Гуманистическая направленность романа разгром. III. Заключительное слово учителя

Сочинение школьного типа по роману А.Фадеева "Разгром". Рассматриваются вопросы гуманизма в военный период и эволюции понятия "гуманизм" на примере данного произведения. ...

Введение

Нет ничего ужаснее и бесчеловечнее войны, особенно войны гражданской. Война отрицает такие общечеловеческие ценности, как сострадание, терпимость, право на жизнь, свободу и счастье, то есть те ценности, которые и составляют основу гуманизма. Гуманизм – это вера в личность человека, уважение к другим; на войне же человеческая жизнь теряет ценность.
Гражданская война 1918 – 1920 годов была одним из самых трагичных периодов в Отечественной истории. Автор романа «Разгром» (1927) А.А. Фадеев на личном опыте испытал ужасы гражданской войны. И, несмотря на то, что Фадеев придерживался революционных взглядов и до конца оставался верен большевистской идеологии, он, как и любой настоящий художник, наделил своих персонажей противоречивой и сложной внутренней жизнью. Так, в эпизоде экспропр иации свиньи у крестьянина-корейца автором разыгрывается сложная моральная дилемма: с одной стороны отнятие Левинсоном и партизанами свиньи у нищего крестьянина, с другой - внутренние переживания самого Левинсона, который не поднимает бросившегося ему в ноги корейца не из жестокосердия, но, как писал сам Фадеев, потому что «он боялся, что сделав это, он не выдержит и отменит свое приказание».

Фрагмент работы для ознакомления

Он всегда стоит перед моральным выбором, но условия братоубийственной войны, в которых принимается решение, не терпят промедления. Гуманистическая позиция Фадеева в «Разгроме» проявляется главным образом в том, что он демонстрирует, что у его героев нет и не может быть в принципе оправданий своим действиям, но самое страшное заключается в том, что иного выхода у них нет. В романе «Разгром» скрыты сложные, не имеющие однозначной оценки моральные проблемы, проблемы гуманизма. С одной стороны, нам демонстрируется героизм партизан (Фролов осознает ситуацию и добровольно выпивает яд), их человечность, ведь они не просто сражаются за идеалы, готовые убивать и совершать насилие без разбору, но испытывают угрызения совести за совершенное зло, веря, что делается это во благо будущего. С другой стороны, мы видим Мечика, интеллигентного, романтически настроенного человека, чья мораль не совпадает с моралью партизанской, но, скорее, является общехристианской, отвергающей насилие. И Мечик, как и другие персонажи романа, оказывается перед тяжелым выбором. Он дезертирует, но бегство кажется ему мучительным. Он противится отравлению Фролова, убийству крестьянина «в жилетке», но, тем не менее, ест свинью наравне со всеми, потому что голоден. Очевидно, что Фадеев, рисуя героев колеблющимися и сомневающимися личностями, ставя их в ситуацию трагического выбора в нечеловеческих обстоятельствах военного времени, демонстрирует так называемый «исторический» гуманизм, отличный от гуманизма общечеловеческого.

Список литературы

А. Фадеев "Разгром"

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Урок литературы в 11 классе по теме: "Гуманизм: абстрактный или классовый?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром")

Жилина Галина Нигметовна , учитель русского языка и литературы

Тип урока : комбинированный урок.

Метод: эвристическая беседа.

Цель урока :

  1. Рассмотреть проблему гуманизма в романе.
  2. Учить умению аргументировано и логично доказывать свою точку зрения.
  3. Развивать монологическую речь учащихся
  4. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки; уметь разбираться в людях.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация

ПЛАН УРОКА

  1. Постановка задач и целей урока.
  2. Определение гуманизма
  3. Анализ эпизодов.
  4. Диспут.
  5. Вывод. Синквейн.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов. Оценка ответов.

СЛОВАРЬ: Гуманизм, ситуация нравственного выбора.

ХОД УРОКА:

I. Слово учителя:

Возвращение открытой и суровой истории, вместо идеологически “улучшенной”,- главное, вероятно, завоевание нашего времени.

Гражданская война. Переосмыслено событие, переписаны учебники. Не произносим эпитет “великая”, говоря об Октябрьской революции, узнав больше правды о знаменитых людях той эпохи, сбросили их памятники с постаментов.

Обличили, заклеймили, но не смогли избавиться, оставить в далеком прошлом. Она – война - вернулась. В других одеждах, но узнаваема, страшна, дика. И опять вернулись былые споры: кто виноват? И опять пытаются оправдать убийства и всему дать “разумное” объяснение.

Долгие годы в литературе гражданская война была показана одиозно: в красном свете. И думать не надо было: кто герой наш, а кто враг. Но сейчас – только читайте - можно “видеть” это событие под разным углом зрения - глазами юного комиссара партизанского отряда Саши Булыги (А.Фадеев); бойца-кавалериста 1–ой Конной дивизии, вчерашнего студента-юриста Исаака Бабеля; врача в армии белого генерала Деникина - Михаила Булгакова; молодого продкомиссара Михаила Шолохова; сугубо штатского интеллигента Бориса Пастернака; машиниста паровоза Андрея Платонова (Климентова).

  1. Назовите произведения о гражданской войне, написанные этими писателями? (“Разгром”, “Конармия”, “Белая гвардия”, “Доктор Живаго”, “Сокровенный человек”, “Тихий Дон”.)

На страницах этих книг вы узнаете о гражданской войне правду без прикрас.

Роман “Разгром” прочитан. Об истории его создания, теме, основной мысли, героях был разговор на прошлом уроке . Цель сегодняшнего урока – ответить на поставленный вопрос: “Гуманизм: абстрактный или классовый?”. Ответ, возможно, вами уже найден . Задача урока – аргументировано обосновать свой выбор.
- Запишите в тетрадях свою цель урока.

II. Работа с текстом (дискуссия)

Давайте положим перед собой роман и просмотрим следующие эпизоды, в которых сталкиваемся с проблемами гуманизма.

Определение: гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) – это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. (примем это определение как объяснение абстрактного гуманизма, хотя это понятие в философии рассматривается иначе).

В этом определении фиксируется содержание понятия «гуманизм»:

ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободу и ответственность;

в нем очерчена область распространения и применения этого мировоззрения:

жизнь мира и общества;

в нем говорится о том, каким образом оно должно проявляться и реализовываться:

свободное и ответственное участие.

Хотя это определение и не является исчерпывающим, в нем даны ключевые слова, помогающие понять, о чем, в принципе, идет речь. А речь в данном случае идет о человеке, его правах и обязанностях, его мировоззрении, а также об области и принципах применения этого мировоззрения. Вместе с тем, гуманизм представляет собой не только личное мировоззрение отдельного человека. Идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это обстоятельство делает гуманизм общественным явлением. Абстрактный гуманизм основывается на идеалистическом понимании общественного развития, т.е. признается существование идеальных побудительных сил, идеального человека в идеальном обществе.

ПРАВИЛА ДИСКУССИИ

  1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
  2. Неуместные шутки запрещаются!
  3. Острое, меткое слово приветствуется!
  4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
  5. Будь тактичным, искренним, взаимно вежливым и принципиальным.

Поднятая рука – прошу слова.

Дискуссия.

1 эпизод “Партизаны отбирают у корейца свинью”. Гл.11.

- Прав ли Левинсон? Чем объясняет командир такое решение? (Мнения ребят разделились: кто-то оправдывал его, т.к. ему надо было накормить отряд: (« Трясущийся седоватый кореец, в продавленной проволочной шляпе, с первых же слов взмолился, чтобы не трогали его свинью. Левинсон, чувствуя за собой полтораста голодных ртов и жалея корейца, пытался доказать ему, что иначе поступить не может» ); кто-то осуждал, т.к. Левинсон обрек на голодную смерть семью корейца).

Можно ли было найти другой выход их этих ситуаций? (Да, можно было ловить рыбу в реке; они находились в тайге, значит, имели возможность добыть дичь).

Теория Раскольникова . ).

- Можно ли чувства Мечика назвать гуманными? (Мечик видел все это, и сердце его сжималось. («Он убежал за фанзу и уткнулся лицом в солому, но даже здесь стояло перед ним заплаканное старческое лицо, маленькая фигурка в белом, скорчившаяся у ног Левинсона.

"Неужели без этого нельзя?" -- лихорадочно думал Мечик, и перед ним длинной вереницей проплывали покорные и словно падающие лица мужиков, у которых тоже отбирали последнее. "Нет, нет, это жестоко, это слишком жестоко", - снова думал он и глубже зарывался в солому.

Мечик знал, что сам никогда не поступил бы так с корейцем, но свинью он

ел вместе со всеми, потому что был голоден» ). Мечик оказался в ситуации нравственного выбора.

Словарь: ситуация нравственного выбора - момент принятия ответственного решения в пользу моральных ценностей или в пользу материальных, физических благ личности.

Мечик понимает, что это неправильно, но ест вместе со всеми. Он сделал выбор в пользу своего желудка, а угрызения совести спрятал в глубину души. Идеи гуманизма требуют от человека принятия трудных, но правильных с точки зрения человеческой морали решений, и часто эти решения расходятся с физическими требованиями организма (хочется есть, пить или даже жить). Именно умение сохранить в любой ситуации милосердие, жалость, человеколюбие – это и есть гуманизм в широком смысле слова.

Что вы думаете по поводу «революционного» гуманизма?

2 эпизод “Убийство раненого Фролова”. Гл. 11.

В этом эпизоде также решается вопрос, что важнее: жизнь Фролова или жизнь всего отряда.

- Почему Левинсон принял такое решение? (Фролов был тяжело ранен, сам идти не мог, поэтому задерживал продвижение отряда, который преследовали японцы).

Рассуждения какого литературного героя напоминают нам объяснения Левинсона? (Теория Раскольникова . Проблема гуманизма является традиционной для русской литературы, но каждый писатель рассматривает ее по-своему. Например, Достоевский осуждает всякую теорию, идею, связанную с насилием над человеком, будь то физическое или моральное. Фадеев оправдывает своего героя, т.к. считает, что существует «революционный» гуманизм, когда интересы революции ставятся выше всего, даже можно пожертвовать одним человеком ради ста пятидесяти ).

Посмотрите, пожалуйста, на вашу цель урока. Достигли ли вы ее?

III . Вывод.

К какому же выводу мы пришли, анализируя эпизоды, где рассматривалась проблема гуманизма? (Гуманизм «абстрактный» и гуманизм «революционный» сталкиваются в романе в непримиримом противоречии. Жестокие поступки Левинсона, которые осуждает Мечик, видятся Фадеевым как осознанная необходимость. Однако не надо называть жестокую, трагическую неизбежность войны актом гуманизма; нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих).

Слово учителя : Роман и сейчас звучит современно, он далёк от безумного мажора. Он призывает видеть жизнь такой, какая она есть; недооценка грозных противостоящих сил может обернуться потерями, трагедией.

В мире неспокойно, гремят гражданские войны, нашу страну захлестнул разгул преступности, и, как «колокол на башне вечевой», звучит призыв М.Горького: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!»

Нельзя не согласиться со словами писателя В.Васильева: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия…»

IV. Составление синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейна:

гуманизм

революционный, абстрактный

любит, выбирает, жалеет

В любой ситуации надо оставаться гуманным.

Гуманизм – это милосердие.

V. Выставление оценок за урок. (Оценивать только умение доказывать свою точку зрения с опорой на текст, а не «правильность» и «неправильность» суждения)

VI. Домашнее задание:

Написать сочинение - рассуждение на тему: «Каким может быть гуманизм?»


>Сочинения по произведению Разгром

Проблема гуманизма

События в романе «Разгром» относятся к первой половине 1920-х годов. Это были первые годы после Октябрьской революции. А. А. Фадеев в своем произведении наглядно показал, как в этот период происходил «отбор человеческого материала». Революция сметала все на своем пути, что было не способно к борьбе. То, что случайно оказывалось в лагере революции, быстро отсеивалось. Наряду с этим происходило изменение сознания людей. Ради идеи они смело шли на смерть. Такая постановка проблем гуманизма тесно связана с отношением людей друг к другу.

Одним из главных героев романа был командир отряда партизан – Левинсон . Это был авторитетный человек, которого уважали все бойцы в отряде. Несмотря на свой строгий нрав, он общался с ординарцами демократично и по-дружески. Сам он готов был пожертвовать собственным здоровьем во благо народа, а интересы своих бойцов ставил превыше всего. Левинсон не переносил фальши и трусости. Он не позволял в своем отряде всяческих унижений или превосходства одного человека над другим. Он был вдохновлен идеями равенства и гуманизма. После прочтения романа, складывается ощущение, что в этом персонаже Фадеев собрал лучшие человеческие качества.

Другим главным персонажем является раненный партизан из соседнего отряда – Павел Мечик . Идеи гуманизма этого героя довольно расплывчаты. Сам он был из города, а в партизаны пошел за приключениями и подвигами. К сожалению, его мечтам не суждено было сбыться, так как по натуре он был трусоват, ленив и нелюдим. Когда его выходили в отряде Левинсона и приняли как своего, он все равно видел во всех врагов и не мог никак прижиться. В его сознании правдивой была только одна идея гуманизма: «Не убий!». Поэтому, зная, что тяжелобольного Фролова хотят усыпить, чтобы не брать с собой в отступление, он хотел этому помешать, даже если эта задержка отряда могла оказаться гибельной для всех. Но все это делается, ни ради спасения другого человека, а ради того, чтобы не замарать собственную совесть. Так он поступил и в конце романа. Предав весь отряд, он переживал не из-за людей, а из-за того, что пришлось совершить поступок, противоречащий всему тому хорошему, что он находил в себе.

Олицетворением массы рядовых пролетариев стал герой Иван Морозка . Такие люди, как он, составляли основную массу бойцов во время революции и проходили через школу жизни, приобретая неоценимый опыт. После службы в отряде, он полностью переоценил свою прежнюю жизнь и изменился к лучшему. Например, он перестал воровать, стал хорошим товарищем и соратником своим ординарцам, проявил себя как умелый организатор и преданный человек. Он больше не был тем бездумным, горячим и озорным молодым человеком, каким попал в лагерь. Он старался стать на верный путь, по которому шли его старшие товарищи: Бакланов, Левинсон, Дубов. Именно революция сделала из него человека мыслящего и гуманного.

Проблема гуманизма в романе Фадеева Разгром и получил лучший ответ

Ответ от Їерно-зеленый[гуру]
Автор и его герои (по роману Александра Фадеева «Разгром»)
События в романе относятся к периоду Гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой активно участвовал сам Фадеев. Однако на первый план автор выдвигает не исторические проблемы, а социально-психологические исследования. Война, бой, партизанская жизнь - все это лишь фон для изображения внутреннего мира героев, их психологии, взаимоотношений с обществом, внутренних конфликтов. Проблемы «Разгрома» перекликаются с современными проблемами гуманизма, отношением к человеку, взаимодействиями человека и человечества. Сюжет романа очень несложен вследствие его психологической направленности. За короткий промежуток времени от начала разгрома до последнего прорыва отряда сквозь кольцо белых вырисовываются характеры героев, а также отношение автора к таким типам людей. Центральное место в романе занимает несколько фигур: Левинсон, командир отряда, определенно положительный герой, наиболее совершенный из всех людей, действующих в романе. Метелица, которому посвящена целая глава, где полностью раскрывается его характер. Морозка, согласно симпатии автора, принадлежащий вместе с Метелицей к положительному лагерю Левинсона, и Мечик, совсем другой тип человека, не имеющий ничего общего с первыми. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает наиболее объективно судить о положительных и отрицательных качествах героев как с позиции автора, так и с позиций читателя. Кроме того, отсутствуют какие-либо особые взаимоотношения между героями, за исключением Мечика и Морозки, это позволяет рассматривать каждого героя отдельно от остальных.
Метелица выдвинулся в число основных героев только в середине романа. Фадеев объяснил это тем, что уже в процессе работы над книгой увидел необходимость отдельно раскрыть характер Метелицы, а так как перестраивать роман было поздно, то эпизод с Метелицей выделился, нарушив гармоничность повествования. Авторское отношение к Метелице не вызывает сомнений: разведчик явно симпатичен Фадееву. Во-первых, внешний вид: это гибкий, стройный богатырь, в котором «била… неиссякаемым ключом… необыкновенная физическая ценность, животная, жизненная сила» . Такими чудесными качествами редко наделяют отрицательного героя. Во-вторых, образ жизни: «Метелица живет так, как ему хочется, не ограничивая себя ни в чем. Это смелый, горячий, истинный человек» . Третье: положительную индивидуальность Метелицы доказывают его поступки: разведка, в которую мог пойти только такой бесстрашный человек, как Метелица, достойное поведение в плену, смерть ради спасения других. Каждый его шаг смел и решителен.
Например, находясь в плену, поняв, что ему не убежать, Метелица спокойно думает о смерти, его мучает только одна мысль: как достойно принять ее, продемонстрировав врагам свое презрение к ним. Уже находясь на площадке, где его должны были опознать, Метелица держится независимо и гордо, а погибает, бросившись на спасение маленького мальчика пастушонка, не захотевшего выдать разведчика белым. Автор любит этого героя и, видимо, поэтому никогда не пишет о нем насмешливо или сочувственно, как о некоторых других, например Морозке.
Далее -

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УПР

ГБПОУ РК «ЕТСТСО»

С. Н. Калиберда

«________»________________________2017 г.

Учебная дисциплина: ОУД.01 Русский язык. Литература

Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1920-Х ГОДОВ.

Новаторский характер романа А. А. Фадеева «Разгром»

Цели урока:

Проанализировать гуманистическую направленность романа «Разгром»;

Охарактеризовать проблему человека и революции в романе;

Рассмотреть психологическую глубину изображения характеров.

Оборудование: доска, лекционный материал, роман автора.

Ход урока

    Организационный момент

    Вступительное слово:

Добрый день, ребята. На сегодняшнем занятии, мы с вами рассмотрим проблематику, характеристику героев и новаторство романа «Разгром» А. А. Фадеева.

    Содержание лекции:

Тема романа Фадеева «Разгром» рассказ о судьбах простых людей, то есть о народе, в один из самых драматических периодов русской истории в годы гражданской войны. Главным героем произведения писатель делает Ивана Морозова, которого товарищи для краткости называют Морозкой. Он простой шахтёр, человек без особых талантов, с обычной биографией. Участие Морозки в партизанской войне за советскую власть на Дальнем Востоке против колчаковцев и японцев изменяет его психологию, приводит к росту самодисциплины и самосознания, а осознанное им чувство собственного достоинства позволяет раскрыться замечательным душевным качествам героя. Следовательно, идею романа можно сформулировать таким образом: в сражениях гражданской войны воспитываются новые лют, которые убеждены в справедливости коммунистических идей и готовы бороться за их осуществление, не щадя сил и даже жизни. Мужество, стойкость, воля таких людей являются, по мнению Фадеева, гарантией непобедимости советской власти.

В «Разгроме» развёртывается одно событие (разгром партизанского отряда), что характерно для жанра повести, но это событие отражает важнейшие исторические процессы в народной жизни, поэтому небольшое по объёму однособытийное произведение Фадеева можно с полным правом назвать романом. При этом автор сосредоточил внимание не на эпических картинах боёв, а на раскрытии внутреннего мира героев, на острых драматических ситуациях, в которых герои проявляют свою социальную сущность. Отсюда следует, что жанровое своеобразие «Разгрома» выразилось в соединении социальных и психологических проблем.

Фадеев писал своё произведение в то время, когда в молодой советской литературе преобладал показ народных масс в революционных событиях, а не отдельной личности, когда изображались преимущественно внешние приметы нового героя (кожаная куртка и маузер комиссара; решительность без интеллигентских колебаний в герое-большевике), а не его духовный облик. В таких условиях создание социально-психологического романа (описание духовного мира простого человека и процесса «переделки» его характера) стало серьёзным творческим достижением Фадеева. В романе изображены два десятка партизан: ординарец Морозка, командир Левинсон и его помощник Бакланов, предатель Мечик, разведчик Метелица, сестра милосердия Варя, взводный Дубов, врач Сташинский, минёр Гончаренко, гимназист Чиж, старик Пика, смертельно раненный Фролов, фельдшер Харченко, взводный Кубрак, наглый детина без имени, которого Левинсон заставил лезть в холодную реку за глушёной рыбой, и т.д. Все они получили в романе запоминающиеся портреты, яркие, хотя и краткие характеристики.

Показать революцию через характер конкретного человека, то есть показать, что изменила революция в человеке, вот какую художественную и социальную задачу поставил пред собой писатель и весьма успешно решил её, ибо в романе революционные события толкают самых обычных людей к сознательному и смелому историческому творчеству. Положительные герои, изображённые Фадеевым, до революции только беспрекословно выполняли приказы хозяев и разных начальников, а теперь сами становятся «общественными людьми» (VIII ); от них зависит жизнь товарищей-партизан, а в конечном счёте судьба советской власти.

Идея романа выражается через антитезу Морозка Мечик. Автор последовательно и подробно описывает их взаимоотношения, поступки и мысли. С одной стороны, в ходе жизненной проверки раскрывается высокий тип личности Морозки, который постепенно преодолевает недостатки своего характера, осознаёт недопустимость своих легкомысленных поступков (кража дынь, пьяные дебоши) и бездумного отношения к людям (к Варе, Гончаренко). С другой стороны, по мере развития романного действия всё более ощущается нравственное ничтожество Мечика, случайно оказавшегося в партизанском отряде, законченного эгоиста, который больше всего на свете любит самого себя, мелкие «свои страдания, свои поступки» (XVII ). Противопоставление героев продолжается до трагической развязки романа, когда Мечик совершает предательство, трусливо спасаясь бегством, а Морозка ценой собственной жизни предупреждает товарищей о засаде. Таким образом, простой шахтёр «с тяжёлым прошлым» оказывается морально выше культурного и образованного гимназиста Мечика, который не способен ни любить, ни дружить, ни совершать подвиги.

Важную социальную идею несёт в романе образ коммуниста Левинсона, выбранного самими партизанами на должность командира отряда. Это человек «особой, правильной породы»: «он всё понимает, всё делает как нужно, он не ходит к девчатам, как Бакланов, он не ворует дыни, как Морозка; он знает только одно - дело» (VI). Самоотверженное служение народу возвеличивает образ Левинсона. Командир берёт на себя самые трудные решения (дать яд умирающему Фролову, навести гать через трясину и т.д.), гибко управляет людьми (устраивает показательный суд над Морозкой, чтобы сразу пресечь воровство среди партизан; незаметно подменяет слишком рискованный военный план Метелицы своим - осторожным и продуманным), в бою не прячется за чужие спины, а идёт впереди отряда (атака на деревню, где погиб Метелица). Словом, он не формальный, а настоящий лидер, он понимает, что партизаны доверили ему свои жизни, и стремится оправдать это доверие: преодолевая физическую слабость, ноющую боль в боку, он часто не спит по несколько суток, проверяет посты и дозоры, заботится о продовольствии, фураже, боеприпасах и т.д. А между тем он всё-таки живой человек, и его железная самодисциплина иногда даёт сбой: в конце романа он плачет на виду у уцелевших партизан, не боясь показаться слабым: «он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слёзы катились по его бороде... Люди стали смотреть в сторону, чтобы самим не расстроиться» (XVII). В «Разгроме» автора привлекает не столько история разгрома маленького партизанского отряда, сколько глубинные процессы, происходящие в людях, логика развития характеров в трагических обстоятельствах, когда эти характеры обнаруживают свою социальную и нравственную сущность. Значение внутренних переживаний героев подчёркивается композицией романа. Первая половина произведения представляет собой историю взаимоотношений героев (Морозка - Мечик, Морозка - Варя, Морозка - Дубов, Морозка - Гончаренко, Морозка - Левинсон, Мечик - Варя, Мечик - Левинсон, Мечик - Пика, Мечик - Чиж и т.д.). Во второй половине романа герои проявляют свои личные качества в смертельно опасных боях. Когда отряд атакует колчаковцев у села, где погиб Метелица, автор изображает сначала Бакланова; потом Левинсона впереди спешившихся партизан; Мечика, увлечённого атакой и заскочившего в рощу; Морозку, застывшего над убитым Мишкой (XV). Ни одно событие не описывается само по себе, а обязательно взято как причина или следствие душевных переживаний героев.

Три главных героя раскрываются в романе с помощью разных психологических приёмов: предыстории, психологического портрета, психологического пейзажа, внутреннего монолога, «диалектики души». Последний приём особенно важен, потому что изображение характеров Морозки, Мечика, Левинсона дополняется развитием характеров. Причём полностью раскрытым, а вернее, разоблачённым можно считать только образ Мечика. В отношении Морозки и Левинсона Фадеев принципиально отказывается от завершённости образа. Морозка погибает в то время, когда он только вышел на верную жизненную дорогу, выбрал себе достойных товарищей, серьёзно оценил своё прошлое, только начал понимать, что от него, рядового шахтёра и партизана, что-то зависит в мире. Несгибаемый коммунист Левинсон раньше боялся показать свои человеческие слабости (плохое самочувствие, усталость, даже слёзы), а к концу романа он становится более открытым в общении с людьми. Эта открытость никак не влияет на уважение, которое партизаны испытывают к командиру. Так автор проясняет главную идею своего романа: человек становится нравственно сильнее в революционной борьбе.

Итак, приведённые рассуждения подтверждают, что «Разгром» Фадеева является социально-психологическим романом. В нём автор описывает гражданскую войну как важнейший социально-исторический конфликт, который затрагивает всё общество и каждого человека. А.Серафимович в романе «Железный поток» (1924) показал психологию революционной массы, сплочённой из множества индивидуальностей. Д.А.Фурманов в романе «Чапаев» (1923) изобразил влияние революции на судьбу выдающейся личности из народа. А.А. Фадеев в центр романа «Разгром» (1927) поставил самого обычного (среднего) человека из народа и отметил в его душе ростки нового, коммунистического сознания, когда личные интересы подчиняются общественным, стихийность - партийной дисциплине, общечеловеческая мораль заменяется классовой, пролетарской. Так Фадеев отразил своё время, когда коммунистическая мораль казалась самой верной и справедливой: коллективизм пролетария Морозки противопоставлен индивидуализму интеллигента Мечика как правильное общественное поведение неправильному.

    Домашнее задание: подготовить сообщение на тему: «А. А. Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А. А. Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А. А. Фадеева» (по выбору студентов). Подготовиться к контрольной работе (тесту).