Авторы умк перспектива литературное чтение. Школьный гид. Татарская народная сказка

«Образовательная программа школы» - 1.4. Структура программы. Программа формирования универсальных учебных действий. 1.10. 1.1 Кому и зачем нужна образовательная программа школы? 1.1.Кому и зачем нужна образовательная программа школы? Кому и зачем нужна образовательная программа школы? Учебный год начинается 1 сентября. 1.6. Цели и задачи обучения на ступени начального общего образования.

«Образовательные программы в школе» - Создание УМК для реализации ОП. Анализ внутренней среды школы. Образовательная программа включает в себя: Чем образовательная программа отличается от программы развития? Анализ внешней среды школы. Ожидаемый результат как модель выпускника (по Е.В. Бондаревской): Образовательная программа должна: Для чего?).

«Программа Детство» - Музыка. Методические рекомендации. Чтение художественной литературы. Физическая культура. Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: Здоровый образ жизни Гуманное отношение Познание Созидание. Здоровье. Программа «детство». Художественное творчество. Автоматизированная информационно-аналитическая система оценки качества реализации программы «Детство».

«УМК 21 век» - «Наша новая школа». Самара 15 - 16 октября 2009 г. Руководил биологическим отделением ВЗМШ. Участвовала в организации школьных биологических олимпиад МГУ. Состав УМК ЕН. А.А. Елизаров [email protected]. Наши авторы: биология, химия. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Академии информатизации образования РФ, учитель высшей категории, специалист по ТРИЗ 3-го уровня.

«Программа Планета знаний» - Планируемые результаты освоения учебного предмета. Тематическое планирование. Разработка рабочей программы учителя на основе УМК «Планета знаний». Содержание программы. Шувалова Н. С., заместитель директора по УВР МУ СОШ № 66 г. Иваново. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п.19.4 Стандарта):

«Проект новой школы» - Существующая школа учит не ошибаться. Кто будет отвечать за ребенка? 14. Ответ. Экспертные вопросы. 10. 15. Экспертиза концепции. А в вашей кто будет образцом?

Всего в теме 32 презентации

Главная > Программа

МАОУ «Гимназия №5»

Программа

по литературному чтению

УМК «Перспектива»

1 класс

Количество часов в неделю 4 часов

Количество часов всего - 40 часов

Авторы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина

Используется учебник: Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 1класс.

М.: Просвещение, 2011

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Авт. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного обра-зовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов-но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, пла-нируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение - один из основных предметов в начальной шко-ле, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освое-ние речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формиро-ванием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познава-тельных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представле-ний (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответ-ственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литера-туры, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художествен-ных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмысле-нию подлинно художественных классических произведений происходит пре-ображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое от-ношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию - важное средство самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспита-ния, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, пост-роенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

    развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразитель-ного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текста-ми литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

    приобщение младших школьников к чтению художественной литера-туры и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзыв-чивости на слушание и чтение произведений

    обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окру-жающему миру;

    введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начи-нающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной актив-ности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-рече-вым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладыва-ет своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художествен-ного произведения рассматривается в данном курсе как процесс вообража-емого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, пони-мают смысл и значение происходящего. Понимание художественного про-изведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворе-ний. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство соз-дания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию авто-ра и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художествен-ных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого пони-мания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изу-чение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культу-рой России.

    Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

    Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

    Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нрав-ственная деятельность.

    Круг детского чтения. Культура читательской деятельности

Первый раздел программы - «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» - ориентирован на совершенствование всех видов ком-муникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и го-ворить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситу-ациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогово-го чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению при-ёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чте-ние, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от ко-торой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успевае-мость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Уча-щиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфо-ртно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чте-нии и работе с учебными текстами.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включе-нием в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и за-чем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), кор-ректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел - «Виды работы с текстом. Коммуникативно-по-знавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, под-бор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими сло-вами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содер-жание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, науч-но-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процес-се общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представ-лений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами худо-жественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), по-нимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и худо-жественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими об-разцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, от-личать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узна-ют, что художественное произведение - произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богат-ство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробу-дить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ худо-жественного произведения, который строится по принципу «синтез-ана-лиз-синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его чи-тают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравни-вая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается ху-дожественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художе-ственном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех эта-пах чтения. При анализе художественного текста слово как средство худо-жественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не толь-ко образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (от-ношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанно-го). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, свое-образное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пи-рамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обо-гащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелатель-ность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с на-блюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержа-ние литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответ-ствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссозда-вать содержание художественных текстов при чтении.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содер-жания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художествен-но-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов де-тей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных националь-ностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает со-циш1ьно -нравствснный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое зна-чение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реа-лизации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, рас-ширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выби-рать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эсте-тическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компе-тентности и культуры чтения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 448 ч. В I классе на изучение литературного чтения 1 отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах - по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

    Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

    Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

    Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступ-ки на основе представлений о нравственных нормах общения.

    Формирование эстетических чувств.

    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав-ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других лю-дей.

    Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; раз-витие умения находить выходы из спорных ситуаций.

    Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

    Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задача-ми коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

    Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож-ность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргу-ментировать свою точку зрения.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб-щения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

    Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, от-ражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб-ной деятельности, находить средства их осуществления.

    Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб-ные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

    Понимание литературы как явления национальной и мировой культу-ры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

    Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценнос-ти.

    Формирование отношения к художественным произведениям как ис-кусству слова.

    Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литера-туры и литературы народов многонациональной России.

    Осознание значимости систематического чтения для личностного раз-вития; формирование представлений о мире, российской истории и культу-ре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нрав-ственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирова-ние потребности в систематическом чтении.

    Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознако-мительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспри-нимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку по-ступков героев.

    Достижение необходимого для продолжения образования уровня чита-тельской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техни-кой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, ана-лиза и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текс-тов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

    Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литерату-ры, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррек-тивы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

«Перспектива » - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива») :

ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
- ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
- ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
- ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
- ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:

Министерство общего и профессионального образования Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

Рабочая программа

« ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

«Перспектива»

1-4 классы

Климанова Людмила Фёдоровна

Бойкина Марина Викторовна

Выполнила:

Пасевин Валерия


Рабочая программа

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Предметная линия учебников системы

«Перспектива»

1-4 классы

Климанова Людмила Фёдоровна

Бойкина Марина Викторовна


Бойкина Марина Викторовна

Климанова Людмила Фёдоровна

Старший преподаватель кафедры начального образования в Санкт Петербурге. В пособиях Марины Викторовны собран обширный материал для работы учителей над раскрытием темы новых жанров в литературе .

Кандидат педагогических наук, автор статей, пособий, учебников и программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы. Автор программы «Введение в словесность» и уникальной системы обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе .


Рабочая программа

Программа разработана на основе

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

ФГОС НОО


Литературное чтение

Изучение литературно-художественных произведений

Освоение речевых навыков и умений


Литературное чтение

Литературное чтение способствует развитию:

Интеллектуально - познавательных способностей младших школьников

Художественно – эстетических способностей

младших школьников

Литературное чтение способствует формированию:

Жизненно важных нравственно-этических представлений


  • Развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно - речевых умений;
  • Формирование навыка чтения про себя;
  • Приобретение умения работать с разными видами информации;
  • Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости;
  • Обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями;
  • Введение учащихся в мир детской литературы;
  • Формирование у начинающего читателя интереса к книге;
  • Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно - познавательными текстами.

Общая характеристика курса

  • Своеобразная работа с произведением : чтение художественного произведения - как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

1 класс


Общая характеристика курса

  • являются художественные произведения отечественных и зарубежных

писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-

популярными произведениями, для более глубокого понимания словесного искусства.

4 класс


Общая характеристика курса

  • Отличительной особенностью курса является включение

нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной

взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической Ценности.

1 класс


Разделы

Виды работы с текстом. Коммуникативно -познавательная деятельность.

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно нравственная деятельность.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.


Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух)

до чтения про себя.

Указаны ориентировочные нормы скорости чтения - учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту.

1 класс


Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться составлять собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

3 класс


Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений:

  • деление текста на части, подбор заглавий, составление плана, умения пересказать, выделение главного и формулирование его своими словами.
  • текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.

4 класс


«Виды работы с текстом. Коммуникативно- познавательная деятельность».

  • Раздел нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.
  • С целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы инсценировки произведений.
  • Программой предусмотрен анализ произведения.

3 класс


«Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Раздел определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения:

  • отечественных и зарубежных классиков
  • произведения детской литературы современных писателей России и других стран
  • произведения устного народного творчества

  • Произведения устного народного творчества разных народов.
  • Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX-XX вв.
  • Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

  • Жанровое разнообразие произведений:

русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины .

  • Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Произведение

С. Маршак

Новому читателю

С. Михалков

А.Пушкин

Кто говорит молча

Возникновение письменности

В.Осеева

У Лукоморья дуб зелёный

Как мы жили бы без книги

Курочка ряба и десять утят

Сами виноваты

Мама принесла Тане новую книгу

К.Ушинский

Худо тому, кто не делает добра никому

К.Чуковский

Н.Кончаловская


В.Лунин

Волк

Т.Павлова

Рассказы умной вороны

Л.Пантелеева

Две лягушки

Е.Благинина

Четыре Анюточки

И.Газмакова

Живая азбука

Татарская народная сказка

Два лентяя

Ингушская народная сказка

Заяц и черепаха

Русская народная сказка

Лиса, заяц и петух

В.Лунин

Никого не обижай

Л.Н.Толстой

Не мучить животных

В.Бианки

Пожарные собаки

Разговор птиц в конце лета

А.Барто


Произведение

Ю. Энтин

Слово про слово

В. Боков

Книга – учитель

Г. Ладонщиков

Н. Кончаловская

Лучший друг. Пословицы о книге.

В монастырской келье…

С. Есенин

Закружилась листва золотая…

И. Токмакова.

Опустел скворечник…

Корякская сказка.

Хитрая сказка.


Произведение

В.Даль

Девочка Снегурочка

В.Одоевский

Мороз Иванович

Д.Мамин-Сибиряк

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Б.Заходер

Винни-Пух

Р.Кипплинг

Дж.Родари

Волшебный барабан

С.Михалков

Упрямый козлёнок


Произведение

Летописец Нестор

Повесть временных лет

М. Горький.

О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке

Устное народное творчество

Исцеление Ильи Муромца.

Тайская народная сказка

Болтливая птичка.

Немецкая народная сказка.

Три бабочки.

К. Ушинский.

Наше Отечество.

В. Лактионов.

Письмо с фронта.


Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности

и культуры чтения.


ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

5-дневная неделя - 506 ч.

  • В первом классе - 132 ч (4 ч в неделю ).
  • Во 2-3 классах - 136 ч (4 ч в неделю)
  • В 4 классе - 102 ч (3 часа)

Для образовательных организаций, в которых 6-дневная неделя - 540 ч.

  • В первом классе - 132 ч (4 ч в Неделю)
  • Во 2-4 классах на уроки литературного чтения - 136 ч (4 ч в неделю)

Ценностные ориентиры

  • В центре внимания на уроке оказывается художественное

произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель.

Художественное произведение знакомит учащихся с

нравственно-эстетическими ценностями своего народа и

человечества и способствует формированию личностных

качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.


Плюсы программы

Представляет собой разработку из современных достижений в психологии и педагогике, сохраняя при этом связь с традициями классического школьного образования

Доступность и качественное усвоение материала

Многостороннее развитие школьника, учитывая его возрастные особенности


«Перспектива» предлагает новый подход в педагогике, где у детей всегда есть мотивация к познанию окружающего мира и людей посредством общения, вопросов.

Ключевая фраза программы: «Я общаюсь, значит, я учусь».


Процесс познавания состоит из потока действий , и образование здесь помогает реализовать себя в окружающем мире , а не просто приспособиться к этому миру.


Принципы образовательно - воспитательного процесса в УМК « Перспектива»:

Творческая активность

Гуманистический

Коммуникативный

Историзм



Особенности учебников

УМК Перспектива

Примеры приведены из учебника «Литературное чтение» 1 класс






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Пособия для учащихся

1. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи: 1 класс/ Л. Ф. Климанова,

Т. Ю. Коти.

Учебники:

1. Литературное чтение: Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1/ Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.

Аудиоприложения

1. Литературное чтение. Аудиоприложения к учебнику. 3 класс. М. К. Антошин

Методические пособия

1 класс/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.

Книги для учителей

1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.

2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника: Книга для учителя

Особенности Рабочая программа « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Предметная линия учебников системы «Перспектива»

  • Направлена на изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.
  • Литературное чтение способствует развитию интеллектуально – познавательных, художественно – эстетических способностей младших школьников и способствует формированию жизненно важных нравственно-этических представлений.
  • Чтение художественного произведения - процесс воображаемого общения.
  • Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных Писателей.
  • Включение в содержание интегрирующего понятия культура .
  • Разделы: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения; Виды работы с текстом. Коммуникативно -познавательная деятельность; Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно нравственная деятельность; Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
  • Жанровое разнообразие произведений;
  • Круг детского чтения расширяется по классам;
  • В центре внимания на уроке оказывается художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель.

Аннотация

Учебник «Литературное чтение 2 класс 1 часть» входит в учебно-методический комплекс «Перспектива». Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Духовно-нравственное воспитание младших школьников, развитие творческих способностей лежат в основе концептуальной работы учебника.

Система заданий дополнена вопросами, которые формируют универсальные учебные действия. Особое внимание уделено проектной деятельности, которая развивает у детей навыки сотрудничества. УМК включает в себя учебник, творческую тетрадь, тетрадь для развития речи «Волшебная сила слов», методические рекомендации.

Количество страниц: 160
Класс/Возраст: 2 кл.
Предмет: Литературное чтение
Линия УМК: Литературное чтение. Климанова Л.Ф. и др. (1-4) (Перспектива)
Серия: Перспектива

Пример из учебника

Вы стали старше, а значит, более самостоятель­ными, ответственными, вдумчивыми. Вы научились ставить перед собой цель и добиваться успеха. Уверены, что чтение стало вашим любимым занятием, вам нравится размышлять о прочитанном и беседовать с книгой как мудрым учителем и верным другом.

Мы хотим, чтобы общение с книгой было для вас всегда радостным событием, чтобы художест­венные произведения обогащали вас новыми мыслями, учили относиться к близким с уважением. Старайтесь жить со всеми в согласии и мире, иметь доброе отношение к людям. Помните, что отношение к нам людей зависит от нас самих.

Вступление 3
Любите книгу
Ю. Энтин. Слово про слово 5
B. Боков. «Книга - учитель…» 6
Г. Ладонщиков. Лучший друг 6
Книги из далёкого прошлого 8
Рукописные книги Древней Руси 11
Н. Кончаловская.
«В монастырской келье узкой…» 13
Мы идём в библиотеку 15
Мои любимые художники-иллюстраторы … 17
Владимир Лебедев 17
Алексей Пахомов 18
Евгений Чарушин 19
Самостоятельное чтение 20
Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка 20
Семейное чтение 22
Сокровища духовной народной мудрости … 22
Краски осени
А. Пушкин. Осень 25
C. Аксаков. Осень (В сокращении) 26
А. Майков. Осень 28
С. Есенин. «Закружилась листва золотая…» - 29
И. Токмакова. «Опустел скворечник…» 30
А. Плещеев. «Осень наступила…» 31
Народные пословицы и поговорки 32
Народные приметы 32
Осенние загадки 33
Мы идём в библиотеку 34
Самостоятельное чтение 35
С. Маршак. Сентябрь 35
С. Маршак. Октябрь 35
Л. Яхнин. Осень в лесу 36
Н. Сладков. Сентябрь 36
Семейное чтение 37
С. Образцов. Стеклянный пруд 37
Наш театр 40
Н. Сладков. Осень 40
Маленькие и большие секреты страны Литературии 43
Мир народной сказки
Узнай сказку 48
Лисичка-сестричка и волк. Русская сказка 50
Хитрая лиса. Корякская сказка 56
Зимовье. Русская сказка 60
У страха глаза велики. Русская сказка 64
Пых. Белорусская сказка 68
Мы идём в библиотеку 70
Самостоятельное чтение 71
Идэ. Хантыйская сказка 71
Семейное чтение 74
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Русская сказка 74
Айога. Нанайская сказка 79
Кукушка. Ненецкая сказка 82
Наш театр 84
Лиса и журавль. Русская сказка 84
Маленькие и большие секреты страны
Литературии 86
Весёлый хоровод
Музей народного творчества 92
Народные заклинки, приговорки, потешки, перевертыши 94
Небылицы, перевертыши, весёлые стихи, которые создали или перевели писатели 98
Э. Успенский. Память 98
Ю. Мориц. Хохотальная путаница 99
Мы идём в библиотеку 100
Странички из энциклопедии.
Дымковская игрушка. Гжель 101
Самостоятельное чтение 102
Д. Хармс. Весёлый старичок 102
Небывальщина. (Обработка К. Чуковского) -103
Семейное чтение 104
К. Чуковский. Путаница 104
Маленькие и большие секреты страны Литературии 108
Мы - друзья
М. Пляцковский. Настоящий друг.116
B. Орлов. Я и Мы 117
Н. Носов. На горке 119
Мы идём в библиотеку 123
Самостоятельное чтение 124
C. Михалков. Как друзья познаются 124
Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья 126
Семейное чтение 128
А. Гайдар. Чук и Гек 128
Наш театр 132
И. Крылов. Стрекоза и Муравей 132
Маленькие и большие секреты страны Литературии 134
Здравствуй, матушка-зима!
Готовимся к празднику 139
А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…» 140
Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…» 141
С. Есенин. «Поёт зима - аукает…» 142
С. Есенин. Берёза 143
Саша Чёрный. Рождественское 144
К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…» 145
К. Бальмонт. К зиме 146
С. Маршак. Декабрь 147
А. Барто. «Дело было в январе…» 148
С. Дрожжин. «Улицей гуляет…» 149
Загадки зимы 150
Праздник начинается, конкурс предлагается 151
Словарь 153

Вместе с этим также читают: