Гоголь портрет содержание. Николай васильевич гоголь. Портрет в ночи

Николай Васильевич Гоголь

Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темнозеленым лаком, в темножелтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека – вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами. Сверх того, двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарованье русского человека. На одном была царевна Миликтриса Кирбитьевна, на другом город Иерусалим, по домам и церквам которого без церемонии прокатилась красная краска, захватившая часть земли и двух молящихся русских мужиков в рукавицах. Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей-куча. Какой-нибудь забулдыга-лакей уже, верно, зевает перед ними, держа в руке судки с обедом из трактира для своего барина, который, без сомнения, будет хлебать суп не слишком горячий. Перед ним уже, верно, стоит в шинели солдат, этот кавалер толкучего рынка, продающий два перочинные ножика; торговка-охтенка с коробкою, наполненною башмаками. Всякой восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьёзно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чем калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит. В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков. Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости. Он остановился перед лавкою и сперва внутренно смеялся над этими уродливыми картинами. Наконец, овладело им невольное размышление: он стал думать о том, кому бы нужны были эти произведения. Что русской народ заглядывается на Ерусланов Лазаревичей, на объедал и обпивал, на Фому и Ерему, это не казалось ему удивительным: изображенные предметы были очень доступны и понятны народу; но где покупатели этих пестрых, грязных, масляных малеваний? кому нужны эти фламандские мужики, эти красные и голубые пейзажи, которые показывают какое-то притязание на несколько уже высший шаг искусства, но в котором выразилось всё глубокое его унижение? Это, казалось, не были вовсе труды ребенка-самоучки. Иначе в них бы, при всей бесчувственной карикатурности целого, вырывался острый порыв. Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна однакож своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!.. Долго стоял он пред этими грязными картинами, уже наконец не думая вовсе о них, а между тем хозяин лавки, серенький человечек, во фризовой шинели, с бородой небритой с самого воскресенья, толковал ему уже давно, торговался и условливался в цене, еще не узнав, что ему понравилось и что нужно. «Вот за этих мужичков и за ландшафтик возьму беленькую. Живопись-то какая! просто глаз прошибет; только-что получены с биржи; еще лак не высох. Или вот зима, возьмите зиму! Пятнадцать рублей! Одна рамка чего стоит. Вон она какая зима!» Тут купец дал легкого щелчка в полотно, вероятно, чтобы показать всю доброту зимы. «Прикажете связать их вместе и снести за вами? Где изволите жить? Эй, малый, подай веревочку». – Постой, брат, не так скоро – сказал очнувшийся художник, видя, что уж проворный купец принялся не в шутку их связывать вместе. Ему сделалось несколько совестно не взять ничего, застоявшись так долго в лавке, и он сказал: «А вот постой, я посмотрю, нет ли для меня чего-нибудь здесь» и, наклонившись, стал доставать с полу наваленные громоздко, истертые, запыленные старые малеванья, непользовавшиеся, как видно, никаким почетом. Тут были старинные фамильные портреты, которых потомков, может быть, и на свете нельзя было отыскать, совершенно неизвестные изображения с прорванным холстом, рамки, лишенные позолоты, словом, всякой ветхой сор. Но художник принялся рассматривать, думая втайне: «авось что-нибудь и отыщется.» Он слышал не раз рассказы о том, как иногда у лубочных продавцев были отыскиваемы в сору картины великих мастеров. Хозяин, увидев, куда полез он, оставил свою суетливость и, принявши обыкновенное положение и надлежащий вес, поместился съизнова у дверей, зазывая прохожих и указывая им одной рукой на лавку «Сюда, батюшка; вот картины! зайдите, зайдите; с биржи получены.» Уже накричался он вдоволь и большею частью бесплодно, наговорился досыта с лоскутным продавцем, стоявшим насупротив его также у дверей своей лавочки, и наконец, вспомнив, что у него в лавке есть покупатель, поворотил народу спину и отправился во внутрь ее. «Что, батюшка, выбрали что-нибудь?» Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы позолоты. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет; но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и всё старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «глядит, глядит», и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю.

Меню статьи:

1833– 1834 годы – период, когда из-под пера Гоголя – одного из самых загадочных писателей – вышел цикл произведением, озаглавленный «Петербургскими рассказами». Гоголь, «Портрет» литературной работы которого мы проанализируем ниже, – писатель-мистик. Нотка загадочности не обошла и «Портрет».

Повесть включает две части, которые повествуют о судьбах двух людей творчества. Главные герои произведения Гоголя – художники. Истории связаны мистическим предметом – портретом некоего торговца. Эта вещь сказалась на судьбах персонажей повести. Как именно? Об этом мы и поговорим.

Тематика повести Гоголя

Противостояние добра и зла – это извечная тема в искусстве во все времена. Что есть добро или зло, как они выглядят и как их распознать и различить? Ответы на эти непростые вопросы время от времени задает себе каждый человек. Особенно важно, именно для творческого человека, сохранить свою душу чистой, так как искусство невероятно чувствительно к малейшим проявлениям лицемерия и фальши. Дьявол живет в человеческой душе. Сатана терпеливо ждет своего часа. И как только человек проявляет слабость, вместо духовного отдает предпочтение материальному благу, тут же дьявольская сила начинает всеми способами воздействовать на слабости, и полностью овладевает умом и сердцем человека. Роль такой дьявольской силы, воплощенной в символическом предмете – портрете торговца (ростовщика), – и является центром произведения Гоголя. Противостоять нечистой силе непросто. Чаще всего человек слаб перед демоническими уловками и хитростью. В этом и заключается главная сила зла, которая воздействует на слабости человека, находит даже глубоко спрятанные сокровенные мысли и желания. Личность, достаточно сильная внутри, достойно противостоящая искушению зла, – хрестоматийная редкость.

Николай Васильевич Гоголь в своем творчестве часто затрагивал эту извечную темы борьбы добра и зла. Писатель считался глубоко верующим человеком, поэтому придавал огромное значение чистоте и неподкупности души человека. Довольно оригинальное, специфически гоголевское понимание способов искушения дьяволом непорочной души искусно отражено писателем в повести, названной «Портретом». Это произведение очень красочно: повесть обладает элементами сказки и несет в себе задачу предостеречь наивных, простосердечных и доверчивых людей от коварного искушения темными силами. Каждый человек иногда попадает, как ему кажется, в совершенно безвыходное положение. В такие минуты отчаяния и смятения горькое чувство разочарования и безысходности делает несчастного легкой добычей для дьявольских происков. Никто не застрахован от несчастья в жизни, но не каждый сможет преодолеть выпавшие не его долю трудности и лишения, сохранив при этом свою душу чистой и нетронутой злобой и завистью.

Ремарка о главных действующих лицах повести

В гоголевской повести, традиционно, выделяются центральные персонажи, а также герои второго плана. Среди главных героев – Чартков и отец мастера, живописца по имени Б. Чартков отличается недюжинным талантом, однако теряет дарование и вдохновение, как только приобретает злополучный портрет торговца. После этого, Чартков посвящает жизнь рисованию заказных портретов, чем окончательно ставит крест на высоком искусстве. Что касается отца художника, имени которого автор читателю не сообщает, то герой работал над картинами для церквей. Мужчина не был профессиональным художником, отец Б. выучился ремеслу самостоятельно. Именно этот мастер – автор портрета торговца, который принесет столько бед своим владельцам. Написав портрет, художник уходит в монахи.

Второстепенные герои произведения – непосредственно живописец Б. и сам торговец, портрет которого оказался наделен мрачной силой. Ростовщик описан высоким мужчиной со смуглой кожей и большими, наполненными огнем, глазами. Национальность торговца – необычная для этих краев: то ли индийская, то ли греческая или персидская. Носил же торговец одежду исключительно азиатского покроя.

Образ мастера Андрея Чарткова

Главный герой повести художник Чартков, молодой и талантливый художник. Учитель Андрея Петровича признает наличие таланта у своего ученика, однако, предостерегает Чарткова от крайне опасного для истинного таланта соблазна – искушения праздной и сытой светской жизни. Работа за деньги под заказ даст художнику красивую комфортную жизнь, но может убить талант и погубить душевную чистоту юного мастера. А для того, чтобы творить, нужно любую информацию сначала пропустить через душу, и лишь потом излить в виде искусного творения. Молодой художник старается внять наставлениям профессора и с головой погружается в творчество. Чартков всецело посвящает себя искусству, постоянно ищет что-то новое, еще никем неизведанное и ненаписанное.

Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна. Вкус его развивался заметно…

Но материальные трудности постоянно тяготят Чарткова. Время от времени, наблюдая за приезжими живописцами, которые, не обладая талантом нашего художника, умудрялись в короткие сроки сколотить состояние на своих сомнительного качества работах, вносили в чистую душу Андрея сомнения.

– Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же наконец и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать? Взаймы ведь никто не даст. А понеси я продавать все мои картины и рисунки, за них мне за все двугривенный дадут. Они полезны, конечно, я это чувствую: каждая из них предпринята недаром, в каждой из них я что-нибудь узнал. Да ведь что пользы?..

В минуты отчаяния душа становится особенно ранимой и подверженной влиянию зла. Может, вовсе не случайно молодой художник находит в старой лавке среди всякого хлама этот странный портрет старика с невероятно живыми глазами.

Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью…

Роковой случай: приобретение портрета старого торговца

Сам не зная, почему и зачем, Чартков покупает за последние деньги этот портрет. Изучая купленный только что удивительный портрет, молодой художник сначала восхищается мастерством и талантом мастера, который сумел так реалистично изобразить глаза на портрете. Но потом эти глаза начинают наводить на Чарткова ужас. Эти слишком живые, слишком реалистичные глаза придают всему образу зловещий вид. Тонкая душа художника почувствовала опасность. Но дьявол уже успел нащупать слабость в доверчивой натуре талантливого человека. Процесс искушения начинается как бы ненавязчиво: во сне Чартков видит, как старик выходит с портрета и начинает пересчитывать деньги из своего мешка. Случайно одна пачка денег выпадает из рук старика и катится прямо к ногам голодного художника. Соблазн оказался сильнее силы воли художника: Чартков готов на все, лишь бы получить заветные деньги.

Демон умело манипулирует мечтами и желаниями творческого человека. Чартков, волшебным образом получив деньги, сперва намеревался потратить ресурсы на кисти, краски и новые холсты. Юный мастер предполагал, что при определенной экономии чудом доставшихся средств сможет три года спокойно заниматься исключительно искусством. Но искушение дьявола оказалось слишком заманчивым. Устоять против давней мечты о богатой и красивой жизни Чартков не в состоянии. Даже такой низкий поступок, как заказ хвалебной статьи в свою честь, кажется герою чудесной идеей. Чартков в полной мере наслаждается лжехвалебными отзывами о своей персоне.

Губительный и дьявольский характер материальных благ и денег

Материальные блага кажутся все более привлекательными молодому человеку. Новый гардероб, вкусный обед в модном ресторане, прогулка в карете по городу и, наконец, новая шикарная квартира – вот на что, в итоге, тратит дьявольские деньги художник. Все возвышенные духовные мечтания отступают на задний план перед материальными благами. Молодой мастер уже готовый тратить свой талант на материальное обогащение. Все предостережения учителя забываются, а праздные наслаждения заполоняют разум художника. Однако первый заказной портрет дается Чарткову непросто. Стремление героя к совершенству в работе вызывает несогласие заказчика.

Художник стал изъяснять, что эти-то пятнышки и желтизна именно разыгрываются хорошо, что они составляют приятные и легкие тоны лица. Но ему отвечали, что они не составят никаких тонов и совсем не разыгрываются; и что это ему только так кажется…

Чартков вынужден был безропотно покориться, стремление удовлетворить желания клиента взяло верх над творческими убеждениями:

Он бесчувственно стал сообщать ему тот общий колорит, который дается наизусть и обращает даже лица, взятые с натуры, в какие-то холодно-идеальные …

Художник старается угодить заказчику, но творческая душа живописца еще не готова отказаться от истинного искусства. Увлекшись работой, Чартков ощущает, как страсть и вдохновение наполняют душу, талант все еще жив, гений не дает художнику писать под диктовку. После ухода клиентов, Чартков не может успокоиться, голова героя переполнена идеями, мыслями и образами. Поэтому мастер достает неоконченную картину Психеи и изливает наполненные вдохновением образы на полотно:

… когда художник, наглядевшись на природу, уже отдаляется от нее и производит ей равное создание ….

Портрет, написанный по велению сердца и заказная работа – сравнение

Эта работа поразила заказчиков. Картина была не просто талантливо написана, в полотне чувствовалась живая частичка художника. Похвала и признание в светском обществе таланта Чарткова очень быстро сделали молодого мастера модным и востребованным художником. Деньги и слава, о которых живописец так долго мечтал, наконец, пришли в жизнь Чарткова. Но работать под заказ оказалось совсем не так приятно, как казалось герою. От художника требовали не проявления многогранности таланта, особого видения образа или великолепия цвета и теней, а ремесленнической работы: сделать портрет максимально привлекательным в глазах заказчика, причем в довольно короткие сроки. Чартков получил желаемое материальное вознаграждение, комплименты и приглашения на обед, даже признание художественного таланта, однако за все это юному мастеру пришлось заплатить своей чистой душой.

Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем и уже готов был обратиться в одно из тех странных существ, которых много попадается в нашем бесчувственном свете, на которых с ужасом глядит исполненный жизни и сердца человек, которому кажутся они движущимися каменными гробами с мертвецом внутри вместо сердца….

«Дьявол играет нами» (Мамардашвили)

Вспоминается цитата философа Мераба Мамардашвили: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно». Здесь подходит первая часть этой фразы. Дьявольская сила поработила душу и сердце художника. Каждое высказывание Чарткова казалось пропитанным злобой и желчью. Герой больше не верил в существование вдохновения, больше не искал новизны образа или свежести красок. Свой талант Чартков променял на славу и деньги. Но почерневшая душа живописца никак не могла найти покоя. Ничего в жизни не могло больше доставить радость Чарткову так, как доставляло ее искусство.

Но дьявольская игра еще не окончена. Однажды Чартков получает приглашение – как уважаемый художник и досточтимый член общества – оценить работу одного малоизвестного художника, присланную из Италии, где долгие годы этот самый художник изучал мастерство великих гениев искусства. Увиденная Чартковым картина поразила мастера в самое сердце.

Дорогие читатели, любители классики! Предлагаем ознакомиться с произведения Николая Гоголя “Мертвые души”

Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем. Казалось, небесные фигуры, изумленные столькими устремленными на них взорами, стыдливо опустили прекрасные ресницы. С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую, невиданную кисть. Все тут, казалось, соединилось вместе: изученье Рафаэля, отраженное в высоком благородстве положений, изучение Корреджия, дышавшее в окончательном совершенстве кисти» Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника …

Именно о таком творчестве всегда мечтал он сам. Как могло так случиться, что жизнь оказалась потраченной на ремесленнические портреты, а не на настоящее искусство. И, желая доказать всем и себе, что его талант все еще жив, Чартков берется за кисть, стремясь изобразить подобное увиденной картине малоизвестного художника. Но темная сила в душе не может создавать прекрасные вещи.

Алчность, ненависть и злоба теперь наполняют ум и сердце живописца. Великий талант Чарткова оказался ценой расплаты за незаслуженные деньги и славу. Теперь обозленный и бездушный художник не может ничего создать. Рассудок Чарткова, порабощенный темными силами, подсказывает герою лишь одно решение проблемы. Раз он больше не способен создавать, то следует уничтожать все гениальное и прекрасное.

Результаты дьявольской игры

Значительные денежные запасы, которые Чартков накопил за жизнь, теперь идут на покупку самых выдающихся талантливых художественных творений. Но пораженный злобой и завистью рассудок Чарткова не собирается любоваться картинами, цель героя – уничтожить все достойные произведения искусства. Множество разорванных в клочья талантливых творений навеки сгинут в мастерской безумного художника. Да и сам художник, из-за минутной слабости, лишился не только таланта, а и рассудка. В подобных сделках с темными силами в выигрыше остается всегда лишь сам дьявол.

Образ мастера, создавшего портрет ростовщика

Но слабохарактерный Чартков не единственная жертва странного портрета. Первым, кто пострадал, стал сам художник, который и написал этот портрет. Художник был добродушным человеком со светлой душой и добрым сердцем. Свой талант мастер реализовывал, изображая святых при росписи церквей. Живописец-самоучка никогда не стремился к излишнему достатку или роскоши, а в свою работу вкладывал душу. Такой человек достойная цель для злой силы.

Недалеко от художника в большом каменном доме жил ростовщик. Мужчина славился крупным богатством, но известен был тем, что умел заключать особенные сделки. Район, где пришлось жить художнику, населяли по большей части люди небогатые, поэтому ростовщиков в этом округе жило немало. Все эти мелкие ростовщики – люди довольно бесчувственные:

Эти небольшие ростовщики бывают в несколько раз бесчувственней всяких больших, потому что возникают среди бедности и ярко выказываемых нищенских лохмотьев, которых не видит богатый ростовщик, имеющий дело только с приезжающими в каретах…

Но среди всех ростовщиков один выделялся особо. Герой ходил в странном азиатском наряде, в глаза бросалась смуглая кожа. Тощее лицо и «необыкновенного огня глаза» тоже привлекали внимание. Но самое главное – это умение торговца вести дела:

Он давал деньги охотно, распределяя, казалось, весьма выгодно сроки платежей; но какими-то арифметическими странными выкладками заставлял их восходить до непомерных процентов…

Ростовщик заказывает портрет …

Слухи об этом ростовщике ходили очень неприятные. Говорили, что все те, кто получал у деньги у азиата, погибали трагически и преждевременно. Более того, получивший заем человек в короткие сроки преображался. Должник становился злым, завистливым и во всем видел только плохую сторону. Все деяния таких людей вызывали всеобщее презрение.

Нельзя рассказать, как страдала тщеславная душа; гордость, обманутое честолюбие, разрушившиеся надежды – все соединилось вместе, и в припадках страшного безумия и бешенства прервалась его жизнь…

И вот однажды, этот самый ростовщик обратился к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Художника просто поразили глаза мужчины. Старый мастер как раз старался изобразить дьявола при росписи одной церкви, а образ демона никак не удавался. Старик с огромным любопытством принялся за работу. Все черты лица художник старался максимально реалистично изобразить на полотне. Особенное внимание живописец уделил глазам ростовщика, с особой точность и выразительностью художник сумел проявить все свое мастерство и талант. Глаза получились настолько близкими к натуре, что это испугало самого художника. Чуткая душа героя уже почувствовала прикосновение злой силы. Отцу Б. стало так противно и мерзко, что мастер, не окончив работу, наотрез отказался продолжать писать портрет. Но зло так легко не сдается. Этот злосчастный портрет снова вернулся к художнику. В душу мастера начала заползать тень зла, герой стал завистливым и злобным. А когда попытался изобразить на полотне лик святого, то сам того не желая, нарисовал на картине глаза ростовщика.

Борьба со злом: можно ли победить Дьявола?

Чистая душа художника продолжала бороться с дьявольской силой. Избавившись от опасного портрета, старый мастер отправляется спасать душу в святой монастырь. Искренняя молитва и праведная жизнь помогают художнику сохранить спасти чистоту души и сердца.

Но, понимая опасность написанной картины, отец живописца Б. просит сына уничтожить портрет ростовщика. Однако победить темную силу непросто. Несмотря на все усилия, этот демонический портрет, в самый последний момент исчезает.

Сыновья Тараса Бульбы – Остап и Андрей – центральные персонажи повести Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба”. Предлагаем вдумчивым читателям

Зло и добро – две части одного целого. Нам следует помнить, что только с нашего разрешения зло начинает превосходить добро. Коварный ростовщик не может заставить человека пойти с ним на сделку против своей воли. Это решение самого человека и только он в ответе за это. Сила у зла немалая, то, что сулит Дьявол – мечта большинства людей. Но не следует забывать и о цене, которую дьявольский ростовщик обязательно взыщет в полном объеме.

Николай Васильевич Гоголь - известный писатель, творчество которого весьма неоднозначно. Склонный к мистицизму, автор умеет внести в свои произведения некую изюминку, которая запоминается и не оставляет равнодушным никого. Какое произведение его ни возьми, везде чувствуешь недосказанное, незаконченное, загадочное. Между строк всегда можно прочесть что-то, что передает глубину души маэстро.

Например, произведение, которое насквозь пропитано фатализмом, страхом перед неизведанными и потусторонними силами - это «Портрет» (Гоголь). Краткое содержание его может передать лишь основные моменты сюжета. Но только полная версия сможет погрузить вас в мир иллюзии, в мир красивого слога и передать настроение, которое Николай Васильевич хотел донести.

«Портрет» (Гоголь). Краткое содержание

Начинается произведение с описания тяжелой судьбы молодого и талантливого художника. У него совсем нет денег, чтобы расплатиться за жилье, нет средств на еду и даже на свечи. Вот он и просиживает без работы все вечера, завидуя тем, у кого есть и заказы, и популярность. Однако на последние деньги он покупает портрет азиата с необычно живыми глазами. И потом из-за него он практически Чартков везде видит эти глаза: они ему мерещатся наяву, они ему снятся каждую ночь, они смотрят прямо в его душу. Но с картины внезапно выпадает купюра в тысячу червонцев. На этом жизнь художника вроде бы налаживается.

Повесть «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которой способно заинтересовать читателя и побудить к прочтению полной версии, повествует о дальнейшей судьбе Чарткова. Он - востребованный художник, однако со временем становится жадным, а его талант деградирует. От зависти герой начинает скупать гениальные произведения других живописцев, на что тратит все свое состояние. Однако полотна жестоко уничтожаются в итоге, а сам персонаж умирает, в бреду вспоминая все те же глаза азиата.

Произведение «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которого трудно описать несколькими предложениями, продолжается объяснением всей этой загадочной истории. После смерти Чарткова портрет китайца с мастерски нарисованными глазами попадает на один петербургский аукцион. Там его находит человек, отец которого и написал картину. Оказывается, на нем изображен ростовщик, который всем Однако эти средства никому не приносили удачу - все, кто брали у азиата из Коломны денежные средства, умирали страшной смертью, сходили с ума.

Продолжаем краткое содержание. Портрет Гоголь назвал изображением духа тьмы, а рисовал его художник именно с ростовщика. Но в процессе работы автора одолевает тягостное чувство, и он не хочет продолжать писать. Китаец просит закончить портрет, чтобы остаться "живым" и после смерти, однако умирает, так и не увидев эту работу. Автор хочет сжечь ее, однако отдает по просьбе другу. Дальше портрет начинает негативно влиять на каждого своего обладателя. Поэтому рассказчик ищет картину, чтобы остановить поток зла, однако она таинственно исчезает.

«Портрет» (Гоголь). Анализ повести

Эта повесть - глубокое философское произведение, которое затрагивает тему влияния потусторонних сил на человеческие судьбы. Над судьбой властен не только человек, но еще и другие обстоятельства, другие люди и даже мистика. Верить в это или нет - решать каждому читателю самостоятельно. Читая же произведение, хочется просто наслаждаться интересным сюжетом и певучим языком его создателя.

Повесть Гоголя «Портрет» - это произведение, написанное им под впечатлением от жизни в Петербурге. Сумрачный северный город вдохновил писателя на создание выдающихся творений, многие из которых продолжают восхищать современных читателей. В мистической истории о дьявольском изображении старого ростовщика заключен глубокий смысл. К сожалению, в этой статье будет изложено лишь ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь назвал это произведение в честь необыкновенного предмета, фигурирующего в повести) поражает своим завораживающим сюжетом. Ниже будут переданы только основные моменты его развития.

Покупка портрета

С покупки старинного полотна начинается эта захватывающая история. Не может передать всех ее нюансов краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В.) повествует о молодом художнике Черткове, который неожиданно для себя самого приобретает в лавке работу неизвестного живописца. На ней изображен старик, одетый в азиатский наряд, с бронзовым от загара лицом и необыкновенно живыми глазами. Юноша живет очень бедно, вечно должен за квартиру, но не стремится к легким заработкам, а хочет упорным и кропотливым трудом раскрыть свой талант. Однако странный портрет тревожит его душу, всю ночь юный художник видит кошмары: ему мерещится страшный старик, покидающий раму и пересчитывающий на его глазах золотые червонцы.

Новая жизнь

Повесть Гоголя «Портрет» носит мистический характер. Утром юноша неожиданно обнаруживает у себя сверток с золотыми монетами, после чего возвращает все долги, переезжает с Васильевского острова на Невский проспект и начинает новую жизнь. Сначала он хочет полностью посвятить себя искусству, но, увлеченный всевозможными соблазнами, быстро забывает об этом. Чертков приобретает модные наряды, заказывает о себе статью в газете и находит богатых заказчиков. Они ничего не смыслят в творчестве, зато щедро платят, поэтому юноша принимается рисовать красивые безделушки и быстро богатеет.

Расплата за отступничество

О неминуемой расплате за отказ от своего предназначения повествует Н. В. Гоголь. «Портрет» - это история человека, предавшего высокое искусство. Разбогатев, Чертков быстро утрачивает былую юношескую живость. Он становится модным живописцем, приобретает вес в обществе, но вместе с тем окончательно утрачивает свой талант. Однажды Академия искусств приглашает его оценить работу живописца, долгие годы стажировавшегося в Италии. Увидев это произведение, Чертков поражается его гармонии и совершенству. Он возвращается домой и пытается сам написать что-нибудь подобное. Однако огрубевшая рука уже не слушается художника, и вскоре он убеждается, что его талант иссяк. Тогда Чертковым овладевает безумная зависть и злоба. Остаток жизни он посвящает тому, что скупает на аукционах все выдающиеся полотна и беспощадно их уничтожает. Художник умирает в припадке очередного безумия, а в предсмертном бреду ему повсюду мерещатся живые глаза загадочного старика.

Ростовщик

Теперь вы знаете, о чем идет речь в первой части своей повести. О судьбе безумного художника повествует ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В. умеет захватить читателя) имеет и вторую часть. В ней описывается история создания загадочного изображения.

Портрет старика продают с аукциона. Покупатели долго спорят о цене, и в финале остается только два богатых претендента. Неожиданно скромно одетый человек лет тридцати пяти прерывает торги и начинает рассказывать об истории этого портрета. Много лет назад в Коломне (предместье Петербурга) жил странный ростовщик. Он обладал выдающейся внешностью: высоким ростом, бронзовым цветом кожи и резкими чертами лица. Кроме того, он был необыкновенно богат и давал деньги взаймы самым известным жителям столицы. Однако его золото никому не приносило счастья. Молодой человек, стремившийся посвятить себя служению обществу, после совместных дел с ростовщиком превратился в бесчеловечного чиновника. Страстно влюбленный юноша, взяв заем у странного старика, стал безумным ревнивцем и чуть не убил свою супругу. Жители Коломны боялись ростовщика и никогда не брали у него в долг…

Великий художник

Был страстным поклонником изобразительного искусства Н. В. Гоголь. «Портрет» - это плод размышлений писателя о роли творчества в жизни каждого человека. Далее в произведении речь идет о простом и честном живописце, который сумел своим упорным трудом и выдающимся талантом добиться признания окружающих. Однажды ростовщик обратился к нему с просьбой написать его портрет. Художник с радостью откликнулся на это предложение, но во время работы над полотном почувствовал сильное отвращение к происходящему. Он попытался остановиться, тогда старик упал перед ним на колени и раскрыл свою тайну: он готовится к смерти и хочет, чтобы его сущность воплотилась в портрете. Художник в ужасе покидает дом ростовщика, а на следующий день узнает, что тот умер. Изображение старика с тех пор хранилось в доме живописца.

Дьявольское наущение

Удивительные события описываются в произведении. О порочном влиянии мистического изображения на окружающих повествует его краткое содержание. «Портрет» (Гоголь создал эту повесть в двух редакциях) рассказывает о том, что все, кто хранил у себя это плотно, подвергались дьявольским искушениям. Честный художник внезапно начал завидовать своему ученику и попытался обойти его в конкурсе на оформление новой церкви. Только долгим монашеским служением он сумел потом искупить свою вину перед Богом и создать действительно великое произведение - картину «Рождество Иисуса». Остальные обладатели портрета также испытали на себе силу его негативного воздействия. В финале повести раскаявшийся художник завещал своему сыну найти изображение ростовщика и уничтожить его. Потомком великого живописца и был рассказчик этой захватывающей истории. Увлеченные его повествованием слушатели не заметили, как со стены исчез предмет отчаянного торга. На этом заканчивается история, написанная Н. В. Гоголем. Портрет загадочным образом исчез, возможно, был украден.

Герои повести

Так кого же можно назвать главным героем повести, которую написал Гоголь («Портрет»)? Сюжет произведения позволяет назначить на эту роль художника Черткова. Ведь в центре повествования находится история его отступничества и морального крушения. Но относительно роли, которую играют персонажи в построении произведения как единого целого, его главным героем является ростовщик. Именно о стремлении дьявольской силы с помощью золота подчинить себе искусство размышляет в своей повести Гоголь. «Портрет», смысл которого заключен автором в яркую и выразительную форму, повествует и о тайной власти денег над человеческой душой, и о высоком творчестве, способном сделаться орудием зла в порочных руках.

И, конечно, нельзя забывать о роли города Петербурга в произведении. Только здесь, по Гоголю, оживают старинные полотна, плетут свои сети демонические ростовщики и внезапно пропадают опасные портреты. Искушающий и величественный, бедный и богатый, прекрасный и обманчивый город Петербург можно также считать полноправным героем повести.

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, входит в цикл "Петербургские повести". Она была написана в 1833-1843 годах. Впервые увидела свет в книге "Арабески", которая была издана в 1835 году. Со временем автор переработал текст, сегодняшний вариант произведения известен с 1842 года.

Повесть "Портрет"

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, состоит из двух частей. Прежде чем перейти ко второй, нужно хотя бы кратко ознакомиться с тем, что было в первой.

Произведение начинается с описания жизни бедного художника по фамилии Чартков. В самом начале повести "Портрет" Гоголя (краткое содержание по частям дает представление о сюжете) главный герой приобретает изображение неизвестного ему старого азиата. При этом картина эта оказывается незаконченной. Автор старательно выписал только глаза, которые смотрят будто живые. Все остальное изображено максимально схематично.

Из повести "Портрет", краткое содержание, пересказ которой вы найдете в этой статье, становится ясно, что на эту картину Чартков потратил свои последние деньги. Она его настолько заворожила, что он не смог оторваться. Вместе с ней он возвращается в свою нищую квартирку, узнает, что, пока его не было, снова приходил хозяин, требуя внести деньги за жилье.

Чарткова тяготит бедность. Он уверен, что жизнь с ним обходится несправедливо, потому что, несмотря на талант, он не может выбраться из нищеты. Спать он ложится расстроенным и голодным.

Портрет в ночи

Таинственные и даже мистические события в повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой вы сейчас читаете, начинают происходить в первую же ночь. Картина висит на стене, и когда на нее падает лунный свет, глаза начинают смотреть пугающе и пронзительно. Неожиданно старик на холсте начинает шевелиться, упирается в раму и выпрыгивает к кровати Чарткова.

Из складок своего одеяния он достает деньги, на каждой из бумажек надпись "1000 червонных". В повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой приведено в этой статье, художник с жадностью и вожделением смотрит на них. Старик же пересчитывает и складывает их в мешок, в последний момент одна бумажка выпадает и откатывается в сторону. Чартков незаметно ее хватает... И в этот же миг просыпается. При этом у него остается стойкое ощущение, что это был не сон, а все происходило наяву.

Как добыть денег?

Этот вопрос мучает художника постоянно, а в это утро особенно. Он мечтает, как бы стать обладателем хотя бы малой части тех денег, которые он видел у старика. К тому же опять является хозяин квартиры, да еще и с квартальным, требуя денег за проживание.

Пока Чартков общается с владельцем, квартальный берет в руке портрет азиата и неаккуратно надавливает на раму. В этот момент оттуда выпадает сверток. В нем лежит тысяча червонцев. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что счастью Чарткова нет предела. Он расплачивается с долгами, снимает новое жилье, дает объявление о своем живописном таланте.

Вскоре у него появляются богатые заказчики, жизнь налаживается. Он пишет каждый портрет старательно, вкладывая в него душу. Но со временем заказов становится так много, что он начинает халтурить. К тому же на это практически никто не обращает внимания. Публика его боготворит, хоть отдельные критики и подмечают, что в работах художника стало меньше таланта.

Все изменяется, когда он видит полотно своего старого знакомого. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы можете найти в этой статье, описывается, насколько поражен Чартков. Этот художник несколько лет прожил в бедности и забвении, но упорным трудом сумел достичь истинного совершенства. Главный герой понимает, что такого уровня уже никогда не сможет достичь и начинает завидовать по-черному. Те годы, которые он потратил на зарабатывание денег, убили в нем искру таланта.

Отныне он завидует всем талантливым живописцам. Из повести "Портрет" Н. В. Гоголя, краткое содержание которой вы сейчас читаете, мы узнаем о его странном занятии. Он скупает все достойные картины, что только может найти, и режет дома полотна на куски. Вскоре он сходит с ума, умирает в страшных муках.

Часть вторая

В повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, в дальнейшем рассказывается, что этот же портрет из дома Чарткова вскоре оказался выставлен на аукцион. Удивительные глаза старика привлекли покупателей, цены быстро выросла. В самый разгар торгов появился молодой человек, который рассказал всем историю этой картины.

Оказалось, что его отец жил под Петербургом. По соседству обосновался азиат-ростовщик. Высокий, страшный и с тяжелым взглядом. Он построил громадный дом и стал выдавать ссуды всем желающим под большие проценты. Причем деньги, которые брали у него в долг, вскоре приносили несчастья. Щедрые становились скупыми, добрые - завистливыми, в семьях начинались ссоры и скандалы, доходило даже до убийств.

Отец этого художника писал картины на религиозные темы. Однажды он решил изобразить дьявола, ему показалось, что лучше всего будет взять за образец этого ростовщика. Удивительно, но вскоре азиат сам появился на пороге его дома и попросил написать его портрет.

Ростовщик начал ему позировать. Отец писал картину, вложив в нее весь свой талант, но успел при этом написать только глаза его заказчика. После этого он не смог продолжать работать, ему постоянно казалось, что глаза ожили и пристально смотрят на него. Тогда художник объявил, что отказывается от заказа и денег ему не нужно. Ростовщик умолял закончить работу, но тот был непреклонен. На следующий день азиат умер, завещав работу мастеру.

Судьба портрета

Из повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, мы узнаем, что художник повесил картину у себя в доме. Вскоре он почувствовал на себе демоническое влияние этих глаз. Он начал завидовать своему ученику, а выражение глаз святых для икон стали приобретать дьявольское выражение. Заподозрив, что во всем виноват портрет азиата, он хотел его уничтожить, но один из друзей выпросил картину себе.

Как только портрет унесли, отец стал успокаиваться, а гнетущую силу картину стал ощущать на себе ее новый хозяин. Отныне нарисованное лицо ростовщика приносило беды всем его владельцам.

Перед смертью автор этой картины завещал своему сыну, который тоже стал художником, знание того, что в творчестве всегда содержится некая дьявольская сила, ее надо избегать любыми способами. Оказавшись под влиянием этой силы, он тогда и написал глаза ростовщика. Он завещал сыну найти портрет и уничтожить его. Эта история так всех поразила, что, когда все снова посмотрели на сцену, портрета уже не было. Либо его кто-то украл, либо он исчез таинственным образом.

Создание повести

К написанию этого произведения Гоголя подтолкнула "Пиковая дама" Пушкина, которую все обсуждали в 1834 году. Современники невысоко оценили работу. После провала "Ревизора" автор уехал в Италию, где переработал произведение.

Он изменил многие диалоги, имена персонажей. Главного героя теперь звали Чартков, а не Чертков. Поменялся и финал. Если раньше с картины исчезала фигура ростовщика, то теперь пропал сам портрет.

Композиция произведения

Повесть состоит из двух частей. В каждой из них главным героем является художник. Писатель демонстрирует судьбу двух талантливых живописцев, которые попадают под тлетворное влияние дьявольских глаз ростовщика.

Каждый из мастеров поддается искушению, в основе которого лежит зависть к более талантливым коллегам по цеху.

Характеристика героев

Говоря о персонажах, стоит отметить, что молодой живописец Чартков в начале своей карьеру стремится следовать правде жизни. Он пытается не просто рисовать, а переносить на полотно душу человека. Но когда заказов становится много, он постепенно превращается в обычного ремесленника, который заботится только о количестве, а не о качестве.

Как только он становится богат, он начинает свысока смотреть на молодых и начинающих живописцев. Его приглашают преподавать в Академии художеств, но как только он видит действительно талантливую работу, понимает, что загубил свой талант.

Отец художника из второй части поддается искушению иного рода. В образе ростовщика его привлекает возможность создать портрет нечистой силы. Он воспринимает это как вызов, брошенный его таланту. При этом чувствует, что поступает неверно, но профессиональный интерес берет верх.

Анализ повести "Портрет"

Краткое содержание, анализ повести "Портрет" Гоголя были приведены выше. В ней противопоставляется судьба двух талантливых художников.

Стоит отметить, что и сам автор в период работы над этим произведением находился на творческом распутье. От раннего романтизма он все больше склонялся к реализму, но при этом еще не до конца осмыслил для себя переход к этому новому направлению.

В этой повести Гоголь пытается ответить на вопрос, способно ли искусство досконально изображать действительность жизни. Нужно ли это? Или задача творчества - рисовать действительность исключительно художественными средствами? Ведь во второй части повести именно попытка излишне сблизиться с реальностью привела к тому, что глаза ростовщика стали олицетворением зла, которое прорвалось в этот мир.

В повести "Портрет" Н. В. Гоголя, анализ и краткое содержание которой вы прочли, писатель утверждает, что автор обязан нести ответственность за свое творение.