И.М. Тронский. История античной литературы: Трагедия. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла «Царь Эдип» Зарубежная литература XVII-XVIII вв

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Справочные издания

Ботвинник, М.Н Мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, Б.И. Каган, М.Б. Рабинович. – М.,1985.

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / под ред. А.А. Суркова.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – С.-П., 2001.

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2ч./ под ред. Токарева С.А. – М., 1994.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Искусство, 1997.

Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974.

Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М.: Наука 1999.

Интернет ресурсы

1. «Журнальный зал»: http://magazines.russ.ru

2. Библиотека кафедры истории зарубежной литературы МГУ: http://www.philol.msu.ru

3. Российский филологический портал: http://www.philology.ru

4. Сайт поэтических переводов: http://www.vekperevoda.com

5. Электронная библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

Учебник по всему курсу «история зарубежной литературы»

Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Вл. А. Луков. – 6-е изд., стер. - М., Издательский центр «Академия», 2009. - 512 с.

Античная литература

Учебные пособия·

Античная литература: Учебник для студентов пед. ин-ов/ Под ред. А.А. Тахо-Годи. – Изд. 5-е, доработ. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997.

Тронский И.М. История античной литературы. – Изд. 5-е. – М.: Высш. школа, 1988.

Тексты

Гомер. Илиада. Одиссея. – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Эсхил . Прометей Прикованный.

Софокл. Эдип-царь

Еврипид . Медея.

Аристофан . Мир. Облака. Лягушки. . – 1 по выбору.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой Осел.

Вергилий. Энеида. Буколики. . – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Гораций . Памятник. Послание к Пизонам (Об искусстве).

Литература Средних веков и эпохи Возрождения

Учебные пособия

Зарубежная литература средних веков: латин., кельт., сканд., прованс., франц. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1974.

Зарубежная литература средних веков: нем., исп., итал., англ., чешск., польск., серб., болгар. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1975.

Зарубежная литература: эпоха Возрождения. Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев. –М.: Просвещение, 1976.

История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение: Учебник для филол. специальностей вузов/ М.П. Алексеев, В.Л. Жирмунский, С.С. Мокульский и др. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия»,1999.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 1996.

Тексты

Песнь о Роланде. Поэма о Нибелунгах. Песнь о Сиде. – по выбору (по хрестоматии).

Бедье Ж . Роман о Тристане и Изольде.

Данте А . Божественная комедия. («Ад»).

Боккаччо Дж . Декамерон. (Несколько новелл из разных дней).

Поэзия Петрарки, Вийона, Шекспира, Камоэнса и др. – по выбору (по хрестоматии).

Рабле Ф . Гаргантюа и Пантагрюэль.

Сервантес М. Дон Кихот.

Шекспир В . Ромео и Джульетта. Гамлет.

Зарубежная литература XVII-XVIII вв.

Учебные пособия

Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М.: Просвещение, 1988.

Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев, Б.И. Колесников. – В 2-х ч. – М.,1988.

Зарубежная литература XVII-XVIII веков: Хрестоматия / Сост. Артамонов С.Д.. – М., 1982.

История зарубежной литературы XVII века / Под ред. В.П. Неустроева. – М.: Высш. школа, 1987.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Т. Пахсарьян. – М.: Высш. шк., 2002.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. М.В. Разумовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001.

История зарубежной литературы XVIII века: страны Европы и США: Учебник для вузов / Под. ред. В.П. Неустроева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999.

История зарубежной литературы XVIII века: Учебник для вузов / Под ред. Л.В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк.,2001.

Тексты

Корнель П. Сид. Расин Ж. Федра. – 1 трагедия по выбору.

Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. – 1 комедия по выбору.

Лопе де Вега Собака на сене.

Вольтер Ф. Кандид.

Дидро Д . Монахиня.

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Свифт Дж . Путешествия Гулливера.

Филдинг Г . История Тома Джонса, найденыша.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Руссо Ж.Ж. Новая Элоиза. Гете И.В . Страдания молодого Вертера. – 1 роман по выбору.

Бомарше П . Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. – 1 пьесу по выбору.

Шеридан Р. Школа злословия.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Лессинг Г. Эмилия Галотти – 1 пьесу по выбору.

Гете И.В. Фауст.

Бернс Р. Стихи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Эпос как явление культуры. Героический эпос Гомера. Боги и люди в поэмах, эпический герой Гомера, стиль и язык поэм.

2. Своеобразие древнегреческой лирики (на примере творчества Алкея, Сапфо, Анакреонта – по выбору).

3. Эсхил – «отец трагедии», поэт и идеолог периода становления афинской демократии.

4. Софокл – трагик периода рассвета афинской демократии и начала ее кризиса. Его герои – «люди, какими они должны быть».

5. Еврипид – философ на сцене. Его герои – «люди, какие они есть».

6. Художественное своеобразие комедии Аристофана.

7. « Комедия о горшке» Плавта. Художественное мастерство Теренция. (по выбору)

8. Римская лирика эпохи Августа. Место Горация в древнеримской литературе (Творчество Вергилия. Творчество Овидия. (по выбору)).

9. Жанр античного романа.

10. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» - по выбору).

11. Рыцарская литература и городская литература Средневековья.

12. Гуманизм литературы эпохи Возрождения.

13. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское - на примере прочитанных произведений).

14. Эволюция жанра трагедии в творчестве Шекспира.

15. Классицизм и барокко: эстетика и практика.

16. Своеобразие жанра классицистической трагедии (на примере творчества Корнеля или Расина).

17. Своеобразие жанра классицистической комедии.

18. Просветительство – идейное движение 18 века. Основные литературные направления и ведущие жанры.

19. Национальные варианты литературы Просвещения.

20. Английский роман эпохи Просвещения. (Образ Робинзона Крузо как положительного героя эпохи. Английский социально-бытовой роман (по творчеству Г. Филдинга). Политическая и социальная сатира в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера») – по выбору.

21. Своеобразие жанра философской повести.

22. Сентиментализм как художественное направление в литературе 18 века. Сентиментальный роман (Руссо «Новая Элоиза», Гете «Страдания молодого Вертера», Стерн «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - по выбору).

23. Трагедия Гете «Фауст» – вершина немецкого Просвещения. Проблема поиска истины и смысла жизни в трагедии Гете «Фауст». Образы Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст».

24. Отражение особенностей позднего французского Просвещения в творчестве Д. Дидро.

25. Лопе де Вега – драматург.

26. Отражение эпохи в комедиях Ж.-Б. Мольера и П. Бомарше, сравните их героев.

27. Отражение идеалов «бури и натиска» в драматургии Шиллера и Лессинга.

А также вопросы из планов подготовки к семинарам.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Эпос как явление культуры (на примере поэм Гомера «Илиада» или «Одиссея).

2. Древнегреческая лирика (на примере творчества Сапфо, Алкея, Анакреонта).

3. Художественное своеобразие политической комедии Аристофана (на примере 2-3 комедий).

4. Ирано-таджикская поэзия средних веков (на примере жанра рубаи).

5. Японская классическая поэзия (на примере жанров танка или хокку).

6. Своеобразие жанра античного романа (на примере романов Лонга «Дафнис и Хлоя», Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт», Апулея «Золотой осел», Петрония «Сатирикон» – по выбору).

7. Мир ирландских саг (художественные особенности и анализ нескольких саг).

8. Исландский эпос (художественные особенности и анализ текстов).

9. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» – по выбору).

10. Поэзия Франсуа Вийона.

11. Мир и человек в поэзии вагантов.

12. Новаторство лирики провансальских трубадуров.

13. «Божественная комедия» Данте – философско-художественный синтез средневековой культуры и гуманистической культуры Возрождения.

14. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское – по выбору).

15. Возрожденческий гуманизм в «Декамероне» Боккаччо.

16. Шекспир – комедиограф (на примере 2 комедий).

17. Художественное новаторство сонетов В. Шекспира.

18. Английская драма эпохи Шекспира.

19. Классицизм: эстетика и практика (Расин, Корнель, Мольер – по выбору).

20. Просветительство – идейное движение XVIII в. Основные литературные направления и ведущие жанры.

21. Национальные варианты Просвещения (английское, французское, немецкое – по выбору).

22. Английский роман эпохи Просвещения (Дефо, Свифт, Филдинг и др. – по выбору).

23. Просветительский характер комедии Р. Шеридана «Школа злословия».

25. Драмы Шиллера «Коварство и любовь» и «Разбойники»: антифеодальный характер, образ бунтаря.

26. Воплощение эстетических взглядов Лессинга в драме «Эмилия Галотти».

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1

Человек и Рок в античной трагедии

План подготовки к семинару

1. Место театра в жизни Афин.

2. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть». Новаторство Софокла в создании характеров.
- Борется ли Эдип с Роком? К чему приводит попытка противостоять судьбе?
- Есть ли личная вина Эдипа в происходящих с ним несчастьях?
- Какой моральный урок хотел преподать Эсхил своим согражданам?

3. Герои Еврипида – «люди, какие они есть на самом деле» (интересы, отношение к жизни, характеры, отношение автора и воплощение на сцене).
- Почему Еврипида называют «философом со сцены»?
- Как автор мотивирует поведение Медеи?
- Почему Еврипид изменяет канву мифа?
- Наказана ли Медея за свои поступки? Если да, то в чем состоит это наказание?

Софокл. Царь Эдип.

Еврипид. Медея.

Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература. Греция. Антология. – Ч. 2. – М., 1989. – С. 347 – 364.

Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Н. Бояджиев. – М., 1981.

Каллистов, Д. П. Античный театр / Д. П. Каллистов. – Л., 1970.

Лосев А.Ф. Античная литература / А.Ф. Лосев. – М., 2001.

Никола, М.И. Софокл// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 2. - М., 1997. - С. 265-269 (есть на сайте www.philology.ru)

Николя, М.И. Еврипид// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 310-313)

Ярхо, В. Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии / В.Н. Ярхо.– Режим доступа http://philology.ru/literature3/yarkho-99.htm

Ярхо, В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии / В. Н. Ярхо. – М., 1978.

Ярхо, В. Н. Трагедия Софокла «Антигона» / В. Н. Ярхо. – М., 1986.

Семинар № 2

поет хор. А сознательные действия людей, совершаемые с определенной целью, приводят в «Царе Эдиле» к результатам, диаметрально противоположным намерению действовавшего. Ограниченности человеческого знания противостоит у Софокла божественное всеведение. Прославление дельфийского оракула, проходящее через всю трагедию, обращено против растущего свободомыслия. Об этой тенденции прямо свидетельствует второй стасим хора: хор скорбит о гибели древнего благочестия и о падении веры в оракулы.

В своем предсмертном произведении «Эдип в Колоне» Софокл попытался смягчить ту мрачную картину людской судьбы, которая была нарисована в «Царе Эдипе». В «Царе Эдипе» человек, знаменитый мудростью и подвигами, пользовавшийся всеобщим уважением, оказывался ужасным злодеем помимо своей воли, источником «скверны» для сограждан. «Эдип в Колоне» изображает обратное: слепой изгнанник, имя которого приводит в содрогание всех встречающихся с ним, умирает чудесной смертью избранника богов и становится источником благодати для той страны, где он находит себе последний приют. Вопрос о виновности героя, который в «Царе Эдипе» не ставился в прямой форме, получает здесь четко формулированный отрицательный ответ. Сюжет основан на предании о смерти Эдипа в предместье Афин, Колоне, т. е. на родине Софокла. В связи с этим восхваляются человеколюбие и справедливость афинского полиса и его мифологического представителя, царя Фесея, оказавшего гостеприимство скитальцу. Вернувшись к сюжету Эдипа, Софокл выводит на сцену героев своих прежних фиванских трагедий. Снова дан яркий образ Антигоны; на этот раз она представлена как любящая дочь, верная спутница слепого отца. Рядом с ней менее яркая, но также преданная отцу Исмена, суховатый и склонный к насильственным действиям Креонт. По силе лирических частей трагедия девяностолетнего поэта не уступает его прежним произведениям; интересны прекрасный гимн в честь Колона и размышления хора о тяготах старости.

В трагедии «Электра» разрабатывается тема «Хоэфор» Эсхила, гибель Клитеместры и Эгисфа от руки Ореста. Софокл далеко отошел от концепции своего предшественника, В то время как в трилогии Эсхила отцовское право сталкивалось с материнским, Софокл всецело стоит на почве отцовского права, и правота Ореста не возбуждает у него сомнений. Орест действует без малейших колебаний, не испытывает никаких угрызений совести, и его не преследуют Эринии. Он простой исполнитель велений Аполлона, и интерес драмы сосредоточен не на нем, а на переживаниях Электры. Электра, которая у Эсхила была второстепенным персонажем, становится у Софокла центральной фигурой. Величием своим она напоминает Антигону. Это героическая девушка, сознательно избирающая своим уделом страдание. В течение ряда лет она остается одинокой носительницей протеста против господства Клитеместры и Эгисфа, подвергаясь всевозможным унижениям из-за своей непокорности. Содержание ее жизни - мечта о грядущем возмездии за убийство отца, о прибытии Ореста, некогда спасенного ею и отправленного в безопасное место. Как и в «Антигоне», героический образ Электры оттенен тем, что ей противопоставлена более кроткая сестра Хрисофемида. Однако Софокл рисует свою героиню не в одних только суровых тонах; он придает ей черты нежности, приглушенной страда-

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Особенности античной трагедии

2. Творчество Эсхила

Список литературы

1. Особенности античной трагедии

Трагедия классической эпохи почти всегда заимствовала сюжеты из мифологии, что отнюдь не мешало ее актуальности и тесным связям с насущными проблемами современности. Оставаясь "арсеналом и почвой" трагедии, мифология подвергалась в ней специальной обработке, перенесению центра тяжести с сюжета мифа на его интерпретацию в зависимости от запросов реальной действительности.

К особенностям эстетики античной трагедии следует также отнести хронологически последовательное отношение к мифу и его критику. Из особенностей ее поэтики необходимо назвать: минимум актеров, хор, корифея, вестников, внешнюю структуру (пролог, парод, эписодий, стасимы, эксод).

Античная трагедия имеет множество художественных особенностей

Изначальная ориентировка на постановку в театре,

Основа сюжета - миф (например, трагедия Эсхила "Эдип"),

Главный герой вступает в конфликт с Богами и с судьбой,

Наличие героев-Богов (например, Артемида и Афродита в трагедии Еврипида "Ипполит"),

Наличие Хора (как комментатора и повествователя),

Идея всемогущества Богов и рока, бесполезности борьбы с судьбой,

Цель трагедии - вызвать потрясение и сопереживание у зрителя и, как следствие, катарсис - очищение через разрешение конфликта и прихода к гармонии.

Аристотель в "Поэтике" дает следующее определение трагедии: "Итак, трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов". Подражание действию... совершающее путем сострадания и страха очищение..." - вот суть трагедии: своеобразная "шоковая терапия". Платон в "Законах" пишет о таящемся в человеческой душе и свойственном ей от рождения оргийно-хаотическом начале, которое проявляется вовне как разрушительное, поэтому необходимо внешнее управляющее воздействие, чтобы это начало, легко и радостно освобождаясь, входило бы в гармонию мирового строя. Это способен делать трагик, управляющий игровой жизнью зрителя, это должен делать политик. В общем, это тот способ полагания новой игры и управления ею, о котором мы говорили выше.

О возникновении трагедии как формы, в которую выливается дионисийское начало, Аристотель пишет следующее ("Поэтика",4): "Возникши с самого начала путем импровизации, и сама она и комедия (первая - от зачинателей дифирамба, а вторая - от зачинателей фаллических песен, употребительных еще и ныне во многих городах) разрослись понемногу путем постепенного развития того, что составляет их особенность.

Что касается числа актеров, то Эсхил первый ввел двух вместо одного; он же уменьшил партии хора и на первое место поставил диалог, а Софокл ввел трех актеров и декорации. Затем, что касается содержания, то трагедия из ничтожных мифов и насмешливого способа выражения,- так как она произошла путем перемен из сатирического представления,- уже впоследствии достигла своего прославленного величия; и размер ее из тетраметра стал ямбическим [триметром]."

Особенность античной трагедии как жанра состоит, прежде всего, в том, что она функционально прежде всего была служением Богу, "подражанием действию законченному и важному", т.е. божественному. Потому все ее герои - не люди, но, скорее, маски-символы, и то, что они совершают в процессе представления, имеет для зрителей иное значение, чем для нас, читающих эти тексты две с половиной тысячи лет спустя. Трагедия, как всякий миф, не была просто рассказом и повествованием, она была самой действительностью и те, кто сидел на трибунах, были в той же (если не в большей) степени участниками представления, чем те, кто одушевлял маски. Не осознав этого, невозможно транслировать эллинские символы в контекст культуры двадцатого века.

Трагедия стала новой концепцией игры, новым мифом, который мы называем классикой. Почему я считаю его новым? Ведь "старые" мифы, главным образом, известны нам в позднейшей, классической интерпретации, таким образом, для такого утверждения вроде бы недостаточно оснований. Однако, в пользу того, что трагедия - новый миф, говорят многие, хорошо известные источники. Это, прежде всего, указания на "устаревание" игровой реальности, некогда воспетой Гомером.

"Носит теперь горделиво саисец мой щит безупречный.

Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.

Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает

Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть."

Откровенной насмешкой над богами является один из "гомеровых" гимнов ("К Гермесу."):

"Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник,

В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре

Много преславных деяний явить меж богов предстояло.

Утром, чуть свет, родился он, к полудню играл на кифаре,

К вечеру выкрал коров у метателя стрел Аполлона."

Творческое наследие Эсхила, Софокла и Еврипида. Они считаются величайшими поэтами-драматургами человечества, чьи трагедии ставятся на мировой сцене и сегодня.

"Отец трагедии" Эсхил (525-456 гг. до н.э.) создал более 90 произведений, но время сохранило только семь. Другие его пьесы известны в незначительных отрывках или только по названиям. Мировоззрение Эсхила обусловлено сложной эпохой греко-персидских войн, героическим напряжением творческих сил народа в борьбе за свободу и создание демократического афинского государства. Эсхил верил в божественную мудрость и высшую справедливость богов, твердо держался религиозно-мифологических устоев традиционной полисной морали, с недоверием относился к политическим и философским новшествам. Его идеалом оставалась демократическая рабовладельческая республика.

Софокл (496-406 гг. до н.э.), подобно Эсхилу, брал сюжеты своих трагедий из мифологии, но наделял древних героев качествами и чаяниями своих современников. Исходя из убежденности в огромной воспитательной роли тетра, желая преподать зрителям примеры истинного благородства и человечности, Софокл, по свидетельству Аристотеля, откровенно заявлял, что "сам он изображает людей, какими они должны быть". Поэтому он с потрясающим мастерством создал галерею живых характеров - идеальных, нормативных, художественно-совершенных, скульптурно-цельных и ясных. Воспевая величие, благородство и разум человека, веря в конечное торжество справедливости, Софокл все же полагал, что возможности человека ограничены силой судьбы, которую никто не может предугадать и предотвратить, что жизнь и сама воля людей подчиняются воле богов, что "ничто не вершится без Зевса" ("Аякс"). Воля богов проявляется в постоянной изменчивости человеческой жизни, в игре случайностей, то возносящих человека к вершинам благополучия и счастья, то бросающих его в бездны несчастий ("Антигона").

Софокл завершил начатую Эсхилом реформу классической греческой трагедии. Соблюдая традиционный прием разработки мифологического сюжета в связной трилогии, Софокл сумел придать каждой части законченность и самостоятельность, значительно ослабил роль хора в трагедии, ввел третьего актера и добился заметной индивидуализированиости характеров. Каждый его герой наделен противоречивыми чертами характера и сложными душевными переживаниями. К числу наиболее знаменитых и совершенных творений Софокла принадлежат "Эдип-царь" и "Антигона", написанные на материале популярного фиванского цикла мифов. Творения его оказали значительное влияние на европейскую литературу нового времени, особенно заметное в XVIII - начале XIX вв. Гете и Шиллер восхищались композицией трагедий Софокла.

Еврипид (480-406 гг. до н.э.), завершивший развитие классической древнегреческой трагедии, творил в период кризиса и упадка афинской демократии. Родился на острове Саламине, получил отличное по тем временам образование в школах известных философов Анаксагора и Протагора. В отличие от Эсхила и Софокла, он - гуманист и демократ, игнорировал участие в общественной жизни, предпочитая уединение. Конец жизни он был вынужден провести в Македонии и умер там при дворе царя Архелая.

Еврипид написал свыше 90 трагедий, из которых сохранилось 17. При жизни он не пользовался столь значительным успехом (четыре победы на Великих Дионисиях), как Эсхил и Софокл, но в эпоху эллинизма считался образцовым драматургом.

Еврипид был смелым мыслителем, при этом мифы о богах для него - плод досужей фантазии ("Геракл", "Ифигения в Авлиде"). Мифология сохраняет в трагедиях Еврипида чисто внешнее значение, и конфликты у него почти всегда определяются столкновением пагубных человеческих страстей. Недаром еще древние называли его "философом на сцене" и "трагичнейшим из поэтов". Он изображал людей такими, "какие они есть", писал естественно и просто. Как художника Еврипида в первую очередь интересовал внутренний мир человека, его душевные переживания, потому он - родоначальник психологического направления в европейской литературе.

Еврипид - реформатор классической древнегреческой трагедии и фактически заложил основы жанра европейской драмы.

К числу наиболее прославленных произведений Еврипида относятся "Медея", "Ипполит", "Алкеста" и "Ифигения в Авлиде", традиционно основанные на мифологических преданиях. Пролагая пути к созданию семейно-бытовой драмы, он в то же время достигает высокого трагического пафоса чувств героев.

2. Творчество Эсхила

Эсхил - поборник просвещенной аристократии, которая борется с дикостью и варварством старых времен в защиту индивидуумов, объединенных в единое государство - полис. В меру демократизированный аристократический полис является для Эсхила всегдашним предметом уважения и защиты. В религиозно-философском отношении Эсхил также рассуждает в духе культурного подъема своего времени, освобождая своего Зевса от всяких пороков и недостатков и трактуя его как принцип мировой справедливости и постоянно восхваляя его.

Однако отношение Эсхила к мифологии и без "Прометея" довольно критическое. Во фрагменте 70" говорится: "Зевс - эфир, Зевс - земля, Зевс - небеса, Зевс - это все и то, что выше этого". В "Орестее" под видом Зевса и Дики проповедуется абсолютный космический морализм, который даже выше отдельных мифологических наименований. Здесь откровенная критика антропоморфизма. Горячий патриотизм эмансипированного аристократа и афинского гражданина заставлял Эсхила возводить свои социально-политические и религиозно-философские идеи к самой отдаленной старине, находя их там уже в развитом виде и тем самым обосновывая их всем направлением человеческой истории.

Для характеристики монументально-патетического стиля Эсхила имеют значение не только вариации двух его основных элементов, взятых в отдельности,- монументальности и патетики, но и разные формы их совместного функционирования в общем стиле трагедий. Этот стиль, исходя из стихийных основ жизни, о которых говорила религия Диониса, демонстрирует также и то или иное их оформление или кристаллизацию в очень четких образах, которые иначе и нельзя назвать, как пластическими. Главнейшие формы проявления основного монументально-патетического стиля Эсхила не выходили у него за пределы архаического стиля вообще, поскольку все индивидуальное в нем, несмотря на яркость своего оформления, всегда определялось не само по себе, но со стороны высших и весьма суровых закономерностей жизни.

Анализ художественного стиля трагедий Эсхила обнаруживает огромные усилия великого гения изобразить дикое буйство темных сил седой старины, но не просто изобразить, а показать их преображение и просветление, их новую организацию и пластическое оформление. Это происходит в результате развития жизни эмансипированного полиса. Именно полис есть та преобразующая и организующая сила, благодаря которой человек освобождается от этой первобытной дикости. Но для этого нужен крепкий и молодой, мощный и героический полис восходящего рабовладения, для него, в свою очередь, необходимы и мощные герои, наделенные величайшей героической способностью бороться со старым и создавать новое. Только полис, восходящий полис объясняет нам у Эсхила его новую моралистическую религию, его новую цивилизованную мифологию, его новый монументально-патетический стиль и художественное оформление. поэтика трагедия античный эсхил

Эсхил шел вместе со своим веком по путям восходящей рабовладельческой демократии, которая вначале отражала собой огромную мощь нового класса и его титанические усилия создать культуру нового типа. Архаическая мифология, монументально-патетический стиль и титанизм не образуют здесь внешнего привеска, но являются единым и нераздельным целым с общественно-политической жизнью молодой восходящей демократии. Титанизм Эсхила есть, несомненно, выражение мощного подъема не только его класса, но и всего его великого народа.

В своих трагедиях Эсхил ставил и решал коренные проблемы эпохи: судьбы рода в обстановке крушения родового строя; развитие исторических форм семьи и брака; исторические судьбы государства и человечества. Исходя из идеи полной зависимости человека от воли богов, Эсхил вместе с тем умел наполнить конфликты своих трагедий конкретно-историческим жизненным содержанием. Сам Эсхил скромно утверждал, что его произведения - "крохи от пиршества Гомера", но на самом деле он совершил важный шаг в художественном развитии человечества - создал жанр монументальной всемирно-исторической трагедии, в которой важность проблематики и высота идейного содержания сочетаются с торжественной величавостью формы. Из сохранившихся трагедий Эсхила наибольший интерес представляют "Персы", "Прометей прикованный" и трилогия "Орестея". Его творчество подготовило почву для появления классической трагедии будущего и оказало мощное воздействие на европейскую драматургию, поэзию и прозу.

Список литературы

1. Лосев А.Ф.: Античная литература

2. "Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь - справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. - М.: высш. шк., 1995

3. Античная литература. Под редакцией проф. А.Атахо-Годи. М.: Просвещение, 1986

4.http://dramateshka.ru/index.php/methods/articles/foreign-theatre/6002-tvorchestvo-ehskhila?start=5#ixzz3Odefkhmq

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ процесса становления жанра трагедии в русской литературе 18 в., влияние на него творчества трагиков. Основы жанровой типологии трагедии и комедии. Структура и особенности поэтики, стилистики, пространственной организации трагедийных произведений.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Эсхил - древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. Краткая биография, периоды творчества: юношеский - выработка собственного трагического стиля; новый период - "царь" аттической сцены; заключительный - поэтическая эволюция жанра трагедии.

    презентация , добавлен 28.05.2013

    Характеристика основных периодов развития греческой литературы. Черты эпического стиля гомеровских поэм. Разновидности греческой лирики классического периода. Особенности трагедии Эсхила и аттической комедии. Любовная тема в творчестве римских поэтов.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2012

    В трагедии Эсхила "Прикованный Прометей" изображена борьба и смена политических и моральных систем, заложена "идея непримиримого конфликта между свободой и необходимостью, титаническими притязаниями и железными оковами, наложенными на нее судьбой".

    курсовая работа , добавлен 21.05.2010

    Изучение творчества древнегреческих поэтов. Развитие трагедии, трагики. Содержание второй части "Орестеи" Эсхила "Хоэфоры". Ознакомление с содержанием "Электры" Софокла. Художественная ценность произведений. Сравнение двух интерпретаций одного сюжета.

    реферат , добавлен 22.12.2013

    Барокко и классицизм в литературе и искусстве Франции 17 века. Пьер Корнель и его видение мира и человека. Начальный период творчества. Формирование классицистской драмы. Трагедии "третьей манеры". Лариса Миронова и Д. Обломиевский о творчестве Корнеля.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2014

    Сюжет и история создания трагедии У. Шекспира "Гамлет". Трагедия "Гамлет" в оценке критиков. Интерпретация трагедии в различные культурно-исторические эпохи. Переводы на русский язык. Трагедия на сцене и в кино, на зарубежных и российской сценах.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2009

    Общие сведения о жизни и творчестве Эсхила – выдающегося древнегреческого драматурга-трагика. Изучение сюжетных мотивов основных произведений автора. Рассмотрение нового в драматургии: использование диалога, создание глубоко продуманной теологии.

    презентация , добавлен 15.01.2016

    Тема трагически прерванной любви в трагедии. Сюжет "Ромео и Джульетты". Обличие нескончаемых междоусобных распрей как основная тема шекспировской трагедии. "Ромео и Джульетта" В. Шекспира как одно из прекраснейших произведений мировой литературы.

    сочинение , добавлен 29.09.2010

    Изучение внешнего строения и видов трагедии. Музыкальная композиция и сценическая обстановка. Запутанный, нравоописательный и патетический эпос. Описания героев эпоса "Одиссея" и "Илиада" Гомера. Особенности применения теории драмы по отношению к эпосу.

С козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса - сатиров (отсюда название - сатировская драма). Ритуальные представления происходили во время дионисий (празднеств в честь Диониса), весной и осенью. Различались дионисии «великие» - в городе, очень пышные, и «малые» - сельские, более скромные. Эти ритуальные представления и являются истоками греческого театра.

Греческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной (skene), боковые - параскениями (paraskenion), а то, что мы называем сценой - предскением (proskenion).

Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром , место между сценой и амфитеатром - орхестрой ; здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководитель хора). С развитием драматического действия к орхестре была присоединена палатка (skene), где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей).

От мимических дифирамбов, повествующих о страданиях Диониса, постепенно перешли к показу их в действии. Первыми драматургами считаются Феспис (современник Писистрата) и Фриних . Они ввели актёра (второго и третьего ввели затем Эсхил и Софокл). Драматические произведения давались авторами обычно в порядке состязаний. Авторы же исполняли главные роли (крупными актёрами были и Эсхил и Софокл), сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.

Организатором театральных состязаний являлось государство. В лице специально выделенного для этой цели члена ареопага - архонта - оно отклоняло или допускало к представлению те или другие трагедии. Здесь сказывался обычно классовый подход при оценке драматических произведений. Последние должны были быть созвучны настроениям и интересам высшего класса. С этой целью право предоставления хора драматургу было закреплено за так называемыми хорегами , крупными землевладельцами, особыми покровителями театрального искусства. Театр старались использовать, как орудие агитации и пропаганды своей идеологии . И чтобы оказать своё воздействие на всех свободных граждан (рабам запрещено было посещение театра), они для бедных установили особую театральную денежную выдачу (феорик - при Перикле).

Эти взгляды выражали охранительные тенденции господствующего класса - аристократии , идеология которой определялась сознанием необходимости беспрекословного подчинения данному общественному порядку. Трагедии Софокла отображают эпоху победоносной войны греков с персами , открывшей большие возможности для торгового капитала.

В связи с этим авторитет аристократии в стране колеблется, и это соответственно сказывается на произведениях Софокла. В центре его трагедий стоит конфликт между родовой традицией и государственным авторитетом. Софокл считал возможным примирение социальных противоречий - компромисс между торговой верхушкой и аристократией.

И, наконец, Еврипид - сторонник победы торговой прослойки над землевладельческой аристократией - уже отрицает религию . Его «Беллерофонт » изображает борца, поднявшего бунт против богов за то, что они покровительствуют вероломным правителям из аристократии. «Их (богов) нет там (на небе), - говорит он, - если люди не хотят безумно верить старым сказкам». В произведениях настроенного атеистически Еврипида действующими лицами драма являются исключительно люди. Если он и вводит богов, то лишь в тех случаях, когда требуется разрешить какую-нибудь сложную интригу. Драматическое действие мотивируется у него реальными свойствами человеческой психики. Величавых, но душевно упрощённых героев Эсхила и Софокла сменяют в произведениях младшего трагика если и более прозаичные, то усложнённые характеры. Софокл так отзывался об Еврипиде: «Я изображал людей такими, какими они должны быть; Еврипид же их изображает такими, каковы они в действительности».

Древнегреческая комедия

Второй великий трагический поэт Афин V в. - Софокл (родился около 496 г., умер в 406 г.).

Срединное место, которое Софокл занимал в трехзвездии аттических трагиков, отмечено старинным рассказом, сопоставляющим трех поэтов путем соотнесения их биографии с Саламинской битвой (480г.): сорокапятилетний Эсхил принимал личное участие в решительном бою с персами, утвердившем морское могущество Афин, Софокл праздновал эту победу в хоре мальчиков, а Эврипид в этом году родился. Возрастное соотношение отражает соотношение эпох. Если Эсхил - поэт времени зарождения афинской демократии, то Эврипид - поэт ее кризиса, а Софокл продолжал оставаться поэтом расцвета Афин, «века Перикла».

Родиной Софокла был Колон, предместье Афин. По происхождению принадлежал к состоятельным кругам. Его произведения пользовались исключительным успехом: он 24 раза получил на состязаниях первый приз и ни разу не оказывался на последнем месте. Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. герои Софокла по большей части действуют вполне самостоятельно и сами определяют свое поведение по отношению к другим людям. Богов Софокл редко выводит на сцену, «наследственное проклятие» не играет уже той роли, которая приписывалась ему у Эсхила.

Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику.

Ни одно произведение античной драматургии не оставило столь значительных следов в истории европейской драмы, как «Царь Эдип». Софокл подчеркивает не столько неотвратимость рока, сколько изменчивость счастья и недостаточность человеческой мудрости. Интересно, что Софокл уделяет большое внимание женским образам. Женщина является у него, наравне с мужчиной, представительницей благородной.человечности.

Трагедии Софокла отличаются четкостью драматической композиции. Они обычно начинаются с экспозиционных сцен, в которых разъясняется исходное положение и вырабатывается некий план; .поведения героев. В процессе выполнения этого плана, наталкивающегося на различные препятствия, драматическое действие то нарастает, то замедляется, пока не достигает переломного момента, вслед, за которым, после небольшого замедления, наступает катастрофа, стремительно приводящая к окончательной развязке. В закономерном ходе событий, строго мотивированном и вытекающем из характера действующих лиц, Софокл усматривает скрытое действие божественных сил, управляющих миром.ттХор играет у Софокла только подсобную роль. Его песни являются как бы лирическим сопровождением к действию драмы, в которой он сам уже не принимает значительного участия.

Софокл были убеждены в том, что мир управляется разумными божественными силами, на фоне действия которых трагическое страдание приобретает нравственный смысл. Божества принимали явное или скрытое участие в ходе драмы.

В трагедии “Эдип-царь” разворачивается подлинно человеческая драма, насыщенная психологическими и общественно-политическими конфликтами. Признавая божественное предопределение, против которого человек бессилен, Софокл показывает человека, стремящегося избежать предначертанного. В судьбе его героя происходит самый страшный и неожиданный поворот: человек, пользовавшийся всеобщим уважением, знаменитый своей мудростью и подвигами, оказывается ужасным преступником, источником несчастий для своего города и народа.Важно здесь отметить первостепенную роль мотива нравственной ответственности, который отодвигает на задний план тему рока, заимствованную поэтом из древнего мифа. Софокл подчеркивает, что Эдип не жертва, пассивно ожидающая и принимающая удары судьбы. Это энергичный и деятельный человек, который борется во имя разума и справедливости. Он выходит победителем в этой борьбе, сам назначая себе кару, сам осуществляя наказание и преодолевая тем самым свои страдания.Смысл – нет отрицательных персонажей – человек ошибается не сознательно. Эта трагедия едина и замкнута в себе. Это аналитическая драма, т.к. все действие построено на анализе событий, связанных с прошлым героя и имеющих непосредственное отношение к его настоящему и будущему.

Трагедия открывается торжественной процессией. Фиванские юноши и старцы молят Эдипа, прославленного победой над Сфинксом, вторично спасти город, избавить его от свирепствующей моровой язвы. Мудрый царь, оказывается, уже сам послал своего шурина Креонта в Дельфы с вопросом к оракулу. Боги говорят, что в этом городе живёт убийца бывшего царя. Эдип энергично берется за розыски неведомого убийцы и предает его торжественному проклятию Эдип (нынешний царь) вызывает к себе слепого старца-предсказателя Тирессия. Однако Тирессий не хочет раскрывать тайну Эдипу, тот настаивает, и Т. говорит «убийца - ты». Эдип не верит и обвиняет Креонта (брата жены) в смерти Лая и подсылке ему старца. Креонт зовёт на помощь сестру Иокасту (жену Эдипа), С целью успокоить Эдипа она рассказывает о несбывшемся, по ее мнению, оракуле, данном Лаю, но именно этот рассказ вселяет тревогу в Эдипа. (давно Лай пошёл к оракулу, и тот ему предсказал, что родившийся у него сын убьёт его и женится на своей матери, ребёнка Лай приказал своему рабу отнести в горы, и убить его). Эдип беспокоится, спрашивает о Лае. Но не догадывается, что это он убил Лая, тут приходит вестник из Коринфа и говорит о смерти папы Эдипа - Полиба. Говорит о том, что Эдипа хотят посадить на престол. Эдип торжествует: предсказание об отцеубийстве не исполнилось. Эдип боится истории, когда-то предсказанной ему оракулом, что он женится на матери. Но вестник говорит ему, что он не сын Полиба и рассказывает где нашёл его. Иокаста, для которой все стало ясным, с горестным восклицанием покидает сцену. Эдип начинает искать второго пастуха, который отдал его в младенчестве этому вестнику. Приходит пастух (второй) не хочет говорить правду, но Э и вестник заставляюет его. Свидетель убийства Лая оказывается тем самым пастухом, который некогда отдал коринфянину младенца Эдипа Пастух сознаётся, что младенец сын Лая, Эдип проклинает себя.

В эксоде, полном глубокого участия к былому избавителю Фив, хор подводит итог судьбе Эдипа, размышляя о непрочности человеческого счастья и о суде всевидящего времени.

В заключительной части трагедии, после сообщения вестника о самоубийстве Иокасты и самоослеплении Эдипа (он снимает с плеча Иокасты брошь и выкалывает себе глаза. Эдип САМ казнит себя за невольно совершенный проступок, еще раз появляется Эдип, проклинает свою злосчастную жизнь, требует для себя изгнания, прощается с дочерьми. Однако Креонт, в руки которого переходит власть, задерживает Эдипа, ожидая указаний оракула. Дальнейшая судьба Эдипа остается для зрителя не ясной.

Смысл – нет отрицательных персонажей – человек ошибается не сознательно. Эта трагедия едина и замкнута в себе. Софокл подчеркивает не столько неотвратимость рока, сколько изменчивость счастья и недостаточность человеческой мудрости

Однако никогда и нигде в мировой драматургии не изображалась столь проникновенно история человека, преследуемого несчастьями, как в "Царе Эдипе". Время постановки этой трагедии точно неизвестно. Примерно она датируется 428-425 гг. Уже древние критики, начиная с Аристотеля, считали "Царя Эдипа" вершиной трагического мастерства Софокла. Все действие трагедии сосредоточено вокруг главного героя, Эдипа; он определяет каждую сцену, являясь ее центром. Но в трагедии нет эпизодических действующих лиц, любой персонаж этой драмы имеет свое четкое место. Например, раб Лая, некогда по его приказанию выбросивший младенца, впоследствии сопровождает Лая в его последней роковой поездке, а пастух, когда-то пожалевший ребенка и унесший его с собой в Коринф, теперь прибывает в Фивы послом от коринфян, чтобы просить Эдипа воцариться в Коринфе.

В трагедии "Царь Эдип" Софокл делает важное открытие, которое позволит ему впоследствии углубить героический образ. Он показывает, что человек в себе самом черпает силы, помогающие ему жить, бороться и побеждать. В трагедиях "Электра" и "Филоктет" боги отступают на задний план, как бы освобождая первое место человеку. "Электра" по сюжету близка "Хоэфорам" Эсхила. Но Софокл создал жизненно правдивый образ мужественной и честной девушки, которая, не щадя себя, борется со своей преступной матерью и ее презренным любовником, - страдает, надеется и побеждает. Даже по сравнению с Антигоной Софокл расширяет и углубляет мир чувств Электры.