Правильное построение предложений. Как «строить» предложения на английском и разобраться во всех временных формах? Вспомни как строятся и оформляются

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

  1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
  2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
  3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
  4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
  5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

Несколько советов на дорожку:

  1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
  2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
  3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
  4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
  5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

  1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
  2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

  1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
  2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
  3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
  4. Пропущены вступление, заключение.
  5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
  6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
  7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

  1. Когда ребенок учится говорить?
  2. Ребенок не говорит.
  3. Что нужно говорить малышу?
  4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
  5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Какие ошибки здесь допущены:

  • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
  • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
  • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
  • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

А вот исправленная версия:

  • Вступление.
  • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    • чтение вслух,
    • развивающие скороговорки,
    • артикуляционная гимнастика,
    • много общения,
    • словесные игры.
  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Типичные ошибки родителей:
    • назойливое обучение,
    • недостаток внимания.
  • Заключение.

Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Я желаю вам удачи!

Итак, текст представляет собой целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец как её завершение. Это сложное коммуникативное единство содержательной стороны и показателей его организации.

1. Целостность как свойство текста предполагает наличие у данной единицы какой-либо единой темы повествования. Эта тема может быть сформулирована как заглавие. Придумать заглавие к тексту крайне сложно, ведь оно должно, с одной стороны, отражать содержание всего текста, а с другой - быть воспринятым адресатом речи, понятным ему.

    Приведём в качестве примера школьное сочинение:

    Мой дом

    Мы живём в большом доме на пятом этаже. У нас две комнаты и кухня. В большой комнате живёт моя бабушка и я. Бабушка была врачом. Она работала в Ростове. А потом переехала к нам. Сейчас она болеет. Мама даже боится, что её надо положить в больницу. Там за ней лучше будут ухаживать. И мы не будем волноваться, вдруг с ней что-то случится. Ведь я всё время в школе, а мама с папой на работе. В спальне живут мама и папа. А в кухне мы едим и пьем чай.

Если рассмотреть это явно неудачное в целом сочинение с точки зрения соотношения текста и заглавия, то можно констатировать определённое несоответствие. В тексте речь идёт в основном о бабушке ученика, тогда как заголовок ориентирует нас на описание дома, в котором живёт эта семья.

Наверное, каждый сталкивался с подобного рода замечаниями учителя по тексту собственных сочинений. Так, частотной ошибкой является пересказ произведения художественной литературы, тогда как заглавие ориентирует автора на анализ текста, образов героев и т.д.

2. Текст обязательно должен иметь композицию , должен быть построен по определённому плану , который обычно имеет трёхчастную структуру - зачин, среднюю часть (развёртывание мысли) и концовку.

3. Внутри текста, особенно большого и сложного, можно выделить составляющие его компоненты - сложные синтаксические целые, или сверхфразовые единства (в большом тексте это главы, параграфы и т.д.). Это группа предложений, которая раскрывает микротему текста и, в свою очередь, имеет зачин, развитие мысли и концовку. В пределах одного сложного синтаксического целого (сверхфразового единства) каждое следующее предложение как бы отвечает на вопрос, возникающий при чтении предшествующего предложения. Невозможность задать вопрос к следующему предложению означает завершение сложного синтаксического целого.

    В качестве примера приведём один абзац из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

    Неожиданная весть сильно поразила меня. Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва.

    После прочтения первого предложения: Неожиданная весть сильно поразила меня - можно задать вопрос: Почему это известие поразило меня? Как бы ответом на этот вопрос будут следующие две фразы: Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. Какой вывод следует из этого? Ответ - в четвёртом предложении: С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва. Далее можно поставить вопрос: Что в такой ситуации кажется мне особенно опасным? Ответ: Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.

    Легко заметить, что данный отрывок из повести А.С. Пушкина не воспринимается как абсолютно законченный текст. В первом предложении абзаца явно содержится отсылка к предыдущему повествованию (неожиданная весть ). Последнее предложение абзаца также делает возможным продолжение повествования. Именно этим и обеспечивается связь сложных синтаксических целых в единый макротекст.

    Вместе с тем законченность данного текста легко проследить, прочитав следующий за последним предложением отрывок:

    - Послушайте, Иван Кузмич! - сказал я коменданту. - Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога ещё свободна, или в отдалённую, более надёжную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть.

    С одной стороны, этот микротекст содержит мысли, непосредственно связанные с предыдущим микротекстом, однако содержание нового микротекста не является ответом на вопросы, которые можно было бы поставить к последнему предложению предыдущего микротекста (Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло. ) Что именно представилось? Почему сердце замерло?

    Следует помнить, что все вопросы, которые можно задать внутри сложного синтаксического целого, должны быть существенными для развития текста. Если же они носят чисто ассоциативный характер, то текст оказывается разорванным. В нём будет отсутствовать развитие мысли. Это легко проследить на примере приведённого выше сочинения «Мой дом». В целом в плохих сочинениях нет микротем, нет сложных синтаксических целых. Есть только набор отдельных предложений, в лучшем случае связанных только по ассоциации.

4. В тексте всё взаимосвязано, в том числе сложные синтаксические целые и отдельные предложения в них. Существуют различные средства межфразовой связи . Назовём основные из таких средств:

    предметная связь (отдельные части текста объединяются именами людей, названиями описываемых предметов);

    временная связь (наличие в тексте единого временного пространства). Временное единство выражается грамматически и лексически: в 1961 году, сначала-потом; утром-вечером и т.д. Обратите особое внимание на грамматическое единство времени. Смена времени всегда должна быть оправданной! Одной из самых частых ошибок в школьных сочинениях является немотивированный переход от настоящего времени к прошедшему, и наоборот: Вчера по первому каналу показывали мой любимый фильм «Крепкий орешек». Я смотрю этот фильм уже седьмой раз ;

    пространственная связь (в нашем городе, там, здесь и т.д.);

    порядок слов .

    В письменном повествовательном тексте предложение обычно начинается с темы, предмета сообщения, чего-либо известного (из предыдущего высказывания) или менее значимого в содержательном плане. А заканчивается предложение обычно новой, наиболее значимой в данном контексте и ситуации информацией. Распределение известного и нового, менее и более значимого зависит от текстового целого. Наиболее распространённым является такой порядок слов. Та информация, которая была новой, наиболее значимой и располагалась в конце в предшествующем предложении, в последующем предложении становится известной, менее значимой и поэтому перемещается в начало.

    Например: На другой день я проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия. Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая (Пушкин). В первом предложении содержательным центром, наиболее значимой является информация о том, что Петр Гринёв (автор повествования) проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия . Не случайно эта информация расположена во второй части предложения и при произнесении высказывания вслух отделяется от менее значимой информации (на другой день ) паузой. Во втором предложении вторая часть первого предложения получает выражение в словосочетании размышления мои . Эта информация уже известна и менее значима, поэтому она располагается в начале. Новая же информация: были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая - помещается в конце.

    Ср.: нарушение порядка слов в отрывке из школьного сочинения: Я люблю книги о войне. Я узнаю о героях из них; правильный порядок слов: Я люблю книги о войне. Из них я узнаю о героях;

    замена существительных, прилагательных, уже известных по предшествующему тексту на местоимения и местоименные наречия (он, это, тогда, там и др.):

    Аннушка проворно ушла в лес. Касьян поглядел за нею вслед, потом потупился и усмехнулся. В этой долгой усмешке, в немногих словах, сказанных им Аннушке, в самом звуке его голоса, когда он заговорил с ней, была неизъяснимая, страстная любовь и нежность (Тургенев).

    Но не злоупотребляйте местоименными словами и следите за тем, чтобы их употребление не создавало двусмысленности.

    Ср.: В течение трёх дней хозяева должны забрать собак из питомника. В противном случае их умерщвляют;

    Обратите внимание , что в деловых текстах подобная замена не допускается.

    сочинительные союзы (и, а, но, однако и др.):

    Тётка проснулась, вскочила и, не сходя с матрасика, залилась воющим лаем. Ей уже казалось, что кричит не Иван Иваныч, а какой-то другой, посторонний. И почему-то в сарайчике опять хрюкнула свинья. Но вот послышалось шарканье туфель, и в комнату вошёл хозяин в халате и со свечой (Чехов).

    Однако использование союзов должно быть действительно необходимым. Так, в устных ответах и в сочинениях школьники часто злоупотребляют союзами, прежде всего - союзами и, а , причём без учёта их значения:

    Сначала он жил в поместье отца. А затем поехал служить в Белогорскую крепость. А там он влюбился в Машу. А Маша его тоже полюбила;

    специальные текстовые скрепы , прежде всего - вводные слова (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, с одной стороны, с другой стороны, в частности, например и др.):

    Листва уже начинала желтеть. Во-первых, мы были довольно высоко над уровнем моря, а, во-вторых, во времени мы как бы перенеслись вперёд (Арсеньев);

    неспециальные средства связи , в частности, повтор:

    Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто , в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим, по крайней мере, муромским разбойникам? (Пушкин).

    Обратите внимание: повтор обязательно должен быть содержательно и стилистически оправданным. Иначе он будет восприниматься как стилистическая ошибка!

    красная строка , абзацное членение в письменном тексте.

    Эксперименты показывают, что без красных строк текст с трудом воспринимается и осмысляется. Чаще всего (при всей специфичности различных текстов) абзац совпадает с сверхфразовым единством. Красная строка обычно подчёркивает начало развёртывания новой мысли. При этом очень важную роль играет первая фраза нового абзаца. Это своего рода «конспект» всего сверхфразового единства.

    Обратите внимание на структуру и первую фразу абзаца главы «Суд» из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина:

    Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницей моего несчастия. Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти.

Можно выделить и другие средства межфразовой связи (см., например, книги: Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980; Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., 1983; Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М., 1998; Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2001). Их использование во многом определяется типом текста, конкретными задачами, которые ставит перед собой автор. Но наличие таких связей обязательно, иначе совокупность предложений будет восприниматься как простой набор предложений, а не единый текст.

Введение

Вы помните, что текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

Текст можно озаглавить.

Тема текста - это то, о чём или о ком говорится в тексте.

Основная мысль текста - это то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

На уроке вы узнаете, как строится текст.

Как строится текст

Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается.

Прочитаем начало и конец сказки «Как мужик гусей делил».

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина.

КОНЦОВКА

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Из начала сказки мы узнали, что бедный мужик решил просить денег и хлеба у барина, а в конце узнаём, что это ему удалось. Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Пропущена в тексте основная часть.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?»

Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему голова, тебе голову». Потом отрезал задок, подает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок». Потом отрезал лапки и подает сыновьям: «Вам ножки — топтать отцовские дорожки». А дочерям дам крылья: «Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!»

И взял всего гуся.

В каждом тексте есть начало - оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное.

Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.

В основной части текста выражена главная мысль : смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации.

Определяем, где вступление, основная часть, заключение в сказке

Прочитаем все части текста и определим, где начало, где конец.

Три калача и одна баранка.

1. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

2. Одному мужику захотелось есть.

3. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

Три калача и одна баранка.

Вступление. Одному мужику захотелось есть.

Основная часть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

Заключение. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

Если в предыдущей сказке мужик был очень умён, то в сказке «Три калача и одна баранка» мужик глуп. Напрасно он ругает себя. Наелся мужик одной баранкой лишь потому, что до этого съел три калача.

Калач - пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой (см. Рис. 1).

Баранка - булочное изделие в виде кольца (см. Рис. 2).

Что общего в начале и концовке многих народных сказок

Начало и концовка многих народных сказок частично или полностью совпадают. Прочитаем начало и конец русских народных сказок «Иван - царевич и серый волк», «Марья Моревна», «Финист - ясный сокол».

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном». («Иван - царевич и серый волк»)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. («Марья Моревна»)

Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки.

(«Финист - ясный сокол»)

Сказки обычно начинаются словами: жил да был, в некотором царстве, в некотором государстве, было три сына или три дочки, три сестры.

КОНЦОВКА

«И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят».(«Финист -ясный сокол»)

«Погостили они, попировали и поехали в своё царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать». («Марья Моревна»)

«Погоревал царь Берендей да скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван - царевич и серый волк»)

Заканчиваются сказки словами : и стали они жить-поживать да добра наживать.

Какой части не хватает в тексте басни?

Прочитаем басню Л.Н. Толстого и подумаем, какой части не хватает.

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло (см. Рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация ()

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. (Начало)

Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. (Основная часть)

Не хватает заключения.

И осталась собака ни при чём.

Как можно озаглавить текст? Собака и её тень.

Понятна мораль басни? Собака осталась ни с чем из-за своей жадности и глупости, ведь она хотела отнять мясо у своей тени.

Что выделяют в основной части текста?

В основной части выделяют развитие действия, самый острый момент (кульминацию), спад действия.

Наша кошка увидела ежа. И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит. Потом прыгнула да лапками на иглы и попала. Ушла она в сторону и стала лизать лапки.

(По А. Бострому)

Найдём в тексте вступление (или завязку). Наша кошка увидела ежа.

Основная часть. Развитие действия . И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит.

Самый острый момент (кульминация) . Потом прыгнула да лапками на иглы и попала.

Спад действия . Ушла она в сторону и стала лизать лапки.

Заключение (или развязка). С тех пор уж она больше на ежа не прыгала.

Из предложений составляем текст - повествование по схеме

Из предложений составим текст-повествование по схеме:

вступление (или завязка), основная часть: развитие действия, самый острый момент (кульминация), спад действия, заключение (или развязка).

Первая охота.

1. Увидел щенок ящерицу.

2. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

3. Надоело Щенку гонять кур по двору.

4. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.

5. «Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами».

6. Фыркнул Щенок, бросил хвост - и за ней.

7. Да куда там!

8. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

9. Хвост в зубах у Щенка извивается.

10. Тихонько к ней подкрался Щенок - прыг! - и ухватил за хвост. (По В. Бианки)

Первая охота.

С какого предложения начать?

Вступление. Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами».

Основная часть. Развитие действия. Увидел щенок ящерицу. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Самый острый момент (кульминация). Тихонько к ней подкрался Щенок - прыг! - и ухватил за хвост. Хвост в зубах у Щенка извивается. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.

Спад действия. Фыркнул Щенок, бросил хвост - и за ней. Да куда там!

Заключение. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает .

Рассказываем историю по картинкам художника Н. Радлова

Расскажем по картинкам художника Николая Радлова историю (см. Рис. 4).

Рис. 4. Добрая утка ()

Как она начинается? Может быть так? Ранним утром отправились на прогулку утка с утятами и курица с цыплятами.

Что произошло? Встретилась им на пути речка. Утята смело подошли к воде. Что же делать цыплятам, ведь они не умеют плавать? Курица расположилась на утке, а цыплята - на утятах.

Чем всё закончилось? Не прошло и минуты, как все оказались на другом берегу.

Художник назвал историю Как вы думаете, можно её так закончить: «Жизнь дана на добрые дела»?

Попробуйте сами составить историю по картинкам (см. Рис. 5).

Рис. 5. Дорогому другу окажу услугу ()

Вам помогут опорные слова:

на дне росла…

захотелось полакомиться…

никак не достать…

решила помочь…

взяла за хвост…

достать растение…

сорвала стебелёк…

угостила обезьянку…

На дне ямы росла земляника. Захотелось обезьянке полакомиться ягодкой. Да никак не достать!

Змея решила помочь другу. Взяла обезьянка змею за хвост, чтобы та смогла достать растение.

Сорвала змея стебелёк и угостила обезьянку ягодкой.

Выберите пословицу, которая подходит к этой истории.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.

Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Как правильно построить текст?

Когда ты рассказываешь, рассуждаешь или описываешь что-то, важно правильно построить текст. Иначе текст может не получиться.

Всё ли понятно в данном тексте без 1 и 3 части?

(По Ю. Дмитриеву)

Непонятно, о ком идёт речь?

А если добавить начало .

Вывод. .

Перед нами текст-рассуждение.

Белые медведи - отличные пловцы. Почему?

Так ведь они могут плавать и вверх и вниз головой, на боку и даже на спине. К тому же они хорошо ныряют и долго могут оставаться под водой.

Вот поэтому белых медведей считают отличными пловцами . (По Ю. Дмитриеву)

Составляем текст из частей

Проверьте себя. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Найдите предложение, в котором заключается основная мысль.

1. Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.

2. В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.

3. Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.

В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.

Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.

Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.

Предложение, в котором заключается основная мысль.

Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо (см. Рис. 6).

Рис. 6. Кувшинка ()

Заключение

На уроке вы узнали, что в каждом тексте есть начало - оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное. Последняя часть текста, концовка , показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитайте начало и концовку ненецкой сказки. Как вы думаете, о чём говорили медведи? Придумайте основную часть сказки.

    Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились.

    С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.

    Прочитайте текст. Определите начало действия, развитие действия, самый острый момент развития действия, конец действия.

    Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки.

    Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал: пробка ему начинала нравиться.

    Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он её разгрыз, и тогда случилась совершенно странная и невероятная вещь.

    Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах.

    После этого случая Мурзика наказали. (По К. Паустовскому)

  2. Постройте из данных частей текста связный текст.

    1. Солгать - это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавший на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывёт лгунишкой, и никто больше не будет верить ему даже тогда, когда он скажет правду.

    2. Почему не нужно лгать?

  3. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее лжи.
  1. Интернет-портал Nutik.flybb.ru ().
  2. Интернет-портал Oineverova.ucoz.ru ().

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цель:

  • закрепить умения составлять предложение из слов, оформлять предложение в письменной речи, выделять с помощью интонации в устной речи;
  • развивать орфографическую зоркость, память, речь учащихся;
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Оборудование: памятки о построении предложения, иллюстрации об осени, Доктор Айболит, Леший, Лесовичок, осенние листья с записанными на них правилами. Солнышко, круги, облако в конверте (для рефлексии), презентация к уроку (Приложение 1)

Ход урока

  1. Оргмомент

Посмотрите, дети, солнце заглянуло к нам в оконце, своим лучиком играет, на урок русского языка нас приглашает!
-Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте им улыбнемся и с интонацией радости поприветствуем их словами: «Доброе утро!»
-Ребята, покажите, какое у вас настроение, как солнышко или как тучка?
-Я желаю, чтобы хорошее настроение сопровождало вас в течение всего урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Как мы строим предложение». Сегодня мы продолжим работу с предложениями. Пользуясь памяткой, будем учиться составлять предложения и грамотно их записывать. (На доске прикреплена памятка).

  • Вырази в предложении мысль и чувство.
  • Расположи слова так, чтобы было понятно: о чём и что хочешь сказать.
  • Большой буквой обозначь начало, а точкой, восклицательным знаком или знаком вопроса его конец.
  • Произнеси предложение с интонацией конца мысли.

К тайнам построения предложений мы отправимся на паровозике «Пыхчу», будем путешествовать по станциям. Для этого нам нужно составить пассажирский состав. Мне кажется, что он похож на предложение. Проверим? Из чего состоит состав поезда? (Из вагонов).

А предложение? (Из слов).

Представьте, что вагончики – это слова. С чего начинается построение поезда? (С паровозика).

Это будет началом пассажирского состава. А у предложения есть начало? (Да).
-С какой буквы будем писать начало предложения?
-Вагончики связаны между собой? (Связаны специальным креплением)
-А слова в предложении как связаны? (По смыслу)
-Вместе или отдельно пишутся слова в предложении? (Отдельно).

(Построение пассажирского состава из паровозика и трёх вагонов, и чертим схему предложения, сравниваем).

Вы согласны с моим предположением, что пассажирский состав и предложение похожи? (Согласны).
-Теперь паровозик « Пыхчу» приглашает вас в путь. «Пыхчу, пыхчу, ворчу, ворчу, стоять на месте не хочу!», - говорит он нам.
-Кто знает правила поведения в поезде? (Повторение правил поведения в поезде).

«Торопится поезд, колеса стучат.
А в поезде этом ребята сидят»

Первая станция «Проверяй-ка».

  1. Проверка домашнего задания стр. 83 упражнение № 187.

(Три: о дожде, о ветре, о кошках)
-Давайте вспомним, что мы еще знаем о предложении?
-Что выражает предложение?
-Как мы произносим предложение? (С интонацией)
-Для чего в устной речи нужна интонация? (Украшает речь, показывает конец предложения)
-А как на письме обозначаем конец предложения? (Ставим точку, восклицательный знак, вопросительный знак).

Молодцы, хорошие знания показали о предложении, а теперь посмотрим, как грамотно вы умеете писать.

Работа в тетради.

Каллиграфическая строка. Словарная работа.

«Торопится поезд, бежит паровоз.
Наших ребят в огород он привез».

Станция «Наблюдай-ка».

Какое время года сейчас?
-Главное достоинство осени – урожай. Доктор Айболит, житель этой станции решил проверить, знаете ли вы тех, кто на огороде и в лесу растет, и здоровье всем несет.
-На партах у вас лежат карточки, прочитайте слова и распределите их по группам:

  • 1 вариант – выпишите слова, обозначающие овощи;
  • 2 вариант – выпишите слова, обозначающие фрукты.

Кто затрудняется в выполнении этого задания, выпишите любые 8 слов.

На карточках: К..ртофель, астра, м...рковь, ябл...ко, яг...да, г...рох, п...мидор, груш..., к...пуста, ап...льсин, м...ндарин, л...мон, ...гурец, р...диска, ананас.

Кто справился с заданием, разгадайте кроссворд.
-Узнайте, какие ягоды положили в ведёрочко? (У детей на партах лежат нарисованные ведерочки – кроссворды с окончаниями –-ика. Дети записывают отгадки: земляника, голубика, ежевика, черника, брусника, костяника.)

Взаимопроверка. Один человек диктует, остальные проверяют.

Ребята, а за что человек ценит овощи, фрукты и ягоды? (Много витаминов)
-Доктор Айболит даёт вам совет такой:

«Всегда хорошо мой
Овощи, фрукты и ягоды перед едой.
Да и руки нужно с мылом мыть,
Чтоб микробов победить».

(Дети показывают кружки: красный, синий или зелёный).

Паровозик наш не может на месте стоять, отправляемся дальше в «тайны русского язык».

  1. Физкультминутка

«Пыхчу, пыхчу, ворчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу.»

Вдох, «Ту – ту» - выдох, вдох, «Ту – ту!» - выдох.
Бег, высоко поднимаем колени.

Бежит, несётся паровоз в осенний лес, на станцию «Составляй-ка» нас привёз. Спокойная ходьба, руки поднимаем вверх, опускаем».

  1. Письмо по памяти

Радуются люди хорошему урожаю, но осенью приходит грусть – впереди долгая зима. А.С. Пушкин писал: (Учитель открывает доску, запись слов перепутана).

  • «Дышало, небо,
  • Уж, осенью,
  • блистало, реже,
  • Уж, солнышко».

Ребята, проказник Леший перепутал слова, давайте восстановим предложения, для этого используйте памятку.
-О чём говорится в первом предложении?
-О чём говорится во втором предложении?
-На этой станции живёт ещё Лесовичок, он следит за порядком в лесу, давайте посмотрим, правильно ли мы составили предложения?

На доске запись:

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало …»).

Молодцы, хорошо справились с заданием. А какие орфограммы встретились в тексте, объясните их написание? (Правописание разделительного мягкого знака, парной согласной, правописание окончаний - подставляем местоимение оно- солнышко, небо».

  1. Письмо по памяти.

Рефлексия. Дети оценивают свою работу.

Ребята, а сейчас узнаем, все ли слова, группы слов, которые начинаются с большой буквы и заканчиваются точкой, предложения?

  1. Работа по тетради - задачнику (страница 51 упражнение № 195).

Соблюдая интонацию конца мысли, прочитайте тексты в синих овалах и подумайте, предложения это или группа слов?
-Что должно быть выражено в предложении? (Мысль, чувство).
-Ребята, прочитайте предложение, состоящее из одного слова? (Тихо.).
-А какие бы вы ещё составили предложения к этому тексту?
-Исправьте написанное так, как показано на странице тетради - задачника внизу.

Самостоятельная работа. Проверка.

Сколько у вас получилось предложений? (4).

Запись одного предложения в тетрадь. Обобщение. Чтение памятки на странице 84 учебника.

Большая буква и точка сами не превращают слова в предложение. В предложении о ком-то или о чём-то говорится, выражается какая-то мысль.

Рефлексия.

  1. Домашнее задание.

Осенью всё в природе преображается: птицы улетают, листья опадают. А как же готовятся к холодам звери, узнаете из упражнения № 196 на странице 52.
-Прочитайте текст, найдите границы предложений: начало, конец, пользуйтесь изученной памяткой построения предложений.

  1. Творческая работа

(На доске иллюстрации об осени).

Прекрасен осенний лес, так и хочется рассказать о нём, составьте предложения. (Дети составляют предложения)
- Ребята, одно предложение рассыпалось, давайте его соберём.

(На доске карточки со словами В, УБОРЕ, ЗОЛОТОМ, СТОЯТ, БЕРЁЗЫ). В этом нам помогут вопросы: В каком? В чём? Что делают? Что?

Запись предложения под диктовку.

В золотом уборе стоят берёзы.

  1. Подведение итогов

Молодцы ребята, порадовали Лесовичка, ведь он нас в лесу сопровождал и совет такой нам дал: «Вы, ребята, приходите, но деревья не губите. Украшает землю лес. Чистит воздух до небес! Лес – лучший наряд земли!»
-А вот нашу речь украшают правильные, грамотно составленные предложения.
-Давайте вспомним правила, которые мы должны знать при построении предложений.

Повторение памятки.

(На четырёх осенних листочках записано:

  • Начало предложения пишется с большой буквы.
  • В конце предложения ставь точку, восклицательный или вопросительный знаки.
  • Слова в предложении пишутся отдельно, связаны между собой по смыслу.
  • Предложение выражает законченную мысль).

Рефлексия.

«Бежит, несётся паровоз,
В 7 школу нас привёз».

Понравилось вам путешествие?
-Комфортно или не комфортно чувствовали себя на уроке?
-Покажите, какое настроение было у вас во время урока? (дети показывают солнышко или тучку)
-Какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке?
-А какую бы оценку за ведение урока поставили мне?
-Спасибо всем за хорошую работу!