Аннотация статье лихачева земля родная. Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А. Ахматова). Тест по стихотворению

ЛИХАЧЕВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Земля родная.

М.: Просвещение, 1983.-С. 14-18.

Я люблю Древнюю Русь.

В Древней Руси было много таких сторон, которыми отнюдь не следовало бы восхищаться. Но тем не менее я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку чрезвычайно интенсивную в разных группах общества исправить недостатки: и среди крестьянства, и среди военных, и среди писателей. Недаром в Древней Руси так была развита публицистика, несмотря на жесточайшие преследования любого проявления скрытого или явного протеста против эксплуатации и произвола.

Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление, борьба даже просто за военную организацию, более совершенную и лучшую, которая могла бы оборонить народ от постоянных вторжений, - она меня и притягивает. Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть подлинные корни подвижнического, мужественного служения интересам родной земли, интересам своего народа.

Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов-все определять в человеке и все освещать. Патриотизм- это тема, если так можно сказать, жизни человека” его творчества.

Патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания. С этой точки зрения мне кажется, что работа краеведов в сельской школе очень показательна. Действительно, патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей нашей необъятной стране. Как не исключает любовь к своей школе, скажем, любви прежде всего к своему учителю.

Я думаю, что преподавание краеведения в школе могло бы послужить основой для воспитания настоящего советского патриотизма. В последних классах школы два-три года курса краеведения, связанного с экскурсиями по историческим местам, с романтикой путешествий, были бы чрезвычайно полезны.

Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.

Почему я считаю интерес к культуре и литературе нашего прошлого не только естественным, но и необходимым?

На мой взгляд, у каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. А для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, - без этого невозможно в конечном счете общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту.

Русская литература XIX в. - одна из вершин мировой культуры, ценнейшее достояние всего человечества. Как она возникла? На тысячелетнем опыте культуры слова. Древняя русская литература долго оставалась непонятной, как и живопись того времени. Подлинное признание пришло к ним сравнительно недавно.

Да, голос нашей средневековой литературы негромок. И тем не менее она поражает нас монументальностью и величием целого. В ней сильно и народное гуманистическое начало, о котором не следует никогда забывать. Она таит в себе большие эстетические ценности…

Вспомните “Повесть временных лет”… Это не только летопись, первый наш исторический документ, это выдающееся литературное произведение, говорящее о великом чувстве национального самосознания, о широком взгляде на мир, о восприятии русской истории как части истории мировой, связанной с ней неразрывными узами.

Тяга к древнерусской культуре - явление симптоматическое. Эта тяга вызвана прежде всего стремлением обратиться к своим национальным традициям. Современная культура отталкивается от всяческого обезличивания, связанного с развитием стандартов и шаблонов: от безликого “интернационального” стиля в архитектуре, от американизирующегося быта, от постепенно выветривающихся национальных основ жизни.

Но дело не только в этом. Каждая культура ищет связей с прошлым, обращается к одной из культур прошлого. Ренессанс и классицизм обращались к античности. Барокко и романтизм обращались к готике. Наша современная культура обращается к эпохам большого гражданского подъема, к эпохам борьбы за национальную независимость, к героическим темам. Все это как раз глубоко представлено в культуре Древней Руси.

Наконец, отметим такое, казалось бы, частное, но очень важное явление. Древняя Русь привлекает наших современников эстетически. Древнерусское искусство, как и искусство народное, отличается лаконичностью, красочностью, жизнерадостностью, смелостью в решении художественных задач.

Интерес к древнерусской культуре характерен сейчас для молодежи всего мира. Книги по древнерусской культуре, литературе, искусству издаются и переиздаются повсюду. Достаточно сказать, что первые двадцать томов Трудов отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) переизданы за рубежом дважды - в США и ФРГ. Неоднократно издаются за рубежом такие памятники, как “Повесть временных лет”,“Киево-Печерский патерик”, “Слово о полку Игореве”, “Моление Даниила Заточника”, “Житие протопопа Аввакума” и многие другие. Отмечу, что литературные памятники Древней Руси переводятся и издаются даже в Японии. В старой столице Японии Киото выходят сборники “Древняя Русь”. Невозможно перечислить всех изданий и переизданий памятников Древней Руси на Западе и на Востоке.

Но наряду с объективными и ценными работами по истории древнерусской культуры на Западе нередко выходят книги, стремящиеся представить ее низшей, “неполноценной” по сравнению с культурой Запада, а то и попросту дискредитировать. Объявляются “поддельными”переписка Грозного с Курбским, Казанская история, “добираются”до сочинений замечательного публициста Ивана Пересветова и произведений Андрея Рублева.

Я за здоровый научный скептицизм. Ученый ничего не должен принимать на веру. Он должен критически относиться к устоявшимся и привычным взглядам. Но если скептицизм становится просто модой, он приносит только вред.

Усилиями советских ученых решительно опровергнуто мнение о несамостоятельном характере и низком уровне древнерусской материальной и духовной культуры. Советские ученые доказали ее высокий уровень: высокий уровень грамотности, высокий уровень развития ремесла, зодчества, живописи, политической и дипломатической практики, юридической мысли, интенсивность культурных связей почти со всеми странами Европы. Высокое искусство может быть отмечено и в технике изготовления эмалей, черни, финифти, и в резьбе по камню, и в изготовлении книжных украшений, и в военном деле. Не подлежит никакому сомнению высокий уровень дошедших до нас произведений древней русской литературы. В достижении этого высокого уровня русская литература шла самостоятельным путем, обязана прежде всего собственным движущим силам развития.

Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший ко времени возникновения русской литературы высокого уровня развития. Богатый и выразительный русский язык был отчетливо представлен в народном творчестве, в деловой письменности, в ораторских выступлениях на вече, в суде, перед битвами, на пирах и княжеских съездах. Это был язык с обширным словарным составом, с развитой терминологией - юридической, военной, феодальной, технической; обильный синонимами, способными отразить различные эмоциональные оттенки, допускавший многообразные формы словообразования. Изумительным богатством языка отличались уже первые переводы с греческого и первые оригинальные произведения русской литературы.

Русская литература с самого своего возникновения была тесно связана с русской исторической действительностью. История русской литературы есть часть истории русского народа. Этим в первую очередь и обусловлено ее творческое своеобразие. В. Г. Белинский писал: “Так как искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа, то эта жизнь и имеет на него великое влияние, находясь к нему в таком же отношении, как масло к огню, который оно поддерживает в лампе, или, еще более, как почва к растениям, которым она дает питание”.

Кроме всего, изучение нашего прошлого способно - и должно - обогатить современную культуру. Современное прочтение забытых идей, образов, традиций, как это часто бывает, может подсказать нам много нового. И это не словесный парадокс…

“Мода” на древнерусское перестает быть поверхностной модой, становится более глубоким и широким явлением, к которому стоит присмотреться.

Я самым решительным образом утверждаю: для того чтобы глубоко приобщиться к какой-либо из культур прошлого, нет необходимости отречься от современности, переселиться (духовно) в это прошлое, стать человеком прошлого. Это и невозможно, это и обеднение себя, это и неуважение к древнерусской культуре, которая сама была обращена в будущее, искала осуществления своих идеалов не только непосредственно в настоящем, но и в отдаленном будущем. Было бы бессмысленно стремиться в прошлое, когда это прошлое само устремлялось в будущее.

Прошлое должно служить современности!

Русские, белорусы и украинцы - не только родные по происхождению, по языку, по современной культуре. У нас общее великое прошлое; период в триста лет, XI-XIII вв., общий для наших литератур. Это период полного единства, когда не представляло даже важности, где создан тот или иной памятник - в Киеве, Новгороде, во Владимире Залесском, в Турове или в Полоцке. Это период, когда наша общая литература жила единой любовью к общей родной Руси, едиными идеями, едиными интересами, едиными художественными принципами, едиными связями с литературами южных славян и Византии.

Бессмертное “Слово о полку Игореве” родилось на стыке земель нынешних советских - русского, украинского и белорусского - народов, неоспоримых и бережных хозяев великого “Слова”.

“Слово о полку Игореве” создано в тот период истории Руси, когда еще не было разделения на три восточнославянских народа - великорусский, украинский и белорусский. Следовательно, оно в равной мере принадлежит этим трем братским народам. Однако оно-больше, чем просто принадлежит им: в известной мере оно является символом их единства и братства.

Мы-народы-братья, и у нас одна любимая мать-Древняя Русь. Мы должны особенно беречь и изучать эту нашу общую, материнскую литературу, литературу XI--XIII вв., ибо это память о нашей общей матери, во многом определившей последующее развитие братских литератур и все последующие наши литературные связи. Мне хотелось бы дать почувствовать, какой замечательной в художественном отношении была эта материнская литература, какой она была великой и великолепной.

Для этого нужно еще раз сказать о стиле динамического монументализма как о стиле литературы XI-XIII вв. в целом (не только в изображении человека), о стиле, связанном со стилем живописи, архитектуры, науки того времени, о стиле, охватывавшем всю культуру общего нам (белорусам, русским и украинцам) времени.

Несколько слов о том, что я называю “стилем”. Я имею в виду не стиль языка писателя, а стиль в искусствоведческом смысле этого слова, охватывающий собой и язык, и композицию, и тематику произведения, и художественный взгляд на мир, и т. д. Неправильно представлять себе стиль как форму - стиль охватывает собой и содержание, и идеи произведения.

Стиль-это некоторое единство, как бы кристаллическая порода всякого искусства, в котором по одному элементу можно определить и все остальные, узнать - “по когтям льва”.

Для определения стиля огромное значение имеет нахождение его “доминанты”- доминанты стиля. Для XI - XIII вв. эта доминанта состоит в том, что в этот период эстетически ценным признается все, что воспринято в больших дистанциях - пространственных, исторических, иерархических и, соответственно, все церемониальное, все освещенное и освященное с больших дистанций пространства, времени и ценностей иерархии.

В это время все события рассматриваются как бы с огромной, заоблачной высоты. Даже само творчество как бы требовало того же пространственного характера. Произведения создавались в разных географических пунктах. Многие произведения писались несколькими авторами в разных концах Русской земли. Летописи все время перевозились с места на место и повсюду дополнялись местными записями. Происходил интенсивнейший обмен историческими сведениями между Новгородом и Киевом, Киевом и Черниговом, Черниговом и Полоцком, Переяславлем Русским и Переяславлем Залесским, Владимиром Залесским с Владимиром Волынским. В обмен летописными сведениями были втянуты самые отдаленные пункты Руси. Летописцы как бы искали друг друга за сотни перст. И нет ничего более неправильного, как представлять себе летописцев отрешенными от жизни и замкнутыми в тиши своих тесных келий. Кельи могли и быть, но ощущали летописцы себя в пространстве всей Руси.

Этим же чувством пространства объясняется особый интерес в Древней Руси к жанру “хождений”. Литература Руси XI - XIII вв. в целом - это своеобразное “хождение”. Завязываются связи с Византией, Болгарией, Сербией, Чехией и Моравией, делаются переводы со многих языков. Это литература, “открытая” для переноса в нее многих произведений с юго-запада и запада Европы. Ее границы с соседними литературами очень условны.

Мы представляем себе монументальность как нечто неподвижное, косное, тяжелое. Монументализм Х-XVII вв. иной. Это монументализм силы, а сила - это масса в передвижении. Поэтому Мономах в своем “Поучении” постоянно говорит о своих походах и переездах. Поэтому и в летописи события - это события в движении - походы, переезды князя из одного княжения в другое.

В этих условиях становятся понятными и некоторые черты “Слова о полку Игореве”. “Слово” охватывает огромные пространства. Битва с половцами воспринимается как космическое явление. Пение славы “вьется” с Дуная через море до Киева. Плач Ярославны обращен к солнцу, ветру; Днепру. Поэтому такое значение приобретают в художественной ткани “Слова о полку Игореве” птицы, их перелеты на огромные расстояния. Там, где динамизм - там всегда приобретает особое значение время, история.

В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения: летописи, исторические повести, жития. Литература повествовала только о том, что, до мысли их авторов, было, существовало в прошлом, - вернее, происходило в прошлом, совершалось. Поэтому, для того чтобы показать значительность события, надо было его сравнить с большими событиями прошлого: ветхозаветного, новозаветного или с прошлыми событиями истории Древней Руси: “такого не бывало еще от Владимира Старого”.

Сравнения с событиями, происшедшими при дедах, пример дедов и отцов - постоянны в летописях, как и слава дедов и прадедов. Вспомните обращение киевлян в летописи к Владимиру Мономаху или вспомните “Слово о полку Игореве”, “Слово о погибели” и многие другие произведения Древней Руси.

По-настоящему определить значительность событий настоящего можно только на фоне больших периодов истории. И чем значительнее современность, тем больший период времени необходим для ее оценки.

Итак, “дистанция”- дистанция во времени и пространстве. Но феодальное общество было организовано иерархически, и поэтому требовалась еще одна дистанция - иерархическая.

Героями литературных произведений Древней Руси были по преимуществу люди высоких иерархических положений: князья, иерархи церкви или “иерархи духа” выдающиеся храбрецы или святые; люди, занимающие высокое положение, даже конкретно высокое; в “Слове о полку Игореве”- высоко на горах Киевских (Святослав Киевский) или высоко на золотом столе в Галиче (Ярослав Осмомысл). От этого особая церемониальность литературы, ее праздничная парадность, этикетность. Даже смерть изображается в литературе с церемониальным оттенком. Вспомните смерть Бориса и Глеба или описание смертей многих князей.

Это была литература “церемониального обряжения жизни”. Обратите внимание - какое значительное место эта церемониальность занимает в “Слове о полку Игореве”: пение славы, плач, парад “сведомых кметей курян”. В церемониальных положениях описаны Ярослав Осмомысл и Святослав Киевский. Даже разгадывание сна боярами - это своеобразная церемония. Вся древнерусская литература этого периода была литературой церемониального обряжения действительности. Именно этим объясняется, что в литературных произведениях действие воспринималось прежде всего как процессия. Огромную роль в произведениях занимали перечисления - церемониальная полнота. Это может быть продемонстрировано на многих примерах.

Каковы же исторические основы стиля динамического мону-ментализма? Откуда он взялся, почему так сразу овладел эстетическим мировоззрением эпохи и в чем его значение?

Стиль этот общий для Древней Руси и южных славян. В нем не было ничего “изобретенного” и он был органически связан с действительностью Древней Руси. Произошла смена формаций. От патриархально-родовой Русь перешла к феодальной. Произошла смена религий. Страх перед стихийными силами природы, типичный для язычества, в значительной мере прошел. Явилось сознание того, что природа дружественна человеку, что она служит человеку. Это с особенной силой выражено в “Поучении” Мономаха. Поэтому окружающее перестало только пугать человека. Человек “расправил плечи”. Перед человеком обнаружились пространства-соседние страны-Византия и Болгария в первую очередь. Обнаружилась глубина истории. Исторические события не были “спрессованы”в одном условном “эпическом времени”, а распределились хронологически. Появилось летосчисление. Вот почему такое значение приобрела хронологическая канва в летописи и в исторических произведениях. Прошлое оказалось длительным. Время преодолело замкнутость годичного цикла, которым было ограничено язычество. Историческое значение стиля монументального историзма чрезвычайно велико. Широкий взгляд на мир и историю позволил ярче ощущать единство всей обширной Руси в период, когда политические и экономические связи между отдельными областями ослабели. Идеология единства, сознание исторической общности и в последующее время в течение всего средневековья питалось теми силами, которые были “взяты в запас” в этот замечательный период, при жизни нашей общей матери - Древней Руси. Стиль динамического монументализма еще долго выражался в наших древних литературах-древнерусской, древнебелорусской и древнеукраинской, выполняя великую историческую миссию, служа идее единства наших народов, конкретно напоминая о единстве всей огромной территории Древней Руси в самой широкой исторической перспективе. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси. Прошлое должно служить современности!

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родной земли» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция - Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй - делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек - анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты «заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей поэтессы, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие ее сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, поэтесса сделала свой осознанный выбор - невзирая ни на что разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слез. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Ахматова разделила участь миллионов сограждан во время Великой Отечественной войны. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свое стихотворение «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Тема

Центральная тема произведения - любовь к родине. Однако это чувство поэтесса преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств на показ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой - не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения - человек только в том случае может называть своей родиной, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: ее любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живем.
  • Во второй части она дает точное обозначение тому, что для нее означает родина.

Анна Андреевна дает понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.

Жанр

Стихотворение «Родная земля» написано в жанре патриотической лирики. Сама поэтесса определила используемый ею жанр как «гражданская лирика».

При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрестной.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэтесса передает просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но, все же, в произведении встречаются эпитеты («заветные», «горький», «обетованный»), метафоры («грязь на калошах», «хруст на зубах»), инверсия («не делаем ее в душе своей»).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 12.

Вы знаете такого писателя, как Лихачев? «Земля родная» (краткое содержание далее в статье) - это его выдающиеся творение, которое следовало бы читать каждому подростку и всем тем, кто стоит на пороге взрослой жизни. Замечательная книга, которая должна быть на полке у любого, кто хочет воспитать в себе настоящего человека. Произведение довольно объёмно поэтому мы рассмотрим краткое содержание рассказа «Земля родная». Лихачев, кстати, был не только писателем, но и искусствоведом и культурологом, доктором филологических наук и профессором. Откровенно говоря, настоящим писателем он себя не называл, но его огромный багаж знаний и писательский дар позволили ему создавать прекрасные произведения. Давайте познакомимся с автором поближе.

Автор

В 1914 году мальчик обучался в гимназии Человеколюбивого общества, а позже - в Петербургской школе К. И. Мая. С 1920 по 1923 года он был в Советской единой трудовой школе. После этого, вплоть до 1928 года, Лихачев был студентом романо-германского и славяно-русского отделения языкознания и литературы в Ленинградском государственном университете. В 1928 году Дмитрий был арестован за то, что являлся членом «Космической академии наук». Причина ареста заключалась конкретно в том, что Лихачев сделал доклад о старорусской орфографии, которая была запятнана врагом. Его осудили на 5 лет, которые он отбывал в Соловецком лагере. В 1932 был освобожден досрочно. Он вернулся в родной город. Вскоре у него появились две дочери. После пребывания в лагере он написал самую первую свою работу для науки про карточные игры в уголовном мире. Интересный факт, что сразу же после освобождения он начал работу в криминалистическом кабинете, которая приносила ему немало удовольствия, так как давала возможность узнать что-то совершенно новое.

Переоценить вклад Лихачева в развитие и изучение литературы Древней Руси невозможно. Именно он написал лучшие работы на эту тему, которые до сих пор являются учебными пособиями для студентов. Также он принимал активное участие при воссоздании парно под Петербургом «Монрепо». Благодаря его содействию, также была выпущена книжная серия под названием «Литературные памятники». Он сменил огромное количество должностей, его опыт просто безграничен. Его награды бесчисленны, так как в каждой сфере, с которой он соприкасался, Лихачев оставлял весомый и значительный след.

Профессия и патриотизм

Мы начинаем рассматривать первую главу книги, которую написал «Земля родная», краткое содержание которой мы рассмотрим, - это объёмное произведение, состоящее из 10 глав. Мы попробуем кратко поговорить о каждой из них.

В первой главе автор рассказывает о том, что у каждого человека в жизни должна быть одна глобальная цель. Помимо кратковременных и небольших поступков, человек должен стремиться к чему-нибудь действительно великому. Очень важно быть увлеченным своей профессией. Более всего это касается педагогов и врачей - они должны по максимуму служить на пользу обществу. Лихачев говорит о том, что такой целью является любовь и защита Родины, своего народа. Это такое чувство, которое будит в человеке скрытые ранние силы, защищает его от неприятностей и неудовлетворенности. При этом Дмитрий Сергеевич делает акцент на том, что человек должен попытаться узнать о прошлом всех народов и национальностей. Любовь к своему народу должна быть присуща каждому.

Высказывает ли личное мнение по какому-либо поводу Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы начали рассматривать, уже в первой главе предстает пред нами такими строками: «Я люблю Древнюю Русь…». Автор не боится открыто говорить о том, что чувствует и думает, и это заслуживает уважения. Такая смелость в те времена была присуща только тем, кто был готов сложить голову за свою Родину. Очень кратко в этой главе автор восхваляет (заметьте, заслуженно) русскую литературу и искусство XIX века. Основная мысль, которую Лихачев пытается донести в этой главе, - это то, что изучение прошлого может очень сильно обогатить современное общество, придать ему что-то новое, яркое и интересное. Понять сегодняшний день можно только в том случае, если видеть его на фоне всего исторического прошлого.

Об интеллигентности

Чем порадует во второй главе Д. С. Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы рассматриваем, это некий путеводитель по жизни для всех молодых людей и подрастающего поколения. В этой главе Дмитрий Сергеевич акцентирует внимание читателя на том, что люди воспитанные должны быть в любой ситуации интеллигентными. Это качество необходимо не только для самого индивида, но и для его окружения. Он приводит в доказательство народную пословицу о том, что чтя своих родителей человек будет долго жить. Понятие интеллигентности включает в себя большой спектр понятий, таких как уважительный спор, незаметная помощь другому, скромное поведение, уход за природой.

В качестве личного опыта Лихачев приводит пример крестьян с Севера, которые, по его мнению, были по-настоящему В домах у них было очень чисто, они были приветливы к другим, умели слушать и рассказывать интересные истории, их быт был упорядочен. Кроме этого, он отмечает и то, что они могли сопереживать и счастью, и беде. Что имел ввиду в своем произведении академик Лихачев («Земля родная»). Краткое содержание книги поможет нам ответить на этот вопрос. Конкретно в этой главе речь идет не только о манерах (с чем часто путают термин «интеллигентность»), но также о других важных качествах, которые сам человек в силах в себе воспитать.

Не быть смешным

Что же расскажет нам в этой главе Лихачев? «Земля родная», краткое содержание по главам, которое мы рассматриваем, поведает нам в этой части о том, как люди ведут себя в нестандартных ситуациях. Ранее считалось, что если у человека случилось горе, то он не должен показывать это открыто, перекладывать на других своё негативное настроение. Необходимо ровно себя вести, не погружаться в проблему, сохранять достоинством, и даже стараться быть весёлым. Но в XIX веке это правило понемногу сходило на нет в кругах аристократии. Молодые люди вели себя иронично, это считалось красиво, остроумно, современно. При этом человек, который всегда весел тягостен для окружающих. Постоянный смех и веселье утомляет любого. Человек, который перегибает палку в этом вопросе просто становится шутом для окружающих, он теряет свое достоинство, его не воспринимают всерьёз.

Человеку важно научиться шутить, но при этом не выглядеть слишком смешно. Ведь такое умение не только поднимает ваш вес в обществе, но также является признаком ума. При этом не быть смешным следует во всем. Это не касается исключительно юмора. Необходимо применять это правило к разным сферам жизни: например, правильно подбирать одежду для разных случаев, чтобы не выглядеть нелепо. Но при этом, не следует загонять себя в рамки. Не стоит переживать о своих недостатках - надо научиться правильно их использовать. Иногда заики становятся лучшими ораторами. «… старайтесь быть скромным, тихим.» - вот чему учит Д. С. Лихачев («Земля родная»). Краткое содержание книги не позволяет в полной мере отразить то богатство языка и мудрости, которые найдет читатель при изучении книги.

Большое в малом

В этой главе книги Д. С. Лихачев касается вопрос цели в человеческой жизни. Допустим, цель есть. В нашем случае, это может быть любовь и защита Родины, как уже говорилось ранее. Но как идти к своей цели? Какими способами её достигать? Что делать можно, а чего нельзя? Глава «Большое в малом» подробно рассказывает о личном взгляде Дмитрия Сергеевича на этот вопрос. Мудрая цель должна охватывать всю жизнь человека, все его сферы. Более того, необходима некоторая связка между целью и средствами, которые используются. Что же думает по этому поводу Лихачев? «Земля родная» (очень краткое содержание в статье) отражает взгляд Дмитрия Сергеевича как нельзя точнее. Он говорит о том, что цель никогда не оправдывает средства - это лишь оправдание для жестоких и безнравственных поступков. И в качестве наглядного доказательства он приводит пример из классики. Если быть конкретнее, то в пример приводится произведение Федора Михайловича «Преступление и наказание», где гениально показано, что достижение желаемого посредством ущемления других никогда не приносит хороших результатов.

Что же может дать полезного книга «Земля родная» (Лихачев)? Краткое содержание даёт понять, что полезных зерен в ней очень много - только сидеть, да разбирать. Главное - желание. Хороших учителей в России много - это наши прекрасные авторы, которые создали для будущих поколений невыразимое богатство, клад мудрости. Эта глава обязательна к прочтению всем, кто хочет чего-то достигнуть в жизни!

Молодость - вся жизнь

Название этой главы книги стало афоризмом. И пусть автора не всегда знают, но смысл фразы донесен - а это главное для автора. Что же еще хотел сказать Д.С. Лихачев? «Земля родная» (краткое содержание книги по главам) поможет нам в этом разобраться. Здесь автор уделяет вниманию тому, что молодость - это самое прекрасное время в жизни человека. Не стоит думать, что Дмитрий Сергеевич ведёт пространные беседы о том, как здорово жить в молодом теле: вовсе нет. Он делает упор на некоторых аспектах, которые более доступны человеку именно в молодом возрасте. Например, автор делится такими наблюдениями, что намного легче приобрести настоящих друзей в молодости. В это время как раз формируется многогранный характер человека и круг его общения, который, чаще всего, остаётся на всю жизнь.

Учиться говорить и писать

Что же нам поведает в этой главе Дмитрий Сергеевич Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы рассматриваем, откроет перед нами важные секреты риторики. В этой главе мы узнаем о том, как важно правильно говорить, следить за своей речью, грамотно и красиво писать. Однако, этот вопрос Лихачев рассматривает ближе к концу главы, а сначала речь идет о важности языка, как явления, в жизни общества. Русский язык развивался более, чем тысячу лет, он является одним из самых совершенных языков мира. В XIX веке плеяда талантливых писателей создала невероятное количество прекрасных и восхитительных стихов, именно благодаря языку! Автор приводит реальную цитату Тургенева: «Нельзя поверить, что такой язык не был подарен великому народу!». Это действительно так, ведь только русский язык может похвастаться таким многообразием и яркостью.

Так к чему клонит Лихачев? Разговор ведется к тому, что, умея красиво и правильно выражать свои мысли, человек получает в руке мощнейшее оружие. Правильно построенная речь может избавить человека от многих проблем, а также подарить ему множество новых привилегий.

Лихачев делает акцент на том, что язык - это не только показатель народа, но также и личных качеств каждого отдельного человека. Но если речь может дать столько преимуществ, то почему необходимо хорошо писать? На самом деле, умение красиво излагать свои мысли на бумаге нужные не только поэту или писателю. Это умение необходимо каждому человеку, который хочет писать письма, вести дневники и украшать бумагу при помощи пера. А на случае, если кто-то скажет о том, что для этого нужен особый дар, автор дает маленькую подсказку: чтобы научиться, надо делать.

Литература

Хотите лучше понять, что имеет ввиду Лихачев? «Земля родная» краткое содержание (брифли) которой можно прочесть на любом удобном сайте поможет вам в этом. Этот раздел книги посвящен одному из самых прекрасных явлений - литературе. Она дает человеку возможность примерить чью-то роль, прожить жизнь другого человека. Таким образом можно получить глобальный опыт, который может помогать на протяжении всей жизни. У каждого образованного человека обязаны быть любимчики в литературе, которые он может знать почти наизусть. Вернуться к старой книге, в которой известна каждая деталь и поворот сюжета, это как вернуться в родной дом, где тебя всегда любят и ждут.

Даст ли нам примеры Лихачев («Земля родная»). Читать может каждый желающий для того, чтобы найти все примеры, который автор приводит из своей жизни. В статье приведены только отдельные отрывки. Дмитрий Сергеевич рассказывает о том, что бескорыстному чтению его научил Леонид Георг - учитель литературы в школе. Для справки, Дмитрий Лихачев учился в те времена, когда учителя могли долго отсутствовать на уроке или вообще не приходить на него. Как же поступал в таких случаях его учитель? Он приходил в класс и предлагал что-нибудь прочесть. Дети с радостью соглашались, ведь знали, как их учитель может читать: все были в восторге и заворожено слушали. Лихачев делится воспоминаниями о том, что благодаря таким своеобразным урокам чтения он знал многие отрывки из «Войны и мира», рассказы Ги де Мопассана, некоторые басни Крылова. К тому же любовь к литературе ему прививали и дома: отец или мать часто читали ему на ночь. При этом, детям читались не банальные сказки об Иване-царевиче, а исторические романы, книги Лескова, Мамина-Сибиряка и других «недетских» авторов.

Через всю книгу автор несет мысль о том, что следует читать классические произведения, поскольку те проверены временам. Такие произведения помогают лучше понимать окружающий мир и людей. Но Дмитрий Сергеевич не ханжа, он настаивает и на том, чтобы молодежь читала современную литературу. Главное, к чему призывает автор, это не суетиться, ведь при этом тратиться самое дорогое, что есть в жизни человека - его время.

Возвышать друга

Что же имеет ввиду Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы изучаем, в этой главе поведает нам об отношениях. Здесь речь пойдёт о людях, которые могут разбудить в других самые лучшие черты. Также будет сказано о тех, кто своим поведением формирует вокруг себя круг раздраженных и тоскливых людей. Лихачев говорить о том, что следует уметь находить что-то хорошее и общее в каждом человека: в старом, неинтересном, тоскливом. Важно уметь даже в скрюченной бабуле найти общительность, легкость и улыбку.

Конкретно пожилым людям большое внимание уделяет Лихачев. «Земля родная» (краткое содержание главы из книги) рассказывает нам о том, что старые люди часто бывают болтливы. Всё же это не обычная разговорчивость - очень часто они оказываются прекрасными рассказчиками. Также такие люди помнят много разных событий, песен и веселых ситуаций: просто их редко спрашивают. Очень важно не замечать недостатков людей, потому что они есть у каждого. Особенно это касается каких-то физических или возрастных дефектов. И все же следует заводить доброжелательные связи с пожилыми, ведь им осталось не так долго жить - вот чему учит Лихачев. «Земля родная» полное и краткое содержание - это совершенно разные вещи. Если вас заинтересовала тема хотя бы одной главы, лучше прочесть произведение целиком и получить огромный опыт и мудрость Дмитрия Сергеевича.

Память

Память - это важный и творческий процесс в мозге человека. Занимательный факт, что человек запоминает абсолютно все, что происходит с ним в течение жизни: даже самые ранние годы. Эту информацию не так-то просто извлечь из глубин памяти, но она там есть. Эта функция мозга всегда активна, ведь именно она заставляет человека развиваться, думать, действовать, меняться. Для чего писал эту главу Д. С. Лихачев («Земля родная»). Краткое содержание книги дает понять, что смысл в том, чтобы донести мысль о том, что не было бы памяти - не было бы ничего!

Именно и только память может противостоять времени. Даже если некоторые воспоминания стираются, их можно записать. Благодаря ей прошлое становится частью настоящего и будущего, и наоборот. Хотите подробнее узнать, что думал об этом Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой почти завершено, не позволит полностью окунуться в мысли автора. Очень важно читать такое произведение цельно и без отрыва - как советует сам Лихачев («Земля родная»). Читать краткое содержание брифли очень удобно, ведь там представлены все основные тезисы, но и этого недостаточно для полного охвата информации.

Также автор делает акцент на том, что без памяти нет совести. По сути, не будь этого процесса в нашей голове, общество бы осталось на первобытном уровне развития! Именно память является той двигательной силой, которая заставляет нас сравнивать, делать выводы, становится лучше.

Подводя итоги статьи, хочется сказать: «Спасибо Дмитрий Лихачев!». «Земля родная» (краткое содержание брифли) - это большой вклад в развитии всего общества, который невозможно оценить, так как он настолько всеобъемлющ и богат. Всё-таки талант писателя действительно присущ Дмитрию Лихачеву…или он просто умеет правильно выражать свои мысли? Что ж, если для того, чтобы так писать не надо талант, а нужно только уметь правильно выражаться, то, пожалуй, стоит этому научиться. Эта книга - настоящее открытие для тех, кто был не знаком с таким деятелем, как Лихачев, а также для всех тех, кто находится в поиске настоящего учителя.

Д. С. Лихачев. «Земля родная»

Следующей темой уроков по литературе будут небольшие главы из книги «Земля родная» специалиста по , академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.

С этой темой приходит к школьникам и новый литературный жанр - жанр публицистики. Что это за ? Чем интересен? Почему стал таким популярным в последние десятилетия?

Раздел по теории литературы и справочник литературоведческих терминов помогут школьникам закрепить сведения, полученные в классе от учителя, подготовить и самим сообщение об этом жанре, подобрать свой пример из любых публицистических материалов.

Имя Д. С. Лихачева, несомненно, известно семиклассникам. Новые сведения они почерпнут из автобиографического рассказа, данного в книге «Земля родная». Ученый рассказывает о том, как складывалась его судьба. Учащиеся обратят внимание на то, как объясняется в книге слово «земля» и как оно обыгрывается в тексте: «Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств».

Школьники прочитают суждения Д. С. Лихачева на различные темы в главах: «Молодость - это вся жизнь», «Искусство открывает нам большой мир!», «Учиться говорить и писать», которые включены в учебник, а также и в тех, которые будут прочитаны учащимися в книге «Земля родная» самостоятельно.

Эти главы как бы напутствие начинающим жить подросткам, вступающим во взрослую жизнь со всеми ее сложностями и трудностями. Мы невольно вспомним и напутствие Владимира Мономаха, которое прозвучало в начале учебного года.

Мир и радость открываются тем, кто их хочет и стремится увидеть, кто несет в себе добро и сострадание, кто способен на благородные поступки. Большая русская литература, устное всегда отдавали предпочтение характерам добрым, любящим труд, имеющим сострадание к окружающим людям.

Рассмотрим каждую из глав книги «Земля родная», включенных в учебник- хрестоматию. Например, в главе «Молодость - это вся жизнь» ученый рассказывает о том, что школьником ему казалось: «. вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. А в действительности оказалось иначе.» Как же оказалось? «Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.» Какие примеры этому приводит автор? Какие советы дает ученый молодым? Эту небольшую главу можно посоветовать пересказать близко к тексту или выразительно прочитать по тексту .

Не менее важна глава «Искусство открывает нам большой мир!». Какие мысли в ней важны нам и сегодня? Почему русская культура называется автором открытой, доброй к смелой, все принимающей и творчески осмысливающей? В чем ценность замечательных художников? Что нужно, чтобы понимать литературу, музыку , живопись?

Совсем необычная глава «Не быть смешным». Пусть ученики самостоятельно ее прочтут. В ней говорится «о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием». Что же важно знать и делать, чтобы не быть смешным?

Нужно каждому «учиться говорить и писать». Этому учатся дети с первого класса, но не об этом умении говорит ученый. Что такое язык человека? Что нужно, чтобы публично выступать и при этом быть интересным слушателям? Глава заканчивается словами; «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Как вы понимаете эту концовку?

Прочитайте и другие главы этой книги, подумайте над ними. Как прочитанное характеризует самого автора? Какие из советов Д. С. Лихачева показались особенно необходимыми вам?

Учащиеся читают, пересказывают текст, отвечают на вопросы, готовят самостоятельно рассуждения-размышления по поводу прочитанного, отзывы на публицистические произведения, прочитанные самостоятельно.

Сочинения-рассуждения в публицистическом жанре на различные темы, близкие учащимся, могут быть такими, например: «Почему трудно быть подростком?», «О товариществе в нашем классе». Можно предложить написать эссе на тему: «Какие идеи писателей-классиков могли бы стать мне поучением?», «Напутствия писателей и ученых, которым нельзя не следовать», а также подготовить выступление на вечере или конференции: «Взаимоотношения взрослых и детей в произведениях писателей XIX и XX веков», «Что воспитывается в человеке благодаря юмористическим и сатирическим произведениям».

Мы не рассматриваем тексты и вопросы к ним с подробностями, которые бы связывали учителя, но предлагаем лишь направления, по которым можно строить работу на уроках литературы и связанных с ними уроках развития речи и внеклассного чтения.

В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Рефераты, домашняя работа по литературе скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки