Берг, альбан- слушать онлайн, скачать, ноты. Биография

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Альбана Берга. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2019 г. с музыкой Альбана Берга и купить билет на удобную вам дату.

Альбан Берг (1885 - 1936) Австрийский композитор, один из наиболее выдающихся представителей Новой Венской школы, автор целого ряда выдающихся произведений, органично сочетающих в себе малеровский романтизм и довольно нетрадиционную вариацию шёнберговской додекафонии.

Берг родился 9 февраля 1885 года в Вене в семье военнослужащего. Первые столкновения с жизнью Берг перенес в юности: смерть отца, ухудшение материального положения семьи, обострение болезни (с пятнадцатилетнего возраста он страдал астмой) - все это привело восемнадцатилетнего юношу к мысли о самоубийстве.

К счастью, тяжелый душевный кризис был преодолен. Судьба свела его с уже признанным композитором и педагогом Арнольдом Шёнбергом. Берг был на 13 лет моложе, но композиторов всю жизнь связывала глубокая дружба. Оба, кстати, не имели систематического музыкального образования. Учителем Берга был сам Шёнберг, вечерние курсы которого молодой композитор посещал.

Первые произведения Берга написаны в додекафонной технике. К ним относятся «Фортепианная соната» (1908), «Первый квартет для струнных» (1910), пьесы для кларнета и фортепиано (1913), в которых применяется и так называемый всеинтервальный ряд. В «Трех отрывках для оркестра» (1914) автор уже овладевает всеми характерными особенностями оркестровой композиции новой венской школы.

Альбан Берг был одним из наиболее просвещенных пропагандистов идей Шёнберга. Он разбирал его произведения в ряде статей, куда включал и клавираусцуг (цитаты из музыки в переложении для фортепиано). В то время как Шёнберг был рациональным музыкантом, Альбан Берг никогда не скрывал своей спонтанности и склонности к чувственному постижению мира, что отразилось в его произведениях. Он не всегда был последователен как сторонник додекафонии и тональной музыки, если чувствовал, что конкретное музыкальное выражение требует нарушения этих строгих композиционных принципов. Примкнув к теоретическому основоположнику додекафонии - своему учителю, Альбан Берг не стал его абсолютным последователем, он сумел сохранить свой индивидуальный талант, связанный с редкой по силе эмоциональностью музыкального высказывания, не порвал с поздним романтизмом в языке и образном содержании своих сочинений. Поэтому Берга иногда называли «романтиком додекафонии».

Произведением, которое принесло композитору всемирное признание, стала опера «Воццек» (1921), премьера которой (после 137 репетиций) состоялась в 1925 г. в Берлине. В 1927 г. опера была поставлена в Ленинграде, и автор приезжал на премьеру. На его родине исполнение «Воццека» вскоре было запрещено - мрачная атмосфера, порождавшаяся ростом немецкого фашизма, трагически сгущалась.

За 50 лет своей жизни Берг создал сравнительно немного произведений. Наиболее знаменитыми из них стали опера «Воццек» и Концерт для скрипки с оркестром; много исполняются также опера «Лулу»; «Лирическая сюита для квартета» (1926); Соната для фортепиано; Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1925), концертная ария «Вино» (на ст. Ш. Бодлера в переводе С. Георге - 1929).

Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. и, в частности, на советских - Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А. Шнитке и др.

Австрийский композитор, один из наиболее выдающихся представителей Новой Венской школы (Second Viennese School), автор целого ряда выдающихся произведений, органично сочетающих в себе малеровский романтизм и довольно нетрадиционную вариацию шёнберговской додекафонии.


Родился Альбан в Вене (Vienna), был он третьим из четырех детей Иоганны (Johanna) и Конрада Берга (Conrad Berg). Семья Бергов жила в относительном достатке до самой смерти Конрада Берга в 1900-м.

В детстве Берг интересовался не столько музыкой, сколько литературой; писать музыку он начал лишь в 15 лет. 4 октября 1902-го у Берга родилась дочь Альбина (Albine).

Формального музыкального образования у Альбана Берга не было; изменить ситуацию он решился лишь в 1904-м – в октябре именно этого года он стал учеником Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg). Шёнберг учил Берга контрапункту, музыкальной теории и гармонии. К 1906-му Берг начал изучать музыку с еще большей активностью; уже в 1907-м Альбан занялся постижением тайн ремесла композиторского. Среди ранних его работ следует в первую очередь упомянуть пять набросков фортепианных сонат. Писал Альбан и песни; часть из них вошли в сборник "Семь ранних песен" ("Sieben Frühe Lieder") – кстати, три из них Берг впервые исполнил на концерте учеников Шёнберга в Вене. Часть ранних сонат Берг в итоге переработал в один глобальный шедевр – Фортепианную сонату Берга (Berg"s Piano Sonata, Op. 1); это творение по праву считается одним из наиболее интересных ранних творений Альбана Берга.

У Шёнберга Берга учился шесть лет, до 1911-го. Альбан Берг всегда восхищался Арнольдом Шёнбергом – как композитором и как преподавателем; даже после окончания учебы они оставались близкими друзьями.

Во время так называемого "фин-де-секль" (fin de siècle) Берг уже был одним из виднейших представителей венской культурной элиты – наряду с музыкантами Александром фон Цемлинским (Alexander von Zemlinsky) и Францом Шрекером (Franz Schreker), художником Густ

авом Климтом (Gustav Klimt), писателем Карлом Краусом (Karl Kraus) и многими другими творцами.

В 1906-м Берг познакомился с певицей Хеленой Наховской (Helene Nahowski) – дочерью довольно богатых родителей (а по некоторым слухам – внебрачной дочерью самого императора Франца Иосифа (Emperor Franz Joseph I of Austria)); родителям Хелены Альбан не понравился категорически – что, впрочем, ничуть не помешало Бергу и Наховской обвенчаться 3 мая 1911-го.

В период с 1915-го по 1918-й Берг служил в австрийской армии; во время одного из отпусков – в 1917-м – он начал работу над своей первой оперной постановкой, "Воццек" ("Wozzeck"). Три отрывка пьесы были исполнены в 1924-м – и именно тогда Альбану Бергу впервые довелось ощутить вкус успеха. Саму оперу Берг довел до ума уже в 1922-м; впервые исполнена полностью она была 14 декабря 1925-го в Берлине (Berlin). В наше время "Воццек" считается одной из важнейших оперных постановок столетия.

Берг начинал работу над второй оперой, "Лулу" ("Lulu"); увы, закончить её он не успел – при жизни Альбан написал лишь два акта из трех задуманных. Первые два акта впервые были показаны в 1937-м в Цюрихе (Zürich). По личным причинам Хелена Берг наложила категорический запрет на всяческие попытки закончить последний акт. Лишь после смерти Хелены последний акт был доведен до конца; полная версия оперы была показана впервые лишь в 1979-м, в Париже (Paris).

Альбан Берг скончался в Вене, в канун Рождества 1935-го; считается, что причиной смерти стал вызванной укусом насекомого нарыв на его спине. На момент смерти композитор жил в нищете; есть основания полагать, что и нарыв загноился из-за того, что Берг, пытаясь сэкономить, решился срезать его ножницами

С Веной связано множество музыкальных явлений, причем связь эта зачастую отражена даже в их наименованиях: венский классицизм, венский вальс – и нововенская школа. Основоположником ее считается , а одним из его последователей стал Альбан Берг.

В семье венского коммерсанта, где он появился на свет, очень ценили и книги, и музыку. Альбан поначалу увлекался в большей степени литературой, но в пятнадцатилетнем возрасте проявил музыкальную одаренность: под влиянием старшего брата, обучавшегося пению, он начала сочинять песни с фортепианным аккомпанементом. Увлекшись сочинением музыки, через несколько лет – в девятнадцатилетнем возрасте – он ощутил необходимость учиться. Нет, он не поступил в консерваторию – он предпочел брать уроки у композитора и педагога-новатора Арнольда Шёнберга, который и стал его первым и единственным наставником, а впоследствии – другом на всю жизнь.

Для Шёнберга Берг стал одним из тех учеников, которые приносят радость учителю: «Заниматься с ним было одно удовольствие», – вспоминал впоследствии композитор, отмечая не только усердие Берга, но и то, что он был «весь пропитан музыкой, жил в музыке». В лице Берга Шёнберг нашел истинного продолжателя своего дела, каковым была техника додекафонии. Если сам Шёнберг, будучи первопроходцем, шел к ее созданию через тональность и атональность, то Берг, обучаясь у него, сразу усвоил эту технику, и в ней были написаны уже первые его сочинения: мрачно-лирическая Соната для фортепиано, «Три отрывка для оркестра», пьесы для кларнета и фортепиано. У публики начала ХХ столетия эти сочинения не находили отклика – как, впрочем, и произведения Шёнберга: слишком непривычным казался их музыкальный язык. Впрочем, Берг – как и подобает талантливому ученику – не воспроизводил буквально манеру своего наставника. Он не всегда точно следовал принципам техники додекафонии и мог отойти от них, если того требовал музыкальный образ, строя свои произведения не столько на рациональных, сколько на эмоциональных началах. В музыкальном языке его произведений ощущается связь с поздним романтизмом, от которого он полностью не отказывался никогда (поэтому Берга именуют иногда «романтиком додекафонии». Восприняв идеи Шёнберга, Берг не ограничивался их применением в своем творчестве – он писал статьи с детальным разбором его сочинений.

Первая мировая война не могла не отразиться на жизни Берга – подобно судьбам многих его современников. Нет, он не побывал в окопах – от этого его уберегла хроническая болезнь (композитор страдал бронхиальной астмой), в армии он находился на канцелярской должности и не покидал Вены – однако полученных впечатлений хватило, чтобы проникнуться сочувствием к простым солдатам. Именно такой «маленький человек» с изломанной судьбой и психикой является главным героем драмы Георга Бюхнера «Воццек», которая привлекла внимание Берга в 1921 г. Создавая одноименную оперу, композитор менее всего ощущал себя реформатором оперы и не ставил себе цели заложить основы нового направления – он только стремился донести до слушателей глубокий социальный смысл произведения, «далеко превосходящий личную судьбу Воццека». Драма забитого маленького человека разворачивается в «давящей» социальной среде – и потому возникает характерный для экспрессионизма мотив фатальной предопределенности и человеческой судьбы, и поступков. Но если Берг при создании «Воццека» и не чувствовал себя оперным новатором, он, несомненно, стал таковым. В музыкальном языке оперы, лишенном тональной основы и изобилующем резкими созвучиями, нет и намека на привычную оперную кантилену и даже на речитативно-декламационное начало в традиционном понимании: экспрессивная, угловатая музыкальная речь персонажей рождается из интонаций стона и исступленного крика. Иного и не могло быть в произведении, отразившем самую ужасную и отвратительную «изнанку жизни».

Во второй половине 1920-х гг. Берг работает над рядом камерно-инструментальных сочинений, а также над оперой «Лулу». Как и в предыдущем произведении, сюжет ее довольно мрачен (главная героиня – роковая женщина, обрекающая на смерть всех, кто воспылал к ней любовью, последним ее любовником становится Джек-Потрошитель, от руки которого она и погибает), но, в отличие от «Воццека», в ней есть нечто лирическое, вокальные партии отличаются большей мягкостью, а мелодика их более развита. Однако Берг догадывался, что эта опера не будет поставлена, и потому не завершил ее (это сделал впоследствии по наброскам Берга австрийский композитор Фридрих Церха, и после смерти Берга «Лулу» была поставлена).

Последним сочинением Берга стал Концерт для скрипки с оркестром. Поводом к созданию этого глубоко трагедийного произведения стала смерть дочери Вальтера Гропиуса и Альмы Малер, девушке было всего восемнадцать лет, и потому концерт был озаглавлен «Памяти ангела». Впрочем, этот «инструментальный реквием» мог иметь еще одно значение – композитор задумывался о собственной смерти.

Бергу не сравнялось пятьдесят лет, когда он ушел из жизни. Его творческое наследие было в полной мере оценено только после его смерти.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Родился Альбан в Вене (Vienna), был он третьим из четырех детей Иоганны (Johanna) и Конрада Берга (Conrad Berg). Семья Бергов жила в относительном достатке до самой смерти Конрада Берга в 1900-м.

В детстве Берг интересовался не столько музыкой, сколько литературой; писать музыку он начал лишь в 15 лет. 4 октября 1902-го у Берга родилась дочь Альбина (Albine).

Формального музыкального образования у Альбана Берга не было; изменить ситуацию он решился лишь в 1904-м – в октябре именно этого года он стал учеником Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg). Шёнберг учил Берга контрапункту, музыкальной теории и гармонии. К 1906-му Берг начал изучать музыку с еще большей активностью; уже в 1907-м Альбан занялся постижением тайн ремесла композиторского. Среди ранних его работ следует в первую очередь упомянуть пять набросков фортепианных сонат. Писал Альбан и песни; часть из них вошли в сборник "Семь ранних песен" ("Sieben Frühe Lieder") – кстати, три из них Берг впервые исполнил на концерте учеников Шёнберга в Вене. Часть ранних сонат Берг в итоге переработал в один глобальный шедевр – Фортепианную сонату Берга (Berg"s Piano Sonata, Op. 1); это творение по праву считается одним из наиболее интересных ранних творений Альбана Берга.

У Шёнберга Берга учился шесть лет, до 1911-го. Альбан Берг всегда восхищался Арнольдом Шёнбергом – как композитором и как преподавателем; даже после окончания учебы они оставались близкими друзьями.

Во время так называемого "фин-де-секль" (fin de siècle) Берг уже был одним из виднейших представителей венской культурной элиты – наряду с музыкантами Александром фон Цемлинским (Alexander von Zemlinsky) и Францом Шрекером (Franz Schreker), художником Густавом Климтом (Gustav Klimt), писателем Карлом Краусом (Karl Kraus) и многими другими творцами.

В 1906-м Берг познакомился с певицей Хеленой Наховской (Helene Nahowski) – дочерью довольно богатых родителей (а по некоторым слухам – внебрачной дочерью самого императора Франца Иосифа (Emperor Franz Joseph I of Austria)); родителям Хелены Альбан не понравился категорически – что, впрочем, ничуть не помешало Бергу и Наховской обвенчаться 3 мая 1911-го.

В период с 1915-го по 1918-й Берг служил в австрийской армии; во время одного из отпусков – в 1917-м – он начал работу над своей первой оперной постановкой, "Воццек" ("Wozzeck"). Три отрывка пьесы были исполнены в 1924-м – и именно тогда Альбану Бергу впервые довелось ощутить вкус успеха. Саму оперу Берг довел до ума уже в 1922-м; впервые исполнена полностью она была 14 декабря 1925-го в Берлине (Berlin). В наше время "Воццек" считается одной из важнейших оперных постановок столетия.

Берг начинал работу над второй оперой, "Лулу" ("Lulu"); увы, закончить её он не успел – при жизни Альбан написал лишь два акта из трех задуманных. Первые два акта впервые были показаны в 1937-м в Цюрихе (Zürich). По личным причинам Хелена Берг наложила категорический запрет на всяческие попытки закончить последний акт. Лишь после смерти Хелены последний акт был доведен до конца; полная версия оперы была показана впервые лишь в 1979-м, в Париже (Paris).

Лучшие дня

Венсан Кассель: "Я человек света, а не тьмы"
Посетило:200
Маршал Сталина

Альбан Берг (Alban Berg) был австрийским композитором, родившимся в конце девятнадцатого века, в зажиточной семье в Вене. Воспитанный в культурно богатой атмосфере, он научился ценить музыку, литературу и искусство с раннего детства. Хотя его первоначальной целью было стать поэтом, будущий композитор начал проявлять интенсивный интерес к музыке в возрасте четырнадцати лет, а к пятнадцати годам он сочинил свою первую песню. К сожалению, в погоне за музыкой он пренебрегал учебой и не прошел экзамен по математике. Потеря отца стала для Берга огромным потрясением. Для того чтобы преодолеть его, он погрузился в музыку. Вскоре ему посчастливилось получить знания у Арнольда Шенберга. Этот человек не только научил его всему, что нужно было знать о музыке, но и помогал юноше в других вопросах. У них сохранилась неразрывная связь на протяжении всей жизни. Берг, Шенберг и Антон Веберн позже образовали Вторую венскую школу. Специализация Берга заключалась в сочетании романтической лирики с мощной техникой. В результате его композиции были более эмоциональны, чем он сам.

Композитор родился 9 февраля 1885 года в Вене в состоятельной семье среднего класса. Его отец, Конрад Берг, вел успешный импортно-экспортный бизнес, занимаясь книгам и искусством, а также имел несколько объектов недвижимости в Вене и поместье в Каринтии. Мать Альбана, Мария Анна (урожденная Браун) Берг, также происходила из состоятельной семьи. Она была талантливой художницей и певицей. Кроме того, обладала навыками изучения языков, знала английский и французский языки. У пары было четверо детей, из которых Альбан родился третьим. У него были два старших брата и младшая сестра, Смарагда. Как и в большинстве семей в Вене, музыка была частью их повседневной жизни. Считается, что дети унаследовали свои музыкальные таланты от своего деда по материнской линии. Кроме этого, семья часто посещала художественные галереи и концерты. Окружение, в котором жил Альбан, было пропитано искусством и культурой. В 1895 году, когда Бергу исполнилось десять лет, он был принят в учебное заведение, где изучал немецкую, французскую, английскую религию, историю, математику, естественные науки, рисование и гимнастику. Юноша очень интересовался литературой, но, к его огромному сожалению, в школе не обращали на это никакого внимания. Вскоре его заинтересовала музыка, отец и брат поощряли Альбана к занятиям. После внезапной смерти отца в 1900 году, Берг потерял не только финансовую стабильность, но и эмоциональную поддержку.

В октябре 1904 года сестра Альбана увидела объявление, в котором говорилось, что Арнольд Шёнберг будет проводить занятия по теории музыки с 15 октября 1904 года по 15 мая 1905 года. Шенберг согласился взять Альбана в качестве студента бесплатно. Берг учился у композитора до 1911 года. Под руководством Шенберга Альбан Берг овладел искусством сочинения, и с 1907 года он начал сочинять уроки для студентов. Они включали пять проектов для фортепианных сонат.

В 1906 году Альбан Берг встретил Хелен Наховски, представительницу богатой семьи и певицу. Семья девушки не одобряла этот союз, но они поженились 3 мая 1911 года и оставались вместе до самой смерти в 1935 году. У них не было детей. Единственная дочь Берга, Альбина, родилась вне брака после связи композитора с горничной. Берг и его жена провели последние несколько лет своей жизни в своем коттедже на берегу озера Вёртерзее. В середине ноября 1935 года у Альбана вследствие укуса насекомого возник карбункул на спине. Это привело к заражению крови. В декабре 1935 года он был госпитализирован с диагнозом септицемия. Изначально состояние композитора начало улучшаться, но позже резко ухудшилось, и он умер в канун Рождества. Тогда ему было всего пятьдесят лет. Сегодня Альбана Берга знают как одного из самых значимых композиторов века. Он, вместе с Шенбергом и Антоном Веберном, сформировал то, что сегодня знают как Вторая венская школа. В честь Берга был назван астероид.