Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”. Островский, "Бесприданница": анализ и характеристика героев Сравнение с Катериной

Урок-семинар по литературе по теме "Трагедия «горячего сердца»

в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»"

Цель : Выявление причин душевной драмы и трагедии главной героини на основе анализа пьесы.

Задача: Сформировать у учащихся представления об эпохе 70-х годов XIX века, когда в обществе властвовал бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого человека в предмет купли-продажи, в «вещь, а имущего - в одержимого ненасытной жаждой наживы; помочь учащимся увидеть общечеловеческий смысл пьесы.

Предкоммуникативный этап:

2. Задания по группам:

Первая группа: Общая характеристика «сильных мира сего»: Вожеватова и Кнурова.

Вторая группа: Характеристика Карандышева.

Третья группа: Портрет Ларисы Огудаловой.

Четвёртая группа: Характеристика Паратова.

3. Индивидуальное задание:

а) трактовка образа героини различными актрисами, исполняющими роль Ларисы;

б) Инсценирование эпизода последнего разговора Ларисы и Карандышева.

4. Элементы проектирования: Если бы вас попросили нарисовать афишу к пьесе «Бесприданница», что бы вы изобразили на ней и почему.

Оборудование: Фрагменты и аудиозапись романсов «Мохнатый шмель», «Под маской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс»

Ход урока

Учитель: Известный в конце XIX века начале XX века театральный деятель, актёр, режиссер, основоположник МХАТА К.С. Станиславский сказал однажды об А.Н.Островском: «Я не знаю среди русских писателей второго такого страстного борца за права русской женщины, как Островский. Русские женщины у Островского, вернее её горькая доля - это один цельный характер, только поставленный автором то в одни, то в другие обстоятельства жизни».

С этим невозможно не согласиться. Действительно, и Катерина из «Грозы», и Параша из «Горячего сердца», и «Снегурочка», и Аксинья из пьесы «Лес», и Кручинина из «Без вины виноватые», и Негина из драмы «Таланты и поклонники» - всё это во многом родственные натуры, которых сближает стремление к свободе и счастью, всё это героини с поистине горячими сердцами, героини, стремящиеся разорвать свои путы, не желающие смиряться с безнравственными и порочными явлениями в окружающей их действительности, это героини, отличающиеся чистотой помыслов, благородством, искренностью, чувством собственного достоинства, природной одарённостью и обаянием. К числу этих героинь можно по праву отнести и Ларису Огудалову из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни, но принимающую за истинно прекрасное мишурный пустоцвет. Задача нашего урока – выяснить, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии ещё одного «горячего сердца»?

Все нити пьесы сводятся, конечно же, к образу Ларисы Огудаловой, так как именно Лариса является лицом, вокруг которого и концентрируется драматическое действие. Вновь в «Бесприданнице», как и почти во всех пьесах А.Н. Островского, пробным камнем становится любовь. Четыре героя пьесы, так или иначе, надеются снискать благосклонность Ларисы, и по сути каждый из них играет роковую роль в судьбе героини.

Образ героини необыкновенно сложный, противоречивый, споры о Ларисе, о её характере идут и по сей день. Не случайно так долог был путь к Ларисе на театральной сцене: долго не могла найти Лариса истинного сценического воплощения, несмотря на то, что исполнительницами этой роли были талантливые актрисы.

Какой же видели Ларису актрисы?

Сообщение: В исполнении одних актрис она представала как хорошенькая мещаночка, ведущая бесшабашную жизнь в доме матери,

В исполнении других это была львица цыганского пошиба, столкнувшаяся на путях любви с хищником-мужчиной.

Но в 1896 году, спустя 17 лет после первых постановок «Бесприданница» зазвучала по-иному. Популярная и талантливая актриса В.Ф. Комиссаржевская увидела в Ларисе героиню, « страдающую и гибнущую за всех женщин, натуру порывистую, непрестанно ищущую и глубоко трагическую.

Учитель: К вопросу о том, какая интерпретация, на ваш взгляд, наиболее верная мы вернёмся в конце урока. Пьеса «Бесприданница» - одна из самых популярных в репертуаре драматических театров и сегодня, не раз она привлекала внимание и деятелей кино. Замечательный кинорежиссёр Э. Рязанов поставил по пьесе «Бесприданница» фильм «Жестокий романс», объясняя свой замысел так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу же, как печальную песню, как грустный романс». Звучащие в фильме романсы точно вплетаются в сюжет, а самое главное не нарушают замысла самого драматурга А.Н. Островского, напротив, ещё более помогают понять драматичность пьесы и трагичность героини. В них слышны и страстность, и нежность, и горечь, и тревога, и страдание.

В чем же причина того, что пьеса пережила свое время, что притягивает к ней внимание? Ответ на этот вопрос мы найдем в самой пьесе, характере героев, конфликте, определяющем его трагическую развязку и трагедию главной героини.

(Романс «Под лаской плюшевого пледа»

из кинофильма «Жестокий романс».)

Учитель : «Что это было? Чья победа? Кто охотник, кто добыча в том поединке? Так и не знаю: победила ль, побеждена ль?» Эти ключевые слова, как нельзя лучше, подводят нас к разговору о конфликте, ибо без него невозможно развитие какого-либо действия. Говоря о художественных особенностях пьес Островского, мы отмечали, что уже названия многих пьес определяют их связь с содержанием? Пьеса называется «Бесприданница». Нет ли, на ваш взгляд, в названии этой пьесы некоторой предопределенности конфликта, предрасположенности к последующим, драматически развивающимся событиям.

(Ответы учеников)

Учитель: Таким образом, уже название пьесы в какой-то степени определяет конфликт – социальный. Таким образом, А.Н. Островский продолжает и развивает основную тему своих пьес: конфликт между «власть имущими» и бедными, но тема эта раскрывается по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни, когда на смену «тёмному царству» приходит «чистая публика», когда в стране стремительно развиваются капиталистические отношения. Да, беда Ларисы в том, что она бесприданница.

Но только ли это причина трагической судьбы героини, тем более что Лариса могла избежать бедности, прими она предложение Кнурова, и исполнялись бы все «ее желания и капризы, как бы странны и дороги ни были». Наверное, причины трагедии гораздо глубже. Кнуров, Вожеватов, Паратов – потенциальные женихи Ларисы, при определённых обстоятельствах каждый из них мог бы стать мужем Ларисы, но они люди состоятельные, и брак с бесприданницей не в их пользу. Что же может их связывать с Ларисой? Кнуров вообще женат, но ищет благосклонности Ларисы, какие цели они преследуют, кто эти люди, которых так обеспокоило предстоящее замужество Ларисы с Карандышевым? Похожи ли эти герои на «сильных мира сего» из пьесы «Гроза»? Изменился ли их нравственный облик?

Сообщение первой группы: (Характеристика «сильных мира сего»).

Дельцы, предприниматели, миллионщики; это уже не безграмотные, боящиеся всего нового, невежественные люди; они уже не верят рассказам Феклуши об огненном змие, напротив, они образованны, приобщены к культуре; изменились их манеры, соответствуют европейским; это «чистая публика»: по утрам каждое утро они совершают моцион, пьют чай по утрам, читают газеты, их интересует культура, так Вожеватов и Кнуров собираются на выставку в Париж. Осознавая своё преимущество, они позволяют себе разговаривать только с теми, кто им ровня. Они знают цену деньгам (Д. I, явл.2).Кнуров: «Да, с деньгами можно дела делать, можно». Цель их жизни – выгодно продать, выгодно купить. Из-за денег они готовы поставить на карту жизнь человека. Нравственный облик этих людей раскрывается, прежде всего, в их взаимоотношениях с Ларисой. Видя, что Лариса на краю гибели, Кнуров и Вожеватов разыгрывают её в орлянку, говорят о Ларисе как о вещи; Паратов продаёт не только пароход, но и любовь, жертвует своей свободой. Бездушие и расчёт Вожеватова проявляются в тот момент, когда Лариса просит его о помощи: «Вася, помоги, я погибаю, научи, что делать», и слышит: «Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то! Ничего не поделаешь», - потому что дал слово Кнурову, не может его нарушить; Лариса теперь ему не нужна, он потерял к ней всякий интерес.

Учитель: Итак, перед нами идолы общества, безнравственные дельцы, циничные и наглые, хищные и тщеславные, жизненное мерило для них – выгода. С такой меркой они подходят к людям, в том числе и к Ларисе.

Что же влечет их к Ларисе, что нам известно помимо того, что она бесприданница.

Сообщение третьей группы: Лариса резко выделяется на фоне окружающих её людей. Она девушка незаурядная, чистая, любящая жизнь, художественно одарённая. Душа Ларисы вырастает из русских романсов, цыганских песен, стихов Баратынского. Натура её утончённая и поэтическая: она прекрасно поёт, играет на разных инструментах, чувствует красоту природы. Поэтичность её характера подчёркивает и её имя Лариса, в переводе с греческого означающее чайка. Лариса живёт в мире, который она создала для себя – в мире мечты, романтики. Через пелену мечтательности она не замечает в людях пошлых сторон, а видит лишь то, что сама желает. Ларису отличает честность, прямота. Так, Вожеватов замечает Кнурову: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает». (Д. I, явл.2.). Она способна глубоко и страстно любить. Всей душой она полюбила Паратова, «любила чуть не умерла с горя, а когда уезжал, бросилась за ним вдогонку, уж мать со второй станции воротила», - смеясь, рассказывает Вожеватов Кнурову. Лариса доверчива, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Так, Паратов кажется ей замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной?» - восклицает Лариса, рассказав перед этим историю о выстреле Паратова на расстоянии 12 шагов в монету, которую Лариса держала в руках. Из-за своей доверчивости Лариса не смогла разглядеть в Паратове самовлюблённого эгоиста и поэтому до последней минуты верит ему; не поняла, что зачастую за его благородными поступками (бедным давал деньги), его лихостью, бесшабашностью скрывается лишь бравада, желание произвести эффект. Её талантливость, стремление к правде и чистоте высоко поднимает её над миром дельцов, в котором она вращается. Она является исключением в этом мире, где всё продаётся и покупается. Незаурядность Ларисы признают Кнуров и Вожеватов, привыкшие оценивать всё с точки зрения выгоды, они и к Ларисе подходят с этой меркой. Так, Кнуров цинично заявляет: «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». (Д.I, явл.2).

Учитель: Незаурядность, природная одаренность, талантливость Ларисы высоко поднимает ее над окружающими; этих качеств не мог не заметить Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев. Надо отдать им должное: ценить красоту и восхищаться талантом они способны. Но возникает другой вопрос, могут ли они ценить по-настоящему, бескорыстно.

Если нет, то, что же толкает ее к замужеству?

На что надеется Лариса, выходя замуж за Карандышева?

(Ответы учеников: чтение Д.I, явл.4).Лариса надеется, что со временем привыкнет к Карандышеву, найдёт душевное спокойствие, рана, нанесённая Паратовым ещё сильна, и поэтому Лариса уговаривает Карандышева поехать в деревню).

Учитель: Сможет ли Карандышев сделать Ларису счастливой, способен ли он понять её израненную душу. И вообще, повторяя за Кнуровым, ответим на вопрос: «Ну что такое Карандышев?».

Сообщение второй группы : Карандышев – мелкий чиновник, особых достоинств у него нет, Но зато он очень самолюбив. В какой-то степени осознавая свою бедность и невысокое положение в обществе, он из кожи лезет, чтобы показать, что он не хуже других, стареется подстроиться под «чистую публику». Вожеватов: «Квартиру свою вздумал отделывать…» (Д.I, явл.2). Карандышев любит Ларису, но и здесь ему хочется самоутвердиться, хочется показать себя «хозяином жизни». Ему не нравится, что Лариса свободно общается с Вожеватым, Кнуровым, он упрекает её за прежнюю жизнь, ревнует Ларису, чем больно ранит её. Лариса не скрывает, что не любит Карандышева: «Зачем вы постоянно попрекаете меня…». (Д.I, явл.4). Но Карандышев её не понимает, он слишком занят собой. Всеми его поступками движет самолюбие. Желая удовлетворить своё самолюбие, он хочет показать Кнурову и Вожеватову, что Лариса выбрала его, а не кого-то, оценила, предпочла его и приглашает их на обед. Здесь он произносит тост: «Господа, я предлагаю тост за Ларису Дмитриевну…». (Д.I, явл.13).

Учитель: Вот в окружении этих людей оказывается Лариса. Есть ли среди этих людей кто-нибудь, кто понимает Ларису, ее душу. Каково ваше отношение к матери Ларисы?

Учитель : За 30 сребреников продаёт свою дочь Огудалова, как Иуда когда-то предал Иисуса. Итак, положение Ларисы трагично: среди тех людей, которые ее окружают, нет ни одного, кто бы понимал ее, сочувствовал ей. Карандышев для нее лишь соломинка, за которую она пытается зацепиться в этой жизни, чтобы уединиться, найти душевное спокойствие. Подспудно Лариса понимает, что Карандышев не достоин ее, всей душой она любит Паратова. Он для нее идеал. Спустя год Лариса продолжает любить его, «и если б явился Сергей Сергеевич и был свободен, так довольно одного его взгляда…» и Лариса пошла бы за ним на край света.

Фрагмент из к-ма «Жестокий романс». Романс «Мохнатый шмель».

Учитель : Вот так шумно и лихо врывается Паратов в Бряхимов, его встречают выстрелом из пушки; слуги, кучера, цыгане бегут навстречу «блестящему барину». С его появлением действие набирает оборот и неумолимо близится к развязке. - Кто же он - идеал Ларисы и в то же время злой гений? Каковы его жизненные принципы, за что его любит Лариса?

Сообщение четвёртой группы : Паратов – блестящий барин, судовладелец. «С шиком живёт Паратов, - говорит Кнуров.- Уж чего другого, а шику в нем довольно». В Бряхимове его знают как смелого человека, щедрого: рискует пароходом, ради того, чтобы выиграть гонку стреляет в монету, щедро одаривает деньгами слуг. Его смелостью, благородством, как ей кажется, восхищается Лариса. Карандышев справедливо заметил: «Сердца у него нет, оттого он так смел!» (Д I, явл.4) Паратов говорит о себе: «Что такое жаль я не знаю… что угодно». (Д.I, явл.6). Для него в жизни главное - деньги, богатство. Паратов: «Жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться». И от своих принципов Паратов не отказывается.

Учитель: - С какой целью Паратов приезжает в Бряхимов?

Как Паратов воспринимает известие о замужестве Ларисы, и с какой целью он вновь появляется у Огудаловых? Была ли эта встреча попыткой загладить свою вину перед Ларисой?

(Для него это было неожиданностью, и в то же время он испытывал некоторое облегчение оттого, что снимается часть вины с него).

Чтение по ролям Д II, явл.8.

Учитель : Искренен ли Паратов в этой сцене?

(Примерные ответы учеников): В объяснении с Ларисой большую роль играет не чувство вины перед ней, а самолюбие Паратова. Он не может смириться с тем, что ему предпочли другого. Паратов обвиняет Ларису в непостоянстве чувств, хотя сам стал причиной её страданий, сбежав год назад. Нельзя не заметить напыщенности, высокопарности его обвинительных речей, игры самолюбивого героя, но Лариса этого не замечает. Паратов добивается Ларисиного признания в том, что любовь её к нему по-прежнему сильна. Самолюбие его удовлетворено.

Учитель: Не менее неприглядна роль Паратова в сцене поединка с Карандышевым, этого столкновения можно было избежать, но Паратов, напротив, разжигает ссору. Какую цель он преследует при этом?

(Унизить Карандышева, представить себя в выгодном свете, поиграть на чувствах Ларисы).

Учитель : Эта сцена ссоры сюжетно связана с последними событиями. В конце действия мы узнаем о замысле Паратова потешиться над Карандышевым. Каков заговор Паратова, Вожеватова и Кнурова?

(Ответы учеников: пересказ сцены обеда у Карандышева Д.I, явл.1 -13).

Учитель: Лариса и раньше видела, но старалась не замечать ничтожества Карандышева. Теперь это ничтожество обнаружилось со всей очевидностью да еще в присутствии человека, которого она любит. Ей стыдно за Карандышева, но до её страданий никому нет дела. Измываясь над Карандышевым, эти люди совершенно не считаются с чувствами Ларисы: «Да ведь они меня терзают», - в отчаянии говорит она Харите Игнатьевне.

А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери.

Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели. Действие идет к кульминации. Где же она наступает?

Ответы учеников : Кульминация драмы - решение Ларисы ехать с Паратовым за Волгу.

Учитель: Вспомним сцену, предшествующую этому решению.

Что же руководит Паратовым в тот момент, когда он зовет Ларису, неужели это невольно вспыхнувшая от прекрасного пения Ларисы страсть, может, действительно не совсем опошлился и огрубел Паратов, или им руководит нечто другое.

Учитель : А что заставило Ларису пойти на этот шаг?

Ответы учеников:

Учитель: Лариса ставит на карту свою жизнь: «Или тебе радоваться мама, или ищи меня в Волге». Не увидела, не разглядела Лариса в Паратове безжалостного эгоиста, самовлюбленного циника. Но предвидели и знали, что вскоре произойдет Кнуров и Вожеватов. Как хищники ждут они минуты, когда можно будет вцепиться в жертву. Они понимали, что Паратов никогда не откажется от брака с невестой-миллионершей, Лариса не в его интересах; а Лариса не останется с Карандышевым (не в ее характере). «Кажется, драма начинается. Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел», - говорит Кнуров Вожеватову. Пришёл черед Кнурова принять участие в судьбе Ларисы. Он устраняет единственного соперника Вожеватова, разыграв Ларису в орлянку. Кнуров не ошибся. Маска страстно влюбленного сброшена. Паратов хочет отделаться от Ларисы, даже не считая нужным отвезти ее, домой, а просит это сделать Робинзона. А когда она требует решительного ответа: жена она ему или нет, Паратов называет свое чувство минутным увлечением и говорит, что связан «золотыми цепями».

Какова реакция Ларисы?

Примерные ответы учеников: Она потрясена, только теперь она увидела Паратова в истинном свете, и все же у нее хватает сил с достоинством ответить ему: Подите от меня… Довольно! Я уж сама о себе подумаю». (Д.IV, явл.7). Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?

Ответы учеников:

1) стать содержанкой, любовницей Кнурова;

2) остаться с Карандышевым;

3) физическая смерть.

Почему Островский единственно возможным выходом выбирает для Ларисы третий вариант?

Примерные ответы учеников:

1) Карандышев не достоин Ларисы, мелок и ничтожен для неё.

2) разврат, блеск, роскошь – не для Ларисы: изменить себе, своим идеалам героиня не может, слишком она чистая и непорочная, чтобы перешагнуть через себя во имя того, «чтобы жить, хоть как-нибудь да жить». Лариса ищет смерти, но мы видим, что у героини не хватает сил покончить с собой, как это сделала Катерина из «Грозы», не хватает решительности, которой обладала Прасковья из «Горячего сердца». Положение Ларисы ужасно. Но самое страшное для Ларисы ещё впереди.

Инсценирование эпизода последнего разговора Ларисы и Карандышева (Д.IV, явл.11).

Учитель: Итак, несколько минут назад отвергнув предложение Кнурова, она готова позвать Кнурова и принять его предложение. Почему?

Учитель: Каким же беспросветно черным должен был казаться Ларисе мир, если пулю Карандышева она принимает с радостью, как избавление, и каждому из нас становится ясно, чего стоило Ларисе согласиться с тем, что она вещь. «Милый мой, какое благодеяние вы мне сделали». Перед лицом смерти Лариса остаётся верной себе. Умирая, она поднимает с земли пистолет и инсценирует самоубийство, звучат её последние слова.

Чтение Д.VI, явл.12.

(Романс «А напоследок я скажу из кинофильма » Жестокий романс».)

Учитель: Счастья, любви искала Лариса. Но не нашла. Уходит из жизни юное, прекрасное создание, мечтавшее о том, что вправе иметь каждый человек, живущий на земле. Что же стало причиной, и кто явился виной трагедии ещё одного «горячего сердца»?

Учитель: А как вы думаете, подобные ситуации возможны в современной жизни?

Ответы учеников.

Вот именно поэтому внимание к пьесе А.Н. Островского не угасает и по сей день, а трагическая судьба Ларисы – вечное напоминание нам о том, что человек должен всегда оставаться человеком, должен утверждать своё человеческое достоинство, не смиряясь с подлостью ни по большому счёту, ни по маленькому.

А теперь вернемся к вопросу об интерпретации образа Ларисы актрисами. Чья трактовка образа вам ближе?

А если бы вас попросили нарисовать афишу к пьесе, как бы она, на ваш взгляд, должна была выглядеть?

Защита проекта группой художников.

Предложенные варианты афиш: «Чайка, заключённая в клетку». «Разбитое сердце».

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: Письменный ответ на вопросы: Согласны ли вы с тем, что пьеса А.Н. Островского поистине «пьеса жизни»? В чём её актуальность?

Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")

Трагедия... Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка - Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов - денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах - идеал мужчины, Карандышев - честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов - близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает "Ласточку", отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки "цыганским табором", и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда - результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: "Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите". В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово - "вещь". Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный "честным купеческим словом", Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход - бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы - это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского "Бесприданница" раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.


Прошло двадцать лет после грозы, разразившейся над городом Калиновом, и А. Н. Островский вновь переносит действие пьесы на берега Волги в город Бряхимов. Такой город существовал когда-то в древности, но во времена Островского такого географического места уже не было. Вымышленным названием автор хочет подчеркнуть, что события, разворачивающиеся в пьесе «Бесприданница», могли произойти в любом городе России.

Он стремится придать своему произведению размах эпичности и указать на типичность протекающих в Бряхимове общественных явлений.

И снова, как и в пьесе «Гроза» ведущей является тема красоты в «жестоком мире», той самой красоты, что «ведёт в омут». Из первой ремарки мы узнаём, что ещё выше берег Волги, чем в Калинове: «так высоко, что умрёшь прежде, чем долетишь». А это значит, что идеал ещё более недосягаем, а судьба героини более трагична, чем судьба Катерины. Мир более жесток.

В описании места действия появляется новая деталь – «чугунная решётка», за которой открывается вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла. Эта чугунная решётка символична. Она указывает на то, что ещё более утрачено людьми чувство истинной красоты, ещё более усилено чувство несвободы, если на Волгу можно смотреть только через решётку.

Появляется кофейня – новое веяние времени. Но из диалога хозяина кофейни буфетчика Гаврилы и его слуги Ивана мы узнаём, что бульвар пуст даже по праздникам. Как тут не вспомнить слова Кулигина из «Грозы»: «Бульвар сделали, а не гуляют». За 20 лет быт бряхимовцев не изменился, они продолжают жить по старинке: поздняя обедня, обед с пирогами и щами, трёх-четырёхчасовой послеобеденный сон, а затем чай из самовара «до третьей тоски».

А что же купечество? Изменилось ли оно за 20 лет? Попробуем сравнить купеческий мир Калинова и Бряхимова.

Вот на бульваре в гордом одиночестве «проминает» себя Мокий Пармёныч Кнуров. Как всегда, Островский наделяет своего героя «говорящим» именем. Оно многое может рассказать о герое и его характере. Имя «Мокий» в переводе с греческого означает «осмеивающий» и подчёркивает высокомерие и чувство превосходства богатого купца над другими. Отчество «Пармёныч» переводится как «твёрдо стоящий» и указывает на уверенность героя в своей силе и могуществе. «Для меня невозможного нет», «Хорошо тем, у кого деньги есть» - эти высказывания «миллионщика» показывают, что его уверенность и сила проистекают от капитала. Фамилия «Кнуров» образована от слова «кнур», которое в словаре Даля истолковывается как «боров, хряк» и указывает на животное начало в герое, его бездуховность, безнравственность.

От своего неграмотного и невежественного собрата Кнурова отличает европейская образованность, например, он читает французскую газету. Ограниченному существованию Савёла Прокофьевича противопоставлен широкий кругозор Кнурова, имеющего широкие международные связи, совершающего поездки за границу и собирающегося на выставку в Париж. Дикой собирает своё состояние по копейкам, обсчитывая мужиков. Из-за нежелания расставаться с деньгами скупой и алчный Дикой раздражителен и вспыльчив. «Миллионщика» Кнурова отличает спокойствие и невозмутимость. Он уверен, что за деньги можно купить всё, даже любовь и красоту. Самодурство Дикого проявляется в его своеволии и самоуправстве. Его жизненное кредо заключено в двух фразах: «Кто мне запретит??» и «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». В отличие от «значительного лица» Калинова Мокий Пармёныч боится людского осуждения, соблюдая лишь внешние приличия: например, он пьёт шампанское из чайника. Но в то же время, предлагая Ларисе стать его содержанкой, он говорит ей, чтобы она не боялась людского осуждения. он обещает ей такое содержание, которое заставит замолчать любого ревнителя нравственности. В душе Дикого ещё живёт тусклый свет нравственности. Во время поста, обидев мужика, пришедшего за расчётом, Савёл Прокофьевич просит у него прощения, кланяясь в ноги. Для Кнурова же характерна полная бездуховность.

Ещё один достойный преемник «миллионщика» - молодой купец Василий Данилович Вожеватов. Фамилия этого героя образована от слова «вожеватый» - то есть тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приятный в общении. «Пожилой человек с громадным состоянием» Кнуров – представитель «крупных дельцов последнего времени. Он ни с кем не разговаривает в Бряхимове, «разговаривать» ездит в столицу. Вожеватов – очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, одетый, как европеец. Разговорчивость его объясняется молодостью. «…малодушеством занимается, ещё мало себя понимает; а в лета войдёт, такой же идол будет», - говорит слуга Иван.

Жестокость и безнравственность этих купцов проявляется в отношении к бесприданнице Ларисе. Узнав о том, что Паратов обманул девушку, они разыгрывают её в решку.

Мы видим, что мир патриархальных купцов сменяется царством хищных, цепких и умных дельцов, обладающих большей жестокостью и безнравственностью. Положение красоты в мире золота и чистогана становится ещё более трагичным. Гибель талантливой, чувствительной Ларисы в этом жестоком мире предопределена.

Ещё один представитель «жестокого мира» - блестящий барин Паратов. В фамилии этого героя скрестились значения двух слов: «парад» и «барат». Барат – обмен товара на товар, «баратерия» - обман по счетам торговли. Промотавшийся барин продаёт своё судно «Ласточку» дёшево и заявляет покупателю Вожеватому: «Что такое жаль, я не знаю». Судохозяин продаёт свою свободу за золотые прииски невесты. Вновь увлечённый Ларисой, он даёт ей обещание и обманывает вверившуюся ему девушку, расчёт и стремление к выгоде побеждают. Этот герой любит «парадировать», то есть «щеголять, франтить напоказ». Он едет на полном ходу на «Ласточке», стремясь обогнать пароход «Самолёт». Разгорячившись, подбрасывает в топку дрова. Но машинист останавливает барина, опасаясь, что котёл взорвётся. Встречая блестящего барина, бряхимовцы в честь него палят пушки. За ним едет коляска с четырьмя иноходцами в ряд. В городе царит ажиотаж: «Барин приехал!» Привыкший жить на широкую ногу, Сергей Сергеевич Паратов не жалеет денег, живёт на широкую ногу.

Стремление к материальным благам характерно и для Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы. «Любит и сама пожить весело». А средства у неё невелики», - говорит о ней Вожеватов. Средством для добывания денег становятся её дочери. Её дом, по выражению Карандышева, похож на цыганский табор, она держит его открытым, надеясь привлечь богатых женихов. Эта вдова средних лет одета изящно, но смело и не по летам, что оправдывает её имя. Харита – значит «любезная, прелестная», но этим именем чаще всего называли цыганок в хоре, а Игнатами каждого из цыган. Фамилия этой бойкой женщины произведена от глагола «огудать» - «обольстить, обмануть, надуть, провести». она и добывает деньги обманом. Вожеватов дарит Ларисе на день рождения подарок за 500 рублей. Огудалова говорит Кнурову, что хочет сделать дочери подарок, и тот даёт ей за подарок Вожеватого тысячу рублей. Такую уловку она проделывает и с Паратовым. Но тот знает о хитрости этой женщины и говорит ей: «Тётенька, тётенька! Ведь уж человек с трёх взяла. Я тактику-то вашу помню». Он обещает привезти подарок «получше».

(*70) С позиций нравственных ценностей, открытых в "Снегурочке", оценивал Островский жизнь эпохи 70-х годов, где над всеми человеческими отношениями начинали господствовать деньги и векселя, где люди поделились на волков и овец. Эта параллель между царством животных и царством людей выступает в комедии "Волки и овцы".

Драма "Бесприданница". Мир патриархальных купцов, с которым Островский прощается, сменяется в позднем его творчестве царством хищных, цепких и умных дельцов. Обращение к новым общественным явлениям приводит к большим переменам и в художественной сути поздних драм Островского. Особенно наглядно эволюция драматургического таланта писателя ощутима в его драме "Бесприданница" (1879), по праву оспаривающей первенство у "Грозы".

С бурным и стремительным развитием капиталистических отношений в 70-е годы в купеческом мире совершаются большие перемены. Он все более и более усложняется, порывает связи и со старой народной моралью, и с домостроевскими традициями. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Патриархальная простота нравов уходит в прошлое. Фольклор сменяет классическая литература, народная песня вытесняется романсом. Купеческие характеры психологически утончаются и усложняются. Они уже никак не вписываются в устойчивый быт, и для их изображения требуются новые драматургические приемы.

Конфликт "Бесприданницы" - вариация на тему "Грозы". Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. Но между Катериной Кабановой и героиней "Бесприданницы" Ларисой Огудаловой очень большие различия.

Душа Катерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура. Характер Катерины целен, устойчив и решителен. Лариса Огудалова - девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утонченна и психологически многокрасочна. Но именно потому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности.

В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в (*71) том числе девичья честь, любовь и красота. Но поэтическая натура Ларисы летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках. Лариса - значимое имя: в переводе с греческого это - чайка. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним.

В кульминационной сцене драмы Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского "Не искушай меня без нужды". В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы, искушал ее.

По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые. И Кнуров, и Вожеватов, и Карандышев способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом. Паратов, судовладелец и блестящий барин, не случайно кажется Ларисе идеалом мужчины. Паратов - человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь. "Проезжал здесь один кавказский офицер, знакомый Сергея Сергеича, отличный стрелок; были они у нас, Сергей Сергеич и говорит: "Я слышал, вы хорошо стреляете".- "Да, недурно",- говорит офицер. Сергей Сергеич дает ему пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на двенадцать. "Стреляйте",- говорит".

Достоевский в "Братьях Карамазовых" отметит парадоксальную широту современного человека, в котором высочайший идеал уживается с величайшим безобразием. Душевные взлеты Паратова завершаются торжеством трезвой прозы и делового расчета. Обращаясь к Кнурову, он заявляет: "У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". Речь идет о пароходе "Ласточка". Но так же, как с "Ласточкой", он поступает и с Ларисой: оставляет ее ради выгоды (женитьбы на миллионе), а губит ради легкомысленного удовольствия.

Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует как человека с доброй душой, бедного и непонятого (*72) окружающими. Но героиня не чувствует уязвленно-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева. Ведь в его отношениях к Ларисе больше самолюбивого торжества, чем любви. Брак с нею тешит его тщеславные чувства.

В финале драмы к Ларисе приходит прозрение. Когда она с ужасом узнает, что ее хотят сделать содержанкой, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, героиня произносит роковые слова: "Вещь... да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек". Лариса попытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее недостает силы: "Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот какая я несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко". В порыве отчаяния Лариса способна лишь бросить болезненный вызов миру наживы и корысти: "Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой".

И только выстрел Карандышева возвращает Ларису к самой себе: "Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама... сама... Ах, какое благодеяние!.." В нерасчетливом поступке Карандышева она находит проявление живого чувства и умирает со словами прощения на устах.

В "Бесприданнице" Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В. Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений, которой суждено было сыграть потом Нину Заречную в "Чайке" А. П. Чехова. Поздний Островский создает драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра - театра А. П. Чехова.