Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). Нравственная проблематика в повести Н.В.Гоголя " Тарас Бульба" (урок-суд)

Извечные проблемы подвига и предательства, поднятые в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) - одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье - это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.

По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.

Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»

Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.

Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.

Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.

Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»

Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.

Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.

До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.

С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»

Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.

Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.

Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.

Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.

Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

Знаменитая повесть «Тарас бульба» практически сразу завоевала огромное количество признания среди читателей с самого первого момента своего появления.

Многие критики и специалисты в области литературы и художества утверждают, что данная повесть является одной из самых запоминающихся работ русского писателя Гоголя Николая.

В начале знакомства с данной повестью читатель может предположить, что тема всего этого произведения заключается лишь во фразе «борьба казаков за свою родину».

Но справедливо будет заметить, что это совсем не так. Безусловно, не поспоришь с тем, что данный смысл есть, но помимо него в произведении существуют и другие важные, жизненные смыслы, которыми сполна наполнено все произведение.

Основной темой всего произведения становится борьба за свою родину. Здесь нам рассказывается о сильном и мужественном народе, который не жалеет свои жизни в борьбе за честь и свободу своей родины.

Так же нельзя не отметить, что на протяжении всего рассказа можно увидеть и ещё одну не менее важную и значимую линию отношений родителей со своими детьми. В произведении очень отчетливо показаны отношения отца со своими сыновьями. Также читатель может увидеть как абсолютно одинаковое воспитание двух сыновей способствует вырастанию двух совершенно непохожих друг на друга мужчин.

Один из главных героев, сам Тарас Бульба выступает перед читателями сильным, отважным и смелым казаком, которому не чужды такие чувство, как сентиментальность. Стоит отметить, что один из его сыновей, а именно Андрий был убит своим отцом после того, как пошел против его воли.

Читая данное произведение у читателей складывается разное впечатление, но безусловно, каждый сможет найти в нём что-то лично для себя. Окунувшись в прочтение вы поймёте, что оно наполнено глубоким смыслом.

Тема повести Гоголя «Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха. Эту тему автор талантливо раскрывает в образах и поступках главных героев произведения: Тараса Бульбы и двух его сыновей.

В повести описаны далекие времена зарождения казачества, его непримиримой вражды за свою независимость с польским шляхетством. Создав свое особое государство, свободолюбивую Запорожскую сечь, казаки занимались мирным трудом, но в любой момент были готовы взяться за оружие.

Тарас Бульба – центральный персонаж повести. Это настоящий казак, мужественный и отважный человек. Персонаж не имеет реального исторического прототипа. Он олицетворяет собой все лучшие черты своеобразного российского сословия – казачества. Тарас – настоящий воин, повидавший немало на своем веку. Приезд его сыновей из учения – радость для стареющего отца. Однако, он сурово сдерживает свои эмоции, не дает матери вдоволь налюбоваться на своих детей. Тарас практически сразу начинает собираться в дорогу, чтобы показать Остапа и Андрия на Сечи, дать им ощутить вкус казачьей жизни.

Дети Тараса попадают в разудалую и лихую Запорожскую сечь, где мирная жизнь проходит в бесконечных попойках. Начало военных действий с Польшей моментально преображают жителей Сечи. Готовность по первому зову встать на защиту Родины – главное качество, присущее казачеству. В боевых столкновениях мужают и крепнут сыновья Тараса. Он пророчит своим детям великое будущее.

Осада города Дубны – центральный эпизод произведения. В нем Гоголь в возвышенных тонах описал все силу безграничной любви казаков к своей Родине. Резким контрастом этому является предательство Андрия из-за любви к полячке. Тарас не вынес этого и убил родного сына. В этом – главная трагедия произведения. Предательство Родины не может быть прощено, оно смывается только кровью.

Сердце Тараса ждала еще одна беда. Попал в плен Остап. Момент пыток и казни описан в невероятно трогательном тоне. Остап до конца вытерпел мучения, он умер с честью и гордостью.

Страшная и беспощадная месть Тараса заканчивается его мучительной смертью от рук врага. Последние слова старого казака обращены к своим товарищам. Он предрекает величие своей Родины. Образ распятого и сожженного Тараса – символ истинного борца за свободу своей земли.

Несколько интересных сочинений

    Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.

    Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

    Не так давно на меня нахлынули воспоминания. Это случилось, когда мы с папой и с мамой гуляли по парку. День стоял солнечный, и было очень жарко. И тут мне вспомнился первый день прошедшей зимы.

    Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты - стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

  • Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение

    Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Тема: Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, любви к родителям и благодарности им, бережное отношение к хлебу, т.е. воспитывать нравственные понятия у читателя

Тип урока: урок-размышление, диалог учителя и ученика.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба». Тема урока: «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Какую основную цель мы ставим на уроке? (Какие нравственные проблемы поднимает автор в произведении? Как решаются они в повести?)

Эпиграфом к уроку я взяла высказывание В. Г. Белинского

Эпиграф:

В повести Гоголь рад выставить наружу всё, что есть в жизни прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и её безобразия. В. Г. Белинский (Слайд 3)

Как вы понимаете слова Белинского? Какие ключевые слова вы выделите? Постараемся вслед с автором, работая с текстом, проследить за этим: что есть прекрасного, т.е. человеческого, в жизни героев повести.

І. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. (Слайд)

Гоголь - писатель, влюблённый в русскую, украинскую культуру, знаток героического прошлого нашей страны, оставил творческое наследие, которое является свидетельством его любви к Родине.

ІІ. Актуализация мыслительной деятельности

1. Слово учителя . В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, вся преданная любви…, ни престарелая мать, разливающаяся, как ручей, слезами, которой всем существованием завладело одно материнское чувство, - ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев - всё заменяет ватага гульливых рыцарей набегов».

Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.

2. « Мозговая атака»:

В какой век переносит нас повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя?

(Повесть переносит нас в далёкое прошлое. Гоголь воскресил Запорожскую Сечь XVI - XVII столетий, когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям - польским панам и турецким хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы.

Он показал начало национально- освободительного движения на Украине 30-х - 40-х годов ХVІ столетия. В повести запорожцы - настоящие былинные богатыри. Гоголь передал дух того времени, историю народа в её величии.)

О чём рассказывается в повести? Какова её центральная тема? (Дать краткий ответ).

(О героических подвигах сынов украинского народа, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край. Это повесть не об одном герое, а рассказ о целом народе, о его могучих силах.

Это, как сказал В. Белинский, «поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам».

Тема произведения: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение.

(Н. В. Гоголь писал: (Слайд)«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы,птицы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)

Звучит начало песни о Запорожской Сечи Є й нам про що згадати.

ІІІ. Обобщение изученного. Формирование умений и навыков.

    Вновь обращаемся к теме урока «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Что такое нравственность?

2. Словарная работа:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственный – 1. Соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали.

2. Относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Основная часть урока. Учитель: Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется козаки - запорожцы, ярко иллюстрируют законы, по которым они жили . Расскажите о законах Запорожской Сечи. Что главное в отношениях запорожских казаков? (Доверие, честность, бескорыстие)

А. Доверие, честность, бескорыстие в жизни запорожцев

Приведите примеры из текста, подтверждающие эту мысль .

Вывод: (Слайд 5 –): «Быть честным человеком для каждого - значит жить для блага общего, жертвовать общему личным интересом» (Н. Огарёв)

«Самое дорогое в человеке - это то, что называется совестью» (Л. Толстой)

Следующий актуальный вопрос. Большую часть своей жизни козак-запорожец проводит в битве. Что превыше всего для них? (Товарищество, Родина)

Б. Проблемы патриотизма, воинского братства, товарищества в повести

1. Словарная работа (Слайд)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего, народ»

(Н. Чернышевский)

«Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот - человек, проникнутый патриотизмом.

2. Работа над эпизодами, которые повествуют о храбрости запорожцев . (ІХ глава).

Выразительное чтение отрывков текста о том, как погибали многие запорожцы: Шило, Гуска, Бовдюг, Балабан. (С какой целью так подробно описывает Гоголь последние минуты и слова козаков? Что этим достигается? Какие чувства рождает у вас это прочтении?

3. Работа над образом Остапа (Слайд) Можно ли Остапа считать настоящим патриотом? Информация ученика об Остапе-казаке .

(Остап – молодой казак, красивый, сильный, умный, как и его брат Андрий. Скоро братья стали на хорошем счету у казаков: метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Оба были храбрыми воинами и в стычках с неприятелем показали своё бесстрашие и воинское умение. Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки. В бою он сохраняет хладнокровие, умеет взвесить свои силы и силы противника и принять верное решение. Тарас видит в нём задатки настоящего полководца. До самой смерти он верен родине, боевым товарищам. Во время казни Остап выносит нечеловеческие пытки. Ни крика не издал он, ни стона.

Ученик выразительно читает эпизод. (Варвара)231 стр.

Рассматриваем иллюстрацию художника Е. Кибрика «Остап перед казнью». (Слайд 8)

(Главное - это мужественный воин, изображённый на фоне массы народа, который сочувствует ему).

5. Работа над образом Тараса Бульбы (Слайд)

Кто такой Тарас –куренной атаман и какими качествами обладает? (Он отличный воин, восхищающий товарищей по оружию своим мужеством и находчивостью в боях с врагами. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага - теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману.

Моральная сила Тараса - в его несокрушимой вере в силу товарищества.

Рассказать наизусть «Речь о товариществе». В чём же главная сила запорожцев?

(Главное - в том чувстве товарищества, которое ни одному запорожцу не позволит оставить товарища в беде, а толкнёт его с риском для собственной жизни броситься на выручку.

Старый вояка очень любит своих товарищей. Нет такого товарищества между людьми, как на Русской земле, ни на какой другой земле.)

Ярче всего патриотизм козака Тараса показан в эпизоде смерти Тараса . Смотрим отрывок из к/ф «Смерть Тараса»

Учитель. Погиб Тарас героической смертью в битве с поляками. Тарас был предан родине и народу до конца жизни. Уже огонь лизал его ноги, а он думал не об огне. Он давал последний совет товарищам к спасению и прощался с ними.

Вывод: Так пламенная любовь к отчизне в сочетании с ненавистью к врагу-угнетателю и верой в великие силы своего народа выковали из Тараса Бульбы, его сына Остапа и его товарищей подлинных национальных героев.

Рассматриваем иллюстрацию Е. Кибрика «Смерть Тараса» (Слайд 10)

Что защищали казаки? (свою Украину и свою малую родину).

Вывод. Тема любви к родине - это вечная тема. Автор показал, как надо любить свою родину.

(Слайд 11) «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский)

Учитель :Трагичная, но славная судьба главных героев. Сильными и отважными являются все запорожцы. Все они презирают смерть. Это Тарас Бульба, его сын Остап, его единомышленники и друзья: Мусий Шило, Кукубенко, Попович, Степан Гуска, Бовдюг и другие. Для них дружба, воинское братство дороже всего на свете. Так, старый товарищ Товкач две недели вёз изрубленного, без сознания Тараса на Сечь, оберегая, как ребёнка. Сам Тарас говорит об этом так:

«Нет уз святее товарищества».

«Дружба и братство дороже богатства» (Народная мудрость)

В этом отражена высокая идея духовного единства борцов за народное дело.

Перед вами репродукция картины Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

(Слайд 13)Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией к ней, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями. Эти великие произведения взаимно дополняют друг друга и обогащают наше представление о могучих запорожцах, героях повести Гоголя. Над картиной художник работал в общей сложности 13 лет (1878 - 1891 г.)

Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану. (Конец ХVІ в. Турецкий султан Мухаммед шлёт запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им сдаться добровольно. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.) Познакомившись с этим документом, художник сразу же сделал наброски будущей картины.

Кто из запорожских казаков, изображённых на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?

Отвечает ученик, который выполнял индивидуальное задание):

(Это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет. В его бесхитростном, громком, от всей души смехе звучит широта и удаль казацкой вольницыХудожник сосредоточил внимание не на отдельных личностях, а на народной массе. Он создал собирательный образ свободолюбивого народа, и картина его звучит торжествующим гимном казацкой вольнице.

Можно ли утверждать, что Репин показывает крепкую боевую сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.)

В) Проблема войны и мира в произведении

1. Беседа по вопросам:

Что несла война людям?

Что происходило в душах запорожцев, когда они видели, как гибнут их товарищи?

(Война несла горе, гибли люди, месть порождала месть, сердца ожесточались. Война разрушает не только строения, но и сердца людей. Человек должен содрогаться от прочитанного о войне.)

Вывод. Мы увидели, как разрушительна война, какие беды несёт она людям. Вражда опустошает душу, уничтожает в человеке человеческое.

(Слайд) «Человек создан природой для мира, а не для войны, рождён для радости, для наслаждения…» (Рабле)

(Слайд) «Быть противником войны - это означает быть честным человеком». (Э. Хемингуэй)

И только война за национальную независимость, за веру и народ может быть оправдана.

(Слайд 16) «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры», – пишет Н. В. Гоголь.

Г. Проблемы нравственного выбора, предательства, доброты, милосердия, любви в повести

Беседа по вопросам:

Учитель. Проблема нравственного выбора обязательно встаёт перед каждым человеком. Тарас Бульба, его старший сын Остап, их товарищи, запорожские казаки, сделали свой выбор: они проливали кровь в боях, прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов землю родную, мать и веру христианскую.

Мать и Родина - те святыни, без которых не может жить человек.

Учитель. Мы низко кланяемся тем, кто защищал родную землю во все времена, и их матерям.

Но забыл об этих святынях Андрий. (Слайд 19) Перед ним тоже встала проблема морального выбора: с кем быть – с отцом, братом и товарищами защищать родину или спасать от голодной смерти прекрасную полячку, отказавшись от матери и отчизны, став предателем?

Какой выбор сделал Андрий? (Звучит текст)

О чём думал он в последние мгновения своей жизни?

Чьё имя шептал перед смертью? (Звучит текст)

Андрий предал свою родину, и мать, и отца, и товарищей.

2.Тарас Бульба не простил своему сыну предательства, вынес ему приговор и сам привёл его в исполнение.

А как вы оцениваете поступок Андрия?

Жаль ли вам молодого казака, младшего сына Тараса Бульбы?

(Тарасу жаль сына: («Чем бы не козак был?- сказал Тарас.- И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» Остапу жаль брата:

(« Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались бы над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы».

Автору жаль: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её»;

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву…»;

«Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Мне жаль).

Учитель делает вывод. Да, предательство - это страшный грех, непростительное преступление.

(Слайд 21 «Люди, которые отрекаются от своей родины, отрекаются тем самым и от своей совести» (Я. Галан)

«Человек без родины, что земля без семени» (Народная мудрость)

Но желание осудить Андрия не должно убить в вас жалости к погибшему духовно и физически человеку. Нам остаётся только пожалеть его. Вспомним мать, которая всю свою любовь отдавала дорогим сыновьям и молилась о них каждую минуту.

И этот эпизод воспитывает в нас сочувствие, доброту, милосердие.

Именно этого добивается Гоголь, описывая страдания матери Остапа и Андрия в ночь накануне отъезда сыновей в Запорожскую Сечи.

3. Выразительное чтение ученицей эпизода (Гл. І).стр.177

Эти страницы написаны так проникновенно, что они заслуживают самого пристального внимания.

Какую ночь провела мать перед отъездом сыновей в Сечь?

Каким настроением проникнут этот отрывок? (печалью).

Какие языковые средства использует Гоголь, чтобы подчеркнуть глубину переживаний матери?

(а) патетические, торжественные слова: «сыны», «очи»;

б) глаголы, расположенные в порядке нарастания действия: «приникла, расчёсывала, смачивала, глядела, превратилась, не могла наглядеться, вскормила, взрастила, взлелеяла»;

в) повторы: «Её сыновей, её милых сыновей берут от неё»;

г) сравнения: «Как степная чайка, вилась над детьми своими»).

Мать отдавала детям всю свою нежность, доброту, любовь, преданность. Она молилась за своих сыновей днём и ночью. Есаулы привезли Остапу и Андрию «благословенье от старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря».

4. А каким отцом был Тарас Бульба?

Он был суровым, строгим и хотел воспитать сыновей настоящими воинами-козаками, патриотами своей земли, защитниками родины и веры христианской. Он гордился своими детьми. Но в Тарасе нет ничего половинчатого: если любовь - то до конца, отцовские чувства - до предела, ненависть - без отступления. Никогда не простит сердце Тараса измены. Поэтому он сам вершит суд над Андрием.

И в то же время Тарас всячески старается поддержать другого своего сына - Остапа, отбивающегося от шестерых, а потом восьмерых ляхов: «Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. Вот и я следом за тобою!... Остап!.. Остап, не поддавайся!..»

А когда все его попытки спасти Остапа не увенчались успехом, он решил сам увидеть, как достойно (Тарас был в этом совершенно уверен!!!) будет умирать его старший сын. И, рискуя быть пойманным, он ответил на последний возглас Остапа:

« - Батько! Где ты! Слышишь ли ты?

А после казни сына Тарас мстил за него полякам до последнего мгновения.

Такова сила родительской любви

5. Есть ли в повести примеры ответного чувства детей к своим родителям?

Да, сыновья любят свою мать, хоть и стесняются открыто проявлять свои чувства, скучают по ней, с нежностью вспоминают мать, получив переданные ею образы. А Остап в самые тяжёлые моменты своей жизни мысленно обращается за поддержкой именно к своему суровому и справедливому отцу.

А этот момент часто ускользает от внимания читателей. Расскажите о заботе панночки о своих родителях.

(Гл. V)Панночка посылает к Андрию свою служанку с такой просьбой:

«…чтобы дал… кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня… У него также есть старая мать,- чтоб ради ее дал хлеба!»

(Гл. VІ) «В это время вошла в комнату татарка. Она уже успела нарезать ломтями принесённый рыцарем хлеб, несла его на золотом блюде и поставила перед своею панною».

Прекрасная полячка прежде, чем поднести ко рту кусок хлеба, посланного ей Андрием, спросила татарку:

А мать? Ты отнесла ей?

Она спит.

Отнесла..»

В этом эпизоде - дочерняя благодарность, тихо выраженное чувство любви, нежности к матери и отцу).

Учитель. Вот он, (Слайд 23) душистый хлеб, без которого мы не представляем жизни. Сейчас вы имеете его вдоволь. Но никогда не забывайте о тех, кто умирал от голода, и помните: в хлебе – пот и труд земледельца. Так уважайте же этот труд и относитесь к хлебу очень бережно.

А вот ещё слова панночки: «.. перед концом своим я должна видеть, как станут умирать в невыносимых муках отец и мать, для спасенья которых двадцать раз готова бы была отдать жизнь свою...»

В чьих образах мы видим бескорыстную родительскую любовь, в каких –идею сыновней и дочерней любви и благодарности?

Вывод. В образе украинской женщины-матери и Тараса Бульбы Гоголь воплотил идею бескорыстной родительской любви, в образах Остапа и прекрасной полячки - идею сыновней и дочерней любви и благодарности.

ІV. Итог урока. Так, какие нравственные проблемы поднял в своем произведении Гоголь? Какие нравственные уроки мы извлекли по повести?

V. Домашнее задание

Сочинение на тему:

«Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?»

Повесть «Тарас бульба» очень примечательна не только в цикле «Миргород», но и во всём творчестве Николая Гоголя. Для начала следует сказать, что в сам цикл входят весьма разноплановые повести: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики». События всех этих произведений разворачиваются на Украине. И «Вий», и «Тараса Бульбу» можно назвать фантастическими, но «Вий» имеет скорее мистическую направленность, тогда как повесть «Тарас Бульба» относится к произведениям на историческую тематику. Для более глубокого раскрытия темы «Тараса Бульбы» следует подробнее проанализировать произведение.

На первый взгляд может показаться, что тема этого произведения ограничивается лишь фразой «борьба козаков за свою родину». Но это не совсем так. Безусловно, этот аспект присутствует, но помимо него есть и другие.

Борьба за родину

Эта тема является основной: козаки сражаются и с поляками, и с татарами, хоть этот эпизод не описан в тексте произведения. Запорожцы едут в Польшу не просто от скуки или чтобы размяться и закалить в боях молодых воинов. Козаки глубоко оскорблены тем, как католические священники относятся к христианским праздникам, тем, что из ряс шьют наряды, что запрягают простых христианских верующих в телеги, унижая человека: «…ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан». Эти известия вызвали бурную реакцию среди запорожцев, воспряли они духом, и, подгоняемые жаждой справедливости и боевым азартом, стали собираться в поход. Ни один из запорожцев не высказал недовольства, даже мысли о том, чтобы остаться на Сечи, среди гулянок и драк, ни у кого не могло возникнуть: «… и старые, и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу».

В боях козаки показали себя храбрыми и бесстрашными воинами, готовыми сражаться до последнего, чтобы не посрамить чести родного края. Умирая, все они произносили несколько слов о том, что ценили больше всего: о воле и Отчизне. Например, раненый Балабан произносит перед смертью: «Пусть же цветёт вечно земля Русская!», а Кукубенко благодарит товарищей, заканчивая речь фразой: «путь же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!». Благодаря образам этих запорожцев, читатель понимает, что каждый козак искренне любил родную землю. Каждый запорожец на Сечи - настоящий патриот, так как всегда готов был отстаивать в первую очередь свободу и независимость Отчизны, и только потом думать о себе.

Борьба за то, что дорого

Говоря о теме повести «Тарас Бульба» нельзя не сказать о теме борьбы за веру, которая связана с темой борьбы за Отчизну. Сам Тарас Бульба ставит христианскую веру превыше всего. «Он считал себя законным защитником православия» - так описывает Бульбу автор. Для старого козака понятие «верующий христианин» синонимично определению «порядочный человек» – не случайно молодых людей, которые пришли на Сечь, спрашивали об их вероисповедании. Вера у козаков перерастает из простых отношений с Богом в некий символ единства, то, чем объединены все запорожцы. Именно поруганная вера служит причиной такого скорого решения о нападении на поляков.

Андрий Бульбенко, поначалу представляется неким вероотступником и дезертиром, ведь он предал своих, перейдя на сторону врагов. Неправильным было бы утверждение, что младший сын Бульбы вовсе не заботился о последствиях своего поступка. Он решил сражаться с поляками из-за любви к дочери пана. Девушка, пленившее его сердце, была настолько ему дорога, так много значила для молодого козака, что Андрий отрёкся от сформированной системы ценностей: «А что мне отец, товарищи и отчизна!…нет у меня никого!». Андрий осознанно делал выбор, он понимал, что в лучшем случае никогда больше не увидит панночку, а в худшем – увидит её смерть. Он борется за то, что было ему дорого – за свою любовь, совершая рискованный поступок.

Значимой является сцена убийства Андрия. Напомним, что его убивает Тарас Бульба. Это произошло на поле боя, когда Бульба-старший увидел сына в составе польского войска. Козака охватил гнев и отчаяние: его родной сын предал ту любовь, которую воспитывал и воспитал в нём отец – любовь к Отчизне и христианской вере. Это стало слишком большим ударом для старого запорожца, не вписывалось в его картину мира. Убивая сына, Бульба убивает возможность к ренегатству как таковую. Он показывает, что выстроенные им ценности оказываются превыше кровных уз.

Заключение

Как можно заметить, тема произведения Гоголя «Тарас Бульба» не ограничивается лишь борьбой за родной край. Борьба понимается автором как нечто большее, чем просто сражение. Человек должен отстаивать свои интересы, а также то, что представляет для него ценность. Возможно, во время этой борьбы он погибнет, но всё равно до самого последнего вздоха останется Человеком.

Описание идеи и заключение, сделанные в этой статье, могут быть использованы учениками 6-7 классов при подготовке реферата или сочинения «Тема повести «Тарас Бульба»».

Тест по произведению

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - историческая повесть. Она рассказывает о жизни казаков в Запорожской Сечи, об их сражениях за независимость Украины.

Главный герой повести – старый казак Тарас Бульба , один из лучших воинов Сечи. Всю свою жизнь он провел в битвах и не мыслит себе другой жизни. Бульба до последней капли крови предан законам казачьей чести. Он верен своим товарищам, ценит и любит их больше своей жизни. Смысл жизни Тараса Бульбы– в служении товариществу, родине и православной вере.

У героя есть два сына. Это Остап и Андрий . Оба они молоды, только вернулись с учебы. Тарас мечтал, чтобы его сыновья стали настоящими казаками, защитниками отечества. Поэтому он берет их с собой в Запорожскую Сечь.

В это время по всей казачьей земле пролетела весть: на Украину идут поляки. Польские захватчики уже заняли много украинских земель и не собираются останавливаться. Узнав об этом, казаки тут же отправились на защиту своей родины.

И Остап, и Андрий смело бились с врагами. Тарас гордился своими сыновьями. Но мечтам героя не было суждено сбыться. Сначала он потерял своего младшего сына – Андрия. Юноша влюбился в полячку и перешел ради нее на сторону врага. Когда Тарас узнал, что его сын – предатель, горю его не было предела. Но для Бульбы предательство было самым большим преступлением. Поэтому он сам, своей рукой, наказал предателя. Бульба застрелил своего сына.

Но вскоре Тарасу Бульбе пришлось потерять и своего Остапа. Его взяли в плен проклятые «ляхи». Не минуту не может об этом забыть израненный и больной Бульба. Сначала он решается добыть хоть какие-то вести о сыне. А потом пытается спасти его. Но все напрасно. Остап погибает. Перед казнью он мужественно перенес множество пыток. Тарас, несмотря на свое горе, невольно гордился сыном. Бульба поддерживает Остапа в последнюю минуту, вселив в него мужество и веру.

Тарас Бульба – несчастный человек. Он пережил настоящую трагедию. Герой потерял всех своих детей. Но Остапом он мог гордиться, потому что тот погиб как настоящий воин, казак. А вот Андрий оказался предателем. И это страшнее всего для героя.

О смерти Андрия, как эпизоде наиболее трудном, читает Читатель, раскрывая переживания Тараса, передавая волнение его и гнев. Самое страшное преступление для Тараса - измена отчизне, общему делу. Он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови. Поэтому так потрясен был Тарас, когда увидел Андрия, возглавлявшего вражеский отряд. И первые его слова, непосредственно обращенные к сыну, были о том, что Андрий убивает своих товарищей: «Как?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Покорность Андрия вызвана признанием своей вины, пониманием того, что его предательство-преступление, заслуживающее суда и страшной казни. Сознавая это, он все же не раскаивался в сделанном. Любовь к девушке убила все другие чувства в его душе. Поэтому перед смертью он произносит имя не родины, как все запорожцы, а любимой.

В эпизоде смерти Андрия раскрылась до конца горячая, страстная натура Тараса, сила его характера. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына, его неустойчивости, излишней горячности. И как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку.

Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превратился под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс, каким Гоголь рисует его Невозможно развеселить теперь Тараса

Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались его жестокости

Все пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.

Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа. Он одинок среди единомышленников и товарищей по оружию. Нет его сыновей, нет прежних испытанных в боях товарищей, гетмана и полковников. Однако все, что пришлось пережить Тарасу, не сломило его могучего духа. Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу. Поэтому повесть Гоголя оптимистична. В этом -сила повести, ее пафос, ее огромное идейное и эстетическое значение.

Автор “Тараса Бульбы” воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании исторического прошлого, а также характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. С необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в “Тарасе Бульбе” народное освободительное движение. Главный герой повести предстает как участник и выразитель этого движения.

Свободно распоряжаясь историческим материалом, не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, почти ни одного реального деятеля, Гоголь вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную историю народа,

В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа.

В изображении Сечи и ее героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Органическое слияние различных художественных красок создает поэтическое своеобразие и обаяние “Тараса Бульбы”.

Украинская казаческая эпопея , длившаяся на протяжении более двух столетий(XVI - XVII), - одно из героических событий мировой истории. Горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю.

Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Украина с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским.

Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Тарас Федорович (Трясыло), Гуня, Остраница.

Изображение этой борьбы легло в основу “Тараса Бульбы”.

Новаторское значение “Тараса Бульбы” состояло в том, что главной силой исторических событий выступал в нем народ . В центре “Тараса Бульбы” - героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда еще в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. Каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельнойслиянности личных интересов человека с интересами общенародными -идейный пафос этого произведения. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выламывается из главной ее темы. Позорная гибель Андрия, являющаяся необходимым нравственным возмездием за его отступничество и измену народному делу, еще более подчеркивает величие центральной идеи повести.

Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные п равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны.