Гроза» и «Бесприданница» А. Островского как обличение «темного царства». ♦Темное царство» в драмах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница Жестокие нравы темного царства бесприданница

Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны. Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах «Свои люди сочтёмся», «Бедность не порок», «Бесприданница». «Грозу» также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали «тёмным царством». Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека всё сильнее, убивая в нём человечность. Таких жертв «тёмного царства» в «Грозе» на первый взгляд совсем немного.

Первая жертва «тёмного царства» – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Её рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она всё же старается найти в нём положительные стороны, чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц «тёмного царства». Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить её.

Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В «тёмном царстве» честная жизнь априори невозможна. Здесь всё строится на лжи, притворстве и лести. Силён тот, у кого есть деньги. Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка. Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни. Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлён желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях. Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. «Тёмное царство» найдёт Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города. Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. «Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе. Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать её в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упрёков и позора больше продолжаться не может. «Вот вам ваша Катерина. Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!

» – с этими словами Кулигин отдаёт тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьёй. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир «тёмного царства», что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд «самодуров».

Жертвой в «Грозе» оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет её. Но авторитет матери непоколебим. Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе (он нередко выпивает с Диким). Его характер подчёркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь всё это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет «грозы» в виде контролирующей матери. Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.

Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях. Дикой лишь смеётся над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путём, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак. Молодой человек не видит активного способа противостоять «самодурам».

Жертвами в пьесе «Гроза» выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители «тёмного царства».

Приведенным описанием и списком жертв «тёмного царства» могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему «Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Драматург нередко упоминал место действия своих произведений. Например: “Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги…” (“Гроза”). В “Бесприданнице” же есть ремарка, указывающая не только на место, но и на время действия: “Действие происходит в настоящее время в городе Бряхимове, на Волге”.

В настоящее время – слова эти чрезвычайно знаменательны. В сознании современников семидесятые годы были временем острейшей ломки и экономического уклада, и нравственных устоев, и общественных взглядов. В перечне действующих лиц Островский так характеризует Кнурова: “Из крупных дельцов последнего времени”.

Опять с самого начала вводится указание на новое время, порождающее совсем новых героев.

В “Бесприданнице” появляется принципиально новый мотив – деньги. Именно они определяют теперь все: и положение человека в обществе, и его судьбу, и уровень морали.

По мере того как в жизни постепенно появлялись новые элементы, новые тенденции, связанные со складывающимися капиталистическими отношениями, в русской литературе тема денег,

Их влияния на человеческие отношения занимала все большее и большее место. Достаточно вспомнить гоголевские “Мертвые души”. В предреформенный и особенно послереформенный период тема денег еще более усиливается.

У Островского одни названия пьес весьма красноречивы: “Бедная невеста”, “Бедность не порок”, “Доходное место”, “Бешеные деньги”, “Богатые невесты”…

Дело, конечно, не только в названиях. Все человеческие отношения стали теперь меряться денежной меркой: родственные, семейные, любовные. Как бы ни назывались пьесы Островского: “Свои люди – сочтемся!”, “Последняя жертва” или “Поздняя любовь”, все равно разговоры о деньгах ведутся в них постоянно, ибо денежные интересы в ряде случаев определяют развитие сюжета.

В особенности же это относится к “Бесприданнице”.

Конфликт в “Бесприданнице” строится иначе, чем в “Грозе”. Конечно, мотив денег в “Грозе” есть (достаточно вспомнить сюжетную линию Борис – Дикой), но там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. И для Кабанихи вовсе не этот мотив является определяющим.

Судьба же героини “Бесприданницы” Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью. Это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, который неукротимо преследует человека. Она – бесприданница, и этим все сказано.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Драматург нередко упоминал место действия своих произведений. Например: “Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги…” . В “Бесприданнице” же есть ремарка, указывающая не только на место, но и на время действия: “Действие происходит в настоящее время в городе Бряхимове, на Волге”. В настоящее время – слова эти чрезвычайно знаменательны. В сознании современников семидесятые годы […]...
  2. Известно, что крайности отражаются крайностями, и что самый сильный протест не бывает тот, который подымается наконец из грязи самых слабых и терпеливых. Н. А. Добролюбов Пьесы Островского не были выдуманы. Эти произведения были рождены самой жизнью, а автор лишь привел их и облик в форму печатного слова. Каким же было это время, порождавшее столь чудовищные […]...
  3. Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели. Н. А. Добролюбов Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, […]...
  4. “Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. “Гроза” представляет собой идиллию “темного царства”. Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию […]...
  5. Было бы ошибочно воспринимать “темное царство” в “Грозе” только персонифицированно, соотнося его прежде всего с Диким и Кабанихой. На самом же деле зло нельзя свести только к тому или иному конкретному персонажу. Оно рассредоточено в окружающей жизни. Просто Дикой и Кабаниха наиболее рельефно выражают те мрачные силы, которые обступили Катерину со всех сторон. Глухое невежество […]...
  6. Свою пьесу А. Н. Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе. В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую “темное царство”. Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам […]...
  7. Пьеса Островского ” Гроза ” вызвала бурную реакцию в сфере литературоведов и критиков. Свои статьи этому произведению посвящали А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов спустя некоторое время после выхода “Грозы” в печать написал статью “Луч света в темном царстве”. Будучи хорошим критиком, Добролюбов подчеркнул хороший стиль автора, похвалив Островского за глубокое знание русской […]...
  8. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А. Островский Пьеса “Гроза” была написана в 1859 году. Это было время, когда русское общество жило напряженным ожиданием реформ. В образах Кабанихи и Дикого Островский показал, как “темное царство” самодурства и тирании начинает давать трещину и сами самодуры уже чувствуют страх перед непонятными им явлениями нового, перед надвигающимися […]...
  9. Каждый человек – это единственный и неповторимый мир, со своими поступками, характером, привычками, честью, моралью, чувством собственного достоинства. Именно проблему чести и собственного достоинства поднимает Островский в своей пьесе “Гроза”. Для того чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между невежеством и достоинством, в пьесе показаны два поколения: люди старшего поколения, так называемое “темное царство”, […]...
  10. Имя Александра Николаевича Островского – одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А. И. Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: “Вы совершили все, что подобает совершить великому таланту. …После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “у нас есть свой русский национальный […]...
  11. Пьеса Островского “Гроза” в соответствии с критической и театральной традициями истолкования понимается как социально-бытовая драма, так как в ней особое значение придается быту. Как почти всегда у Островского, пьеса начинается с пространной, неторопливой экспозиции. Драматург не просто знакомит нас с героями и местом действия: он создает образ мира, в котором живут герои и где развернутся […]...
  12. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 г. В это время русское общество задавалось вопросом о дальнейшем пути развития России. Славянофилы и западники ожесточенно спорили о том, что лучше: патриархальность (самодержавие, народность, православие) или ориентация на ценности Западной Европы. Автор “Грозы”, как известно, был славянофилом. Однако данное произведение Островского свидетельствует о его “разочарованности” […]...
  13. Гроза – стихия, неукротимая и непреодолимая, божья кара на головы грешников. Бросить ей вызов – все равно что противиться самой судьбе. Таковы были представления людей об этом явлении природы до его научного объяснения. Все боялись грозы, а многие, не­смотря на знание законов физики, боятся ее до сих пор – безотчетным, инстинктивным страхом перво­бытного человека. Может […]...
  14. А. Н. Островский обладал высоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, “темным царством”. Так что же это за такое “темное царство”? Знакомясь с обстановкой и образом жизни обитателей Калинова уже с первых картин драмы мы можем судить о мещанстве города. “Жестокие нравы, […]...
  15. В пьесе “Гроза” драматург показывает нам быт и нравы приволжского города Калинова. Это одно из тех мест, где живут простые русские люди, и живут так же, как с незапамятных лет жили их предки. Основную массу жителей составляет купечество, мещанство, богатые и бедные крестьяне. Есть и местные чудаки вроде изобретателя-самоучки Кулигина, которые, несмотря на свои умения […]...
  16. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” рисует новую эпоху, наступившую в России во второй половине 19 века. На смену патриархальным отношениям приходит капитализм с его культом денег, наживы, товарно-денежной философией. В этом мире вынуждена существовать главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Это чувствительная девушка с открытой душой, умеющая любить и ценить красоту, прекрасное. Героиня ищет настоящей […]...
  17. Пьеса “Бесприданница” была написана в 60-70-е гг. 19 века. Это был период расцвета творческих сил А. Н. Островского. Никогда прежде талант драматурга не раскрывался так многогранно. В это время Островский преимущественно обращается к современности. Основной темой его пьес становится обличение буржуазии, которая сформировалась в эпоху 60-70-ых гг 19 в., точнее, изображение моральной стороны представителей этого […]...
  18. Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, […]...
  19. Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта. Наверно, потому, что вся эта жизнь только и держится на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. “Темное царство” цепко держится за все старое, устоявшееся. […]...
  20. У них арифметика вместо души. А. Н. Островский Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой формации, появившихся с зарождением и развитием капитализма в России. Мокий Парменыч Кнуров – “крупный делец […]...
  21. 1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского “Бесприданница” состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского – […]...
  22. Островский написал драму “Бесприданница” в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы “Гроза” и “Горячее сердце”. Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в “Грозе”, Параша в “Горячем сердце”, Лариса в “Бесприданнице” – все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой. […]...
  23. Че-ло-век! Надо уважать Человека! А. М. Горький “Бесприданница” – одна из лучших пьес А. Н. Островского. Она постоянно идет на сцене, дважды экранизирована. Современного читателя и зрителя в этой драме привлекает все: и яркость образов, и глубокий психологический анализ, и вдохновенное утверждение необходимости чистых отношений между людьми. Действие пьесы развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж […]...
  24. Любовь Целых четыре года посвятил созданию своей пьесы “Бесприданница” Александр Николаевич Островский. Сегодня, благодаря нашумевшей кинокартине, она более известна, как “Жестокий романс”. Премьерные спектакли по пьесе состоялись осенью 1878 года, но не имели большого успеха. И только после смерти автора произведение получило всеобщее признание. События происходят в вымышленном городе на Волге под названием Бряхимов. Касаются […]...
  25. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах. Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса ” Бесприданница […]...
  26. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия – безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой “идеологии” являются Дикой […]...
  27. Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы – Карандышев. Совсем, конечно, разные люди – Паратов и Карандышев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться “блестящим барином” – таким же, как Паратов: “В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…” – и т. д. Карандышев также стремится играть […]...
  28. “Бесприданница”- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость – все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы – результат того, […]...
  29. “Бесприданница” А. Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини – Ларисы Огудаловой. На мой взгляд, любовь в “Бесприданнице” – символическое, многозначное понятие. “Я любви искала и не нашла” – такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Я думаю, она имеет в […]...
  30. Мир драматургии А. Н. Островского разнообразен и интересен. Со сцены на нас смотрят купцы, помещики, чиновники, студенты, актеры и многие другие герои. Они создают своеобразный мир, в котором люди “жили, трудились, копили, наживали, разорялись, влюблялись, обманывали, надеялись… “. Н. Добролюбов писал, что Островский создавал “пьесы жизни”. И таковыми они являлись потому, что сюжеты взяты из […]...
  31. 1. Жизненные приоритеты купцов. 2. Маска и внутренняя сущность Паратова. 3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса. 4. Карандышев и его жизненные приоритеты. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи. В образах […]...
  32. В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”. И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в […]...
  33. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы “Гроза” Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе “Бесприданница”. Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и […]...
  34. Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса “Гроза” представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно […]...
  35. “Гроза” вышла в свет в 1859 г. . Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. “Гроза” представляет собой идиллию “темного царства”. Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок […]...
  36. Драма “Гроза” была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путе-шествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Ее история во многом схожа с историей героини, но Островский закончил работу над пьесой за месяц до самоубийства Клыковой. Однако сам факт такого совпадения говорит о том, что автор прозорливо уловил и достоверно […]...
  37. Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из “Грозы”. Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке. Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает […]...
  38. Пьеса ” Бесприданница ” написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей – разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной героини драмы. Лариса – мягкая, чистая девушка. Она способна прежде всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом – […]...
  39. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества. В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины, воспевались ее лучшие черты:верность, искренность, красота, ум, благородство, нежность и бескорыстная любовь. Лариса-необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”. Смыслом жизни главной героини является любовь. Лариса красивая, умная, нежная, разносторонне одаренная девушка […]...
  40. 1. Расчет и чувства, их роль в развитии сюжета. 2. Образ и судьба Ларисы Огудаловой. 3. Представители делового мира в пьесе. 4. Драма ущемленного самолюбия: Юлий Карандышев. В пьесе “Бесприданница” А. Н. Островский наглядно продемонстрировал, что главной движущей силой в обществе являются деньги. Именно они дают человеку возможность управлять другими, чувствовать себя уверенно и независимо: […]...

Апр 24 2016

Название статьи Н. А. Добролюбова «Темное царство» относится к комедиям А. Н. Островского, написанным задолго до «Грозы» и «Бесприданницы», но обозначает явление, присущее в полной мере обеим этим драмам - узкий консервативный мирок патриархального города, в котором полностью господствуют дикие нравы и обычаи. Там власть принадлежит тем, у кого есть деньги, там нет места свободной мысли и правам личности, там царят насилие и произвол. Действие в обеих драмах происходит в живописных городах верховьев Волги - Калинове и Бряхи-мове. Калинов расположен в необыкновенно красивом месте, что подчеркнуто Кулигиным, одним из героев драмы. Но пейзажа, его великолепие резко контрастируют с жизнью в городе. Она закрыта для постороннего глаза, в ней четко различаются две стороны: для себя и напоказ.

Публичная сторона этой жизни - прогулки горожан в лучших нарядах, но прогулки редки, а подлинная в городе происходит в тишине запертых домов, за высоким забором. Об этом говорит в своем монологе Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!..

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства». Смотреть на чужую жизнь «в людях да на улице», но не выносить сор из избы - это сознательный принцип «темного царства», ведь только так можно утвердить самодурство сильных и беззащитность слабых. Типичным примером самодурства представлен Дикой - богатый купец, не знающий меры своей жадности и грубости. Он не терпит, чтоб ему перечили, поэтому всех домашних держит в страхе, срывая на них злость по любому поводу.

Он груб, и ничем нельзя удержать его гнева, если ему хочется показать, что он хозяин: «А то я, что ли, покоряться стану!» И все домашние терпят грубую брань и унижения, потому что находятся в материальной зависимости от . Сильные в городе корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Кулигин приводит в пример Дикого, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но дело даже не в жадности Дикого, а в том, что городничий пытается урезонить купца - так много на него жалоб, а тот лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!» Богатым принадлежат не только деньги, но, что важнее, полная власть в городе, поэтому невозможно говорить о каком-либо правосудии: ведь суды тоже продажны. В стремлении подложить свинью конкуренту хозяева жизни в городе даже находят удовольствие в судебных процессах, подрывая друг у друга торговлю «не столько из корысти, сколько из зависти». Они готовы потратиться, «да уж и ему станет в копейку», а для этого используют пьяных приказных, которые за деньги строчат любые «злостные кляузы» на ближних.

Произвол сильных и бесправие слабых не оставляют надежды на торжество в этом обществе справедливости и закона. Лицемерие и ханжество также являются отличительной чертой этого мира. Всячески подчеркивается религиозное благочестие сильных, их благодеяния.

Поэтому Кабанова всячески привечает странницу Феклушу, а та в благодарность всему городу рассказывает о ее щедрости. Только из реплики мы узнаем, что Кабанова «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна постоянно говорит о грехе, о должном уважении к родителям, которого она не видит, о порядке, который необходимо соблюдать в семье, о страхе Божьем.

Она прикидывается слабой и беспомощной, но тут же прорываются властные нотки, и понятна реплика Варвары: «Не уважишь тебя, как же!» Марфа Игнатьевна целиком на стороне косных суеверий и дремучих обычаев (например, жена должна, проводив мужа, два часа «выть» на крыльце, чтобы все видели ее любовь к нему). Поэтому она, конечно же, яростная противница всякого прогресса: все новые достижения ей кажутся дьявольским наваждением, и на поезде она, «хоть ты золотом осыпь», не поедет. Большинство жителей города так же невежественны и суеверны: они всерьез полагают, что Литва с неба упала, и веруют в геенну огненную.

А.Н. Островский ввел читателя своими пьесами в мир купечества. Писатель удивительно ярко показал нам «темное царство» провинциальных российских городков. Особенно известны в этом плане две пьесы Островского – «Гроза» и «Бесприданница». В обеих драмах перед читателем предстает узкий консервативный мирок патриархального городка, в котором властвуют дикие нравы и обычаи. Там полновластные хозяева лишь те, у кого есть деньги, у остальных нет никаких прав по-своему думать, чувствовать, жить.
Обе пьесы показывают нам изнутри купеческую жизнь двух городов верховьев Волги – Калинова и Бряхимова. Калинов расположен в необыкновенно живописном месте, жителей города окружает прекрасный пейзаж. Но великолепие природы городка резко контрастирует с жизнью его обитателей. Калиновцы четко разграничивают свое поведение: для себя и напоказ. На виду горожане прогуливаются в лучших нарядах, имитируют смиренное, благочестивое поведение. Настоящая же их жизнь спрятана за высокими заборами. Об этом в пьесе хорошо говорит Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства».
Главные самодуры и деспоты в «Грозе» - это Дикой и Кабаниха. Савел Прокофьевич – богатый в городе купец. Но известен он всем не только благодаря своему состоянию, но еще и благодаря своему нраву. Дикой обладает вспыльчивым, взбалмошным характером, он тиран, деспот, самодур. Он груб, жесток и неудержим в своей ярости. Часто достается от купца его племяннику Борису. Борис приехал к дяде, надеясь получить наследство. В итоге, он лишь оказался в полной власти Дикого. Савел Прокофьич издевается над ним, грубит, называет лентяем, не платит жалованья. Но Борис вынужден все это терпеть, так как находится в материальной зависимости от дяди.
В пьесе подчеркивается, что богатые и властимущие люди города корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». В пример ставится именно Дикой, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но самое страшное то, что во всей округе нет силы, способной унять Дикого, поставить его на место. Даже городничий не может с ним справиться. В ответ на просьбу чиновника вести себя чуть более порядочно (слишком много жалоб стало поступать на купца), Дикой ведет себя вызывающе нагло. Он лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»
Другой яркий представитель купечества – это Марфа Игнатьевна Кабанова. Она тоже тиран и самодур, но у нее другие методы. Кабаниха старается в доме насадить прежние, давно изжившие себя порядки. Все новое пугает ее. Больше всего достается от нее молодому поколению, потому что от них идет угроза, они могут нарушить священные для Кабанихи правила домостроя. Поэтому Марфа Игнатьевна «поедом ест» своих домашних. Каждую секунду она указывает, что, кому и как делать. Катерина, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Кабаниха требует от нее прилюдной демонстрации горя, когда Тихон собирается на некоторое время уехать в Москву по делам: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…» Раз Катерина так не делает, значит, по убеждению купчихи, недостаточно любит Тихона.
Кабаниха религиозна до фанатизма. Но вера ее выглядит, на мой взгляд, довольно странно. Она говорит только о грехе и воздаянии. В ее душе нет места прощению, она сурова и непреклонна. Зато в городе купчиха славится своей добродетельностью. В ее доме частенько останавливаются странницы, славящие отзывчивую хозяйку. «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем заела», - замечает Кулигин. Так выглядит «темное царство» в «Грозе».
Пьеса «Бесприданница» была написана Островским спустя почти двадцать лет. За это время в России многое изменилось. Преобразились и купцы. Это уже не невежественные дикие и кабанихи. «Теперь чистая публика гуляет, - говорит хозяин кофейной Гаврило, - вот Мокий Парменыч Кнуров проминает себя». Изменился купеческий облик, стиль и образ жизни. Например, Кнуров приобщился к культуре. У него правильная, изысканная речь. Примечательно то, что Кнуров появляется на сцене с французской газетой в руках, с которой невозможно было бы себе представить Дикого или Кабаниху. Василий Данилыч Вожеватов одет в европейский костюм, что может сказать о стремлении героя к европейской жизни. Но, несмотря на все это, «просвещенные» дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров. Это раскрывается через их отношение к Ларисе.
Героиня пьесы – бесприданница, поэтому у нее нет права на любовь. Она служит для богачей украшением их компании, прекрасной вещью. Полюбив всем сердцем Паратова, девушка как бы вверяет ему себя и свое сердце. Но она не нужна герою, так как за нее ничего не дают, и он уже нашел для себя вариант выгодной женитьбы: «Найду выгоду, так все продам, что угодно». Поэтому после ночи, проведенной на корабле, Сергей Сергеевич ловко отказывается от Ларисы. Видя ее страдания, Кнуров и Вожеватов цинично разыгрывают ее в орлянку. К бедной девушке в их мире может быть только одно отношение – вещь, которую можно купить, содержанка, наложница. Выигравший Кнуров не боится людского осуждения. Ведь те деньги, которые он собирается предложить Ларисе, «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать». И, пожалуй, только смерть была способна спасти Ларису из этого беспросветного, унизительного положения. Ведь бедному в этом мире не положено иметь гордость, чувство собственного достоинства. Мы видим в «Бесприданнице», что «темное царство», купеческий мир, изменился внешне, приобрел внешний лоск, стал более образованным… Но в этом мире по-прежнему нет места любви, состраданию, милосердию, человечности.


Сочинение

А. Н. Островский в очерке страну, . Это земля, живущая традициями седой старины, - . Современники за открытие этой стра-ны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает стороны купеческой жизни.

Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму, о которой Добролюбов сказал: - без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий>.

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги рас-кинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. , - восхищается Кулигин, глубоко чувствую-щий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако бо-гатые купцы создали в нем мир. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угне-тенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин:. А причина нищеты, по его мнению, в бессо-вестной эксплуатации бедных богатыми: . Странница же Феклуша восхваляет кали-новскую жизнь: Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша - ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется по-кровительством властителей. Невежественные жители города Калииова слушают Феклушу и верят ее рассказам.

Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являют-ся Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова - богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме из-жившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных пред-рассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она, . Добролюбов говорит о ней:. Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем, считает, что ее надо. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха - выразитель идей и прин-ципов. (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят ва пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является по-корность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье - бесчеловеч-ный деспот и тиран, но оделяет нипщх.Тупая, невежественная, считающая паровоз, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умствен-ные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомо-лок о странах, где правят и. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара на-училась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она до-вела Катерину до гибели. Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: Так, желая сохра-нить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.

Но если Кабаниха защищает идеи, то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к. У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобре-тениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза - божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, тер-пит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого - жадность. Смысл жизни Дикого - приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгу-ет никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуют-ся, что их обсчитывают. Дикой отвечает:) Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, хо-лодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) - это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)

Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и уз-наем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гу-ляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них. Купцы же гра-бят дальних и ближних, чужих и родных. - таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.

Бесчеловечным нравам все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины - вызов, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Вар-вара, борьба нового со старым началась и продолжается. Остров-ский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: дес-потизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в, он распространил на всю царскую Россию: . - не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям отно-сятся и, и, и.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница»