Исполнители блюза зарубежные список. Самые известные исполнители блюза. Роберт Лерой Джонсон

Блюз - это когда хорошему человеку плохо.


Отверженность и одиночество, плач и тоска, горечь жизни, приправленная жгучей страстью, от которой волнуется сердце, - это блюз. Это не просто музыка, это - настоящая, истинная магия.


Переполненный доброй грустью AdMe.ru собрал два десятка легендарных блюзовых композиций, которые прошли проверку временем. Естественно, мы не могли охватить весь необъятный пласт этой божественной музыки, поэтому традиционно предлагаем делиться в комментариях теми композициями, которые не оставляют вас равнодушными.

Canned Heat - On The Road Again

Энтузиасты и коллекционеры блюза Canned Heat возродили в своем творчестве огромное количество забытой блюзовой классики 1920-30-х годов. Свою большую известность группа имела в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Ну а самой знаменитой их песней была On The Road Again.


Muddy Waters - Hoochie Coochie Man

Загадочное выражение «hoochie coochie man» известно каждому, кто хоть немного любит блюз, ведь так называется песня, считающаяся классикой жанра. «Hoochie coochie» назывался сексуальный женский танец, покоривший публику во время Всемирной чикагской выставки 1893 года. Но выражение «hoochie coochie man» вошло в обиход лишь после 1954 года, когда Мадди Уотерс записал песню Вилли Диксона, которая мгновенно стала популярной.


John Lee Hooker - Boom Boom

Boom Boom была издана синглом в 1961 году. К тому времени Ли Хукер уже довольно давно играл в Apex Bar в Детройте и постоянно опаздывал на работу. Когда он появлялся, барменша Вилла говорила: «Бум-бум, ты снова опоздал». И так каждый вечер. Однажды Ли Хукер подумал, что из этого «бум-бум» может получиться неплохая песня. Так оно и вышло.


Nina Simone - I Put A Spell On You

Автор песни Скримин Джей Хокинс изначально собирался сделать запись I Put A Spell On You в стиле любовной блюзовой баллады. Однако, по словам Хокинса, «продюсер напоил весь коллектив, и мы записали эту фантастическую версию. Я даже не помню процесс записи. До этого я был обычным блюзовым певцом, Джеем Хокинсом. Потом я понял, что могу делать более разрушительные песни и кричать до смерти».


В эту подборку мы включили наиболее чувственную версию этой песни в исполнении великолепной Нины Симон.


Elmore James - Dust My Broom

Написанная Робертом Джонсоном Dust My Broom стала блюзовым стандартом, после того как ее исполнил Элмор Джеймс. Впоследствии она не раз перепевалась другими исполнителями, но, на наш взгляд, лучшей версией можно назвать именно версию Элмора Джеймса.


Howlin Wolf - Smokestack Lightnin’

Еще один блюзовый стандарт. Вой Вульфа способен заставить сопереживать автору, даже если не понимаешь языка, на котором он поет. Бесподобно.


Eric Clapton - Layla

Эрик Клэптон посвятил эту песню Патти Бойд - супруге Джорджа Харрисона (The Beatles), с которой они тайно встречались. Layla - невероятно романтичная и трогательная песня о человеке, безнадежно влюбленном в женщину, которая тоже его любит, но остается недоступной.


B. B. King - Three O’Clock Blues

Именно эта песня и сделала знаменитым выходца с хлопковых плантаций Райли Би Кинга. Это обычная история в духе: «Я проснулся рано. Куда делась моя женщина?» Настоящая классика в исполнении короля блюза.


Buddy Guy & Junior Wells - Messin’ With The Kid

Блюзовый стандарт в исполнении Джуниора Уэлса и виртуозного гитариста Бадди Гая. Под этот 12-тактовый блюз просто невозможно усидеть на месте.


Janis Joplin - Kozmic Blues

Как говорил Эрик Клэптон, «блюз - это песня мужчины, у которого нет женщины или от которого ушла женщина». В случае с Дженис Джоплин блюз превращался в настоящий неистовый душевный стриптиз безнадежно влюбленной женщины. Блюз в ее исполнении - это не просто песня с повторяющимися вокальными партиями. Это постоянно меняющиеся душевные переживания, когда жалобные мольбы переходят от тихих всхлипываний до хриплого отчаянного крика.


Big Mama Thornton - Hound Dog

Торнтон считалась одной из самых крутых исполнительниц своего времени. Хотя Большая Мама прославилась лишь одним хитом, Hound Dog, но при этом он в 1953 году 7 недель оставался на вершине ритм-энд-блюзовых списков журнала Billboard и разошелся в общей сложности почти двухмиллионным тиражом.


Robert Johnson - Crossroad Blues

Долгое время Джонсон пытался овладеть игрой на гитаре в стиле блюз, чтобы выступать вместе с товарищами. Однако искусство это давалось ему крайне тяжело. На какое-то время он расстался с друзьями и исчез, а когда появился в 1931 году, уровень его мастерства возрос многократно. По этому поводу Джонсон рассказывал байку о том, что есть некий магический перекресток, на котором он заключил сделку с дьяволом в обмен на умение играть блюз. Может быть, чертовски крутая песня Crossroad Blues именно об этом перекрестке?


Gary Moore - Still Got The Blues

Самая известная в России песня Гэри Мура. Как утверждает сам музыкант, на студии она была записана с первого раза от начала и до конца. И можно смело утверждать, что ее знают даже те, кто совершенно не разбирается в блюзе.


Tom Waits - Blue Valentine

Уэйтс обладает своеобразным хрипловатым голосом, описанным критиком Дэниэлом Дачхолзом так: «Он словно вымочен в бочке с бурбоном, его будто оставили в коптильне на несколько месяцев, а затем, когда достали, проехались по нему». Его лирические песни представляют собой истории, рассказанные чаще всего от первого лица, с гротескными образами захудалых мест и потрепанных жизнью персонажей. Примером такой песни и является Blue Valentine.


Steve Ray Vaughan - Texas Flood

Очередной блюзовый стандарт. 12-тактовый блюз в исполнении виртуозного гитариста трогает до глубины души и заставляет покрываться мурашками.


Ruth Brown - I Don’t Know

Песня из замечательного фильма «Тариф на лунный свет». Она играет в тот самый момент, когда главный герой, нервничая перед встречей, зажигает свечи и разливает по бокалам вино. Проникновенный голос Рут Браун просто завораживает.



Harpo Slim - I’m A King Bee

Песня с незамысловатым текстом, написанная в лучших традициях блюза, помогла Слиму в одно мгновение стать известным. Песню много раз перепевали разные музыканты, но лучше Слима этого не сделал никто. После того как Rolling Stones перепели эту песню, сам Мик Джаггер сказал: «Какой толк слушать I’m A King Bee в нашем исполнении, когда лучше всего ее исполняет Харпо Слим?»


Willie Dixon - Back Door Man

На юге Америки обращение «back door man» относилось к человеку, который встречается с замужней женщиной и уходит через заднюю дверь, прежде чем муж возвратится домой. Именно о таком парне песня великолепного Вилли Диксона Back Door Man, ставшая классикой чикагского блюза.


Little Walter - My Baby

Благодаря своей революционной технике игры на губной гармонике Литтл Уолтер стоит в одном ряду с такими мастерами блюза, как Чарли Паркер и Джими Хендрикс. Он считается исполнителем, установившим стандарты игры на губной гармонике для блюза. Написанная для Уолтера Вилли Диксоном My Baby как нельзя лучше демонстрирует его великолепную игру и стиль.


Мир блюза полон блестящими музыкантами, которые отдавали себя в каждом альбоме, а некоторые из них стали легендами, так и не выпустив ни одной пластинки! JazzPeople выбрал 5 лучших блюзовых альбомов, записанных великими музыкантами, повлиявших не только на их собственную жизнь и творчество, но и оказавших влияние на все развитие музыки этого жанра.

B. В. King – Why I Sing the Blues

«Король блюза» за свою многолетнюю творческую карьеру выпустил более 40 альбомов и навсегда остался в сердцах миллионов поклонников по всему миру. В 1983 году вышла его 17 пластинка под названием Why I Sing the Blues , которая в буквальном смысле давала ответ на вопрос, почему Кинг поет именно блюз.

В треклист вошли такие известные композиции музыканта, как Ain’t Nobody Home, Ghetto Woman, Why I Sing the Blues, To Know You is To Love You, и конечно же, первой из них стояла знаменитая The Thrill is Gone, получившая в свое время огромную популярность и множество наград. Музыка маэстро блюза всегда вызывала у слушателей глубокие эмоции и ответные чувства, а на этом диске, были собраны самые «терпкие» песни Кинга, фактически предоставляя нам «вступить в беседу» с блюзменом и послушать его захватывающую историю, в данном случае, не одну.

Robert Johnson – King of the Delta Blues Singers

Великий Роберт Джонсон, по легенде продавший свою душу дьяволу в обмен на то, чтобы научиться играть блюз, за свою недолгую жизнь (Джонсон умер в 27 лет) не записал ни одного альбома, но тем не менее, музыка его не просто жива по сей день, она не дает покоя как известным музыкантам, так и блюзовым фанатам. Вся жизнь гитариста была окутана ореолом мистики и странных совпадений, что напрямую отразилось в его творчестве.

Помимо многочисленных ремейков и переизданий его композиций, внимания определенно заслуживает альбом 1998 года (официальный перевыпуск альбома 1961 года) King of the Delta Blues Singers . Сама обложка пластинки уже настраивает на уединенное прослушивание и полное погружение в непростой мир будто еще живого Роберта Джонсона. Если вы хотите попытаться понять блюз – начните с Джонсона, с его душещипательных Cross Road Blues, Walking Blues, Me and the Devil Blues, Hellhound on My Trail, Traveling Riverside Blues.

Stevie Ray Vaughan – Texas Flood

Трагически погибший (разбился на вертолете в 1990 году в возрасте 35 лет) успел все же оставить грандиозный след в истории блюзовой музыки. Творчество певца и гитариста выделялось самобытностью и мощной манерой исполнения. Музыкант сотрудничал и выступал с концертами со многими, такими же известными деятелями блюза, например, как Бадди Гай, Альберт Кинг и другие.

В любой импровизации Вон с блеском и неподдельной открытостью передавал свои ощущения и эмоции, благодаря чему мировой блюз пополнился новыми хитами.

Его колоритный альбом Texas Flood , записанный вместе с командой Double Trouble и выпущенный в 1983 году, включил в себя самые известные и в дальнейшем принесшие наибольшую популярность музыканту композиции, среди которых Pride and Joy, Texas Flood, Mary Had a Little Lamb, Lenny, и конечно, томная, неспешная Tin Pan Alley. Блюзмен делится со своими слушателями не просто своей музыкой, а частью души в каждой исполняемой им мелодии, и все они, безусловно, достойны пристального внимания.

Buddy Guy – Damn Right, I’ve Got the Blues

Неудивительно, что блюзмена с таким музыкальным талантом быстро приметил и взял под свое покровительство. Уникальная, виртуозная игра и харизма Бадди Гая быстро принесли ему известность и уважение коллег и слушателей по всему миру, а альбом с кричащим названием Damn Right, I’ve Got the Blues получил в 1991 году премию «Грэмми».

Пластинка изобилует отличными текстами, неповторимым исполнением и эмоциональной передачей в композициях, а по стилям – электро-блюз, чикагский, временами даже архаичный блюз. Динамика и характер пластинки задается сразу же первой песней – Damn Right, I’ve Got the Blues, продолжается в Five Long Years, There Is Something on Your Mind, переносит нас в ночной мир музыканта в Black Night, после чего пробуждает динамичной Let Me Love You Baby, а в финале диска музыкант отдает дань погибшему в 1990 году Стиви Рэю Вону в треке Rememberin’ Stevie.

T-Bone Walker – Good Feelin’

Проникнуться духом настоящего техасского блюза можно, послушав альбом темпераментного Ти-Боун Уокера Good Feelin’ , записанного в 1969 году и получившем «Грэмми» уже через год. На диске собраны великие треки исполнителя – Good Feelin’, Every Day I Have the Blues, Sail On, Little Girl, Sail On, See You Next Time, Vacation Blues.

Блюзмен оказал значительное влияние на творчество многих талантливых музыкантов, среди которых Отис Раш, Джими Хендрикс, Би Би Кинг, Фредди Кинг и многих других. Альбом раскрывает истинный характер Уокера, демонстрируя все величие его игры, виртуозности и голосовой техники. Особенностью пластинки стало то, что начинается и заканчивается она с неофициального повествования Уокера, в котором он аккомпанирует себе на пианино. Музыкант здоровается со слушателями и приглашает сосредоточиться на том, что последует дальше.

Ланс – один из немногих гитаристов, которые могут похвастаться тем, что начали свою профессиональную карьеру в 13 лет (к 18 годам он уже делил сцену с Джонни Тейлором, Лаки Петерсоном и Бадди Майлзом). Еще в раннем детстве Ланс влюбился в гитары: каждый раз, когда он проходил мимо музыкального магазина, его сердце замирало. У дяди Ланса весь дом был забит гитарами, и, приезжая к нему, он не мог оторваться от этого инструмента. Главными его влияниями всегда был Стиви Рей Вон и Элвис Пресли (отец Ланса, между прочим, служил вместе с ним в армии, и они оставались близкими друзьями до смерти короля). Сейчас же его музыка – это горючая смесь блюз-рока Стиви Рей Вона, психоделики Джими Хендрикса и мелодичности Карлоса Сантаны.

Как и у всех настоящих блюзменов, его личная жизнь представляет собой черную, беспросветную дыру, не говоря уже о проблемах с наркотиками. Однако это лишь подстегивает его творчество: между долгими загулами он записывает беспрецедентные альбомы, претендующие на звание самых драйвовых. Большинство своих песен Ланс написал в дороге, так как долгое время играл в группах знаменитых блюзменов. Его музыкальное воспитание позволяет ему перетекать от одного жанра к другому, не теряя своего уникального саунда. Если его дебютный альбом Wall of Soul блюз-роковый, то его альбом 2011 года Salvation From Sundown сильно уходит в традиционный блюз и ритм’н’блюз.

Если вы считаете, что настоящий блюз может быть написан, только если его автора постоянно преследует несчастье, то мы вам докажем обратное. Так, в 2015 году Ланс избавился от своей наркотической и алкогольной зависимости, затем женился и собрал одну из наикрутейших супергрупп последнего десятилетия – Supersonic Blues Machine. На альбоме можно услышать сессионного барабанщика Кенни Аароноффа (Сhickenfoot, Bon Jovi, Alice Cooper, Santana), Билли Гиббонса (ZZ Top), Уолтера Траута, Роббена Форда, Эрика Гейлса и Криса Дуарте. Здесь собралось множество своеобразных музыкантов, однако их философия проста: группа, как и машина, состоит из множества частей, а движущей силой для них всех является блюз.

Робин Трауэр


Фото - timesfreepress.com →

Робин считается одним из ключевых музыкантов, сформировавших видение британского блюза в 70-х годах. Он начал свою профессиональную карьеру в 17 лет, когда создал любимую группу The Rolling Stones того времени — The Paramounts. Однако настоящий успех пришел к нему, когда он присоединился к Procol Harum в 1966 году. Группа сильно повлияла на его творчество и направила его на правильный путь.

Но она играла классический рок, поэтому мы сразу перенесемся в 1973 год, когда Робин принял решение начать сольную карьеру. К этому времени он писал очень много гитарной музыки, поэтому был вынужден уйти из группы. Дебютник Twice Removed From Yesterday едва ли попал в чарты, но, несмотря на это, его следующий альбом, Bridge Of Sights сразу же взлетел на высшую строчку и по сей день продается по 15 000 копий в год по всему миру.

Первые три альбома пауэр-трио знамениты своим хендриксовским саундом. По этой же причине — за умелое сочетание блюза и психоделии — Робина называют “белым” Хендриксом. В группе было два сильных участника – Робин Трауэр и басист Джеймс Дюар, которые идеально друг друга дополняли. Пик их творчества пришел на 1976-1978 года, на альбомы Long Misty Days и In City Dreams. Уже на 4-м альбоме Робин начал переориентироваться на хард-рок и классический рок, задвинув блюзовый саунд на второй план. Однако он от него полностью не избавился.

Робин также был знаменит своим проектом с басистом Cream Джеком Брюсом. Они выпустили два альбома, но все песни там были написаны одним Трауэром. В альбомах слышна и квакающая гитара Робина, и резкий, фанковый звук баса Джека, однако такое сотрудничество музыкантом не пришлось по душе, и их проект вскоре прекратил свое существование.

Джей Джей Кейл



Джон в буквальном смысле самый скромный и примерный музыкант на свете. Он простой парень с деревенской душой, а его песни, спокойные и душевные, ложатся как бальзам на душу среди постоянных забот. Ему поклонялись иконы рока – Эрик Клэптон, Марк Нопфлер и Нил Янг, а первый прославил его работы на весь мир (песни Cocaine и After Midnight написал Кейл, а не Клэптон). Он вел спокойную и размеренную жизнь, ничем не похожую на жизнь той рок-звезды, которой он считается.

Кейл начал свою карьеру в 50-х в городе Талса, где он делил сцену со своим другом Леоном Расселом. Первые десять лет он мотался от южного берега к западному, пока не обосновался в 1966 году в клубе Whiskey A Go Go, где играл на разогреве у Love, The Doors и Тима Бакли. Ходили слухи, что именно Элмер Валентайн, владелец легендарного клуба, и окрестил его Джей Джеем, чтобы отличать от Джона Кейла, участника группы Velvet Underground. Однако сам Кейл назвал это уткой, так как Velvet Underground были малоизвестны на Западном побережье. В 1967 году вместе с группой Leathercoated Minds Джон записал альбом A Trip Down the Sunset Strip. Хотя Кейл и ненавидел эту запись и “если бы мог уничтожить все эти пластинки, так бы и сделал”, альбом стал классикой психоделики.

Когда его карьера пошла на спад, Джон направился обратно в Талсу, но волей судьбы вернулся в Лос-Анджелес в 1968-м, переехав в гараж у дома Леона Рассела, где он был предоставлен сам себе и своим собакам. Кейл всегда предпочитал компанию животных человеку, а его философия была проста: “жизнь среди птиц и деревьев”.

Несмотря на медленно разваливающуюся карьеру, Джон выпустил свой первый сольный альбом Naturally на лейбле Леона Рассела Shelter. Альбом был таким же легким для записи, как и темперамент Кейла – он был готов за две недели. Почти все его альбомы записывались в таком темпе, а некоторые из самых известных песен — и вовсе демо-записи (например, Crazy Mama и Call Me the Breeze, на которую впоследствии Lynyrd Skynyrd записали свой известный кавер). Затем последовали альбомы Really, Oakie и Troubadour, подсадившие на свой “кокаин” Эрика Клэптона и Карла Рэдла.

После знаменитого концерта 1994 года в Hammersmith Odeon он и Эрик стали хорошими друзьями (Эрик тоже был известен своей скромностью в начале карьеры) и постоянно поддерживали отношения. Плодом их дружбы стал альбом 2006 года Road to Escondido. Этот альбом, получивший «Грэмми», — идеалистическое представление блюза. Два гитариста настолько уравновешивают друг друга, что создается ощущение полного умиротворения.

Джей Джей Кейл умер в 2013 году, оставив миру свое творчество, которым и по сей день вдохновляются музыканты. Эрик Клэптон выпустил трибьют-альбом Джону, куда пригласил его поклонников – Джона Мэйера, Марка Нопфлера, Дерека Тракса, Вилли Нельсона и Тома Петти.

Гэри Кларк-младший



Фото - Roger Kisby →

Любимый музыкант Барака Обамы, Гэри – самый новаторский артист последнего десятилетия. Пока все девочки США сходят по нему с ума (ну и Джону Мэйеру, без него никак), Гэри своим фуззом превращает музыку в психоделическую смесь блюза, соула и хип-хопа. Музыкант воспитывался под чутким руководством Джимми Вона, брата Стиви Рея, и слушал все, что попадалось под руку – от кантри до блюза. Все это можно услышать на его первом альбоме 2004 года 110, где слышен и классический блюз, и соул, и кантри, и ничего не выбивается из стилистики альбома, черной народной музыки Миссисипи 50-х годов.

После выхода альбома Гэри ушел в подполье и играл с многочисленными музыкантами. Он вернулся в 2012 году с мелодичным и электрическим альбомом, сразившим наповал всех – от Кирка Хэммета и Дейва Грола до Эрика Клэптона. Последний написал ему благодарственное письмо и сказал, что после его концерта заново захотел взять в руки гитару.

С этих пор он становится блюзовой сенсацией, “избранным” и “будущим блюзовой гитары”, участвует в благотворительном концерте Эрика Клэптона Crossroads и получает «Грэмми» за песню Please Come Home. После такого дебюта трудно держать высокую планку, но Гэри никогда не волновало мнение окружающих. Свой следующий альбом он выпустил “ради самой музыки”, и в его случае данная философия хорошо сработала. Альбом The Story of Sonny Boy Slim оказался менее тяжелым, но его электрический соул-блюз прекрасно сочетается со стилистикой всего альбома. Даже если некоторые его песни звучат попсово, в них есть то, чего так не достает современной музыке – индивидуальности.

Возможно, этот альбом звучит мягче, так как он получился очень личным (во время его записи жена Гэри родила их первого ребенка, что заставило его переосмыслить свою жизнь), но он оказался таким же блюзовым и мелодичным, выводя его творчество на совершенно новый уровень.

Джо Бонамасса



Фото - Theo Wargo →

Бытует в народе мнение, что Джо – самый занудный гитарист в мире (а Гэри Мура почему-то никто занудным не называет), но с каждым годом он становится все более популярным, распродает свои шоу в Альберт-Холле и катается по всему миру с концертами. В общем, что бы ни говорили, Джо – талантливый и мелодичный гитарист, который сильно продвинулся в своем творчестве с начала карьеры.

Он, можно сказать, родился с гитарой в руках: в 8 лет он уже открывал шоу для Би Би Кинга, а в 12 играл на постоянной основе в клубах Нью-Йорка. Свой дебютный альбом он выпустил достаточно поздно – в 22 года (до этого он играл в группе Bloodline вместе с сыновьями Майлза Дэвиса). A New Day Yesterday был выпущен в 2000 году, но добрался до чартов лишь в 2002 году (заняв 9-е место среди блюзовых альбомов), что неудивительно: он состоял преимущественно из каверов. Однако спустя два года Джо выпустил свой самый знаковый альбом, So, It’s Like That, который облюбовали все, кто только мог.

С тех пор Джо стандартно выпускал каждый год-два альбомы, подвергавшиеся жесткой критике, но попадавшие как минимум в топ–5 по версии Billboard. Его альбомы (особенно Blues Deluxe, Sloe Gin и Dust Bowl) звучат вязко, тяжело и блюзово, не отпуская слушателя до самого конца. На самом деле Джо – один из немногих музыкантов, чье мировоззрение эволюционирует от альбома к альбому. Его песни становятся короче и живее, а альбомы – концептуальными. Его последний релиз был записан в буквальном смысле с первого раза. По мнению Джо, современный блюз слишком прилизанный, музыканты не сильно-то напрягаются, так как можно будет все отформатировать или сыграть заново, они потеряли всю энергию и драйв. Поэтому этот альбом был записан в течение пятидневного джема, и вы слышите все, что там происходило (без вторых дублей и с минимальной последующей обработкой, чтобы сохранить атмосферу).

Поэтому ключ к его творчеству – не слушать песни альбомами (особенно раннее творчество: ваш мозг будет изнасилован бесконечными соло и напряжением, которое только усиливается под конец альбома). Если вы фанат техничной музыки и закрученных соло, Джо вам точно станет по душе.

Филип Сейс



Фото - themusicexpress.ca →

Филип Сейс — гитарист из города Торонто, игра которого настолько впечатлительна, что он был приглашен принять участие в гитарном фестивале Crossroads Эрика Клэптона. Он вырос на музыке Рая Кудера и Марка Нопфлера, а у его родителей была огромная коллекция блюзовых альбомов, что не могло не повлиять на его творчество. Но своему прорыву на профессиональную сцену Филип обязан легендарному гитаристу Джеффу Хили, который взял его под свое крыло и дал прекрасное музыкальное образование.

Джефф как-то попал на концерт Филипа в Торонто, и ему настолько понравилась его игра, что в их следующую встречу он пригласил его на сцену поджемить. Филип был в клубе со своим менеджером, и, как только они присели, Джефф подошел к ним и предложил Филипу присоединиться к его группе, пообещав поставить его на ноги и научить выступать на больших площадках.

Филип провел следующие три с половиной года в турах с Джеффом Хили. Он выступил в том числе на знаменитом джазовом фестивале в Монтрё, где он делил сцену с такими гигантами блюза, как Би Би Кинг, Роберт Крей и Ронни Эрл. Джефф дал ему огромную возможность учиться у лучших, играть с лучшими и самому становиться лучше. Он разогревал ZZ Top и Deep Purple, а его музыка – это бесконечный драйв.

Свой первый сольный альбом Peace Machine Филип выпустил в 2005 году, и это его лучшее творчество по сей день. Он сочетает в себе сырую энергию блюз-роковой гитары и соул. Последующие его альбомы (следует выделить Inner Revolution и Steamroller) становятся более тяжелыми, но все равно в них остается тот блюзовый драйв в стиле Стиви Рей Вона, который является частью его стиля — это можно сказать лишь по одним его сумасшедшим вибрато, которые он использует, играя вживую.

Многие найдут сходство между Филипом Сейсом и Стиви Реем – тот же ободранный стратокастер, шаффл и безумные шоу, а некоторые считают, что он слишком уж сильно на него похож. Однако саунд Филипа отличается от его идейного вдохновителя: он звучит более современно и тяжело.

Сьюзан Тедески и Дерек Тракс



Фото - post-gazette.com →

Как сказал икона слайд-гитары из Луизианы Сонни Ландрет, он за пять секунд понял, что Дерек Тракс станет самым многообещающим гитаристом белой блюзовой джем-сцены. Племянник барабанщика The Allman Brothers Бутча Тракса, он в 9 лет купил себе акустическую гитару за пять долларов и начал учиться играть на слайд-гитаре. Он шокировал всех своей техникой игры, с кем бы он ни выступал. К концу 90-х он был обладателем «Грэмми» благодаря своему сольному проекту, успел поиграть с The Allman Brothers Band и побывать в туре с Эриком Клэптоном.

Сьюзан же стала известной не только благодаря своей умелой игре на гитаре, но и своему волшебному голосу, который захватывает слушателей с первого мгновения. С тех пор, как она выпустила свой дебютный альбом Just Won’t Burn, Сьюзан без устали разъезжала по турам, записалась с Double Trouble, делила сцену с Бритни Спирс на церемонии вручения «Грэмми», выступала с Бадди Гаем и Би Би Кингом и даже пела бок о бок с Бобом Диланом.

Спустя десятки лет с начала своих карьер Сьюзан и Дерек не только поженились, но и создали свою собственную команду под названием Tedeschi Trucks Band. На самом деле чертовски трудно подобрать слова, чтобы показать насколько они хороши: Дерек и Сьюзан будто Delaney & Bonnie настоящего времени. Фанатам блюза до сих пор не верится, что две легенды блюза создали свою группу, причем необычную: Tedeschi Trucks Band состоит из лучших 11 музыкантов современной блюз- и соул-сцены. Они начали как группа из пяти человек и постепенно брали к себе еще музыкантов. На их последнем альбоме играют два барабанщика и целая духовая секция.

Они мгновенно распродают все билеты на концерты в США, а от их шоу все просто в восторге. Их группа сохраняет все традиции американского блюза и соула. Слайд-гитара идеально дополняет бархатный голос Тедески, а если в плане техники Дерек в чем-то и лучше своей жены-гитаристки, то он совершенно ее не затмевает. Их музыка — идеальный сплав блюза, фанка, соула и кантри.

Джон Мэйер



Фото - →

Даже если вы слышите это имя впервые, поверьте, Джон Мэйер очень известный. Он настолько известный, что находится на 7-м месте по количеству подписчиков в Твиттере, а пресса в Америке обсуждает его личную жизнь так же, как желтая пресса в России – Аллу Пугачеву. Он настолько известный, что все американские девушки, женщины и бабушки не только знают, кто он такой, но и мечтают, чтобы все гитаристы мира равнялись на него, а не Джеффа Ханнемана.

А еще он единственный музыкант-инструменталист, который стоит наравне с современными поп-идолами. Как он сам однажды сказал одному британскому журналу: “Нельзя делать музыку и быть популярным. Знаменитости делают очень, очень плохую музыку, поэтому я пишу свою как музыкант”.

Джон впервые взял в руки гитару в возрасте 13 лет, вдохновляясь техасским блюзменом Стиви Рей Воном. Он играл в местных барах своего родного города Бриджпорта, пока не закончил школу и не уехал учиться в музыкальный колледж Беркли. Там он проучился два семестра, пока не уехал в Атланту с 1000 долларов в кармане. Он играл в барах и потихоньку писал песни для своего дебютного альбома Room For Squares 2001 года, который стал мультиплатиновым.

У Джона на счету имеется несколько «Грэмми», а его комбинация безупречных мелодий, качественных текстов и хорошо продуманных аранжировок сделала его таким же великим, как Стиви Уандера, Стинга и Пола Саймона — музыкантов, превративших поп-музыку в искусство.

Но в 2005 году он свернул с дорожки поп-исполнителя, не побоялся потерять своих слушателей, сменил свой акустический Мартин на Fender Stratocaster и встал в ряды легенд блюза. Он играл с Бадди Гаем и Би Би Кингом, он даже был приглашен самим Эриком Клэптоном на гитарный фестиваль Crossroads. Критики скептически отнеслись к такой смене обстановки, но Джон всех очень сильно удивил: его электрическое трио (вместе с Пино Палладином и Стивом Джорданом) выдало беспрецедентный блюз-рок с убийственным грувом. На альбоме 2005 года Try! Джон сфокусировался на более мягкой стороне игры Джими Хендрикса, Стиви Рей Вона и Би Би Кинга, а с помощью своих мелодичных соло он гениально обыграл все блюзовые клише.

Джон всегда был мелодичным, даже его последний альбом 2017 года выдался на удивление мягким: тут можно услышать и соул, и даже кантри. Своими песнями Джон не только сводит в США 16-летних девочек с ума, но и остается настоящим профессиональным музыкантом, постоянно эволюционирует и каждый раз привносит что-то новое в свою музыку. Он идеально балансирует репутацию в качестве поп-исполнителя и развитие как музыканта. Если взять даже его самые попсовые песни и разобрать их, вы удивитесь, сколько всего там происходит.

Его песни обо всем — любви, жизни, личных взаимоотношениях. Если бы их исполнял кто-то другой, то, скорее всего, они бы стали обычными фолк-песнями, но благодаря мягкому голосу Джона в сочетании с блюзом, соулом и другими жанрами они становятся тем, чем являются. И которые уж точно не хочется выключать.

Блюз, обширный пласт музыкальной культуры, появился более ста лет назад. Его истоки следует искать на северо-американском континенте. Стилистика блюзовой музыки изначально определялась джазовыми тенденциями, а дальнейшее развитие было вполне самостоятельным.

Blues подразделяется на два основных стиля: "Чикаго" и "Дельта Миссисипи". Кроме того, блюзовая музыка имеет шесть направлений по структуре композиции:

  • спиричуэлс - медленная задумчивая мелодия, полная безысходной грусти;
  • госпел (gospel) - церковные песнопения, обычно рождественские;
  • соул (soul) - отличается сдержанным ритмом и богатым сопровождением из духовых инструментов, в основном саксофонов и труб;
  • свинг (swing) - ритмический рисунок разнообразный, на протяжении одной мелодии может менять форму;
  • буги-вуги (boogie-woogie) - очень ритмичная, экспрессивная музыка, обычно исполняемая на фортепиано или гитаре;
  • ритм-энд-блюз (R & B) - как правило, сочные синкопированные композиции с вариациями и богатыми аранжировками.

Исполнители блюза - это по большей части профессиональные музыканты с опытом концертной деятельности. И что характерно, среди них не встретишь академически подготовленных, каждый владеет двумя-тремя инструментами и обладает хорошо поставленным голосом.

Патриарх блюза

Музыка в любой форме - дело ответственное. Поэтому, как правило, исполнители блюза, отдают себя любимому делу без остатка. Хороший пример тому - недавно ушедший в мир иной, патриарх блюзовой музыки Би Би Кинг, легенда в своем роде. Исполнители блюза любого уровня могли бы на него равняться. 90-летний музыкант до последнего дня не выпускал из рук гитару. Его визитной карточкой была композиция The Thrill Is Gone ("Чувство ушло"), которую он исполнял на каждом своем концерте. Би Би Кинг был одним из немногих блюзовых музыкантов, которые тяготели к инструментам симфонического толка. В композиции The Thrill Is Gone фон создает виолончель, затем в нужный момент "с разрешения" гитары вступают скрипки, которые ведут свою партию, органично переплетаясь с солирующим инструментом.

Вокал и сопровождение

В блюзе достаточно много интересных исполнителей. Королева Soul Арета Франклин и Анна Кинг, Альберт Коллинз и непревзойденный Вильсон Пиккетт. Один из родоначальников блюза Рэй Чарльз и его последователь Руфус Томас. Великий мастер губной гармоники Карри Белл и виртуоз вокала Роберт Грей. Всех не перечислишь. Одни исполнители блюза уходят, на их место приходят новые. Талантливые певцы и музыканты всегда были и, надо надеяться, будут.

Наиболее известные исполнители блюза

Среди самых популярных певцов и гитаристов можно выделить следующих:

  • Хаулин Вулф;
  • Альберт Кинг;
  • Бадди Гай;
  • Бо Дидли;
  • Сан Силз;
  • Джеймс Браун;
  • Джимми Рид;
  • Кенни Нил;
  • Лютер Эллисон;
  • Мадди Уотерс;
  • Отис Раш;
  • Сэм Кук;
  • Вилли Диксон.