51 ментальный фактор. Ментальные факторы - геше тинлей ментальные факторы геше джампа тинлей. основных принципа Чань
Постараемся дать в сжатом виде основные тезисы и понятия чань-буддизма.
Основные постулаты буддизма:
1. Неотрицание всего - все есть Будда, как бы трудно это ни было понять.
2. Умение медитировать, т.е. осознавать себя и природу, освобождаться от аффектов.
3. Доверяй своему сердцу-сознанию - в нем содержатся ответы на все вопросы.
4 основных принципа Чань:
1) не опирайся на письменные поучения
2) передавай традицию вне наставлений
3) прямо указывай на сердце-сознание
4) преодолевай неведение и становись Буддой
Четыре благородные истины (арья-сатья):
1. Существует страдание (дукха)
Понятие дукха не совсем точно соответствует его русскому переводу "страдание" и входит в так называемые трилакшана (три отличительных качества проявленного мира):
Дукха - изначальное свойство проявленного мира.
Анитья - непостоянство всех внешних и внутренних элементов потока сознания.
Анатман - отсутствие самосущего, независимого от мира "Я" (личности, нихсвабхава).
Буддийское понятие страдания duhkha можно разделить на три важных категории:
1. страдания телесного типа
2. страдания чувственного типа
3. страдания как таковые (не телесные и не чувственные)
Объясним подробнее, что это за 3 категории страданий:
Телесные страдания: болезни, смерть, старость, рождение;
Чувственные страдания: соединение с нелюбимым (нежелаемым) объектом, разъединение с любимым, воздействие внешних факторов (страдание от принуждающих внешних воздействий, несвобода);
Страдание как таковое: сюда относят тонкие виды страданий, таких как страдание от перемен (от непостоянства мира), и страдания от страданий (от осознания их присутствия).
В совокупности перечислено 9 видов страданий. Их условно можно назвать страданиями типа Инь - в том смысле, что человек взаимодействует с этими страданиями как воспринимающее (Инь) существо.
Существуют также 2 вида страданий по типу Ян:
1. Страдание неудовлетворения - от неудач своих планов и действий;
2. Страдание от недостаточности - от понимания невечности и неабсолютности своих достижений
В этих 2-х типах страданий человек проявляет себя как активная сторона (Ян) и страдает от провала своих действий.
2. У страданий есть причина (самудая)
10 кармообразующих факторов:
Деяния тела:
1) убийство;
2) воровство;
3) сексуальное насилие.
Деяния речи:
4) ложь;
5) клевета;
6) грубая речь;
7) пустословие.
Деяния ума:
8) неведенье (моха, авидья);
9) алчность (лобха);
10) неприятие (двеша).
4 условия, усугубляющих кармообразующие факторы:
1) намерение совершить деяние;
2) обдумывание способов совершить задуманное;
3) действие;
4) радость, удовлетворение от содеянного.
12 нидан (пратитья-самутпада) - звенья цепи взаимозависимого происхождения:
1) Неведение (авидья);
2) Кармические импульсы (самскара);
3) Индивидуальное сознание (виджняна);
4) Определенный ум (имя) и его выражение в определенной форме (нама-рупа)
5) 6 чувственных способностей и их функции (шадаятана);
6) соприкосновение сознаний чувств с объектами (спарша);
7) чувства (ведана);
8) желание (тришна);
9) привязанность к объектам (упадана);
10) желание существования (бхава);
11) рождение (джати);
12) старость, страдания, смерть (джара-марана).
3. Страдания можно прекратить (ниродха)
Забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания. Противоядие дурной карме: культивирование любви, дружелюбия, милосердия, сострадания и сочувствия к другим существам.
10 Благих деяний (противоположность 10 кармообразующим факторам).
4 условия, очищающие карму:
1) Раскаянье, желание исправить содеянное;
2) Анализ действия - применение мыслительных техник;
3) Обещание больше не делать того же;
4) Медитация.
5 методов борьбы с нездоровыми состояниями ума:
1) замена нездоровых мыслей иными, имеющими светлые корни
2) исследование возможных последствий нездоровых мыслей
3) умение забывать дурные мысли
4) успокоение нездоровых мыслей их постепенным утончением
5) решительное подавление нездоровых мыслей.
4. Существует Путь (марга), ведущий к освобождению от страдания.
Восьмеричный благородный путь
Включает три аспекта буддийской практики:
- нравственное поведение (шила);
- медитация (самадхи);
- мудрость (праджня).
1. Истинное понимание
Понимание четырех благородных истин.
2. Истинное намерение
Намерение стать Буддой, освободить все живые существа от страданий.
3. Истинная речь
Отсутствие лжи, клеветы, грубой речи, пустой болтовни.
4. Истинное действие
Не отнимать жизнь у живых существ, воздерживаться от присвоения чужой собственности, воздерживаться от всех форм сексуального насилия, воздерживаться от употребления опьяняющих веществ.
5. Истинный образ жизни
Образ жизни, не связанный с насилием, честный путь зарабатывания на жизнь.
6. Истинное усилие
Срединное усилие, не истязать себя, но и не потакать своим слабостям.
7. Истинное размышление
4 основы внимательности:
1) внимательность к телу;
2) внимательность к чувствам;
3) внимательность к состояниям ума;
4) внимательность к объектам ума (дхармам).
8. Истинное сосредоточение (медитация).
Включает понятие о восьми ступенях медитации - дхьянах. Четыре начальных таковы:
1 дхьяна
а) общее размышление,
б) концентрация - направленное размышление,
в) восторг,
г) радость,
д) одноточечность мышления (погружение в предмет медитации).
2 дхьяна - уходит усилие и концентрация.
3 дхьяна - уходит восторг.
4 дхьяна - уходит блаженство, остается лишь чистая внимательность.
2 характеристики медитации.
1) Шамадха (концентрация) - возможна лишь при малом количестве объектов.
2) Випассана (прозрение) - возможно лишь при отсутствии дискурсивного мышления.
а) прозрение в непостоянство
б) прозрение в отсутствие "я"
в) прозрение в причины страдания
5 условий медитации.
1) Вера
2) Мудрость
3) Усилие
4) Концентрация
5) Внимательность
7 факторов просветления.
1) Внимательность
2) Исследование дхарм
3) Спокойствие
4) Уравновешенность
5) Сосредоточенность
6) Восторг
7) Усилие.
5 препятствий медитации.
1) Чувственное желание;
2) Недоброжелательство;
3) Сонливость и вялость;
4) Возбуждение и беспокойство;
5) Скептические сомнения.
Три драгоценности.
1. Будда
а) Будда Шакьямуни - реально существовавший человек, разорвавший круг рождений и смертей и передавший свое учение последователям.
б) Путь, ведущий к окончательной Нирване.
в) В каждой вещи есть Будда, это сущность всего.
2. Дхарма
а) Учение Будды как тексты, заповеди, философская система.
б) Все есть Дхарма, все вещи в мире есть обучающие аспекты Дхармы, ведущие нас к пониманию себя и мира.
3. Сангха
а) Группа людей, практикующих учение Будды.
б) Все живые существа, как единое сообщество, помогающее в практике пути. Все живые существа просветляются вместе друг с другом.
6 парамит
1) Дана - парамита даяния.
а) даяние имуществом: одежда, еда, помощь бедным, выполнение дел за других;
б) даяние дхармой: наставление, ободрение людей, возможность давать дхарму Будды, объяснение сутр;
в) бесстрашие: ободрение, поддержка, помощь в трудностях, собственным примером смелости и веры.
г) дружелюбием: приветливым выражением лица, спокойной дружелюбной речью. Результат: очищает скупость, освобождает от жадности.
2) Шила - парамита обетов
Поддержание обетов, разрушает нарушения.
Результат: удерживает от разочарования,
- успокаивает сердце,
- открывает мудрость.
3) Кшанти - терпения.
Претерпевание всяческих трудностей.
4) Вирья - радостное усилие.
Быть энергичным, внимательным, прилагать усилия на пути:
а) сердечное по пути Будды;
б) физическое по спасению всех живых существ;
в) умственное по изучению дхармы.
Результат: преодолевает лень и усиливает внимательность.
5) Дхьяна - медитация, поддерживающее качество для прочих парамит.
6) Праджня - мудрость, высшая парамита.
Правила соблюдения гармонии в сангхе:
1) Разделять общее место пребывания.
2) Разделять повседневные заботы.
3) Вместе соблюдать заповеди (вместе практиковать).
4) Употреблять только те слова, которые ведут к гармонии и не употреблять слова, ведущие к расколу.
5) Делиться внутренним опытом.
6) Уважать точку зрения других, не заставлять других вставать на свою точку зрения.
8 результатов почитания трех драгоценностей.
1) Возможность стать учеником Будды.
2) База для практики (заповеди).
3) Облегчает кармические препятствия, создает добродетель.
4) Возможность аккумулировать благость и счастье.
5) Невпадение в злые интересы (основанные на трех ядах).
6) Не может быть сбит с пути (или окружен) плохими людьми.
7) Все благие начинания достигают успеха.
8) Конечный результат - Нирвана.
Классификация дхарм:
1) По группам соотнесения - скандхи
2) По источникам сознания - аятаны
3) По классам элементов - дхату
Причинно-обусловленные дхармы (санскрита) - скандхи, которые подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого происхождения.
5 скандх:
1. Рупа - форма, чувственное (содержание потока сознания, мысленное представление об оболочке).
8 видов форм:
- глаза (видимая форма)
- уха (слышимые формы)
- носа (запахи)
- языка (вкус)
- осязаемые (структура тела)
- ума (мысли)
- форма сознания форм (я смотрю, я слышу и т.д.)
- алая виджняна
2. Ведана - чувственные переживания, ощущения.
3 вида чувств:
- приятное
- неприятное
- нейтральное.
3. Санджня - восприятие - опознавание (представление) объектов пяти видов чувственного восприятия:
- существующее;
- несущесствующее;
- все двойственные категории (большое - малое и т.п.);
- абсолютное ничто.
4. Самскара - интеллект. Психические процессы (состояние ума), ментальные факторы.
6 групп ментальных факторов (51 ментальный фактор)
1) 5 вездесущих факторов:
намерение, контакт, чувство, распознавание, умственная деятельность.
2) 5 определяющих факторов:
устремление, оценка, внимательность, медитативное сосредоточение, высшее знание.
3) 11 позитивных факторов: - доверие, стыд, смущение, непривязанность, отсутствие ненависти, отсутствие неведения, радостное усилие, сговорчивость, совестливость, невозмутимость, сочувствие.
4) 5 главных омрачающих состояний:
-неведение, алчность, неприятие, гордость, сомнение.
5) 20 второстепенных омрачений:
воинственность, чувство обиды, озлобленность, склонность к нанесению вреда, ревность, притворство, обман, бесстыдство, отсутствие смущения, скрытность, скупость, надменность, лень,неверие, бессовестность, забывчивоть, отсутствие самонаблюдения (несознательность), сонливость, волнение, рассеяность.
6) 5 переменных факторов:
сон, сожаление, приблизительное рассмотрение, точный анализ.
5. Виджняна - сознание, познание, осознавание восприятия чувствами и мышлением.
сознание зрения;
сознание слуха;
сознание обоняния;
сознание вкуса;
сознание осязания;
ментальное сознание.
Причинно-необусловленные дхармы (асанскрта) - не связаны с причинно-зависимым происхождением
1) Прекращение посредством знания (пратисанкха ниродха) - разобщение с дхармами подверженными притоку аффективности.
2) Прекращение не посредством знания (апратисанкха ниродха) - представляет собой абсолютное препятствие для появления еще не достигших дхарм.
3) Пространство психического опыта (акаша), в котором отсутствует материальное препятствие.
12 аятан - источников восприятия:
Индрии - 6 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ум;
Вишайя - 6 объектов органов чувств: форма, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, объекты ума.
18 дхату - элементов:
6 органов чувств, 6 объектов чувств, 6 сознаний чувств (см. выше).
С точки зрения буддийской философии, вся совокупность дхарм (элементов), рассматриваемая как иллюзорное видение, существует только в названиях, но, однако, в сознании она представляется чем-то цельным. В состав сознательного живого существа, или индивидуума, входят все разновидности элементов. По этой причине буддисты считают, что теория дхарм-элементов является анализом самого индивидуума, человека, ибо только в нём, а не в неодушевлённых предметах объективного типа содержатся все элементы, т.е. чувственное, сознание и процессы.
Однако по этой теории индивид анализируется целиком, т.е. не только материальное его тело, рупа и психическая жизнь, но и всё объективное, что он переживает, т.е. весь внешний материальный мир. Эта теория постепенно перерастает целиком в теорию познания человеком самого себя в период анализа совершенствующих путей, где выявляются элементы морального осквернения – клеши из общего состава всех психических элементов индивида, и они сознательно подавляются. В этом отношении философия Сократа подходит во многом близко к буддийской. Сократ больше других греческих мыслителей пренебрегал вопросами, связанными с космогонией и метафизикой, ибо он не видел в них пути для познания человеком самого себя.
Психические процессы, по учению буддистов, это те единичные и мгновенные явления или процессы эмоциональных переживаний, различения, чувства, воспоминания, желания и т.д., которые могут быть усмотрены в моментах сознательной жизни. Эти психические процессы близко связаны с сознанием, однако рассматриваются отдельно от него, как соотносительность сознания, но не как функция его. Познавательный процесс сознания является действием психических элементов в тесной связи с элементами сознания. Даже некоторые представители школы вайбхашиков утверждали, что различные познавательные факторы были более тесно связаны с сознанием, чем атомы материи друг с другом.
Этот фактор получил название сампраюкта (mtshungs ldan), т.е. последствие, или оболочка сознания при сопутствии умственных элементов чайтта. Не менее важным фактором в процессе познания является элемент самскара ("du byed). Термин самскара можно объяснить так: например, чувственные элементы (рупа-дхармы – chos kyi gzugs) в независимом своём существовании являются ничем не связанными элементами. Для того чтобы произошло движение, вихрь дхарм, который создаёт сансару, необходимы ещё элементы-двигатели, или самскары, которые направили бы сознание на внешние объекты и этим самым заставили бы элементы вступить в мгновенную комбинацию между собою и, таким образом, заставили бы дхармы-носители всплывать на момент бытия и исчезать.
Одним словом, необходимы элементы-двигатели, которые поддерживают движение, процесс волнения дхарм, эти элементы-двигатели объединяются в одну группу под названием самскара. Интенсивная связь умственных факторов через элементы-двигатели с сознанием составляют психический процесс индивидуума. Эта связь называется сампраюкта самскара (mtshungs ldan "du byed).
Ранняя буддийская школа вайбхашиков насчитывала 46 разновидностей психических элементов, а виджнянавадины, или йогачары, признают 51 элемент. Психические элементы группируются в шесть групп.
Пять групп элементов, выступающих как вездесущие элементы (kun "gro):
1. Ведана
(чувство – tsor ba) – это обычное чувство, которое возникает через соприкосновение с внешними объектами.
2. Санджня (различающее сознание – "du shes) – процесс различения, или функция сознания, различающая вещи по их свойствам и форме (длинное, короткое, твёрдое или мягкое и т.д.). На присутствии этого элемента вообще основана возможность сознательной жизни, т.к. иначе всё в природе казалось бы одинаковым.
3. Четана (активность сознания – sems pa) – активность сознания. Под активностью сознания, которая опять-таки отвлечена от самого сознания, следует разуметь, по-видимому, творческое воображение, которое решает или задумывает совершить то или иное действие: телесное, словесное или мысленное. Идея конструктора, проектирующего какой-либо сложный механизм, будет относиться к элементам четана, т.е. к активности сознания.
4. Намаскара (сознание идейного – yid la byed pa) – сознание идейного. К этой группе элементов относится умственный процесс, от здравого смысла человека в его повседневной жизни до глубоких идейных убеждений.
5. Спарша (соприкосновение – reg pa) – это начало воздействия всех элементов, из которых состоит индивид. В настоящей жизни индивид проходит много этапов, или моментов, пока он не станет человеком, т.е. пока он не дойдёт до расцвета жизни.
Как утверждают буддисты, существо, будучи в эмбриональном состоянии, с момента зачатия имеет все элементы ещё в некомбинированном виде. Первый момент новой жизни – пробуждение зачаточного сознания. Дальше идёт момент чувственного и нечувственного возникновения шести баз шад-аятана и т.д. В момент соприкосновения (спарша) сознание вступает в связь с органами чувства и объективными элементами. Это значит, что живое существо в утробе матери начинает воспринимать объекты органами чувств, т.е. видит, слышит и т.д. Но оно ещё не сознаёт чувства приятного и неприятного – всего, связанного с этим. По учению буддистов, такое состояние, т.е. состояние без эмоций, продолжается до тех пор, пока данное существо не родится на свет.
Соприкосновение, спарша, – это момент, когда дхармы-элементы впервые в новом вихре принимают то расположение, которое эмпирически переживается как сознание ощущения чего-то объективного (reg pa dang yul sphyad pas gzugs su rung ba). Посредством соприкосновения и ощущения объектов обнаруживается рупа (gzuzs). Ф.И. Щербатской пишет:
Момент цвета (рупа), момент видимого ощущения материи (чакшу) и момент чистого сознания (читта), одновременно вступающие в тесное соприкосновение, создают то, что называется ощущением (или чувственным соприкосновением) – спарша1.
В момент одновременного действия всех пяти указанных элементов в интенсивной связи с сознанием происходит познавательный процесс. Это есть первый момент в процессе человеческого мышления без нравственных категорий.
II. Элементы процесса мышления с учётом нравственных категорий.
Вторым моментом процесса мышления с включением нравственных категорий является момент действия других пяти элементов в интенсивной связи с сознанием. Эти элементы виджнянавадины называют пятью реальными психическими объектами (yul nges lnga). Здесь пять элементов: чанда, адхимокша, смрити, самадхи и праджня.
В этом мыслительном процессе происходит не только интенсивная связь элементов с сознанием, но и превращение одних элементов в другие, по качеству высшие. Происходит диалектический переход количества в качество.
Если первый, или общий, момент процесса мышления относится к процессу сознания обычного человека в объективном мире, к обычному познавательному процессу индивидуума, то второй процесс мышления относится к сознанию человека, находящегося на пути махаянистического спасения. И все пять психических элементов, входящих в этот процесс, будут рассматриваться с точки зрения махаянистического и хинаянистического путей.
1. Чанда (желание – "dun pa) – это активный элемент, который толкает сознание на путь к совершенствованию.
Этот элемент обычно возникает и появляется в тот момент, когда индивид уверовал в Четыре Благородные Истины.
2. Адхимокша ( внимание – chos pa) постоянно сопровождает элемент чанда во всех его проявлениях; дисциплинирует и настораживает сознание.
3. Смрити (память – dran pa) – элемент накопления или концентрации, который действует только во времени (прошедшем, настоящем и будущем).
4. Самадхи (созерцание – ting nge "dzin) – сосредоточение ума.
Этот элемент нарастает от простого внимания до полного сосредоточения ума на объекте мышления, и этим самым ум приходит к ясному пониманию данного объекта. Это первый этап, который называется сампраджнята-самадхи.
На втором этапе наступает момент, когда наблюдается прекращение всех умственных модификаций, т.е. полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления. Здесь происходит "переход от количества познавательного процесса в другое качество", качество отсутствия познания, что выражается потерей объекта мышления; этот процесс называется асампраджнята-самадхи.
5. Праджня (интуиция – shes rab), мгновенно постигающая запредельную истину, т.е. природу шуньи и абсолюта – нирвану.
В момент постижения асампраджнята-самадхи индивид теряет в объекте мышления его форму и различия. Вместо созерцаемого объекта появляется "неопределённость", "бездна", нечто совершенно противоположное всему феноменальному, даже нельзя сказать, что "вместо созерцаемого объекта появляется что-то бесформенное", и т.д. Но, утверждая, что "там теряется объект мышления", виджнянавадины имеют в виду потерю всех феноменальных качеств объекта.
Таким образом, теряя феноменальную природу объекта, индивид раскрывает ноуменальную реальность мира, т.е. природу шуньи. Процесс раскрытия ноуменальной реальности совершается интуицией – праджней (shes rab).
Сама же праджня раскрывается на махаянистическом пути просветления ("thong lam).
Четвёртый элемент – самадхи способствует раскрытию пятого элемента. Поэтому в шести парамитах махаянистического пути элемент самадхи всегда непосредственно предшествует праджне.
Элементов, вызывающих добродеяния, насчитывается одиннадцать (dge pa bcu gcig). Эти элементы тоже находятся в интенсивной связи с сознанием:
1. вера (шраддха, dad pa),
2. чувство стыда, совесть (хри, ngo tsha shes pa),
3. скромность (апатрапа, khrel yod pa),
4. бесстрастие (алобха, ma chags pa),
5. отсутствие гнева (адвеша, zhi stang med pa),
6. отсутствие невежества (амоха, ti mug med pa),
7. прилежание (вирья, brtson "grus),
8. совершенствование знаний (прашрабдхи, shin tu sbyangs pa),
9. бдительное отношение ко всем живым существам (апрамада, bag yod pa),
10. равное отношение ко всем живым существам (упекша, btang snyoms),
11. никому не вредить (ахимса, rnam par mi cheb).
Сущность или основные характеристики вышеуказанных элементов добродеяния понятны. Но стоит остановиться на десятом элементе, называемом равное отношение ко всем живым существам. Об этом элементе пишет известный тибетский учёный XIV в. Рендапа в книге "Комментарий к Абхидхармасамуччая"2:
Сознание, воспитанное на равном отношении ко всем живым существам, достигается при помощи дхьян в результате реализации плода "анагамин". Индивид, подлинно познавший учение "Об отсутствии индивидуального Я", обретает невозмутимость. В этот момент в нём открывается истина, что всё живое несёт в себе частицу Татхагаты, поэтому данное живое существо должно стать для меня одинаковым со всем остальным. Не может здесь быть близких и далёких, любимых и нелюбимых.
Для постижения такого результата требуется подавление клеши неведения (ma rig pa) и элемента различения ("du shes).
К десятому элементу тесно примыкает одиннадцатый, называемый ahimsa – никому не вредить. Здесь равное отношение ко всем живым обретает эмоциональную окраску сострадания, подобного отношению к матери, и, как следствие, перерастает в непричинение вреда никому. Снова "Комментарий..." Рендапы:
Индивид должен концентрировать свою мысль на том, что все живые существа в беспредельных сансарных перерождениях были его матерями. Мы утверждаем, говорят буддисты, что сансара безначальна, и поэтому наши различные перевоплощения безначальны также. Если это так, то мы не можем сказать, что данное живое существо когда-нибудь, в каком-нибудь перевоплощении не было моей матерью. Поэтому мы должны иметь равное сострадание ко всем живым существам, как к своей матери.
Естественно, анагамин, имеющий подобное убеждение, не может породить мысль вредить кому-нибудь.
Указанные одиннадцать элементов добродеяния практикуются на махаянистическом и хинаянистическом путях.
Четвёртым психическим процессом индивида виджнянавадины считают психический процесс, где участвуют оскверняющие элементы – клеши. Здесь все элементы, входящие в группу элементов клеша (nyon mongs), также имеют интенсивную связь с сознанием. Они подразделяются на основные и сопутствующие клеши.
Основных клеш шесть:
1. страсть (рага, "dоd chags),
2. гнев (пратигха, khong khro),
3. гордость (мaнa, nga rgyal),
4. неведение (aвидья, ma rig pa),
5. сомнение (вичикитса, the tshom),
6. пять ложных воззрений (log lta lnga).
В шестую основную клешу йогачары объединяют группу из пяти различных небуддийских, а значит, ложных воззрений. Они суть:
1. Воззрение о разрушаемости всех вещей и явлений (саткая-дришти, "ji tshogs la lta ba). Представители этого взгляда придерживаются мнения, что все объективные вещи и явления состоят из различных частей, поэтому они без исключения подвержены разрушению. Вне, за пределами указанных объективных вещей и явлений, ничто не существует, стало быть, и не существует абсолютной реальности, называемой нирваной.
2. Признание того, что сансара имеет начало и конец (антаграха-дришти, mth"a "dzin pa"i lta ba); сюда входят ещё два воззрения:
– положение о вечности материи (rtag mthar lta ba),
– отрицание существования потустороннего мира (chad mthar lta ba), загробной жизни, морального закона причины и следствия (кармы).
3. Воззрение, признающее свой взгляд выше всех других взглядов (дришти-парамарша, lta ba mchog "dzin).
4. Воззрение, признающее нравственный закон выше всего (шила-врaта-парамарша, tshul khrims brtul zhugs mchog "dzin). Во времена распространения буддизма в Индии были школы, считающие нравственное раскаяние самым высшим добродеянием, причём они признавали именно такую нравственность, которая противоречила буддийской: например, сюда относились те аскеты, которые занимались физическим истязанием своего тела и другими противонравственными, с точки зрения буддизма, поступками.
5. Ложное воззрение (митхья-дришти, log lta).
Клеши (nyon mongs) – это элементы, возбуждающие отрицательные (грешные) поступки. Некоторые определяют клешу как первобытное страдание. По учению буддизма, волнение дхарм, или сансара, безначально ("khor ba thogs ma med), поэтому клеши не есть результаты грехопадения, они не грехи, которые можно искупить, а первобытное страдание, которое должно быть приостановлено. Грех может быть совершён в результате волнения элементов, т.е. в основе безначального волнения лежат элементы самскара – "du byed. Они производят (обусловливают) нравственно положительные (dge pa) и отрицательные действия (mi dge pa). Нравственно отрицательные действия обусловлены клешами (nyon mongs). Ф.И. Щербатской поясняет это положение так:
Элементы морального осквернения – клеша – всегда имеют место в нашей жизни – сантана (mtshan gzhi) в связанном (скрытом) состоянии. Здесь они имеют форму остатков – анушая, они прикрепляются к другим элементам, загрязняют их, приводят их к столкновению и предотвращают от состояния покоя. Это влияние неспокойных элементов в жизни называется общей причиной – сарватрага-хету, так как оно действует на весь поток жизни – сантана, все его элементы становятся загрязнёнными. Первостепенная причина этого неблагоприятного состояния – иллюзия, или невежество, – основной член в колесе жизни. Она продолжает существовать и проявлять своё влияние до тех пор, пока крутится колесо и постепенно нейтрализуется и, наконец, останавливается противодействием в форме превышающей её мудрости – праджня-амала3.
Страсть, гнев, гордость, неведение, сомнение – эти элементы входят в группу элементов клеша; как они действуют на сознание, нам известно. Среди них элемент неведение является самым основным. Благодаря неведению феноменальный мир познаётся индивидом так, что в нём присутствуют все условия для реализации страсти, гнева, гордости, сомнения и т.д. По утверждению буддистов, индивид, подавивший в себе клешу неведения, становится просветлённым. Он смотрит на мир иными глазами, через призму мудрости. Тогда, по утверждению Чандракирти, там не остаётся ничего, кроме бездны – шуньяты, где нет места и условия для реализации страсти, гнева, гордости и т.д.
Пятым психическим процессом является процесс актуализации двадцати видов сопутствующих клеш (nye ba"i nyon mongs pa nyi shu)4. К ним относятся:
1. злоба (khro ba),
2. страх (khon du "dzin pa),
3. скрытность ("chab pa),
4. пламенность души ("tshig pa),
5. зависть (phrag dog),
6. жадность (ser sna),
7. мираж, ложное видение (sgyu),
8. ложь (g.yo),
9. горделивость (rgyags pa),
10. наведение страха (rnam par "tshe ba),
11. бесстыдство (nge tsha med pa),
12. нескромность (khrel med pa),
13. язвительность, терзание других (rmugs pa),
14. утомляемость (rgod pa),
15. неверие (ma dad pa),
16. невыдержанность, аморальность (le lo),
17. невнимательность, непредупредительность (bag med pa),
18. забывчивость (brjad nges pa),
19. непонятливость (shes bzhin ma yin pa),
20. состояние смятения (rnam par gyeng pa).
Вся буддийская хинаянистическая практика сводится к тому, как нужно индивиду освободиться от морального осквернения – от клеш. Для полного подавления всех клеш хинаянистический святой – архат проходит два пути: путь накопления добродеяний (tshogs lam) и путь творческий (spyor lam).
Метод подавления клеш сводится к тому, что индивид должен обдумать каждую клешу в отдельности и после осознания её должен практически, умышленно подавить её в жизненном опыте. Этот опыт от простого смертного человека (притхаг-джана, so so skyes bo) до состояния архата имеет четыре плода.
По утверждению буддистов, когда ищущий обдумал все (четыре) Благородные Истины и пришёл к выводу о необходимости освободиться от страдания, то этим самым он попадает в состояние, именуемое "вошедший в поток" буддийского учения (срота-апанна, rgyun zhugs). Это и есть первый плод. Но до срота-апанна индивид проходит четыре стадии. На последней стадии (пути творческой практики – бхавана-марга) он и обретает состояние срота-апанна. Второй плод – сакадагамин (phyir "ong). Индивид напряжённо сосредоточивается на каждой клеше в отдельности и практически подавляет их. В этом состоянии (сакадагамина) индивид полностью ещё не освобождается от клеш, хотя у него воспитывается стоицизм, твёрдость духа и высшая бесстрастность. В этом состоянии индивид ещё один раз рождается в сансаре.
Следующий плод – анагамин (phyir mi "ong). Так называется индивид, полностью очистившийся от клеш и тем самым больше не возвращающийся в сансару, то есть не подчиняющийся закону кармы. Он совершенствуется дальше и достигает последней ступени – архатства (dgra bcom pa). Архат – последний, четвёртый плод совершенствующегося. Состояние архата – высшая святость хинаяны, где подавлены все основные и малые клеши. Для достижения состояния архата требуется реализация пяти элементов, перечисленных во втором моменте процесса мышления.
VI. Элементы "обратимого психического процесса".
Последний, шестой, психический процесс называется обратимым психическим процессом (gzhan "gyur bzhi), где участвуют четыре элемента:
1. сон (gnyid),
2. раскаяние ("gyod pa),
3. иллюзия (rtog pa),
4. исследование (dpyod pa).
Эти четыре элемента не входят в состав клеш. Поэтому они не подавляются усилием воли, а сон может быть прекращён просто через напряжённое сосредоточение. Остальные три элемента могут быть легко обращены на пользу совершенствования.
Васубандху утверждает, что полная реализация каждого элемента как психического процесса происходит в случае полного совпадения причины (rgyu) и условия (rkyen). Если присутствует причина процесса, но не будет при этом условия возбуждения, то не будет психического процесса раскаяния или угрызения совести и т.п., и, наоборот, хотя есть условие для возбуждения, но не будет причины, то не произойдёт самого процесса. Поэтому для прекращения такого нежелательного процесса, как сон при самадхи (сосредоточении), индивид усилием воли может разрушить совпадение причины и условия, т.е. отнимает один из компонентов – причину или условие. Вайбхашики говорят, что для ликвидации "сна" нарушение совпадения компонентов наступает при напряжённом сосредоточении.
Таким образом, основатели школы виджнянавады, Асанга и Васубандху (IV в. н.э.) признали указанные 51 элемент психическими процессами (sems byung lnga bcu gcig).
Список 51 психического элемента.
I. Элементы процесса мышления без связи с нравственными категориями.
1. Чувство.
2. Различаюшек сознание.
3. Активность сознания.
4. Сознание идейного.
5. Вездесущее соприкосновение.
II. Элементы процесса мышления с учётом нравственных категорий.
1. Желание.
2. Внимание.
3. Память.
4. Созерцание.
5. Интуиция.
III. Элементы, вызывающие добродеяния.
1. Вера.
2. Стыд.
3. Скромность.
4. Бесстрастие.
5. Отсутствие гнева.
6. Отсутствие невежества.
7. Прилежание.
8. Совершенство знаний.
9. Бдительность.
10. Равное отношение.
11. Сознание никому не вредить.
IV. Элементы психического процесса с участием основных оскверняющих элементов.
1. Страсть.
2. Гнев.
3. Гордость.
4. Неведение.
5. Сомнение.
6. Пять неверных (ошибочных) воззрений.
V. Элементы психического процесса с участием сопутствующих оскверняющих элементов.
1. Злоба.
2. Страх.
3. Скрытность.
4. Пламенность души.
5. Зависть.
6. Жадность.
7. Мираж, ложное видение.
8. Ложь.
9. Горделивость.
10. Наведение страха.
11. Бесстыдство.
12. Нескромность.
13. Язвительностъ (терзание других).
14. Утомляемость.
15. Неверие.
16. Аморальность.
17. Непредупредительностъ.
18. Забывчивость.
19. Непонятливость.
20. Состояние смятения.
VI. Элементы т.н. "обратимого психического процесса".
1. Сон.
2. Раскаяние.
3. Иллюзия, мечта.
4. Исследование.
Примечания.
1 – F.I. Stcherbatskoi. The Central Conception of Buddhisin and Meaning of the Word "dharma". London, 1923, p. 55.
2 – Rje btsung reng gd"a pa"i kun btus tikka. Тибетское издание, л. 25a.
3 – F.I. Stcherbatskoi. The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word "Dharma". London, 1923, p. 35.
4 – "Nyon mongs chung ngu"i sa pa rnams" или "Biblioteca Buddhica", XX, тибетский перевод "Abhidharmakosa-karikah", Л., 1930, с. 144, 145.
МЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
Асанга в своем труде «Антология Абхидхармы» насчитывает пятьдесят один ментальный фактор. В их число входят пять вездесущих факторов, пять определяющих факторов, одиннадцать благих факторов, шесть коренных омрачений, двадцать вторичных омрачений и четыре изменчивых фактора. Пять первых факторов сопутствуют любому сознанию и, следовательно, именуются вездесущими . Вот они:
1. Ощущение , состоящее из приятных, болезненных и нейтральных ощущений. В данном контексте ощущение есть не ощущаемый объект, но то сознание, что ощущает.
2. Различение , то есть разделение объектов на «этот – такой, а тот – такой».
3. Намерение , или внимание, направляющее ум к объекту.
4. Ментальное вовлечение , то есть фактор, привлекающий ум к объекту.
5. Соприкосновение , посредством которого объект определяется как привлекательный, непривлекательный или нейтральный.
При определении пяти скандх только два ментальных фактора из пятидесяти одного – ощущение и различение – рассматриваются как отдельные скандхи. Как сказано в «Сокровищнице Абхидхармы» Васубандху, тому есть две причины: во-первых, желание избавиться от боли и получить взамен приятные ощущения приводит к ссорам между людьми; во-вторых, различные представления о предметах – «это такое-то и такое-то, но не другое» и «это мое, а не твое» – служат основой всех диспутов между философскими системами. Именно поэтому входящие в пять скандх ощущение и различение рассматриваются отдельно. В «Сокровищнице Абхидхармы» Васубандху дает очень ясное представление о пяти скандхах, двенадцати опорах восприятия (санскр. аятана ) и восемнадцати составляющих (санскр. дхату ).
Следующая группа ментальных факторов называется определяющими , так как они имеют дело со специфическими признаками объекта. Вот они:
1. Устремление , то есть поиск объекта.
2. Убежденность , то есть фактор принятия объекта за то, в качестве чего он был удостоверен[*].
3. Внимательность , то есть памятование об объекте, удержание его в уме.
4. Сосредоточение , или однонаправленность ума. Имеется в виду не высшее медитативное сосредоточение – шаматха, а незначительный фактор однонаправленности, или устойчивости, ума, которым мы обладаем уже сейчас.
5. Знание (или мудрость) – то, что подвергает объект анализу.
В следующую группу входят одиннадцать благих ментальных факторов:
1. Вера .
2. Совесть , помогающая человеку избегать неправедного поведения как несовместимого с собственными взглядами.
3. Чувство стыда , позволяющее избегать неправедного поведения из опасения вызвать неодобрение других.
4. Непривязанность , которая рассматривает желание как порок и тем самым намеренно обуздывает его.
5. Не-ненависть , которая рассматривает ненависть как порок и тем самым намеренно обуздывает ее.
6. Не-неведение , которое рассматривает неведение как порок и тем самым намеренно устраняет его.
7. Усердие , то есть воодушевленное стремление к добродетели.
8. Податливость , то есть услужливость тела и ума, возникшая в результате развития сосредоточения.
9. Самодисциплина , то есть изучение и проверка самого себя, что крайне важно для ежедневной практики.
10. Равностность .
11. Непричинение вреда .
Вышеупомянутые одиннадцать факторов относятся к благим ментальным факторам, так как они добродетельны по своей сути. Далее различают шесть коренных омрачений :
1. Желание , то есть привязанность к внешним или внутренним объектам.
2. Гнев , то есть ненависть, основанная на одном из девяти источников порождения вредоносных намерений. Что это за источники? Тот, кто навредил себе, вредит себе, либо навредит себе; тот, кто навредил своему другу, вредит своему другу, либо навредит своему другу; и тот, кто помог своему врагу, помогает своему врагу или же поможет врагу. Таковы девять источников возникновения гнева.
3. Гордость , которая проявляется в семи ее разновидностях. Одна из них – гордые помыслы о (самосущем) «я». Вторая – раздуваясь от спеси, свысока смотреть на тех, кто ниже, или же воображать, что превосходишь равных тебе. Еще одна разновидность гордости – считать, что ты лишь чуть ниже тех, кто на самом деле значительно тебя превосходит, при этом воображая: «Я знаю почти столько же, сколько и такой-то». Бывает еще и запредельная гордость, когда человек считает себя выше даже достойнейших из достойных. Существует и гордость того, кто воображает, будто обладает даром ясновидения, хотя это не так, или же полагает, что обрел сверхъестественные силы, тогда как в действительности, к примеру, одержим духом.
4. Неведение , которое в данном контексте являет собой непостигающее сознание, мешающее человеку узреть истинную форму существования объектов. Согласно Асанге, если брать в расчет виды сознания, неверно воспринимающие истину, и те, что просто не ведают истины, то неведение есть то сознание, что не ведает истины. Однако согласно Дхармакирти и Чандракирти, неведение – это сознание, неверно воспринимающее природу вещей.
5. Сомнение . Согласно одному толкованию, всякое сомнение обязательно является омраченным, в то время как по другому – не обязательно.
6. Омрачающие воззрения , то есть анализирующий ум, пришедший к неверному заключению и посему являющийся омрачающим. Поскольку ложные воззрения делятся на пять видов, считается, что есть десять категорий коренных омрачений – пять не-воззрений и пять омрачающих воззрений. К последним относятся следующие:
1. Воззрение, которое рассматривает преходящее собрание (скандх) как самосущие «я» и «мое». Это омрачающее познание, которое, наблюдая подверженное распаду собрание психофизических совокупностей, воспринимает их как самосущее «я» и самосущее «мое».
2. Крайние взгляды. Это омрачающее познание, которое считает «я», порожденное вышеуказанным взглядом на преходящее собрание (скандх), либо постоянным, незыблемым и неизменным, либо никак не связанным с будущей жизнью. Эти два воззрения называются, соответственно, крайностью этернализма и крайностью нигилизма.
3. Представление о дурном воззрении как о превосходном. Это омрачающее познание, которое, воспринимая воззрение о преходящем собрании как о самосущих «я» и «мое», либо крайние взгляды, либо скандхи, на которых базируются подобные воззрения, считает их превосходными.
4. Представление о порочной этике и порочном поведении как о превосходных. Это омрачающее познание, которое, наблюдая либо порочные этические системы, либо поведение, сходное с поведением собак или других животных, или же наблюдая скандхи, на основе которых возникает всё вышеупомянутое, считает подобное превосходным.
5. Ложные взгляды, то есть омрачающее познание, отрицающее то, что в действительности существует, и приписывающее существование тому, чего не существует. В классификации десяти недобродетелей ошибочное воззрение соответствует только первой части этого определения, но здесь, в контексте пяти омрачающих воззрений, оно характеризуется обоими признаками.
Таковы пять омрачающих воззрений, которые вкупе с пятью омрачающими не-воззрениями составляют то, что именуется десятью тонкими факторами, усугубляющими омраченность. В тех случаях, когда пять омраченных воззрений рассматриваются в качестве одной категории, выделяют шесть тонких факторов, усугубляющих омраченность. Кроме того, различают двадцать вторичных омрачений:
1. Враждебность , вызванная гневом.
2. Недовольство .
3. Сокрытие пороков [*153].
4. Злобная речь , которая подобна враждебности, но выражена словами.
5. Зависть или ревность.
6. Жадность , скупость.
7. Обман , когда человек притворяется, что обладает отсутствующими у него благими качествами.
8. Притворство , то есть сокрытие своих пороков.
9. Надменность , то есть кичливость, самодовольство, самолюбование.
10. Злонамеренность .
11. Бессовестность .
12. Бесстыдство , то есть игнорирование чужого мнения.
13. Вялость , апатия, то есть омраченность и отсутствие всяких мыслей.
14. Возбужденность , то есть сумбурное стремление ума к объекту желания.
15. Неверие .
16. Лень .
17. Недисциплинированность .
18. Забывчивость .
19. Невнимательность .
20. Отвлечение .
В следующую группу входят изменчивые ментальные факторы, то есть те, что меняются в зависимости от намерения и сопровождающих их видов ума:
1. Сон . Если перед засыпанием ваш ум добродетелен, фактор сна также будет добродетельным, но если перед сном ваш ум недобродетелен, занят омраченной деятельностью, фактор сна также будет недобродетельным.
2. Раскаяние , то есть фактор сожаления. Если человек сожалеет о совершённом им добродетельном поступке, подобное раскаяние недобродетельно, тогда как сожаление о недобродетельном поступке добродетельно.
3. Исследование , то есть получение общего представления об объектах.
4. Анализ , то есть подробное рассмотрение объектов. Нравственная оценка исследования и анализа меняется в зависимости от контекста: будучи направлены на объекты вожделения и ненависти, они недобродетельны, но если их применяют в отношении благих объектов, то и сами они добродетельны.
Это подводит нас к завершению обсуждения темы пятидесяти одного ментального фактора, подробно раскрытой в «Антологии Абхидхармы» Асанги. Вышеупомянутые классификации не включают в себя все ментальные факторы, их гораздо больше. Все перечисленные факторы сходны в одном: по своей природе они являются сознанием, однако рассматриваются по отдельности с точки зрения выполняемых ими функций.
Из книги Концетрация и медитация автора Шивананда Свами Из книги Гарвардские лекции автора Гьяцо ТензинВИДЫ УМА И МЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ Сознание можно также разделить на основные виды ума и ментальные факторы. Некоторые ученые поясняют, что основные виды ума рассматривают объект в целом, а ментальные факторы выделяют частные признаки этого объекта. В буддийских системах
Из книги Ум и Пустота автора Тинлей Геше Джампа2. МЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ Сегодня мы продолжим учение об уме и подробно рассмотрим шестой вид первичного сознания, то есть ментальное сознание. Ментальное сознание вырабатывается на основе ментальных органов. Например, зрительное сознание – это ментальный орган для
Из книги Взлом техногенной системы автора Зеланд ВадимМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИЩЕПКИ Рассмотрим несколько типичных примеров о том, какие бывают ментальные прищепки и как с ними расстаться.Сложные проблемыУстранение: снять важность - начать действовать.Независимо от того, какого рода эти проблемы, Трансерфинг, в отличие от
Из книги Наука самосовершенствования и влияния на других автора Аткинсон Вильям ВолкерГлава 2. Ментальные волны В предыдущей главе мы говорили о том, что все воплощения энергии и все формы материи основаны на вибрациях. Мы узнали о том, что существуют поля вибрационной энергии, не заполненные известными ее формами. Но поскольку природа не терпит пустоты,
Из книги Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья автора Кэмпбелл ТомасГлава 5. Ментальные образы В предыдущей главе мы назвали два важнейших фактора психического влияния и подробно обсудили первый – концентрацию внимания. Сейчас мы сосредоточимся на втором факторе, не менее важном для ментального влияния. Мы будем говорить о психических
Из книги Ваш персональный коучинг успеха. Руководство к действию автора Козлова Анна М.Факторы риска Существует как минимум четыре важных фактора риска возникновения рака молочной железы, на которые оказывает влияние питание, как показано в табл. 8.1. Многие из этих взаимосвязей получили подтверждение в ходе «Китайского исследования» после того, как
Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд ДжекДругие факторы Недавно было отмечено, что те же факторы риска, которые способствуют возникновению колоректального рака (то есть питание, бедное овощами и фруктами и богатое животной пищей и рафинированными углеводами), могут также спровоцировать синдром
Из книги Транssерфинг. Новый взгляд автора Валдинс Инга Из книги Фаза. Взламывая иллюзию реальности автора Радуга Михаил Из книги Сверхвозможности человеческого мозга. Путешествие в подсознание автора Радуга Михаил Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми Из книги Как научиться видеть знаки судьбы. Практикум усиления интуиции автора Калабрезе Адриана