Диктант по русскому языку поход в лес. Диктанты с заданиями. Повторение в начале года

Встреча в тайге.

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(99 слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) кустарника».

2 вариант.

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте корень.

2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».

3. Произведите морфологический разбор слова «срывал».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Ольха.

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.

(99слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Разберите по составу слова: «переносится», «длинные».

2. Произведите морфологический разбор слова «(в) парках».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».

2 вариант.

1. Разберите по составу слова: «посещают», «ольховые».

2. Произведите морфологический разбор слова «поднимаются».

3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают».

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса

Весна.

Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Все живое, все растения приветствуют весну.

(99 слов)

(По В.Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «солнце»

4. Разберите по составу слова: «забирается», «весеннее».

2 вариант.

1. Сделайте морфологический разбор слова «бегут» (из 2 предложения)

2. Сделайте синтаксический разбор предложения «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».

3. Сделайте фонетический разбор слова «легкий»

4. Разберите по составу слова: «расходятся», «говорливые».

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

(110 сл.)

(По Ю.Ковалю)

Грамматическое задание:

1 вариант.

2. Разберите слова по составу: «отправились», «счастливые».

3. Произведите морфологический разбор слова «(от) солнца».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».

2. Разберите слова по составу: «пожирали», «маленький».

3. Произведите морфологический разбор слова «(в) лес».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Котик.

Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.

(110 сл.)

(По Ю.Яковлеву)

Грамматическое задание:

1 вариант.

2. Разберите по составу слова: «томик», «пушистый».

3. Произведите морфологический разбор слова «она».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «его».

2. Разберите по составу слова: «платочек», «лакомый».

3. Произведите морфологический разбор слова «им».

4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

Белка.

Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.

(110 сл.)

(По В. Бианки)

Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «жила».

2. Разберите по составу слова: «некуда», «наступила».

3. Произведите морфологический разбор слова «(из) мягкого (мха)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Прошло время, у нее появились бельчата».

2 вариант.

1. Сделайте фонетический разбор слова «ели».

2. Разберите по составу слова: «никто», «обрушился».

3. Произведите морфологический разбор слова «тяжелый (ком)».

4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке».

Продолжение. Начало в N 34/2001

Е.Л.ЛУНИНА
гимназия N 1514
г.Москва

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

Когда утром мы проснулись, сквозь ажурные листья инжира били яркие солнечные лучи. Погода, без сомнения, располагала к путешествиям, и мы засобирались в путь. Нашей мечтой было непременно подняться на высочайшую гору Крыма Ай-Петри*, на которую вела канатная дорога. Мы хотели насладиться великолепными видами горных круч и морских далей, которые простираются до самого горизонта.
Уже целую неделю мы бегали на пляж, много загорали на пустынном берегу, купались, рассмотрели все прибрежные водоросли. Но мы не хотели проводить дни так однообразно. Сегодня нас, безусловно, ожидала замечательная поездка.
Мы положили в рюкзачок кое-что из съестного, захватили фотокамеру, и скоро маленький автобус помчал нас в Ялту.
За окнами мелькают чудесные сады и виноградники, какие-то удивительные цветущие растения, а в лицо веет крымский ветерок.

Задания

1. Выполните фонетический разбор.

I вариант: листья, поездка ;
II вариант: Ялта, съестное .

2. Выполните морфемный разбор (разбор слова по составу).

I вариант: однообразно, водоросли;
II вариант: пустынный, прибрежные.

3. Выполните синтаксический разбор.

I вариант: Погода, без сомнения...
II вариант: Мы положили в рюкзачок...

_____________________
*Слова, сопровождаемые звездочкой, выписываются на доске.

ГЛАГОЛ

ПОХОД В ГОРЫ

Если вам когда-нибудь удастся побывать в настоящих горах, вы можете считать себя счастливым человеком.
Но стать горным туристом для жителей равнинных городов непросто. Добраться до самых круч – это уже почти подвиг. А правильно собрать рюкзак, запастись всем необходимым – особая наука. Умение беречь силы и не растеряться в трудную минуту тоже важно. Ты владеешь им? Если кто-то нуждается в помощи: натер ногу, ожег руку или недомогает, – ты сумеешь прийти на помощь?
Но поход – это не только тяжелый труд. В горы поднимаются романтики, которые умеют наслаждаться ярким солнцем над суровыми вершинами, шумом горной речки, запахом альпийских лугов. Если ты любишь природу и ценишь дружбу, то ты научишься искусству горных походов.
Увлечься на всю жизнь интересным делом – значит прожить жизнь не зря.

Задания

1. Выполните морфологический разбор.

I вариант: нуждается, прожить ;
II вариант: поднимаются, собрать .

2. Установите при помощи вопроса синтаксическую роль инфинитива.

I вариант: забраться, беречь (2-й абзац);
II вариант: увлечься, прожить (4-й абзац).

3. Рядом с данными глаголами запишите соответствующие им формы инфинитива, указывая в скобках вопрос к каждой форме.

I вариант: можете, натер, недомогает, поднимаются;
II вариант: научиться, ожег, ценишь, нуждается .

4. Выделите морфемы в данных словах.

I вариант: научишься, нуждается, запастись, помочь;
II вариант: можете, поднимаются, увлечься, забраться .

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

ДОБРЫЙ СОВЕТ

Я надеюсь, что ты не обидишься, если я посоветую тебе почаще ходить в музеи. Удивляешься? Рассматривая картины или другие предметы искусства, мы развиваемся духовно. Но в это же время развивается и наше зрение, умение видеть и замечать.
Люди встречаются в жизни с разнообразными сложностями, ищут решения серьезных вопросов, учатся строить свои взаимоотношения с другими, но не у всех это хорошо получается. В конечном счете выигрывает не тот, кто уберегся от проблем, а тот, кто много видел, не обиделся на уроки жизни, смог сберечь живой и свежий взгляд на жизнь и всегда надеялся на понимание. Проигрывает тот, кто заперся в клетке своих представлений о мире.
Если ты немного расклеился, искусство поможет тебе зажечься новым интересом к жизни.

Задания

1. Выделите морфемы.

I вариант: обидишься, видеть, борются, уберегся, сберечь;
II вариант: развиваемся, замечать, получается, заперся, зажечься.

I вариант: посоветую, надеялся, видеть;
II вариант: развиваемся, уберегся, ходить.

ПОСЛЕ ТЕМЫ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

Дорогие сестры Люба и Вера!
По делам службы мне нужно ненадолго задержаться в городе. Гостей принимайте, пожалуйста, без меня.
Сначала подготовьте две комнаты для тех, кто останется на ночь. Подметите полы и застелите постели.
Потом ты, Любонька, порежь все для салата. А ты, Верочка, сними с мебели чехлы, спрячь их и накрой стол парадной скатертью. Пускай и Варюша не сидит без дела.
Чуть не забыл! Если выйдете в сад, увидите, что справа у изгороди растут гладиолусы. Срежьте их и непременно поставьте на стол.
Когда гости начнут съезжаться, обязательно познакомьте всех друг с другом.
Я надолго не задержусь, скоро вернусь. Уж постарайтесь, милые девочки, я буду вам очень признателен.

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

I вариант: Потом ты, ... .
II вариант: Пускай и Варюша... .

2. Обозначьте морфемный состав.

I вариант: подметите, выберите, порежь, познакомьте;
II вариант: подготовьте, застелите, спрячь .

I вариант: накрой, пускай не сидит;
II вариант: порежь, поставьте .

Итоговый диктант по теме
«ГЛАГОЛ»

НА ВЫСТАВКЕ КУКОЛ

Мы с другом собирались пойти в воскресенье на выставку японских кукол, о которой нам много рассказывали. Ему, к сожалению, нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и пошел один.
Выставка поразила мое воображение. Представьте три больших зала с витринами. В них разместили на подставках кукол. Каких только кукол я не увидел! Большие и маленькие, веселые и грустные, из дерева, ткани, особой глины... В первый момент глаза разбегаются. Попробуйте выберите самую лучшую.
Внимательно рассматриваю выточенные из дерева приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки расписаны краской. Они напоминают наших матрешек.
А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных платьях-кимоно*. Их лица словно живые, а позы полны достоинства. Так и представляешь, как мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы слегка улыбаются. Что бы сказали о ней дети, если даже я не могу от нее оторваться!

Задания

1. Выполните словообразовательный разбор.

I вариант: разбегаются, выберите, оторваться;
II вариант: рассматриваю, разместили, собирались, раскричаться .

2. Укажите морфемный состав.

I вариант: собирались, выберите, оторваться;
II вариант: нездоровилось, раздумывать, стал .

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: представьте, рассказывали;
II вариант: выберите, оторваться .

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

После темы «Степени сравнения прилагательных»

ПРОГУЛКА В СОСНОВЫЙ ЛЕС

Хорош вековой бор погожим июльским днем. Чувствуешь себя в таком лесу как в величественном соборе: в синюю вышину гордо вознесли деревья свои роскошные могучие кроны. Лучи солнца пронизывают их, и воздух напоен смолистым запахом. Потоки горячего света льются вниз на мягкую подстилку из опавшей хвои. Кажется, что вместе с ними струятся нежнейшие звуки птичьих голосов, не нарушая общей торжественности и покоя.
Как только полуденный жар начинает спадать, лесные звуки становятся слышнее. Около неуклюжего пня на мягкой земле заметны беличьи следы. Тени стволов становятся длиннее, а сами стволы с западной стороны светлее. Но самое чудесное зрелище – это бор в прощальных лучах заходящего солнца. Поразительное впечатление от как будто пылающих сосен долго не изгладится из нашей памяти.
Совершив прогулку по сосновому лесу, понимаешь, что природа – наше величайшее богатство и мы должны его беречь.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: июльским, нежнейшие, беличьи, длиннее;
II вариант: величественном, западной, птичьих, светлее .

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: слышнее, птичьих, общей;
II вариант: беличьи, длиннее, лесные .

3. Составьте и запишите сочетания слов по схемам.

I вариант: гл. + прил.; сущ. + отн. прил.;
II вариант: прил. + сущ. с предлогом; сущ. + кр. прил.

4. Выпишите из текста прилагательные в сложной форме превосходной степени.

Итоговый диктант по теме
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.
Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.
В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады?..
...К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя...

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: величайшим, гусиные, порывистый, птичьих, короче, хорош;
II вариант: прохладнее, собачьей, бабушкину, жгуч, нежно-голубой, тончайший .

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: прохладнее, собачьей, деревянное;
II вариант: глиняный, величайшим, гусиные .

Предгорья

Группа долго продвигалась по равнине. Зелёных предгорий, не поросших лесами, здесь не было. Горы начинались отвесной скалой, поднимавшейся вверх. Ветер, вода и просто минувшие века много потрудились над ней. В некоторых местах были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.

Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало её. Граница вечных снегов спускалась низко, и ещё до неё деревья редели, потом пропадали. Под стеной тянулась незаметная дорога. Она старалась не прижиматься к стене. Но упрямая жизнь всё-таки брала своё. И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами.

Дорога взбиралась на гору, следуя изгибам каменного откоса.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: (стеной) поднимавшейся (1 вариант); (семян) принесённых (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: поросших, заметная, продвигалась (1 вариант); изломанные, разноцветного, взбиралась (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В некоторых местах отчётливо были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. (1 вариант);

И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами. (2 вариант).

6 класс

Старый тополь

Старый тополь за окном был со мной всю зиму. Я всегда видел его в окне, и своей холодной белизной он успокаивал меня.

Потом пришла весна. Однажды утром после ночного дождя в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое.

Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал. Он жил всеми своими листьями и радовался жизни каждую минуту.

На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песни. Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно.

Какое это было долгое чудесное лето с живым тополем у самого окна! Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны!

Я просыпался. Тополь глядел в комнату, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.
(110 слов)

Дополнительные задания

Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны! (1 вар.). Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: предрассветный, белизной, замолкал (1 вар.); бесконечные, радовался, пробуждения (2 вар.).

3. Произведите морфологический разбор слов: своей (1 вар.); каждую (2 вар.).

6 класс

Поход

Пойти в поход хотелось всем. Мы сговорились встретиться в шесть утра. Я беспокоился, что просплю. И из-за этого сон мой был прерывистый. На рассвете я сбросил с себя одеяло, вскочил и встал под душ, чтобы освежиться и приободриться. Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице.

Было пустынно, но солнце уже ласково пригревало. Погода стояла чудесная!

Я беззаботно напевал, когда шёл к месту встречи. Я самоуверенно рассчитывал быть первым. Оказалось, что некоторые мои одноклассники проворней меня. Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода. Я преспокойно присоединился к их шумной беседе, стал горячо разъяснять свои представления о том, как лучше организовать наше путешествие.

Дополнительные задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице (1 вар.);

Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: одноклассники, пустынно, прерывистый, разъяснять (1 вар.); путешествие, беззаботно, чудесный, встретиться (2 вар.).

4. Произведите морфологический разбор числительных: шесть (1вар.); первым (2 вар.).

6 класс

Жук

Отряд остановился на отдых. Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин.

Вдруг какой-то сильный шум окружил нас. Что-то больно ударило меня в лицо, и я почувствовал посторонний предмет у себя на шее. Я быстро поднял руку и схватил нечто жесткое, колючее и испуганно сбросил на землю.

Это оказался огромных размеров жук. Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке. Некоторые жуки ползали около костра. Особенно страшными казались те, что летали и старались сесть на голову. Жуки долго ещё попадались на чьём-нибудь одеяле, на шинели, у кого-нибудь в сумке.

Никто из нас ничего не знал об этих жуках. Позднее я выяснил их название - гигантский усач.

Дополнительные задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин (1 вар.);

Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: гигантский, попадались, рубашке (1 вар.); посторонний, выяснил, размеров (2 вар.).

3. Произведите морфологический разбор местоимений: какой-то (1 вар.); у кого-нибудь (2 вар.).

6 класс

Ураган

Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда быстро выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Ещё мгновение - и бушующее море поглотило бы судно.1

Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное - все живы.1

1 сказать о тире.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: (команда) встревоженная (1 вариант); (моряков), борющихся (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: пенящиеся, отважных, сгибались (1 вариант); нерастерявшиеся, западная, проясняется (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. (1 вариант); Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. (2 вариант).

6 класс

Белка

Под сосной на снегу виднеются совсем свежие следы. Кто-то старательно ворошил прошлогодние листья.

Выньте из кармана пару орехов и постучите друг о друга. Через минуту увидите: сыплется снег с ёлок. С ветки на ветку идёт пушистый зверёк.

Протяните руку с орехами, ребята. Вы заметите, что белка прыгнет на снег и побежит к вам. Наклоните руку. Угощение принято. Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. Хорош калёный орех!

Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. Хлопните по карману и сами выберите орех покрупнее. Белка не уйдёт. Будет следить, какой орех вы выберете. Смотришь и удивляешься: до чего смелый зверёк!

(По В. Пескову).

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор глагола: протяните (1 вариант); (моряков), будет следить (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: пушистый, забирается, зверёк (1 вариант); покрупнее, выберите, орехами (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. (1 вариант); Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. (2 вариант).

Контрольные диктанты для 6 класса

Поход в лес

Днем мы направились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. 1-ые лучи солнца прорывались через облака и игрались с зеленоватой тра-вой. От таковой игры травка на полянках выгорала и желтела. Небольшой ручеек спрятался от солнца в густой травке. Мы расположились на его берегу, загорали и услаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень прекрасно. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за иной. Поэтому на жарких углях мы пекли картошку. Картошка под-горела, однако вкуса собственного не растеряла. Мы съели ее с огромным аппетитом. Наступила ночь, на небе зажглись звезды. Они вызвали у нас радост-ное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Пылающие звезды освещали наши счастливые лица. (110 слов)

Котик

Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала лохматый комочек. Это был рыжеватый котик. Он стремительно спрыг-нул, забрался на журнальный столик и стал играть с цветным каранда-шиком. Позже Рыжик отыскал клубочек с пряжей, запутал все нити и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был мокроватый. Мы пошли с Рыжиком в наш са-дик. Котенок спрятался под кустом сирени и начал следить за мной. Я вынул из кармашка платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не желал идти в дом. Только запах све-жей рыбы принудил его кинуть платочек и понестись на кухню к ба-бушке, где ему достался вкусный кусок. (110 слов)

Зимой в тайге

Полна загадок сумрачно-хмурая тишь зимнего леса. Мягко-сереб-ристый свет луны с трудом просачивается через черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в собственной берлоге спит в ночной тишине темно-бурый медведь. Его не тревожат прохладный луч луны и различные шорохи леса. Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а на данный момент дремлет сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках еды шагают они по глубочайшему снегу в юго-восточном направлении. Тяжело находить еду зимой!

Скоро весна, однако золотисто-красное солнце придет в тайгу исключительно в апреле. (110 слов)

Стихийные бедствия

Население земли всегда преследовали стихийные бедствия. Сейчас мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

В тыща четыреста 50 5-ом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тыщ человек. Через 100 лет в Китае число жертв достигнуло вось-мисот 30 тыщ. В тыща семьсот 50 5-ом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла 70 тыщ жизней. В ты-сяча девятьсот двадцатом году жуткие толчки сотрясли Токио и унесли 100 тыщ человечьих жизней. В тыща девятьсот 40 восьмом году город Ашхабад за семь секунд перевоплотился в руины. По-гибло восемьдесят тыщ человек. В Армении в тыща девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря впитала 100 девятнадцать тыщ человек.

Большой урон нанесли людям стихийные бедствия. (106 слов)

(Из «Детской деловой газеты»)

Белка

Жила белка в лесу, ни о чем же не горевала. Никто ее не волновал. Спала она на ветке большой ели. Никогда не хлопотала ни о ком, толь-ко о для себя. Прошло время, у нее появились бельчата. Сейчас белка нику-да от их не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. В один прекрасный момент тяжкий ком снега обвалился с вершины дерева на крышу жилья белочки. Белка выскочила, а ее немощные дети оказались в ловушке. Некуда бе-жать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не выручит бельчат. Ни-какой надежды на помощь. Белка стремительно принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягенького мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости. (110 слов)

(По В. Бианки)

Сосновые деревья

Приходилось ли вам наслаждаться сосновым бором зимой? Это необычное явление. Стволы сосен кажутся медно-красными. Вечером в бору постукивают о стволы сосен крепкими клювами дятлы.

Весны тут длительно ожидать. Еще разгуляется непогодица, будет буше-вать ветер в сосновых верхушках и разбрасывать сухие сосновые иголки по земле. Сосны прочно держатся за землю своими великими корнями. Эти прекрасные и сильные деревья не боятся трескучего мороза. Однако отлично себя ощущать они могут лишь на севере. Северный климат самый подходящий для сосновых деревьев.

Сосна является красивым строительным материалом, топливом. Лечебные характеристики сосны обширно употребляются в медицине. Это хвой-ное дерево захватило для себя почтенное 1-ое место в российских лесах. (104 слова)

Разные виды диктантов для 6 класса также есть возможность отыскать по последующим ссылкам:

  • диктанты с дополнительными заданиями;
  • диктанты для повторения орфографических правил (в том числе для 6 класса);
  • графические диктанты (в том числе для 6 класса);
  • диктанты по книжке Д. Дефо «Робинзон Крузо» (в том числе для 6 класса);
  • свободный диктант;
  • контрольный диктант с грамматическими заданиями и анализом работы;
  • контрольные годичные диктанты с дополнительными заданиями (в том числе для 6 класса);
  • контрольные диктанты для повторения сначала учебного года (в том числе для 6 класса);
  • диктанты с дополнительными заданиями (в том числе для 6 класса);
  • контрольные годичные диктанты с грамматическими заданиями (в том числе для 6 класса);
  • контрольные диктанты (1-ое полугодие) с грамматическими заданиями (в том числе для 6 класса);
  • контрольные диктанты (в том числе для 6 класса);
  • контрольные и проверочные диктанты (в том числе для 6 класса);
  • контрольные диктанты (1-ое полугодие) с грамматическими заданиями (в том числе для 6 класса).
  • См. Тексты изложений по русскому языку для 6 класса.

    Источник материала Интернет-сайт

  • irgali.ru — контрольные диктанты для 6 класса.
  • Дополнительные источники:

  • school-collection.edu.ru — Полезные ссылки на диктанты по русскому языку для 6 класса;
  • rus.1september.ru — статья «Творческие диктанты на уроках исследования орфографии»;
  • irgali.narod.ru — нормы количества слов в диктантах, нормы оценки диктантов.

    Дополнительно на сайт:

  • Тексты диктантов по русскому языку для 5 класса
  • Тексты диктантов по русскому языку для 7 класса
  • Тексты диктантов по русскому языку для 8 класса
  • Тексты диктантов по русскому языку для 9 класса
  • Тексты диктантов по русскому языку для 10 класса
  • Тексты диктантов по русскому языку для 11 класса
  • Тексты изложений по русскому языку для 5-11 классов
  • Какая информация по русскому языку есть в базе данных сайта
    • Какие тексты есть возможность применять для диктанта в 6 классах?

      Контрольные диктанты для 6 класса Поход в лес Днем мы направились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. 1-ые лучи солнца прорывались через облака и игрались с зеленоватой тра-вой. От таковой игры травка на полянках выгорала и желтела. Небольшой ручеек спрятался от солнца в густой травке. Мы расположились на его берегу, загорали и услаждались летом....

    Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г Шадринска Курганской области Коньковой Екатериной Васильевной.

    Пояснительная записка

    к годовой промежуточной аттестации по русскому языку

    6 класс

    Контрольная работа по русскому языку разработана в соответствии с курсом «Русский язык» М Т Баранов, Т А Ладыженская и др, представлена в виде диктанта с грамматическим заданием.

    Структура и содержание:

    Контрольная работа составлена в соответствии с программой основного общего образования, авторской программой М Т Баранова, ТА Ладыженской «Русский язык», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

    На выполнение отводится 40 минут. Работа выполняется на отдельных проштампованных листах.

    Цель: годовая промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся по русскому языку, их практических умений и навыков, установления соответствия предметных универсальных учебных действий обучаемых требованиям ФГОС ООО за курс 6 класса по русскому языку по следующим разделам:

      Орфография и пунктуация;

      Словообразование и морфемика, морфология, синтаксис.

    Задачи:

    Выявить сформированность учебных умений:

      воспринимать учебную задачу;

      контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания;

      воспринимать на слух тексты в исполнении учителя,

      видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, чередующихся гласных в корне,буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;

      распознавать изученные части речи;

      Уметь находит в тексте изученные в 6 классе части речи;

      Разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, правильно определять второстепенные члены и давать характеристику предложению

      видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и).

      видеть в тесте сложные предложения и расставлять знаки препинания между частями сложного предложения.

    Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса с грамматическим заданием

    Поход в лес.

    Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.

    Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом.

    Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

    (110 сл.)

    Грамматические задания .

    1 вариант .

    1. Выписать из текста три личных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.

    Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой.

    3. Разбор по составу слова: разгоралась, наслаждались, радостное.

    2 вариант .

    1. Выписать из текста два указательных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.

    2. Синтаксический разбор предложения:

    Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом.

    3. Разбор по составу слов: подгорела, счастливые, расположились.

    Система оценивания итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием

    Система оценивания грамматического задания

    Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале