских событий влетела в солдатскую казарму, потребовала немедленно сдать оружие и присоединиться к революции. Солдаты безропотно подчинились. Товарищ Александра Яковлева, одетая в кожанку и галифе, с мальчишеским озорством отбирала оружие у петроградских околоточных и унтеров. Некоторые работницы с винтовками в руках охраняли фабрики, патрулировали Смольный и даже участвовали в боях с юнкерами.

"Где мужчина, там и женщина. Для нее нет преград", - писали большевистские газеты.

Многие революционные "комиссарши" приняли участие в Гражданской войне. Одной из самых ярких, безусловно, была Лариса Рейснер. Молодая хорошо воспитанная девушка, овеянная петербургскими духами и туманами, отправилась на хмельной и дикий фронт Гражданской войны, ведомая не только любовью к супругу, Федору Раскольникову , но и чувством здорового авантюризма.

Сражалась с белочехами, потом отступала из Казани, вынесла на себе "бумаги, печати, еще что-то секретное, что велено унести". Узнав о том, что Федор Раскольников захвачен в плен, вместе с провожатым отправилась обратно в Казань на выручку и, что характерно, надела мужской костюм, то есть солдатскую шинель, штаны и сапоги. На подступах к городу выгодно обменяла этот маскарад на черный дамский наряд. В нем пробралась в Казань, но попала в плен, бежала во время допроса, вновь переоделась (на сей раз в платье кухарки) и благополучно вырвалась из города...

Рейснер и позже примеряла мужскую военную форму, ведь она занимала совсем не женские посты - с января 1919 года была комиссаром Морского Генерального штаба, уже летом стала старшим флаг-секретарем при муже, командующем Волжско-Каспийской флотилией, а в июне 1920-го - секретарем штаба Балтийского флота, которым командовал Раскольников. Ларисе определенно нравилась морская форма. Ее часто видели в Петрограде в черном бушлате и в морской фуражке.

Дама-"комиссарша". Она одета в "кожанку", на голове - красный платок. Шарж 1920-х годов. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

В "кожанке" и в юбке, в комиссарской кепке, при портупее, нагане и портфеле запечатлел Ларису Рейснер художник Григорий Алексеев-Гай. Портрет получился едко карикатурным и едва ли соответствовал действительности. Дама не любила оружие, не умела стрелять и появлялась в мужской "кожанке", лишь когда этого требовали военные обстоятельства. И даже находясь на передовой, пыталась одеваться женственно и не переставала думать о шляпках и губной помаде.

Образ "комиссарши" быстро проник в светскую моду. Им увлекались эмансипированные барышни-интеллектуалки в Москве и Петрограде. Такой, к примеру, была Вера Жукова, молодая художница, ученица Петрова-Водкина. Далекая от войны и политики, внешне она была истинной "комиссаршей" - носила мужские брюки, полувоенные рубахи, кепки, курила и стриглась скандально коротко.

Впрочем, среди учениц Петрова-Водкина она была такая одна.

Художница Вера Жукова (стоит третья слева) с Кузьмой Петровым-Водкиным и другими ученицами художника. Конец 1910-х годов. Фото: Частное собрание.

"Командирши"

Так в народе стали называть дам-военнослужащих. В отличие от "комиссарш" "командирши" выглядели подчеркнуто мужественно, умели носить военную форму, отличались крутым нравом и самоотверженностью. Этот образ появился во многом благодаря Льву Троцкому, который выступал за военное образование для женщин и не был против их службы в армии.

Это право дамы официально получили в январе 1918 года, когда был издан декрет об организации РККА. В пункте N 2 первого параграфа говорилось, что доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской республики не моложе 18 лет. 22 апреля 1918 года был издан декрет "Об обязательном обучении военному искусству", в том числе и женщин на общем основании.

Александра Богат, командир разведки 21-го кавалерийского полка 1-й Конной армии. Фототипия 1927 года.

"Командирши" коротко стриглись, носили рубахи и черкески, суконные шлемы и папахи. Случалось, даже изменяли имена на мужские. Крестьянка Пинькова вступила в Красную армию и отправилась на Актюбинский фронт с документами на имя Ивана Пинькова. После участия в серии боев ее отправили в пулеметную школу, окончив которую Пиньков-Пинькова снова на фронте, "всегда с пулеметом в цепи, то на одном фланге, то на другом". Она погибла мужественно - прикрывала отход своей части и была зарублена казаками.

Татьяна Солодовникова, первый редактор газеты "Красная искра", вступила в Петроградский запасный полк под именем Тимофей. Ее быстро раскрыли, а имя превратилось в партийную кличку Тимоша. Сначала она работала на Польском фронте, затем - в составе Тамбовской армии "ликвидировала бандитизм". Одевалась по-мужски - красноармейская шинель, "богатырка" со звездой. Аналогичную форму носила "неутомимый разведчик" Белугина, принявшая участие в подавлении Тамбовского восстания. Искусно маскировалась под красноармейца Е.И. Осадчая. В ее родном 209-м стрелковом полку она числилась Иваном Герасимовичем Хаустовым, отлично воевала, стала командиром взвода. За отличие в бою 15 июня 1919 года получила орден Красного Знамени.

Разведчик Белугина, одетая в форму красноармейца. Фото: Фототипия конца 1920-х годов.

Ольга Минская также записалась в Красную армию под мужским именем, но в боях не участвовала, а с отрядом штабных "чистильщиков" искала в деревнях спрятавшихся махновцев. Осенью 1920 года по личному распоряжению Троцкого ее приняли на кавалерийские курсы и записали под мужским именем. Позже она, уже под своей фамилией, поступила слушателем в Военную Академию РККА и окончила ее в 1928 году. Это же заведение окончила и другая красная "командирша" - Александра Павловна Богат, настоящая кавалерист-девица, носившая мужскую военную форму даже в мирное время.

Герой Гражданской войны, наводчица пулемета 35-го кавалерийского полка Павлина Кузнецова. Художник Л. Котляр. Фото: Открытка. 1960-е годы.

Одной из самых известных красных амазонок была Павлина Кузнецова, наводчица пулемета 35-го кавалерийского полка, входившего в состав 6-й кавалерийской дивизии знаменитой 1-й Конной армии Буденного. Она неоднократно участвовала в полковых разведках, но весной 1920 года у села Непадовка (Нападовка) полковая команда случайно налетела на разведчиков-белогвардейцев, начался бой, Кузнецова изо всех сил расстреливала противников из пулемета, заставила их отступить и этим спасла положение группы. Этого было вполне достаточно для представления к награде. В 1923 году Кузнецова получила орден Боевого Красного Знамени.

Карикатура на даму-"командиршу". Подпись к рисунку красноречива: "Тут только я заметила, что мой круглолицый милиционер - женщина". 1920-е годы. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

После окончания Гражданской войны "командирши" легко возвратились к мирной жизни и стали добропорядочными дамами. Но были и такие, кто не захотел превращаться в женщину. Примечателен случай с сотрудницей ГПУ Евгенией Федоровной. В 1918 году она поступила на службу в ЧК и в полном соответствии с жанром Гражданской войны поменяла имя на мужское - Евгений Федорович. Работала в следственно-карательных органах, говорила о себе исключительно в мужском роде и носила мужскую форму и цивильные костюмы. Затем отправилась на Гражданскую войну, была, по ее собственному утверждению, на Южном фронте, участвовала в операциях "против белых банд", вернувшись с фронта, продолжала службу в войсках внутренней охраны и ГПУ. В 1922 году она, все еще выдавая себя за мужчину, успешно зарегистрировала брак с женщиной, которая не подозревала об "истинном поле своего супруга".

На "Евгения Федоровича" коллеги попытались подать в суд "за преступление против природы", но дело развалилось и брак расторгнут не был. Позже дама получила пулевое ранение во время стычки с московскими бандитами, вынуждена была оставить службу и с большим нежеланием рассталась с формой, которую обожала. Она стала пить, дебоширить, несколько раз попадала в милицию за хулиганство и за "разгул с женщинами". Ее пытались вылечить психиатры, но, судя по всему, безуспешно.

А вот доктору Альфреду Штессу, занимавшемуся аналогичным случаем, удалось, по его собственному утверждению, вылечить девушку, выдававшую себя за мужчину и именовавшую себя Александром Павловичем. Во время Гражданской войны она пристрастилась к военизированным костюмам, носила брюки, кепки, большие мужские перстни и стек. Врач разработал особый курс терапии, после которого пациентка вновь ощутила себя девушкой и отказалась от мужской одежды. По крайней мере так утверждал сам психиатр, поспешивший опубликовать впечатляющие результаты и фотографии в научном журнале.

Барышни-курсантки Киевской военной школы связи. Конец 1920-х годов.

"Маркитантки"

Семнадцатый год сделал женщин свободнее не только в социальном плане. Инесса Арманд и Александра Коллонтай отстаивали равноправие мужчин и женщин, говорили о свободной любви, о том, что брак - это товарищеский союз, что можно жить просто так, не регистрируя отношения. Дамы перестали бояться огласки и скрывать свои желания. Таких прозвали "маркитантками революции". Любопытно, что их количество стремительно увеличивалось от 1917 года к середине двадцатых. Академик Владимир Бехтерев, периодически получавший письма и даже доносы на особо ярых "маркитанток", даже завел отдельную папку, озаглавив ее "Нимфомания".

Девушка, именующая себя «Александром Павловичем», на приеме у психиатра Альфреда Штесса. 1-я половина 1920-х гг. Справа - она же, полностью излечившаяся от пристрастия к мужской одежде. Фотография Альфреда Штесса. 1-я половина 1920-х гг.

Один из сюжетов в архиве Бехтерева связан с партийкой Стороженко из Днепропетровска. Девушка состояла в партии с 1918 года, служила в ЧК, воевала в Гражданскую, сражалась с махновцами. Ее несчастный супруг обратился к Бехтереву как к последней инстанции с просьбой излечить любвеобильную жену от постыдного недуга: "Среди чекистов и солдат, постоянно в мужской среде, вечные разъезды с армиями, она представляла собой маркитантку революции". Но товарищ Стороженко и не думала излечиваться, а тем более каяться. Я абсолютно здорова и счастлива, уверяла она психиатра, перед которым открыла все подробности своей бурной жизни. "Раз можно делать так мужчинам, то, значит, и мне можно", - писала товарищ Стороженко.

"Маркитантка революции" с кавалером. Короткая юбка, короткая стрижка и гитара намекают на ее свободные нравы. 1920-е годы. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

Как же несправедливо прозвище, приклеенное революцией, к настоящим маркитанткам! Торговкам провизией, которые сопровождали войска в походах. "Пулею пробито днище котелка, маркитантка юная убита..." - нет, не о "маркитантках революции" одна из лучших песен Булата Окуджавы...

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

При слове «революция» мы обычно представляем солдат и матросов с ружьями наперевес, но никак не хрупких женщин. А между тем, во все времена находились , невзирая на лишения, трудности и преследования. Познакомимся с самыми значимыми женщинами-революционерками!
1

Жена вождя бритского племени ицегов Прасутага, которая после смерти венценосного супруга решила править самостоятельно, не довольствуясь ролью безутешной вдовы. Но римский император Нерон лишил ее племя их исконных земель, а саму Боадицею – ее титула. Другая женщина, возможно, до конца своих дней проклинала несчастливую судьбу, но не леди-вождь! Боадицея возглавила народное восстание против римлян и возглавила войско, успешно отбившее несколько крупных поселений (в том числе Лондиний – угадайте, что это сейчас за город?). А вот финал истории печален: бритты проиграли решающую битву, и Боадицея предпочла принять яд, чем попасть в плен.

2


Героиня французской революции, как говорится, человек с тяжелой судьбой и нетяжелым поведением. Кем только она не была за свою жизнь: служанкой, компаньонкой, любовницей английского офицера, певицей, подругой певца-кастрата… И вот во Франции случилась революция, и де Мерикур нашла свое истинное призвание! Она участвовала в штурме Бастилии и штурме Версаля женщинами, а также охраняла карету королевы Марии-Антуанетты, когда ее везли в тюрьму. Умерла Анна-Жозефина в 55 лет в психиатрической клинике, куда она попала после того, как ее чуть не растерзала толпа женщин-якобинок. Да уж, бурная биография.

3


Социалистка, террористка, народница и писательница, зимой 1787 г. стрелявшая в градоначальника Санкт-Петербурга Ф. Трепова. На суде она так покорила присяжных, что ее полностью оправдали – при том, что прокурор просил приговорить Веру в 20 годам каторги! После суда Засулич скиталась по загранице, в 1917 г. вернулась на Родину, но, увидев революцию вблизи, начала жестко критиковать большевиков. Через 2 года умерла от воспаления легких.

4


Участвовала в Октябрьской революции не просто как «жена Ленина»: Крупская состояла в организации Союза борьбы за освобождение рабочего класса, была заместителем наркома просвещения, а также активно вела антирелигиозную пропаганду. В общем, не «бесплатное приложение» к активному супругу, а самостоятельный борец за свои идеалы.

5


Как тут не упомянуть и о другой женщине Ленина, о другом женском лице той революции? Она была не только любовницей Ильича, но и его доверенным лицом, и к тому же действительно активно принимала участие в революционной деятельности. Но, честно говоря, о ее личной жизни известно больше, чем о революционных заслугах: поработав гувернанткой в семье Армандов, она вышла замуж за их старшего сына, а после его смерти – за младшего. Родила 5 детей, которые после смерти Инессы от чахотки взяла на воспитание… все та же Крупская. Вот такой любовный треугольник образца 17 года.

6


Вечная поборница коммунистических идей, в годы Первой мировой подверглась репрессиям за антивоенную агитацию и провела в лагерях около 4 лет. Внешне Роза была совсем непривлекательна: маленький рост, хромота и неправильные черты лица, однако живость и обаяние делали свое дело, и Люксембург с легкостью находила любовников в нужных ей сферах. Была убита в 1919 г. вместе с соратником Карлом Либкнехтом после подавления восстания берлинских рабочих.

7


Активистка движения за независимость индии, известная также как капитан Лакшми. Во Второй мировой воевала на стороне Японии, затем попала в британский плен, откуда ее выпустили под давлением общественности. В Индии Лакшми встречали как героиню.

8


Тоже история времен Второй мировой войны, но грустная. 17-летняя студентка стояла у истоков германской организации «Белая роза», целью которой была ненасильственная борьба с фашизмом. Ну, как… В общем, они и побороться толком не успели: членов организации (и Софи в их числе) арестовали за распространение антигитлеровских листовок в университете и казнили.

9


Участвовала в восстании Пуэрто-Рико против США, о котором многое стало известно лишь недавно… Итак, сначала Бланка оганизовала партию «Дочери Свободы» — женский филиал националистической партии Пуэрто-Рико. А затем, когда в 1950 г. партия решила отстаивать свои интересы вооруженным путем, взяла в руки оружие. Борьба была недолгой, пуэрториканцев схватили и приговорили к пожизненному заключению. СМИ США представили то восстание общественности как местный конфликт, и лишь спустя годы правда открылась – это было настоящее освободительное движение, задушенное на корню.

10


А вот вам и персонаж современных реалий: одна из основательниц того самого движения «6 апреля», которое требовало отставки Мубарака в Египте. Этой женщине приписывают начало египетского восстания 2011 года: якобы она записала видеообращение с призывом к беспорядкам на площади Тахир.
Мы можем не разделять идей этих женщин, но нельзя не восхищаться их мужеством и верностью своим идеалам!