Эпоха барокко. Краткая характеристика. Стиль барокко в архитектуре европы Что означает стиль барокко

Чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

Происхождение термина

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское barroco - жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке. В итальянском baroco - ложный силлогизм , азиатская форма логики , приём софистики , основанный на метафоре . Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью.

Использование термина со стороны критиков и историков искусства берет начало со 2-й половины XVIII и относится, в первое время, к фигуративному искусству и, последовательно, также к литературе. Вначале Барокко приобрел негативный смысл и только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизма к символизму , который выделяет связи с эпохой барокко .

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca , скрученный камень. Другая теория - от латинского verruca , крутое высокое место, дефект в драгоценном камне .

В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.

Наконец, еще одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики , и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи , он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков .

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли , опера , культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо , соната , сюита в инструментальной музыке).

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника . Изменилось утвердившееся в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля , человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры ; вместо мистерий - театр и бал-маскарад . Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - к baroco . В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре » - геометрической правильности построений на плацу.

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса . Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета . В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature ) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало , 1717). Согласно философу Спинозе , влечения уже составляют не содержание греха , но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивом флирте , ссоры - в утончённой дуэли .

Для барокко характерна идея спящего Бога - деизм . Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм . Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (), а Карл Линней систематизирует биологию «Система природы » (). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц . Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен .

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи . Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом , такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Барокко в архитектуре

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна ( г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини , чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко - сицилийское барокко .

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Барокко в скульптуре

Трир. Барочный сфинкс у дворца курфюрста

Папа Иннокентий XII. Собор святого Петра в Риме

Барочные гномы в Хофгартене Аугсбурга

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в литературе

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры , театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами , параллелизмами , градациями , оксюморонами . Бытует бурлескно -сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо , П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери , М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер , Ш. Сорель , П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм , гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия)(См. Прециозная литература).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе , «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет , рондо , кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы .

На западе в области романа выдающийся представитель - Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы - П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий , Ф. Прокопович . Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе , одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма » по имени виднейшего представителя (см. выше).

В Германской литературе традиции стиля барокко поддерживаются до сих пор членами литературного сообщества Блюменорден . Они собираются летом на литературные праздники в роще "Иррхайн " под Нюрнбергом .Общество организовал в году поэт Филипп Харсдёрфер с целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годы Тридцатилетней войны

Музыка барокко

Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма .

Барочная мода

Сперва, когда он был еще ребенком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер , богато украшенные кружевами . Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы , похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Это - тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Под кафтан надевали камзол , без рукавов. Кафтан и камзол можно сопоставить с более поздними пиджаком и жилетом, в которые они превратятся через 200 лет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Позже его сменило жабо . Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах - целые серии бантов. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII , были популярны сапоги (ботфорты ). Это - полевой вид обуви, их носило обычно военное сословие. Но в то время были часты войны, и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, - в поле, в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли . До 1670 года они украшались пряжками , затем пряжки были вытеснены бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф .

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Роспись была популярна всегда, а в стиле барокко она стала просто необходимой, поскольку интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками , стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой, было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании.

Мебель была настоящим предметом искусства, и, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами и гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, поскольку массивная мебель и украшения занимают много места, и для того, чтобы комната не смотрелась как музей, должно быть много свободного пространства. Но даже в небольшой комнате можно воссоздать дух этого стиля, ограничившись стилизацией, используя некоторые детали барокко, такие как:

  • статуэтки и вазы с растительным орнаментом;
  • гобелены на стенах;
  • зеркало в золоченой раме с лепниной;
  • стулья с резными спинками и т.д.

Важно, чтобы используемые детали сочетались между собой, иначе интерьер будет выглядеть аляповато и безвкусно.

Характерными чертами барокко Вёльфлин называет живописность и страстность. Дворжак выделил из раннего барокко маньеризм . Впоследствии Панофский обозначил тенденцию видеть в барокко не антитезу, а продолжение Ренессанса.

История

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca , скрученный камень. Другая теория - от латинского verruca , крутое высокое место, дефект в драгоценном камне .

В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.

Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики , и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи , он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков .

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли , опера , культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо , соната , сюита в инструментальной музыке). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника . Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля , человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры ; вместо мистерий - театр и бал-маскарад . Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт . Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - к baroco . В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре » - геометрической правильности построений на плацу.

Человек эпохи барокко

Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса . Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета ? В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature ) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало , 1717). Согласно философу Спинозе , влечения уже составляют не содержание греха , но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивом флирте , ссоры - в утончённой дуэли .

Для барокко характерна идея спящего бога - деизм . Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм . Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы », ). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц . Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Робинзон Крузо , судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен .

«В эпоху барокко происходило становление принципиально нового, отличного от средневекового аллегорического мышления. Сформировался зритель, способный понимать язык эмблемы. Иносказание стало нормой художественной лексики во всех видах пластических и зрелищных искусств, включая и такие синтетические формы, как празднества» .

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи . Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом , такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Архитектура

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини , чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году . Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры , а также другие строения. Значительный вклад оставили Карло Фонтана , Карло Райнальди , Гварино Гварини , Бальдассаре Лонгена , Луиджи Ванвителли , Пьетро да Кортона . На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко - сицилийское барокко . Свет выступает как принципиально важный элемент барочного пространства, попадая в церкви через нефы.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа ( -1652 годы).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его - Собор Святого Иакова , является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это - самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко .

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец , здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк .

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И. Г. Бюринг (нем.) русск. , Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Барокко в скульптуре

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини ( -). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны , преследуемой богом света Аполлоном , а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы » в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой , на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в литературе

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры , театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами , параллелизмами , градациями , оксюморонами . Бытует бурлескно -сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо , П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон ». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери , М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер , Ш. Сорель , П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм , то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе , «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет , рондо , кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы .

На западе в области романа выдающийся представитель - Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус »), в области драмы - П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе , одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма » по имени виднейшего представителя (см. выше).

Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына , Вацлава Потоцкого , Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына , философского Станислава Гераклиуша Любомирского ; в прозе - преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение - «Мемуары» Яна Хризостома Пасека).

В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий , Ф. Прокопович .

В Германской литературе традиции стиля барокко поддерживаются до сих пор членами литературного сообщества «Блюменорден ». Они собираются летом на литературные праздники в роще Иррхайн под Нюрнбергом . Общество организовал в 1646 году Георг Филипп Харсдёрффер с целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годы Тридцатилетней войны .

Теоретически поэтика барокко была разработана в трактатах «Остроумие, или искусство изощренного ума» Бальтасара Грасиана (1648) и «Подзорная труба Аристотеля» Эмануэле Тезауро (1655).

Музыка барокко

Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма . Представители - Вивальди , Бах , Гендель . Ведущее положение у жанров кантаты , оратории , оперы . Характерно противопоставление хора и солистов , голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова (возникновение инструментальных жанров).

Мода эпохи Барокко

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления

Барокко (итал. barocco - причудлимый, англ., ф ранц.-baroque, нем.-barock ) — один из главных стилей европ. и латиноамериканского искусства Нового времени; историческая эпоха, по времени совпавшая с процессом формирования национальных государств (в форме абсолютных монархий) и укреплением католицизма (в форме движения Контрреформации).

Будучи общим явлением культуры большинства европ. стран XVII-XVII вв., Б., как стиль, охватил все области пластических искусств (архитектуру , скульптуру, живопись), создав свою художественную теорию, литературу, музыку , театр и зрелищные формы праздника, как новый тип мышления проявился в философии и науке, в области политики и , выработал определенный тип социального и бытового поведения.

Происхождение, определение и история термина

Несмотря на разнообразие форм и широту распространения, Б., как стиль и как эпоха, имеет отчетливые хронологические границы: для Европы — кон. XVI - XVII вв.; для стран Латинской Америки, отдельных стран Центральной и Восточной Европы — XVII - XVIII вв. Этимология слова “барокко” имеет несколько объяснений. Долгое время происхождение термина вели от испанского “barrueco ” и португальского “ barroca ”, что означает жемчужину неправильной формы. В бурлекской и сатирической литературе Италии XVI в., а также в народной речи, слово “barocco ” означало грубый, причудливый, странный. Как доказал в свое время Б. Кроче (Storia dell’eta barocca in Italia,1929),наиболее адекватно содержанию термина “барокко” латинское “baroco ” , ведущее свое происхождение из Средних веков как особая форма силлогизма в схоласт. логике . В XVI в. этот термин использовался в метафорическом смысле для характеристики любой искаженной идеи или витиеватого, алогического способа мышления. К концу XVIII в. термин “барокко” приобрел значение определенной эстетической оценки, большей частью носящей негативный, критический оттенок. Первоначально Б. как термин художественной критики он появился в среде историков искусства, близких к классицизму (например, И. Винкельман и Ф. Милициа), и использовался для характеристики искусства и литературы, отличной от классической традиции, в первую очередь от Возрождения (см.) и классицизма XVII в.. Последовательный сторонник классицизма Ф.Милициа дал сугубо отрицательную характеристику Б. в “ Словаре изящных искусств”(1797), чем определил отношение к нему почти на целое столетие. Неоклассицистическая критика называла “барочным” все, что находилось за пределами правил, все, что противоречило упорядоченности и классической ясности, тем идеалам прекрасного, которые были выработаны академической традицией, восходящей к концу XVI в. .В кон. XIX в. происходит кардинальная ломка представлений о Б. Реальная художественная жизнь ведущих европ. стран, в первую очередь Франции и Германии, с последовательно неклассической ориентацией их искусства, с усилением мистических и субъективистских тенденций в философии , литературе и культуре (Ф. Ницше , Р. Вагнер), поиски новой живописности и символической интерпретации формы пробудили интерес к алогичным или близким по форме и содержанию явлениям в культуре и искусстве прошлого, особенно к маньеризму и Б. Одним из самых ранних примеров исторической интерпретации Б. были заметки Я. Буркхардта (Il Cicerone, 1855), в которых он дал определение стиля Б. по отношению к итал. архитектуре кон.XVI в., указав на истоки Б., восходящие к инновациям Микеланджело (см), Дж. Виньолы (см.), Джакопо дела Порта (см.) и Б.Буонталенти (см.). Систематическим изложением проблем Б., как стиля, отличного от Возрождения и классицизма, стало исследование Г.Вёльфлина “Ренессанс и барокко”(1888) и его книга “Основные понятия истории искусства” (1915), к-рые подтолкнули научные исследования формального языка искусства Б. Выделив основные пять формальных категорий двух противоположных по своей природе стилей Возрождения и Б., Вёльфлин придал им всеобщий, внеисторический смысл, определив Б. как особую форму художественного видения, периодически возникающую в истории искусства (так появилось античное барокко, римское барокко, готическое барокко). В орбиту формально-стилистических исследований ХХ в. попали не только пластические искусства Б., но и музыка, драматургия и поэзия. Складывается историко-культурная концепция Б., определяются регионы его распространения, национальные особенности различных школ , временные рамки. Были определены как начальные рубежи Б., черты которого отчетливо проявляются уже в период позднего Возрождения, так и его конечные границы, которые колеблются для разных стран от сер. до кон. XVIII в. Современная концепция барокко тяготеет к выведению его за пределы только искусства или литературы, все отчетливей проявляется стремление найти общее основание для европейской культуры Нового времени в области социологии , политики, истории и культуры , религии и философии.

Этапы развития стиля

Расширительное толкование Б. как историко-культурной эпохи сталкивается с множеством проблем, трудно поддающихся однозначному определению, лишь на пути взаимного равновесия общих и частных моментов, сферы духа и области практики можно достигнуть адекватного восприятия и понимания барокко как своеобразного явления культуры и искусства конца XVI - XVIII вв. В области искусства и литературы Б. проявляет себя в различных формах, связанных со сферой распространения и национальной спецификой отдельных школ.Так можно выделить католическое барокко, возникшее в Италии в период Контрреформации и получившее широкое распространение в католических центрах Европы и Америки (Испания, Фландрия, Южная Германия, Польша, Белоруссия, Латинская Америки), многим обязанное миссионерской деятельности иезуитов. В литературе и искусстве католического барокко воплощались идеи триумфирующей церкви и торжества христианства , что способствовало решению масштабных градостроительных задач, созданию величественных архитектурных ансамблей (площадь св. Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др.), расцвету плафонной монументальной живописи и репрезентативной алтарной картины. В литературе идеи Контрреформации вызвали расцвет риторической проповеди, дидактической прозы и школьной драмы, на которых возлагались задачи нравственного воспитания и разъяснения основополагающих принципов религиозной морали . Идеи триумфирующей власти нашли отражение в искусстве придворного Б., характерного для центров абсолютизма (монументально-декоративная живопись Франции, придворное искусство Испании и Италии, княжеских центров Германии и Чехии, Польши и России). В архитектуре получают развитие дворцово-парковые ансамбли (например, римские виллы к.XVI-XVII в., Версаль, Петергоф, Цвингер и др.), переживают расцвет декоративно-прикладные формы искусства, садово-парковая пластика, малые скульптурные формы. Запросы придворной жизни, ее театрализация способствовали расцвету репрезентативных форм монументальной (историческая батальная живопись, монументально-декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов) и станковой живописи (парадный портрет, мифологическая аллегория, героический пейзаж, архитектурная ведута). Наравне с католическим и придворным барокко развивается его демократическое направление, ориентированное на запросы среднего класса европейского общества (так называемое низовое барокко). Для него характерны натурализм (Караваджо ), демократизм образов и тем (крестьянский жанр, водевиль, плутовской роман), экспрессия художественного языка, распространение идей “Vanitas” (“живописцы реальности “ во Франции, последователи Караваджо в Италии, жанр богедон в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии). Стилевые признаки Б. при кажущейся определенности (например дуализм стиля, сталкивающий гедонизм и аскезу, изысканную утонченность и брутальность, символизм и аллегоризм языка с натурализмом) чрезвычайно размыты и обладают большим разнообразием. Так рядом с “высоким” Б., проявившим себя гл. обр. в градостроительстве и архитектурных ансамблях, в жанре оперы, в многословных риторических панегириках, в трагедии и героической драме, развивались его более камерные и “низовые” формы: авантюрный жанр, пастораль и элегия, жанр путешествий и утопий в литературе, живопись реальности, фантастический пейзаж и натюрморт в живописи, герметические сочинения в науке и религиозно-дидактические притчи. Рядом с интеллектуализмом, иррациональностью и гедонистической чувственностью “высокого”стиля использовались “низовые” формы гротеска и фольклора (комедия, зрелищные формы городского и народного праздника, интермедии школьного театра). Язык Б. и его художественная форма основаны на риторике , как принципе построения литературной речи, театрального действия, программ декоративных и монументальных живописных циклов, музыкальных композиций. Риторика была основой выражения научной, философской, поэтической и рел. мысли, вызвала к жизни пристрастия к преувеличениям, антитезам, к сложным метафорам и аллегориям. Для литературы барокко характерна демонстрация “учености”, любовь к эмблематике и герметизму. Проблема способности убеждения (persuasione), берущая свое начало в риторике, занимала одно из центральных мест в эстетике Б., имея прямое отношение к поэтике и лексике искусства, выработанных еще в позднем Возрождении и маньеризме.. Риторика отождествлялась с поэзией и словом, а искусство во всем многообразии форм и смыслов рассматривалось как инструмент убеждения и действенного воздействия на того, к кому оно обращено. Границы между истинным и ложным стираются, во всем торжествует принцип иллюзорности. Виртуозность мастерства (триумф техники над материалом) метафорически утверждает триумф духа и гения, обладающих “meravigliosa” (необычайностью) и способностью к “espressione” (выражению), над материей. Красноречие и поэтическая изощренность являются украшением разума и способны творить новые образы и понятия. При метафорическом видении мира, характерном для поэтики Б. и восходящим к Возрождению и ренессансной любви к символам и эмблемам, метафора понимается как “мать Поэзии, Остроумия, Замыслов, Символов и героических Девизов” (Э. Тезауро). Метафора стала конечной целью остроумия (agudenza), на помощь которому приходят другие риторические фигуры и, прежде всего — кончетто (concetto), способность объединять далекие и несхожие между собой понятия. Именно Божественная метафора есть всемирный символ, постижение которого возможно путем постепенного восхождения от прикрас и деталей к эмблемам, от эмблем к аллегориям, от аллегорий к символу. Согласно эстетике Б., гений, обладающий способностью к критическому суждению и интуицией , творит образы и кончетто подобно Богу, создавшему мир. Таким образом, человек, природа и Бог ставятся в один ряд, их объединяет божественная природа, способная к созиданию. Культ творческого гения, характерный для Б., предвосхищает романтизм. При всем стилистическом разнообразии и богатстве художественного языка Б. обладает общими фундаментальными принципами, среди которых важнейшим будет изменение отношения к реальности, характерное для всего XVII в. Новое восприятие реальности, как бесконечного и изменчивого космоса , не утратившего своей связи с божественной природой, породило внутренне противоречивое ее отражение, сочетающее натурализм и достоверность с мистической экзальтацией и аллегоризмом, наивную простоту с усложненным интеллектуализмом. Расширение горизонтов и представлений о мире через открытие и освоение новых стран, развитие научного знания (математика , оптика , астрономия) и новой естественнонаучной философии (Дж. Бруно, Г. Галилей , Н. Коперник , И. Кеплер и Б.Телезио ) раздвинуло границы вселенной, нарушило ренессансный антропоцентризм , сделав человека не центром мироздания, а его малой частью. В изменчивом и бесконечном мире человек ощущает себя песчинкой, зависящей от окружения — природного, эмоционального, социального, его психика столь же изменчива, многопланова и сложна. В литературе и искусстве Б. обостряется интерес к человеческой личности, к ее полярным, конфликтным состояниям, которые были порождены утратой равновесия в отношениях человека и мира (не случайно рецепции Б. можно видеть в романтизме, а его истоки в позднем Возрождении). Содержание барочного искусства выражается через сомнения и чаяния, в нем проявляется борение воли с необузданными желаниями, аскетизма с чувственностью, мистики с земными страстями. Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архитектурных перспективах и театральных декорациях, разрушает передний план за счет пространственных иллюзий. Реальное и иллюзорное пространства приходят во взаимодействие, их взаимная открытость порождает чувство вечно изменяющейся, подвижной и всеохватной реальности. Перспективные эффекты, линейные и композиционные ритмы, разница масштабов нарушают целостность, рождают ощущение импровизации, свободного рождения форм, их изменчивости. Первостепенную роль играли оптические эффекты, увлечение воздушной перспективой, передачей атмосферы, прозрачности и влажности воздуха (Дж.Б.Тьеполо, Ф.Гварди и др.). Наиболее полно Б. как стиль проявил себя в архитектуре и пластических искусствах — живописи, скульптуре, декоративных формах. Для градостроительных и архитектурных решений Б. характерно тяготение к ансамблевости и синтезу искусств, подчеркнутое взаимодействие архитектурного объема с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластика форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объемов, иллюзионизм (Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини, Д. Фонтана, Г.Гварини, Де Санктис, Х. де Чурригера). Живопись и скульптура преобразуют пространство интерьера, активно взаимодействуя с архитектурой (живопись плафонов, иллюзионистические построения квадротуристов), широко используется лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр.). Именно в Б. рождается новое европейское градостроение, вырабатывается тип современного дома, улицы, площади, загородной виллы, дворцового ансамбля с парком. В изобразительных искусствах Б. преобладают виртуозные по исполнению декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического содержания эффектные парадные портреты (А. Ван Дейк), фантастические (С.Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (П.П.Рубенс), пейзажных вариаций и архитектурных ведут (Дж.А.Каналетто, Ф.Гварди), живописных притч (Д.Фетти). Демократическое направление Б., чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках и авантюрном жанре (Караваджо и малые голландцы), в психологическом портрете (Д.Веласкес, Рембрандт) и внецерковной религиозной живописи (Дж.Мария Креспи, Рембрандт). Основными центрами распространения стиля Б. были Италия, Фландрия, Португалия, Испания, Франция, Голландия, южная и центральная Германия, Восточная Пруссия, Польша, Чехия, Литва, Белоруссия, Украина и Россия. Активная экспансия стиля характерна для стран Латинской Америки, особенно Мексики и Бразилии, где Б. приобрело гипертрофированные черты. Родиной барокко по праву считается Италия, где отдельные черты стиля проявились уже в XVI в. в творчестве Корреджо, Микеланджело, Ф.Барроччи, Джамболоньи, Микеланджело да Караваджо и Дж.Виньолы . Расцвет “высокого” стиля барокко приходится на 1630-40. и связан с именами архитекторов Дж. Л. Бернини и Ф.Борромини, живописцев П. де Кортона, А.Сакки, братьев Карраччи и художников болонской школы(см). Последние вместе с работающим в Риме франц. художником Н.Пуссеном привнесли классицистический элемент в искусство Б., немногим позднее ставший определяющим в ряде стран (во Франции). Итал. Б. эволюционировало к изощренной и изобретательной по форме архитектуре Г.Гварини, Де Санктиса, Н. Сальви, к предромантической авантюрной и экспрессивной живописи С.Розы и А.Маньяско, реалистическим полотнам Дж. Марии Креспи, изяществу и легкости росписей Дж.Б. Тьеполо, архитектурным каприччо Дж.Б. Пиранези и Ф.Гварди, ведутам Каналетто. Творчество фламандского художника П.П.Рубенса можно назвать “архитипом” Б.. Особенно мощным было его воздействие на способность живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, ее внутренней динамики и изменчивости. Рубенс был родоначальником фламандского Б., развитие которого связано с творчеством его последователей и учеников: А.ван Дейка, Я.И.Иорданса и Ф. Снайдерса. Национальное своеобразие испанского Б. проявилось в большей сдержанности и аскетичности стиля, в ориентации на местные реалистические традиции (Д. Веласкес, Ф.Сурбаран, Д. Рибера, архитектор Х.Б. Эррера) В Германии (архитектор и скульптор Б. Нейман, А.Шлютер, братья Азам и др.) и Австрии (архитектор И.Б. Фишер фон Эрлах и И.Л.Хильдебрандт) Б. часто сочетался с чертами рококо.

Барокко в России

В России развитие стиля Б. приходится на XVIII в., что было связано с ростом и укреплением абсолютной монархии, его расцвет падает на 1740-1750-ые гг. Своеобразие русского Б. было основано не только на устойчивости национальных традиций и форм, но и проявлялось во взаимодействии барочных черт стиля с классицизмом и рококо (скульптор Б. Растрелли, архитекторы В. Растрелли, С. Чевакинский и Д. Ухтомский).

Барокко в литературе

Наиболее ярко литература и драматургия Б. представлены в Испании и связаны с поэзией Гонгоры-и-Арготе, трагедиями Кальдерона де ла Барки, драмами Тирсо де Молины, сатирой Кеведо-и-Вильгеса. Родоначальниками итальянского литературного Б.были Т. Тассо и Дж. Марино . Более спорно включение в Б. творчества М. Де Сервантеса, У. Шекспира, Дж. Мильтона, Й. Вондела и П. Корнеля. В России развитие Б. в литературе, связанное с украинским и польским влиянием, начинается с XVII в. (Симеон Полоцкий , Сильвестр Медведев), его расцвет приходится на XVIII в. Наиболее ярко черты стиля проявились в поэтических одах, идиллиях, поэмах и патетической прозе М.В.Ломоносова, традиции Б. дают себя знать в поэзии и прозе Г.Р. Державина.

Эпоха Б. сыграла важную роль при переходе культуры и искусства Возрождения к Новому времени, когда сформировалась не только новая карта Европы и мира, но и были выработаны механизмы взаимодействия человека и общества, истории и культуры, просуществовавшие вплоть до XIX столетия.

Рекомендуемая литература

Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко, пер.с нем.,Спб.,1913; его же , Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.,1930; Ренессанс.Барокко.Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII в. М.,1966; Mahon D .,Studies in Seicento Art and Theory, L.,1947; Keleman P. Baroque and Rococo; Latin America. N.Y.,1951; Friedrich C.J. The Age of Baroque 1610-1660, N.-Y. 1952; Retorica e Barocco.Atti del III Congresso Internazionale di studi umanistici. A cura di E. Castelli. Roma, 1955 ; Argan G.C. L’architettura barocca in Italia. Mil.,1957; Battisti E. Renaiscimento e Barocco. Firenze, 1960 ; Bialostocki J., Barock-Stil, Epoche, Haitung. Dresden, 1966; Bazin G . The Baroque.L., 1968 ; Held J. S., Posner D., 17th and 18th century art: baroque painting, sculpture, architecture, N.Y.,1971; I Trionfi del Barocco.Architettura in Europa 1600-1750. A cura di H.Millon. Milano.1999.

Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий - с конца 16 до середины 18 века.

К отличительным чертам данного стиля относятся напыщенность, торжественность и парадность. Причем барокко охватывает не только художественное творчество, литературу и живопись, но и образ мышления человека, его существования, а также в какой-то мере и науку.

Произведения данного времени экспрессивны и выразительны, им присуща изощренность форм, создание иллюзорного пространства, а также причудливая игра тени и света.

Эпоха барокко дала жизнь науке. Именно в это время начинают свое развитие биология, анатомия, физика и химия, другие дисциплины. Ранее их изучение жестоко каралось служителями церкви.

Войны, эпидемии различных болезней, таких как чума и оспа, различные привели к тому, что человек чувствовал себя незащищенным и растерянным. Его будущее было неопределенным. Все больше и больше умы охватывали различные суеверия и страхи. В это же время церковь раскалывается на два религиозных лагеря - протестантов и католиков, что также порождает немало склок и баталий.

Все это приводит к новому пониманию Господа как Творца мироздания. Бог рассматривался лишь как создатель насущного, человек же управлял живым и неживым.

Эпоха барокко также характеризуется активной колонизацией - образовываются английские поселения в Старом и Новом Свете.

Архитектура того времени богата колоннадами, изобилием различных украшений на фасадах и в интерьере. Также преобладают многоярусные купола сложной, многоуровневой структуры. К наиболее известным архитекторам того времени относятся Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерна, Николай Султанов.

В живописи этой эпохи преобладают религиозные и мифологические мотивы, а также парадные портреты. Довольно часто на картинах изображалась Мадонна, окруженная ангелами. Наиболее эпохи барокко - Микеланджело Меризи, Иасенто Риго, Питер Пауль Рубенс.

Именно в это время зарождаются такие как опера, фуга. Музыка становится более экспрессивной. Композиторы эпохи барокко - Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Джованни Габриели. Как видно, много выдающихся личностей творило в то время.

Эпоха барокко - одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и литературе, музыке, живописи, архитектуре. Формируются новые взгляды на религию и человека. Возникают новые направления в науке. Несмотря на некую напыщенность, этот период подарил мировой культуре множество памятников культуры, кои высоко ценятся и в наше время. Имена мастеров и деятелей искусства эпохи барокко до сих пор гремят на весь мир.

Закономерным продолжение этого стиля стал рококо, сформировавшийся в первой половине 18 века. Ему удалось сохранить свои позиции вплоть до конца 18 столетия.

Барокко Барокко

(итал. barocco, букв. - причудливый, странный), один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI - середины XVIII вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий) и получило наибольшее распространение в странах, где особенно активную роль играла феодально-католическая реакция. Тесно связанное с аристократическими кругами и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем ограничивать барокко рамками контрреформации и феодальной реакции неосновательно. В искусстве барокко нашли косвенное отражение и антифеодальный протест и национально-освободительные движения народов против монархической тирании, вносивших в него подчас струю демократических бунтарских устремлений. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.

В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.). В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. В Италии - на родине барокко - отдельные его предпосылки и приёмы проявились в XVI в. в станковой и декоративной живописи Корреджо, проникнутом демократическим бунтарством творчестве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны. Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписей Дж. Б. Тьеполо. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании в XVII в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х. Б. де Эрреры, в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса. В XVIII в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в "ультрабарокко" стран Латинской Америки). Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч), и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья архиткторов Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Понятие "барокко" иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., в том числе на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например, нарышкинское барокко, или "московское барокко", в русском зодчестве конца XVII в., см. Нарышкинский стиль). Во многих странах Европы в XVII в. сложились и яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д. Веласкеса в Испании, Ф. Халса, Я. Вермера Делфтского, Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко.

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (см. Петродворец), Царского Села (см. Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптура Б. К. Растрелли и др.).

Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине XVIII в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.





П. П. Рубенс. "Поклонение волхвов". 1624. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.










Литература: Г. Вельфлин, Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ, 1913; его же, Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М., 1930; ИРИ, т. 5, М., 1960; ВИИ, т. 4, М., 1963; Русское искусство барокко, М., 1977; Weisbach W., Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien, (2 Aufl.), В., 1929; Windfuhr M., Die Barocke Bildlichkeit und ihre Kritiker, Stuttg., (1966); Bialostocki J., Barock-Stil, Epoche, Haltung, Dresden, 1966; Held J. S., Posner D., 17th and 18th century art; baroque painting, sculpture, architecture, N. Y., 1971; Heimbьrger M., Architettura, scultura e arti minori nei barocco italiano, Firenze, 1977; Martin J. R., Baroque, N. Y.-(a. o.), 1977; Hansmann W., Baukunst des Barock, Kцln, 1978.

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

баро́кко

(от итал. barocco – причудливый, странный), художественный стиль, занимавший ведущее положение в европейском искусстве с кон. 16 до сер. 18 в. Зародился в Италии. Термин был введён в кон. 19 в. швейцарскими искусствоведами Я. Буркхардтом и Г. Вёльфлином. Стиль охватил все виды творчества: литературу, музыку, театр, но особенно ярко проявился в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах. На смену ренессансному ощущению ясной гармонии мироздания пришло драматическое понимание конфликтности бытия, бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной изменчивости окружающего мира, власти над человеком могучих природных стихий. Выразительность барочных произведений часто построена на контрастах, драматических столкновениях возвышенного и низменного, величественного и ничтожного, прекрасного и безобразного, иллюзорного и реального, света и тьмы. Склонность к сочинению сложных и многословных аллегорий соседствовала с предельной натуралистичностью. Барочные произведения искусства отличались избыточностью форм, страстностью и напряжённостью образов. Как никогда ранее, было сильно ощущение «театра жизни»: фейерверки, маскарады, страсть к переодеваниям, перевоплощениям, всевозможные «обманки» вносили в жизнь человека игровое начало, небывалую зрелищность и яркую праздничность.


Мастера эпохи барокко стремились к синтезу различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), к созданию ансамбля, в который часто включались элементы живой природы, преображённые фантазией художника: вода, растительность, дикие камни, продуманные эффекты естественного и искусственного освещения, что вызвало расцвет садово-парковой архитектуры . В барочных постройках сохранилась структура архитектурного ордера, но вместо ясной упорядоченности, спокойствия и размеренности, свойственных классике, формы стали текучими, подвижными, приобрели сложные, криволинейные очертания. Прямые линии карнизов «разрывались»; стены дробились собранными в пучки колоннами и обильными скульптурными украшениями. Здания и площади активно взаимодействовали с окружающим пространством (Д. Л. Бернини . Ансамбль площади собора Св. Петра в Риме, 1657-63; церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме, 1653-58; Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, 1634-67; Г. Гварино. Церковь Сан-Лоренцо в Турине, 1668–87).
Для скульптуры барокко характерна особая осязательность, вещественность в трактовке форм, виртуозная, доходящая до иллюзорности, демонстрация фактуры изображаемых предметов, использование различных материалов (бронза, позолота, разноцветные мраморы), контрасты света и тени, бурные эмоции и движения, патетика жестов и мимики (Д. Л. Бернини, братья К. Д. и Э. К. Азам).


Барочной живописи свойственны монументальность и эффектная декоративность, соседство идеально возвышенного (братья Каррачи , Г. Рени, Гверчино) и приземлённо обыденного (Караваджо ). Наиболее полно барочные принципы проявились в пышных парадных портретах (А. Ван Дейк , Г. Риго); в роскошных натюрмортах, являвших изобильные дары природы (Ф. Снейдерс ); в аллегорических композициях, где фигуры правителей и вельмож соседствовали с изображениями античных богов, олицетворявших добродетели портретируемых (П. П. Рубенс ). Яркий расцвет переживала плафонная (потолочная) живопись (фрески церкви Сант-Иньяцио в Риме А. дель Поццо, 1685-99; плафон палаццо Барберини в Риме П. да Кортона, 1633-39; росписи палаццо Лабиа в Венеции Дж. Б. Тьеполо , ок. 1750 г.). Барочные плафоны создавали иллюзию исчезновения крыши, «прорыва» в небеса с клубящимися облаками, куда уносились в стремительном красочном водовороте толпы мифологических и библейских персонажей. Соприкосновения со стилистикой барокко обнаруживает творчество крупнейших мастеров 17 в.: Д. Веласкеса, Рембрандта , Ф. Халса и др.
В России элементы барокко появились позднее, чем в Европе, – во второй пол. 17 в. – в росписях ярославских церквей, в декоративно прикладном искусстве, в постройках т. н. нарышкинского барокко , традиции которого развил в своём творчестве И. П. Зарудный («Меншикова башня» в Москве, 1704-07). Активное проникновение стиля в русскую культуру происходит с началом петровских преобразований в первые десятилетия 18 в.; в 1760 е гг. барокко сменяется классицизмом . По приглашению Петра I в Россию приезжает множество иностранных мастеров: архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти, скульпторы Н. Пино, Б. К. Растрелли , живописцы И. Г. Таннауэр , Л. Каравак , гравёры А. Шхонебек, П. Пикар и др.


В соответствии с личными вкусами Петра, приезжие и отечественные художники ориентировались в основном на более сдержанный вариант барокко, сложившийся в Голландии; русскому искусству осталась чуждой мистическая экзальтация произведений итальянских мастеров. В России барокко соседствовало (а часто и переплеталось) не с классицизмом, как это было в Европе, а с нарождавшимся рококо . Ведущим жанром живописи стал портрет. Стилистика барокко пронизывала всю систему оформления праздников и торжеств начала 18 в., сложившуюся в царствие Петра I (иллюминации, фейерверки, возводившиеся из временных материалов триумфальные арки , обильно украшавшиеся декоративной живописью и скульптурой). Ведущим барочным скульптуром в России был итальянец Б. К. Растрелли. В его портретах и памятниках торжественная приподнятость образа, сложность пространственной композиции сочетаются с ювелирной тонкостью в исполнении деталей («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1741). Яркий образец барочного натурализма – созданная Растрелли «Восковая персона» Петра I (1725).
В русской живописи Петровской эпохи (И. Н. Никитин , А. М. Матвеев ) влияние барокко ощущается в особой приподнятости, повышенной внутренней энергии портретных образов.


Расцвет барокко в России пришёлся на царствование Елизаветы Петровны (1741-61). Самым ярким воплощением стиля в архитектуре стали торжественные, полные жизнеутверждающего пафоса постройки, созданные Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец, 1732-33; дворцы М. И. Воронцова, 1749-57, и С. Г. Строганова, 1752-54, в Санкт-Петербурге). В грандиозных садово парковых ансамблях в Петергофе (1747-52) и Царском Селе (1752-57) в полной мере воплотился синтез архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного и ландшафтного искусства. Яркие – голубые, белые, золотые – краски дворцовых фасадов; водные каскады и фонтаны в парках с их неумолчным шумом и непрестанным движением падающей воды, отражающей днём солнечные блики, а ночью призрачные огни фейерверков, – всё создавало праздничное зрелище. В церковной архитектуре Растрелли соединились традиции европейского барокко и древнерусского зодчества (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, 1748-54). Ведущими барочными архитекторами середины 18 в. были также С. И. Чевакинский, работавший в Санкт-Петербурге (Никольский военно-морской собор, 1753-62), и Д. В. Ухтомский, строивший в Москве (Красные ворота, 1753-57).
В плафонной живописи самыми признанными мастерами были итальянцы Д. Валериани и А. Перезинотти, успешно работавшие также в жанре театрально-декорационного искусства. В творчестве русских мастеров ведущим жанром оставался портрет. В произведениях А. П. Антропова барокко воплотилось в насыщенных мощью и силой образах портретируемых, контрасте внутренней энергии и внешней неподвижности, застылости, в натурной достоверности отдельных, тщательно выписанных деталей, в яркой, декоративной красочности.
Русская гравюра эпохи барокко (А. Ф. Зубов ) сочетала рационализм, деловитость с эффектностью в изображении морских сражений, торжественных шествий, парадных видов новой столицы России. Гравёры сер. 18 в. часто обращались к городскому пейзажу (парадные виды Санкт-Петербурга, выполненные по оригиналам М. И. Махаева), а также к научной, познавательной тематике (художественное исполнение архитектурных планов, географических карт, проектов декоративного оформления триумфальных ворот, фейерверков и иллюминаций, учебных пособий, атласов и книжных иллюстраций). В этих графических произведениях сочетались документальная тщательность в изображении мельчайших деталей и обилие декоративных элементов – картушей с надписями, виньеток, богатой и обильной орнаментики.
Стилистика барокко с его динамичными формами, контрастами и беспокойной игрой светотени вновь оживает в эпоху романтизма.