Давид — самый узнаваемый силуэт. Статуя Давида Микеланджело: история, особенности, как посмотреть Каким приемом пользовался микеланджело при создании давида

Искусство Италии 16-го века
Скульптура Микеланджело «Давид». Высота скульптуры 547 см, мрамор. В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Здесь он смело берется за исполнение колоссальной статуи Давида из огромного блока мрамора, над которым уже в свое время работал один неудачливый скульптор и, как всеми считалось, безнадежно его испортил. Несмотря на необычный масштаб скульптуры и трудности, возникшие из-за формы каменного блока, Микеланджело блестяще справился с задачей. Выработка условий заказа на эту статую и обсуждение вопросов ее установки осуществлялись при участии должностных лиц Флорентийской республики, представителей цехов и выдающихся художников, а открытие монумента в 1504 году превратилось в народное торжество. Данный факт свидетельствует о том, что уже современники отдавали себе отчет в большом общественном значении этого произведения, – недаром архитектор Джулиано да Сангалло прямо назвал статую Давида общественным памятником.

Достаточно вспомнить прославленные статуи юного Давида работы Донателло и Верроккьо, чтобы убедиться, как далеко ушла от скульптуры 15 века монументальная пластика Высокого Возрождения. В отличие от своих предшественников Микеланджело изобразил Давида перед совершением подвига. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу. Гигантские размеры статуи, невиданное еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. Образ победителя Голиафа приобретает более широкий смысл – это олицетворение безграничной мощи свободного человека; юношеская отвага Давида перерастает в несокрушимую уверенность в способности человека преодолеть любые преграды.

В скульптуре «Давид» у Микеланджело впервые появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilita. Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. Художественный язык скульптуры «Давид» отличается ясностью и простотой: выразительный силуэт, четкий контур, ясные членения, отсутствие противоречивых элементов в трактовке движения и в скульптурной моделировке – все служит максимально отчетливому выражению основы образа – концентрированной целеустремленной воли.

У каждого города, претендующего на звание культурной столицы в какой-либо номинации, есть свой всемирно узнаваемый символ. У Парижа – Эйфелева башня, у Нью-Йорка – статуя Свободы, у Санкт-Петербурга – Медный всадник. У «столицы» Итальянского Возрождения таким символом стала статуя Давида Микеланджело. Впрочем, Статуя прекрасно известна и сама по себе, без привязки к городу, эпохе, стране и даже скульптору. Как и почему она вдруг обрела такую популярность, а также о том, как увидеть Давида, будучи во Флоренции, BlogoItaliano и расскажет в этой статье.

Брошенный «Гигант»

В первой половине XV в. едва ли не все культурные и финансовые силы Флоренции были брошены на завершение строительства и создание интерьеров . Генеральным «спонсором» и заказчиком внутреннего убранства грандиозного храма была гильдия торговцев шерстью (Arte della Lana).

Учитывая, что именно «продвинутые» флорентийские методы отделки шерсти стали базой для неимоверного богатства города, нетрудно догадаться, что над собором работали лучшие мастера того времени, которых только можно было найти за деньги.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

По окончании основных работ по строительству и созданию интерьеров храма в гильдии решили, что несравненная красота собора станет еще неотразимей, если украсить его 12-ю огромными скульптурами ветхозаветных пророков.

Однако этот скульптурный ансамбль так и остался в планах. Как осталась под открытым небом во дворе собора и огромная глыба каррарского мрамора, прозванная горожанами «Гигантом» и изначально предназначенная для статуи Давида.

С 1464 по 1501 гг. неоднократно предпринимались попытки создания статуи, и каждый раз безуспешно. В мышлении скульпторов еще не произошел ренессансный поворот, и подражание античным образцам еще не стало «трендом» эпохи.

Объединить реализм изображения фигуры Давида с античными традициями (и учтя при этом эскизы и работу предшественников, из-за чего мраморная глыба стала почти «неликвидом») удалось только Микеланджело.

Флорентийская каторга мастера

16 августа 1501 года Микеланджело подписал контракт стоимостью 200 флоринов со старшинами собора: статуя Давида во Флоренции должна была появиться через 2 года.

Чтобы скрыть процесс создания статуи от взглядов любопытствующих – и особенно от Леонардо, который довольно ревниво относился к успехам 26-летнего скульптора, пусть уже и создавшего изумительную Пьету – Микеланджело обнес место работы высоким забором.

Глыба имела массу повреждений, и разметка статуи должна была быть максимально точной: что-либо переделать было бы невозможно. Именно поэтому работа началась с создания левой руки Давида, согнутой в локте – сделать по-другому не позволила бы большая выбоина в глыбе.

Стоя на высоких шатких лесах, Микеланджело пришлось изрядно потрудиться над теми частями глыбы, к которым нельзя было прикасаться резцом, чтобы не нарушить пропорции будущего Давида. Эти части можно было обработать только полировкой.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось

Он трудился над Давидом в одиночку, без подмастерьев, и днем и ночью, и под палящими лучами летнего солнца, и в пронизывающий до костей зимний холод (работа шла под открытым небом).

Инструменты Микеланджело выковывал себе сам, но резцы быстро затуплялись от интенсивной работы – и он снова раздувал кузнечный горн. Это был каторжный труд, но и своеобразный экзамен для молодого мастера. Что там – Микеланджело было важно, чтобы его признала Флоренция!

Работа заняла 2 года, как и было указано в контракте. Но еще в течение 4-х месяцев Микеланджело полировал статую, придавая ей завершенный и совершенный вид.

По одной из легенд, закончив работу, он водрузил на голову Давида лавровый венок из начищенной меди. Это было не просто украшение – таким образом, Микеланджело подчеркнул духовную связь своей статуи с античными традициями скульптуры, согласно которым лавровый венок, позолота и даже разукрашивание статуй было в порядке вещей.

Совершенная красота на службе у республики

25 января 1504 года у Собора Санта-Мария-дель-Фьоре собрались лучшие из лучших мастеров Флоренции: художники Леонардо, Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи, архитекторы Антонио и Джулиано Сангалло, скульпторы Андреа делла Роббиа и Андреа Сансовино.

Им предстояло принять важное решение: достойно ли справился Микеланджело со своей задачей – создать чуть ли не из бросовой глыбы мрамора более-менее приличную статую прославленного иудейского царя.

Давид Микеланджело - символ победы разума над силой

Давид сразил всех. Не было больше места ни ревности, ни соперничеству – статуя была превосходна. Обычно произведение искусства требует времени для его осмысления и признания. Но впечатление, которое произвела статуя Давида во Флоренции, едва разобрали окружавший ее забор, было подобно удару молнии.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось. Полвека спустя Вазари писал, что, когда видишь эту статую, бессмысленно искать что-то более совершенное – как в прошлом, так и в современности.

Незамедлительно Синьория приняла решение о том, что Давид Микеланджело , как символ победы разума над силой, должен стать и символом обновленной Флорентийской республики, избавившейся от тирании Медичи (как показало время, ненадолго).

Установить Давида решили на площади Синьории, перед главным входом в , вместо «Юдифи» Донателло, бывшей символом флорентийской свободы до момента появления шедевра Микеланджело. Перевозка статуи от собора до площади производилась с величайшей осторожностью и заняла 4 дня – 14-18 мая 1504 года.

500 лет истории Давида

В 1527 году, во время восстания во Флоренции, в результате которого Медичи в очередной раз вернулись к власти, защитники республики, укрывшись в , оборонялись от нападавших всем, что попадется под руку.

Одна из тяжелых лавок, пущенная из окна, угодила в статую Давида. Результат был плачевен: левая рука гиганта была разбита вдребезги. Собрать осколки удалось только спустя 3 дня, и собрал их тогда еще совсем юный Вазари вместе с другом, будущим известным художником Чеккино Сальвиати.

Но восстановить статую Вазари удалось только через 16 лет, в 1543 году, по распоряжению Козимо I Медичи, пожелавшего задобрить свободолюбивых флорентийцев милосердным жестом по отношению к символу ненавистной республики.

У входа в Палаццо Веккьо установлена отличная копия Давида

Дожди, зной, пыль веками изнуряли статую. В XIX веке было проведено 2 крайне неудачных реставрации: в результате первой статуя Давида Микеланджело была покрыта воском, во время второй – воск смыли вместе со старинной патиной, защищавшей мрамор от разрушения.

В 1873 году власти города приняли решение о ее переносе в , несколько позже пристроив для нее и других шедевров Микеланджело специальное крыло – круглую Трибуну.

Вместо оригинала у входа в Палаццо Веккьо установили отличную копию. Во время Второй мировой войны из-за опасения, что во время бомбежек Флоренция утратит свой символ, над статуей надстроили дополнительный саркофаг. После войны он был разобран, и доступ к Давиду снова был открыт.

Как и где увидеть статую Давида

Статуя Давида Микеланджело по-прежнему находится в , в самом центре Трибуны. Доступ к статуе свободный, несмотря на то, что в 1991 г. некто Пьеро Канната нанес по ней два удара молотком, отбив средний палец левой ноги Давида. Но теперь предприняты беспрецедентные меры безопасности, и статуе, так же как и посетителям Галереи, ничто и никто не угрожает.

Галерея Академии открыта ежедневно – со вторника по воскресенье – с 8:15 до 18:50. По понедельникам, а также 1 января, 1 мая и 25 декабря Галерея закрыта.

Билеты можно приобрести на месте, но нередко, и особенно в сезон школьных экскурсий, очередь в кассу может отнять от 1-го до 3-х драгоценных часов.

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и папского Рима. Давид должен был стать символом патриотизма и защиты Флоренци и .

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.


Работа над копией статуи, 1928

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения , собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками. 26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело , хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.

Пышной и неожиданной стала яркая эпоха Возрождения после серого Средневековья. Аскетические сюжеты сменились бурными мифами. Смелыми героями увлекаются все. Не стал исключением и Микеланджело Буонарроти. «Давид» в его исполнении - шедевр скульптуры.

Амбициозный талант

Гений Ренессанса родился в обедневшей дворянской семье. Из-за нехватки средств мальчика отдали на воспитание няне, семья которой имела дело с лепкой и резьбой по камню. Позже творец признавался, что детство, проведенное за таким занятием, повлияло на выбор профессии. Отец юноши был против такого будущего, но впоследствии смирился и отослал сына учиться к мастерам.

Популярность к парню пришла молниеносно. Его работы оценили, поступали серьезные заказы. В возрасте 24 лет Буонарроти создает пьету «Оплакивание Христа», где искренне изображает горе Марии над телом мертвого Иисуса. Эта робота закрепила его имя в мире скульптуры.

Слава о мастере дошла до гильдии торговцев Флоренции, у которых уже давно был материал для того, чтобы восстала статуя Давида. Микеланджело был молодой и энергичный. Получив заказ, он с удовольствием принялся за работу.

Рождение героя

Сначала скульптура носила исключительно религиозный характер. Ветхозаветный царь должен был стать одной из двенадцати фигур, украшающих храм Санта-Мария-дель-Фьоре. Но политические события изменили сии намерения. Власть тиранов Медичи была временно свергнута. Поэтому было решено, что это произведение станет символом борьбы и победы. Именно такую ​​идею захотел воплотить автор. «Давид» Микеланджело сделан из монолитной глыбы мрамора, которую привезли из города Каррара. Но Буонарроти был не первым, кто работал над этим куском. В 1460 году материал обтесал Агостино ди Дуччо. Далее должен был работать Донателло, но его смерть отодвинула план сдачи.

Следующие мастера по определенным причинам не смогли воплотить в реальность замысел заказчиков. Мрамор пролежал во дворе храма несколько лет. Незащищенный от климатического воздействия, он начал портиться и разрушаться. Только в 1501 году проект решили закончить. Так, в руках 26-летнего мастера оказалась глыба, из которой должна была родиться скульптура Давида. Микеланджело начал работу 13 сентября того же года.

История фигуры

Основой стал библейский миф о мужестве и справедливости. Статуя изображает юношу, который готовится к важной битве. История рассказывает, что филистимляне - войско неверующих - нападали на израильское царство. Во вражеской армии был великан, которого звали Голиаф. Хорошо вооруженный и непобедимый, он одним видом наводил страх. Против силача вышел будущий царь Давид. Юноша отказался от доспехов и тяжелого меча. Вооружен же был он пращей, с помощью которой можно было метать камни. Тот, кто выстоит в поединке, принесет полную победу стране.

Размышления перед схваткой отражает статуя Давида. Микеланджело воссоздал эмоциональное состояние юноши. Царь прицеливается, обдумывает сложившуюся ситуацию. Его взгляд сосредоточен, губы сжаты, лоб сморщен. Тело в заметном напряжении. Руки в венах, по которым, кажется, действительно течет горячая кровь. На идеальном теле выступают мускулы. В правой ладони герой сжал камень, праща переброшена через левое плечо.

Уход от правил

Буонарроти - не просто гений своего времени, а настоящий новатор. Его работы выделялись на фоне остальных. Например, ранее изображали финал битвы израильского царя и великана Голиафа. Побежденный враг лежал в ногах юноши. Давид гордо стоял над телом поверженного. Но этот мастер решил, что сцена, которая показывает переживания перед боем, будет эмоциональнее, и не ошибся. Стоит отметить, что Давид Микеланджело абсолютно голый, хотя ни один из источников не сообщал о наготе героя. Обычно юноша был просто без лат. Также в мифе рассказывается, что парень носил сумку, из которой достал камень. Ладони же нашего Давида пусты.

Поза левой руки была вынужденная. Согнута она так потому что мрамор был предварительно обит именно в такой форме, поэтому другого выхода, нежели изобразить героя с изогнутым локтем, не было.

Неточности анатомии

Особое внимание уделяется движению. Кажется, что Давид Микеланджело вот-вот начнет действовать, атаковать врага. Поднятая левая пятка делает скульптуру динамичной. Возникает ощущение, что напряженные руки мнут камень. Пристально следит герой за невидимым нам противником.

Публика сразу влюбилась в юношу. Но хватало и отрицательных отзывов в адрес мастера. Известно, что автор долго изучал анатомию. Его познания в этой области были безграничны. И все же многие критики отметили, что на спине рыцаря не хватает одной мышцы. Удивляла и непропорционально большая голова и огромные руки. Но здесь стоит отметить, что скульптура Давида Микеланджело изначально была предназначена для ниши в соборе, располагавшейся на высоте. Тогда публика смотрела бы на статую снизу вверх, и дефект создавал бы эффект реалистичности. Прежде всего автор добивался художественной эстетичности.

Шрамы Давида

В свое время это была самая большая статуя в мире. Ее высота составляет 5,17 метра. Вес достигает 6 тонн. Много сил пришлось приложить, чтобы перевезти ее на место назначения. Несколько завистников во время транспортировки бросали камни в фигуру, за что их посадили в тюрьму.

Но позже работа пострадала от вандалов. В ходе беспорядков 1527 года из окон Палаццо Веккьо молодежь, которая заняла помещение, сбрасывала на солдат мебель. Так, Давид Микеланджело получил ранение в руку. Одна из скамеек отбила запястье. На следующий день Джорджо Вазари собрал все части и приклеил обратно. Идеально приложить куски не удалось, остались заметные линии в двух местах.

В 1991 году один варвар молотком отбил несколько кусков мрамора с пальцев левой ноги. Вандала схватили. Нанесли непоправимый вред скульптуре и погодные условия. Злую шутку сыграла и неумелая реставрация.

Есть версии, что созданный Микеланджело Давид в большей степени итальянец, а не израильтянин, поскольку юноша не обрезан. Это послужило причиной тому, что Иерусалим отказался от копии статуи, которую дарили флорентийцы.

Невзирая ни на какие перипетии судьбы, настоящим произведением искусства является работа Микеланджело («Давид»). Описание статуи - это короткая история эпохи Возрождения.

Пятиметровая статуя юноши, древнеизраильского царя Давида, поражает зрителей даже сегодня, когда мир привык к гигантским сооружениям. Однако броский взгляд не в состоянии оценить подлинного мастерства художника. Скульптор, обтёсывающий глыбу мрамора такого размера и превращающий её в пропорции идеального человеческого тела, непременно должен обладать превосходной зрительной памятью: ведь в каждый момент времени у него перед глазами находится только небольшая часть всей фигуры.

Надо сказать, что художнику требовалось изобразить фигуру Давида как бы в движении, использовав классическую динамическую позу – контрапост. При этом для усиления художественного эффекта Микеланджело прибегнул к искажению реальных пропорций тела, даже устранил «лишние» мышцы. То, что Микеланджело создавал практически в одиночку, сегодня исследуют учёные, использующие технику и компьютерное моделирование. Понятно, что «Давид» Микеланджело вполне заслуженно занесён в число наиболее значительных творений человеческого гения.

Об этой фигуре ещё при жизни великого мастера ходило множество легенд и анекдотов. Многие из них приведены в его биографии, написанной Вазари. Например, рассказывали, что главе Флорентийской республики не понравился нос «Давида», мол, слишком длинный, и он попросил Микеланджело его укоротить; скульптор притворился, что укорачивает нос, хотя на самом деле ничего не сделал; но глава республики на сей раз сказал: «Вот теперь нормально!». Всё это, разумеется, легенда.

Другая такая же легенда повествует, что гигантская мраморная глыба, над которой работал предыдущий скульптор, после его смерти стала считаться испорченной и готовилась к выбросу; Микеланджело якобы выкупил её за бесценок, а затем удивил мир готовой скульптурой. Но этот рассказ хотя бы частично отвечает действительности: начатая задолго до Микеланджело статуя, прозванная Гигантом, на самом деле долгое время стояла без дела – взявшиеся за неё мастера умерли.

Главным из них был Дуччо – ученик Донателло; также сам Донателло должен был принимать участие в создании «Давида». Как бы то ни было, великие флорентийцы прошлого не смогли закончить своё творение, оставив кучу мрамора мокнуть под дождём на площади возле собора. Но затем власти города пожелали продолжить работу над статуей, для чего перед этим пригласили целую группу экспертов. Среди этих экспертов был и Леонардо. Все они признали глыбу годной для работы. Создание произведения поручили Микеланджело, который уже стал набирать известность в республике.

Сам Микеланджело говорил, что буквально воюет со своей статуей: «Давид», мол, вооружён пращой, а я, Микеланджело, луком. Всё дело в имени скульптора, которое в переводе означает «архангел Михаил». Но было в этой работе и соперничество с легендарным израильским царём: Давид с помощью пращи победил Голиафа, а архангел Михаил с луком воевал с самим сатаной. Возможно, Микеланджело ощущал, что они оба – он и его герой, каждый со своей стороны, сражаются против сил зла.

В современную эпоху, начиная с XIX века, «Давид», как и многие другие шедевры эпохи Возрождения, стал объектом китча и коммерческой культуры: создаются многочисленные «копии» и «вариации» шедевра Микеланджело, фото-, живописные и графические произведения, эксплуатирующие творение великого мастера.

Религиозная или гражданская скульптура?

Гражданский посыл скульптуры «Давид» флорентийцы оценили практически сразу. Поэтому лишь немногие настаивали на том, чтобы статуя оставалась возле собора: большинство людей согласились, чтобы она была перенесена в здание, где заседал правительственный совет.

Фигура Давида уже давно стала ассоциироваться у флорентийцев с независимостью и мощью их республики. До Микеланджело скульптурное изображение этого юноши создавали другие великие флорентийские мастера.

  • Одно из них – скульптура Верроккьо «Давид», для которой, по преданию, позировал сам Леонардо. Это бронзовая статуя, на лице которой играет своеобразная полуулыбка, которую впоследствии так полюбит сам Леонардо.
  • Другая статуя принадлежит Донателло. Она уже мраморная. В ней Донателло, работавший как бы в двух стилях – «реалистическом» и «классическом», пришёл к определённому компромиссу, создав произведение достаточно возвышенное и вместе с тем оригинальное, не копирующее античные статуи.

Все предшественники Микеланджело изображали Давида торжествующим после сражения. Микеланджело же принёс новый иконографический облик юноши, изобразив его готовящимся к битве. Выражение лица его достаточно спокойное, но мышцы напряжены. Давид – образец обнажённого мужского тела, излучающего силу и мощь; только худощавость и непропорционально большие руки говорят зрителю, что перед нами всего лишь юноша.

В ХХ веке власти Иерусалима отказались принять копию статуи от флорентийцев, так как в произведении Микеланджело Давид не обрезан, да и вообще – изображён в виде молодого итальянца XVI века.

Если картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти с их преимущественно гражданским посылом и реалистичностью в основном благосклонно принимались высшим светом общества – богатыми горожанами, дворянами и церковными деятелями, то творчество его более позднего тёзки, Микеланджело Караваджо, публика отказывалась принимать, всячески отвергая: говорили, например, что религиозные полотна Караваджо выполнены не по церковным канонам.

Караваджо также стремился к безудержному реализму, однако его реализм не был возвышенным: художник будто обнажал самые неприглядные стороны действительности. Возвышенное у Караваджо довольно «низменно»; так, особое возмущение у публики вызвала картина, на которой евангелист Матфей изображён в облике крестьянина. Кажется, народ устал от игр в реалистичность, либо слишком быстро осознал, что реальность не совсем такова, как в произведениях ренессансных мастеров. Караваджо, творивший в эпоху барокко, отличался от своих современников не только неустанному стремлению к реализму, но и резким противопоставлением света и тени.

Видео: Скульптура. Давид Микеланджело