Герои пьесы “Бедность не порок” А. Островского: краткая характеристика, анализ персонажей. Островский «Бедность не порок» – анализ Гордей торцов бедность не порок характеристика

Современная литература. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Корифеи. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Русский классицизм. В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин», «друг свободы». М.Ю.Лермонтов. Г.Р. Державин. Классика XX века. В.А.Жуковский. В.П.Астафьев «Царь-рыба». Муза мести и печали. «Герой нашего времени». Н.В.Гоголь. А.В.Вампилов «Старший сын». Цель урока: развитие интереса к художественной литературе.

«С.П.Сысой» - "О любви, судьбе и вечности, Тема ВОВ в творчестве С. П. Сысоя. Цветет черемуха. И вновь века промчатся над Вселенной. И запах крови, запах боли Смешался с запахами роз. "Мои молитвы и моя любовь". С. Сысой. Глава I. Семён Прохорович Сысой (1938 – 1998 г.г.). Но из строя не вышел никто, ни один, Ни один не остался в кустах. Глава II. Отчизна помнит поименно. Июнь сорок первого.

«Лицейская жизнь Пушкина» - 14 декабря был на Сенатской площади. Ю. Тыньянов «Пушкин», 1983. Лицейские годы. Близкий друг Пушкина. Судьба на вечную разлуку, Быть может, породила нас! Малиновский Иван Прозвище Казак. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей. Дельвиг гостил в Михайловском в апреле 1825 г. Прозвища Большой Жано, Иван Великий. Прозвище - Кюхля. Министр. Друг Пушкина.

«Урок литературы Грибоедов» - Отношение к свободе суждений. Экспозиция и завязка общественного конфликта. Действие 2 явление 2. Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине. Какие роды литературы вы знаете? Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий? Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина? Герои, необходимые для связи сценического действия. Служба в армии. Что называется комедией? Репетилов - от слова «повторять». Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы? Какова тема монолога? Объявление Чацкого сумасшедшим.

«Толстой Юность» - Каков, по-вашему, смысл толстовского призыва: «Верьте себе»? В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Вопрос: Нравственные проблемы повести.

«В.А.Жуковский баллада Светлана» - Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка. А.С.Пушкин. Символический характер пространства и времени. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил. В.А.Жуковский баллада «Светлана». Василий Андреевич Жуковский. Характерные признаки жанра баллады. Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет. Наличие фабульной основы.

>Характеристики героев Бедность не порок

Характеристика героя Гордей Торцов

­Гордей Карпыч Торцов - герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», богатый купец, отец Любови Гордеевны , брат Любима Карпыча . Имя этого персонажа говорит само за себя. Гордей Карпыч - человек гордый и заносчивый. После смерти отца он выбрал себе в наследство доходное заведение, а брату Любиму отдал деньгами и векселями. Любим Карпыч быстро промотал часть наследства в Москве, а оставшуюся часть доверил фабриканту Коршунову , который его впоследствии обманул. Гордей Карпыч, наоборот, не растерял наследство, а приумножил и очень этим кичился.

На протяжении всего произведения прослеживаются разные эмоциональные всплески Торцова. В первом и втором действии он выступает как злой и разгневанный хозяин. Все его вокруг раздражают, включая домочадцев и гостей. Он часто кричит на своего приказчика Митю . Выплачивая ему мизерное жалование, требует, чтобы тот купил себе кафтан подороже и не ходил к ним в гости в дешевых вещах. Поведение брата и вовсе считает оскорбительным, в то время, как Любим вынужден зарабатывать себе на хлеб шутовством. Жену свою считает необразованной невеждой и не скрывает этого.

Побывав в Москве, Гордей Карпыч решил, что ему место только в столице и в высших кругах. Теперь ничто русское ему не по нраву, а подавай только заграничное. Оттого он­ и водит дружбу с фабрикантом Африканом Савичем, который часто выпивает со своим английским директором. Однако он даже не подозревает, как хитер этот фабрикант и что именно он разорил его брата. Он даже готов отдать свою единственную дочь за этого богатого старика. К счастью, в третьем действии Любим Карпыч разоблачает Коршунова и свадьба отменяется. В этой части произведения читатель видит Гордея Карпыча с иной стороны. Это человек, способный признать свои ошибки и раскаяться. Он благодарит брата за то, что тот открыл ему глаза, и благословит дочь на брак с тем человеком, который ей мил.

Комедия в трех действиях


Посвящено Прову Михайловичу Садовскому.


Лица:

Гордей Карпыч Торцов , богатый купец. Пелагея Егоровна , его жена. Любовь Гордеевна , их дочь. Любим Карпыч Торцов , его брат, промотавшийся. Африкан Савич Коршунов , фабрикант. Митя , приказчик Торцова. Яша Гуслин , племянник Торцова. Гриша Разлюляев , молодой купчик, сын богатого отца. Анна Ивановна , молодая вдова.

Маша Лиза

подруги Любови Гордеевны.

Егорушка , мальчик, дальний родственник Торцова. Арина , нянька Любови Гордеевны. Гости , гостьи , прислуга , ряженые и прочие .

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время святок.

Действие первое

Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги.

Явление первое

Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича».

Егорушка (читает) . «Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне итти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался». Митя . Что, Егорушка, наши дома? Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться) . Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) «На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович»... (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел — все ругается. (Читает.) «Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду...» Митя . На кого же он сердит? Егорушка (опять зажимает) . На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя, и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) «С тем намерением, чтобы подступил под наш град». Митя (взглянув в окно) . Кажется, наши приехали... Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними. Егорушка (прячет сказку в карман) . Побежать наверх. (Уходит.)

Явление второе

Митя (один) . Эка тоска, господи!.. На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырех стенах!.. Всем-то я чужой, ни родных, ни знакомых!.. А тут еще... Ах, да ну! сесть лучше за дело, авось тоска пройдет. (Садится к конторке и задумывается, потом запевает.)

Красоты ее не можно описать!..
Черны брови, с поволокою глаза.

Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так что... ах!.. Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.)

Уж и где ж эта родилась красота...

Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!.. Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!.. (Закрывает лицо руками и сидит молча.)

Входит Пелагея Егоровна , одетая по-зимнему, и останавливается в дверях.

Явление третье

Митя и Пелагея Егоровна . Пелагея Егоровна . Митя, Митенька! Митя . Что вам угодно? Пелагея Егоровна . Зайди ужо вечерком к нам, голубчик. Поиграете с девушками, песенок попоете. Митя . Премного благодарен. Первым долгом сочту-с. Пелагея Егоровна . Что тебе в конторе все сидеть одному! Невелико веселье! Зайдешь, что ли? Гордея-то Карпыча дома не будет. Митя . Хорошо-с, зайду беспременно. Пелагея Егоровна . Уедет ведь опять... да, уедет туда, к этому, к своему-то... как его?.. Митя . К Африкану Савичу-с? Пелагея Егоровна . Да, да! Вот навязался, прости господи! Митя (подавая стул) . Присядьте, Пелагея Егоровна. Пелагея Егоровна . Ох, некогда. Ну, да уж присяду немножко. (Садится.) Так вот поди ж ты... этакая напасть! Право!.. Подружились ведь так, что на̀ поди. Да! Вот какое дело! А зачем? К чему пристало? Скажи ты на милость! Человек-то он буйный да пьяный, Африкан-то Савич... да! Митя . Может, дела какие есть у Гордея Карпыча с Африканом Савичем. Пелагея Егоровна . Какие дела! Никаких делов нет. Ведь, он-то, Африкан-то Савич, с агличином всё пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор — и пьют... да! А нашему-то не след с ними. Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего сто́ит. Мне, говорит, здесь не с кем компанию водить, всё, говорит, сволочь, всё, видишь ты, мужики, и живут-то по-мужицки; а тот-то, видишь ты, московский, больше всё в Москве... и богатый. И что это с ним сделалось? Да ведь вдруг, любезненький, вдруг! То, все-таки, рассудок имел. Ну, жили мы, конечно, не роскошно, а все-таки так, что дай бог всякому; а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то. Перенял, перенял, уж мне сказывали... все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно — хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Да, да!.. Надень, говорит, чепчик!.. Ведь что выдумает-то!.. Прельщать, что ли, мне кого на старости, говорю, разные прелести делать! Тьфу! Ну, вот поди ж ты с ним! Да! Не пил ведь прежде... право... никогда, а теперь с этим с Африканом пьют! Спьяну-то, должно быть, у него (показывая на голову) и помутилось. (Молчание.) Уж я так думаю, что это враг его смущает! Как-таки рассудку не иметь!.. Ну, еще кабы молоденький: молоденькому это и нарядиться, и всё это лестно; а то ведь под шестьдесят! Миленький, под шестьдесят! Право! Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русский-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были. Да разве с ним сговоришь, при его же, голубчик, крутом-то характере! Митя . Что говорить! Строгий человек-с. Пелагея Егоровна . Любочка теперь в настоящей поре, надобно ее пристроить, а он одно ладит: нет ей ровни... нет да нет!.. Ан вот есть!.. А у него всё нет... А каково же это материнскому-то сердцу! Митя . Может быть, Гордей Карпыч хотят в Москве выдать Любовь Гордеевну. Пелагея Егоровна . Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать... да, право... ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.) Заходи, Митенька. Митя . Приду-с.

Гуслин входит.

Явление четвертое

Те же и Гуслин .

Пелагея Егоровна . Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька, ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати. Гуслин . Хорошо-с, это нам не в труд, а еще, можно сказать, в удовольствие-с. Пелагея Егоровна . Ну, прощайте. Пойти соснуть полчасика. Гуслин и Митя . Прощайте-с.

Пелагея Егоровна уходит; Митя садится к столу, пригорюнившись. Гуслин садится на кровать и берет гитару.

Явление пятое

Митя и Яша Гуслин .

Гуслин . Что народу было на катанье!.. И ваши были. Что ж ты не был? Митя . Да что, Яша, обуяла меня тоска-кручина. Гуслин . Что за тоска? Об чем тебе тужить-то? Митя . Как же не тужить-то? Вдруг в голову взойдут такие мысли: что я такое за человек на свете есть? Теперь родительница у меня в старости и бедности находится, ее должен содержать, а чем? Жалованье маленькое, от Гордея Карпыча все обида да брань, да все бедностью попрекает, точно я виноват... а жалованья не прибавляет. Поискать бы другого места, да где его найдешь без знакомства-то. Да, признаться сказать, я к другому-то месту и не пойду. Гуслин . Отчего же не пойдешь? Вот у Разлюляевых жить хорошо — люди богатые и добрые. Митя . Нет, Яша, не рука! Уж буду все терпеть от Гордея Карпыча, бедствовать буду, а не пойду. Такая моя планида! Гуслин . Отчего же так? Митя (встает) . Так, уж есть тому делу причина. Есть, Яша, у меня еще горе, да никто того горя не знает. Никому я про свое горе не сказывал. Гуслин . Скажи мне. Митя (махнув рукой) . Зачем! Гуслин . Да скажи, что за важность! Митя . Говори не говори, ведь не поможешь! Гуслин . А почем знать? Митя (подходит к Гуслину) . Никто мне не поможет. Пропала моя голова! Полюбилась мне больно Любовь Гордеевна. Гуслин . Что ты, Митя?! Да как же это? Митя . Да вот как никак, а уж сделалось. Гуслин . Лучше, Митя, из головы выкинь. Этому делу никогда не бывать, да и не ра̀живаться. Митя . Знамши я все это, не могу своего сердца сообразить. «Любить друга можно, нельзя позабыть!..» (Говорит с сильными жестами.) «Полюбил я красну девицу пуще роду, пуще племени!.. Злые люди не велят, велят бросить, перестать!» Гуслин . Да и то надоть бросить. Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего. А то заберешь в голову, потом еще тяжельше будет. Митя (декламирует) .

Что на свете прежестоко? —
Прежестока есть любовь!

(Ходит по комнате.) Яша, читал ты Кольцова? (Останавливается.) Гуслин . Читал, а что? Митя . Как он описывал все эти чувства! Гуслин . В точности описывал. Митя . Уж именно что в точности. (Ходит по комнате.) Яша! Гуслин . Что? Митя . Я сам песню сочинил. Гуслин . Ты? Митя . Да. Гуслин . Давай голос подберем, да и будем петь. Митя . Хорошо. На, вот. (Отдает ему бумагу.) А я попишу немного — дело есть: неравно Гордей Карпыч спросит. (Садится и пишет.)

Гуслин берет гитару и начинает подбирать голос; Разлюляев входит с гармонией.

Явление шестое

Те же и Разлюляев .

Разлюляев . Здравствуйте, братцы! (Наигрывает на гармонии и приплясывает.) Гуслин . Эко, дурак! На что это ты гармонию-то купил? Разлюляев . Известно на что — играть. Вот так... (Играет.) Гуслин . Ну уж, важная музыка... нечего сказать! Брось, говорят тебе. Разлюляев . Что ж, не брошу разве!.. Коли захочу, так и брошу... Вот важность! Денег, что ли, у нас нет? (Бьет себя по карману.) Звенят! У нас гулять — так гулять! (Бросает гармонию.)

Одна гора высока,
А другая низка;
Одна мила далека,
А другая близка.

Митя (ударяет Митю по плечу) , а Митя! Что ты сидишь?

Митя . Дело есть. (Продолжает заниматься.) Разлюляев . Митя, а Митя, а я гуляю, брат... право слово, гуляю. Ух, ходи!.. (Поет: «Одна гора высока» и проч.) Митя, а Митя! весь праздник буду гулять, а там за дело... Право слово! Что же, у нас денег, что ли, нет? Вот они... А я не пьян... Нет, так гуляю... весело... Митя . Ну, гуляй на здоровье. Разлюляев . А после праздника женюсь!.. Право слово, женюсь! Возьму богатую. Гуслин (Мите) . Ну, вот слушай-ка, так-то ладно ль будет? Разлюляев . Спой-ка, спой, я послушаю. Гуслин (поет) .

Нет то злей, постылее
Злой сиротской доли,
Злее горя лютого,
Тяжелей неволи!
Всем на свете праздничек,
Тебе не веселье!..
Буйной ли головушке
Без вина похмелье!
Молодость не радует,
Красота не тешит;
Не зазноба-девушка —
Горе кудри чешет.

Во все это время Разлюляев стоит как вкопанный и слушает с чувством; по окончании пения все молчат.

Разлюляев . Хорошо, больно хорошо! Жалко таково... Так за сердце и хватает. (Вздыхает.) Эх, Яша! Сыграй веселую, полно канитель-то эту тянуть — нынче праздник. (Поет.) Подыгрывай, Яша.

Гуслин подыгрывает.

Митя . Полно вам дурачиться-то. Давайте-ка лучше сядемте в кучку да полегоньку песенку споем. Разлюляев . Ладно! (Садятся.) Гуслин (запевает; Митя и Разлюляев подтягивают) .

Размолодчики вы молоденькие,
Вы дружки мои...

Входит Гордей Карпыч ; все встают и перестают петь.

Явление седьмое

Те же и Гордей Карпыч .

Гордей Карпыч . Что распелись! Горланят, точно мужичье! (Мите.) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живешь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперед. (Подходит к столу и рассматривает бумаги.) Что бумаги-то разбросал!.. Митя . Это я счета проверял-с. Гордей Карпыч (берет книгу Кольцова и тетрадь со стихами) . А это еще что за глупости? Митя . Это я от скуки, по праздникам-с, стихотворения господина Кольцова переписываю. Гордей Карпыч . Какие нежности при нашей бедности! Митя . Собственно для образования своего занимаюсь, чтобы иметь понятие. Гордей Карпыч . Образование! Знаешь ли ты, что такое образование?.. А еще туда же разговаривает! Ты бы вот сертучишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь, гости бывают... срам! Куда деньги-то деваешь? Митя . Маменьке посылаю, потому она в старости, ей негде взять. Гордей Карпыч . Матери посылаешь! Ты себя-то бы образил прежде; матери-то не бог знает что нужно, не в роскоши воспитана, чай, сама хлевы затворяла. Митя . Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается. Гордей Карпыч . Да ведь безобразно! Уж коли не умеешь над собою приличия наблюдать, так и сиди в своей конуре; коли гол кругом, так нечего о себе мечтать! Стихи пишет, образовать себя хочет, а сам как фабричный ходит! Разве в этом образование-то состоит, что дурацкие песни петь? То-то глупо-то! (Сквозь зубы и косясь на Митю.) Дурак! (Помолчав.) Ты и не смей показываться в этом сертучишке наверх. Слышишь, я тебе говорю! (К Разлюляеву.) А ты тоже! Отец-то, чай, деньги лопатой загребает, а тебя в этаком зипунишке водит. Разлюляев . Что ж такое! Он новый!.. сукно-то французское, из Москвы выписывали, по знакомству... двадцать рублев аршин. Что ж, нешто мне этакую штуку надеть, как у Франца Федорыча, у аптекаря... кургузую; так его вон и дразнят все: страм пальто! Так что ж хорошего людей смешить! Гордей Карпыч . Много ты знаешь! Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен... целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещенными живете, дураками и умрете. Разлюляев . Уж ладно. Гордей Карпыч (строго) . Что? Разлюляев . Ладно, мол. Гордей Карпыч . Неуч, и сказать-то путно не умеешь! Говорить-то с вами — только слова тратить; все равно, что стене горох, так и вам, дуракам. (Уходит.)

Явление восьмое

Те же , без Торцова.

Разлюляев . Поди-ко-сь, какой грозный! Ишь ты, развоевался! Так вот тебя и испугались... Как же, держи карман-то! Митя (Гуслину) . Вот она жизнь-то моя какова! Вот каково мне сладко жить-то на свете! Разлюляев . Да от этакова житья — запьешь, право, запьешь! А ты брось, не думай. (Запевает.)

Одна гора высока,
А другая низка;
Одна мила далека,
А другая близко.

Входят: Любовь Гордеевна

Явление девятое

Те же , Любовь Гордеевна , Анна Ивановна , Маша и Лиза .

Анна Ивановна . Мир честно̀й компании! Разлюляев . Милости прошу к нашему шалашу. Митя . Наше почтение-с! Милости просим!.. Какими судьбами?.. Анна Ивановна . А никакими, просто — взяли да и пришли. Гордей Карпыч уехал, а Пелагея Егоровна отдохнуть легла, так теперь наша воля... Гуляй — не хочу!.. Митя . Просим покорно садиться.

Садятся; Митя садится против Любови Гордеевны; Разлюляев ходит.

Анна Ивановна . Надоело молча-то сидеть, орехи щелкать; пойдемте, говорю, девушки, к парням, а девушкам и любо. Любовь Гордеевна . Что ты выдумываешь-то? Мы не воображали сюда итти, это ты выдумала.
Анна Ивановна . Как же не так! Да ты первая... Известное дело, кому что нужно, тот об том и думает: парни об девках, а девки об парнях. Разлюляев . Ха, ха, ха!.. Это вы, Анна Ивановна, в точности говорите. Любовь Гордеевна . Вот уж никогда!
Маша (Лизе) . Ах, стыд какой! Лиза . Это, Анна Ивановна, вы говорите совсем напротив. Анна Ивановна . Ах вы, скромность! Уж сказала бы словечко, да нехорошо при парнях-то... Сама была в девках, все знаю. Любовь Гордеевна . Девушка девушке рознь.
Маша . Ах, стыд какой! Лиза . Что вы говорите, это даже для нас оченно странно и, можно сказать, конфузно. Разлюляев . Ха, ха, ха!.. Анна Ивановна . А об чем сейчас наверху разговор был? Хотите, скажу!.. Ну, говорить, что ли? Что, присмирели! Разлюляев . Ха, ха, ха!.. Анна Ивановна . Ты что рот-то разинул! Не об тебе, небось. Разлюляев . Хоша и не обо мне, однако, может быть, есть, кто и об нас думает. Мы знаем что знаем! (Приплясывает.) Анна Ивановна (подходит к Гуслину) . Что же ты, бандурист, когда на мне женишься? Гуслин (играя на гитаре) . А вот когда от Гордея Карпыча разрешенье выдет. Куда нам торопиться-то, над нами не каплет. (Кивает ей головой.) Поди-ка сюда, Анна Ивановна, мне нужно сказать тебе одно дело.

Она подходит к нему и садится подле него; он ей шепчет на ухо, показывая на Любовь Гордеевну и Митю.

Анна Ивановна . Что ты говоришь?.. Неужто! Гуслин . Уж это верно так. Анна Ивановна . Ну, так хорошо, молчи! (Говорят шопотом.) Любовь Гордеевна . Ты, Митя, придешь ко мне ужо вечером? Митя . Приду-с. Разлюляев . И я приду. Я больно плясать горазд. (Становится фертом.) Девушки, полюбите меня кто-нибудь. Маша . Как вам не стыдно! Что это вы такое говорите! Разлюляев . Что ж такое за важность! Я говорю: полюбите меня... да... за мою простоту. Лиза . Этого не говорят девушкам. А должны были сами дожидаться, чтобы вас полюбили. Разлюляев . Да, дождешься от вас, как же! (Пляшет.)

Как гусара не любить!

Любовь Гордеевна (взглянув на Митю) . Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться.
Лиза . Какая же девушка в мире может сказать это! Маша . Конечно. Анна Ивановна (подходит к ним и поглядывает то на Любовь Гордеевну, то на Митю и запевает).

Уж и как это видно,
Коли кто кого любит —
Против милого садится,
Тяжеленько вздыхает.

Митя . На чей счет это принимать нужно? Анна Ивановна . Уж мы знаем, на чей. Разлюляев . Стойте, девушки, я вам песню спою. Анна Ивановна . Спой, спой! Разлюляев (поет протяжно).

Летал медведь по поднебесью...

Анна Ивановна . А ты хуже этой-то не знаешь? Лиза . Даже можно принять это за насмешку. Разлюляев . А коли эта нехороша, я вам другую спою; я ведь веселый. (Поет.)

Ах, бей в доску,
Поминай Москву!
Москве хочется жениться —
Коломну взять.
А Тула-то хохочет,
Да в приданое не хочет!
А гречиха по четыре,
Крупа по сороку,
Вот просо у нас гривна,
А ячмень три алтына.

(Обращаясь к девушкам.)

Вздешевел бы и овес —
Больно дорого провоз!

Видите, погода какова!

Маша . Это к нам не относится. Лиза . Мы мукой не торгуем. Анна Ивановна . Да ты что пристал! Ты вот отгадай загадку. Что такое: кругла — да не девка; с хвостом — да не мышь? Разлюляев . Эта штука мудреная. Анна Ивановна . То-то мудреная!.. Вот ты и думай! Ну, девушки, пойдемте.

Девушки встают и собираются итти.

Парни, пойдемте.

Гуслин и Разлюляев собираются.

Митя . А я после приду. Я тут уберу кой-что. Анна Ивановна (пока собираются) .

Вечор девки,
Вечор красны,
Вечор девки пиво варивали.
Зашел к девкам,
Зашел к красным,
Зашел к девкам да незванный гость.

Анна Ивановна за дверью пропускает всех, исключая Любови Гордеевны, затворяет и не пускает ее.

Явление десятое

Митя и Любовь Гордеевна .

Любовь Гордеевна (у двери) . Перестаньте, не дурачьтесь.

За дверью девичий смех.

Не пускают!.. Ах, какие! (Отходит от дверей.) Баловницы, право!..

Митя (подавая стул) . Присядьте, Любовь Гордеевна, побеседуйте минуточку. Я очень рад, видемши вас у себя. Любовь Гордеевна (садится) . Чему тут радоваться, я не понимаю. Митя . Да как же-с!.. Мне очень приятно-с видеть с вашей стороны такое внимание, сверх моих для вас заслуг. Вот уж другой раз я имею счастие-с... Любовь Гордеевна . Ну, что ж! Пришла, посидела и ушла, в этом важности не состоит. Я, пожалуй, и сейчас уйду. Митя . Ах, нет, не уходите-с!.. Для чего же-с! (Вынимает из кармана бумагу.) Позвольте мне презентовать вам мой труд... как умею, от души. Любовь Гордеевна . Это что такое? Митя . Собственно для вас сочинил стихи. Любовь Гордеевна (стараясь скрыть радость) . Еще, может быть, глупость какая-нибудь... не стоит читать. Митя . Этого я не могу судить, потому как сам я это писал и притом не учимшись. Любовь Гордеевна . Прочитай! Митя . Сейчас-с. (Садится подле стола и берет бумагу; Любовь Гордеевна подвигается к нему очень близко.)

Не цветочек в поле вянет, не былинка —
Вянет, сохнет добрый молодец-детинка.
Полюбил он красну девицу на горе,
На несчастьице себе да на большое.
Понапрасну свое сердце парень губит,
Что неровнюшку девицу парень любит:
Во темну ночь красну солнцу не всходити,
Что за парнем красной девице не быти.

Любовь Гордеевна (сидит несколько времени задумавшись) . Дай сюда. (Берет бумагу и прячет, потом встает.) Я тебе сама напишу. Митя . Вы-с? Любовь Гордеевна . Только стихами я не умею, а так, просто. Митя . За великое счастие почту для себя ваше такое одолжение-с. (Дает бумагу и перо.) Извольте-с. Любовь Гордеевна . Жаль только, что скверно пишу-то. (Пишет; Митя хочет заглянуть.) Только ты не смотри, а то я брошу писать и изорву. Митя . Я не буду смотреть-с. Но вы позвольте мне на ваше снисхождение соответствовать тем же, сколь могу, и написать для вас стихи вторично-с. Любовь Гордеевна (положив перо) . Пиши, пожалуй... Только пальцы все выпачкала; кабы знала, лучше бы не писала. Митя . Пожалуйте-с. Любовь Гордеевна . На, возьми. Только ты не смей читать при мне, а прочти после, когда я уйду. (Складывает бумажку и отдает ему; он прячет в карман.) Митя . Будет по вашему желанию-с. Любовь Гордеевна (встает) . Придешь к нам наверх? Митя . Приду-с... сию минуту-с. Любовь Гордеевна . Прощай. Митя . До приятного свидания-с.

Любовь Гордеевна идет к дверям; из дверей выходит Любим Карпыч .

Явление одиннадцатое

Те же и Любим Карпыч .

Любовь Гордеевна . Ах! Любим Карпыч (указывая на Любовь Гордеевну) . Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять ее под сумнение. Любовь Гордеевна . Это вы, дяденька! Любим Карпыч . Я, племянница! Что, испугалась! Ступай, не бось! Я не доказчик, кладу все в ящик, разберу после, на досуге. Любовь Гордеевна . Прощайте! (Уходит.)

Явление двенадцатое

Митя и Любим Карпыч .

Любим Карпыч . Митя, прими к себе купеческого брата Любима Карпова сына Торцова. Митя . Милости просим. Любим Карпыч (садится) . Брат выгнал! А на улице, в этом бурнусе, немного натанцуешь! Морозы... время крещенское — бррр!.. И руки-то озябли, и ноги-то ознобил — бррр! Митя . Погрейтесь, Любим Карпыч. Любим Карпыч . Ты меня не прогонишь, Митя? А то ведь замерзну на дворе-то... как собака замерзну. Митя . Как можно, что вы говорите!.. Любим Карпыч . Ведь вот брат выгнал же. Ну, пока деньжонки были, шлялся кой-где по теплым местам; а денег нет — нигде не пускают. А и денег-то было два франка да несколько сантимов! Не велик капитал! Каменный дом не выстроишь!.. Деревни не купишь!.. Как же надо поступить с этим капиталом? Куда его деть? Не в ломбард его несть! Вот я этот капитал взял да пропил, промотал. Туда ему и дорога! Митя . Зачем же вы пьете, Любим Карпыч? Через это вы сами себе враг! Любим Карпыч . Зачем я пью?.. От глупости! Да, от своей глупости. А ты думал, от чего? Митя . Так вы лучше перестаньте. Любим Карпыч . Нельзя перестать: на такую линию попал. Митя . Какая же это линия? Любим Карпыч . А вот слушай ты, живая душа, какая это линия! Только ты слушай да на ус мотай. Остался я после отца, видишь ты, мал-малехонек, с коломенскую версту, лет двадцати несмышленочек. В голове-то, как в пустом чердаке, ветер так и ходит! Разделились мы с братом: себе он взял заведение, а мне дал деньгами, да билетами, да векселями. Ну, уж как он там разделил — не наше дело, бог ему судья. Вот я и поехал в Москву по билетам деньги получать. Нельзя не ехать! Надо людей посмотреть, себя показать, высокого тону набраться. Опять же я такой прекрасный молодой человек, а еще свету не видывал, в частном доме не ночевывал. Надобно до всего дойти! Первое дело, оделся франтом, знай, дескать, наших! То есть такого-то дурака разыгрываю, что на редкость! Сейчас, разумеется, по трактирам... Шпилен зи полька, дайте еще бутылочку похолоднее. Приятелей, друзей завелось, хоть пруд пруди! По театрам ездил... Митя . А ведь это, должно быть, Любим Карпыч, очень хорошо в театре представляют. Любим Карпыч . Я все трагедию ходил смотреть: очень любил, только не видал ничего путем и не помню ничего, потому что больше все пьяный. (Встает.) «Пей под ножом Прокопа Ляпунова!» (Садится.) Таким-то побытом деньжонки все я ухнул; что осталось, поверил приятелю Африкану Коршунову на божбу да на честное слово; с ним же я пил да гулял, он же всему беспутству заводчик, главный заторщик из бражного, он же меня и надул, вывел на свежую воду. И сел я, как рак на мели: выпить не на что, а выпить-то хочется. Как тут быть? Куда бежать, тоску девать? Продал платье, все свои модные штуки, взял бумажками, разменял на серебро, серебро на медные, а там только пшик, да и все тут! Митя . Как же вы жили, Любим Карпыч? Любим Карпыч . Как жил? Не дай бог лихому татарину. Жил в просторной квартире, между небом и землей, ни с боков, ни сверху нет ничего. Людей стыдно, от свету хоронишься, а выйти на божий свет надобно: есть нечего. Идешь по улице, все на тебя смотрят... Все видели, какие я штуки выделывал, на лихачах с градом закатывал, а теперь иду оборванный да обдерганный, небритый... Покачают головами, да и прочь пойдут. Страмота, страмота, страмота! (Сидит повеся голову.) Есть ремесло хорошее, коммерция выгодная — воровать. Да не гожусь я на это дело — совесть есть, опять же и страшно: никто этой промышленности не одобряет. Митя . Последнее дело! Любим Карпыч . Говорят, в других землях за это по талеру плотят, а у нас добрые люди по шеям колотят. Нет, брат, воровать скверно! Это штука стара, ее бросить пора... Да ведь голод-то не тетка, что-нибудь надобно делать! Стал по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать. Бывало, дрожишь с утра раннего в городе, где-нибудь за углом от людей хоронишься да дожидаешься купцов. Как приедет, особенно кто побогаче, выскочишь, сделаешь колено, ну и даст, кто пятачок, кто гривну. Что наберешь, тем и дышишь день-то, тем и существуешь. Митя . Вы бы лучше, Любим Карпыч, к брату ехали, чем так жить-то. Любим Карпыч . Нельзя, втянулся. Эх, Митя, попадешь на эту зарубку — не скоро соскочишь. Да ты не перебивай, твоя речь впереди. Ну, вот слушай! Простудился я в городе — зима-то стояла холодная, а я вот в этом пальтишке щеголял, в кулаки подувал, с ноги на ногу перепрыгивал. Свезли меня добрые люди в больницу. Как стал я выздоравливать да в рассудок приходить, хмелю-то нет в голове — страх на меня напал, ужасть на меня нашла!.. Как я жил? Что я за дела делал? Стал я тосковать, да так тосковать, что, кажется, умереть лучше. Так уж решился, как совсем выздоровею, так сходить богу помолиться да итти к брату, пусть возьмет хоть в дворники. Так и сделал. Бух ему в ноги!.. Будь, говорю, вместо отца! Жил так и так, теперь хочу за ум взяться. А ты знаешь, как брат меня принял! Ему, видишь, стыдно, что у него брат такой. А ты поддержи меня, говорю ему, оправь, обласкай, я человек буду. Так нет, говорит, куда я тебя дену. Ко мне гости хорошие ездят, купцы богатые, дворяне; ты, говорит, с меня голову снимешь. По моим чувствам и понятиям мне бы совсем, говорит, не в этом роду родиться. Я, видишь, говорит, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был? С меня, говорит, и этого стыда довольно, а то еще тебя на шею навязать. Сразил он меня, как громом! С этих-то слов я опять стал зашибаться немного. Ну, да, я думаю, бог с ним, у него вот эта кость очень толста. (Показывает на лоб.) Ему, дураку, наука нужна. Нам, дуракам, не впрок богатство, оно нас портит. С деньгами нужно обращаться умеючи... (Дремлет.) Митя, я полежу у тебя, мне соснуть хочется. Митя . Прилягте, Любим Карпыч. Любим Карпыч (встает) . Митя, ты мне денег не давай... то есть много не давай, а немножко дай. Я вот сосну, да схожу погреться немного, понимаешь!.. Только я немного... ни-ни!.. Будет дурачиться. Митя (вынимает деньги) . Вот, извольте, сколько вам нужно. Любим Карпыч (берет) . Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.) Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.) Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве-то, я все видел, все... Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается... фу, фу, фу, трр!.. вот как брат, да как я, скотина...

Хотя в этой статье мы будем проводить анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского , сначала рассмотрим историю создания этого выдающегося произведения. Это важно, ведь именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садковского. Возможно, вас также заинтересует краткое содержание этого произведения.

Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Проблемы, которые автор раскрывает перед читателями - это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя.

Тематика и основные образы комедии

Безусловно, анализ пьесы "Бедность не порок" подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:

  • Гордей Карпыч Торцов - богатый купец пожилого возраста. Человек с суровыми взглядами и тяжелым характером, от которого страдает все его окружение.
  • Пелагея Егоровна Торцова - пожилая жена Торцова. Его душа, искренне его любит и не смеет возражать его выходкам.
  • Любовь Гордеевна Торцова - их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов против такого союза, а Люба не может отстоять свои чувства и покоряется воле отца.
  • Митя - влюбленный жених Любы. Терпит все издевательства ее отца.
  • Любим Карпыч Торцов - брат Торцова, его полная противоположность, добрый пьяница. Именно этот нищий умудряется уговорить своего строгого брата выдать замуж Любовь за Митю.
  • Африкан Савич Коршунов - богач, старик и приятель Торцова. Он намерен жениться на его молодой дочери, но их свадьба не состоялась.
  • Яша Гуслин - племянник купца Торцова, Яша поет песни под гитару, является другом Мити. Также он влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, их чувства взаимны. Но Торцов против и этого союза, хотя им тоже удается получить его благословление.
  • Анна Ивановна - возлюбленная Яши
  • Гриша Разлюляев - друг юношей Мити и Яши, но влюбленный в Любу. Когда он узнает, что Митя станет мужем Любы, то искренне радуется за него. Отличный пример настоящей дружбы.

Анализ пьесы "Бедность не порок"

Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.

Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского.

Известная пьеса «Бедность не порок» была написана замечательным писателем Александром Николаевичем Островским в 1953 году. А уже ровно через год это произведение вышло из печати отдельной книгой. Известно, что комедия Островского имела успех, поэтому в 1854 году ее ставили на сценах Московского Малого и Александрийского театров. Сам автор не ожидал такого успеха. Рассмотрим кратко особенности этой комедии.

Вконтакте

История создания пьесы

Александр Островский задумал написать свое новое произведение в середине июля 1853 года, но исполнить задуманное смог лишь только в конце августа. Автором был задуман сюжет, в котором должно было быть только лишь два акта. Но во время написания Александр Николаевич изменил не только структуру своего , но и название. Когда ее написание было окончено, то при прочтении был неожиданный и огромный успех , который ошеломил даже самого Островского.

Важно! Первоначальное название сочинения Островского – «Гордым бог противится».

Смысл названия

Название пьесы позволяет увидеть, что, несмотря на то, что в мире, в котором живут главные герои, нет справедливости, все-таки может существовать любовь. Прекрасен мир русского труженика, прекрасны его праздники и обряды. Но при этом русский народ голодает и проживает свою жизнь в нищете, из которой они выбраться никак не могут. Работники полностью зависят от своего хозяина, который груб и невеж. На первое место выступают не духовные ценности, а богатство , и это главный порок человечества.

Проблемы, затронутые Островским

Писатель Островский поднимает много проблем в пьесе «Бедность не порок», но основной все-таки является противостояние личности и среды.

Если человек беден, то часто многие ценности этого мира проходят мимо его. Он оказывается несчастлив в любви, и сложности возникают постоянно на его пути.

Но и деньги не могут принести счастья. Нельзя любить за деньги или дружить, так как это все равно перейдет в ненависть.

Но вот отношения к человеку часто складываются потому, насколько он богат. К сожалению, душевные и нравственные качества отступают на второй план .

Идея пьесы «Бедность не порок»

Александр Николаевич в пьесе прекрасно описывает, как деньги влияют на человека, как быстро он начинает им подчиняться, ставя на первое место, и забывают о том, что окружает вокруг, даже о родных и близких людях. Но Островский показывает, что, имея огромную власть над людьми, они все-таки бывают бессильны. И эта идея доказывается в истории с Любовью Гордеевной, которая смогла отстоять свою любовь, хотя и ей, и Мите пришлось пройти через испытания.

Особенность сюжета

Особенностью сюжета в целом является раскрытие основной, главной, проблемы через конфликт пьесы. По замыслу писателя, старшее поколение старается полностью подчинить уже взрослых детей. Они не думают о счастье молодого поколения, а лишь только стараются приумножить свое богатст во. Любовь в системе их ценностей не значит ничего.

Важно! Островский показывает не только конфликт между поколениями, но и самодурство людей, у которых есть деньги.

Комедия построена следующим образом :

  1. Завязка, в которой молодой и небогатый приказчик Митя признается Любе в своих чувствах.
  2. Кульминация, в которой отец Любы желает выдать свою дочь за богатого фабриканта.
  3. Развязка, в которой читатель постоянно слышит монолог Любима, и влюбленные получают родительское благословление.

Характеристика действующих лиц

Пьеса Бедность не порок Островский

Персонажей у Островского немного, но все они необходимы для того, чтобы не только понять содержание, но писатель старается высмеять глупость и невежество общества , во главе которого стоят деньги.

Действующие лица:

  • Торцов Гордей Карпыч, богатый купец.
  • Пелагея Егоровна, жена Торцова.
  • Люба, их дочь.
  • Любим Торцов, брат богатого купца.
  • Коршунов Африкан Саввич, фабрикант.
  • Митя, приказчик.

Многие выражения героев Островского прочно вошли в нашу речь и стали крылатыми. И это произошло потому, что язык персонажей произведения Островского выразителен, гибок, ярок и сочен. Ко всему подобрано меткое слово или выражение.

Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика

Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении «Бедность не порок», обличив людей, которые имеют достаток. Один из них – Люба, которая выросла в купеческой семье, но вдруг неожиданно влюбилась в Митю. Парень беден и служит приказчиком у ее отца.

Обратите внимание! Сама девушка прекрасно осознает, что Митя не подходит ей в женихи, так как он не ровня и по богатству, и по положению в обществе.

Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха. Случайность решает судьбу Любы и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся.

Первое действие проходит в доме Торцова, где Митя читает книгу, а Егорушка ему рассказывает последние новости. Пытался приказчик и работать, но только все его мысли были о любимой.

Но тут пришла Пелагея Егоровна, которая жалуется на своего мужа. По ее словам, после поездки в Москву он перестал любить русское и стал много пить. И даже задумал он свою дочь замуж в Москву отдать.

А Митя рассказал свою историю Яше. Он вынужден работать в доме Торцова, так как здесь живет его любимая. А ведь он единственный сын бедной матери, которой он отдает все свое жалование. И мог бы он получать больше, если бы перешел к Разлюляеву, но не может он бросить Любашу.

Но вскоре появляется веселый Разлюляев, с которым и молодые люди начинают петь. Неожиданно, прямо посреди песни, в комнате появляется Торцов. Он начинает кричать на Митю, а затем снова уезжает. После его отъезда в комнату входят девушки, среди которых и Любовь Гордеевна.

Вскоре Митя и Люба Торцова остаются одни в комнате. Приказчик читает стихи, которые сочинил для нее. Выслушав историю жизни Любима Торцова, Митя читает записку от Любы, где девушка признается ему в любви .

Второе действие переносит читателя в гостиную дома Торцова, где уже темно. Люба признается Анне Ивановне в том, что любит Митю. Вскоре появляется приказчик, который решается признаться в своей любви. Молодые люди решают сообщить завтра об этом Торцову и просить его благословения.

Когда Митя удаляется, появляются девушки, которые веселятся, поют песни и гадают. Появляются и ряженые. В это время Митя целует Любу, но Разлюляев недоволен, так как сам собирался жениться на девушке, ведь у него были деньги. Но тут опять неожиданно появляется Торцов. Он приехал домой с Коршуновым, перед которым постоянно лебезит. Прогнав гостей, он извиняется за свою необразованную жену. Коршунов дарит дочери Торцова серьги с бриллиантами.

Торцов сообщает семье, что собирается из уездного города переехать в Москву. Ведь он уже там и зятя нашел, с которым уже сговорились и о свадьбе. Мать и Люба против такого решения отца , они плачут и просят не губить молодую девушку. Но Торцов даже слышать ничего не желает.

Третье действие начинается в комнатах, где уже с утра идет приготовление к свадьбе дочери. Митя решил уехать к матери и пришел попрощаться, но сам еле сдерживает слезы.

Молодой человек, слыша, что и Пелагея Егоровна против брака с дурным человеком, открывает тайну о том, что они влюблены. Вскоре появляется и девушка. Наступает час прощания, когда они оба плачут.

В отчаянии Митя предлагает тайно благословить их, а затем им вместе уехать к его матери, где они смогут спокойно повенчаться. Но пойти против отцовской воли никто не может, ведь это грешно. Юноша, приняв такое решение девушки, уходит печальным.

Коршунов пытается объяснить Любаше, какое счастье ее ожидает за богатым мужем. Но тут появляется Любим Карпыч, который не только разгоняет гостей, но еще требует вернуть и старый долг. Возникает скандал, и в порыве гнева Гордей Карпыч, считая себя оскорбленным, дает согласие на брак Мити и Любы .

Пьеса «Бедность не порок» — краткое содержание

Бедность не порок Островского — анализ, содержание, сюжет

Вывод

Островский заканчивает свое произведение торжеством добра и наказанием порока. Именно свадьба главных героев доказывает название о том, что бедность не может быть пороком, а главный порок – это черствость человеческих душ и жажда богатства.