Глинка михаил иванович. Няни и сенные девушки Баллада Финна «Добро пожаловать мой сын…»

Начинается опера со сцены княжеского пира. Князь отдаёт дочь свою (Людмилу) за героя – Руслана. Сам герой хорош, да и Людмила любит его, отвергая всех других претендентов на свою руку: Фарлафа и Ратмира. Тут Баян в песне предсказывает нелёгкую судьбу Руслана и Людмилы. Им помешает злая сила, но кончится всё хорошо.

И действительно, тут становится темно, а когда «дым» рассеивается, то оказывается – Людмилу похитили. Баян говорит, что сделал это злой колдун Черномор.

Конечно, Руслан отправляется спасать свою невесту. Другие «женихи» тоже решают попытать счастья.

На своём пути Руслан встречается с волшебником – Финном, который рассказывает ему свою историю. В молодости он никак не мог покорить красавицу Наину. Когда же от отчаяния прибег к чарам, то влюбил в себя уже старушку Наину. Теперь она преследует его, а он в ужасе скрывается.

Теперь Руслан проходит ещё одно испытание – встречает Наину, которая заманивает его в прекрасный дворец, где полно яств, драгоценностей и красавиц. Тут уже и Ратмир, за которым спешит влюбленная в него Горислава. Мужчины заколдованы, они обо всём забыли. Но от чар Наины их спасает Финн. Ратмир возвращается к Гориславе. А Фарлаф давно готов был отступиться от Людмилы, но Нана обещает ему волшебную помощь.

Тем временем Людмила в плену у Черномора отказывается от его подарков. А Руслан вызывает его на бой. Герой отрубает колдуну бороду, в которой и содержалась его могущество.

Вместе с заколдованной Людмилой Руслан возвращается к её отцу. Тут Фарлаф пытается разбудить княжну, но получается это лишь у Руслана.

Опера учит тому, что добро обязательно побеждает.

Картинка или рисунок Глинка - Руслан и Людмила

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Маленькая хозяйка Большого дома Лондон

    Есть люди, жизнь которых насыщенна трагедией и трудностями с самого ее начала. Про таких говорят: «Лучше бы они не рождались совсем». Одна юная особа, которая славилась крепким характером и храбростью

  • Краткое содержание Дюма Граф Монте Кристо

    Эдмон Дантес, заменивший капитана корабля Фараон, прибывает в порт города Марсель. Там его ждёт невеста Мерседес и пожилой отец.

  • Бажов

    Павел Петрович Бажов появился на свет в семье металлурга. Духовное формирование мальчика происходило в среде горняков, людей серьезных и упорных, и в то же время по-своему творческих. С детства он впитал в себя рассказы заводских рабочих

  • Краткое содержание Дубов Сирота

    Жизнь часто бывает не такой, какой бы мы хотели в наших мечтах. Многие люди говорят – с кем поведешься, то и наберешься. И все же, хочется верить, что эта фраза касается не всех. Может, жизнь иногда и вынуждает

  • Краткое содержание Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка Гоголя

    Главный персонаж повествования в юных летах являлся послушным ребенком и учеником, неизменно заслуживающим похвалы у родителей и учителей. Успешно закончив школу, он поступает в полк пехотинцев и исправно там служит до наступления 40 лет


Балет «Руслан и Людмила» создан на основе произведений двух великих творцов земли русской - поэта А.С. Пушкина и композитора М.И. Глинки. Этот спектакль - не просто очаровательная волшебная сказка, а философская притча о вечных, как мир, человеческих чувствах: верной любви, побеждающей предательство и коварство. Пушкинские строки наполнены любовью к героям, чьи чувства не выдуманы, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, влюбленный в наслаждения Ратмир, Горислава, сохранившая свою любовь к юноше, отвергшему ее. Волшебные персонажи поэмы, с которыми сталкиваются главные герои, вовлекая их в мир чудес, как бы проверяют истинность чувств влюбленных, заставляют их сделать свой выбор.
Великий русский композитор М. Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после трагической гибели Пушкина на дуэли, посвятив свое произведение его памяти. В балетной версии оперы, созданной известным композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Агафонниковым, проведен ряд музыкальных сокращений, переработаны для оркестра вокальные и хоровые разделы, сделаны необходимые музыкальные связки. Балет «Руслан и Людмила» привлекает не только танцевальными и режиссерскими находками выдающегося балетмейстера России Андрея Петрова, но и роскошными декорациями и костюмами, выполненными замечательным театральным художником Мариной Соколовой.
Премьера спектакля «Руслан и Людмила» театра «Кремлевский балет» состоялась 31 марта 1992 года и была восторженно принята критикой и публикой.




Хореографическая сказка в 2-х действиях
Либретто А. Б. Петрова (по мотивам поэмы А. С. Пушкина и либретто одноименной оперы М. И. Глинки)
Постановка Театра балета Кремлевского Дворца съездов 1992 год
Постановщик и хореограф АНДРЕЙ ПЕТРОВ
Художник МАРИНА СОКОЛОВА
Дирижер АЛЕКСАНДР ПЕТУХОВ

БАЛЕТ "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"



1 АКТ
ПРОЛОГ
Под могучим дубом певец-сказитель Баян играет на гуслях... Руслан и Людмила встречаются под широкой кроной дуба. Их любовь пока тайна для всех, а утром Людмила должна выбрать себе жениха.

I КАРТИНА
В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Все с нетерпением ждут, какого суженого выберет Людмила. Появляются женихи княжны: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский князь Ратмир. Ратмира преследует влюбленная в него Горислава с мольбой отказаться от затеи породниться с киевским князем.
Вот и Руслан. Соперники с подозрением смотрят друг на друга. Появляется Людмила. Ее выбор давно сделан. Дружина и князь славят молодую чету. Начинается свадебный обряд. Молодых с почестями вводят под полог... Гром... Молния...
Возникает зловещая фигура Черномора. Все застывают. Зачарованная Черномором Людмила замирает. Злой колдун со своей пленницей исчезают.
Все очнулись. Людмилы нет. Руслан в отчаянии. Светозар обещает Людмилу в жены тому, кто возвратит ему дочь. Все три витязя клянутся сделать это. Соперники покидают Киев.

2 картина
Сказочный лес. Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает ее. Она клянется отомстить.
Руслан идет по лесу и приходит к жилищу доброго Финна. Хозяин встречает Руслана радушно. В дыме волшебного костра Руслан видит Людмилу и Черномора. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора.
Наина подстерегает Фарлафа. Она обещает ему Людмилу. Трус готов на все. Его радости нет предела. Наина дает ему то, о чем он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сраженный вином и обжорством, он засыпает, забыв о Людмиле.

3 КАРТИНА
Руслан выходит на поле: видны следы кровавой сечи, останки богатырей. Долина смерти производит тягостное впечатление. Руслан устал. Сомнения гложут его. Найду ли Людмилу, а может, паду, как эти безвестные воины? Вдруг Руслан видит холм, при блеске луны он оживает — перед витязем голова. Голова рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы неравные, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте головы — волшебный меч.

4 КАРТИНА
Наина колдует, привлекает витязей. Ее свита—рой безобразных старух, но по жесту волшебницы они превращаются в прекрасных дев. И сама Наина становится юной красавицей. Лес оживает чудесным восточным дворцом. Наина ждет жертву, готовит для нее отравленный напиток.
Горислава неотступно следует за Ратмиром, но он неумолим. Он жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему и милей и ближе, но упрямство гордого князя безгранично. Ратмир оставляет плачущую Гориславу и входит во дворец Наины. Волшебные девы, вино и угощение — вот уже он лишился и шита, и меча, и шлема. Вот и хозяйка-обольстительница. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всем на свете. Во дворце появляется Горислава, которая привела с собой Финна и Руслана. Вместе они освобождают от чар Ратмира.

2 АКТ
1 КАРТИНА
Утро. Людмила просыпается в замке Черномора. Все ей здесь чуждо. Прислужницы хотят накормить ее дивными яствами. Появляется Черномор. Желая добиться любви Людмилы, он принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман, и чары рассеиваются. Перед нею карлик. Людмила запутывает волшебную бороду злодея.
Торжественным маршем выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду. Людмилу торжественно сажают напротив Черномора. Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Оба трона несутся по кругу. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве...
Раздается звук рога. Это Руслан вызывает на бой Черномора. Колдун зачаровывает Людмилу и обнажает свой меч. Короткий, но жестокий бой, и карлик уносит Руслана под облака.

2 картина
Руслан вбегает с отрубленной бородой Черномора. Людмила спит колдовским сном и не узнает возлюбленного. Рыдающий Руслан уносит Людмилу. Ратмир и Горислава пришли на помощь Руслану.

3 КАРТИНА
Наина тащит трясущегося Фарлафа —его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.

4 КАРТИНА
Ночь в степи. Ратмир и Горислава уходят в лес. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомленный, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Наина заставляет Фарлафа поднять меч на Руслана. Фарлаф вонзает меч в грудь витязя и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн. В руках у него два сосуда — с мертвой и живой водой. Он заживляет раны Руслана.
Руслан, Ратмир и Горислава устремляются в Киев. Их осеняет благословение Финна. Наина повержена, ее планы разрушены,

5 КАРТИНА
Фарлаф, похитив Людмилу, привез её в Киев. Но никто не в силах пробудить ее от волшебного сна. Она не узнает даже отца...
Князь оплакивает дочь. Неожиданно для всех появляется Руслан. Фарлаф молит о пощаде. Любовь Руслана пробуждает Людмилу. Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну...


"Преданья старины глубокой", рассказаны на языке классического танца: взаимная любовь Руслана и Людмилы, её похищение Черномором, соперничество претендентов на руку и сердце киевской княжны - трусливого Фарлафа и гордого Ратмира, Черномор и колдовская сила его бороды...
Злобу, коварство и трусость побеждает справедливость, добрая богатырская сила и любовь.

Действующие лица:

Светозар, великий князь Киевский бас
Людмила, дочь его сопрано
Руслан, киевский витязь, жених Людмилы баритон
Ратмир, князь хазарский контральто
Фарлаф, витязь варяжский бас
Горислава, пленница Ратмира сопрано
Финн, добрый волшебник тенор
Наина, злая волшебница меццо-сопрано
Баян, певец тенор
Черномор, злой волшебник, карла без пения
Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы; рабы Черномора, нимфы, ундины.
Действие происходит во времена Киевской Руси.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение». Так описывает зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила». Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея еще готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Среди них были Н. В. Кукольник (1809-1868), В. Ф. Ширков (1805-1856), Н. А. Маркевич (1804-1860) и др.

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.

Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина (1820), основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.

В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них - рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Опера писалась в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.

СЮЖЕТ

Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы. В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.

В далеком северном краю, куда странствия привели Руслана, живет добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь.

Ищет Людмилу и Фарлаф. Но все, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества.

Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев - великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору.

Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира - Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращенный Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы.

В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает ее подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздается звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.

В долине разбит стан Руслана. Ночь. Ратмир охраняет сон друзей. Вбегают испуганные рабы Черномора, которых Руслан освободил из-под власти злого волшебника. Они сообщают, что невидимой силой вновь похищена Людмила, вслед за которой скрылся и Руслан.

Фарлаф, похитив с помощью Наины княжну, привез ее в Киев, Но никто не в силах пробудить Людмилу. Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну. Ликующие киевляне славят храброго витязя, воспевают отчизну.

МУЗЫКА

«Руслан и Людмила» - эпическая опера. Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни. Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом. Основной конфликт - столкновение сил добра и зла - отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.

Идея произведения - торжество светлых сил жизни - раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания.

Первый акт впечатляет широтой и монументальностью музыкального воплощения. Акт открывается интродукцией, включающей ряд номеров. Песня Баяна «Дела давно минувших дней», сопровождаемая переборами арф, имитирующих гусли, выдержана в мерном ритме, полна величественного спокойствия. Лирический характер имеет вторая песня Баяна «Есть пустынный край». Интродукция завершается мощным заздравным хором «Светлому князю и здравье и слава». Каватина Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой» - развитая сцена с хором - отражает различные настроения девушки, шаловливо-грациозной, но способной и на большое искреннее чувство. Хор «Лель таинственный, упоительный», воскрешает дух древних языческих песен. Сцена похищения начинается резкими аккордами оркестра; музыка принимает фантастический, сумрачный колорит, который сохраняется и в каноне «Какое чудное мгновенье», передающем состояние оцепенения, охватившее всех. Венчает акт квартет с хором «О витязи, скорей во чисто поле», полный мужественной решимости.

Второй акт, состоящий из трех картин, начинается симфоническим вступлением, рисующим суровый таинственный северный пейзаж, объятый настороженной тишиной.

В первой картине центральное место занимает баллада Финна; музыка ее создает благородный образ, исполненный глубокой человечности и нравственной красоты.

Вторая картина по своему характеру противоположна первой. Облик Наины очерчен колючими ритмами коротких оркестровых фраз, холодными инструментальными тембрами. Меткий комический портрет ликующего труса запечатлен в рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего».

В центре третьей картины великолепная по музыке ария Руслана; ее медленное вступление «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» передает настроение глубокого, сосредоточенного раздумья; второй раздел, в быстром энергичном движении, наделен чертами героики.

Третий акт наиболее разнообразен по красочности, живописности музыки. Чередующиеся хоры, танцы, сольные номера рисуют обстановку волшебного замка Наины. Чарующе-обольстительно звучит гибкая, проникнутая сладостной истомой мелодия персидского хора «Ложится в поле мрак ночной». Каватина Гориславы «Любви роскошная звезда» полна горячего, страстного чувства. Ярко выраженным восточным колоритом отмечена ария Ратмира «И жар и зной сменила ночи тень»: прихотливая мелодия медленного раздела и гибкий вальсообразный ритм быстрого обрисовывают пылкую натуру хазарского витязя.

Четвертый акт отличается пышной декоративностью, яркостью неожиданных контрастов. Ария Людмилы «Ах ты доля, долюшка» - развернутая монологическая сцена; глубокая печаль переходит в решимость, негодование и протест. Марш Черномора рисует картину причудливого шествия; угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков создают гротескный образ злого чародея. За маршем следуют восточные танцы: турецкий - плавный и томный, арабский - подвижный и мужественный; танцевальную сюиту заключает огненная, вихревая лезгинка.

В пятом акте две картины. В центре первой - проникнутый негой и страстью романс Ратмира «Она мне жизнь, она мне радость».

Вторая картина - финал оперы. Суровый, горестный хор «Ах ты, свет-Людмила» близок народным плачам-причитаниям. Печалью окрашен и второй ход «Не проснется птичка утром», прерываемый скорбными репликами Светозара. Музыка сцены пробуждения овеяна утренней свежестью, поэзией расцветающей жизни; мелодию, полную живого, трепетного чувства, («Радость, счастье ясное»), запевает Руслан; к нему присоединяется Людмила, а затем остальные участники и хор. Заключительный хор («Слава великим богам») звучит ликующе, светло и жизнерадостно (музыка увертюры).

1 А. А. Шаховский (1777-1846) - драматург, автор многих водевилей и комедий.

2 Вторая песня Баяна, непосредственно не связанная с сюжетом, является своего рода музыкальным посвящением Пушкину.

Опера в пяти действиях Михаила Ивановича Глинки на либретто композитора В.Широкова, при участии К.Бахтурина, Н.Кукольника, Н.Маркевича, А. Шаховского, основанное на одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.

Опера в пяти актах (восьми картинах)

Действующие лица:

Светозар, великий князь Киевский…………………………………бас

Людмила, дочь …………………………………………………………сопрано

Руслан, киевский витязь, жених Людмилы…………………………баритон

Ратмир, князь хазарский………………………………………………контральто

Фарлаф, витязь варяжский……………………………………………бас

Горислава, пленница Ратмира…..……………………………………сопрано

Финн, добрый волшебник …….……………………………………….тенор

Наина, злая волшебница………………………………………………меццо-сопрано

Баян, певец …….……………………….……………………………….тенор

Черномор, злой волшебник, карла.…………………………………без пения

Краткое содержание

Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы. 2 В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.

В далеком северном краю, куда странствия привели Руслана, живет добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь.

Ищет Людмилу и Фарлаф. Но все, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества.

Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев - великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору.

Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира - Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращенный Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы.

В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает ее подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздается звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.