История тайцзи-цюань семьи ян. Базовая программа обучения тайцзицюань: «Старый стиль Ян Тайцзицюань стиль Ян. Стиль Чень тайцзицюань. Спортивный клуб восточных единоборств "Ровесник" на Водном стадионе

Тайцзицюань – один из самых известных стилей ушу. Он входит в тройку "классических внутренних" стилей ушу. Согласно летописцу Тан Хао самым ранним направлением тайцзицюань был стиль Чень, основателем которого стал Чень Вантин, выходец из семейства Чень, проживавшей в Уезде Вень провинции Хэнань. Ранний стиль Чень отличался от современного, в нём было много быстрых движений, резких ударов и даже кувырков. В своём современном виде стиль характеризуется медленными плавными движениями, мгновенно переходящими в быстрые, взрывные.

Тайцзицюань стиль Ян создал выходец из бедной семьи Ян Лучань (1799 – 1872 гг.). Он родился в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Ян с детства мечтал заниматься ушу. Однажды его отправили разгружать уголь в аптекарскую лавку семьи Чень. Там он впервые познакомился с тайцзицюань. Позднее, за счёт хитрости, ему удалось поступить в ученики к Чень Чансину. В дальнейшем Ян Лучань видоизменил стиль, добавив в него мягкость, позже постепенно упростил выброс силы, прыжки и другие трудные элементы.
Его сын Ян Цзяньхоу еще больше упростил стиль.
В дальнейшем Ян Цзяньхоу передал форму своему сыну Ян Ченфу, который тоже внес изменения, создав стандарт стиля 85 движений.
В этом виде он, благодаря легкости и простоте стал более доступен широким массам.

Упражняясь в тайцзицюань стиль Ян , необходимо в движении стремиться к покою, а в покое - к движению; использовать разум и не применять силу; разграничивать пустое и полное. Движения тайцзицюань словно один замкнутый круг, в котором зарождается и накапливается сила, происходит переплетение всех форм, везде царит непрерывность, нельзя отыскать ни начала ни конца. В процессе эволюции тайцзицюань возникло множество различных направлений (наиболее известные: Чень, Ян, У, Сунь).
И хотя каждому присущи свои черты, тем не менее все они объединены общими требованиями.


Движения тайцзицюань покорны, непринужденные, ровные, мягкие. Твердость и мягкость таятся внутри (подобно игле внутри ваты). Расслабление ведет к мягкости, накопленная мягкость превращается в твердость, непрерывность и естественность проявляются посредством выброса энергии Ци. Позиции могут быть высокими, средними, низкими, в зависимости от возраста, пола, физической силы и мотивации ученика. Вот почему этот стиль подходит как для лечения болезней и профилактики заболеваний, так и для увеличения силы и улучшении здоровья.

В изучении Тайцзицюань есть 3 стадии обучения:
Первая стадия - нужно все делать медленно, но медленно не означает безжизненно.
Вторая стадия - все нужно делать быстро, но быстро не означает поспешности.
Третья стадия - научившись двигаться быстро, нужно учиться делать движения мягко, и только долгое время мягко двигаясь, можно развить внутри мягкости жесткость, чтобы жесткое и мягкое друг друга дополняли.

Ученики центра традиционного ушу «УЦЗИМЭНЬ» (как взрослые, так и дети) изучают тайцзицюань стиль Ян и тайцзицюань стиль Цзинву. Неотъемлемой частью занятий тайцзицюань является практика цигун и туйшоу.

Начать заниматься тайцзицюань стиль Ян никогда не поздно. Всё зависит от вашего желания.

Что же такое Тайцзицюань? Разговоров, статей и пояснений великое множество. Это и Великий предел, и равенство единства противоположностей. Я слышал много чего за годы тренировок. Для себя был сделан следующий вывод: этой дисциплиной могут заниматься все возрастные группы. Единственно, сильно динамичным людям, будет трудновато это осваивать.

Условно, Тайцзицюань можно разделить на две составляющих. Это здоровье и прикладная или боевая техника. Один из китайских мастеров говорил так: "Cначала вылечитесь, а потом воюй". Надо отметить, что данная дисциплина даст положительный результат в любом случае. Ведь движение это жизнь!

Если вы будите практиковать оздоровительную сторону, то со временем, вы приобретёте экстрасенсорную чувствительность, откроете в себе интуитивный канал, восстановите ослабленные функции вашего организма. Регулярные занятия и изучение базовых форм Тайцзицюань, позволят вам значительно улучшить подвижность всех суставов, укрепить позвоночник, избавиться от недугов и продлить жизнь.

На данном сайте предпринята попытка показать, как и за счет чего, вы сможете достичь искомых результатов в улучшении своего здоровья. Так же будет рассмотрена прикладная техника. Приятно осознавать, что в последнее время, людей всё больше интересует оздоровительная сторона, но и прикладную технику мы будем освещать не меньше.

Желаем всем ищущим достичь своих высот. Здоровья, благополучия и удачи!!!

Видео Фу Чжун Вень, ученика Ян Чэн Фу, выполняющего форму Yang Tai Chi 85.


Фу Чжун Вень – один из ярчайших представителей Тайцзицюань стиля Ян, прожил 91 год (1903-1994), практикуя Тайцзицюань большую часть своей жизни (с 9-ти лет).

Знаменит мастер Фу своим трудолюбивым подходом к тренировкам. Он практиковал и обучал своих учеников такому правилу: форма (108 движений Ян ) делается последовательно без перерывов от 6-ти до 8-ми раз. Каждая форма в его направлении выполняется примерно по 20 минут. Итого формой занимаются от 2-х до двух с половиной часов.

К этому нужно добавить формы с оружием и занятия Туйшоу . Возможно, именно такой подход к тренировкам укрепляет организм на долгие годы.

Известно, что мастер Фу Чжун Вень был пылким противником упрощения форм в Тайцзицюань, за что и пострадал. Знаменитую современную форму «24 формы» создал некий Ли Чен Жи (Li Chen Ji ), который был членом компартии и изучал Синъи и Багуа , но никогда не изучал Тайцзи . Форму он создал на основе книги, которую написал мастер Фу. Увидев эту форму, Фу Чжун Вень жестко раскритиковал её, отказавшись признать за Тайцзицюань .

За это его заключили под стражу и посадили под домашний арест за «несогласие с политикой партии по распространению Тайцзицюань».

Тайцзицюань стиль Ян. Стиль Чень тайцзицюань. Спортивный клуб восточных единоборств "Ровесник" на Водном стадионе

Школа мастера Ван Лина объявляет набор в группу изучения древнего боевого искусства Китая - тайцзицюань. Занятия тайцзи проводит сертифицированный инструктор школы с большим опытом преподавательской деятельности - Геннадий Глотов.

Тайцзицюань - Кулак Великого Предела - искусство взращивания жизненной силы и пестования духа, искусство действовать недеянием; искусство быть подвижным, сохраняя покой; искусство мягким одолевать жесткое; искусство побеждать без желания победить.

Занятия секции школы тайцзицюань и цигун способствуют омолаживанию и укреплению организма, являются прекрасным средством профилактики и лечения заболеваний, благотворно влияют на работу основных систем организма: опорно-двигательную, кровеносную, нервную, пищеварительную. Кроме того, занятия тайцзицюань способствует закалке нервной системы и повышению работоспособности органов чувств. Это связано с тем, что во время занятий разум сосредотачивается, посторонние мысли уходят, и процесс занятий контролируется направленной волей.

Тайцзи-цюань, «внутренний» стиль ушу, - это и боевое искусство, и оздоровительная система, и медитативная практика. Благодаря такому сочетанию он очень популярен во всем мире.

В переводе Тайцзи-цюань означает - «кулак великого предела».

Тайцзи Цюань - одно из самых популярных во всем мире китайских "мягких" боевых искусств, по преданию, созданное даосским мастером Чжан Саньфэном более 800 лет назад. Тайцзи Цюань содержит в себе полный набор упражнений для тела и ума, стимулирующие ток крови, освобождающие малоподвижные суставы и увеличивающие внутреннюю энергию тела. Особенностью практики тайцзи является отказ от использования грубой мышечной силы, вместо которой применяется особое внутреннее усилие. Тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Как воинское искусство, Тайцзи Цюань основывается на гибкости, уступчивости, проворстве, восприимчивости и расслабленном состоянии тела и ума.

Воздействие Тайцзи-цюань на здоровье, главным образом, заключается в том, что в процессе регулярных занятий гармонизируется внутренняя Ци (энергия) организма, улучшается проходимость энергетических каналов, а также повышается иммунитет. Согласно представлениям традиционной китайской медицины, любая болезнь есть ни что иное, как дисбаланс Ци в организме. Являясь боевым искусством, Тайцзи-цюань при этом обеспечивает высокую степень физического расслабления, равновесия и душевного покоя. И, что важнее всего, улучшает внутреннюю циркуляцию энергии, способствуя укреплению здоровья и избавлению от многих болезней.

Малоподвижный образ жизни имеет ряд негативных последствий для здоровья человека. Занятия Тайцзи-цюань позволяют полностью решить эту проблему. Плавные гармоничные, красивые движения в сочетании с глубоким правильным дыханием дают великолепный результат. Физическое тело получает необходимую умеренную физическую нагрузку, а сознание - отдых и удовольствие.

Немаловажным преимуществом Тайцзи-цюань является и то, что им вовсе не обязательно заниматься с юных лет. Даже освоив его в достаточно зрелом возрасте, можно практиковать, совершенствуя мастерство до глубокой старости, чего нельзя сказать про «внешние» стили ушу, требующие гибкости и больших физических затрат.

В Тайцзи-цюань особое внимание уделяется работе с энергией - это приводит к появлению внутренней силы (усилия), которая называется цзинь. Данное искусство могут изучать люди всех возрастов, так как специальная подготовка тела типа шпагат, акробатические прыжки и т.п. не требуется. Кроме того, последовательность движений подобрана таким образом, что Ци начинает автоматически циркулировать правильно, даже если вы о ней ничего не знаете.

Тайцзи-цюань в более активной и динамической форме используется как боевое искусство . А специальные тренинги, в которых особое внимание уделяется работе с Ци, приводят к появлению внутренней силы - цзинь, значительно превосходящей физическую.

Основной упор на занятиях делается на оздоровительном эффекте и внутренней работе с энергией и сознанием. Таким образом, практика Тайцзи-цюань изучается не только как боевое искусство, но и как система динамической медитации.

Тайцзи имеет большое значение и как система, направленная на гармоничное развитие и комплексное оздоровление человека.

Помимо здоровья и навыков боя Тайцзи Цюань является еще и прекрасным средством преодоления целого ряда социальных проблем. В тренировочном зале снимается психическое напряжение (результат современного образа жизни, причина агрессии и депрессии), уходит в сторону религиозная нетерпимость (страшные последствия которой - фанатизм и терроризм). Тайцзи Цюань подходит для всех возрастов и часто можно увидеть, как занимаются целые семьи, в результате чего извечная проблема отцов и детей, объединенных общим занятием, теряет свои острые формы. Мы уже не говорим, что Тайцзи Цюань лучший ответ наркотикам и прочим «удовольствиям» предоставленной самой себе молодежи. Пожилые люди, выполняя плавные и красивые движения Тайцзи Цюань, смогут за счет профилактики все увеличивающихся заболеваний значительно сэкономить на лекарствах и сохранить свои пенсии для более приятного времяпрепровождения.

Тайцзи Цюань - это дверь, позволяющая проникнуть в глубины интереснейшей и на самом деле мало еще исследованной китайской культуры, недра которой хранят множество тайн, до сих пор не раскрытых современной наукой.

Тай дзы цюань Стиль Ян - комплекс упражнений, который потребует от вас настойчивости при его изучении, позволит вам сохранить молодость и здоровье долгое время. выученный комплекс при выполнении занимает от 5 минут, нагрузку вы можете регулировать сами. этот красивый танец в то же время и система самообороны.

Тайцзы Стиль Ян. Школа для начинающих

Традиционный Тайцзи-цюань стиля ЯН. Интерактивное обучающее пособие.
Михаил Баев, ООО "ВИПв"
Автор-составитель этого DVD - Баев Михаил Леонидович, личный ученик мастера Лю Гаомина, 6-е поколение прямой передачи традиционного Ян-ши тайцзи-цюань...

За его плечами более 35 лет практики, в том числе и реальной боевой. Также М.Л. Баев является специалистом по традиционной китайской медицине.


Об авторе-составителе пособия
Автором-составителем интерактивного обучающего пособия является Баев Михаил Леонидович, личный ученик мастера Лю Гаомина, 6-е поколение прямой передачи традиционного Ян-ши тайцзи-цюань.

Ниже мы приведём выдержки из интервью с Михаилом Баевым.
Михаил Леонидович, насколько мне известно, в своё время Вы работали в Комитете Государственной Безопасности, где служили в антитеррористической противодиверсионной группе, базировавшейся в средней Азии. Причём группа, как было принято тогда говорить, была образцово-показательной. В число Ваших основных обязанностей входила подготовка личного состава по общефизической, боевой и рукопашной подготовке. Это уже предполагает определённый уровень наработки. Расскажите, как Вы пришли в мир Воинских Искусств?
Моим первым учителем был Исаков Макетай, киргиз по национальности. Человек, который ввёл меня в мир Воинских Искусств, дал основы и направление. Я бесконечно ему благодарен за это. Мне не пришлось переучиваться нигде. Ни тогда, когда нужно было заниматься реальной работой в КГБ, ни тогда, когда я в Китае изучал традиционный Тайцзи-цюань…
Сам он начал заниматься, когда учился в Мухинском училище в Питере, в самом начале 70-х, а потом, когда после учёбы вернулся на родину в Киргизию, оказалось, что в средней Азии достаточно много выходцев из Китая, которые обладали какими то интересными знаниями из этой области. В силу его личностных качеств и устремлённости, у него была возможность получать информацию от этих выходцев из Китая, таким образом, по крупицам он сформировал стиль, с помощью которого воспитал несколько сотен великолепных бойцов. А потом, когда появился Мастер, который ему дал конкретные техники, он передавал их и нам. Это были замечательные времена. Когда мы уезжали вместе в горы и тренировались по 15 - 18 часов в сутки…

А как Вы познакомились со своим учителем?
Первые контакты с китайскими мастерами я завязал в Москве (поскольку раньше был не выездной), прилетев сюда на семинар, который проводил Госкомспорт.
А потом ко мне попала кассета с записью Лю Гаомина, и я понял, что это именно то, чего мне не хватало в изучении Тайцзи-цюань. Какое то время занимался по кассете, потом поехал в Пекин. Поводом для этой поездки была всемирная конференция по Тайцзи-цюань, на которой от Советского Союза были приглашены только два человека - я и мой брат. Китайцы, возможно, не знали, кого приглашать. Там встретился с Учителем, показался ему, и он взял меня. А через три года я попросил сделать БАЙ ШИ и войти в семью. И тоже получил согласие.

Поподробнее, пожалуйста. Что такое БАЙ ШИ?
БАЙ ШИ это приём в ученики. Формально это означает одно - поклониться Мастеру, как Учителю. Если он разрешит это сделать, значит, берёт тебя в ученики. Это равносильно приёму в семью, и те, кто прошёл этот ритуал становятся буквально вступающими в след, то есть последователями. Теми, кто принимает всю информацию. Как кто возьмёт - это уже личное дело каждого, но им, ещё раз повторю, дают всю информацию, и они уже становятся представителями школы. В 94-м году Учитель взял меня в семью…

Каким образом Вы занимались?
Ездить в Китай начал с 1991 года. Я жил тогда в Алма-Ате. 4 часа лёта до Пекина. Ездил 5 - 6 раз в году, но дольше 2-х месяцев я ни разу не жил в Китае.
Прилетал к Учителю. Мы занимались в парке, в котором он преподавал с 59 года. Это парк при бывшем императорском дворце. Сёйчас он называется «Парк культуры и отдыха трудящихся». Вот у Восточных ворот этого парка есть маленькая беседочка. Мы там занимались 2 - 3 раза в день. Чаще всего вдвоём. Так как когда Учитель занимается с тобой персонально - это называется «Ученик Внутренних покоев». Достаточно привилегированное положение в традиционной китайской школе.


Клип 1. Занятия с Учителем.

Плотно мы общались таким вот образом до 95 года. С 95-го года у Учителя пошло обострение болезни (следствие тяжёлой травмы после аварии) и потом уже занятия шли так: Учитель приглашал кого-нибудь из старших учеников и то, что он сам не мог показать (например, форму с копьём, это достаточно сложно) мне показывал старший ученик, а Учитель давал указания и разъяснения. В марте 2004 года Учитель ушёл…

На что Вы рекомендуете обратить внимание, какие советы дать тем из пользователей, кто только что начинает заниматься Тайцзи-цюань.
Человеку, выросшему в условиях Западной культуры достаточно трудно вполне и всерьёз воспринять все составляющие традиционных духовных и физических практик древнего Китая, многое из которых невозможно объяснить на вербальном уровне. Поэтому в своих занятиях каждый должен быть максимально честным и искренним, стараясь по мере возможностей использовать традиционные, древние техники. Совершенствовать внешнее и внутреннее, постоянно подгоняя своё отстающее. Укреплять и развивать тело, контролировать-развивать дыхание и концентрировать - утончать ум.
Рекомендуется ознакомиться, а лучше прилежно изучать три главных книги для всех внутренних стилей у-шу: И Цзин (Книгу Перемен), Дао-Дэ Цзин (Канон Пути и Силы, или Пути и Добродетели) и Хуан-Ди Нэй-Цзин (Трактат о Внутреннем Жёлтого Императора).
Каждый, желающий достичь совершенства должен целью иметь максимальные задачи:
В боевом искусстве - достижение состояния, когда навсегда исчезнет необходимость драться, так, как настоящий мастер никогда не допустит вблизи себя ситуации, вызывающей необходимость использования физической силы. Либо - как высший уровень мастерства в Тайцзи-цюань - способность материализации намерения и управления ситуациями на уровне энергий.
В плане здоровья - полное отсутствие всех заболеваний…
В совершенствовании духа - достижения состояния сознания, определяемого в китайской традиции как “Совершенная мудрость”.

Военно-прикладные виды искусства Китая включают в себя множество направлений и школ, но независимо от этого, для достижения хорошего уровня владения искусством ведения боя необходимо приложить много усилий и терпения, многие годы кропотливого труда в одном направлении. Только тогда возможно появление того, что называется Гунфу - наработка, мастерство на уровне свершений. Что же касается искусства Тайцзи-Цюань, то оно определяется такими понятиями как «слабое одерживает верх над сильным», «в мягком содержится твердое», «дух-шэнь, дыхание-ци и семя-цзин едины”, “мысль ведёт дыхание-ци, ци ведёт силу-ли» и т.д., которые распространяются на все остальные сферы жизни человека и лежат в основе всей традиционной китайской культуры. Если научишься постоянно тренировать дух и тело, независимо утро это, или вечер, холодная зима или же знойное лето, если будешь повышать свой интеллектуальный и физический уровень, то независимо от того, кто ты мужчина или женщина, стар или молод, обязательно достигнешь большого успеха. И не надо откладывать продвижение по Пути, придумывая себе оправдания в виде поисков «секретных техник» или «настоящего учителя». Традиция говорит, что когда ученик готов, учитель найдётся сам. Так же древние говорили: “Один день занимался - один день приобрёл. Один день пропустил - десять дней потерял”...


Особенности проекта
Наша программа работы с текстовой и видео информацией на выходе (то есть на экране монитора), представляет из себя «живую книгу».

Вы просто читаете эту книгу. Дойдя до определённого места, Вы обнаруживаете, что на одной из страниц появляется видео изображение, соответствующее по смыслу только что прочитанному.

1.Чтение "книги". Слева текстовая информация, справа - соответствующий ей видеоклип

Если клип Вас заинтересовал, можно просмотреть его ещё раз, можно просматривать его непрерывно целиком или любую его часть, как на боевой скорости, так и в режиме "по кадру".

2.Клип меня заинтересовал, я просматриваю его непрерывно

А можно увеличить его до размеров экрана, отойти в сторону и отработать полученную информацию (например, уход с линии атаки противника, нанесение удара ногой, защиту от ножа и т.п.).

3.Увеличиваю видео до размера экрана

Такой подход (предоставление информации в формате «живой книги»), с нашей точки зрения, наиболее оптимальный. Поскольку лишь сочетание видео и текстовой информации может дать наиболее объёмное рассмотрение вопросов по военно-спортивной тематике

Так же хотим обратить Ваше внимание, что освоение Вами технических приёмов при такой форме обучения будет проходить значительно эффективнее, по сравнению с изучением лишь с помощью учебного фильма. Ведь любой из этих приёмов Вы можете найти в течении нескольких секунд, ознакомиться с необходимой текстовой информацией, изучать или отрабатывать приём или его часть на удобной для Вас скорости с помощью пяти встроенных в программу видео плееров...

Кроме того, программа позволяет работать с Вашим личным видео архивом.
Ведь каким бы уровнем мастерства Вы не обладали, взгляд на себя со стороны поможет Вам проанализировать свои достоинства и недостатки, сделать нужные выводы и продолжить свои тренировки более эффективно.


Начальный этап обучения
Основные методы начального этапа
Основные методы начального этапа - подражание и повторение. Путь к освоению лежит через накопление лёгкости и мягкости. Накопление мягкости даёт твёрдость, твёрдое и мягкое начинают органично направлять друг друга.


Клип 1. Столбовая работа, статика. Стояние столбом и на китайском языке здесь идёт описание основных принципов. Принципы, которые необходимы и в движении и в исполнении тайцзи-цюань*. То есть поза статическая ЧЖАН-ЧЖУАНЬ - то, что называется столбовая работа. Это стояние столбом. Одна из главных техник для внутренней наработки энергии в себе. В статическом упражнении прорабатываются три уровня - семени «Цзин», дыхания «Ци» и духа «Шэнь». Или тела, дыхания и сознания. В работе с телом необходимо достигать полного контроля расслабленного тела, ощущения всех сочленений как единого. В работе с дыханием необходимо достигать глубокого, тонкого и ритмичного дыхания. Сознание необходимо делать чистым и спокойным, соединяя внимательное ощущение расслабленного тела и пульсацию дыхания сознанием в триединство. Эта практика выполняется как до и после комплекса форм движений тайцзи-цюань, так и в виде отдельной работы.


Клип 2. То же самое. То, что необходимо. Он перечисляет части тела и говорит, какими они должны быть. Голова подвешена, плечи опущены, локти нагружены, кисти посажены


Основные требования к форме тела.
К положению тела при занятиях тайцзи цюань есть базовые требования. Требования к положению головы в соответствии с требованиями по кулачному бою следующие. Сюэ лин цзин цзи эр, в пустоте божественного духа усилия макушкой. Что касается людей, которые в настоящее время делают объяснения этой фразы, они ее переводят как «подвешенная макушка головы».
Но само это понятие очень трудно исполнить. Макушка должна быть расположена прямо, и намерение должно быть направлено вверх, в пустоту. Таким образом, у всего тела поддерживается прямое, срединное, расслабленное и сбалансированное состояние.
Подобная поза и движения главным образом воплощаясь приводят в движение семя и дух. И предотвращают усталость и лень, невозбужденность. Таким образом, можно заставить центральную нервную систему внутри головного мозга руководить, управлять всеми движениями в процессе занятий тайцзи цюань.
Позиция головы после того, как это требование воплощается, нижняя часть головы подтягивается, собирается и шея и область ворота, задняя часть немножко соединяется, подбирается. Необходимо избегать напряжения шеи, чтобы не образовывалось застоя. Нужно поддерживать подвижность и живость в этой области.
Грудная клетка и спина представляют собой симметричные позиции, находящиеся впереди и сзади.
В древних текстах по тайцзи цюань, по бою говорится «втянуть грудь и выпятить спину». Смысл заключается не в том, чтобы выпячивать грудь, а в том, чтобы намерение и ци собирать вовнутрь.
И когда занимаются плохо, часто образуется выпуклость груди и горб на спине. Это ошибка часто встречается, поэтому нужно обращать особое внимание, чтобы избежать ее.
«Втянуть грудь и выпятить спину» - основная цель заключается в том, чтобы вся форма туловища была сбалансированная, прямая. Необходимо раскрывать грудь и высвобождать спину для этого. Для того, чтобы грудь и спина собирали и ци, ци намерения, должна быть раскрыта и свободно двигаться. Только в этом случае при занятиях тайцзи цюань можно испытывать свободу движения и не возникает напряженности, в результате чего происходит давление по состоянию.
Во время боя в соответствии с этим требованием можно наносить удары во все 8 сторон и двигаться свободно, отражая любое нападение. Позвоночник до копчика - необходимо, чтобы от образовывал одну вертикальную прямую линию, срединности, прямоты, покоя и расслабленности. Суставы позвоночника должны быть расслаблены и от копчика должны быть направлены вниз, это нужно упражнять. Это играет очень важную роль и для приведения в движение дыхания ци в процессе питания жизни и для выбрасывания энергетических усилий во время ударов по стойкам.
Плечи и локти представляют собой верхнюю часть рук. В древних трактатах говорится, что нужно опустить плечи и направить вниз локти. Суть в том, что нельзя топорщить плечи и поднимать локти. Таким образом, это может повлиять на погружение вниз ци намерения.
Однако, во время занятий, если очень сильно стараться опускать плечи и локти, очень легко могут возникнуть отклонения связности движений в локтях и плечах. Движения тогда будут негибкими, с непроходимостью.
Если локти будут расслаблены и округлены, тогда они будут образовывать с плечами ровный круг движения ци.
Таким образом, можно будет почувствовать живую округлость движений, которая не будет приводить к затруднению и несвязности. Во время боя можно будет очень живо на все реагировать, таким образом, что области локтей будут соединяться с позициями рук при оборонных и наступательных ударах.
Ладони должны быть связаны с запястьями. В древних трактатах по тайцзи цюань говорится о цзо ван, о сидящих запястьях, что выражает базовое положение.
На самом деле сидящие запястья очень легко образуют онемение, негибкость. Поэтому необходимо, чтобы запястье было выпячено, торчало наружу, гу сань. Ладонь должна быть расслабленная, ровная и прямая. Это будет помогать, чтобы внутренний цзи из основания среднего пальца проходил вовне, и в результате очень легко будет совершать движения руками.
Когда кисть живая и свободная, все движения рукой тогда легко совершаются, человек ощущает свободу движений. Дыхание и кровь циркулируют свободно. Таким образом даже в холодную погоду руки будут теплыми.
Если рука твердая и замершая, очень легко замерзнуть.
Рука может превращаться в раскрытую ладонь, а может превращаться и в кулак, может делать крюк, но во всех случаях необходимо избегать твердости, жесткости.
В зависимости от того, какое движение производится, ладонь необходимо держать расслабленной, чтобы она была ровная и мягкая, прямая. Центр ладони должен быть собран вовнутрь, как будто внутри он держит живой маленький шарик энергии ци.
Вне зависимости он того, какое движение делает кулак, он не должен быть твердым и сжатым. Центр все равно должен быть расслабленным и в нем должно сохраняться немного пространства.
Когда делается одиночная плеть и рука складывается в крюк, она не должна быть слишком изогнутая, и пять пальцев должны быть направлены вниз, чтобы ци проходило из конца среднего пальца и выходило наружу.


РАБОТА НОГ

Изучение стоек-шагов (Бу-фа)*.


Клип 1. ГУН БУ - поза лука и стрелы, передняя стойка.


Клип 2. СЮЙ БУ. Пустой шаг. Задняя стойка.


Клип 3. МА БУ - поза всадника, боковая стойка.


Клип 4. БАЙ МАБУ - промежуточная средняя стойка между пустым шагом СЮЙ БУ и позой всадника МАБУ.


Клип 5. ПУ БУ Уход вниз или поза припавшего к земле.


Клип 6. ТУЙ БУ - Отступление, шаг назад.


Клип 7. ТУЙ БУ - Отступление назад. В предыдущем клипе был один шаг, а здесь несколько шагов.


Клип 8. ГЭН БУ - подшаг.


Клип 9. ШАН БУ - продвижение вперёд в позе лука и стрелы.


Клип 10. ЦХЭ СИН БУ - передвижение в сторону (в бок). Применяется в облачных руках.


Клип 11. ДУ ЛИ БУ - Стойка на одной ноге.


Клип 12. КАЙЛИ БУ - подготовительная стойка


Клип 13. ХАНДАН БУ - развёрнутая в сторону ухода лука стрелы. Усложнённая стойка ГУН БУ


Клип 14. НЯНЬ БУ Вариант поворота стопы, который применяется при передвижении вперед.

Способы ударов ногами (ТУЙ-ФА)**.


Клип 15. ДЭН ЦЗЯО - проникающий удар пяткой.


Клип 16. ФЭН ЦЗЯО - круговой удар стопой.


Клип 17. ПАЙ ЦЗЯО - удар со шлепком ладони. Щелчковый удар стопой вверх с хлопком ладони по подъёму стопы.


Клип 18. БАЙ ЛЯНЬ ЦЗЯО - смести белый лотос. Круговой удар стопой с последовательным хлопком двумя ладонями по подъёму.


Работа рук
Форма рук


Клип 1. ЦЮАНЬ - Кулак.


Клип 2. ЧЖАН - Ладонь.


Клип 3. ГОУ - Крюк (клюв).

Базовые техники рук*.
Имеется ввиду при работе с базовой техникой восемь главных техник, которые соотносятся с 8-ю вратами (БА-МЭН), 8-мь разных типов энергии и усилий (БА-ЦЗИНЬ), и боевых техник (ЮНЬ-ФА).


Клип 4. ПЭН - отражение.


Клип 5. ЛЮЙ - пропускание.


Клип 6. ЦЗИ - надавливание.


Клип 7. АНЬ - вырывание корня.


Клип 8. ЦАЙ - срывание.


Клип 9. ЛЕ - расщепление.


Клип 10. КАО - толчок плечом.


Клип 11. ЧЖОУ - удар локтём.

Положения для наработки**.


Клип 12. ЛУ - опускание и пропускание.


Клип 13. ТУЙ - толчок ладонью.


Клип 14. ЧУАНЬ ЧЖАН - Пронзающая ладонь.


Клип 15. ГУАНЬ ЦЮАНЬ - парный удар кулаками (глазом кулаков) по ушам.


Клип 16. ПЕ ЦЮАНЬ - перевёрнутый кулак, удар наотмашь.


Клип 17. ДА ЦЮАНЬ - большой кулак, прямой удар кулаком.


Клип 18. ШИЦЗЫ ЧЖАН - Скрещенные ладони. Может применяться как блок и как толчок.


Клип 19. ЮНЬ ШОУ - Облачные движения рук.


Клип 20. ФЭНЬ ЧЖАН - Летящая ладонь. Применяется как техника положения рук при ударах ногами. При ударах ногами, руки работают таким образом.


Клип 21. ИЯ ЧЖАН - отражающая ладонь.


Изучение поз-форм (ши)*
Изучение поз-форм (ши) - важнейший элемент начального этапа обучения. Основное внимание изучению поз-форм мы уделим в следующих разделах (См. 1-я ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА и 2-я и 3-я ЧАСТИ КОМПЛЕКСА). В этом же коротком документе мы приведём лишь несколько примеров, как способов работы над каждой позой.


Клип 1. ПУ БУ - уход вниз. Пример из спортивной формы, которую в данном пособии мы рассматривать не будем.


Клип 2. ДУЛИ БУ.


Клип 3. ХА ДАН БУ.


Клип 4. ЛОУ СИ АО БУ - самая распространённая техника для изучения и практики шага вперёд.


Клип 5. ТАО НИЕНЬ ХОУ - Шаг назад с отражением обезьяны, самая распространённая техника для изучения и практики шага назад.


Классическое исполнение первой части комплекса

Клип 1. На этом клипе Лю Гаомин выполняет первую часть комплекса, в котором содержатся формы с 1-й по 15-ю. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это была первая учебная запись по Тайцзи-цюань в Китайской Народной Республике.


Фрагмент изучения 3-й части комплекса

Формы 79 - 83

Клип 1. На этом клипе Лю Гаомин выполняет фрагмент комплекса, в котором содержатся формы с 79-й по 83-ю. Нажав на кнопки a*, b, c, d, e, Вы сможете ознакомиться со следующими формами:
Форма 79 (см. кнопку a). Ся ши. Уход вниз.
Форма 80 (см. кнопку b). Шан бу чи син. Шагнуть к Большой Медведице (Северный Ковш) или к семи звёздам.
Форма 81 (см. кнопку c). Туй бу куа ху. Отступая, перешагнуть через тигра (сесть верхом?).
Форма 82 (см. кнопку d). Чжуан шэн шуан бай лянь. Повернуться и смести лотос двумя руками.
Форма 83 (см. кнопку e). Вань гу ши ху. Натянуть лук и выстрелить в тигра.

Формы 79 - 81

Клип 2. Исполнение форм 79 - 81.


Клип 3. Отводящие блоки, блок от ещё одного удара в лицо и встречный удар левым кулаком.


Клип 9. После контратаки в лицо блок от удара в корпус с захватом и с разворотом соперника.

(*) разделение формы на элементы проводится в обучающей программе


Воздействие на организм
Занятия Тай Цзи Цюань - это лучший способ укрепления здоровья и совершенствования организма. Он способствует развитию силы, скорости, реакции, выносливости, гибкости, сообразительности. Его философской основой является древние принципы инь-ян (движение и покой, единство взаимопревращения противоположностей) и у-син (порядок порождения и взаимопреодоления пяти движений материи).
С точки зрения физиологии, специфическое дыхание в Тай Цзи Цюань равным образом способствует закалке органов цзан-фу (полных и полых внутренних органов), а так же всестороннему развитию органов восприятия. При этом внутренние и внешние органы объединяются с мышцами, сухожилиями, плотью и кожей. Каждый выполняет свою функцию, но при этом все пребывают в единстве. Таким образом, конечности движут внутренние органы и происходит слияние ци с любым устремлением, с любым движением тела. Все эти положения тесно связаны с концепциями традиционной китайской медицины.
Во время занятий необходима концентрация сознания, поиск покоя в движении. Сознание необходимо держать чистым и спокойным. Мысль ведет ци по телу подобно тому, как нанизываешь на ниточку мысли суставы. Таким образом гармонизируются духовное и физическое, накапливается дыхание-ци и совершенствуется дух-шэнь. Во время занятий необходимо использовать мысль, а не силу. Куда проникает мысль, туда может следовать и ци, а так же и выброс ци. Возможно всё это только тогда, когда сбалансированы инь и ян, гармонично циркулируют кровь и дыхание-ци, а все каналы раскрыты и проходимы. Всё это благотворно влияет на дыхание, пищеварение, обмен веществ, нервную систему, железы внутренних секреций и всю жизнедеятельность организма. Хороший оздоровительный эффект получают люди страдающие повышенным кровяным давлением, болезнями желудочно-кишечного тракта, ослабленной нервной системой, а так же длительными, хроническими заболеваниями.