Ануш петросян биография семья дети. Биография и личная жизнь елены степаненко. Евгений Петросян: биография, личная жизнь, дети

Как в области политики самой обсуждаемой и интересной публике является персона В.В. Путина, так и на юмористической эстраде вот уже более пятидесяти лет лидерство держит Евгений Петросян. Биография этого удивительного человека интересует не одно поколение его поклонников. Благодаря чему ему уже столько лет удается оставаться энергичным, интересным и неподражаемым?

Биография Петросяна Евгения Вагановича: мечта стать артистом

Увидел свет будущий юморист в 1945 году 16 сентября в С раннего детства любил часами просиживать с книжкой в руках в библиотеке отца. Ходил с родителями в цирк, драматический театр, на различные концерты. А с двенадцати лет и сам активно участвовал в кружке школьной самодеятельности, выступал в домах культуры. Будучи школьником, он стал работать в Народном театре, а сразу после выпускного отправился покорять Москву, даже не дождавшись аттестата. С блеском сдал и стал студентом Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства Евгений Петросян.

Биография артиста: жизнь на сцене

В 1962 году впервые как профессиональный конферансье вел программу ВТМЭИ под названием «В жизни раз бывает 18 лет». Она длилась несколько лет. За это время артист многому научился и создал себе хороший репертуар. После завершения цикла программ ВТМЭИ Петросян ушел в «свободное плавание». С 1964 по 1969 года работал в оркестре самого Леонида Утесова. Затем двадцать лет трудился в Москонцерте, сначала в качестве ведущего конферансье, затем — исполнителя монологов. В 1985 году стал Заслуженным артистом СССР Евгений Петросян. Биография артиста богата не только множеством юмористических передач. Он является автором восьми книг, юмористом, актером, писателем-сатириком, пародистом, режиссером всех своих сольных концертов. За полвека эстрадной деятельности артист успел поучаствовать почти во всех возможных юмористических конкурсах, поставить спектакли на большинстве площадок страны. Но, как не удивительно, имеет и врагов Евгений Петросян. Биография его содержит факты, свидетельствующие о том, что однажды по просьбам недоброжелателей хотели снять с трансляции все его телепередачи. В то же время появился термин «петросянить», что означало «плохо шутить». Наверное, люди, желающие насолить артисту, не знали, что большинство текстов для него писали всеми уважаемые Михаил Задорнов, Аркадий Хайт и В 1991 году Евгений Петросян удостоен звания Народный артист России назло всем недоброжелателям.

Евгений Петросян. Биография: семья

Артист вел активную личную жизнь, четыре раза был женат. С 1985 года его женой является известная артистка юмористического жанра Елена Григорьевна Степаненко. От первого брака Евгений Ваганович имеет дочь Викторину и два внука, которые живут в США. О том, какой артист на самом деле в жизни, без сценической маски, знает только его близкое окружение. Что он очень чуткий и ранимый человек, можно утверждать с уверенностью. Однажды он был номинирован на премию «Серебряная калоша» за одни из самых сомнительных достижений в сфере шоу-бизнеса, но незадолго до церемонии вручения Михаил Задорнов уговорил организаторов не вручать ее Петросяну. Аргументировал он свою просьбу тем, что Евгений Ваганович настолько ранимый человек, что из-за подобной шутки может получить инфаркт.

Слухи о проблемах в отношениях между супругами Евгением Петросяном и Еленой Степаненко появились несколько лет назад. Еще в 2008 году СМИ писали, что юмористы не живут вместе, а причиной расставания стала эффектная 26-летняя блондинка Татьяна Подольская, которая была личной помощницей Петросяна.

Однако официального развода за этим не последовало. Но спустя десять лет иск о расторжении брака и разделе имущества все же был .

Елена Степаненко стала для Евгения Петросяна четвертой женой. Они прожили вместе 32 года. Близкие говорили, что именно с ней Петросян нашел свое счастье.

«Ридус» решил вспомнить бывших жен известного юмориста и причины их расставания.

Когда Евгений Петросянц (его настоящая фамилия) приехал в Москву из Азербайджана, он стал работать конферансье на концертах. Там он и встретил свою первую жену. Девушка была сестрой знаменитой балерины Викторины Кригер . Пара поспешно заключила брак, но он был недолгим. Вскоре после рождения дочки, которую назвали Викториной в честь знаменитой родственницы, Евгений Петросян встретил новую любовь.

Сейчас дочери юмориста 49 лет. Она проживает в США, воспитывает двух сыновей и руководит компанией по производству эксклюзивных игрушек из стекла Mark Andreas Collection.

Новым увлечением Петросяна стала Анна Козловская , дочь известного оперного певца Ивана Козловского. Девушка была очень красива и работала конферансье вместе с Петросяном. Молодые много времени проводили времени и не заметили, как влюбились друг в друга.

Козловская и Петросян

Второй брак Петросяна тоже был недолгим. С Козловской они прожили вместе пару лет, потом женщина встретила другого и уехала с ним в Грецию.

Два года назад 68-летняя Анна Козловская в одном из интервью назвала Петросяна порядочным человеком. Она вспомнила, как в молодости они вместе ходили в ресторан на Останкинской башне. Позже Козловская увлеклась прозой и стала писать. В Союзе писателей она познакомилась с греком Костасом Варналисом и влюбилась в него.

Женя очень страдал, но я ничего не могла с собой поделать. Это моя непростительная вина перед Женей… По моей инициативе наш брак с Петросяном распался. Я с новым мужем уехала в Грецию. Недавно вернулась на Родину, за судьбой Жени Петросяна не следила. Мы с ним не поддерживаем отношений, - цитирует Козловскую издание Peoples .

Позже Петросян встретил искусствоведа Людмилу . Жительница Петербурга была очень интеллигентной женщиной. Знакомые юмориста называли ее аристократкой. Какое-то время она даже выступала на одной сцене с Евгением Петросяном, однако потом ее стала раздражать чрезмерная занятость мужа.


1964 год

В 1979 году уже известный артист Евгений Ваганович Петросян открыл Театр эстрадных миниатюр. На кастинг пришла Елена Степаненко .

С выпускницей ГИТИСа они поженились спустя семь лет. В окружении пары говорили о том, что за многие годы совместной жизни супруги ни разу не повздорили. Их объединяли работа и увлечения.

У Петросяна и Степаненко есть одна страсть - они коллекционируют антиквариат. Их друзья, вхожие в дом, сравнивали квартиру артистов с музеем: антикварная мебель, картины известных художников, старинные вазы.

Очевидно, супругам есть что делить при разводе. Шестого августа Хамовнический суд Москвы рассмотрит иск Елены Степаненко о разделе совместно нажитого имущества.

По данным некоторых СМИ, супруги владеют пятью квартирами в элитных районах столицы, двумя иномарками, снегоходом и дачей в поселке Жаворонки - все это записано на 72-летнего Петросяна. За Степаненко числится лишь дача в Люберцах.

Для российских юмористов, которые много лет знакомы с Евгением Петросяном и Еленой Степаненко, их развод оказался . Артист Святослав Ещенко признался в беседе с «Ридусом», что «если люди приняли решение расстаться, значит, им уже сложно вместе».

Евгения Петросяна и его «Кривое зеркало», по статистике, смотрит каждый третий россиянин; на концертах - аншлаги, хохот, аплодисменты. И кажется, что все и всегда у этого разбитного шутника получалось легко. Тем более что сам он личную жизнь хранит за семью печатями. А между тем настоящее семейное счастье Петросян обрел только с четвертой женой. Как он шел к этому счастью, мы рассказываем в сегодняшнем выпуске.

Первая жена - сестра балерины

Брак с первой женой был скоропалительным. В 60-е годы Петросян приехал в Москву из Баку. Он с 12 лет мечтал стать актером. Выступал в Домах культуры как конферансье, впитал светские манеры людей искусства, отличался артистизмом и обходительностью. Что его и подвело - на экзамене во МХАТе Жене сказали: вы сложившийся артист, а нам нужен сырой материал. Так Петросян оказался во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ). Студенты поражались его феноменальной памяти: прочитав лист текста, он воспроизводил его наизусть.

Евгений сразу начал подрабатывать конферансье на концертах. И на одном из приемов его познакомили с симпатичной девушкой из знатной семьи - сестрой знаменитой балерины Кригер.

Она влюбилась в элегантного молодого человека, умеющего красиво говорить и делать комплименты. Они расписались. У супругов родилась дочь, которую назвали в честь балерины Викториной... Говорят, на этом настоял Петросян, который с большой гордостью рассказывал всем о роде Кригер. Он нежно заботился о дочери, но... вскоре молодой отец уже снова страстно влюбился...

Вторая жена - дочь певца Козловского

О том, что второй женой Петросяна стала дочь прославленного оперного певца Козловского, мы узнали у Сергея Дитятева, известного в 70-х годах конферансье.

А вы думаете: если Петросян, то обязательно клоун! А он на самом деле очень образованный, умный человек, - поделился Дитятев.

«Козловская отличалась красотой. Вела у нас эстрадные концерты. Женя Петросян выступал в качестве конферансье с монологами, шутками, а Анна - только объявляла номера, - рассказала «КП» знаменитая в прошлом певица Нина Дорда(кстати, она стала прототипом героини, которую сыграла Орбакайте в сериале «Московская сага»). Правда, с дочерью Козловского Анной они прожили вместе недолго - год или два. - Не знаю, удастся ли вам отыскать Анну, она ведь уезжала за границу...»

Мы Анну Ивановну Козловскую нашли. Она сегодня живет в центре Москвы в квартире отца вдвоем с помощницей, хворает. Ей 68 лет.

Да, я была замужем за Петросяном, - сказала нам Анна Ивановна. - Я старше Жени на семь лет. С детства мечтала выступать на сцене, но папа меня отговаривал, и я окончила филологический. Но потом тяга к сцене взяла верх, поступила в ВТМЭИ, Женя был моим однокурсником. Мы вместе слушали лекции Рины Зеленой, известного конферансье Алексеева. И так много времени проводили с Женей, что не заметили, как влюбились. Я стала его второй женой. Но думаю, что первый его брак был компромиссом.

Мы с Женей выступали вместе с первым спектаклем студии «В жизни раз бывает 18 лет», ездили по стране, имели успех.

- А ваш знаменитый отец не был против этого брака?

Женя производил приятное впечатление (его папа - профессор математики), благородный и талантливый. Мне с ним было очень интересно, он умел изысканно ухаживать. Мы увлекались творчеством. Ходили в ресторан на Останкинской башне - оттуда виден город как на ладони... Ничего плохого о нем не могу сказать, порядочный человек. Потом я начала писать, увлеклась прозой, меня приняли в Союз писателей. Однажды познакомилась с греком Костасом Варналисом и влюбилась. Женя очень страдал, но я ничего не могла с собой поделать. Это моя непростительная вина перед Женей. Папа считал, что его дочки должны быть ангелами и всю жизнь прожить с одним мужем, но я сд

елала по-своему. По моей инициативе наш брак с Петросяном распался. Я с новым мужем уехала в Грецию. Недавно вернулась на Родину, за судьбой Жени Петросяна не следила. Мы с ним не поддерживаем отношений.

- А ваш отец помогал в карьере Петросяну?

Нет, Женя не пользовался родственными связями. Многие даже не знали, что он зять Козловского. И к Леониду Утесову попал не с помощью связей. Мэтр увидел его на концерте, сам предложил стать его конферансье.

Рассказывают, Утесов ценил остроумие Петросяна. Однажды на концерте из зала нетрезвый мужчина выкрикнул каверзный вопрос: мол, где сейчас Хрущев (которого только свергли). Евгений нашелся: «Закусывать надо!» В следующий раз на скользкий вопрос такой же фразой отделался сам Утесов. За кулисами ему сказали: «Вы цитируете Петросяна!» У Леонида Осиповича Петросян проработал пять лет, а заменил его Геннадий Хазанов, которому достался пиджак Петросяна, в нем он и женился.

Третья жена - искусствовед

Третьей женой у Петросяна была искусствовед из Ленинграда, интеллигентная, прелестная женщина, - рассказала КП» Нина Дорда. - Такая петербургская дама, аристократка... Рассказывают, одно время Людмила вместе с мужем выступала на сцене. Вроде бы ее раздражала загруженность Петросяна.

Евгений Ваганович всегда мечтал открыть свой театр, и вот в 1979 году он создал Театр эстрадных миниатюр и объявил кастинг артистов. На пробы пришла Елена Степаненко, выпускница ГИТИСа.

Четвертая жена - актриса

Родом Степаненко из поселка Ангарского Волгоградской области (ее мама - парикмахер, папа работал поваром в ресторане, затем - рабочим на химзаводе). С детства мечтала о большой сцене. Студенткой ГИТИСа часто ходила в «Россию» на концерты Петросяна. Думала, какой интересный артист, вот бы с ним познакомиться. В те годы она была очень худенькой, с тонкой осиной талией, носила 42-й размер одежды. Эстрадный драматургАркадий Хайт, посмотрев на Елену, пошутил: «А где у нее еда проходит?»

Первый музыкальный спектакль «Доброе слово и кошке приятно» (его поставил Петросян), в котором он играл со Степаненко, вызвал ажиотаж в театральной Москве. На премьеру пришли даже пара Миронова - Менакер...

Спустя несколько лет Петросян и Степаненко отправились на гастроли в Семипалатинск, где и начался их служебный роман.

«Нас как-то одновременно потянуло друг к другу. Там, на полигоне, проводились ядерные испытания, вот и у нас рванула бомба любви», - вспоминала потом Степаненко.

Вернувшись в Москву, король эстрады принял решение развестись с третьей женой. Елена Григорьевна после свадьбы переселилась в квартиру мужа на Арбате.

Однажды мы с Евгением Вагановичем разговорились, и он заметил, что четыре раза был женат, и только четвертый брак удачный. Последняя жена - то, что надо, - рассказал нам человек из окружения юмориста. Елена всегда жизнерадостна, необыкновенно вкусно готовит. Коллеги шутят, мол, своим кулинарным искусством и нашла путь к его сердцу. Муж лишь по праздникам может сделать два своих коронных блюда - яичницу и баклажанную икру.

По словам Петросяна, за 15 лет супружеской жизни со Степаненко ни разу серьезно не повздорили. А общее дело еще больше скрепило их брак.

По слухам, верховодит в их семье Елена, а Ваганыч (так называют народного артиста коллеги) всегда ей уступает.

Летом они совмещают отдых и работу. В прошлом году жили в президентс

ком люксе за 40 тысяч рублей в сутки в элитном санатории Сочи.

Не так давно Степаненко села на диету. Вообще-то, как говорят, Петросяну нравятся женщины в теле, с формами. И, возможно, потому в начале супружеской жизни Елена Григорьевна позволила себе не следить за фигурой. Но потом сильно прибавила в весе и пошла на решительные меры.

В специальном санатории в Баварии она голодала по старинной 150-летней системе под надзором врачей. Как сказал Жванецкий, лечившийся в том санатории, чтобы жить, можно гораздо меньше есть.

СЛУХИ ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ

В театральных коллективах любят посплетничать. Особенно о руководителях. Вот и Петросяна не миновала участь сия. Молва приписывает ему увлечение красавицей блондинкой Анжеликой (сценический псевдоним Галины Глушковой). Поводом для слухов стало то, что Анжелике уделяется больше внимания, а график работы у нее не самый напряженный. Впрочем, симпатичным женщинам трудно не вызывать зависть коллег, возможно, отсюда и все разговоры. По крайней мере Елена Степаненко не придает этим разговорам значения.

КСТАТИ

Мало кто знает, что вообще-то настоящая фамилия Евгения Вагановича (по паспорту) - Петросянц (с «ц» на конце), но комик считает, что на его родине в Азербайджане последнюю букву не произносят, и он решил представляться зрителям «без ц». Правда, в начале своей карьеры именовался Петровым и как Петров пробовался на роль Шурика в фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

С дочерью Петросян не разговаривал 10 лет

У главного комика страны одна дочь - Викторина. С детства она сопровождала папу на его концертах и даже выходила с ним на сцену.

Подумывала стать актрисой, но в итоге пошла учиться на искусствоведа. Долгие годы они были очень дружны с отцом. Возможно, так совпало, но с появлением Степаненко, как говорят, отношения разладились. Когда 16 лет назад Викторина решила эмигрировать в США, Евгений Ваганович не хотел отпускать дочь. А когда та настояла на своем, прекратил всякое общение.

Они не разговаривали лет десять. У Викторины в США родился сначала один сын, потом второй, но Петросян их долгое время не видел, никто ни к кому не приезжал, - рассказывает его знакомый.

Это была большая драма, которая держалась в тайне. Мы старались не напоминать Жене о дочке, чтобы не бередить рану. И только несколько лет назад они помирились, он увидел внуков.

Как рассказывают, Елена Степаненко не слишком привечает это общение. Возможно, поэтому, когда летом американка приезжала в Москву, она останавливалась в гостинице, а с отцом только куда-то ездила.

В те годы многие хотели уехать за границу, - говорит Нина Дорда. - Мне рассказывали, что дочка Петросяна побывала в Америке, где познакомилась с арабом. Вышла за него замуж и осталась жить в Нью-Йорке. Потом вышла второй раз замуж.

Да, я постоянно живу в Америке, у меня свой бизнес, - сообщила нам дочь юмориста, которой мы дозвонились в США. Викторина занимается производством эксклюзивных игрушек из стекла (выдуваются они вручную) по рисункам знаменитого художника Льва Бакста.

Как оказалось, Викторина открыла свою студию Mark Andreas Collection, названную по именам ее сыновей, Марка и Андреаса. Недавно ее изделия по 100 долларов за штуку стали продаваться и в бутиках Москвы. А вот о своей личной жизни Викторина рассказывать не захотела - сказала, что для этого ей нужно разрешение пап

— Евгений Ваганович, удивительное дело: вы признанный мэтр эстрады, на профессиональной сцене более полувека, отметили 70-летие, а ощущение, что возраст над вами не властен. Признайтесь, владеете каким-то секретом?

— Секрет один: я очень люблю то дело, которым занимаюсь всю жизнь, и поэтому не устаю работать практически круглосуточно. В качестве примера могу вкратце перечислить все, чем занимался последние месяцы: написал более 40 сценариев для «Смехопанорамы» — на весь следующий год, снялся в пяти двухчасовых телефильмах «Улыбка длиною в жизнь…» — к моему 70-летию, подготовил сольный концерт, съездил на гастроли в Краснодарский край, на «Юморину» в Сочи; снял пять программ «Петросян-шоу» и теперь готовлюсь к юбилейным концертам «70 лет — уже не в обед», которые будут проходить в Москве и Петербурге.

— Вот это ассортимент — фантастика! А к слову, как вы воспринимаете юбилей?


— Знаете, я давно исследую юмористический фольклор, собираю все самое смешное, интерпретирую по-своему и представляю либо на сцене, либо в книжках. В одном из моих спектаклей я как раз озвучил определение круглых дат: «Юбилей — это когда много цветов, а ты еще жив». (С улыбкой.) Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Об этом же говорит один из моих эстрадных персонажей — дедушка-скептик, подсмеивающийся над всеми и над собой. Пережив клиническую смерть, он вдруг серьезно сказал сам себе: «К сожалению, я лишь сейчас начинаю понимать, как это здорово — проснуться и жить: ждать звонка, дарить цветы, нестись на машине, заниматься любимым делом, есть хлеб, пить с друзьями вино…»

— Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Фото: Арсен Меметов

— Интересно, а когда вы первый раз выпили?

— (Смеясь.) Ух, какие вопросы вы задаете! Это был мой день рождения — лет восемь мне исполнялось. Все собрались за праздничным столом. Родителям привезли из деревни молодое вино — в огромных бутылях, четверти назывались. И вот гостям его разливают, а мне нет. «Что за безобразие, — думаю, — я тоже хочу!» Прошу: «Дайте попробовать». Мама категорически: «Еще чего, ни в коем случае! Не хватало, чтобы ты алкоголиком стал». И вдруг отец говорит: «Пусть выпьет, ничего не случится. Алкоголиков в нашем роду никогда не было и быть не может». К слову, сообщу вам примечательный факт: в Армении нет ни одного вытрезвителя.


Короче, много выпить мне конечно же не дали, но вино я все-таки продегустировал. А серьезно напился лет в двенадцать. Опять отмечали мой день рождения, детям места за праздничным столом не нашлось, и для нас поставили столик в прихожей. Дали еды, лимонад и оставили в покое. А в углу стояла четверть вина, опять же присланная отцу. И я сказал своим двоюродным и троюродным братьям: «Что, мы хуже них, что ли?» Они идею поддержали. В общем, взрослые прозевали, и мы напились основательно. (С улыбкой.) Молодое вино очень коварное. Но вообще-то я был серьезным мальчиком.

— Из какой семьи?

— Отец был ученым, математиком, преподавал в Педагогическом институте. Мать по профессии химик, работала в каком-то учреждении типа «Азнефти». Жили мы в Баку. Мама приехала туда с родителями из Днепропетровска в годы голодомора — спасались от голода. А папино семейство перебралось раньше, в 1915-м, из Шемахинской области — это тоже в Азербайджане.

Я у них был долгожданным ребенком. Всю войну не рождался, хотя родители были женаты с 1939 года и в военные годы не разлучались (папа от воинской службы был освобожден). А вот когда окончательно стало понятно, что победа не за горами, я и был спроектирован. И четыре месяца спустя после Победы появился на свет. Между прочим, имя получил непосредственно 9 мая. Мама тогда еще работала на военном заводе. После работы все остались праздновать, и кто-то из присутствующих обратил внимание на женщину в положении. В экстремальные моменты жизни каждой мелочи придается особое значение, и в тот торжественный день люди увидели не просто беременную сотрудницу, а символ — зарождающуюся новую жизнь, победу жизни над смертью. Они сказали: «Давайте сегодня дадим имя будущему человеку!» И коллективно выбрали такое, которое подходило бы и мальчику, и девочке — Женя.

В тот победоносный год в нашей стране появилось много мальчиков — так Господу было угодно. И среди них, к вашему сведению, много юмористов: Альтов, Коклюшкин, Хазанов, Якубович…

Маленький Женя Петросян с мамой Беллой Григорьевной (1951). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Удивительное совпадение. А как протекала ваша жизнь в послевоенном Баку?

— Как и везде: бедно, голодно. Хотя на Кавказе, наверное, было чуть полегче: все-таки солнечный край, много фруктов… Но все равно. Игрушек у меня лет до восьми не было вообще. Помню, когда соседскому мальчику привезли из Москвы красивую машинку, я горько плакал.

Трудности касались всех. Эйфория победы прошла, и люди озаботились новыми проблемами. Все ходили угрюмые, неулыбчивые, сосредоточенные на своих проблемах. Поэтому на всю жизнь запомнил свои впечатления от литературного концерта «Вечер юмора», на который впервые попал в семь лет. Артисты читали рассказы Чехова, Зощенко, Ардова… Я обратил внимание на зрителей: вокруг меня сидели хохочущие люди, и у них были другие лица — счастливые, радостные. Я был потрясен. С этого момента меня охватило неистовое желание дарить людям радость, смешить их.


Я начал воплощать свою мечту в жизнь. В школе, когда класс по каким-то причинам оставался без учителя, рассказывал ребятам что-нибудь веселое. Все смеялись, а я радостно думал: «Ура, получается!» Школа была моим первым тренировочным полигоном. Там все в меня верили, уверяли, что я будущий артист. Я начал заниматься в самодеятельности, был актером в народном драмтеатре и учеником кукловода в кукольном театре, выступал в агитбригадах, играл сценки из оперетт, читал фельетоны, басни, стихи, вел сольный и парный конферанс. От Клуба моряков у нас организовалась небольшая самодеятельная концертная бригадка, в нее входил молодой Муслим Магомаев. Мне было 12 лет, ему — 15; я выступал с номерами, он пел. Тесно не дружили, но общались очень хорошо и сохранили добрые отношения на всю жизнь.

Может, нескромно прозвучит, но это факт: после концерта ко мне часто приходили зрители и говорили: «Молодой человек, не бросайте это дело, мы в вас верим». В общем, проблемой выбора профессии я не был обременен, поскольку ставил перед собой одну задачу — стать артистом юмористического жанра. И совершенно четко знал, что сумею ее решить.

— А что на этот счет думали ваши родители?

— Тут надо провести грань между их отношением к моему намерению и их поступками. Безусловно, они мне говорили что-то типа: «Сначала получи нормальное образование, а потом можешь валять дурака». То есть стань полноценным человеком — инженером, ученым, медиком… А если потом останется все-таки желание актерствовать, можешь попробовать. Но мама с папой не чинили мне препятствий. Более того, со своей стороны лишь укрепляли меня в моем желании: часто водили в театры, в музеи, на концерты, в цирк. В 10 лет с их помощью я начал изучать историю искусств. А папа привил мне любовь к книгам. Его все называли «ходячая энциклопедия», и он воспитывал меня, если так можно сказать, в книжном мире: в комнате строил мне дом из книг, и я, совсем маленький, располагался там и что-то читал, картинки разглядывал.

— Просто пай-мальчик рос. Неужели не озорничали?

— От плохих компаний Бог меня хранил, а схулиганить однажды попробовал — хотел проверить себя на мужественность. Я видел, как ребята прыгают на ходу с трамвая, и решил тоже научиться. Начал экспериментировать. Но все-таки осторожничал, чтобы не попасть на рельсы под колеса, вскакивал на последнюю подножку, где колес нет. Думал: «Расшибусь, но хоть не убьюсь». И наладил это дело — у меня стало получаться

довольно ловко. Дальше решил усовершенствовать «мастерство» — взобрался, как самые отчаянные мальчишки, на буфер трамвая сзади. А там даже держаться не за что, выступов никаких нет. Это на самом деле очень опасно. И вот сижу на этом буфере, пытаюсь хоть как-то уцепиться за стекло. Трамвай вот-вот тронется и поедет под горку. Вдруг моему уху становится ужасно больно и какая-то неведомая сила стягивает меня вниз. «Силой» этой оказался мой отец. Обычно он возвращался с работы поздно вечером, а тут вернулся в два часа дня! Не иначе как Бог его послал. И он, ни слова не говоря, за ухо вел меня до самого дома. (Смеясь.) Все! Больше я никогда такими глупостями не занимался.

— А учителей разыгрывали, пародировали?

— Я всегда предпочитал розыгрыши добрые, со знаком плюс. Как-то мы с дочкой Викой разыграли одного нашего приятеля. Дело было так: я находился в Петербурге с концертами, а он — в Москве. 8 января мы с ним разговаривали по телефону. Он сообщил, что на следующий день летит в Нью-Йорк, и предложил мне тоже полететь — ведь у меня дочь там живет. Я объяснил, что устал после новогодних концертов и лететь с ним не в состоянии. А через день так вышло, что по семейным обстоятельствам мне понадобилось срочно туда вылететь. Мой друг об этом не знал. Прилетев, он позвонил Вике и предложил повидаться, она радостно согласилась, и они договорились о встрече. А я дочку предупредил: «Молчи, не сообщай ему, что я тоже здесь». Дальше происходит следующее. Вика подъезжает к гостинице, где поселился мой друг с супругой, они садятся в ее машину и едут. А я стою на улице в условленном месте, жду их — в элегантном пальто, шляпе с широкими полями. Немножко экстравагантно вырядился. Стою, ловлю машину. Вика замедляет ход: «Давайте, — говорит, — подвезем этого мужчину». Друг в недоумении: «Конечно… Надо же, как он похож на ». Она останавливается, я открываю дверь, а он смотрит на меня и… не узнает. Не может поверить, что это я. Но когда наконец понял, узнал, вы не представляете, в какой неописуемый восторг он пришел. Это был невероятный эмоциональный взрыв, сохранившийся в памяти на всю жизнь.

— Сложно вам было покорять Москву?

— Я приехал сюда шестнадцати с половиной лет, сразу после окончания школы. Даже не дождался выдачи аттестата (мне его потом прислали), так как вступительные экзамены в театральные вузы проходили на месяц раньше, чем в другие институты. Мама меня собрала, но сама поехать не могла: отец очень болел, и она ухаживала за ним. В общем, приехав в столицу, я оказался совершенно один в огромном городе, которого не видел ни разу в жизни. И начал свою самостоятельную жизнь. Снял комнатку — быт меня мало интересовал, меня волновали только

вступительные экзамены и театрально-концертная жизнь Москвы, в которую я ворвался со страшной силой: каждый вечер ходил на спектакли и концерты.

Поступил в ВТМЭИ — Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, окончил ее. Наша выпускная программа называлась «В жизни раз бывает 18 лет», я в ней конферировал. После чего меня стали приглашать на все ведущие концертные площадки страны. Мне повезло в жизни: практически все артисты эстрады того времени, за малым исключением, были моими старшими товарищами. На сцене я их объявлял, а в жизни они относились ко мне как наставники, опекали. Называли меня сыном эстрадного полка.

— А кто был в «полку»?

— В студии мне преподавали актерское мастерство Рина Васильевна Зеленая и Алексей Григорьевич Алексеев — первый советский конферансье. Лев Борисович Миров, Мария Владимировна Миронова ставили мне номера. Леонид Осипович Утесов был моим учителем и партнером — пять лет я работал в качестве конферансье в его оркестре, да еще играл с ним разные сценки. И многие другие артисты. Все они учили меня канонам жанра, этике, что-то советовали, приглашали к себе домой, все время говорили об искусстве. Мы много общались вне сцены, и я ловил каждое их слово.

С Леонидом Утесовым (Рязань, 1965). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вы были настолько погружены в творчество, что на любовь времени не оставалось? Или все-таки находились лазейки?

— Я действительно полностью был в творчестве, но, естественно, ничто человеческое мне не было чуждо. В Баку я был влюблен в девочку старше меня на год. О моих чувствах к ней знала вся школа, и все очень переживали, потому

что избранница была старше и игнорировала меня. Однажды я собрался с духом и назначил ей свидание, но она, увы, не пришла.

Прошло тридцать с лишним лет, и на одном из концертов мне вручает цветы какая-то женщина. Я стою на сцене, а она — внизу, в партере. Передавая мне букет, она спрашивает: «Узнал?!» А я не понял, кто это. Но потом она все объяснила. Она многие годы приходила с мужем на мои концерты.

С Еленой Степаненко и Вячеславом Войнаровским (1980). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вы рано стали отцом. Будучи мальчишкой, прочувствовали суть отцовства или ничего про это не поняли?

Евгений Ваганович: Почему это я не понял?

Вика: Папа очень много уделял мне внимания. Но я сумела оценить это по-настоящему, лишь когда сама стала мамой. Представьте, молодой, но уже известный артист, а тут детская поликлиника, родительские собрания… Казалось бы, его вообще не должны интересовать всякие детские нужды — сапожки, курточки, колготки и прочее. При этом папа был очень занят: концерты, бесконечные репетиции, съемки и гастроли. Да и вообще он был совсем молодым, мог бы жить своей яркой, ­гламурной жизнью. Ан нет! Он часто ходил со мной всюду: в кино, театры, музеи, цирк, зоопарк, в «Детский мир» или просто гулять.

Евгений Ваганович: Боже, что ты помнишь! А что, собственно, в этом такого?

Вика: Немногие мужчины так поступают. Поразительно, что папе на все это хватало желания, времени и энергии.

Мне казалось, что папа — это праздник. У меня и до сих пор такое ощущение осталось. С папой моя жизнь всегда наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами, всякими подарками. Помню, когда я училась в первом классе, он подарил мне импортный махровый халат в красно-белый горошек. Сейчас, наверное, это звучит смешно, но тогда в том халате я чувствовала себя королевой. И таких примеров масса.

Евгений Ваганович: По-моему, больше всего твое воображение потрясла жвачка.

Вика: Да, благодаря этому я приобрела во дворе невиданную популярность. Нынешним молодым людям такое трудно представить.

Евгений Ваганович: Ну да, жвачки в Советском Союзе не было в помине, а я вдруг привез из-за границы, причем много.

Вика: Но ты же не просто мне ее вручил. Было так: папа приезжает и дает мне коробочку жвачки. Я обрадовалась: «Ничего себе, целая пачка!» Даже усомнилась, что все это мне одной. «Все тебе», — говорит папа. «Папочка, спасибо большое!» Он спрашивает: «Ты рада?» — «Очень!» — «Ну, — улыбается папа, — тогда возьми еще одну». От счастья я потеряла дар речи. Думаю: «Ух ты — две! Немножко дам Тане, немножко Альбине, и у меня еще столько останется! Вот здорово!» Папа спрашивает: «Рада?» Я кидаюсь его целовать: «Ой, не то слово, я в восторге!» Он говорит: «Хорошо, да? Ну, тогда на тебе третью». В итоге он вручил мне штук десять и каждый раз разыгрывал ситуацию так, что я не догадывалась о том, что будет продолжение.

Вика: мне всегда казалось, что папа — это праздник. С ним моя жизнь наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами, всякими подарками… У меня до сих пор такое ощущение осталось. Фото: Арсен Меметов

— Известность отца как-то отражалась на вас?

Вика: Папа был известным артистом всю мою жизнь, поэтому я не знаю, как бывает по-другому. Но, если честно, это доставляло мне скорее неудобство. Помню такой эпизод: папа приехал с шефским концертом к нам в пионерский лагерь…

Евгений Ваганович: Да? Я выступал перед пионэрами?!

Вика: И кроме пионеров, собралось еще полсела народа — все местные пришли. А я была девочка домашняя и очень

скучала. И вдруг узнаю, что приехал папа. Обрадовалась и побежала к входу. Смотрю, ажиотаж дикий: дети лезут на заборы; воспитатели, вожатые, деревенские — все столпились. Я спрашиваю: «Что случилось?», а меня оттесняют: «Отойди, девочка, не мешайся!» Я опять к кому-то обращаюсь с тем же вопросом, и какой-то мальчик мне говорит: «Да не мешай ты, Петросян приехал!» И я… расплакалась. Стою, и слезы льются по щекам. Долго так плакала.

Евгений Ваганович: Да ты что? Плакала?! Зачем? Я все равно нашел бы тебя.

Вика: Мне казалось, что они не подпустят меня к тебе. Я же тебя ждала.

Евгений Ваганович: Хочу заметить, что маленькую Вику запомнили многие зрители. В самом начале, когда только построили концертную студию в Останкино, моя семилетняя дочка выступила вместе со мной — читала стихотворение о папе. Закончив читать, Вика сказала: «Папа, пойдем домой!» Тут все узнали, что это моя дочь. Ее выступление произвело на всех неизгладимое впечатление. А еще она маленькой выступила в Центральном доме работников искусств, где я давал сольный концерт. Веселый был вечер. Вика шпарила шутливые переводы с латыни. Удивительное было явление, все были поражены, растроганы и потом в театральных кругах долго вспоминали этот ее сольный номер.

— Неужели после таких успехов не возникло желание стать актрисой?

Евгений Ваганович: Возникло. Поэтому Вика училась в школе с театральным уклоном, и в школу речи ходила, и в студии при телевидении занималась — они там читали стихи и, между прочим, раз в неделю выходили в эфир. Но когда дочка оканчивала десятый класс, намереваясь поступать на актерское отделение, я предложил ей что-нибудь мне почитать. Она почитала. И я сказал: «Особых данных не вижу. Может, они есть внутри, но сейчас не просматриваются. Я не рекомендовал бы тебе поступать, а ты думай, как тебе быть». Я считаю, что актерские династии прекрасны, если они идут по возрастающей, но когда по убывающей — это ужасно, стыдно.

В общем, Вика стала искусствоведом. Но сейчас, когда я вижу, как интересно, смешно она иногда пародирует наших знакомых, у меня закрадывается шальная мысль: «Может, я тогда погорячился? Вдруг ошибся и изменил намеченный ей путь?» Но потом возникает следующая мысль, которой я однажды поделился с Викой: «Это же был первый барьерчик на твоем пути, и если бы у тебя было неистовое желание стать артисткой — такое, например, как в свое время у меня, ты с легкостью его преодолела бы. И в этом случае я конечно же тебе помогал бы. Но у тебя настроя на преодоление не было».

— В прессе писали, что вы с дочерью поссорились и не общались аж 10 лет…

Вика: А почему не двадцать, не тридцать? Чушь какая-то.

Евгений Ваганович: Нет, мы не поссорились. Просто сложилась такая ситуация, что Вику муж увез в Америку. А я считал и считаю, что дети должны жить рядом с родителями — по-моему, это нормальная позиция. Мы растим детей для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. Разумеется, я был огорчен.

— Я считаю, что дети должны жить рядом с родителями. Мы растим их для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. По-моему, это нормальная позиция. С женой, дочерью и внуками Андреем и Марком (2010). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Вика, чем же вы занялись в Америке?

— По части профессии я всю жизнь занимаюсь художественными выставками в качестве куратора. А еще вырастила двоих сыновей: Андрею сейчас 20 лет, Марку — 17.

— Дедушка с внуками общается?

Евгений Ваганович: Естественно, куда же я денусь. Просто они далеко, и это, к сожалению, минимизирует наши контакты. А ребята они прекрасные — воспитанные, образованные, интеллигентные. Представляете, внук мне говорит: «Дедушка, спасибо тебе большое за то, что делаешь мне замечания». Причем совершенно искренне. И я понимаю, что у этого человека настрой на совершенствование.


Очень интересные мальчики. Андрей прекрасно образован для своих 20 лет. Учится по направлению «глобальная мировая культура» — занимается литературой, историей, языками, искусством, философией, много пишет. Работал в палаццо Строцци (флорентийский дворец эпохи Возрождения. — Прим. «ТН») на большой выставке Пикассо. Готовится к защите диссертации, в дальнейшем хочет преподавать, быть профессором литературы и искусства. Играет на фортепьяно и на ударных, хорошо поет — выступал даже в «Метрополитен-опере» в одном концерте с Пласидо Доминго.

А Марк у нас человек технический. Хотя снялся в двух фильмах, с одним из них был даже на Каннском фестивале, но от карьеры в Голливуде отказался. В этом году он оканчивает школу, планирует заниматься компьютерами и финансами.

— Он тоже говорит по-русски?

Вика: Да, прекрасно. И говорит, и пишет.

— Некоторое время назад СМИ запестрели сообщениями о том, что Петросян и Степаненко разошлись. И сейчас многие уверены, что вы в разводе. Это так?

Евгений Ваганович: Эти идиотские слухи распространялись кем-то намеренно — не понимаю, кем и для чего! Мы

с Еленой не давали никакого повода. Остается предположить, что это была чистейшей воды оплаченная заказуха. Мы с Леной даже не ссорились. Дикость какая-то. Отвратительно. И я не знаю, как это прокомментировать. Могу сказать только одно: вранье! А сегодня Лены нет здесь с нами потому, что завтра мы уезжаем и ей надо успеть собраться в дорогу, да еще сделать множество важных дел, которые она не может отменить.

— Первые, кого я увидел, вернувшись из реанимации, были жена с дочерью. Лена была рядом все время. Они с Викой поддерживали меня и молились. C женой Еленой Степаненко (2000). Фото: Из личного архива Евгения Петросяна

— Евгений Ваганович, два года назад вы перенесли операцию на сердце, а это всегда опасная история, пограничная, что ли. Как ощущали себя тогда?

— Ну, в туннелях каких-то я не был, никаких переосмыслений не произошло. Вообще кардинально ничего не поменялось. Кроме, пожалуй, увеличившегося количества таблеток. Понимаете, мне помогает сориентироваться в жизни вера. Я не сомневаюсь в том, что все в жизни происходит не просто так — на все есть воля Божья. Соответственно, и в больницу я попал не случайно. Хотя вроде бы это произошло как раз случайно: просто по какой-то надобности зашел в поликлинику, а там мне вдруг поставили диагноз.


Операцию делал профессор Лео Бокерия (академик, главный кардиохирург Минздрава, директор НЦССХ им. Бакулева. — Прим. «ТН») и его потрясающая команда. Он меня поддержал, успокоил. Перед операцией я спросил: «Ну что, Лео Антонович, мне на всякий случай попрощаться с близкими?» Я спокойно задал вопрос, без пафоса и паники. Но он замахал на меня руками: «Что ты, это ерунда, сделаем все в два счета, даже не заметишь!» Тень сомнения у меня исчезла. Я очень благодарен этому гениальному человеку.

Вика: Мне папа ничего не сказал. Я, конечно, знала, что ему надо оперироваться, но день он не сообщил — не хотел, чтобы я нервничала.

Евгений Ваганович: Но она все равно приехала.

Вика: Я как раз должна была вылетать из Нью-Йорка, и тут звонит папа. Мы разговариваем, он что-то рассказывает, о чем-то расспрашивает, а мне пора в аэропорт ехать, опаздываю на самолет, и… я себя выдала, сказала: «Что-то у тебя в больнице связь плохая». Он всполошился: «А с чего ты взяла, что я в больнице?»

Евгений Ваганович: В общем, я ничего не боялся, перед операцией спал спокойно. А врачи, наоборот, нервничали, все время ко мне заглядывали. Один, помнится, сказал: «Значит, так, Евгений Ваганович, когда проснетесь после операции, увидите перед собой белое. Не пугайтесь — это потолок». Я смеясь ответил: «Главное, чтобы потолок этот был не деревянный и не расположенный близко к носу». Врач выскочил из палаты ошарашенный.

— Вы еще и шутили в той ситуации?

— Знаете, много лет назад я выпустил книгу «Петросмешки» — второй том книги «Петросян в стране анекдотов», в которой я не автор анекдотов, а их интерпретатор. Так вот, один раздел посвящен именно смеху в медицине — как силе, побеждающей болезни. Поверьте, смех — великая живительная, терапевтическая сила. Поэтому-то спустя месяц после операции я уже выступал на фестивале юмора в Юрмале и плясал на сцене.

Вика: А в больнице был еще смешной момент. Когда папу перевели в палату, Лео Антонович велел мне переодеться в медсестринскую спецодежду. Я переоделась. И все никак не могла понять, почему сотрудники клиники на меня так

плохо реагируют. То лечащий врач за что-то отругает, то старшая медсестра. Все делают замечания — почему таблетку не дала, почему капельницу не переставила… Я переживала: «Господи, я же ничего не понимаю, за что они меня шугают?!» Нервничала, начинала суетиться, что-то искать. Вдруг пришла лечащий врач и возмущенно спросила: «А вы с какой стати тут сидите? Вам что, заняться ­нечем?!» Я ­совсем растерялась. Потом оказалось, что все приняли меня за новенькую нерасторопную медсестру.

Евгений Ваганович: В этом «институте сердца» удивительный коллектив. Я наблюдал за их работой и был потрясен. Никто там не разглагольствовал на посторонние темы, все взаимодействовали точно, четко, безупречно. И отношение ко мне было удивительное, за что я очень признателен всему медицинскому персоналу. Журналисты из желтой прессы предлагали $5 тыс. за мое фото в реанимации. Но никто не польстился. Хотя медсестры не столь богаты, чтобы отказываться от таких денег. Сотрудники клиники столько сил вложили в то, чтобы я жил, — это просто обязывает меня быть в строю.

— А супруга принимала участие в вашем восстановлении?

— Я даже не понимаю вашего вопроса. Разумеется, Лена была со мной все время. Они с Викой постоянно суетились возле меня, поддерживали и молились. Первые, кого я ­увидел, вернувшись из реанимации, были они.

— Евгений Ваганович, за полсотни лет вы стали родным человеком не только для своей семьи, но и для огромного количества людей…

— Вот это для меня очень ценные слова. Правда, за десятки лет у меня выработалось нескромное, но абсолютно точное ощущение, которое не вытравить ничем: все зрители — мои родственники, моя семья. (С улыбкой.) Вот такой я сумасшедший!

— И вас не раздражают люди? Многие артисты вне работы сторонятся их.

— Боже! Какие жуткие слова вы говорите! Я же работаю и живу для людей. И если человек подходит ко мне с добрыми глазами, говорит что-то приятное, как я могу отвернуться от него, отойти?! И почему я должен отворачиваться?

Однажды я был в подмосковном санатории, где отдыхали триста с лишним человек. И все они здоровались со мной три раза в день, просили сфотографироваться, заговаривали, рассказывали про свою жизнь. И я останавливался,

с каждым говорил. Один сказал: «Наверное, для вас это очень утомительно? Представляю, как мы вам надоели!» Я искренне ответил: «Господь с вами, это счастье для артиста».

По известному нам из фильма «Доживем до понедельника» определению, «счастье — это когда тебя понимают». Эту мысль много тысяч лет назад сформулировал великий Конфуций: «Счастье — когда тебя понимают, большое счастье — когда тебя любят, настоящее счастье — когда любишь ты». И это правда. Когда понимаешь, что ты на свете не один, что нужен людям, что любишь и любим, — ощущаешь себя поистине счастливым человеком.

Семья: жена — Елена Степаненко, эстрадная артистка; дочь — Викторина, искусствовед; внуки — Андрей (20 лет); Марк (17 лет)

Образование: окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства им. Маслюкова (ВТМЭИ), ГИТИС

Карьера: артист разговорного жанра; режиссер-постановщик спектаклей («Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все», «Когда финансы поют романсы», «Семейные радости», «Шутки в сторону» и др.); телеведущий («Голубой огонек», «Утренняя почта», «Смехопанорама», «Шутка за шуткой», «Кривое зеркало»); автор книг «Хочу в артисты!», «От смешного до великого», «Петросмешки». Народный артист РСФСР

Евгений Петросян – артист, юморист, телеведущий, которого знают все россияне. Много лет подряд он был ведущим «Смехопанорамы», руководил юмористическим театром «Кривое зеркало». В этом театре артист не раз исполнял главные роли. Он запомнился благодарным зрителям как яркий, обаятельный актер, умеющий рассмешить даже самых угрюмых, пессимистично настроенных людей. Евгений Петросян – настоящий мастер своего дела, сумевший заработать себе имя и состояние.

Детство

Настоящая фамилия Евгения Вагановича – Петросянц, она не совсем удобна для произношения и актер слегка укоротил ее. Он родился в Баку 16 сентября 1945 года. Отец мальчика — армянин по национальности, мама – еврейка. Говорят, что в смешанных браках рождаются самые талантливые люди, творческая биография знаменитого юмориста еще раз подтверждает это.

Никакого отношения к искусству родители мальчика не имели. Его отец, Ваган Миронович, был известным педагогом, преподавателем Азербайджанского пединститута. Его знания были настолько обширны, что коллеги и студенты называли Петросянца «ходячей энциклопедией». Мама, Белла Григорьевна, была домохозяйкой, но она тоже была образованной женщиной, имела диплом инженера-химика.

О карьере юмориста мальчик задумался еще во время учебы в младших классах. Как-то раз двоюродная старшая сестра позвала первоклассника Женю с собой на юмористический концерт. Впечатления, которые мальчик получил на этом концерте, просто потрясли его. После войны прошло еще слишком мало времени. Многие родственники и соседи, потерявшие своих близких, жили в атмосфере скорби и печали. На концерте царило совсем другое настроение, оживленное, светлое, праздничное, люди смеялись и шутили.

Мальчик был потрясен, он понял, что тоже хочет стать юмористом, да таким, чтобы только одно его присутствие веселило и радовало окружающих. О своих мечтах он тут же рассказал родителям. Нельзя сказать, что они обрадовались решению маленького Жени, но они были мудрыми людьми и не стали мешать сыну. Уже в 12 лет Петросян стал активно развивать свой актерский талант. Он играл в кукольном, народном театре, выступал в роли конферансье, разыгрывал небольшие сценки из оперетт. Врожденные артистические способности, подкрепленные неустанной тренировкой, постепенно превращались в яркий талант. Уже в 15 лет подросток отправился на гастроли от клуба моряков.

Переезд в Москву

В шестнадцать лет юноша решился кардинально изменить свою жизнь. Он мечтает о получении хорошего образования, это можно было сделать только в Москве. Молодой человек уезжает в столицу, где ему удалось без всяких проблем стать студентом Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Руководителем Евгения была Рина Зеленая и А. Алексеев. Молодой человек делает большие успехи, уже через год он стал выходить на профессиональную сцену.

С 1964 по 1969 год молодой актер работает в Государственном оркестре РСФСР, занимая должность конферансье. Его непосредственным руководителем в тот период был несравненный . Следующие 20 лет, с 1969 по 1989 год, юморист служит в Москонцерте.

Артист пользуется успехом, в 1970 году он становится лауреатом четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Чтобы повысить своем мастерство, Петросян поступает учиться в ГИТИС, в 1985 году получает диплом об окончании этого ВУЗа. Он приобрел специальность театрального режиссера. В том же году ему присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР, через шесть лет он становится Народным артистом. В 1995 году Петросян стал орденоносцем, за заслуги перед родиной его наградили орденом Почета.

Эстрадная карьера

Уже к 70-м годам комик становится известным конферансье, но его интересует и личный успех. Трое юмористов — Петросян Шимелов и Писаренко в 1973 году создают авторскую программу, которая стала известной под названием «Трое вышли на эстраду». Но Евгения не слишком привлекает работа в компании единомышленников, он стремится к сольной карьере. Для этого у молодого юмориста есть все данные – яркий талант, выразительная внешность, неиссякаемое трудолюбие.

С 1975 года он ставит собственные спектакли на базе Московского театра эстрады. Совсем скоро зрители увидят целый ряд спектаклей Петросяна. Это его знаменитые «Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Семейные радости», «Дураки мы все» и другие постановки. Петросян выступает не только в качестве режиссера, в своих спектаклях он часто играет главные роли. Спектакли и сольные выступления знаменитого юмориста пользуются большим успехом. Он всегда собирает полные залы.
Этот комик предпочитает работать в разных жанрах, ему подвластно все. Он читает фельетоны, разыгрывает перед зрителями небольшие сценки, создает музыкальные пародии, интермедии, предстает перед зрителями в роли эстрадного клоуна. Его талант поистине безграничен. Выступления Петросяна нравятся широкой аудитории, получают положительные рецензии от критиков.

Талантливый юморист никогда не почивал на лаврах. В 1979 году он создает Театр эстрадных миниатюр Петросяна.

При этом Театре работает Центр эстрадной юмористики. Здесь актер создал настоящий музей истории эстрады, собрав в нем редчайшие экземпляры афиш, фотографий, журналов, касающихся истории эстрады XIX-XX века. В течение тринадцати лет, с 1987 по 2000 год, знаменитый актер сотрудничает с «Аншлагом». В 1988 году он стал худруком, ведущим артистом Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр.


В течение десяти лет, с 1994 по 2004 год, зрители с удовольствием смотрели авторскую программу Евгения Вагановича. Это была знаменитая «Смехопанорама». Символом передачи комик выбрал глиняного клоуна, которого он приобрел во время своих гастролей по немецкой земле.

В течение долгих лет россияне имели возможность наблюдать за работой знаменитого комика в «Кривом зеркале». Это юмористический театр, главой которого был Петросян с 2003 по 2014 годы. Комик часто играл в постановках главные роли, в «Кривом зеркале» успешно работали Игорь Христенко, Александр Морозов, Михаил Смирнов, Карен Аванесян, другие юмористы.

Евгений Петросян не считает свою творческую карьеру завершенной. Он не любит почивать на лаврах, год назад артист стал активно осваивать новые технологии, завел аккаунт в «Инстаграме». Но в интернете ему пока не удалось завоевать большой авторитет. Часто юмориста называют прародителем мема, упрекают за устаревшие, несмешные шутки. Комика обвиняют в плагиате, утверждая, что свои шутки он отыскивает в Сети. В ответ на такие выпады юморист привычно отшучивается, уверяя, что его авторские шутки так популярны, что моментально расходятся в Сети.

В 2009 году Петросян решил лично встретиться с блогерами, которые публично высмеивали его. Он пригласил этих людей за круглый стол и через некоторое время многие из этих людей кардинально поменяли свое мнение об артисте. Реальный Петросян оказался очень приятным собеседником.

Но нападки на «Аншлаг», «Кривое зеркало», и лично на Петросяна продолжаются. Эти передачи и знаменитого комика часто высмеивают в «Большой разнице», «КВН», «Comedy Club». Вряд ли такая критика может считаться корректной, тем более, что и указанные передачи нередко раздражают зрителей своими не слишком остроумными шутками. На их фоне творчество Евгения Петросяна выглядит более убедительным, качественным, эффектным и артистичным.

Личная жизнь

Первой супругой комика стала младшая сестра известной балерины Викторины Кригер. У молодых супругов вскоре появилась дочь, которую назвали Викториной в честь ее выдающейся родственницы. Это единственный ребенок юмориста. Первый брак совсем скоро завершился разводом. После этого Евгений отправился в ЗАГС с Анной, дочерью певца . Этот союз был исключительно коротким, просуществовал всего полтора года. Анна была старше Евгения на семье лет.

После двух неудачных браков артист нашел новую любовь, увлекся Людмилой, искусствоведом из Ленинграда. Эту женщину зрители несколько раз видели вместе с Петросяном на одной сцене, актер пытался увлечь ее своим творчеством. Но Людмилу не слишком устраивал муж-трудоголик, она очень часто оставалась одна, и вскоре приняла решение расстаться с ним.


Знаменитая стала четвертой супругой комика. Впрочем, в то время она только мечтала о популярности. Евгений принял выпускницу ГИТИСа в собственный Театр эстрадных миниатюр на работу и помог ей сделать имя и карьеру. В этот период у комика был серьезный конфликт с дочерью.

Викторина после этого разлада уехала в Соединенные Штаты, в течение 10 лет совершенно не общалась с отцом, даже по телефону. За это время она успела выйти замуж и дважды стала матерью.

У знаменитого комика два внука – Марк и Андреас. Но семейная ссора закончилась примирением сторон, сейчас Викторина общается с отцом, внуки видятся с дедушкой.

Четвертый брак Петросяна казался очень прочным, но прошлым летом россияне узнали о громком разводе примерных супругов. Он сопровождался грандиозным скандалом, бывшие супруги никак не могли поделить свое имущество. Его оценили в один миллиард долларов, и Евгений намеревался отдать Елене ровно половину, он не хотел афишировать свой развод. Но получилось совсем по-другому. В совместной собственности юмористов находится шесть дорогостоящий столичных квартир, роскошный особняк за городом, площадь которого составляет почти 400 кв. м.

По словам адвоката, супружеская жизнь этих людей закончилась 15 лет назад, каждый из них давно живет своей жизнью. Скандал с разделом имущества спровоцировала Елена, которая рассчитывает получить в собственность 80% совместного имущества. Возможно, женщине просто обидно, поскольку ее бывший муж увлекся молодой особой, своей ассистенткой Татьяной Брухуновой.


Знаменитого юмориста не раз видели с этой дамой в ресторане и в пансионате. Молодая женщина не считает себя разлучницей, брак комика давно изжил себя, Татьяна встречается с Петросяном в течение шести лет. Чем закончится имущественное противостояние — пока неизвестно. Однако Евгений в этом случае проявил себя с лучшей стороны, чего нельзя сказать о его бывшей супруге.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .