Господь – Бог ревнитель, или кто сильнее, человек или Бог. Почему Бог ревнитель

В первых двух Заповедях Декалога Бог говорит о Себе, что Он – ревнитель. “Идолослужение” в Библии перечисляется в ряду с остальными смертными грехами – например, воровством или убийством. Идолослужители Царства Божия не наследуют.

Ни Писание, ни Предание Церкви не проявляет ни малейшей открытости к нехристианским духовным практикам. Поклонение другим богам наносит истинному Богу тяжкое личное оскорбление – и Он сам сравнивает себя с обманутым мужем. Это сложно переварить современному читателю. Как недавно сказал поэт, “Я верю в Иисуса Христа/Я верю в Гаутаму Будду/Я верю в пророка Мухаммеда/Я верю в Кришну, я верю в Гаруду”. Попытки объяснить, что так не получится, что наш Бог – ревнитель, часто вызывают негодование и обиду. В чем проблема-то?

Но объяснять надо – потому что Он действительно Ревнитель. По ряду очень важных причин, которые сводятся к одной – Он нас любит и желает нам подлинного, вечного счастья. Он любит нас и поэтому не хочет, чтобы мы отдавали нашу жизнь пустоте. Бог Авраама, Исаака и Иакова реально существует; боги язычников – нет. Это “ничтожные идолы”. Что-то, что люди себе придумали, вытесали из камня или отлили из золота. Современный религиозный плюрализм чаще всего исходит из подразумеваемого атеизма – никого нет, так что неважно, чем бы дитя не тешилось. Но Церковь провозглашает, что Бог гораздо более реален, чем что бы то ни было еще. Обращаетесь ли Вы к Нему – или к идолам – бесконечно важно. Это, на самом деле, единственное, что важно.

Он любит нас и поэтому хочет дать нам подлинное, вечное, непреходящее счастье, которое мы можем обрести только в Нем – и только когда мы обратимся к Нему. Идолослужение лишает нас вечной радости – и обрекает на вечное несчастье.

Он любит нас, и поэтому хочет установить с каждым – и каждой – уникальные личные отношения. Это бывает трудно понять, потому что часто мы подхватываем образ Бога как какой-то безличной силы, энергии, благожелательной – но именно как-то безлично-благожелательной. Бог Библии – как раз наоборот, интенсивно, предельно личностен. Он учит, как Отец сына своего, жалеет, как Мать, беседует, как друг, скорбит и негодует, как обманутый супруг, наконец, становится Человеком в лице Иисуса Христа, поселяется среди людей, прикасается к ним, освобождая и исцеляя, принимает муку и смерть, причем не ради абстрактного человечества, но ради каждого человека лично.

В наше время поклонение каменным или деревянным идолам не очень распространено. Но идол – это не обязательно изваяние женщины с копьем или лысоватого мужчины с бородкой. Это то, чему Вы отдаете Ваше сердце – которое создано для Бога и должно принадлежать Ему. Деньги, или удовольствия, или нация, или партия, что угодно еще – еще в центре Вашей жизни не Бог, то там какой-нибудь идол. И даже когда мы верим в Бога, мы склонны дрейфовать и сползать к нашим обычным языческим путям – что-то становится важнее Христа, Церкви и Евхаристии. Тогда мы должны осознать это и обратиться к Нему в покаянии и вере.

: 5 написано "Ревниво жаждет безраздельной преданности Ему". Какая это ревность? Ведь если взять ревность саму по себе, - это просто УЖАСНО. Это жизнь в страхе, это постоянное желание просто освободиться от всего этого и все".

Мир вам, Августина!

Ваш вопрос проистекает из ошибки, которую делают очень многие люди, пытающиеся понять Бога и то, что Он говорит о Себе в Библии. Мы все склонны совершать эту ошибку, к сожалению. В чём она заключается? В том, что мы смотрим на себя и на других людей, пытаясь через эти наблюдения постичь, Каков Бог. А должно быть наоборот: мы смотрим на Бога и пытаемся постичь, какие мы... и какими мы должны бы быть, если сотворены по Его образу и подобию.

Например, мы читаем:

«Бог не человек...»


Понимаете? Бог - не человек! И хотя Он вынужден объясняться с нами на нашем несовершенном языке, мы всегда должны помнить, что используя наши слова и знания, Бог пытается рассказать нам о том, с чем мы даже рядом не стояли.

Давайте задумаемся о главном отличии ревнующего человека и ревнующего Бога.

Муж (жена) - несовершенный человек, который, даже если многое может дать супругу, всё равно не может дать ни идеального примера того, как надо жить, ни постоянной радости, ни полного покоя, ни тем более вечной жизни. Человек ревнуею только потому, что видит, как шатается его самоуважение, он хочет побить супруга и наказать, чтобы выместить на супруге ту боль, что оказалась в сердце по причине мнимой или реальной измены. У человека внутри всё переворачивается от ужаса ненадёжности своего положения: мне изменили! Человеческая ревность замешана на эгоизме, который хочет, чтобы его любили, а когда не любят, начинает мучиться и может начать вымещаться боль своих мучений на их причине - неверном или кажущемся неверным супруге, ребёнке, друге...

Бог - Абсолютно Совершенная Личность. Бог абсолютно самодостаточен и не нуждается ни в чьей любви, Сам являясь Источником истинной любви. В Боге нет ни тени эгоизма, требующего самоутверждения за счёт других существ. Бог, в отличие от любого сотворенного существа, является Неиссякаемым Источником постоянной радости, полного покоя, вечной жизни, и тем самым Идеальным примером того, каким должен быть человек. Бог никогда не обижается на Своё творение, даже когда оно пытается вбить гвозди в Его руки.

Поэтому ревность Бога, в основе своей , совсем другая.

Что произойдёт, если человек, вместо того, чтобы всегда быть с Истинным Богом, пойдёт к какому-то другому богу? Общеизвестно, что супруги, даже если не очень, может, любят друг друга, постепенно, живя под одной крышей, общаясь, занимаясь совместными делами, приобретают общие черты. А если они ещё сильно любят друг друга, так вообще, к старости становятся похожими, как брат и сестра. Вот и получается, что если человек «влюблён» в какого-то божка, то он (она) будет постепенно, но неуклонно приобретать качества его характера. Если, например, божок нервный, злобный и мстительный, то человек будет именно таким. Если требовательный и властолюбивый, то человек тоже будет проявлять эти качества характера. Или, например, божок если проповедует невозможность избавиться от греха, то человек так и продолжит жить во грехе, разрушая свою и чужие жизни.

Но если человек влюблён в Истинного Бога, если живёт в близком единстве с Ним, тогда он(она) преображается в Его образ, а значит, обретает всё то, что только Истинный Бог может дать, - радость, покой, способность быть милосердным, долготерпеливым, любящим, прощающим, сильным, творящим только добро... быть как Бог!

Истинный Бог ревнует людей к другим богам, потому что знает, что там, в их объятьях, люди станут морально-нравственными уродами и погибнут, потащив за собой и других людей. А Он не хочет, чтобы кто-нибудь погиб! Он хочет, чтобы все жили вечно и счастливо, и Он может это обеспечить .

ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель.

Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

Понимаете? Богу больно не от того, что мы Его бросили и ушли к другим богам, а от того, что ведь мы там превратимся в такое безобразие, которое будет мучить и себя и других, разрастаясь по планете как раковая опухоль.

Но слава Вседержителю за то, что Он является Ревнителем!

Иис. ...Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших.

Если бы Бог, бездействуя, терпел все наши беззакония, мы бы уже давно не существовали бы как человеческая раса.

Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание

Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду. Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых.

Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.


Бог говорит нам всем, что любит нас настолько, что готов сражаться за нас, отбивая от божков, заполонивших нашу жизнь, даже рискуя быть неправильно понятым. Только благодаря такой Его любви и такой Его ревности по отношению к нам, мы можем быть уверенными в том, что Он будет сражаться за каждого из нас до последнего, и что Он не позволит злу существовать в нас и вокруг нас.

Ревность человека разрушительна для людей. Ревность Бога разрушительна для греха! Если человек, поддастся ревности Божией и позволит ей действоват, то Бог разрушит оковы греха и освободит человек, но если человек будут цепляться за свои грехи, то тогда, конечно, погибнет вместе с ними.

Посмотрите, к чему ведёт Божья ревность, в отличие от ревности несовершенных мужчин и женщин, заботящихся только о своём «я».

ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие.

Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Иоил.2:18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.


С любовью в Боге, Который ревниво любит вас, а значит, неустанно сражается за ваше спасение для Вечной Жизни, где Он обнимет вас и назовёт Своей жемчужиной,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев

Чему запрещает поклоняться вторая заповедь?

Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым Божествам или как изображениям ложных богов.

Как называется грех против второй заповеди?

Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

Какие ещё грехи нарушают вторую заповедь?

Кроме грубого идолопоклонства, есть более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: корыстолюбие, или любостяжание (стремление к материальным благам); чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; гордость, к которой относится также тщеславие.

Почему корыстолюбие противоречит второй заповеди?

Корыстолюбие относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что любостяжание… есть идолослужение (Кол. 3:5) . Потому что корыстолюбивый человек больше служит богатству, чем Богу.

Что противоположно корыстолюбию?

Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым учит нелюбостяжанию и щедрости.

Почему чревоугодие противоречит второй заповеди?

Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие; поэтому, говорит апостол, их Бог - чрево (Фил. 3:19) , или, иначе сказать, чрево есть их идол.

Что противоположно чревоугодию?

Вторая заповедь, запрещая чревоугодие, учит воздержанию и посту.

Почему гордость и тщеславие противоречат второй заповеди?

Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел всем поклоняться ему (см. Дан. 3:1-6).

Какой порок близок к идолопоклонству?

Порок, близкий к идолопоклонству, - лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, например, пост и строгое соблюдение обрядов использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф. 6:5-7) .

Что противоположно гордости, тщеславию и лицемерию?

Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым учит смирению и деланию добра втайне.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О второй заповеди

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 5-6, 13-14, 16-17, 22-26 На горе дает Бог заповеди, и говорит: Аз есмь Господь, отдаяй грехи отец на чада до третияго и до четвертаго рода ненавидящим Мене. Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим. И творяй милость в тысящах родов любящим Мя, и хранящим повеления Моя; как и ныне сотворил тебе и народу твоему ради отцов ваших Авраама и Исаака. Все же заповеди, данные Евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе самому, того не делай другому. Не убий, чтобы другой тебя не убил. Не прелюбы сотвори с женою ближнего твоего, чтобы тебе не воздано было тем же в твоей жене. Не укради того, что не твое, чтобы другой не украл твоего. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна, чтобы другой на тебя не свидетельствовал ложно. Не пожелай всего, елика суть ближняго твоего, чтобы другой не пожелал всего, что есть в доме твоем. Смотри же, как прекрасно сказал Господь наш, что в сию обою заповедию висит все пятокнижие (Мф.22:40) , то есть, закон естественный, изложенный в пятокнижии и у Пророков. Но к сим заповедям присовокуплены были другие законы по различным встретившимся обстоятельствам. Олтарь из земли сотвориши. Не возлагайте железа на камни, да не осквернятся. Сие согласно с сказанным: видесте яко с небесе глаголах к вам. Не сотвористе предо Мною богов златых, или каких бы то ни было. Да не взыдеши по степенем ко олтарю Моему. Вообще же, запрещает употреблять тесаные камни, чтобы, обделывая камни для ступеней алтаря, самого алтаря не сделали себе богом.

Толкование на книгу Исход.

Прп. Никодим Святогорец

Блаж. Иероним Стридонский

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Наши помыслы и решения нашего ума Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и в коснении греховном.

Послания.

Ориген

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня

Полезно нам во времена, зовущие к противоположному, подумать о том, чему хочет научить Бог, говоря: Я Господь, Бог твой, ревнитель . И я думаю, что это подобно тому, как жених убеждает невесту жить благочестиво, чтобы она сохраняла всю себя для него и всячески остерегалась растратить себя на кого-либо другого помимо него, – даже если жених мудр, он может выказать ревность, прибегнув к этому средству, как к лекарству для невесты. Точно так Возвещающий заповеди, в особенности, если Он рожден прежде всякой твари (Кол 1:15) , говорит душе-невесте, что Он есть Бог-ревнитель , отвращая слушателей от блуда [поклонения] демонам и тем, кого они считают богами.

Увещание к мученичеству.

Более же всего ревнует Христос о том, чтобы дом Божий, который [есть] в каждом из нас, не был домом торговли, и не желает Он, чтобы дом молитвы был вертепом разбойников, ибо Он – Сын Бога-ревнителя. Будем более благомысленно прислушиваться к таким словам Писаний, которые в переносном смысле говорят о делах человеческих, чтобы показать, что ничего другого не хочет Бог, как чтобы вошла воля Его в душу всех людей, особенно же тех, кто желает воспринять божественную веру.

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

Итак, что такое ревность?

Ревность - негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой.

Мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви, преданности; подозрение в неверности, в привязанности, большей любви к кому-либо ещё.

Бог любит нас до ревности. Он не хочет нас делить ни с кем ещё, Он хочет, чтобы мы принадлежали Ему без остатка, чтобы мы отдали себя полностью, целиком.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Смысл в том, что мы заработаем кучу богатств, при этом повредив душе своей? Притча о богаче, который решил сломать амбары и построить большие потерял всё и оказался в аду.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Бог любит нас до ревности. Он ревнует нас ко всему, что мешает Ему наслаждаться общением с нами, использовать нас, ко всему, что отдаляет нас гот Него. Когда ты любишь по настоящему ты хочешь всегда быть возле того человека, всегда говоришь и думаешь о нём, тебя раздражает то, что надо пойти сейчас на уроки или на работу а не на свидание с ним. Ты готов горы свернуть и разрушить все препятствия, которые встают между вами. Так почему мы не поступаем так же по отношению к Богу? Ведь мы утверждаем что больше всего на свете мы любим именно Его! Если любишь больше всего на свете Бога то помышляешь ли всегда о горнем? Убираешь и отказываешься от того, что стоит между тобой и Им? Говоришь ли ты всегда о Нем? Читаешь ли Его слово и молишься ли постоянно? Может хватит обманывать себя? Бога всё равно не обманешь, так прекрати и себя обманывать! Говоря что любишь Бога — покажи это своей жизнью! Бог Свою любовь доказал нам тем, что Сына Своего Единородного отдал ради нас, чтобы мы не погибли в наших грехах! Да. Бог есть Любовь, но Бог также и Бог ревнитель! Или ты сильнее Бога? Или думаешь, что раз Он так нас любит, то на всё будет смотреть сквозь пальцы?

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,

не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

(Втор 5:8-10)

Бог настолько любит тебя что Он тебя ревнует! Он не хочет чтобы Его дети забыли Его, отвернулись от Него, Бог возвращает их к Себе, иногда очень жёстким способом!

Израиль погряз в грехах – Бог не пощадил ни Иерусалима, ни Храма, он использовал вавилонян для того, чтобы вернуть Себе сердце евреев. Да, весь Израиль был превращён в руины, да. Народ пошёл в плен, да, был голод смерть, разрушение, да, погибли и старики и дети, но после этого Израиль никогда больше уже не поклонялся чужим богам. Может не стоит возбуждать ревность Бога? Может стоит просто смириться под крепкую руку Его? Может хватит быть жестоковыйным и своевольным? Может пришло время принять решение вернуться к Нему?

Я был отступником, стал тёплым, перестал ходить в церковь, приходил там раз в месяц и думал: когда же это служение наконец закончится? Нет я никогда не отрекался от Бога и всегда говорил что я Его люблю, что я его сын. Нет, я не грешил специально, я просто стал тёплым и искал своего. Церковь – тело, глава – Христос. Церковь – невеста, жених – Христос. Уход из церкви, оставление служения – это и есть отступничество. Это когда ты не делаешь то, к чему Бог тебя призвал, это когда ты начинаешь жить не для Него а для себя. Ты можешь ходить в церковь и тем не менее быть отступником. Я заплатил дорогую цену за своё отступничество, хотя мог бы этого избежать, если бы просто послушался слов пастора. Бог меня любит до ревности, Бог тебя любит до ревности! Слава Богу что Бог меня так любит! Слава Богу что Он меня вернул к Себе! Я не послушался слов пастора, которого Бог послал ко мне, и в итоге я пережил то, чего мог бы избежать. У меня просто лопнул желудок. С таким люди обычно умирают на 2-ой день. Меня же Бог сохранил, в больницу я попал на 3-ий день, была сложнейшая операция. После неё хирург мне сказал: 3 раза в день благодари Бога что ты жив, с таким люди не выживают. Слава Богу, что Бог меня настолько любит, что не дал мне умереть и пойти в ад. О великой милости и любви Божьей мне всегда напоминает шрам длиной в20 сантиметровна моём животе, но я благодарен Богу что Он не дал мне погибнуть!

Сколько раз к тебе Бог посылал пастырей и служителей со словами: вернись! Не будь упрямым, не возбуждай в Боге ревность! Против Его ревности не устоит никто, все мы хотим испытать, и испытываем Его любовь. Хочешь ли ты испытать и Его ревность?

Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.

Прекрати противиться Богу! Или ты ждёшь, чтоб к тебе пришли ангелы с неба? Ты ждёшь, что Сам Иисус придёт к тебе и будет просить тебя чтоб ты вернулся к Нему? Тебе уже не хватает слов Божьих служителей и пастырей, которые Он посылает к тебе? Да, Бог иногда и такое делает. Да, Сам Иисус явился Павлу. Хочешь такое? Бог может такое устроить, а ты готов пройти путь Павла? Ты готов служить как он? Ты готов страдать как он? Ты готов умереть как он? Ты готов жить с жалом во плоти?

Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;

три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;

много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,

в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.

(2Кор 11:23-28)

Может хватит уже искать своего? Может пора уже искать Божьего? Может хватит искать приложения и начать искать суть?

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Приложения в гроб хоть и можно положить, но на небо их не заберёшь всё равно! Все эти приложения могут исчезнуть в один миг, пожар, землетрясение, наводнение, воры, и что останется с этих приложений?

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Твоё сердце должно быть у Бога. Бог есть Бог ревнитель, не забывайте об этом! Кто-то может себе представить разгневанного Иисуса? Мы привыкли представлять Его кротким и смиренным, но никак не во гневе. И тем не менее Писание показывает Его и таковым!

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

Представляете Иисуса, опрокидывающего столы с деньгами и хлеставшего людей бичом? Однако Иисус это делал, и причина этому – ревность! По любви Иисус прощал даже блудниц, когда их по закону должны были побить камнями, из ревности он выгнал бичом из храма торгующих там.

На последок рассмотрим ещё одно место Писания. А именно закон о ревности, данный Богом через Моисея.

И сказал Господь Моисею, говоря:

объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,

и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена,

и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, -

пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;

а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне,

и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;

и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, - это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.

И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;

но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, -

тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим;

и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот твой и опало лоно твое. И скажет жена: аминь, аминь.

И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;

и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.

И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику;

и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;

и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем;

если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.

Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,

или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, -

и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.

(Чис 5:11-31)

Если жена была мужу неверна то по сути муж, требуя исполнение этого закона и приводя жену перед священником подписывал её смертный приговор. За неверность жена попадала под проклятие. Оказавшись неверными перед Богом, мы сами навлекаем на себя проклятие. Мы уходим из под защиты Божьей. Христос жених церкви, Он ждёт от своей невесты верности, и Он испытывает эту верность. Обратите внимание, если жена оказывалась невиновной, то тогда она была оплодотворяема семенем – Бог её благословлял ребёнком.

Возлюбленные, давайте покоримся Богу и не будем вызывать в Нем ревность, ибо до ревности Он нас любит, напротив, будем покорны и послушны Ему, чтобы когда мы будем Им испытаны и признаны верными, принесли много плода для Царствия Божьего, чтоб на небо мы попали не с пустыми руками, а с огромными сокровищами, сокровищами нетленными, сокровищами ценными в глазах Бога, а не людей.

©Коротий Владимир

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. ()

Что значит выражение «Бог-ревнитель»?
краткий конспект одноимённой дискуссии

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Еврейское слово: «qin’ah» и греческое слово «zelos», которые в Библии переведены словом «ревность», означают «тепло» или «жар». Оба слова в Библии используются как в позитивных, так и в негативных контекстах для подчеркивания положительного или отрицательного оттенка чувств. Самым интересным является то, что это слово в зависимости от контекста переводится по-разному: ревность; зависть; раздражение (когда злишь кого-то); негодование, возмущение; вспышка негодования, вызванная несправедливостью; рвение, старание, усердие.

II. РЕВНОСТЬ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЧУВСТВО.

Когда в Библии говорится о человеческой ревности, то она может означать либо хорошее чувство, либо - плохое.

1. Ревность как плохое чувство:
А. Слово, переведённое как «зависть».
Деяние 7:9 «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним»;
«Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти»;
«…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?»;
«Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков»;
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину… ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое».

Б. Слово, переведённое как ревность:
— Супружеская ревность.
Библия упоминает о ревности как о сильнейшем чувстве, испытываемом мужем по отношению к чистоте и верности жены: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения».

— Закон ревности.
«Закон ревности» был дан людям Богом в Числах 5:11-31. Закон Божий объясняет, что делать в том случае, когда на мужа «найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою».

2. Ревность как праведное чувство:
Такая ревность в Библии называется «Ревностью Божьей» или «ревностью по Господу», потому что в основах этого чувства заложено желание почтить Бога.
«Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее».
«И поехал оттуда, и встретился с Ионадавом, сыном Рихавовым, шедшим навстречу ему, и приветствовал его, и сказал ему: расположено ли твое сердце так, как мое сердце к твоему сердцу? И сказал Ионадав: да. Если так, то дай руку твою. И подал он руку свою, и приподнял он его к себе в колесницу, и сказал: поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе. И посадили его в колесницу».
«Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», а также
«Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».

Ревность, согласно Библии, является чувством, свойственным не только человеку, но и Богу.

III. РЕВНОСТЬ КАК ЧУВСТВО, СВОЙСТВЕННОЕ БОГУ.

1. Бог как супруг…
Когда слово «ревность» используется применительно к Господу Богу, оно всегда имеет оттенок праведности. В таких случаях, как правило, библейское описание является антропоморфным (очеловечивающим), потому что использует язык описания взаимоотношений между мужем и женой, и в частности подчеркивает справедливое чувство мужа имеющего полные права на свою супругу.
«И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою».

Библия постоянно использует подобный язык применительно к взаимоотношениям между Господом Богом и Его народом. Бог Сам назвал Израиль своею супругой, от которой требует полного и безоговорочного посвящения. Неверность Богу-супругу, выражающаяся в поклонении чуждым богам и идолам, Слово Божье называет прелюбодеянием. Именно это духовное прелюбодеяние разжигает в сердце Бога обиду и ревность:
«Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя… Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их»;
«И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили»;
«…огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его»;
«И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование. И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле. И сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвенника — тот идол ревности при входе. И сказал Он мне: сын человеческий! видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего».

Вопрос: Почему Бог имеет право требовать от нас верности?
Чаще всего на этот вопрос отвечают следующим образом: Бог имеет право требовать от нас верности, потому что:
… Он - наш Создатель.
… Он - наш Отец.
… Он - наш Спаситель.
… Он наш Бог.
…Мы всецело принадлежим Ему.
Все эти ответы без исключения являются абсолютной истиной. Но существует ещё одна очень важная причина, по которой Бог имеет полное право требовать от нас верности по отношению к Нему. Ею является Божья верность. Он любит нас совершенной любовью и остаётся верным нам даже тогда, когда мы ему изменяем.
Божья любовь настолько сильна, что ничто не может отлучить нас от нее:
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? …Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

2. Завет с Богом - завет супружества.
А. Заповедь оставаться верным своему Богу.
Когда Господь Бог заключил завет с народом Израилевым, Он дал ему Свой Закон, который запрещал им поклоняться кому-либо другому, кроме Творца.
«…ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель».

Б. Предупреждение о последствиях неверности Богу.
Бог не только запретил Своему народу поклоняться идолам, но и предупредил, какое наказание ожидает народ Божий за непослушание и неверность своему Богу:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

3. Ревность как проявление праведного гнева Божия.
А. Очень часто слово «ревность» используется для описания праведного гнева Божия:
«Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? »

Б. Гнев Божий возгорается на тех, кто ненавидит Его и не исполняет Его заповедей:
«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли».

В. Божий гнев имеет ту же силу и энергию, как и совершенная любовь Бога:
Песни Песней 8:6 «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный».

Говоря о ревности Господа Бога, необходимо понять, что подобный язык (супружеская символика) используется Библией для того, чтобы как можно ярче проиллюстрировать чувства, свойственные нашему Творцу. Супружеская неверность порождает обиду, возмущение, ревность и гнев в сердце любящего супруга. Подобные чувства испытывает наш Создатель, когда мы - Его творение - оказываемся неверными Ему.

«Неужели мы решимся раздражать [провоцировать гнев] Господа? Разве мы сильнее Его?»

Решимся ли мы провоцировать гнев Божий?

Другие тексты