Где родился ростропович. Сведения об институте. Участие в жюри конкурсов

М стислав Ростропович начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года, а на виолончели - в восемь. В 19 лет он уже солировал в оркестре Московской филармонии, а в 21 преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. Ростропович был знаменит не только как музыкант, но и как обществен­ный деятель: в своем доме он приютил писателя-диссидента Александра Солженицына , а во время августовского путча 1991 года виолончелист защищал Белый дом в Москве.

«Большое мелодическое дарование» Мстислава Ростроповича

Мстислав Ростропович родился в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать - пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец - ни у кого другого брать уроки он не хотел.

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы - мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского . Он хотел научиться профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

Пианист Святослав Рихтер и виолончелист Мстислав Ростропович. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Народные артисты СССР Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер. 1968 год. Фотография: Михаил Озерский

Виолончелист Мстислав Ростропович и дирижер Тояма Юдзо. Россия, Москва. Фотография: Владимир Акимов

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями» .

Виртуоз, наставник, аккомпаниатор

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета - композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях . Музыкант проработал здесь 26 лет - многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них - Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру - так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение. Вернувшись из Праги, Вишневская рассталась со своим супругом, директором Ленинградского Театра оперетты Марком Рубиным, и связала свою жизнь с «человеком из оркестра» Мстиславом Ростроповичем. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Фотография: Stanley Wolfson

Виолончелист Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Оперная певица Галина Вишневская и ее муж, всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович, дома с дочерьми. Россия, Москва. Фотография: Шоломович

К 1960-м годам виолончелист вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях - Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».

Мстислав Ростропович

Опальный виолончелист

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову , уничтожали Осю Бродского , с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали...» Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют широкодумным порывом, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление» .

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра , лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.Народный артист СССР Мстислав Ростропович (на дирижерском месте) репетирует с оркестром ГАБТ СССР оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Россия, Москва. Фотография: Леон Дубильт

Виолончелист Мстислав Ростропович и английский композитор Бенджамин Бриттен после концерта в Большом зале Московской консерватории. Россия, Москва. Фотография: Михаил Озерский

Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева , Дмитрия Шостаковича , Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Ростропович умер в 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Виолончелист, педагог, дирижер, композитор, общественный деятель

Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945, 1-я пр.)
Лауреат Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Праге (1947,1-я пр.) и в Будапеште (1949, 1-я пр.)
Лауреат Международного конкурса виолончелистов им. Г. Вигана (Прага, 1950, 1-я пр.)

Лауреат Сталинской премии (1951)
Лауреат Ленинской премии (1964)
Лауреат Государственной премии РФ (1995)
Лауреат премии им. Альберта Швейцера (США, 1985)
Лауреат премии «Полярная звезда» (Швеция, 1995) и многих других

Сын виолончелиста Леопольда Витольдовича Ростроповича (1892-1942), окончившего Петербургскую консерваторию по классу А. В. Вержбиловича с золотой медалью. Первые годы жизни Ростроповича связаны с Баку, где отец, тогда профессор Азербайджанской консерватории много выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. В 4 года сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы им. Гнесиных. В 13-летнем возрасте исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели К. Сен-Санса в г. Славянске.

С 1943 года был студентом Московской консерватории по классам виолончели (у С. М. Козолупова) и композиции (у В. Я. Шебалина). Под руководством Д. Д. Шостаковича изучал курс инструментовки. Необычайную одаренность молодого музыканта в те годы отмечали не только его наставники, но и Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян. В 1946 году блестяще закончил консерваторию (имя Ростроповича занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). В 1947 году, будучи аспирантом, исполнил малоизвестный тогда Первый концерт для виолочели с оркестром С. С. Прокофьева.

Концертная деятельность

С огромным успехом концертировал в СССР (города Сибири, Заполярья, Дальнего Востока), а также во всех союзных республиках и во многих странах мира. Выступления Ростроповича на фестивалях в Праге, Будапеште и особенно на Международном конкурсе виолончелистов им. Г. Вигана стали сенсационными. Диапазон выразительных возможностей артиста, его репертуар стремительно расширялись. В сложившиеся традиции исполнения виолончельных шедевров И. С. Баха и Л. ван Бетховена внес много нового (трактовка музыкальных образов, драматургии и т. д.). В 1949-1950 впервые исполнил (с С. Т. Рихтером) сонаты для виолончели и фортепиано Мясковского и Прокофьева (посвящены Ростроповичу). В 1951 году за 2 вечера исполнил все Сюиты Баха для виолончели соло, через 2 года — 5 сонат Бетховена (также с Рихтером). Внес исключительный вклад в процесс создания Прокофьевым Симфонии-концерта ор. 125 (впервые сыграл ее в Копенгагене, 1954). Среди выдающихся достижений Ростроповича — исполнение им концертов Шостаковича для виолончели с оркестром ор. 107 (1959) и ор. 126 (1966). Активно выступал в составе фортепианного трио с Э. Г. Гилельсом и Л. Б. Коганом. В 1960-е годы за короткий срок Ростроповичем были осуществлены не имевшие тогда аналогов масштабные концертные циклы, представлявшие собой широкую панораму музыки для виолончели (сочинения А. И. Хачатуряна и К. С. Хачатуряна, А. Жоливе, Д. Б. Кабалевского, А. Соге, М. С. Вайнберга, Л. Пипкова, В. Я. Шебалина, Ю. А. Левитина, У. Пистона, П. Фосса, Е. К. Голубева, В. Лютославского, Л. К. Книппера и мн. др., большинство сочинений посвящено Ростроповичу).

Искусство Ростроповича вызвало к жизни появление сочинений для виолончели в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где ранее интерес к этому инструменту практически отсутствовал. В те же годы возникла творческая дружба с Б. Бриттеном. Композитор, до того не обращавшийся к сольной виолончели, за короткий срок создал для нее ряд значительных сочинений (Симфония-концерт, Соната для виолончели и фортепиано, 3 сюиты для виолончели соло). Огромный художественный резонанс вызывали также совместные выступления Ростроповича с певицей Г. П. Вишневской (женой; исполнял партию фортепиано.). Новизна интерпретации известных вокальных шедевров стимулировала появление новых (вокальные циклы Шостаковича, Бриттена).

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. Через 6 лет под его руководством в Большом театре была осуществлена новая постановка оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, позднее — оперы «Война и мир» Прокофьева. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. продолжал активную исполнительскую деятельность.

С 1974 года Ростропович жил в США; в 1978 году за право-защитную деятельность Ростропович и Вишневская были лишены гражданства СССР, в 1990 году гражданство было восстановлено. В 1977-1994 годы возглавлял Национальный симфонический оркестр США (Вашингтон). В 1990 году предпринял с этим оркестром турне по России.

Педагогическая деятельность

Преподавать начал в 1947 году в ЦМШ, будучи аспирантом. С 1948 года — ассистент Козолупова в Московской консерватории, вскоре получил собственный класс, с 1960 года — профессор. С 1961 года возглавил кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории (в 1961-1966 заведующий кафедрой виолончели). Не порывая связей с традициями школы Козолупова, в своей системе преподавания многое унаследовал от отца, особенно в вопросах воспитания и развития артистической фантазии ученика. Педагогический облик Ростроповича отмечен меткостью афоризмов, смелостью ассоциаций, выразительностью жестов, неповторимостью личного показа. При кажущейся импровизационности урока всегда присутствовала скульптурно-точная форма его построения, опирающаяся на пропорциональность периодов «показа» и «слушания».

В 2002 году вошел в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Народный артист СССР (1966)

Член Академии наук и искусств США, Академии «Санта-Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Великобритании, Королевской академии музыки Швеции, Баварской академии изящных искусств, Академии Франции («Сорок бессмертных»)
Был президентом Эвианского фестиваля (Франция)

Обладатель докторских степеней 36 университетов, институтов, консерваторий, музыкальных академий и высших музыкальных школ различных стран мира.

Почетный профессор Ленинградской, Ереванской, Московской (1993) консерваторий, Кубинской национальной консерватории
Почетный член Дома Бетховена (Германия, Бонн), Королевского музыкального колледжа (Великобритания)
Почетный председатель Нью-Йоркского общества виолончелистов и др.

Награжден высшими государственными наградами СССР и РФ

Удостоен титула «Сэр Королевства Великобритании»
Награжден золотыми медалями более 20 городов
Обладатель «Золотых ключей» 8 городов, почетный гражданин 15 городов мира
Кавалер ордена Почетного легиона, командор Ордена литературы и искусств Франции, командор ордена «Феникс» (Греция)
Награжден орденом Искусств и литературы Швеции, Командорским крестом Ордена за заслуги (ФРГ) и др. (свыше 24)
Обладатель золотых медалей Королевского филармонического общества Великобритании, Римской Академии «Санта-Чечилия», «Виотти д"Оро», а также медалей Международного конгресса памяти Андрея Сахарова «Мир, Прогресс и Права человека» (1991); Фонда американско-российского культурного сотрудничества (США), «Защитнику свободной России» (1991) и др.

Участие в жюри конкурсов

Председатель жюри Международного конкурса виолончелистов им. П. И. Чайковского (1962, 1966, 1970). Основал Международный конкурс виолончелистов М. Ростроповича (Франция), Благотворительный фонд поддержки молодых музыкантов России, Музыкально-педагогический институт им. Л. и М. Ростроповичей в Оренбурге.

Ученики:

Среди учеников: М. Абрамян, Т. Габарашвили, К. Георгиан, Д. Герингас, Н. Гутман, М. Майский, А. Никитин, Б. Пергаменщиков, Э. Тестелец, Ю. Фалик, М. Чайковская, Н. Шаховская, а также С. Апполин (ЧССР), Ж. Дю Пре (Великобритания), Л. Г. Ренар (Мексика), Р. Сухецкий (Польша), П. Циммерман (ГДР).

Сочинения

Литература о данном педагоге:

  • Музыкальная энциклопедия. Т. 4
  • Московская консерватория. 1866-1966 / Редколлегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М., 1966.
  • Козолупов С. Мстислав Ростропович // Советское искусство. 1946. 11 мая
  • Гинзбург Л. М. Л. Ростропович // Советская музыка. 1954. № 1;
  • Гайдамович Т., Книппер Л. Зрелость артиста // Советская музыка. 1957. № 3;
  • Блок В. Концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1958. № 21-22;
  • Сабинина М. Сольные концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1961. № 2;
  • Берлинский В. Два концерта М. Ростроповича // Советская музыка. 1961. № 2;
  • Гусман И. Дирижерские дебюты Д. Шостаковича и М. Ростроповича // СК. 1962 № 138;
  • Мильман М. Сонатный вечер М. Ростроповича и С. Рихтера // Советская музыка. 1962. № 4;
  • Медведев А. Три века виолончели (концертный цикл М. Ростроповича) // Музыкальная жизнь. 1963. № 22;
  • Гайдамович Т. Личная тема — современность // Музыкальная жизнь. 1964. № 12;
  • Шостакович Д. Красота души человеческой // Комсомольская правда. 1964. 10 марта;
  • Юдин Г. Звучит музыка Шостаковича, и оперой дирижирует Ростропович // СК. 1967. № 136;
  • Гайдамович Т. В классе Ростроповича // Советская музыка. 1968. № 1
  • Гайдамович Т. Мстислав Ростропович. М., 1969;
  • Золотов А. Два вечера с Ростроповичем // Известия. 1990. 15 февр.;
  • Хентова С. Ростропович. СПб., 1993;
  • Грум-Гржимайло Т. Ростропович и его современники. В легендах, былях и диалогах. М., 1997 и др.

Сегодня имя Мстислава Ростроповича - это имя одного из величайших академических музыкантов XX века. Он не только обладал уникальным исполнительским талантом, но и был принципиальным человеком, выступившим против политики тоталитарной системы СССР. За это Ростропович был выслан из страны. На западе он сделал карьеру мирового масштаба, после чего вернулся на родину, когда коммунизм уже пал.

Детство

Будущий дирижер и виолончелист Мстислав Ростропович родился 1927 года в Баку. Его родители и деды были музыкантами, поэтому будущее ребенка определилось еще до того, как он появился на свет. В 1932-1937 гг. Ростропович учился в школе имени Гнесиных в Москве. Это было одно из самых лучших музыкальных образовательных учреждений страны.

С наступлением войны в столице началась массовая эвакуация мирного населения. Попал в нее и 14-летний Ростропович. Биография дирижера оказалась связана с городом Чкаловым (Оренбургом). В эвакуации умер отец Мстислава, и подросток стал фактическим главой семьи. В возрасте пятнадцати лет он начал преподавать в местном музыкальном училище и таким образом кормил родственников.

Тогда же появились первые самостоятельные произведения, которые написал Ростропович. Биография начинающего композитора ознаменовалась созданием поэмы для виолончели, фортепианного концерта и прелюдии для фортепиано. В годы войны музыкант стал гастролирующим артистом. Он выступал вместе с оркестром Малого театра, исполняя произведения Чайковского. Также Ростропович давал концерты в воинских частях, госпиталях, райцентрах и колхозах.

Образование

В 16 лет одаренный исполнитель поступил в столичную Московскую консерваторию, где он стал учиться искусству игры на виолончели и композиторским навыкам. Его преподавателем оказался Семен Козолупов. Он сразу заметил тот потенциал, который скрывал в себе Ростропович. Биография музыканта могла пойти иначе, если бы он не оказался во внимательных и требовательных руках Козолупова.

В консерватории Ростропович познакомился с Шостаковичем и показал ему партитуру собственного фортепианного концерта, а также для наглядности исполнил его. Дмитрий Дмитриевич оценил старания молодого ученика и предложил ему заниматься индивидуально для усовершенствования композиторских умений.

Однако в дальнейшем Ростропович так и не стал сочинять собственную музыку. Причина была проста. Когда он впервые услышал восьмую симфонию Шостаковича, произведшую на него колоссальное впечатление, виолончелист решил махнуть рукой на свое композиторское будущее, поняв, что он все равно никогда не достигнет уровня мэтра. Возможно, это и было юношеским преувеличением, но свое решение Ростропович принял. Время показало, что он сделал правильный выбор, так как весь мир запомнил его как уникального и неподражаемого исполнителя.

Преподаватель

В 1945 году проходил очередной Всесоюзный конкурс молодых музыкантов. I премию на нем получил Мстислав Ростропович. Биография виолончелиста ознаменовалась первой наградой, хотя в течение жизни он получил их еще великое множество. Этот успех позволил студенту второго курса сразу перейти на пятый. В 1950 году молодой исполнитель победил на конкурсе имени Гануша Вигана, проходившем в Праге.

На тот момент он уже окончил консерваторию и аспирантуру. Ростропович быстро стал ярким и завидным преподавателем. 26 лет он работал в Московской консерватории и еще 7 лет - в Ленинграде. За три десятилетия Мстислав Ростропович выучил множество профессионалов мирового уровня. Среди них были Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Иосиф Фейгельсон, Сергей Ролдугин, Давид Герингас, Марис Виллеруш, Иван Монигетти и т. д. Многие из этих воспитанников позже сами стали профессорами самых престижных музыкальных академий по всему миру.

Творчество Ростроповича

Чем запомнился как исполнитель Мстислав Ростропович? Музыкант выступал с огромным репертуаром произведений. Его творчество можно разделить на две группы. Во-первых, Ростропович был виолончелистом (ансамблистом и солистом), а во-вторых - симфоническим и оперным дирижером. Его талант был признан повсеместно - около 60 лучших композиторов мира написали произведения специально для Мстислава Леопольдовича. Он первым исполнил больше сотни виолончельных произведений и дал еще порядка 70 премьер с оркестром. В качестве дирижера Ростропович дебютировал в 1957 году, когда под его чутким руководством в Большом театре с аншлагом прошел «Евгений Онегин» Чайковского. Это был оглушительный успех.

В советский период своей карьеры виолончелист Ростропович гастролировал по всему СССР. Также он выступал как камерный музыкант в ансамбле с Давидом Ойстрахом и Женой исполнителя стала оперная певица Галина Вишневская. Ростропович часто выступал вместе с ней на одной сцене, аккомпанируя своей супруге. В 1951 году дирижер получил в 1965-м - Ленинскую, а в 1966-м стал

Защита Солженицына

Мстислав Ростропович, личная жизнь которого была связана со множеством друзей, не боялся защищать их перед тоталитарным государством, даже если ему приходилось рисковать своим положением. В 1969 году композитор приютил на своей даче опального писателя Александра Солженицына. К тому времени осталась в прошлом и брежневская власть начала травить автора «Одного дня Ивана Денисовича» и других популярных лагерных произведений.

Музыкант не только укрыл у себя Солженицына, но и написал в защиту него открытое письмо, которое послал в главную советскую газету «Правда». После этого виолончелист Ростропович столкнулся с множеством проблем. Власти не давали ему выступать с крупными оркестрами и не позволяли гастролировать за рубежом. Пресса стала игнорировать виолончелиста. Фактически он стал для советского государства маргиналом и непримиримым врагом.

Жизнь в США

В 1974 году Мстислав Ростропович и его супруга Галина Вишневская были высланы из СССР. В 1978-м их лишили советского гражданства. Вся история опалы великого музыканта началась с открытого письма в «Правду». Уже после падения коммунизма и возвращения в демократическую Россию Ростропович в одном из интервью сказал, что считает тот жест в защиту Солженицына лучшим поступком в своей жизни, так как именно он примирил дирижера с собственной совестью.

После выезда из Советского Союза музыкант со своей семьей в основном жил в США. Он был отцом двух дочерей. Ольга и Елена Ростропович родились в 50-е годы и покинули родину детьми. В 1977-1994 гг. дирижер руководил Вашингтонским национальным симфоническим оркестром. Раз в четыре года этот коллектив играл на церемонии инаугурации президента США. Также Ростропович регулярно выступал на праздничных концертах, посвященным Дню независимости 4 июля. Кроме того, он гастролировал по всему миру. По приглашению он выступал с главными оркестрами Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Японии и т. д.

Мировая звезда

Свое 60-летие Ростропович встретил в Вашингтоне. В 1987 году по случаю этой даты в американской столице прошел Первый всемирный конгресс виолончелистов. Тогда же Рональд Рейган вручил дирижеру высшую государственную награду - медаль Свободы. Ростроповича навестила даже королева Великобритании Елизавета II.

Музыкант был по характеру человеком экстравертным и жизнелюбивым. За годы головокружительной славы за рубежом он обзавелся колоссальным количеством высокопоставленных друзей и приятелей. На его юбилеи съезжался весь мировой музыкальный бомонд. Друзьями Ростроповича были Пикассо, Шагал, Дали, Галич и Бродский. В 1994 году, когда дирижер объявил об окончании сотрудничества с Вашингтонским национальным симфоническим оркестром, он провел грандиозный гала-концерт. Благодарственные письма Ростроповичу отправили все американские президенты, с которыми он познакомился на своем «посту»: Картер, Рейган, Буш-старший и Клинтон.

Музыкант и гражданин

На Западе Ростропович стал известен не только как непревзойденный музыкант, но и как борец за права человека. Он часто выступал с концертами в особенно проблемных регионах мира. Например, в 1989 году маэстро сыграл одну из виолончельных сюит Баха у Берлинской стены. В 1974-м он стал обладателем награды, присужденной ему Лигой прав человека.

Тем временем обстановка в мире менялась. В СССР к власти пришло новое руководство, вставшее на путь реформ. В 1990 году Михаил Горбачев отменил постановление, по которому Ростроповича и Вишневскую лишили гражданства, наград и почетных званий. Однако музыкант захотел остаться «гражданином мира». Он не принял обратно советское гражданство, а позже и российское. В 1991 году, когда на последнем вздохе советской системы реакционеры устроили путч ГКЧП, Ростропович специально из Парижа прилетел в Москву и присоединился к толпе, защищавшей Белый дом.

Продолжение карьеры

В девяностые и нулевые года исполнитель продолжал активно гастролировать. Виолончель Ростроповича звучала в крупнейших городах мира. Как дирижер он выступал с «Пиковой дамой» в Сан-Франциско, с «Царской невестой» - в Монте-Карло, с «Леди Макбет» - в Мюнхене. Музыкант вновь начал давать концерты в России. В 1996 году он выступил в Большом театре с «Хованщиной».

Ростропович часто записывал концерты для радио. В 2003 году он получил свою очередную премию «Грэмми». На этот раз она была почетной - за «жизнь в записях» и «экстраординарную карьеру». Всего Мстислав Леопольдович становился лауреатом премии «Грэмми» пять раз. На протяжении всей его карьеры критики отмечали артистизм, эмоциональность, вдохновенность и филигранную красоту игры маэстро.

Фонд и фестиваль Ростроповича

В качестве преподавателя дирижер в 2004 году открыл школу в Валенсии, где учили высшему музыкальному мастерству. Организаторские способности виолончелиста проявлялись в его кипучей деятельности и создании новых фестивалей. Такие мероприятия позволяли открывать для всего мира новые молодые имена талантливых исполнителей. Сегодня в память о великом музыканте каждый год проходит фестиваль Ростроповича.

Дирижер стал президентом собственного фонда. Его средства шли на помощь одаренным студентам. Благодаря ему в России появились новые стипендии и гранты для детей-музыкантов. Сегодня музыкальный фонд покойного отца возглавляет Ольга Мстиславовна Ростропович.

Помощь медицине

Как благотворитель Ростропович стал известен еще и своими проектами по помощи лечебным учреждениям России. Этой деятельностью занимался и занимается «Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича». Сегодня его возглавляет дочь исполнителя Елена Ростропович.

В 2000 году организация начала реализовывать программу по вакцинации детей против гепатита B. На тот момент это было первое подобное начинание после распада СССР.

Смерть

В 2006 году в средствах массовой информации появилась информация об ухудшении здоровья Мстислава Леопольдовича. Музыкант перенес операцию, проведенную в швейцарской Женеве. В декабре дирижера госпитализировали после возвращения в Москву из Воронежа.

В больнице он провел три месяца. Вскоре после выписки в марте маэстро отметил 80-летний юбилей. Его заслуженно поздравили самые знаменитые коллеги по музыкальному цеху, политики, общественные деятели и старые друзья. Само празднование прошло в Московском Кремле. Вскоре состояние Ростроповича вновь ухудшилось. 27 апреля 2007 года он скончался. После смерти легенды в Москве каждый год проходит музыкальный фестиваль Ростроповича.

Признание

Ростропович был членом Академии искусств Франции, Академии наук и искусств США, музыки Англии и т. д. В более чем 50 университетах музыкант стал профессором, а еще в десятках городов по всему миру - почетным гражданином. Франция наградила его орденами Почетного легиона, а Японская ассоциация искусств отметила творчество дирижера Императорской премией. Британские власти сделали Ростроповича почетным рыцарем.

В США музыкант получил Президентскую медаль, в Швеции - орден «Полярная звезда». Всего в его копилке были государственные награды из 29 стран. Накануне 80-летия Ростропович получил российский орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

    Мстислав Леопольдович Ростропович. РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (родился в 1927), российский виолончелист, дирижер. Ярко образный исполнительский стиль Ростроповича сочетает эмоциональную приподнятость с интеллектуальностью, исключительно… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927) российский виолончелист, дирижер. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 в эмиграции; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство… … Большой Энциклопедический словарь

    Виолончелист, дирижер, Народный артист СССР; родился 27 марта 1927 г. в г. Баку; окончил Московскую государственную консерваторию; с 1948 г. солист Московской филармонии, одновременно занимался музыкально педагогической деятельностью, являясь… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 27.3.1927, Баку), советский виолончелист, народный артист СССР (1966). Родился в семье музыканта. В 1946 окончил Московскую консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова, занимался композицией в классе В. Я. Шебалина (1943‒46). С 1948 … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1927), виолончелист, дирижёр, народный артист СССР (1966). Ученик С. М. Козолупова. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 живёт в США; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены… … Энциклопедический словарь

    Ростропович Мстислав Леопольдович - (род. 1927) виолончелист, дирижер, пианист, обществ. деятель. Учился игре на фортепиано, позднее на виолончели, композиции у отца, Л. В. Ростроповича. В 1946 окончил Моск. конс. по кл. виолончели у С. М. Козолупова, композиции у В. Я. Шебалина… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Ростропович, Мстислав Леопольдович - (р. 1927) почетный член РАО (2000; Отделение образования и культуры), профессор. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 468) См. также Российская академия образования (РАО) Ч33(2)7 8 … Педагогический терминологический словарь

    Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

    Мстислав Леопольдович Ростропович Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

Книги

  • , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович - великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…
  • Мстислав Ростропович. Любовь с виолончелью в руках , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович – великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…

, Дирижёр , Артист , Общественный деятель , Народный артист

- (1927-2007) , русский виолончелист, дирижер, народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РФ (1992). Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель.

Лондонская «Таймс» назвала его величайшим из живущих музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим Русским Призом «Слава/Gloria».

Это храм Христа Спасителя, как я рад… На памятной мраморной доске, где указаны все принимавшие участие в его строительстве, есть и мое имя - первое в списке. Для того, чтобы помочь выстроить храм, я три концерта дал бесплатно. Весь гонорар, все собранные деньги отдал на его восстановление. Так что я счастлив, что вижу его сейчас...

Ростропович Мстислав Леопольдович

Родился 27 марта 1927 в Баку. Музыкальная родословная берет начало из Оренбурга. Оба деда и родители – музыканты. В 15 лет уже преподавал в музыкальном училище, занимаясь у М.Чулаки, эвакуированного в годы войны в Оренбург. В 16 лет поступил в Московскую консерваторию в класс виолончелиста Семена Козолупова. Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945, когда он получил I премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов.

Международное признание пришло в 1950 после победы на конкурсе им. Гануша Вигана в Праге. После победы во Всесоюзном конкурсе студент консерватории Слава Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый. Затем в течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Его ученики – известные исполнители, многие из них впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира: Сергей Ролдыгин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский.

На формирование личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три композитора, Прокофьев, Шостакович и Бриттен. Его творчество развивалось в двух направлениях – как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера – оперного и симфонического. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. Он вдохновил многих крупнейших композиторов 20 в. на создание произведений специально для него. Шостакович и Прокофьев, Бриттен и Л.Бернстайн, А.Дютийе, В.Лютославский, К.Пендерецкий, Б.Чайковский – всего около 60 современных композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С.Рихтером, в трио с Э.Гилельсом и Л.Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с Г.Вишневской.

Музыка и христианство - это одно и то же.

Ростропович Мстислав Леопольдович

Дирижерскую карьеру начал в 1967 в Большом театре (дебютировал в Евгении Онегине П.Чайковского, затем последовали постановки опер Семен Котко и Война и мир Прокофьева). Однако жизнь на родине сложилась не совсем гладко. Он оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974. А в 1978 за правозащитную деятельность (в частности, за покровительство А.Солженицыну) он и его жена Г.Вишневская были лишены советского гражданства. В 1990 М.Горбачев издал указ об аннулировании Постановлений Президиума Верховного Совета о лишении их гражданства и о восстановлении снятых почетных званий. Многие страны предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он отказался, и не имеет никакого гражданства.

В Сан-Франциско исполнил (как дирижер) Пиковую даму, в Монте-Карло Царскую невесту. Участник мировых премьер таких опер, как Жизнь с идиотом (1992, Амстердам) и Джезуальдо (1995, Вена) А.Шнитке, Лолита Р.Щедрина (в Стокгольмской опере). Затем последовали постановки Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и др. городах. После возвращения в Россию дирижировал Хованщиной в редакции Шостаковича (1996, Москва, Большой театр). С оркестром Французского радио в Париже им были записаны оперы Война и мир, Евгений Онегин, Борис Годунов, Леди Макбет Мценского уезда.

В 1977–1994 – главный дирижер Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошел в число лучших оркестров Америки. Его приглашают самые известные оркестры мира – Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и др. стран.

Музыка - нематериальна. Музыка к человеку - приходит… И такой человек - гений. Его Господь создал для того, чтобы он страдал. А страдание делает человека красивым, сильным и невредимым для зла…

Ростропович Мстислав Леопольдович

Организатор собственных фестивалей, один из которых посвящен музыке 20 в. Другой – фестиваль виолончелистов в городе Бовэ (Франция). Фестивали в Чикаго были посвящены Шостаковичу, Прокофьеву, Бриттену. Множество фестивалей Ростроповича состоялось в Лондоне. Один из них, посвященный Шостаковичу, длился несколько месяцев (все 15 симфоний Шостаковича с Лондонским симфоническим оркестром). На Нью-йоркском фестивале исполнялась музыка композиторов, которые посвятили ему свои произведения. Принимал участие в фестивале «Дни Бенджамина Бриттена в Петербурге» к 90-летию со дня рождения Бриттена. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов имени Пабло Казальса во Франкфурте.

Открывает музыкальные школы, ведет мастер-классы. С 2004 возглавляет Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Под его покровительством с 1998 проводится Международный конкурс по композиции «Мастерпрайз», который является совместной работой BBC, Лондонского симфонического оркестра и «ЭМИ Рекордз». Конкурс задуман как катализатор более близкого соединения почитателей серьезной музыки и современных композиторов.

Сыграл тысячи концертов в концертных залах, на фабриках и заводах, в клубах и королевских резиденциях (в Виндзорском дворце, концерт в честь 65-летия королевы Испании Софии и т.п.).

Каждого гения при жизни ругают. Только сейчас, в старости, стало для меня ясно - почему. Гения могут ругать, справедливо порой, потому что его не понимают. Это удел всех больших людей, им очень трудно жить и творить. Мы настолько ниже их по интеллекту, таланту, интуиции, что действительно их можем не понимать. А потом… Сейчас уже никто не ругает Бетховена, правда? И Моцарта, и Пикассо, и Дали… А ведь они тоже страдали от непонимания…

Ростропович Мстислав Леопольдович

Безупречное техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура, драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорит он.

Известен и своей благотворительной деятельностью: он президент «Благотворительного фонда Вишневской – Ростроповича», который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации. В 2000 фонд начал проводить в России программу по детской вакцинопрофилактике. Президент носящего его имя фонда помощи одаренным студентам музыкальных вузов, основал фонд помощи молодым музыкантам в Германии, стипендионный фонд для талантливых детей в России.

Широкую известность получили факты его выступления в 1989 у Берлинской стены, а также приезд в Москву в августе 1991, когда он присоединился к защитникам российского Белого дома. За усилия по защите прав человека ему было вручено несколько наград, среди которых ежегодная награда Лиги Прав Человека (1974). «Никому и никогда не удастся меня поссорить с Россией, сколько бы грязи на мою голову не лили», – сказал он. Одним из первых поддержал идею проведения в Нижнем Новгороде Международных фестивалей искусств имени А.Д.Сахарова, был гостем II и участником IV фестиваля.