Был построен лувр. Какие предметы искусства можно увидеть в Лувре. Стоимость билетов и где их купить

Лувр приковывает к себе внимание огромного числа истинных ценителей старины. Они приезжают в столицу Франции, чтобы своими глазами увидеть один из самых больших и роскошных музеев на нашей планете. По площади он третий в мире, занимает 160 106 кв. метров, из которых непосредственно под экспозиции отведено 58 470 тыс. кв. метров.

Несколько лет назад был поставлен своеобразный рекорд: бывшую монаршую резиденцию посетили более 9,7 миллионов туристов, что позволяет говорить о Лувре и как о самом популярном музее с уникальными традициями коллекционирования. Ведь здесь хранятся экспонаты, являющиеся национальным достоянием. Они охватывают огромный исторический период, начиная примерно с X века, когда во Франции правили Капетинги, и заканчивая XIX столетием. Впрочем, Лувр не был бы Лувром, если бы отражал историю только одной страны…

От резиденции королей до музея

Прежде в Лувре проживали французские короли. Каждый из них внес свою лепту в возведение этого великолепного дворца, которое длилось в общей сложности тысячу лет, а также определял его дальнейшую роль, наделяя определенными функциями. Вот основные вехи становления будущего музея.

1190 год. Была построена так называемая Большая башня Лувра. Понятно, что это еще не был дворец в современном понимании, а всего лишь замок-крепость. Возвел же его тогдашний монарх Филипп II Август, известный по прозвищу Кривой, и приходившийся сыном Людовику VII Молодому. В ту пору здание имело военно-стратегическое значение. Его и построили в таком месте, чтобы можно было обозревать низовья Сены, использовавшиеся викингами для набегов.

1317 год. Лувр впервые обретает статус королевской резиденции. И всё благодаря королю Карлу V Мудрому. Происходит это после знаменательного исторического события – передачи Мальтийскому ордену имущества духовно-рыцарского ордена Тамплиеров. Тогда же в Лувр была перенесена казна королевства.

1528 год. Большая башня Лувра теряет свое первоначальное стратегическое значение. Король Франциск I Валуа отдает приказ разрушить ее как устаревший объект.

1546 год. После разрушения башни Его величество задумался о дальнейшей судьбе Лувра. И решил превратить бывшую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Жаль, что сам Франциск I не увидел дальнейшего хода строительства: через год он умер. Работы, начатые архитектором Пьером Леско, были продолжены уже при Генрихе II и Карле IX. В это время к основному зданию были пристроены два новых крыла.

1594 год. Королю Генриху IV Наварсскому (Бурбону) приходит в голову замечательная идея объединить в единый дворцово-парковый комплекс Лувр и Тюильри – дворец, построенный в 1564 году по инициативе вдовствующей королевы Екатерины Медичи. Создание квадратного двора Лувра заслуга архитекторов Лемерсье.

1610-1715 годы. В эпоху Людовика XIII и потом его сына Людовика XIV масштабы дворца были увеличены в четыре раза. В бытность последнего Лувр и Тюильри соединил переход. Такие художники как Романелли, Пуссен и Лебрен занимались оформлением и украшением дворцового комплекса.

1667-1670 годы. Время появления Колоннады Лувра – восточного и одновременно главного фасада, выходящего на одноименную площадь. Соорудил ее архитектор Клод Перро, родной брат Шарля Перро, автора знаменитой сказки о Коте в сапогах. За основу был взят первоначальный проект Луи Лево. Колоннада протянулась на 170 метров. Вызывает неподдельное восхищение как шедевр французского классицизма.

1682 год. Работы по расширению и обустройству Лувра внезапно замораживаются. И всё потому, что Людовик XIV решает… переехать из него вместе со всем двором. В качестве новой королевской резиденции он выбирает Версальский дворец.

1700-е годы. Всё слышнее голоса тех, кто предлагает сделать из Лувра большой музей. При Людовике XV Возлюбленном появляется даже целый проект такого переустройства. Однако тому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как грянула Великая Французская революция. Но музей всё же открыли для посещения, и случилось это 10 августа 1793 года, когда революция еще продолжалась.

1800-е годы. Когда после революции к власти пришел Наполеон I Бонапарт, он решил продолжить работы в Луврском дворце. Приглашенные им архитекторы Фонтен и Персье занялись сооружением северной части здания, что пролегает в направлении улицы Риволи. Но достроена она была уже в бытность Наполеона III. Тогда и было окончательно завершено сооружение Лувра. В период Первой французской империи Лувр назывался музеем Наполеона. Свой нынешний облик, хорошо знакомый миллионам туристов, будущий музей обрел после событий мая 1871 года, когда была осаждена Парижская коммуна. Тогда сгорел и дворец Тюильри.

1985-1989 годы. Президент Франсуа Миттеран, желавший видеть бывший королевский дворец самым большим музеем мира, в ознаменование 200-летия Французской революции выступил с инициативой «Большого Лувра». Идея заключалась в продлении так называемой исторической оси Парижа или Триумфального пути. Она как раз начинается от построенной в эти годы Пирамиды Лувра во дворе Наполеона и являющейся ныне главным входом в дворец-музей (автор – Йо Минг Пей). Подле расположились еще три пирамиды, но поменьше габаритами – они исполняют функции иллюминаторов. Там же, во дворе, находится каменная статуя Людовика XIV.

Как пополнялись коллекции Лувра?

Поначалу фонды Лувра пополняли коллекции, собранные в разное время монаршими особами. Например, итальянские полотна собрал Франциск I. Среди них знаменитейшие «Джоконда» Леонардо да Винчи и написанная Рафаэлем «Прекрасная садовница».

Двести полотен – некогда собственность банкира Эверара Жабаха – оказались в стенах дворца благодаря приобретшему их Людовику XIV. Всего же к моменту открытия музея «вклад королей» составлял порядка двух с половиной тысяч различных полотен. В Лувр также были перебазированы изваяния из Музея французской скульптуры, причем, в большом количестве. Попали в Лувр и многочисленные образцы имущества дворян, конфискованные в годы революции.

Основателем и первым директором музея в Лувре был французский гравер и египтолог-любитель Доминик Виван-Денон, известный также как барон Денон. Ему довелось работать в этом качестве в эпоху наполеоновских войн. Что принесло свои плоды: в музее оказались ценные военные трофеи, а также археологические находки из ближневосточного региона. Так, «Брак в Кане Галилейской» (художник Паоло Веронезе) был привезен из Венеции в 1798 году. Чуть раньше, в 1782 г., король Людовик XVI приобрел «Маленького нищего» кисти Мурильо. «Автопортрет с чертополохом» (Дюрер) и «Кружевницу» (Вермер) музей приобрел в конце XIX – первой половине ХХ века.

Итак, в XIX-XX веках коллекции пополнялись разными способами: что-то приобреталось, а что-то преподносилось музею в дар. Скажем, коллекция Эдмунда Ротшильда перекочевала сюда согласно завещанию знаменитого банкира. Полотно же Эль Греко «Христос на Кресте» и вовсе как с неба упало: оно было взято в 1908 году из здания одного из судов в Восточных Пиренеях.

Из знаменитейших скульптур Лувра назовем Венеру Милосскую (находится в специальной галерее на первом этаже). Эта древнегреческая скульптура, известная также как Афродита с острова Милос, была найдена здесь французским моряком Оливье Вутье в 1820 году. Тогда же посол Франции приобрел ее у правительства Османской империи. Также упомянем Нику Самофракийскую. Она тоже была находкой, только на другом острове – Самотраки. Нашел ее, причем по частям, археолог и французский вице-консул в Адрианополе Шарль Шампузо.

Залы музея: восхищение великолепием

Кроме полотен и скульптур в Лувре представлены керамика, чертежные работы, археологические находки и т.д. Его стены вмещают в себя порядка 300 тысяч самых разнообразных экспонатов, из которых в залах выставлены лишь 35 000. Значительная часть пребывает в хранилищах из соображений сохранности и выставляется на короткое время, не превышающее трех месяцев. Для удобства многочисленные коллекции распределены по залам или, иначе, отделам. Их в музее восемь. Названия говорят сами за себя: «Предметы искусства», «Скульптуры», «Древний Восток», «Изобразительное искусство», «Древний Египет», «Графическое искусство», «Древние Греция, Этрурия, Рим», «Искусство ислама». О некоторых из них – чуть подробнее.

Так называемая восточная коллекция, образованная в 1881 году, демонстрирует предметы искусства древних междуреченских государств и Ближнего Востока. Здесь можно увидеть Стелу Хаммурапи – царя Древнего Вавилона. Отдел имеет три подотдела: «Междуречье», «Восток Средиземноморья (Палестина, Сирия, Кипр)», «Иран». Древнеегипетский отдел появился в 1826 году: здесь можно увидеть образцы круглой скульптуры, рельефы, украшения, художественные предметы, картины, а также папирусы и саркофаги. А вот Галерея Античной Греции, Этрурии и Рима появилась раньше, в 1800 году. В этой коллекции древностей собрано множество греческих памятников-подлинников, охватывающих период от эгинской эпохи до эпохи эллинизма. Среди скульптур того времени назовем Геру Самосскую, Архаический курос, Аполлона из Пьомбино и так называемую голову Рампэн.

Современный Лувр – это живой организм. Его коллекции постоянно обновляются и дополняются новыми экспонатами. Из не так давно появившихся экспонатов отметим шлем короля Карла VI. Его нашли в виде осколков, однако искусно восстановили, и он занял свое место в новом отделе «Средневековый Лувр». Музей постоянно модернизируется, его внутренние помещения стали шире и вообще очень изящно оформлены. Например, галерея Аполлона и зал Кариатид, считающийся старейшим во дворце. В залах установлены новейшие технические достижения, и всё это – для удобства посетителей. Залы Лувра оборудованы самыми современными охранными системами, что позволяет надежно оберегать исторические реликвии от преступных посягательств.

Во время экскурсий можно будет полюбоваться и архитектурными видами Лувра. Уж не сомневайтесь: здесь тоже есть на что посмотреть.

  • По одной из версий происхождения названия «Лувр», в переводе со старофранцузского языка слово «lauer» либо «lower» означает «сторожевая башня».
  • Во время пребывания в музее нужно придерживаться шести основных правил. Они представлены в виде графических символов, которые будут встречаться во время экскурсии.
  • В начале XVII века королем Генрихом IV, большим поклонником искусств, было сделано предложение художникам поселиться во дворце. Он пообещал отдать просторные залы под мастерские и жилье.
  • Местом жительства художников, архитекторов и скульпторов Лувр стал при Людовике XIV, когда он переехал в Версаль. В результате бывшая резиденция пришла в такое запустение, что уже подумывали о его возможном сносе.
  • При Наполеоне III воплотилась мечта Генриха IV: к Лувру пристроили крыло Ришелье. Однако основательная часть музея сгорела во времена Парижской коммуны, и дворец потерял обретенную симметричность.
  • В 2012 году у Лувра появился «собрат», точнее музей-спутник. Он был построен по решению правительства Франции в городке Ланс, что на севере страны (регион Нор – Па-де-Кале). Местом избрали территорию бывшего угольного разреза. Мотив решения: парижский Лувр переполнен и его надо «разгрузить».
  • В 2017 году планируется открытие филиала Лувра в столице ОАЭ городе Абу-Даби. Экспозиция в Эмиратах будет иметь миссию навести мосты между Востоком и Западом.

Palais Royal, Musée du Louvre,
75001 Paris, France
www.louvre.fr

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Один из самых посещаемых в мире музеев с грандиозной коллекцией художественных произведений ежегодно проводит по своим залам несколько миллионов посетителей. Попасть в Лувр не так уж и просто, для этого придется преодолеть препятствие в виде очереди таких же жаждущих культурного просвещения. Но ожидание стоит того. Коллекции, которые хранятся в стенах музея, просто бесценны.

Где находится Лувр

Лувр находится в городе Париж, на правом берегу реки Сены , на одной из центральных улиц Риволи. Снаружи он представляет собой огромный дворец с богатыми декорациями, который и сам по себе имеет огромную культурную ценность в истории французской архитектуры.

Главный вход в музей находится в стеклянной пирамиде, возвышающейся на площади перед дворцом в окружении красивых фонтанов. Однако есть и другой, менее известный вход. На одном уровне с билетными кассами пирамиды находится торговый центр Карусель де Лувр, откуда также можно попасть в художественную сокровищницу Парижа.

Краткая история музея

В начале XII века Франция подвергалась набегам викингов, грабившим и опустошавшим всё на своём пути. Захватчики проникали в города через незащищенные границы, леса и реки. Чтобы уберечь столицу, раскинувшуюся на берегах полноводной и очень удобной для захватнических маневров реки Сены, король Филипп-Август повелел построить на ее правом берегу фортификационную крепость-замок с башней донжоном. Крепость служила для наблюдения за низовьями Сены, а башня в то время использовалась в качестве хранилища королевской документации. Так началась долгая, насыщенная событиями история создания Лувра в Париже. В XIV веке в замок переезжает Карл V, сбежавший из резиденции в Сите подальше от бунтов и народных волнений. Он несколько видоизменяет облик крепости и делает из нее королевские апартаменты.

Следующая волна преобразований налетела на дворец во времена Возрождения, когда Франциск I приказал разрушить стены крепости и Большую башню, чтобы замок внешне стал похож на дворцовую резиденцию монархов. При правлении Генриха II по указанию августейшей супруги Екатерины Медичи была построена галерея, соединяющая Лувр с дворцовыми апартаментами Тюильри. На протяжении практически всей своей истории дворец постоянно подвергался каким-то реконструкциям, каждый монарх подстраивал его внешний и внутренний облик под свои видения прекрасного.

Во времена правления Короля-Солнце Людовика XIV о Лувре на время забывают, так как резиденция монарха переезжает в Версаль. Солнцеликому дворец в центре Парижа кажется не нужным, и он даже принимает решение о его уничтожении. К счастью, в окружении монарха быстро нашлись добрые люди, отговорившие его от этой ужасной идеи. Поэтому дворец продолжал преображаться, оставаясь апартаментами монархов вплоть до окончания Великой французской революции.

Как музей Лувр был открыт для общественности в 1793 году. Начало музейной коллекции было положено Франциском, отдавший галерее дюжину картин. Постарался для музея и Наполеон, смело бравший контрибуции с поверженных армий в виде ценных произведений разного вида искусств. Так, с течением времени и сама коллекция, и размеры Лувра росли и увеличивались.

Свой современный облик Лувр приобрел в 1871 году. В настоящее время он возвышается над уровнем земли на 4 этажа и имеет 3 крыла: крело Декон - вдоль реки Сены, крыло Ришелье - вдоль городской улицы Риволи, крыло Сюлли - вокруг дворцового двора. В 1989 году модерновый архитектор Йо Минг Пей добавил к архитектурному ансамблю музея современный штрих - несколько стеклянных пирамид, самая крупная из которых стала главным входом в музей. Центральная стеклянная пирамида Лувра окружена несколькими изящными фонтанами.

Популярные коллекции

В недрах Лувра хранится около 400 тысяч экспонатов, из которых 35 тысяч находятся в главной экспозиции. Чтобы было легче ориентироваться в бесконечных лабиринтах музея, все экспонаты разбиты по категориям:

  • Древний Восток - включает в себя коллекции Междуречья, Ирана и стран восточного Средиземноморья. Лувр находится на втором месте в мире по размерам древневосточной коллекции после лондонского Британского музея. Древний Восток - настоящая колыбель цивилизации, именно здесь зарождались первые инженерные конструкции, письменность, право. Доказательства существования жизни на Востоке во времена неолита представлены в соответствующих залах музея;

  • Древний Рим, Греция - значительная часть мировой истории, занимающая в музее несколько залов. Здесь можно увидеть коллекции античных мраморных статуй, таких как Венера Милосская, Боргезский гладиатор, ритуальных предметов, глиняных ваз, греческой керамики, драгоценностей. Эта часть также поделена на несколько категорий: архаика, классическая Греция, эллины, римляне;

  • египетские залы Лувра - были открыты в 1826 году. Боги и пирамиды, Клеопатра и Тутанхамон, папирус и мумии - в экспозиции можно проследить становление египетской цивилизации в хронологическом или тематическом порядке;

  • скульптуры - изначально этот раздел относился к античности, но со временем в арсенале музея появлялись работы и более поздних скульпторов, от эпохи Средневековья до XVIII века. Здесь и работы классиков Микеланджело, Гужона, Челлини, и современных творцов, таких как Куазево, Кусту, Пюже;

  • живопись - свыше 6000 работ разных мастеров, стилей и техник содержит Лувр, картины занимают наибольшую площадь среди всех остальных видов искусства. Самые ранние относятся к эпохе Средних веков, а самые поздние датируются 1848 годом. Шедевры, увидевшие свет позднее этой даты, собраны в музее Орсе. В картинной галерее Лувра можно встретить самые громкие имена мира живописи. Назовите любого художника, и его работы обязательно окажутся в залах музея. Дюрер и Леонардо, Ваг Гог и Рафаэль, Пикассо и Моне, а также менее известные, но не менее талантливые личности заполонили здание самого знаменитого мирового музея.

Похищение Джоконды

История Лувра не обходилась без вопиющих событий. Одним из таких стало похищение картины Моны Лизы в 1911 году. Произошло это в ночь с 21 на 22 августа. Как раз к этому числу в музей пожаловал художник-реставратор, чтобы сделать с картины копию. Но на своём привычном месте Джоконды не оказалось. В музее поднялась паника, докатившаяся до руководства Лувра, затем до Правительства Франции, и вышедшая на международный уровень. Незадолго до происшествия директор музея с уверенностью заявил в интервью, что украсть Мону Лизу настолько же нереально, как похитить колокола Нотр-Дам-де-Пари. И, конечно же, первые обвинения в краже посыпались на его голову.

Три года вся Франция ломала головы и скорбила об утере знаменитого шедевра Леонардо да Винчи. Вплотную расследованием занимался лучший французский сыщик Альфонс Бертильон, сразу же определивший, что картина могла быть украдена только кем-то из сотрудников музея. Каждый допрашивался снова и снова, но результата не было, вор залёг на дно и не давал повода себя вычислить. В то же время по всему миру активизировались мошенники, продающие псевдо оригинальную Джоконду за баснословные деньги. Даже страшно представить, сколько миллионов было заработано на трагедии Лувра.

История показывает, что даже самые продуманные маневры имеют свои слабые места. В начале 1914 года, когда паника относительно картины да Винчи немного улеглась, в руки флорентийскому коллекционеру попало письмо, в котором предлагалось купить оригинал Моны Лизы. Настороженный итальянец в ответ предложил обсудить условия сделки при личной встрече. Вскоре во Флоренцию прибыл некий юноша из Франции с тонким свертком в руках, и заявил, что наконец-то вернул шедевр, написанный истинным итальянцем да Винчи, на его историческую родину. Убедившись в точной подлинности картины, коллекционер позвонил в полицию.

«Благодетелем», похитившим шедевр, действительно оказался работник Лувра итальянец Винченцо Перуджа. Флорентийский суд приговорил воришку всего лишь к 1 году заключения, учитывая его любовь к родине и благие намерения. После этого случая Мона Лиза около полугода путешествовала по разным музеям Италии, а затем вернулась в свою резную рамку на одном из самых видных мест в Лувре.

Лувр во время войны

За несколько дней до начала Второй мировой войны Лувр внезапно закрылся для посещения. Официальная причина - проведение ремонтных работ. Директором музея в то время был Жак Жожар, очень бережно и трепетно относившийся к драгоценной коллекции Лувра. Чувствуя, что пахнет жареным, он организовал в стенах музея тайную подготовку к эвакуации произведений искусства куда-нибудь подальше от стратегических целей немецкой агрессии. Идеальным местом оказались шато Луары - спокойные сельские домики и замки, которые не должна была зацепить бомбёжка.

И вот в течение трех дней работники музея в экстренном режиме упаковывали самые ценные экспонаты, среди которых оказались Джоконда, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской. С главной галереи Лурва сняли и увезли абсолютно все полотна. Грандиозная операция по спасению шедевров мировой цивилизации завершилась успешно, экспонаты под присмотром работников музея переехали в подвалы замков в тылу, оставив бесконечные залы и коридоры Лувра пустовать.

В сентябре 1940 года немцами было решено заново открыть музей, дабы вернуть оккупированный Париж в культурное русло. Однако затея потерпела неудачу, нацисты разграбили оставшиеся экспонаты, особенно их заинтересовали коллекции ближневосточных произведений.

История завершилась удачно, и после окончания войны все ценные экспонаты вернулись на свои места в целости и сохранности. Всего в путешествии приняли участие более 3,5 тысяч картин, скульптур и других предметов искусства. Стоит отдать должное директору Жаку Жожару, под руководством которого в водовороте переездов не потерялся ни один экспонат. Об этом подвиге был снят документальный фильм «Человек, который спас Лувр», в подробностях рассказывающий о событиях тех времён.

Реставрация Лувра в 1981 году

До конца XX века не вся территория дворца принадлежала музею. Например, в крыле Ришелье размешалась правительственная организация Франции. В 1981 году Президент Франсуа Миттеран принял решение сделать Лувр обособленной целостной организацией, воплотив более ранний проект Великий Лувр, начатый ещё Екатериной Медичи с объединения Лувра и Тюильри. Одновременно с этим начались реставрационные работы в Лувре, были восстановлены развалины Главной башни и других самых старых частей дворца со времен его бытностью замком-крепостью. К окончанию масштабной реставрации центральное здание дворца с двумя боковыми крыльями, как и дворик Наполеона со стеклянной пирамидой и фонтанами, принадлежало территории музея.

На протяжении веков Париж считался и считается одним из главных европейских центров культуры и искусства. Культурным центром самого Парижа можно смело назвать Лувр, один из старейших музеев мира, богатейшее хранилище художественных и исторических ценностей.

От сторожевой башни до музея

История Лувра начинается в 1190 году, когда по приказу короля Филиппа II Августа на берегу Сены приступили к строительству замка, охранявшего подступы к столице с северо-запада. В случае необходимости через реку протягивалась цепь, перекрывая судоходство по Сене. Замок получил название Лувр, башня на противоположном, левом берегу, к которой крепился второй конец цепи – Нель.

Название «Лувр» чаще всего связывают со словом «волк» (loup), поскольку волки в старину были бичом этой местности. Похожая версия выводит название башни от французского louvrier, волкодав, или волчатник. Некоторые историки считают, что слово «Лувр» происходит от франкского lauer, «крепость».

Лувр был могучей крепостью, представлявшей в плане четырёхугольник. По углам возвышались мощные башни, высота центрального донжона составляла 30 метров. Весь замок был окружён 12-метровым рвом.












В 1317 году в Лувр была перевезена королевская казна, а к середине XIV столетия замок оказался в пределах новых городских стен, построенных по приказу короля Карла V, и потерял своё оборонительное значение. Карл затеял перестройку замка, к которому добавились два жилых крыла, а башни украсились изящными остроконечными крышами. Была построена новая башня, в которую король перевёз свою библиотеку из 973 рукописей. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. По окончании всех переделок король переехал в Лувр.

В 1380 году Карл умер, а его преемники редко появлялись в столице, предпочитая замки Луары, и Лувр опустел. Новая жизнь замка началась в правление Франциска I, решившего вернуть королевскую резиденцию в Париж. В 1528 году донжон разобрали, и на его месте появился сад. В 1546 году начались работы по перестройке замка в роскошный дворец. Руководить строительством был назначен зодчий Пьер Леско.

Проект Леско предполагал возведение дворца, состоящего из трёх крыльев, расположенных по сторонам четырёхугольного двора. С четвёртой стороны, восточной, двор должен был открываться в сторону центра города. Угловые башни заменялись павильонами, украшенными колоннами и скульптурами.

Леско успел завершить западное крыло Квадратного двора Лувра, названное его именем, и приступить к строительству южного. «Крыло Леско» является самой старой частью Лувра и представляет собой яркий образец архитектуры французского Возрождения.

В 1564 году рядом с Лувром началось возведение дворца Тюильри, предназначенного для королевы Екатерины Медичи. Генрих IV соединил дворцы Большой галереей, в которой обосновались торговцы и ремесленники. Он же положил начало коллекции Лувра, купив для дворца ряд произведений искусства. При Людовике XIII кардинал Ришелье устроил в галерее типографию и монетный двор.

Разрозненные кустарные мастерские постепенно превращаются в организованную мануфактуру, в которой производились предметы роскоши. Луврский комплекс становился тесным, поэтому его решили существенно расширить. Площадь Квадратного двора должна была увеличиться в 4 раза, посреди него появился павильон с тремя арочными проходами, в северной части площади вырос новый корпус, повторивший своей архитектурой «крыло Леско».

Наступивший при Людовике XIV расцвет Франции сопровождался грандиозной строительной деятельностью. Лувр подвергся масштабной перестройке. Южное крыло увеличили вдвое, к нему были пристроены новые корпуса в стиле Леско, а Квадратный двор превратился в замкнутое пространство.

Главное внимание было уделено восточному фасаду, обращённому к историческому центру Парижа. Фасад в три этажа, возведённый в 1667-1673 годах, был выдержан в стиле классицизма. Руководил строительством Клод Перро, брат знаменитого Шарля Перро. Общая длина фасада составила 170 метров. Нижний этаж служил цоколем, поддерживавшим мощную колоннаду. Колонны стояли попарно, оконные проёмы между ними были увеличены, что сделало залы более светлыми и визуально просторными. Обрамлённое колоннадой здание оказалось чрезвычайно величественным, что и требовалось королю.

Людовику было неуютно в беспокойном Париже, и вскоре после окончания работ над Восточной колоннадой двор переехал в Версаль. Многие здания во внутреннем дворе Лувра остались недостроенными. Дворец опустел. Иногда в его покои въезжали чиновники различных учреждений, помещения сдавались в аренду под мастерские, вселялись квартиранты, а то и просто бездомные парижане.

В 1750 году речь заходила даже о сносе дворца, однако было решено использовать его для хранения королевской коллекции произведений искусства. Таким образом, в 1750 году Лувр стал музеем, хотя и недоступным для широкой публики.

С 1789 году в Лувре заседало Национальное собрание, которое после упразднения монархии объявило хранившиеся здесь сокровища национальным достоянием. 10 августа 1793 года музей открылся для посещения. Основу экспозиции составили произведения искусства, принадлежавшие короне, различные ценности, изъятые из французских соборов и конфискованные у аристократов.

Лувр пользовался особым вниманием Наполеона. При нём был произведён капитальный ремонт здания, а коллекция неизмеримо увеличилась. Прошедший с армией всю Европу, побывавший в колыбелях древнейших цивилизаций Египте и Восточном Средиземноморье, Наполеон в каждом занятом городе разыскивал исторические и художественные ценности, самые примечательные из которых передавал Лувру. После поражения Империи многие экспонаты музея так и не были возвращены.

В эпоху Второй империи к Лувру добавилось «крыло Ришелье», однако после её падения ансамбль понёс потерю – в 1871 году коммунары сожгли Тюильри. После разбора остатков сгоревшего здания Лувр практически обрёл современный вид. Последним дополнением к дворцу стала стеклянная пирамида во дворе Наполеона, прикрывающая подземный холл, в котором находятся кассы и главный вход в музей. Первоначально её постройка вызывала многочисленные возражения, однако сегодня решение признаётся очень удачным, поскольку музей обрёл просторный вход без вмешательства в исторический облик.

Антология мирового искусства

Сегодня Лувр – самый знаменитый музей планеты, в котором размещена одна из богатейших в мире коллекций произведений искусства и исторических ценностей последних пяти тысячелетий. Полюбоваться сокровищами Лувра ежегодно приходит почти 10 млн. человек.

Всего коллекция музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов – картин, скульптур, фресок, ювелирных изделий, произведений прикладного искусства, артефактов, созданных древнейшими цивилизациями человечества. Одновременно выставляется не более 35 тысяч экспонатов. Причина этого – не только нехватка свободного места (общая площадь музея превышает 160 тысяч кв. м.). Многим экспонатам может навредить длительное пребывание в атмосфере наполненных зрителями залов, поэтому их регулярно убирают в хранилища. Особенно трепетного отношения требуют картины, которые экспонируются не дольше трёх месяцев подряд.

При распределении экспонатов по залам, в основном, соблюдаются хронологический и географический принципы, но есть масса исключений. Нередко произведения одного мастера или одной эпохи размещены далеко друг от друга. Причина в том, что подаренные Лувру коллекции из уважения к дарителям не разделяются и выставляются целиком.

Три крыла дворца, в которых расположен музей, носят имена Ришелье, Денон и Сюлли. Экспозиция Лувра содержит следующие основные разделы:


Кроме трёх наземных этажей в музее есть и подземный, в котором любой желающий может прикоснуться к фрагментам стен древнейшей крепости XII века. Любителей истории заинтересуют также апартаменты последнего императора Франции Наполеона III, расположенные на 2 этаже «крыла Ришелье».

В коллекции Лувра много экспонатов, имеющих непреходящее художественное и историческое значение, но даже в столь представительном собрании выделяются признанные шедевры. Остановимся на них подробней.

Главным украшением Лувра бесспорно является знаменитая «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи, купленная у автора Франциском I, которую считают самой знаменитой картиной в мире. Зал, в котором выставлено полотно, всегда забит посетителями. После похищения в 1911 году картина защищена бронированным стеклом. В музее выставлены шедевры живописи эпохи Возрождения кисти Рафаэля, Тициана, Корреджо и других прославленных мастеров. Среди более поздних работ выделяются знаменитая «Кружевница» Яна Вермеера, а также «Коронация императора Наполеона» и «Свобода, ведущая народ» Жака-Луи Давида.

Самым известным произведением искусства античности, представленным в Лувре, является «Венера Милосская», которая в мире скульптуры занимает то же место, что и «Мона Лиза» в мире живописи. Статуя создана в эпоху эллинизма Агесандром из Антиохии и считается античным эталоном красоты. К той же эпохе относится другое знаменитое изваяние, «Ника Самофракийская», автор которой неизвестен. Скульптуру собирали буквально по частям, ряд фрагментов хранится в Лувре. Так, например, кисть руки богини выставлена отдельно в стеклянной витрине.

Двумя другими украшениями коллекции скульптур являются статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Микеланджело, которые по выразительности и мастерству исполнения не уступают прославленному «Давиду». Здесь же выставлена знаменитая скульптурная группа «Амур и Психея» Антонио Кановы, воплощение чувственности в мраморе.

Жемчужина древнеегипетской коллекции Лувра – статуя сидящего Рамзеса II, одного из величайших фараонов Египта. Здесь же выставлена скульптура, изображающая сидящего писца, фотографию которой можно встретить в любой хрестоматии по истории древнего Египта.

В секторе Древнего Востока хранится экспонат, представляющий огромный интерес для любителей истории. Это Стела Хаммурапи, вавилонского царя XVIII в. до н. э., высеченная из диорита. На камне изображён сам Хаммурапи, стоящий перед богом Шамашем, который вручает царю свиток. Ниже помещён клинописный текст 282 статей кодекса законов, полученных царём от бога. Это древнейший из дошедших до нас законодательных сборников.

Сегодняшний день музея

Фонды Лувра постоянно пополняются и в наши дни. При музее действует «Общество друзей Лувра», которое с помощью благотворительных организаций, различных фондов и множества энтузиастов по всему миру разыскивает экспонаты, достойные лучшего музея мира. Так, недавно собрание Лувра пополнилось рядом археологических находок, среди которых шлем Карла VI, восстановленный из осколков.

Из-за переполненности Лувра было решено вывести часть его экспонатов в филиалы. В настоящее время действуют два таких филиала – в Абу-Даби с 2009 года и в Лансе с 2012-го. Музей Ланса выставляет, в основном, экспонаты Лувра, филиал в Эмиратах ведёт вполне самостоятельную жизнь, пополняя фонды своими силами.

Беспрерывно улучшается инфраструктура Лувра, его техническое оснащение идёт в ногу с эпохой. В центре внимания всегда посетитель. Проводится работа по реорганизации посещения музея, оптимизации экскурсионных маршрутов, частичной перепланировке залов в соответствии с требованиями времени. В 1981 году, при последней перестройке, число посетителей составило около 3 млн., сейчас же их количество возросло более чем втрое. Работы по модернизации музея ведутся полным ходом, завершить их планируется в 2017 году.

Лувр находится в постоянном поиске путей совершенствования, как, впрочем, было на протяжении всей его истории. Именно благодаря этому Лувр остаётся образцом для всех музеев мира.

Лувр

Лувр - это самый посещаемый музей мирового искусства. Один из самых больших музеев мира с самой ценной коллекцией произведений. Музей расположен в историческом центре Парижа, в бывшей резиденции королей Франции - дворец Лувр (фр. palais du Louvre). После французской революции, дворец был открыт для посещений (10 августа 1793 г.), фактически став музеем. В Лувре собраны экспонаты различных эпох со всего мира, которые сформированы по отдельным тематическим коллекциям: цивилизации древнего востока, древний Египет, античность (древняя Греция, Этрурия, Рим), скульптура, изобразительное искуство и живопись , графическое искусство, прикладное искусство, искусство исламского востока (создан в 2003 г.).

Изобразительное искусство представлено в Лувре одной из ценнейших коллекций (более 6000 картин). Они сформированы по периодам от Средневековья до середины 19 века. В коллекции картин Лувра находятся только произведения, созданные до 1848 года. Пополнение коллекции новыми произведениями так же ограничены этой датой. Это формат музея. Художественные произведения, созданные после 1848 года, были переданы в Музей Орсе (расположен на противоположном берегу Сены, напротив Лувра) в 1986 году. Экспозиция Орсе была создана из
собраний европейской живописи с 1849 по 1910 годы. А все произведения современного искусства (после 1910 года) переданы в Французский Государственный музей современного искусства (Жоржа Помпиду).

с 1985 по 1989 годы в Лувре проводится реорганизация и реконструкция, в результате которой во дворе Лувра построена Стеклянная пирамида (служит главным входом в музей). Строительство пирамиды подвергалось резкой критике и вызвало множество споров. Но в настоящее время, пирамида Лувра уже стала одним из символов Парижа.

Официальный сайт Лувра

Постоянные штурмы Лувра требовали продолжения бесконечной реставрации дворца. К концу 1880-х годов Лувр составляет единый дворцовый комплекс. Остатки дворца Тюильри разобраны (сейчас это такое необычно пустое место с лужайкой) и Лувр приобретает окончательный вид, который мы можем видеть в наши дни (плюс небольшой креативный бонус от неугомонных потомков в виде стеклянной пирамидки).

Наверное, нет в мире человека, который не знает что такое Лувр в Париже. Величественный средневековый дворец, бывшая резиденция французских монархов и самый посещаемый Эмоции, полученные от созерцания представленных здесь мировых шедевров, такие яркие и незабываемые, что не оставят равнодушным даже весьма далекого от искусства человека. Музей непременно нужно посетить всем, кто планирует побывать в Париже.

Лувр по праву зовется одной из главных мировых архитектурных знаменитостей. Его красота многогранна и разнообразна. В замысловатых узорах из камня, дерева и стекла замерло дыхание столетий, оставили свой след десятки мастеров, трудившихся над созданием шедевра. Стены Лувра слышали миллион секретов, стали свидетелями значимых исторических событий, а половицы ощущали тяжесть шагов многих великих людей. Атмосфера загадочного здания неповторима и незабываема!

История Лувра

В Париже, да и во всей Европе, не найти второго дворца, обладающего гармонией и элегантностью, присущей Лувру. Его непревзойденная красота создавалась на протяжении нескольких столетий. Старый Лувр начал строиться в XII веке, а самая древняя из сохранившихся до наших дней часть дворца была возведена в 1546, полное же окончание строительства датируется 1857 годом. За этот период Франция видела 13 королей, 2 императоров и 2 республики. Несмотря на столь долгий период возведения, многократную смену эпох и сочетание разнообразных стилей постройки, сегодня мы наблюдаем слаженный архитектурный ансамбль.

Начало строительства положил король Филипп Август. По его приказу была построена оборонительная башня на западной границе Парижа. Место ее расположения называли Лупара, оттуда и пошло имя замка Лувр.

В начале своего существования башня выполняла функции Позже в ней начали хранить казну, затем она служила тюрьмой и арсеналом. Резиденцией французских монархов в Париже Лувр стал во времена правления Карла V. Именно он поручил архитектору Реймону дю Тамплю реконструкцию существующей постройки. Благодаря стараниям этого мастера, дворец приобрел королевское величие и стал комфортным для проживания. Были возведены новые корпуса с просторными залами. Во внутренние помещения свет проникал через огромные застекленные окна, стены украшали фрески и деревянные резные элементы. Главным украшением обновленного Лувра стала огромная торжественная лестница «Большой винт».

Строительство продолжается

Роскошный дворец несколько раз обновлялся и перестраивался в период эпохи Возрождения. Над его обустройством трудились десятки архитекторов, стремясь довести ансамбль до совершенства. В это время была построена галерея, соединяющая Лувр с

Новый виток в развитии Лувр получил при Генрихе IV. Монарх был настолько увлечен искусством, что позвал в свою резиденцию художников, предоставив им для творчества просторные, светлые мастерские. Так, местом рождения многих шедевров французской живописи стал дворец Лувр в Париже.

В период правления Людовика XIV дворец переживал времена упадка и практически полностью утратил свой статус королевской резиденции. Монарх поселился в Версале, а в Лувре остались проживать лишь скульпторы, живописцы и архитекторы. В это время даже появились планы по сносу дворца. К счастью, они так и не были осуществлены.

Французская революция внесла свои коррективы в жизнь дворца. С начала периода правления Наполеона III он перестал быть местом жительства правящей династии и приобрел статус Центрального музея искусств.

В это же время завершается строительство главной части дворца - возводится крыло Ришелье.

Первые экспонаты

Первыми экспонатами музея стали полотна итальянских мастеров, полученные из королевских коллекций. Часть из них была собрана еще Франциском I. В числе этих картин находилось полотно, по сей день привлекающее миллионы посетителей в музей Лувр в Париже - «Мона Лиза».

Самым крупным приобретением на момент открытия музея считаются 200 полотен банкира Эверара Жабаха из коллекции Людовика XIV.

Во времена революционной Франции собрание музея активно пополнялось за счет конфискованных у аристократов ценностей. Большой приток экспонатов был в период правления Наполеона Бонапарта. Музей получил множество археологических находок и военных трофеев, прибывших из Египта и Ближнего Востока.

Чем привлекает дворец сегодня?

Современный в Париже - прежде всего музей. Здесь представлены более 350 тысяч выдающихся произведений искусства. Впечатляющее количество, не правда ли? Для того чтобы задержаться перед каждым из них хотя бы на пару секунд, понадобится более 20 дней.

Лувр — третий по площади художественный музей в мире. Территория выставочных залов составляет 60 000 м 2 . Вся экспозиция расположена на четырех этажах в трех крыльях здания: вдоль улицы Риволи располагается крыло "Ришелье", крыло "Денон" тянется вдоль Сены, квадратный двор окружает крыло "Сюлли".

В Париже к Лувру относятся очень трепетно. Каждый француз гордится им. Дворец окружен общенациональной заботой, и любое изменение в его жизни активно обсуждается в обществе.

Сомнительный архитектурный элемент

Самой неожиданной для посетителя постройкой на территории комплекса считается пирамида Лувра. В Париже, да и во всей Франции, уже третье десятилетие не утихают споры о ее актуальности и целесообразности. Многие не одобряли стеклянное сооружение в стиле модерн во дворе классического дворцового комплекса. Выбор подобного проекта стал шоком для большинства французов. Общественность успокоилась только после того, как пирамида приобрела огромную популярность среди туристов и стала приносить городу ощутимый доход.

Зачем понадобилась пирамида?

Начало 80-х годов ХХ века - это период активной застройки и обновлений в Париже. Лувр не стал исключением. Был объявлен конкурс на проект перестройки, и ко всеобщему удивлению выиграл его архитектор Йо Минг Пей со своим стеклянным сооружением.

По замыслу создателя пирамида призвана служить главным входом в здание, так как она значительно увеличивает пропускную способность. К тому же через нее поступает естественное освещение в большой холл, а под «куполом» располагается торгово-ресторанная зона.

Постройка не только помогает справиться с большим скоплением народа на входе, из нее можно быстро попасть в любой зал экспозиции. Пирамида очень быстро стала одним из символов Парижа наряду с Эйфелевой башней и Собором Парижской Богоматери.

Главные места в Лувре

Ну вот, вы прошли пирамиду и задумались над вопросом о том, в каком направлении двигаться дальше.

Экспозиция настолько велика, что осмотреть ее целиком получится не у каждого. Заблудиться внутри огромного дворца очень просто. Рекомендуется заранее ознакомиться с планом музея, разработать и проложить маршрут. Выбрать места для первоочередного посещения достаточно сложно, ведь все представленные экспонаты лучшие из лучших!

Перечислим те залы, которые точно нельзя пропустить:

    Средневековый Лувр.

    Египетские залы — огромные, окутанные завесой времен. Таких уникальных образцов вы не увидите больше нигде.

    Греческие скульптуры — вечное дыхание классики.

    Итальянская живопись — от эпохи раннего возражения и до Тициана и Рафаэля.

    Голландская живопись — шедевры Вермеера с уникальными оптическими эффектами нужно увидеть собственными глазами.

    Апартаменты Наполеона III с полной коллекцией мебели той эпохи.

    И, конечно же, портрет Джоконды - если вы скажете, что посетили в Париже Лувр и не увидели улыбку Мона Лизы, вас не поймут.

Цены на вход

Как и в любом другом музее, перед началом осмотра экспозиции нужно купить входной билет. Установленная цена достаточно демократична: всего 12 евро для взрослого посетителя и 15 евро за двойной билет. Если вспомнить, сколько выдающихся произведений можно увидеть в сердце музея, сумма покажется совсем незначительной.

Что же касается детей и молодежи, то туристам, не достигшим 18 лет, вход свободен.

Особые льготы касаются молодых жителей Евросоюза. Бесплатный вход в музей им разрешен до 26 лет.

Как сэкономить при посещении?

Каждое первое воскресенье месяца музей Лувр в Париже открывает двери для своих посетителей совершенно бесплатно. Большинство скажет, что это здорово, нужно запланировать поход в Лувр на этот день! Однако не стоит торопиться. Музей и так бьет все рекорды по посещаемости. Перед входом в любое время можно увидеть немаленькую очередь, а самые популярные экспонаты рассмотреть удастся только издалека. Несложно представить, сколько посетителей собирает музей в дни бесплатных посещений. Такое скопление народа может полностью испортить впечатление от просмотра экспозиции.

Существует еще один удачный вариант экономии. Периодически музей предоставляет существенную скидку. Все запланированные акции указаны на официальном сайте.

Как попасть в Лувр без очереди?

Большая очередь перед входом в музей мало кого обрадует. Покупка билетов может отнять достаточно много времени, а для туриста, приехавшего издалека, каждая минута на счету.

Как долго придется стоять перед входом, зависит в первую очередь от времени года. Например, летом (в сезон) можно потратить на это несколько часов. Безусловно, большую роль играют случайное стечение обстоятельств и простое везение.

Вот несколько советов, которые помогут посетить музей Лувр в Париже, не потратив лишнего времени:

    Для посещения Лувра лучше выбирать утренние часы - очередь будет меньше, останется больше времени для осмотра экспозиции.

    Начиная с трех часов дня желающих войти внутрь становится значительно меньше.

    Главный вход в музей организован через стеклянную пирамиду во дворе, большое скопление туристов наблюдается именно там. Но он не единственный доступен посетителям. В Лувр можно войти со стороны улицы Риволи и со станции метро Musée du Louvre напрямую.

    В пространство под куполом можно попасть по переходу, ведущему из сада Тюильри. Вход незаметен, большого столпотворения там не бывает.

Где находится Лувр

В Париже каждый прохожий сможет подсказать адрес знаменитого музея и самый удобный вариант проезда. Но лучше ознакомиться с его расположением заранее, чтобы не терять драгоценное время, особенно если уровень вашего французского далек от совершенства. Итак, как же попасть в Лувр в Париже?

Адрес дворца - Musée du Louvre, 75058 Paris. Расположен он в первом округе Парижа. Туда можно доехать на метро по 1-ой или 7-ой ветке до станции Palais-Royal/musée du Louvre (кстати, прямо из метрополитена можно попасть в залы Лувра).

Можно воспользоваться городским автобусом, маршрутами 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95. А неисправимым романтикам по душе придется -остановка набережная François Mitterrand.

Время работы

Чтобы грамотно спланировать посещение, нужно знать часы работы музея. Лувр открывает свои двери в 9 часов утра ежедневно, кроме вторника (в этот день музей закрыт). Рабочий день завершается в 18 часов вечера в понедельник, четверг, субботу и воскресенье. А в среду и пятницу он продлен до 21-45 (для удобства послеобеденных посетителей).

Жить в Лувре

Побывать в Лувре - здорово, а жить в Лувре - великолепно. Для тех, кто хранит в своем сердце любовь к величественному королевскому дворцу, стоит обратить внимание на отель «Лувр» в Париже. Он находится в самом центре города, в старинном здании, построенном в османском стиле. Из окон просторных номеров открывается дивный вид на великолепный фасад здания музея Лувр, Оперу Гарнье и знаменитую Комеди Франсэз. Все внутренние помещения оформлены в классическом французском стиле. На первом этаже расположен ресторан Brasserie du Louvre, знаменитый изумительной кухней и истинно парижской атмосферой.

Жить в отеле очень удобно. Всего в нескольких шагах находятся все главные достопримечательности столицы: площадь Согласия, квартал Маре, Собор Парижской Богоматери.

Конечно, где остановиться - каждый выбирает сам, но, возможно, именно в этом отеле вам приснится вещий сон, как Карлу или Наполеону много веков назад...