Гигер чужие. Гигер и сотворение «Чужого

Умер художник Ганс Руди Гигер - легенда сай-фая и западной поп-культуры, создатель ксеноморфов из фильма «Чужой». Он скончался в понедельник в Цюрихе, в результате травм, полученных из-за неудачного падения. Как сообщает портал SRF, художник умер в больнице от травм, полученных при падении c лестницы. Ему было 74 года.

Швейцарец Ганс Руди Гигер, последователь Дали и поклонник Лавкрафта, страдал от расстройства сна и свои первые художественные опыты рассматривал как арт-терапию.


Идеи, которые приходили в голову Гигеру, были довольно-таки кошмарными: предельно холодное и механистичное изображение человеческих тел и их частей, гибридов людей и машин, в которых Фрейд нашел бы много интересного.


В 1975 году он работал с режиссером Алехандро Ходоровским над экранизацией фантастического романа «Дюна» и там познакомился со сценаристом Дэном О*Бэнноном. Из проекта ничего не вышло, но О*Бэннона глубоко потрясли гигеровские эскизы. Он вернулся в Голливуд и начал, как он сам потом выразился, писать сценарий «о монстре Гигера».

Теперь мы знаем этот проект под названием «Чужой». Когда сценарий запустили в производство, О*Бэннон убедил режиссера Ридли Скотта поручить разработку образа монстра Гигеру. Основой стал рисунок NecronomIVиз сборника Гигера Necronomicon, созданного под влиянием уже упомянутого Лавкрафта. Здесь монстр более антропоморфен, чем мы привыкли его видеть в кино.

А началось все... с черепа.


Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество.

В июне 1998 года в небольшом Грюйере, на родине знаменитого сыра с цветочным привкусом, появился музей. Музей, так резко контрастирующий с умиротворяющей атмосферой мирного и изящного города, пасторальным пейзажем окрестностей и средневекового замка Шато Сен-Жермен, что раздобревшие от , белого вина и местных деликатесов туристы невольно вздрагивают, наткнувшись на украшенные горгульями двери. Это - музей Гигера - художника, придумавшего «Чужого» и создавшего дизайн для одноименного фильма.



Атмосфера внутри весьма специфическая. Темно и тихо. На черном полу - какие-то загадочные символы, вызывающие неясную тревогу и напряжение. С потолка свисают инсталляции «Чужих» в натуральную величину. Впрочем, их здесь можно увидеть не только под потолком.







На стенах изображения красивой женщины, частично сросшейся с машиной… Мрачные голографические постеры. Черепа неизвестных существ. Смерть. Деградация. Уродство. Монстры и биомеханические существа. Обилие черного, серого и красного…










И так — три этажа жуткой, фантастической экспозиции, которой, кажется, нет конца…




Бесконечная анфилада залов и пугающая чернота иного мира - его так скрупулезно вырисовывает аэрограф художника.










И даже мебель на одном из этажей полностью соответствует мрачному, сюрреалистическому и пугающему миру HR Giger. Чего только стоит кресло со спинкой, напоминающей выдранный с мясом хребет какого-то огромного животного!




От просмотра работ художника по телу не просто ползут, а быстро бегают мурашки. Так что очень кстати оказывается бар, выполненный в том же стиле, что и . Он словно собран из позвонков инопланетных монстров, а роль барных табуретов в нем исполняют троны из так и не снятого фильма «Дюна» А. Ходороски.

Источник:


Материал подготовлен для сайта turj.ru
При перепечатке материалов активная и прямая ссылка на источник обязательна.












Ганс Рудольф Гигер родился в 1940 году в швейцарском городке Чур (Коер) - столице немецкоязычного кантона Граубюнден, где его отец работал аптекарем. Гигер учился в школе прикладных искусств в Цюрихе (сейчас это Музей дизайна), а затем завершил свое образование, изучая дизайн интерьеров и промышленный дизайн.


Ганс Рудольф Гигер

Ганс Рудольф Гигер прославился на весь мир в связи с фантастическим реализмом. Давайте сделаем несколько шагов по его музею - этой уникальной и парадоксальной вселенной. Гигера называют провокационным гением, и действительно, эмоции, которые он вызывает, не оставляет равнодушных. Ни это ли является целью искусства?


Грюйер

Художник купил шато Сен-Жермен в Грюйере в 1997 года, где в июне 1998 года был открыт его музей.


маленький средневековый город

Этим самым Гигер дал Грюйеру новое измерение, где встретились два совершенно разных мира: маленький средневековый город, зеленый и живописный...


музей Гигера

... и параллельная вселенная, нереально футуристическая.


вход в музей Гигера

Все в музее создано Гигером, он выступает здесь и в качестве монументального конструктора, и дальновидного художника, и скульптора. Его профессия архитектора и промышленного дизайнера вносит определенный калибр и разнообразие в работу.


Черная комната. Декор. 1957 г.

Первые картины Гигера, в основном выполненные тушью, относятся примерно к 60-ым годам.


Они передают тревогу этого времени: война, создание ядерного оружия, перенаселенность, абсурдность человеческого существования.

Эти работы были напечатаны в швейцарском журнале "Политическая и культурная критика" в 1963 году вместе со стихотворением:

    Хвала тому, чьим порожденьем
    Мы стали. Мы - атомные дети, дети-привиденья.
    Всем тем, кто выполнил закон послушно,
    В земную пыль, лицом уткнувшись, рухнул
    И отсчитал 15 раз секунд-столетий...
    Иначе нас бы не было на свете.

    Мы, атомные дети, здесь не для суда, не для упреков.
    Шокировать вас не хотим, тем более, винить кого-то
    В том, в чем нельзя винить...
    Но просим вас привыкнуть к нам,
    принять нас, как своих сестер и братьев,
    и просто полюбить.

    Но не просите дать взамен гарантий,
    Пройдут года, нас станет большинство.
    И кто тогда считаться будет аномальным,
    Страданья переметнуться на кого?

Коллаж головы, выполненный аэрографом

Гигер использует несколько методов и художественных техник. Наиболее важными сам он считает работы, выполненные аэрографом.


Эскиз 350. Дань Бёклину. 1977 ("Остров Мертвых")

Картины Гигера пишутся спонтанно и безоговорочно, без предварительного эскиза. Несмотря на это мы видим идеальную симметрию и гармонию.

Иероглифы, 1978

Главные мотивы творчества Гигера: рождение, подсознание, жизнь, страдание, мечты, насилие, войны, машины.

Crowley (The beast 666) Число зверя

Страх и смерть переведены на символический и провокационный язык.

Танец ведьм, 1977

Гигеру нравится показывать внутреннюю сторону человека: архитектуру биологического.


Пейзаж XV, 1972-1973

Он пишет плотские,

Водопад, 1977

органические

Комикс - стрип, 1989

и эротические пейзажи.

Биомеханоид III, 1974

Кроме того, машины всегда присутствует в его работах, их он как бы пересаживают в организм человека. В серии "Biomecanic" Гигер представил концепцию технического прогресса с точки зрения роботов.


№ 250 Ли. Стеклография, 1974

Женщина играет ведущую роль в картинках Ганса Гигера. Она представляет духовный и божественный аспект мира художника.

№ 307, Мастер и Маргарита, 1976

Он пишет их в виде матерей, богинь

№ 307, Фридрих Кухн, Стеклография, 1973

и соблазнительниц, с почти абсолютной властью.

№ 324, Сатана, 1977

Происхождение образов Гигера часто можно найти в его снах, ночных кошмарах или футуристических видениях.

Некроном

Он передает их на полотне и бумаге смело и виртуозно.


№ 380. Пилот в кабине после аварии Чужого

Чужой - персонаж, созданный Гигером в том же состоянии духа, как и все другие его биомеханические существа. За эскизы к фильму он получил Оскара в Голливуде в 1980 г.


№ 290. Дюна II, 1975

Кроме того, художник создал несколько других персонажей и пейзажи для фильмов, таких как Дюна, Полтергейст.

В мире тату Гигер также является источником вдохновения для создания экспрессивных татуировок.

№ 218 Обложка для альбома "Brain Salad Surgery" (английская рок-группа Emerson)

Гансом Гигером разработаны многие обложки для музыкальных групп, в частности, для Emerson Lake & Палмер, Дебби Харри, Carcass и Celtic frost, а также аксессуары для Korn (американская ню-метал-группа из Бейкерсфилда) и Милен Фармер.


Гигер-Бар

Последнее детище Гигера - это бар в готическом стиле. Он находится в доме напротив музея. Вначале я даже не поняла, что сюда можно зайти, думала, что это продолжение музея или приватная часть дома. В основе концепции оформления - собор из костей. Теперь Гигер-Бар является неотъемлемой частью сюрреалистического и футуристического музея, здесь можно посидеть и выпить бокал Грюйерского вина (рекомендую вино 2010 г.)


Ганс Рудольф Гигер – швейцарский художник, скульптор и декоратор; более всего известен своим уникальным сюрреалистичным стилем. Прославился целым рядом необычных произведений; самым знаменитым его творением стал образ легендарного Чужого из одноименной киносерии.

Родился Гигер в Куре, столице швейцарского кантона Граубюнден (Chur, Graubünden). Отец его был химиком, искусство считал занятием сов

ершенно бесперспективным и сына всячески поощрял на занятия фармацевтикой. В 1962-м Ганс переехал в Цюрих (Zürich), где до 1970-го изучал архитектуру и промышленный дизайн в Школе прикладных искусств. Некоторое время у Гигера был роман со швейцарской актрисой Ли Тоблер (Li Tobler), однако в 1975-м та свела счеты с жизнью. В 1979-м Ганс Гигер женился на Мие Бонзаниго (Mia Bonzanigo); увы, уже полто

ра года спустя они расстались.

Начинал рисовать Гигер с небольших чернильных картин; позже он переключился на масляные краски. Большую часть своей карьеры Гигер рисовал пульверизатором, создавая одноцветные холсты, украшенные сюрреалистичными, будто бы вышедшими из ночных кошмаров, образами. Позже, впрочем, Ганс несколько сменил технику рисования – оставив пульверизатор, он взялся за изучение пастели,

маркеров и чернил. Главной отличительной чертой его стиля стала так называемая "биомеханика" – изображение сложных, бездушных сочетаний человеческих тел и разного рода технических устройств. На работы Ганса Гигера большое влияние оказали Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Эрнст Фукс (Ernst Fuchs); известно, что с Дали Гигер был знаком лично – познакомил их когда-то художник Роберт Веноза (Robert Ven

osa). Довольно близкие отношения у Ганса Гигера сложились и с Тимоти Лири (Timothy Leary). Элементы "ктулхианской" стилистики Говарда Лавкрафта (H. P. Lovecraft) в работах Гигера также вряд ли случайны – есть основания полагать, что Ганс в свое время отдал работам Лавкрафта должное; первый сборник его работ даже назывался "Некрономикон" (Necronomicon) – в честь легендарного вымышленного магического гри

муара, порожденного именно фантазией Лавкрафта.

Немалую часть жизни Ганс Гигер страдал от регулярных ночных кошмаров; проблемы со сном изрядно изнуряли художника, однако и вдохновение его "подкармливали" как следует – многие наиболее нереальные образы, мелькающие в творениях Гигера, пришли именно из его кошмаров. Когда-то первые свои картины Ганс Гигер нарисовал именно в порядке своеобразной терапии;

озже эта форма самолечения переросла в нечто куда большее и стала для Ганса настоящим призванием.

В 2007-м Гигер и его творчество стали главной темой 19-минутного короткометражного проекта "H.R. Giger"s Sanctuary"; фильм этот демонстрировался по всему миру, а в мае 2008-го был выпущен на DVD.

Прославивший его образ Чужого Гигер создал, вдохновляясь собственной же картиной "Некроном IV" (Necronom IV);

образ этот оказался настолько ярким и удачным, что в 1980-м Ганс даже получил за него "Оскар". Сборники его картин – в частности, "Некрономикон" и "Некрономикон II" – часто использовались на страницах журнала "Omni", что на популярности Гигера также сказалось лучшим образом. Многим запомнились разработанные Гансом Гигером серии работ для разного рода музыкальных альбомов.

В 1998-м Гигер приобрел себе

шато Сен-Жермен в Грюйере, Швейцария (Gruyères, Switzerland); там на данный момент располагается Музей Гигера. Жил и работал Ганс Гигер в Цюрихе, со своей новой женой Кармен Марией Шейфеле Гигер (Carmen Maria Scheifele Giger), занимавшей в названном музее должность директора.

12 мая 2014-го Ганс Гигер скончался в цюрихском госпитале; причиной смерти стали полученные при падении с лестницы травмы

Ганс Рудольф Гигер - это тот человек, с которым меньше всего хочется встретиться глазами. У него пронзительный, пробирающийся до самых темных уголков души, тяжелый, мрачный, будто из самой преисподней, взгляд. Кажется, что он видит и знает больше о тебе, чем ты сам.

Биография

Ганс Рудольф Гигер родился в Швейцарии, в небольшом городке под названием Кур. Произошло это 1940 года. Мир встретил его не очень приветливо. Роды были тяжелыми, и первое, с чем соприкоснулась головка будущего художника, были холодные металлические щипцы.

С детства он был отчужденным и больше погруженным в собственный внутренний мир, нежели в мир реальный. Еще в ранние годы проявился его практически маниакальный интерес к темной стороне жизни. Поскольку рос он в живописных исторических местах, то имел возможность питать свой интерес, посещая места, где казнили преступников. Попытки заглянуть по ту сторону жизни проявлялись в том, что будущий художник откапывал давно похороненные скелеты, а потом складывал втайне от родителей кости под кровать.

Однажды его отец-фармацевт получил в награду от одной из фирм-производителей медицинских препаратов череп. Видя увлеченность сына всем мрачным и фатальным, папа презентовал подарок сыну. Тем самым окончательно закрепив направление интересов сына. С тех пор они стали неразлучными - карандаш и Ганс Рудольф Гигер. Рисунки выходят из-под его пера один за одним. Через некоторое время он решается показать свое творчество, и с тех пор начинается его становление.

Путь к славе

Свой первый цикл рисунков Гигер нарисовал в 19 лет и назвал «Атомные дети». Еще в пятилетнем возрасте будущий художник увидел результаты трагедии в Хиросиме и Нагасаки. Тысячи обезображенных японцев, горе людей, ни в чем неповинных, нависшая угроза над всем человечеством. Рисунки были опубликованы в журнале, который выпускала родная школа Ганса.

Уже в 1969 году Ганс Рудольф Гигер выпускает свои постеры, после чего художника ожидают первые персональные выставки. Но подлинное признание он получил после выхода в свет постеров «Некрономикон». Вскоре начинается новый этап в карьере художника. Гигер Ганс Рудольф, галерея эскизов которого поражает воображение Ридли Скота, приглашен для работы в Голливуд. Он разрабатывает концепт существ для фильма «Чужой». Именно его руке принадлежит образ ксеноморфа. Кроме того, монстры Гигера становятся прототипами героев остальных трех частей фильма, а также «Чужого против хищника». В награду за свои труды художник получает в 1980 году «Оскар» за «Лучшие визуальные эффекты».

Творчество художника

Доподлинно не известно, как складывались отношения ребенка с родителями. Но, судя по творчеству, Ганс Рудольф Гигер наверняка получил психологическую травму, которую на протяжении всей своей жизни он тщетно пытался сублимировать в творчество. Зацикленный на генитальной фазе развития, художник создает картины, наполненные изображениями половых органов, плодов во внутриматочном пространстве и обезображенных женских тел. Судя по картинам, у творца была легкая форма шизофрении и глубокое расщепление личности.

Большое влияние на стиль Гигера оказывают картины Сальвадора Дали, Эрнеста Фукса и Альфреда Кубина, с которыми он знакомится еще в юношеском возрасте. Некоторые искусствоведы добавляют, что большую часть вдохновения творец черпал из наркотических галлюцинаций. В произведениях швейцарца прослеживаются явные признаки сюрреализма и магического реализма.

Ганс Рудольф Гигер, картины которого создавались при помощи аэрографа, особенно часто использовал коричневые, болотные, темно-синие цвета и металлик. С помощью распыления краски на полотна он мастерски обыгрывал сплетение живой, теплой плоти и жесткого, холодного металла. Металлические трубки, которые впились в самые сокровенные места человеческого тела, вызывают боль. Искусственные механизмы со всех сторон давят на человека, сжимают его, подчиняют своей воле. Очень похоже на появление на свет художника, не правда ли?

Финал

В 1998 году Гигер приобретает шато в живописной Швейцарии, в котором на сегодняшний день располагается музей и хранилище работ художника. Отношения с женщинами у творца не складывались, и свои последние дни он провел в одиночестве. Скончался он банально - от травм, полученных в результате падения с лестницы. Последний свой вдох он сделал в местной больнице 12 мая 2014 года.

Ханс Рудольф Гигер (нем. Hans Rudolf Giger), он же Ганс Руди Гигер (нем. Hans Rüdi Giger) - швейцарский художник, представитель фантастического реализма, наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой». Его имя часто пишется как HR Giger , настоящее имя Hansruedi Giger.

Родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария /Chur, Graubünden, Switzerland /) в семье аптекаря. Катализатором развития воображения и без того увлеченного всем тёмным и таинственным ребенка послужил принесенный как-то отцом череп (врученный ему в качестве профессионального поощрения одной из медицинских фирм).

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» - «Атомные дети») публиковались с 1959 г. в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги «Некрономикон». Особенно этот сборник постеров привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта. Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой» и создания образа ксеноморфа. Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику Оскар в 1980 за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника» , хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Декорации научно-фантастического фильма «Прометей» (2012) на сей раз создавались без участия Ганса Рудольфа Гигера - художника самого первого «Чужого», хотя, без сомнения, все художники проекта создавали модели существ и ландшафта «Прометея» под огромным влиянием его работ. Более того, в работу над фильмом были привлечены эскизы и наработки Гигера, которые были созданы им в 1969 г. для «Чужого», но по разным причинам так и не были тогда использованы. Об этом, а также почему Г.Р.Гигер не участвовал в создании «Прометея», Ридли Скотт рассказывает в бонусных материалах (продолжительностью 34 часа) к фильму, вышедших отдельными дисками.

В средневековье дракон стал олицетворением сатаны, и как таковой должен был ужасать, а посему и изображать его следовало страшным. Поэтому в образе дракона собрали все самое худшее, что вызывает страх и отвращение: змеиные чешуи, ящериное и одновременно фаллическое тело ящерицы (ящериц и саламандр панически боялись), раздвоенный змеиный язык и ядовитую слюну, змеиный хвост, зубатую и ко всему этому в придачу извергающую огонь (конечно, адский) пасть, крылья нетопыря (которого тоже боялись). Короче говоря - сплошное зло, сплошная мерзость, сплошной ужас. Идентичную операцию впоследствии произвел Х.Р. Гигер (H.R. Giger): создавая образ «Чужого», он собрал воедино все человеческие фобии.

Еще одной известной работой в кино стала работа над фильмом «Особь» (Species, 1995), научно-фантастический фильм Р. Дональдсона, где Гигер разработал дизайн инопланетных красот. Кроме того Гигер, в сотрудничестве с Крисом Фоссом (Chris Foss) и Жаном Жиро «Мёбиусом» (Jean Giraud (Moebius)), в качестве дизайнера участвовал в работе над фильмом «Дюна» .

Одно из любимых занятий Гигера - написание книг, самая известная книга о фильме «Species».

Уникальное художественное качество картинам Гигера придает аэрограф. Это приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири:

«Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдем. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки - за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше - в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. Наши города похожи на гигантские муравейники, населенные колониями насекомых, безликих и уродливых. И это - мы.»

Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма. Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой, а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения […] Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства». В 2000 году издательство Taschen предложило почитателям творчества художника коллекцию карт Таро (Baphomet Tarot – by Akron & H.R.Giger ). Каждая карта является тщательным воспроизведением одной из картин Гигера.

Художник спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съемок в клипах вокалиста группы Korn - Джонатана Дэвиса. В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис. Обложки альбомов Деборы Харри «Koo Koo» и Emerson, Lake & Palmer «Brain Salad Surgery» были включены журналом «Роллинг Стоун» в список ста выдающихся обложек века.

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в Грюйере (англ.), Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х.Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма. В коллекции музея - многочисленные гротески, скульптуры, эксцентричная мебель и модели для фильмов, большая часть - из 60-х гг. На первом этаже представлена частная коллекция Гигера. В музее находится много эскизов к фильму чужой, а также модели чудищ. В крохотном закутке, отделенном от остальной экспозиции шторами, в свете красной лампы находятся странные рисунки с пришельцами в компроментирующе-эротических позах (вход только для лиц достигших 18 лет).

В музее HR Giger в Грюйере находится бар HR Giger. Дизайн бара спроектирован Гигером. Он представляет собой высокие арки, напоминающие спинные хребты позвоночных животых. Если вы находитесь внутри, у вас создается ощущение, что вас проглотил «чужой». Все в этом баре внушает страх и тревогу. Когда-то «Гигер-бар» был еще и в Нью-Йорке, но закрылся, а в Токио так и не появился - помимо прочих чудес художник хотел, чтобы каждый стол находился в отдельной кабинке лифта и постоянно поднимался и опускался. Японские архитекторы сочли это невозможным и рассорились с Гигером.

В 2012 году проводил выставки в Гамбурге, Германия, в Москве и Стамбуле. В планах находятся работа для дальнейших персональных выставок, так же как и участии в многочисленных групповых выставках в галереях и музеях во всем мире.

Последний период жизни Гигер жил и работал в Цюрихе.

Художник и дизайнер Ганс Рудольф Гигер скончался на 75-м году жизни в больнице от травм, полученных при падении с лестницы в понедельник, 12 мая.

В сети интернет можно встретить следующие варианты написания имени и фамилии художника:

Ханс Рудольф Гайгер; Х.Р. Гайгер; Ганс Руди Гигер; HR Giger; H. R. Giger; Hansruedi Giger; Hans Rudolf «Ruedi» Giger.

====================================

  1. Hans Rudolf Giger - Summary Bibliography (перечень изданий с обложками, оформленными художником).
  2. Страница на IMDB
  3. Мирза Бабаев. Гигер: биомеханика зла (День за днем, 1 декабря 1995)
  4. Видео-пролистывание каталога выставки H.R. Giger Seul avec la Nuit

Дополнительную информацию к биографии Гигера предоставил

26 апреля - международный День Чужого. За годы своего существования «дикие, но симпатичные» создания сумели покорить сердца тысяч зрителей. Возможно, это связано с неповторимой мрачной атмосферой мира, который они населяют. А может быть, все дело в самих существах, успешно пугающих вот уже не одно поколение людей. Так или иначе, всё дело в мрачной фантазии их создателя - Ганса Руди Гигера (1940-2014).

При всем уважении к работе других создателей «Чужого» - сценаристов Дэна О’Бэннона и Рона Шуссета и режиссёра Ридли Скотта, надо признать, что именно Гигеру Чужие обязаны своей неповторимой стилистикой. Художнику удалось сплести воедино направления научной фантастики и готических ужасов. Благодаря ему рядом с прогрессивным миром высоких технологий, озаряемым ярким светом звезд, существует мрачный мир тьмы, исполненный опасностей и первобытных страхов. Соединение двух, казалось бы, несовместимых жанров делает мир Чужих уникальным. Недаром фильм «Чужой» до сих пор считается законодателем моды в жанре космического хоррора.

О, дивный блеск экзоскелета!
О, чудный гребень теменной!
И внешних ребер блеск стальной
Был колдовскому амулету
Подобен.
Г. Л. Олди. «Чужой среди своих»

Художник дьявола

Ханс Руди Гигер (Hans Rudi Giger) родился в 1940 году в швейцарском городке Чур в семье аптекаря. На будущего художника неизгладимое впечатление произвел человеческий череп, подаренный однажды его отцу: у мальчика появилась тяга ко всему темному и загадочному. Архитектуре и дизайнерскому мастерству Ханс обучался в Цюрихской школе прикладных искусств.

Первые серьезные работы, выполненные тушью и маслом, появились в начале 60-х. В 1966, когда Гигер работал дизайнером интерьеров, прошла его первая персональная выставка картин. Позже Гигер выработал уникальный стиль рисования. Его излюбленной техникой стало напыление акриловых красок с использованием накладных шаблонов.

О Гигере ходило множество слухов. Некоторые считали его художником Зла. И неудивительно, ведь еще со студенческих лет он предпочитал селиться в «проклятых» домах и коллекционировал предметы, использовавшиеся в ритуалах черной мессы. В 1975 Гигер даже участвовал в парижской сатанинской выставке, а многие его работы носят откровенно богохульный характер. Но, пожалуй, самая известная из них - альбом «Некрономикон», опубликованный в 1977 году. Именно из него «растут ноги» Чужого.

На Скотта произвёл впечатление гигеровский альбом «Некрономикон», и он попросил художника сделать нечто подобное. Сходство заметить нетрудно.

Рисунки Гигера из различных томов «Некрономикона».

Отцы и дети

Сценарий «Чужого» был разработан Дэном О’Бэнноном летом 1972 года. О’Бэннон, талантливый выпускник Южно-калифорнийского Университета кинематографии - специализировался в основном на сатире. Участвуя в съемках фильма «Темная звезда» режиссера Джона Карпентера, Дэн решил написать похожий по теме, но иной по стилистике сценарий. Получившаяся история под рабочим названием «Память» впоследствии стала первой половиной «Чужого». Редактировал и доводил текст до ума он совместно с продюсером Роном Шуссетом, у которого О’Бэннон жил после возвращения с сорвавшихся съемок «Дюны» Алехандро Ходоровского (1975). После многочисленных переписываний разрозненные листы превратились в полноценный сценарий.

Главная сложность заключалась в создании облика Чужого и «подгонке» под него всех событий фильма. В ходе работ дизайнеры предлагали множество концепций, ни одна из которых не была одобрена. Создаваемые художниками существа, которых лишь с натяжкой можно было назвать монстрами, никак не подходили для грандиозных планов режиссера.

Ридли Скотт прекрасно понимал: для того, чтобы впечатлить публику, нужен не просто большой и слюнявый Бармаглот с планеты Чертзнаетгде-13, щеголяющий зубами из папье-маше и прочей атрибутикой фильмов категории «Б». Необходимо создать атмосферу саспенса, развернуть перед зрителями панораму огромной вселенной, которая, с одной стороны, поражала бы своими размерами, а с другой - вызывала бы давящее ощущение мрачности и враждебности. Воплотить в жизнь подобный идейный парадокс казалось невыполнимой задачей. Нужен был по-настоящему гениальный творец.

Именно тогда О’Бэннон вспомнил о человеке, с которым он познакомился во время съемок «Дюны»: Ханс Руди Гигер. Созданные этим швейцарским сюрреалистом концептуальные рисунки для «Дюны» запали в душу О’Бэннону и оказали большое влияние на сценарий. Обсудив гигеровские работы, О’Бэннон с Шуссетом поняли, что знают, как будет вести себя инопланетное существо. По плану монстр должен был использовать тела людей в качестве живых инкубаторов и появляться на свет, разрывая человеческую плоть. Так была выработана основная направленность сценария, под которую быстро подогнали сам текст. Оставалось только решить вопрос с внешним видом существа.

После такого «поцелуя взасос» люди, как правило, недолго живут

Первые эскизы

Летом 1977 О’Бэннон сообщил Гигеру о съемках нового научно-фантастического фильма. Вскоре сценарист получил от Гигера его «Некрономикон» и продемонстрировал рисунки режиссеру. Когда Ридли Скотт пролистал издание, то несколько секунд не мог оправиться от шока. Ему показалось, будто кто-то залез ему в голову и, прочитав мысли, изобразил на бумаге именно то, что Скотт так хотел воплотить в фильме. Несмотря на сопротивление со стороны продюсеров (у которых, очевидно, была иная точка зрения), режиссер настоял на привлечении к съемкам именно этого художника. В 1978 году с Гигером был заключен контракт. В течение трех месяцев он сделал более двух десятков рисунков Чужих и отправил их в Великобританию, где по ним должны были создать фигуру существа в полный рост.

Однако скульпторы не справились. И тогда Гигера лично пригласили в Англию для участия в подготовке к съемкам. Поездка затянулась на 5 месяцев. Скотт настоял, чтобы именно Гигер занимался стилистикой всего фильма. Работа велась в строжайшей секретности. Художник проводил дни напролет в Шеппертонской студии, трудясь над дизайном интерьеров космического корабля, внутри которого по сценарию были обнаружены яйца Чужих. Там же Гигер создал облик мертвого пилота и декорации пустынной планеты (LV-426), где этот корабль был найден.

Первые сделанные Гигером рисунки Чужого

Роль Чужого в первом фильме сыграл непрофессиональный актер по имени Болажи Бадежо (Bolaji Badejo). Двадцатишестилетний нигериец обучался в Лондоне графическим искусствам. С Ридли Скоттом его свел случай. Режиссер хотел подобрать такого человека на роль Чужого, чтобы зрителю было сложно понять, что существо на экране - всего лишь искусно сделанный костюм. Сначала выбор его пал на Питера Мэйхью, игравшего роль Чубакки в “Звездных войнах”. Однако сочетание роста (2,07 метра) и худобы нигерийца убедили Скотта взять на роль именно Болажи.

Гигер четыре месяца работал над костюмом Чужого. Каждый элемент делался индивидуально под фигуру Болажи. Художник буквально использовал нигерийца как каркас, «навешивая» готовые детали. Стоять по нескольку часов кряду на одном месте было не из самых приятных занятий, но результат, как оказалось, того стоил.

«Чужое» лицо нигерийской национальности

Воплощение ужаса

После долгих месяцев работы Гигеру удалось создать прелюбопытнейшее существо. Чужой, или, как его назвали во второй части («Чужие», 1986), ксеноморф, проходит за весь фильм несколько стадий развития. С дизайнерской точки зрения самый большой интерес вызывает последняя из них. Несколько раз Гигеру приходилось переделывать работу из-за явно сексуального характера отдельных деталей. Например, знаменитая бананообразная голова в первом своем варианте выглядела ещё более провокационно.

Взрослый ксеноморф высок и по-своему грациозен. Он, с одной стороны, имеет много общего с земными существами, а с другой - пугает своей чужеродностью. Некоторые черты его внешности (и повадки, кстати говоря, тоже) были позаимствованы у насекомых - муравьев, термитов, скорпионов. Другие - у пресмыкающихся. Тем не менее, своим силуэтом Чужой больше всего походит на человека. Объясняется это в первую очередь тем, что роль монстра играл живой актер, облаченный в костюм. Костюм этот, обошедшийся в 250 тысяч долларов, состоял из пятнадцати отдельных частей.

Наибольший интерес вызывает длинная гладкая голова ксеноморфа и его суставчатый хвост, за движения которых на съемках отвечал отдельный человек - Карло Рамбальди. Лицо Чужого (если это можно назвать лицом) было сделано из пластикового макета настоящего человеческого черепа. Гигер вставил этот череп в заготовку головы и начал его модифицировать: удлинил на шесть дюймов челюсти, сделал несколько наростов на подбородке, сгладил острые углы, добавил в нескольких местах мягкой резины и нанес слой краски. Результат превзошел самые смелые ожидания. Таким пугающим обликом не мог похвастаться ни один монстр из фильма ужасов.

Даже Ридли Скотт, который прохладно относился к жанру хоррора, был доволен результатом. Благодаря впечатляющему дизайну и грамотной режиссерской работе ксеноморф 1979 года даже сегодня смотрится устрашающе. В 1980 году Гигер и Рамбальди получили за свою работу «Оскар» за лучшие спецэффекты. И абсолютно заслуженно.

Бесспорно, «Чужой» позаимствовал много идей у фильмов сороковых-пятидесятых годов (например, «Монстр без лица», 1958 или «Ночь кровожадного чудовища», 1958). Сюжет его, что греха таить, не отличается большой оригинальностью, а диалоги не несут какой-то философской нагрузки. Но в способности передать атмосферу противостояния человека и инопланетных агрессоров ему нет равных. Обладая бюджетом в одиннадцать миллионов долларов, фильм собрал в семь раз большую кассу. Такой успех - редкость даже для нашего времени.

Фильмы, открывающие перед нами во всей красе некоторые события этой вселенной, успели сменить четырех режиссеров. Многие писатели-фантасты пробовали себя в качестве авторов книг по миру Чужих. Издательство Dark Horse Comics выпустило около сотни комиксов, повествующих о противостоянии людей и ксеноморфов. Много воды утекло, а «Чужой» по-прежнему завоевывает новых поклонников. Все это доказывает одну простую истину: настоящие шедевры неподвластны времени. Да и, в конце концов, четверть века - не такой уж и большой срок для гениальной идеи.