Алиса розенбаум биография. История. В погоне за американской мечтой

Великий американский бред или «Who is John Galt?». Айн Рэнд, она же Алиса Розенбаум, автор национального бестселлера, по продажам стоящего в США на втором месте после Библии, считала, что «Крест - это символ пытки. Я предпочитаю знак доллара - символ свободной торговли и свободного разума»

Однажды Библиотека Конгресса США провела обширный социологический опрос, пытаясь определить, какая книга оказывает самое глубокое влияние на американцев. Первое место, разумеется, заняла Библия, а вот второе «великая американская нетленка» «Атлант расправил плечи ». Это «великое произведение» создала «философ и писательница» Айн Рэнд (Ayn Rand), известная в США как «русская американская писательница» - «Russian Writer», - или «Американский Лев Толстой в юбке родом из Санкт-Петербурга». На сайте Рунета, посвященном творчеству и пропаганде ее идей так и сказано : «Атлант расправил плечи» («Atlas Shrugged») — роман нашей великой соотечественницы Эйн Рэнд (Ayn Rand), эмигрировавшей в США в середине 20-х годов ».

Ежегодно в мире ее книги издаются тиражом более полумиллиона экземпляров, общие количество достигло 25 миллионов. Свой первый бестселлер (роман «Источник») Рэнд опубликовала в 1943 году. «Атлант» вышел в 1957-м. При этом интерес к книгам Рэнд не угасал, но и усиливался чуть ли не в геометрической прогрессии (пока не грянул кризис и вверх пошли продажи «Капитала» Маркса )…

Милтон Фридман и Рональд Рейган . Алан Гринспен . Для Хиллари Клинтон

Однако какими бы впечатляющими ни казались эти цифры, они не в силах передать меру влияния, которое оказывает Рэнд на наших современников. И речь идет не о рядовых читателях, на книгах Рэнд воспитывается уже третье поколение деловой и политической элиты. Достаточно сказать, что среди тех читателей, кто публично признал ее влияние на формирование собственных взглядов, были Милтон Фридман и Рональд Рейган . Алан Гринспен , бывший председатель Федеральной Резервной Системы США (1987-2007гг), один из разработчиков канализации эмиссионных денег в дерривативы и прочие виртуальные производные, считающийся одной из самых влиятельных фигур в США, долгие годы был еще и членом «Коллектива» - кружка Айн Рэнд, ее последовательным учеником и почитателем . Для Хиллари Клинтон Рэнд - «пример для подражания». Да и американские президенты выстраивали свою внешнюю политику в полном соответствии с идеями «гениальной литераторши»…

Из интервью, которое Айн Рэнд дала журналу «Плейбой» в 1964 году :


«Плейбой»: Вы сказали, что сегодня любая свободная нация имеет моральное право, если не обязательство, напасть на Советскую Россию, Кубу или любой другой «рабский загон для скота». Это так?
Айн Рэнд:
Совершенно верно. Тоталитарное государство, нарушающее права своих граждан, находится вне закона и не смеет заявлять о собственных правах…

По оценке « Newsweek », давал определение беспрецедентного влияния Айн Рэнд на общественно-политическое поле страны: «Она - повсюду» (зато сейчас пишет «Can Ayn Rand Survive the Economic Crisis ? » ).

Одной Америкой дело не закончилось. 25 апреля 2000 года на презентации русского перевода «Атланта» экономический советник Президента РФ Андрей Илларионов заявил, что Айн Рэнд, «один из крупнейших писателей ХХ века и один из крупнейших философов ХХ века », является его кумиром. На вопрос журналиста: «А вы Владимира Путина познакомили? Или, может быть, он уже знаком с этой книгой? », Илларионов ответил: «Книжка стояла в личной библиотеке Президента Российской Федерации еще до того момента, как я оказался советником Президента ». М-да, подборочку книг Борису Николаевичу делали профессионалы с умом… (кстати, интересно, наблюдается ли этот опус в кабинете Дмитрия Анатольевича - спросите его на личном форуме )…

Кроме этого, выясняется, что группа влиятельных почитателей творчества Айн Рэнд до недавнего времени вела активное лоббирование Думы и властных структур на предмет включения книг «нашей великой соотечественницы» в обязательную программу средней школы , (наряду с Конституцией РФ)…

Местечковый Дао

Вы жметесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но я говорю вам:

ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе.

Фридрих Ницше


Айн Рэнд попала в Америку в возрасте 21 года вполне сформировавшейся девой, и разумно предположить, что основополагающие идеи своего творчества она черпала из жизненного опыта, накопленных на номинальной родине. Но в бесчисленных официальных и неофициальных биографиях российская страница Рэнд, излагается в трех фразах: родилась в Петербурге, решительно отвергла революцию, эмигрировала в США.

Зиновий Захарович Розенбаум , родом из убогого местечкового Брест-Литовска, таки прорвался сквозь черту оседлости, удачно женившись на Анне Борисовне Каплан , уроженке Санкт-Петербурга. Зиновий Захарович надрывался в фармацевтическом бизнесе и в 1912 году стал собственником перспективной аптеки на Знаменской площади в конце Невского. В этой примечательной семье и появилась на свет 20 января 1905 года будущая величайшая американская писательница Айн Рэнд, по метрике - Алиса Зиновьевна Розенбаум .



Февральскую революцию Алиса встретила с раскрытым сердцем. А вот Октябрьскую, не приняла. Объективные предпосылки для вышеозначенной оценки были: в Феврале довольно абстрактно лишили привилегий царя, а в Октябре вполне конкретно у Зиновия Захаровича отобрали аптеку - как говорится, две большие разницы. После конфискации Розенбаумы подались в бега, стоит ли удивляться, что дискомфорт кочевой жизни оставил неизгладимый отпечаток на политических воззрениях юной Алисы?

Осенью 1918 года Зиновий Захарович понял, что аптеку вернуть не получится, махнул рукой и вывез семью на Украину, потом Розембаумы подались в Крым. Продвинутые биографы Рэнд любят на основании крымского исхода проводить параллель с семьей Набокова , тем более что Алиса училась в Санкт-Петербурге в женской гимназии вместе с Ольгой Набоковой , сестрой писателя. Как пишет Александр Эткинд : «Набоковы сумели, продавая по пути драгоценности, вырваться в Англию, а вполне обнищавшим Розенбаумам пришлось вернуться в Петроград ». Гипотеза, мягко говоря, вздорная. Дело даже не в драгоценностях (хорош был бы коммерсант Зиновий Захарович, ежели не приберег про черный день пару-тройку золотых кулонов в пузырьках из-под микстуры!), а в оценке перемен. Для Набоковых власть большевиков была властью абсолютно инородной и чуждой, тогда как у Розенбаумов были все основания воспринимать ее как кровную. Потому-то Набоковы уплыли на корабле, а семья Алисы, благополучно пересидела дискомфорт гражданской войны и вернулась в Питербург (но

выставки, посвященные гражданке Розенбаум, в музее Набокова сейчас проводят )…

Пока Алиса, внутренне негодуя на Советскую власть за отчуждение семейной собственности, безмятежно довершала образование в евпаторийской школе № 4, другая пламенная девушка Розалия Самойловна Землячка-Залкинд отлавливала по всему Крыму недобитых белых офицеров, коих собственноручно и расстреливала в затылок. Рука об руку с интернационалистом Белой Куном и чекистом Фельдманом Землячка ликвидировала около 100 тысяч человек, за что и получила весной 1921 года Орден Красного Знамени. Аккурат в это же время Алиса Розенбаум получила аттестат, и ее репрессированная семья решила: пора ехать назад, в Петроград!

24 августа 1921 года Алиса поступила в Петроградский государственный университет. В том же году она впервые познакомилась с книжками Фридриха Ницше , чье влияние на свое творчество, заметное даже невооруженным взглядом, всегда темпераментно отрицала.

Идеи немецкого философа вызвали в неокрепшей душе Алисы ту болезненную дихотомию, от которой ей так и не удалось избавиться до самой смерти. С одной стороны, юная студентка ПГУ ненавидела большевиков за их «низкое безродное происхождение», преклонение перед тупыми народными массами и презрение к человеческой личности. С другой, она тайно испытывала восхищение перед Ubermenschliche (сверхчеловеческими) замашками революционных героев, особенно рельефно проявившимися в «подвигах» доблестной ВЧК/ГПУ. Все это неизбежно отлилось в некое сексуально-фрейдистское месиво, из которого затем появились на свет творчество Айн Рэнд и лежащая в его фундаменте философская теория объективизма (термин придумала сама писательница). Эти переживания почти буквально легли в основу первого романа Рэнд «Мы, живые» (We The Living, 1936): история любви юной дворянки (!) Киры Аргуновой (надо так понимать, прототип самой Алисы) к Льву Коваленскому , сыну расстрелянного царского адмирала, и Андрею Таганову , следователю ГПУ (!)…

Всю американскую жизнь Айн Рэнд тщательно загоняла в подсознание обратную сторону свою восторженное преклонение перед необузданной брутальностью большевизма. При этом она всячески подчеркивала свое категорическое неприятие большевистского коллективизма и небрежения правами личности. Ну и естественно, ее имя находилось под строжайшим запретом в Советском Союзе. Самая большевистская (по ментальности и манерам) общественная деятельница Америки номинально числилась страшной антикоммунисткой и злейшим врагом Советской власти.

Теперь наиболее интересное: само по себе двойственное восприятие большевизма Алисой Розенбаум явилось общим местом для тех, кто подсознательно ощущал внутреннюю близость к корням революции, однако по той или иной причине был этой революцией отторгнут либо не нашел в ней места. Поразительно другое: форма, в которой состоялось «снятие» этого противоречия в душе будущей бардессы Laissez-Faire Capitalism. Двадцатилетняя выпускница Петроградского государственного университета четко сформулировала для себя главного врага и свято пронесла его образ до конца жизни.

Его атрибуты: - коллективизм, - альтруизм, - мистицизм .

И хотя Айн Рэнд всегда утверждала, что борется с большевизмом, не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться: речь идет о христианстве. Именно в христианстве наиболее выразительно переплелись идея самопожертвования (=альтруизм), общинность (=коллективизм) и вера в чудесное (=мистицизм). Все, что написала Айн Рэнд в своей жизни, каждая строчка ее художественных книг, политических памфлетов и популяризаторско-философских очерков пропитаны безграничной (поистине большевистской!) ненавистью именно к христианству, а уж затем, подспудно, к коммунизму, тоталитаризму и прочим «измам». Забавно, но об этом же

твердит и другая, более старая нетленка

После окончания факультета социальной педагогики Алиса Розенбаум поступила на сценарные курсы при Институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, 15 октября 1924 года) и одновременно глубоко задумалась об отъезде. Пишет Александр Эткинд : «В 1926 году она подала документы на выездную визу, и ей повезло. Через Ригу она добралась до Нью-Йорка. Ей двадцать один год. Мать и отец Алисы остались в отказе. Они умрут в Питере во время блокады ». Да, вот такая вот трагедия, только ни в каком «отказе» Зиновий Захарович, Анна Борисовна и две младшие сестры Алисы Наталья и Элеонора, конечно же, не остались. Просто Розенбаумы об эмиграции не помышляли: бывший аптекарь, в отличие от своей старшей дочери, не бредил дворянским происхождением и потому искренне полагал, что Советская власть - его родная власть, вполне надежно защищающая его от погромов. Сама же Алиса свои подлинные намерения держала в строжайшем секрете: визу ей дали не для смены ПМЖ, а лишь для краткосрочной поездки с целью навестить родственников по материнской линии - Портных ... М-да, конец 80-х – начало 90-х, колбасная эмиграция под видом «политической», «демшиза» усердно строчащая сейчас в русскоячной блогосфере об «ужасах совка» и «кровавой гэбне»…

Страна Великих Возможностей

Взгляните на нашу страну. Это самая благородная страна в истории человечества. Страна величайших достижений, величайшего процветания, величайшей свободы. И эта страна возникла не на бескорыстном служении, не на жертвенности, не на самоотдаче и не на альтруизме. Эта страна возникла на праве человека

добиваться счастья. Собственного счастья. Своего, и ничьего другого. Частная, личная,

эгоистичная мотивация. А каковы результаты!

Айн Рэнд, о США


Уже поднимаясь на борт океанского лайнера, Алиса знала наверняка: обратного пути не будет. Она никогда не вернется из Америки в царство «красного христианского Хама ». Между тем, задача была не из легких: валюты в кармане - с гулькин нос, знание языка - ноль (забавно, что до конца жизни Айн Рэнд говорила по-английски с жутким акцентом), виза всего на полгода, эмигрантская квота США исчерпана на семь лет вперед. Алиса решила: если не удастся зацепиться, она уедет в Мексику или Канаду, где будет терпеливо дожидаться своего часа. Наивный совет Портных - плюнуть на формальности и жить себе спокойно без визы, как поступают остальные, - Алиса отвергла с негодованием и отнюдь не романтическим прагматизмом: «Я не собираюсь жить в Америке нелегально. Когда-нибудь я стану знаменитой, и это сразу же обнаружится ».


Первым шагом на пути к завоеванию нового мира стала смена имен. Алиса Розенбаум сгорела в печи как шкурка царевны-лягушки, а на свет явилась божественная Айн Рэнд. Официальная версия гласит, что «Алиса беспокоилась о безопасности оставшихся в СССР родственников »… аж до до середины 60-х… Все так и утаивала настоящее имя от всех своих почитателей, сторонников и даже самых близких друзей, если бы не дорылись дотошные журналисты. Зато псевдоним идеально соответствовал всем литературным персонажам будущей писательницы: они воинственны и благородны, подчеркнуто нордического типа и дворянского происхождения - настоящие валькирии вагнеровского толка. Впрочем, сравнение неудачное, поскольку Айн Рэнд немецких композиторов ненавидела - не только Вагнера , но и Моцарта с Бетховеном . Немецким философам тоже досталось: Иммануила Канта она определяла не иначе, как «первым хиппи в истории человечества». Здесь работа для старика Фрейда

С февраля по август Айн жила в Чикаго у Портных, азартно хлопоча о продлении визы, после чего отбыла на устройство судьбы в Голливуд. Фабрика Грез сразу же повернулась к невозвращенке правильным местом, при том, что никакая смена имен не могла устранить изъянов внешности Айн: дефицит талии, неевклидность конечностей, отсутствие бюста, невротическая худоба, истероидный характер, наконец, этот невозможный нос… Оставались, правда, глаза, о которых написано столько восторженных воспоминаний! Лев Рокуэлл , президент Института Свободного предпринимательства : «Это были глаза рептилии, способной убить своим взглядом». Барбара Бранден , соратница и биограф писательницы: «Темные глаза казались слишком большими для ее лица. Прикрытые темными ресницами, они излучали нечеловеческое напряжение мысли. Это были глаза существа, сотканного из могущества ясновидения ».

Вот эти глаза и запали в душу знаменитому режиссеру Сесилю ДеМиллю , который уже на второй день (!) после приезда Айн в Голливуд, заприметил девушку у ворот собственной студии. Сесиль пригласил Айн в автомобиль, отвез на съемочную площадку и через час предложил работу сначала статистки, а затем сотрудницы сценарного отдела. Еще через три дня глаза Айн Рэнд прожгли сердце актера Фрэнка О’Коннора , за которого она через три года вышла замуж. 13 марта 1931 года она получила американский паспорт и натурализовалась.

В 1927 году студия ДеМилля закрылась, и Айн пришлось перебиваться на должностях официантки, продавщицы газетных подписок, а затем костюмерши на студии RKO Radio Pictures. Следующие шесть лет энергичного вращения в киношной обойме ушли на то, чтобы протолкнуть собственный сценарий. В 1932 году студия «

Universal » купила «Красную пешку» (Red Pawn) за полторы тысячи долларов. Сценарий никогда не был запущен в производство, зато гонорара хватило на то, чтобы целиком посвятить себя профессиональной карьере литератора. Разгуляться, правда, не получалось: с приходом Великой Депрессии карьера Фрэнка быстро сошла на нет, никогда больше не возродившись. До самой смерти в 1979 году он оставался в тени своей великой супруги, довольствуясь ролью управляющего семейным ранчо в Калифорнии и садовника-флориста.

В 1936 году Айн Рэнд написала первый роман - «Мы, живые». Ей опять повезло: книжку опубликовало видное издательство «M acmillan ». Но история любви русской дворянки Киры «почему-то» не нашла отклика в сердцах американского обывателя. Зато в 1942 году в разгар Второй мировой войны, роман «Мы, живые» экранизировали в фашистской Италии. Вышли сразу два фильма римской студии «Скалара» - «Мы, живые» и «Прощай, Кира».

Свое следующее произведение - антиутопическую повесть «Гимн» (1938) со следами глубокого влияния Замятина и Хаксли Айн Рэнд решила издать в Англии. Увы, перемена места на результате не отразилась: творчество начинающей графоманки не задело струн и в сердцах жителей Альбиона.

Гениальность Айн Рэнд проявилась в выводах, которые она сделала из первых неудач: дело не в идеях, а форме! Ее новым соотечественникам было совершенно наплевать на события в чужой и непонятной России, другое дело - сюжет американский. А мысли можно оставить без изменения. Именно такой правильной книгой и стал роман «Источник» (1943), принесший Рэнд безграничную славу.

Путь к звездам был тернист - «Источник» отклонили один за другим 12 издательств. Впечатляет не столько единодушие книжных бизнесменов, сколько нечеловеческое упорство автора: это каким нужно обладать характером, чтобы 12 раз подряд проглотить обиду, утереться и постучать в следующую дверь? Тринадцатое издательство, «Bobbs-Merrill », уже готово было присоединиться к 12 предыдущим и отправить «Источник» в мусорную корзину, однако тут лег костьми Арчи Огден , молодой редактор: «Если это не та книга, что вам нужна, я не тот редактор, что вам нужен! » Пафос самопожертвования был столь романтичен, что директор усомнился в собственном литературном вкусе. Книга вышла, и литературные критики тут же подвергли роман испепеляющему разносу. Зато рядовые читатели вознесли «Источник» до небес. Тираж по тем временам был просто немыслимым: 100 тысяч экземпляров. Уже в конце 1943 года Голливуд за 50 тысяч долларов выкупил права на экранизацию. Пенсионный взнос Айн Ренд был сделан.

Удивительная закономерность: при жизни Айн Рэнд не было написано ни одной положительной рецензии на ее книги! Однако чем сильнее звучали обвинения в графомании, дилетантстве, невежестве и плагиате, тем лучше раскупались ее произведения.

После успеха «Источника» Айн Рэнд взялась за написание главного труда своей жизни - романа «Атлант расправил плечи». На создание нетленки было потрачено 12 лет и 3 миллиона 106 тысяч 261 знака. Роман был опубликован 10 октября 1957 года и с тех пор прочно вошел в «сокровищницу американской культуры».

Вопреки уничижительным рецензиям и неподъемному объему (1 168 страниц, набранных мелким шрифтом) читатели взахлеб упивались персонажами, сюжетом и, самое главное, «объективизмом» - самостийной философией писательницы. Повсеместно возникали кружки пламенных поклонников и пропагандистов идей Рэнд. Активисты «ближнего круга» (того самого «Коллектива») - Натаниэль и Барбара Бранден - учредили специальный институт (Nathaniel Branden Institute), спонсирующий от океана до океана курсы и лекции по объективизму. В конце 50-х в «Коллектив» попал и будущий финансовый гений Америки Алан Гринспен (он был женат на школьной подружке Барбары Бранден).

Потихоньку фигура Айн Рэнд стала подвергаться мифологизации и обретать культовые формы, что, впрочем, только способствовало росту ее популярности.


Нетленка расправила плечи

«Подняв знак доллара как свой символ, символ свободной торговли и свободных умов, мы

начинаем свое движение, чтобы вырвать свою отчизну из рук немощных дикарей,

которым так и остались неведомы ее природа, смысл и великолепие».

Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»


Сам роман «Атлант расправил плечи» превышает по объему «Войну и мир» ровно в полтора раза. Первую тысячу страниц различные персонажи в различных обстоятельствах постоянно спрашивают друг друга: «Кто такой Джон Голт? » И недоуменно пожимают плечами. За пятьдесят страниц до окончания Джон Голт все-таки материализуется и тут же становится главным героем. Что касается сюжета, то он напоминает развитие производственной темы в книжках социалистического реализма. Со знаком минус.

В «Атланте» Рэнд описывает «забастовку капиталистов», которые отказываются жить по социалистическим законам и покидают мир. Это приводит к крушению цивилизации и доказывает, что люди, создающие деловые предприятия, как раз и держат мир на плечах. Неудивительно, что для многих предпринимателей это величайшее произведение американской литературы действительно стало второй Библией.

Рэнд считает аморальным любую форму государственного перераспределения богатства. Автор «Атланта» говорит не только о безусловном моральном превосходстве капитализма перед любой другой формой экономики. Она резко критикует основные правые и левые политические партии, которые в большей или меньшей степени отказались от свободного рынка и создали климат иждивенчества и зависимости людей друг от друга. Вот что говорит главный герой произведения Джон Голт населению Америки по поводу забастовки ведущих промышленников:

«Не стоит кричать, что наш долг служить вам. Мы не признаем этого долга. Не кричите, что мы вам нужны. Мы не считаем нужду обоснованным требованием. Не кричите, что владеете нами. Это не так. Не умоляйте нас вернуться. Мы объявляем забастовку – мы, люди, живущие разумом.
Мы бастуем против самопожертвования. Мы бастуем против догмы незаслуженных вознаграждений и невознагражденных обязанностей. Мы бастуем против доктрины, что стремление человека к счастью есть зло. Мы бастуем против учения, что жизнь греховна
».

В третьем томе Рэнд формулирует моральное кредо: «Клянусь жизнью, что не буду жить для кого-то другого и не попрошу кого-то другого жить для меня ».



Знаете ли вы капитализм? О, вы не знаете капитализм! (сайт sem 40 )

«Задача человеческого сознания - воспринимать реальность, а не создавать ее.

Разум человека - его единственное орудие познания. А всегда А».

Айн Рэнд

«Либо новая мораль, основанная на рациональной личной выгоде, и как следствие -

свобода, справедливость, прогресс и счастье человека на земле. Либо -

старая мораль альтруизма, и как следствие - рабство, насилие,

непрекращающийся террор и печи для жертвоприношений».

Айн Рэнд


Ошеломительный успех Айн Рэнд невозможно объяснить лишь удачно подобранным сюжетом книжек. Собака зарыта в «объективизме», который, по мнению бывшего советника Президента РФ Андрея Илларионова, ставит Рэнд в ряды величайших философов ХХ века. Но не стоит воспринимать академическую критику «философии» Алисы Розенбаум. Ее заслуга в том, что она первая опустила философию до уровня понимания обывателя. Вернее, ничего никуда не опускала, поскольку ее собственный уровень философского мироощущения всегда находился за рамками академической традиции. Айн Рэнд - это не Заратустра , не понятый обывателями, а канатный плясун, что срывает искренние аплодисменты базарной площади.
Питер Шварц , председатель правления Института Айн Рэнд, очень точно определил вклад своей патронессы в развитие американской цивилизации: «Айн Рэнд дает людям основополагающую философию жизни, философию, основанную на разуме. Эта философия учит каждого человека тому, что у него есть моральное право жить не ради других, а ради собственного счастья ». Коротко и ясно.
Прелесть объективизма в том, что он легко объясняется на пальцах, легко усваивается и легко вписывается в бытовую мораль Америки. Положения объективизма прозрачны, как заповеди советского пионера:
- Разум - единственное орудие познания и единственное руководство к действию.
- Главная задача человека в жизни - добиваться личного счастья, не жертвуя собой ради других и не требуя жертв от окружающих. - Капитализм - высшее достижение человечества, а свободное предпринимательство - основа всеобщего счастья и процветания.
- Единственная задача государства - обеспечение неприкосновенности частной собственности и прав индивида. Все остальное - узурпация власти.
- Религия, Бог, альтруизм, коллективизм, самопожертвование, беззаветное служение, мистицизм и интуиция - злейшие враги свободного человека, безнравственные препятствия на пути к светлому будущему и прогрессу.
- Главный двигатель прогресса - не писатели, не художники, не философы, не поэты, а бизнесмены. Они же величайшие страдальцы современной эпохи.

О козлах

«Каждая политическая сила, стремящаяся поработить нацию, каждая реальная или потенциальная диктатура испытывает потребность в существовании меньшинства, из которого делают козла отпущения, на которого возлагают всю вину за неудачи нации и которого используют для оправдания своих диктаторских замашек.В Советской России таким козлом отпущения была буржуазия, в нацистской Германии - еврейский народ, в Америке - бизнесмены».

Айн Рэнд


Объективизм настолько пришелся по душе американцам, что после смерти писательницы его пропагандой занялись помимо двух официальных конкурирующих учреждений - помянутого выше Института Айн Рэнд, учрежденного духовным и материальным наследником Леонардом Пейкоффым (у писательницы детей не было), и Института Объективистских Исследований Давида Келли - тысячи кружков и обществ, как грибы повыскакивавших в каждом университетском кампусе.
Впрочем, слабость объективизма заключается в том, что американское национальное сознание - штука весьма специфическая, и посему не только неприятная, но и совершенно неприемлемая в других цивилизациях. Так что можно надеяться, объективизм не приживется ни в Европе, ни на Востоке, ни в России. Читатель может спать спокойно: его дети никогда не увидят Джона Голта в школьной программе. Во всяком случае, очень хотелось бы надеяться…

Эпилог
За год до смерти Айн Рэнд выступила с речью на ежегодной конференции в Новом Орлеане, организованной Джеймсом Бланшаром , председателем Национального комитета за денежную реформу. Четыре тысячи видных предпринимателей, банкиров, финансовых консультантов, инвесторов, экономистов, управляющих паевыми фондами и фабрикантов, затаив дыхание, внимали каждому слову своего кумира. Айн Рэнд завершила выступление словами Джона Голта, героя романа «Атлант расправил плечи»: «Мир, которого ты так желаешь, может быть завоеван, он существует, он реален, он возможен, он твой. Но для того, чтобы его завоевать, требуется полная концентрация, полный разрыв с миром твоего прошлого, разрыв с доктриной о том, что человек - это жертвенное животное, которое существует для удовольствия окружающих. Сражайся за самоценность собственной личности. Сражайся за собственную гордость. Сражайся за сущность человека: его суверенное рациональное сознание ».
Дрожащий старушечий голос, сбивающийся на фальцет и смазанный тяжелым акцентом, внезапно потонул в неистовых овациях аудитории, которая, сорвавшись со своих мест, со слезами на глазах самозабвенно выражала бесконечную признательность от имени самого угнетенного сословия Америки… Вместе с ними рыдал и Ницше… P . S . И на исходе XX I века не перевелись еще утописты, желающие во что бы то ни стало построить счастливое будущее в отдельно взятом месте. В данном случае - на рукотворном бетонном острове в нейтральных водах Карибского моря, в 120 милях западнее Каймановых островов. Как следовало из сообщения The New York Times Magazine, некий эксцентричный бизнесмен из Оклахомы Говард Терни , поменявший себе имя на Лазарус Лонг , задумал там создать новое государство. Приглашались все желающие, готовые сделать денежный взнос на построение Новой Утопии. Обязательным условием получения гражданства было признание основных принципов, на которых будет построено уникальное государство: философии объективизма, или разумного эгоизма, развитой в сочинениях американской писательницы Айн Рэнд.
Интересно, по какому назначению сейчас использует книгу господин Лазарус Лонг?
__________________
По материалам статьи С.Голубовского

и

Главной книги Айн Рэнд подогрели интерес к одной из самых влиятельных женщин американского XX века, и сегодня ее никак нельзя назвать "забытой" или "малоизвестной" на родине. Однако очевидно и то, что многие соотечественники слышали только имя. Поэтому здесь сегодня я опишу биографию Айн Рэнд, урожденной Алисы Зиновьевны Розенбаум, эмигрантки из России, оказавшей огромное влияние на формирование представлений Америки о себе самой.

Во всяком случае, один из учеников и почитателей Айн Рэнд бывший (и самый знаменитый) руководитель Федеральной Резервной Системы США Алан Гринспен признавался: "Именно она убедила меня долгими ночными спорами, что капитализм не только эффективен и практичен, но морален".

Айн Рэнд (Алиса Розенбаум) (1905-1982)


Алиса Розенбаум родилась в семье аптекаря (по другим данным, торговца бытовой химией) в Санкт-Петербурге (у нее было две младших сестры).

Наташа, Нора и Алиса Розенбаум

Училась в престижной женской гимназии (вместе с сестрой Владимира Набокова Ольгой). Отец радовался февральской революции, но не октябрьской; аптеку отца конфисковали и семья уехала в Крым. Вскоре туда тоже пришли большевики. Алиса окончила гимназию на юге, там же некоторое время учила грамотности бойцов Красной Армии, о чем вспоминала с теплотой. Когда ей было 16, семья вернулась в Петроград.

Алиса Розенбаум в юности

Там Алиса Розенбаум поступила на факультет социальной педагогики, специализируясь на истории, и закончила его через три года, весной 1924. В это время ее заинтересовало кино, и она год учится в фотокинотехникуме. Тогда же она публикует свою первую книгу - брошюру о популярной актрисе Поле Негри.

В конце 1925 года Алиса получила визу для посещения своих родственников в США и в январе 1926 года покинула Советскую Россию. Как оказалось, навсегда.

Алиса Розенбаум в 19 лет, студентка

В США Алиса Розенбаум взяла себе псевдоним Айн Рэнд (Ayn Rand), и с тех пор ее знали под этим именем. Полгода у родственников в Чикаго она изучала английский язык, а затем отправилась дальше на запад. Первой ее целью был Голливуд, но привезенные с собой четыре сценария никому не подошли. Некоторое время Айн Рэнд подрабатывала статистом - получить эту возможность тоже было непросто; биографии рассказывают, что голливудский продюсер Сесил Демилль предложил ей работу после того как подвез в своем кабриолете возвращавшуюся после очередного отказа на киностудии девушку.

Айн Рэнд на балконе своей квартиры в Голливуде в конце 1920-х гг.

В апреле 1929 года Айн Рэнд вышла замуж за начинающего актера Фрэнка О"Коннора, с которым прожила всю жизнь.

Фрэнк О"Коннор

В 1934 году Айн Рэнд заканчивает роман "Мы, живые", в котором рассказала о Советской России. Сама Рэнд писала о нем так (оглядываясь на американских левых, которые в тот момент симпатизировали Советскому Союзу):

"это первый рассказ, написанный русским, который знает условия жизни в новой России и который действительно жил под властью Советов. ... Первый рассказ, написанный человеком, который знает факты и который спасся, чтобы о них рассказать. "

Сюжет любовной интриги состоит в том, что главная героиня отдается чекисту, чтобы спасти арестованного и больного чахоткой любимого, но чекист оказывается сложной и сильной натурой и тоже ее притягивает. Когда мужчины узнают друг о друге, чекист освобождает арестованного и кончает с собой, а освобожденный бросает героиню. Она пытается бежать из страны, но на латвийской границе ее убивает часовой. Однако в романе гораздо больше деталей и атмосферы российской действительности периода нэпа.
Намного позднее Айн Рэнд так характеризовала роман:

"Мы, живые не рассказ о Советской России в 1925 -м. Это рассказ о диктатуре, любой диктатуре, везде и во все времена, будь то Советская Россия, нацистская Германия или - что, возможно, этот роман помог предотваратить - социалистическая Америка ".

Роман не имел успеха в год первой публикации, но стал бестселлером на пике "холодной войны", в 1959-м. К настоящему времени продано два миллиона экземпляров.

Однако в середине тридцатых успех Рэнд принесла пьеса (и киносценарий) "Ночь 16 января ". Пьеса была поставлена на Бродвее. В ходе спектакля из зрителей набиралось жюри присяжных, а спектакль имел два варианта окончания, в зависимости от решения присяжных.

Айн Рэнд времен работы сценаристом

В 1938 году в Англии (и только через семь лет в США) была напечатана небольшая антиутопия Айн Рэнд "Гимн ", в котором изображалось будущее, где забыто слово "я". Главный герой, бежавший после многих невзгод от коллектива начинает новую жизнь с изобретения этого слова.

Айн Рэнд не любила Рузвельта, считая, что он ведет США по пути к социализму. В 1940 году она участвовала в предвыборной кампании на стороне республиканского кандидата Уэнделла Уилки. В это время она познакомилась (и подружилась) со многими ведущими защитниками свободного рынка, включая, например, Людвига фон Мизеса.

Первым большим успехом писательницы стал опубликованный в 1943 году роман "Источник ", проданный уже в 6,5 миллионах копий. Главная мысль романа: слишком многие живут за других или жизнью других, вместо того, чтобы жить самостоятельно.

"Цивилизация есть прогресс по направлению к обществу приватности. Все существование дикаря публично, управляемо законами его племени. Цивилизация - процесс освобождения человека от других людей ".

«Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня », - говорит герой уже следующего и самого знаменитого ее романа "Атлант расправил плечи ", опубликованного в 1957 г.

В 1947 году Айн Рэнд приглашена свидетелем в комитет Палаты представителей Конгресса на слушания по расследованию антиамериканской деятельности в Голливуде. Она настаивает, что "Миссия в Москву" и "Песнь о России" неверно изображают СССР, приукрашивая его действительность, фактически являясь пропагандой коммунизма.

После успеха "Источника" Айн Рэнд переехала из Калифорнии в Нью-Йорк. У нее появляются поклонники и сторонники. Именно в это время вокруг нее формируется группа, шутливо (имея в виду основную индивидуалистическую идею Рэнд) называемая "Коллективом", в которую входили, в частности, будущий председатель ФРС Алан Гринспен, Натан Блюменталь (позже ставший Натаниелем Бранденом) и Леонард Пейкофф.

Натаниель (моложе Айн на 25 лет) был ее восторженным почитателем. В 1954 году у них начался роман (как пишет английская Википедия , с согласия супругов (with the consent of their spouses)).

Но самым знаменитым произведением Айн Рэнд стал "Атлант расправил плечи". Вот характерная цитата:

«Утром тридцать первого октября он получил уведомление, что на всю его собственность, включая текущие и депозитные счета, наложен арест в связи с обвинительным заключением, вынесенным судом по делу о недоимке в уплате подоходного налога трехлетней давности. Это было официальное уведомление, оформленное в строгом соответствии с законом, если не считать, что никаких недоимок никогда не существовало, а судебное разбирательство и вовсе не имело места ».

Не пытайтесь узнать в этом тексте российские реалии. Место действия - США. Основная интрига «Атланта …»: К власти в США, как и во всём мире, приходят социалисты, начинаются гонения на крупный (а потом и на весь остальной) бизнес, свободный рынок уступает свои позиции плановой экономике, страна медленно погружается в хаос и тьму. Противостоят этой ускоренной тепловой смерти немногочисленные бизнесмены вроде Хэнка Реардэна и главной героини романа, Дэгни Таггарт, каждый из которых является подлинным воплощением духа свободного предпринимательства. Силы, однако, оказываются неравны, и положительные герои один за другим уходят со сцены, бросая заводы, шахты и скважины на растерзание своре государственных чиновников, неспособных решительно ни к какой созидательной работе. Результаты такой всеобщей стачки ужасны: экономика разрушена, вспыхивает гражданская война, начинается голод.

В этом романе и последующих философских работах Айн Рэнд создает собственную философию, которую она назвала объективизмом . (Безобразно упрощая, я бы характеризовал ее как антипод конструктивизма). Она так определила основные принципы объективизма:

реальность существует независимо от чьих-либо верований и желаний;

разум - единственный источник знаний для человека и основной инструмент выживания;

человек обретает цель в самом себе, это означает, что каждый индивидуум должен жить своим умом и для самого себя, не принося себя в жертву другим, и не делая других своими жертвами;

капитализм - единственная моральная социальная система.

Айн Рэнд рассматривала философию не как убежище от мира сего или игру, а как вопрос жизни и смерти. Страстный защитник индивидуализма и капитализма, она считает политическую философию лишь следствием фундаментальной философии: "Я являюсь в первую очередь защитником не капитализма, а эгоизма, и даже не столько эгоизма, сколько разума. Если человек признает приоритет разума и последователен в этом, все остальное само собой разумеется ".

Современные философы, например лингвистические аналитики, только тем и занимаются, что убеждают студентов в их неспособности понимать реальность как она есть. Восставая против западной традиции, Рэнд искала опору в здравом смысле бизнесмена, ценящего свое личное понимание как главное из средств практической жизни.

В конце 1950-х Блюменталь-Бранден создает свой Институт, с целью пропаганды идей Айн, но в 1964 году роман Натана с молодой актрисой (на которой он в конце концов женился, оставив и свою первую жену, и Айн) приводит к их разрыву и закрытию института.

Тем не менее, в 1985 году Леонард Пейкофф создал , существующий и сегодня. Помимо института, существует и общество Айн Рэнд , ведущую активную деятельность.

Очень отрицательно Айн Рэнд отнеслась к студенческим волнениям конца 1960-х:

"Социальное движение, которое началось с тяжеловесных, головоломных конструкций Гегеля и Маркса, закончилось ордой неумытых детей, топчущих ногами и визжащих "Я хочу прямо сейчас" ", - писала она о выступлениях в Беркли в 1965-м.

В 1968-м она обращалась к бунтующим студентам: "идеи ваших профессоров правили миром в течение последних пятидесяти лет, причиняя ему все большее опустошение, ... и сегодня эти идеи разрушают мир так же, как они разрушили ваше уважение к самим себе ".

Иногда Айн Рэнд даже утверждала, что современная ей Америка реализовала все положения "Коммунистического манифеста". Как большинство консерваторов, Рэнд придавала идеям каузальное значение. Только с такой позиции можно говорить об интеллектуальной ответственности. Если верить в то, что идеи ведут к поступкам, человека можно призвать к ответственности за идеи. Радикальная мысль, наоборот, всегда ценила материалистические схемы. Среди прочих своих функций они полезны тем, что лишают саму мысль причинного значения, а значит, и ответственности за собственные следствия.

Айн Рэнд умерла в 1982 году, по одним данным от рака легких, по другим - от остановки сердца.


Айн Рэнд научила американцев гордиться капитализмом, а не стыдиться его. В начале своей писательской карьеры ей нужен был для этого опыт России. Позднее она научилась формулировать мысль без прямого привлечения экзотического для американцев опыта, но этот опыт - память о коллективистских экспериментах первых лет советской власти - был с ней всегда.

"Атлант расправляет плечи ", по некоторым опросам, является самой популярной книгой в США после Библии - ее влияние на себя признали почти 8% американцев.

В сегодняшней России идеи Айн Рэнд оказались востребованными.
На презентации русского перевода "Атланта " переводчики объявили, что будут добиваться утверждения этого романа в качестве обязательного чтения в средних школах. Бывший экономический советник президента, а ныне оппозиционер Андрей Илларионов назвал Рэнд своим кумиром, и сообщил, что рекомендовал Путину читать "Атланта ".

Основные источники :
Wikipedia , Эткинд А. Толкование путешествий: Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М., 2001.

Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась в Санкт-Петербурге, в семье фармацевта Залмана-Вольфа (Зиновия Захаровича) Розенбаума (1869, Брест-Литовск - между 1941-1943, Ленинград) и его жены, зубного техника Ханы Берковны (Анны Борисовны) Каплан (1880, Санкт-Петербург - ноябрь 1941, Ленинград), старшей среди трёх дочерей (Алиса, Наталья и Нора). Зиновий Захарович служил управляющим аптек, принадлежащих сестре Анны Борисовны - Добруле Каплан и её мужу Иезекиилю Конгейму, где в 1904 году и познакомился со своей будущей женой - дочерью портного, владельца крупного предприятия по пошиву военной формы Бориса (Берки Ицковича) Каплана и фармацевта Розалии Павловны Каплан.

Вскоре после рождения младшей дочери Норы в 1910 году, Зиновий Захарович стал управляющим в крупной аптеке Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади, и семья переехала во вместительную квартиру во втором этаже особняка над аптекой. Третий этаж заняла семья другой сестры Анны Борисовны и её мужа - известного петербургского врача-гинеколога и учёного-медика Исаака Моисеевича Гузарчика (1864-?). Уже в 1912 году Зиновий Захарович стал совладельцем и в 1914 году единоличным владельцем этой аптеки, персонал которой теперь включал 6 провизорских помощников, 3 практикантов и нескольких ассистентов.

В 1917 году после революции в России собственность Зиновия Розенбаума была конфискована и семья переехала в Крым, где Алиса закончила школу в Евпатории.

2 октября 1921 года Алиса поступила в Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на трёхлетний курс, объединяющий историю, филологию и право. В годы учёбы познакомилась с идеями Фридриха Ницше, оказавшими на неё большое влияние. Закончила университет весной 1924 года. Некоторые источники ошибочно утверждают, что она была исключена из университета из-за «буржуазного происхождения». В 1925 году в серии «Популярная кино-библиотечка» отдельной книгой вышла первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри» - очерк творчества популярной киноактрисы.

В 1925 году она получила визу для поездки на учёбу в США и поселилась в Чикаго у живших там кузенов своей матери. Её родители остались в Ленинграде и умерли во время блокады в годы Великой Отечественной войны. Обе сестры также остались в СССР. Наталья Зиновьевна Розенбаум (1907-1945) окончила Ленинградскую консерваторию. Элеонора Зиновьевна Розенбаум (в замужестве Дробышева, 1910-1999) эмигрировала в США в 1973 году по приглашению Айн Рэнд, но вскоре возвратилась в Советский Союз и до самой смерти жила в Ленинграде/Санкт-Петербурге. Первая любовь Алисы - выпускник Ленинградского технологического института Лев Борисович Беккерман (1901-1937, Лео Коваленский в её романе «Мы живые») был расстрелян 6 мая 1937 года.

Алиса осталась в США и начала работать статистом в Голливуде. Четыре готовых киносценария, которые она привезла из России, не заинтересовали американских кинопродюсеров. В 1929 году она вышла замуж за артиста кино Фрэнка О’Коннора (англ. Frank O"Connor, 1897-1979). 13 марта 1931 года она получила американское гражданство.

В 1927 году студия, в которой работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года она перебивалась на разных временных работах: официанткой, продавщицей газетных подписок, а затем костюмершей на студии RKO Radio Pictures. В 1932 году ей удалось продать кинокомпании Universal Studios сценарий «Красной пешки» (англ. Red Pawn) за 1500 долларов, что на тот момент было очень большой суммой. Эти деньги позволили ей оставить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Айн Рэнд умерла от рака лёгких 6 марта 1982 года. Похоронена на кладбище Кенсико в городе Валхалла, штат Нью-Йорк.

Литературное творчество

Свой первый рассказ на английском языке - «The Husband I Bought» - Рэнд написала в 1926 году, это был первый год её жизни в США. Рассказ не публиковался до 1984 года.

В 1936 году в Америке, а в 1937 году в Великобритании вышел первый роман Айн Рэнд «Мы живые» о жизни лишенцев в СССР. Роману Рэнд отдала много сил, она писала его на протяжении 6 лет. Но критика посчитала «Мы живые» слабым произведением, американские читатели также не проявили к этой книге большого интереса. Однако в 1942 году роман был экранизирован в Италии, а суммарный тираж составил 2 млн экземпляров.

В 1937 году она написала небольшую повесть «Гимн», которая в 1938 году вышла в Великобритании. Второй крупный роман «Источник» вышел в 1943 году, а третий - «Атлант расправил плечи» - в 1957. После «Атланта» Рэнд начала писать философские книги: «Капитализм: неизвестный идеал» (1966), «Для нового интеллектуала» (1961), «Введение в философию познания объективизма» (1979), «Новые левые: антииндустриальная революция» (1971), «Философия: кому она необходима» (1982), «Добродетель эгоизма» (1964) и многие другие, а также читать лекции в американских университетах.

Политические взгляды

В своих политических убеждениях Рэнд защищала неограниченный (laissez-faire) капитализм и минархизм, считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека (в том числе прав собственности).

20 октября 1947 года Рэнд в качестве свидетеля давала показания в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности в связи с фильмом «Песнь о России». В своих показаниях Рэнд расценила данный фильм как коммунистическую пропаганду. В целом она полагала, что преследование в связи с выражением коммунистических взглядов противоречит свободе слова, однако при этом считала, что государство вправе знать, кто является членом партии, пропагандирующей насилие для достижения политических целей. При этом она поддерживала частные меры для сокращения проникновения коммунистической идеологии в кино. Она говорила по этому поводу:

Восприятие наследия на Западе и в России

На Западе имя Рэнд пользуется широкой известностью, как создательницы философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей в противовес популярному в годы её активной писательской деятельности (1936-1982) социализму.

Её повесть «Anthem» стала источником вдохновения для Нила Перта, барабанщика канадской рок-группы «Rush», написавшего стихи к одноимённой песне.

Изучением и пропагандой литературного и философского наследия Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах. В первую очередь это Институт Айн Рэнд () в Ирвайне (Калифорния).

В России, несмотря на несколько переводов её романов, Рэнд до сих пор остаётся малоизвестным писателем и философом. Известными поклонниками Айн Рэнд в России являются экономист Андрей Илларионов, бизнесмен Евгений Чичваркин, писатель и журналист Юлия Латынина.

Книги

  • Айн Рэнд Атлант расправил плечи (в 3-х томах) = Atlas Shrugged. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 1364. - ISBN 978-5-9614-1430-1
  • Айн Рэнд Источник (в 2-х томах) = The Fountainhead. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 808. - ISBN 978-5-9614-1671-8
  • Айн Рэнд Мы живые = We the Living. - М.: «Альпина Паблишер», 2012. - С. 473. - ISBN 978-5-9614-1752-4
  • Айн Рэнд Добродетель эгоизма = The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 186. - ISBN 978-5-9614-1462-2
  • Айн Рэнд Возвращение примитива. Антииндустриальная революция = Return of the Primitive: The Anti-Industrial Revolution. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 352. - ISBN 978-5-9614-1480-6
  • Айн Рэнд Капитализм. Незнакомый идеал = Capitalism: The Unknown Ideal. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 424. - ISBN 978-5-9614-1471-4
  • Айн Рэнд Романтический манифест. Философия литературы = The Romantic Manifesto: A Philosophy of Literature. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - С. 200. - ISBN 978-5-9614-1556-8
  • Айн Рэнд Искусство беллетристики = The art of fiction. - М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2011. - С. 319. - ISBN 978-5-17-076672-7
  • Айн Рэнд Муж, которого я купила = The husband I bought. - М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2011. - С. 319. - ISBN 978-5-271-38484-4
  • Айн Рэнд Подумай дважды = Think twice. - М.: «АСТ», «Астрель-СПб», 2012. - С. 319. - ISBN 978-5-271-38691-6
  • Айн Рэнд Концепция эгоизма. - Ассоциация бизнесменов Санкт-Петербурга, 1995. - 128 с. - (Памятники здравой мысли). - ISBN 5-85186-038-3
  • Айн Рэнд Гимн = Anthem. - М.: «Альпина Паблишер», 2011. - ISBN 978-5-9614-1696-1
  • Айн Рэнд Апология капитализма. - М.: «Новое литературное обозрение», 2003. - ISBN 5-86793-229-X
  • Айн Рэнд Атлант расправил плечи (в 3-х томах) перевод Костыгина Д.В. = Atlas Shrugged. - Санкт-Петербург: Культ-информ-пресс, 1997. - 1000 экз.

Статьи

Экранизации

Роман «Источник» был экранизирован в 1949 году, главную роль сыграл Гэри Купер. Роман «Мы живые» был экранизирован в 1942 и в 1986 годах, а экранизация романа «Атлант расправил плечи» вышла в 2011 году.. Было экранизировано три романа писательницы и несколько пьес, также Айн Рэнд была сценаристом фильмов «Любовные письма», которые получили четыре номинации на «Оскар» и «Ты один». Всего состоялось 11 экранизаций по произведениям и сценариям Айн Рэнд.

Сценарий компьютерной игры BioShock был создан на основе критического отношения создателей игры к философии Айн Рэнд. По сценарию игры основатель города Эндрю Райан (анаграмма имени писательницы Ayn Rand - And Ryan) воплощает идеи свободного рынка без внешнего вмешательства, что приводит к разрушению города.

Известная американская писательница и философ, создатель философского направления объективизма.

Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум) родилась в Санкт Петербурге в семье фармацевта Залмана Вольфа (Зиновия Захаровича) и его жены, зубного техника Ханы Берковны (Анны Борисовны) Каплан 20 января 1905 г. Алиса была старшей среди трех дочерей (Алиса, Наталья и Нора). Зиновий Захарович был управляющим в крупной аптеке Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади. Семья имела превосходную квартиру на втором этаже особняка над аптекой.

Читать и писать Алиса научилась в 4 года. Небольшие рассказы начала писать в детстве. Алиса училась в женской гимназии.
В 1917 г. после революции в России собственность Зиновия Розенбаума была конфискована и семья переехала в Крым, где Алиса окончила школу в Евпатории.

В 1921 г. Алиса поступила в Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на трехлетний курс, объединяющий историю, филологию и право. Окончила университет весной 1924 г. В 1925 г. вышла первая печатная работа Алисы Розенбаум «Пола Негри» – очерк о творчестве популярной киноактрисы.

В 1925 г. она получила визу для поездки на учебу в США и поселилась в Чикаго у родственников. Ее родители остались в Ленинграде и оба погибли во время блокады в годы Великой Отечественной войны. Обе сестры также остались в СССР. Первая любовь Алисы – выпускник Ленинградского технологического института Лев Борисович Беккерман был расстрелян 6 мая 1937 г.

Алиса осталась в США и начала работать статистом в Голливуде. Она мечтала стать писателем. Четыре готовых киносценария, которые она привезла из России, не заинтересовали американских кинопродюсеров.

В 1929 г. она вышла замуж за артиста кино Фрэнка О’Коннора.

В 1927 г. студия, в которой работала Айн Рэнд, закрылась, и до 1932 г. она перебивалась на разных временных работах: официанткой, продавщицей газетных подписок, а затем костюмершей на студии RKO Radio Pictures. В 1932 г. ей удалось продать кинокомпании Universal Studios сценарий «Красной пешки» за 1500 долларов, что на тот момент было очень большой суммой. Эти деньги позволили ей оставить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Свой первый рассказ на английском языке – «The Husband I Bought» – Рэнд написала в 1926 г., это был первый год ее жизни в США. Рассказ не публиковался до 1984 г. В 1936 г. в Америке, а в 1937 г. в Великобритании вышел первый роман Айн Рэнд «Мы живые» о жизни лишенцев в СССР. Рэнд писала роман на протяжении 6 лет, но читатели не проявили к этой книге большого интереса.

В 1937 г. она написала небольшую повесть «Гимн», которая в 1938 г. вышла в Великобритании. Второй крупный роман «Источник» вышел в 1943 г., а третий – «Атлант расправил плечи» – в 1957 г. После «Атланта» Рэнд начала писать философские книги: «Капитализм: неизвестный идеал» (1966 г.), «Для нового интеллектуала» (1961 г.), «Введение в философию познания объективизма» (1979 г), «Новые левые: антииндустриальная революция» (1971 г.), «Философия: кому она необходима» (1982 г.), «Добродетель эгоизма» (1964 г.) и многие другие, а также читать лекции в американских университетах.

На Западе имя Рэнд пользуется широкой известностью как создательницы философии объективизма, основанного на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма и являющегося интеллектуальным обоснованием капиталистических ценностей в противовес социализму.
По опросу 5000 членов книжного клуба Book of the Month Club, проведенного в 1991 г. для Библиотеки Конгресса и для книжного клуба «Book of the Month Club», книга «Атлант расправил плечи» была признана второй после Библии книгой, которая наиболее сильно повлияла на жизнь опрашиваемых респондентов. По состоянию на 2007 г. суммарный тираж «Атланта» составил более 6,5 млн экземпляров.

Во вступительной статье к интервью с Эйн Рэнд журнала «Плэй бой» есть следующие замечания: «Необычно уже то, что какой то роман сумел вызвать такую цепную реакцию, но совершенно удивительно, что это произошло с таким романом как «Атлант расправил плечи». Ведь эта книга – монументальное произведение о том, что происходит, когда начинают бастовать «мыслящие люди», насчитывает 1168 страниц. Она изобилует длинными, нередко сложными философскими рассуждениями, и столь же полна остро непопулярных идей, как и сама Айн Рэнд. Несмотря на успех книги, литературный «истэблишмент» считает автора чужаком. Критики почти единодушно либо проигнорировали ее произведение, либо осудили его. И среди философов она тоже изгой, хотя «Атлант» является философским трудом не в меньшей степени, чем романом. При одном упоминании имени Рэнд либералов начинает трясти, но и консерваторов передергивает, когда она начинает говорить. Ведь Айн Рэнд, нравится это нам или нет, исключительно своеобразна. Ее индивидуальность несомненна, необратима и непреклонна. Она презирает ведущие тенденции развития современного американского общества; ей не нравится его политика, экономика, отношение к сексу, женщине, бизнесу, искусству или религии. Короче, она без ложной скромности заявляет: «Я бросаю вызов культурной традиции последних двух с половиной тысячелетий». И это всерьез».

Изучением и пропагандой литературного и философского наследия Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах. В первую очередь это Институт Айн Рэнд в Калифорнии. В России, несмотря на несколько переводов ее романов, Рэнд до сих пор остается малоизвестным писателем и философом.

По произведениям и сценариям Айн Рэнд было снято 10 фильмов.

Победу на выборах в США одержали социалисты и теперь курс правительства направлен на «равные возможности»: бесталанные и никчёмные граждане будут богатеть за счёт талантливых и успешных.

Но в результате жёсткого давления на бизнес разрушается экономика государства, а лучшие бизнесмены начинают исчезать один за другим при загадочных обстоятельствах.

Общество погружается в апатию и хаос…

Источник

Много лет подряд этот роман Айн Рэнд возглавляет список бестселлеров, став классикой для миллионов читателей во всём мире.

Его герои отстаивают право на свободу творчества в обществе, где наивысшей ценностью являются «равные возможности» для всех. Действия Говарда Рорка всегда экстраординарны, ведь только так можно бороться с серостью толпы и расчётливым карьеризмом. Люди должны быть свободны от предрассудков, общественного мнения, негативных эмоций.

И именно поэтому книга вдохновляет, восхищает, даёт веру в собственные силы и своё предназначение!

Мы живые

Петроград-Ленинград начала 20-х годов ХХ века. Добиться своих целей в новой России пытаются трое молодых людей: Лео — бывший аристократ, Андрей — герой Гражданской войны, идейный коммунист и Кира — юная девушка, мечтающая стать независимой.

Перед каждым героем — свой сложный выбор, своё непростое испытание. Как сложится жизнь героев романа? Останутся ли они верны своим идеалам и смогут ли противостоять государству?

Узел проблем только затягивается…

Добродетель эгоизма

Книга «Добродетель эгоизма» – это сборник эссе американской писательницы Айн Рэнд, нашей бывшей соотечественницы, написанных в разные годы. Все статьи объединяет тема защиты концепции «разумного эгоизма» в качестве этической основы свободного общества.

Ответственность, самоуважение, разумный индивидуализм — вот лозунг, которым оперирует автор, верящий в здоровый эгоизм и отрицающий альтруизм.

Какие ценности необходимо ставить во главу угла, чтобы люди оставались свободными, могли развиваться и обретать счастье? Какую систему можно признать нравственной? Об этом расскажет автор.

Идеал (сборник)

«Идеал» — книга, написанная дважды: вначале как повесть, а после как пьеса в далёком 1934 году.

Все Идеалы стали глубочайшими философскими повествованиями, сюжет которых строится на возвышенной физической и духовной красоте молодой актрисы.

Философия объективизма Айн Рэнд не теряет актуальности и находит своих поклонников по всему миру.

Гимн

Повесть о жестоком противостоянии безликого, бездушного системного «мы» простому человеческому «я».

В этом мире всё решено и распланировано: выбор барака и порции еды, школы и профессии… Здесь нет беззаботного «я» — лишь обесцвеченное и безропотное «мы».

Но человеческое любопытство и пытливый ум способны разрушить любые стены. Зерно сомнения посеяно. Но какие всходы оно даст?..

Возвращение примитива. Антииндустриальная революция

Кого выпускает современная школа — ярких, творческих, независимых профессионалов или унылых, безликих, слабых невротиков?

Что скрывается за таким красивым названием как «мультикультурность»: благородная попытка сделать мир справедливее или уступка дикости?

Какие цели стоят перед зелёными движениями? Что маскируется под лозунгами о защите природы в действительности?

На все провокационные вопросы Айн Райд даёт прямые и бескомпромиссные ответы.

Романтический манифест. Философия литературы

В издании «Романтический манифест. Философия литературы» известная Айн Рэнд попыталась развенчать миф о том, что искусство нельзя осмыслить с рациональной точки зрения.

Вы сможете понять, что связывает Жана Вальжана, Джеймса Бонда и Говарда Рорка, а еще вы, вероятно, в корне измените свой взгляд на любовную литературу, боевики и ужастики.

Эта работа Рэнд приоткроет вам занавес на кухню писательской деятельности и творчества в целом.

Капитализм. Незнакомый идеал

Айн Рэнд – мыслитель, которая смогла соединить экономику и политику с философией, идеей личности и рационализма.

Она разглядела в них воплощение моральных идеалов жизни социума и отдельных его членов.

Для Айн Рэнд капитализм – это не ужасная порабощающая и монстроподобная система, а механизм, который провозглашает свободу, права личности и уважение к остальным членам общества.

Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике

Айн Рэнд — известная американская писательница, которая яростно пропагандировала идеи капитализма, свободы личности, ограничения участия государства.

Плотно занимаясь лекционной деятельностью, в конце всех своих речей Айн Рэнд отвечала на вопросы аудитории по самым актуальным тематикам.