Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка. Биография лучано паваротти Лучано паваротти фотографии

Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) – мировая знаменитость, оперный певец Италии с исключительным слухом и голосом широкого диапазона. Участник проекта «Три тенора», выступал на сцене больше 40-ка лет, давал мастер-классы в нескольких консерваториях по всему миру.

Лучано Паваротти появился на свет 12 октября 1935 года в итальянском регионе (Emilia-Romagna), в (Modena).

Семья

Глава семейства Фернандо (Fernando) работал на пекарне и страстно любил музыку, мать Адель Вентури (Adele Venturi) была работницей на фабрике сигарет. Семья жила бедно, занимая маленькую квартирку из двух комнат, но детство Лучано и его младшая сестренка Габриэлла (Gabriella, 1940 — 2013) вспоминали с теплотой. Мальчик был единственным ребенком мужского пола в доме из 15-ти квартир, где они проживали, и привык к особому вниманию.

Фернандо Паваротти имел хороший тенор, но плохой характер и поэтому не стал популярным певцом, хотя и был участником моденского хора «Корала Росси» («Coral Rossi») . В его коллекции находилось много пластинок с записями Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), (Enrico Caruso), Тото Скипа (Attilio Schipa), которые он слушал каждый день вместе с сыном.

Детство и юность

Мальчик, как и все итальянцы, любил музыку, все время пел и мечтал стать знаменитым. Используя вместо сцены кухонный стол, он забирался на него и громко пел арию «La donna è mobile» («Сердце красавицы») герцора Мантуанского из оперы Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) «Риголетто» («Rigoletto»). Первые слушатели Лучано, соседи многоквартирного дома, не желали слушать эти вопли и требовали тишины.

Но пока что маленькому мальчику было интереснее не заниматься музыкой, а отлавливать ящериц с лягушками и играть в футбол.

Во Время второй мировой войны наступили трудные дни и семья приняла решение сменить место жительства. В 1943 г. они поселились в деревне неподалеку, сняв небольшую комнатушку на всех и начав работу на фермерском подворье.

Обучаясь в школе, Лучано, по желанию родителей, стал ходить с отцом петь в церковь. Но любовь к футболу брала свое и молодой человек становится капитаном юношеской команды города. Его жизнерадостность и вера в победу передавались всей команде, приводя к победам.

Поиск себя

Закончив школу Scuola Magistrale Лучано жаждет поступить в Спортивную Академию и всерьез подумывает стать вратарем. Однако, родители не разделяли намерений сына и убедили его, что быть учителем начальных классов лучше и серьезнее. Целых два года молодой педагог преподавал детям в школе. Паваротти не нравилась эта работа, дети иногда не слушались и приходилось на них кричать, срывая голос. А ему хотелось петь.

В 19 лет, в 1954 году, Лучано начинает петь вместе с отцом в хоре «Корала Росси». Глава семьи говорил, что его сын не Карузо и ему нужна более серьезная профессия. По просьбе сына отец с трудом, но все же соглашается помогать ему материально до достижения последним 30-летнего возраста. Потом Лучано должен был зарабатывать себе на жизнь любыми способами самостоятельно.

Будущая звезда начинает ходить на уроки тенора Арриго Пола (Arrigo Pola), который заметив у Лучано голос необычайной красоты и удивительный слух соглашается на бесплатные занятия с юношей, ввиду тяжелого материального положения семьи.

В 1955 году хор из маленького городка занимает призовое место на конкурсе исполнителей Eisteddfod в Уэльсе (Wales), Лучано окрыляется достигнутым успехом и принимает окончательное решение стать певцом. В это же время он знакомится с будущей женой начинающей оперной певицей Адуа Верони (Adua Veroni) и вскоре они объявляют о помолвке.

В 1956 г. А. Пола покидает Италию и уезжает на постоянное место жительства в Японию. Наставником Паваротти становится Эттори Кампогаллиани (Ettore Campogalliani).

Обучаясь музыке Лучано продолжал преподавать в школе, потом перешел в сферу страхования. 6 лет учебы не были ознаменованы какими-нибудь яркими событиями музыкальной карьеры. Паваротти дал несколько концертов с бесплатным входом в небольших городках и на этом все.

Один из таких концертов в Ферраре (Ferrara), прошел с провалом: на голосовых связках тенора появилась складка и он решил, что больше не будет заниматься музыкой. Но его будущая жена, уговорила Лучано не делать этого. Через некоторое время складка прошла, а голос певца зазвучал еще сильнее и лучше.

Карьера

В 1960 году начинающий певец становится участником конкурса Главного городского театра Teatro Reggio Emilia. Он хочет получить главную роль в новой опере, но заболевание горла не позволило вытянуть все ноты.

В 1961 г. Лучано повторяет попытку, побеждает и получает партию Рудольфа в «Богеме» («La Bohème») Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini).

Вместе с ним в конкурсе участвует Дмитрий Набоков, сын Владимира Набокова. Отец со всей ответственностью запечатлел для потомков выступление сына, на пленке оказался и Паваротти.

Весь гонорар от первой премьеры Паваротти тратит на свадьбу с Адуа.

Солист оперных театров

  • В 1962 г. Паваротти выступил в национальном театре Белграда в Югославии исполнив партию Альфредо из»Травиаты» («La traviata») Джузеппе Верди.
  • В 1963 г. певец стал дебютантом в театре «Covent Garden». Тенор Джузеппе ди Стефано (Giuseppe Di Stefano) не смог спеть уже знакомую Паватории партию Рудольфа в связи с недомоганием. Лучано успешно и с удовольствием заменяет больного.
  • В 1963 г. он впервые выступает с той же арией в «Wiener Staatsoper».
  • В 1963 г. в Ирландии организован 1-й сольный концерт Лучано Паваротти.
  • В 1965 г. Паваротти предложили выйти на сцену «Florida Grand Opera» в Майами , где он вновь заменяет тенора, спев арию Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» («Lucia di Lammermoor») композитора Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti). Его партнером по сцене стала сопрано Джоан Сазерленд (Joan Sutherland). Голос Лучано Паваротти так понравился австралийской певице, что она предложила ему организовать совместный тур. За 2 месяца они выступили на 40 концертах, что позволило растущему тенору набраться огромного вокального опыта и опыта выступлений.
  • В 1966 г. Паваротти достиг своей заветной мечты, он принят солистом мирового центра оперной культуры в Италии (Teatro alla Scala или La Scala), исполнив партию Тибальда в опере «Капулетти и Монтекки» («I Capuleti ed i Montecchi») Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini). До этого его дважды не принимали в театр, но дирижёр Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) добился того, что Паваротти взяли на подмену. Позже Караян назовет его лучшим тенором мира.

  • В 1967 г. партию Тонио (ария «Quel destin»), в исполнении Паваротти в опере «Дочь полка» (» La figlia del reggimento») композитора Гаэтано Доницетти (Domenico Donizetti), пришел слушать в «Covent Garden» весь городской бомонд. С этого дня Лучано получил звание «короля верхнего до»: он без труда, легко и непринужденно исполнил все 9 верхних «до» подряд. Зал замер, раньше такого не мог сделать ни один певец.
  • В 1968 г. Лучано Паваротти 1-й раз выступил в нью-йоркской «Metropolitan Opera» . Он повторил успех арии «Quel destin» и ему аплодировали так неистово, что театр заставляли открывать занавес 160 раз. Этот момент не остался без признания и был записан в Книгу рекордов Гиннесса.

Так, начиная с лирических арий (Эльвино в «Сомнамбуле» («La sonnambula») и Артуро в «Пуританах» («I puritani») композитора Беллини, герцог Мантуанский в «Риголетто» («Rigoletto») Верди), постепенно Паваротти приходит к драматическим ариям (Риккардо в «Бале-маскараде» («Un ballo in maschera»), Манрико в «Трубадуре» («Il trovatore») и Рамадес в «Аиде» («Aida») Верди, Каварадосси в «Тоске» («Tosca») Пуччини). Но наступает время когда тенору становится мало стен театров.

Всемирная известность

В 1970-80 гг. Паваротти становится медийной личностью. Его все время показывают по телевидению, он дает сольные концерты в концертных залах и парках, участвует в смешанных номерах. Лучано становится постоянным участником фестиваля «Arena di Verona» и выступает на .

В 1974 г. тенор впервые посетил Моску с театром «La Scala».

В 1980 г. концертная постановка «Риголетто» в центальном нью-йоркском парке транслируется для аудитории в 200 тысяч слушателей. После этого итальянец выступает основателем международного конкурса для неизвестных талантов вокала («The Pavarotti International Voice Competition»). Финалистам конкурса предоставляется возможность петь вместе с маэстро в Модене, Пекине и Филадельфии.

В 1984 г. Лучано Паваротти выступает в «Covent Garden» перед царственной четой Дианой и Чарльзом, после чего начинается их дружба. Однако, на похоронах Дианы итальянец петь отказывается, так как принял трагедию близко к сердцу.

В 1988 г. тенор побивает свой рекорд, выступая в «Deutsche Oper Berlin» . «Любовный напиток» («L’elisir d’amore») Г. Доницетти с его участием прошел так блистательно, что занавес открывали 165 раз!

Три тенора

Ария «Nessun Dorma» из «Турандота» Дж. Пуччини вновь приносит ему славу в 1990 г., но уже не театральную, а в кругах поп-культуры. Песня прозвучала на открытии кубка FIFA, после чего стала хитом.

На финальном матче турнира был дан 1-й концерт «Трех теноров»: Пласидо Доминго (Plácido Domingo), Хосе Каррераса (José Carreras), Лучано Паваротти. Фоном для их выступления стали старинные римские (Terme di Caracalla).

Запись выступления побила все мировые рекорды по продажам музыки, что тоже отмечено в Книге рекордов. Трио еще несколько раз выступало на футбольных чемпионатах: в США в 1994 г., во Франции в 1998 г., в Японии в 2002 г. Проект «Три тенора» просуществовал 15 лет и имел ошеломительный успех по всему миру. Оперные певцы смогли донести серьезную музыку до широких масс, выйдя из стен театра.

В 1992 г. Лучано Паваротти последний раз поет в «Ла скала» в «Дон Карлосе» («Don Carlo») композитора Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli). Это единственный случай, когда ни зрителям, ни критикам выступление не понравилось.

Паваротти и друзья

Выступления с известными поп- и рок-музыкантами на благотворительных концертах «Паваротти и друзья» начались с 1992 г. и проводились до 2005 г.

Вместе с тенором пели: Дзуккеро (Zucchero), Брайан Мэй (Brian May), Стинг (Sting), Роджер Тейлор (Roger Taylor), Селин Дион (Céline Dion), Брайан Адамс (Bryan Adams), группа «U2», Мерайя Кэри (Mariah Carey) и другие знаменитости.

Денежные сборы с концертов шли на оказание помощи беженцам по всему миру. Альбомные концертные записи стали сюрпризом для меломанов и расходились огромными тиражами.

Прощание со сценой и жизнью

В 2004 году тенор официально попрощался со сценой. Ария Каварадосси из оперы «Тоска» Лучано Паваротти исполнена после сообщения гостям нью-йоркской «Metropolitan Opera» о последнем выходе итальянца. В зале был аншлаг, а заслуженного певца проводили оваций, которая длилась 11 минут.

В том же году у Паваротти обнаружена злокачественная опухоль на поджелудочной железе. Он перенес операцию по удалению новообразования. 8 августа 2007 года тенора госпитализируют в больницу с температурой, в стационаре он находится 2 недели.

6 сентября 2007 года в 5 часов утра Лучано Паваротти умер у себя дома. По завещанию, его похоронили на кладбище «Montale Rangone» в склепе семьи, где находились родители Паваротти и сын от второй жены.

Семья

Первая жена Адуа была для Лучано ангелом-хранителем, верной спутницей, помощницей и хранительницей очага. Рождение первой дочери Лоренцы (Lorenza) в 1962 г. новоиспеченный папа пропустил, потому что не ночевал дома. Он с друзьями всю ночь праздновал свой успешный дебют в «Риголетто». В 1967 г. Адуа родила Кристину (Cristina), в 1967 г. Джулиану (Giuliana). И все эти новости отец семейства узнавал по телефону. Примерным отцом он тоже не стал.

После развода Адуа сокрушалась, что ее экс-муж мог провести в яслях больной кобылы всю ночь, если ей нездоровилось, но никогда не сделает такого ни для одной из своих дочерей.

Многочисленные романы любвеобильного мужа не вызывали гнева у его мудрой жены. Пока супруг зарабатывал миллионы, она их вкладывала: в недвижимость, в акции, в предприятия. Она знала все о его доходах. При этом свое развратное поведение Лучано заглаживал дорогими подарками.

Чтобы жена не препятствовала его роману с секретаршей Мадлен Рени (Madeline Renee) длиной в 7 лет, он презентовал супруге браслет стоимостью 250 тысяч долларов. Впоследствии Мадлен нашла себе другого мужчину и они обвенчались, а Паваротти чуть не выбросился из окна, когда узнал об этом.

Многие из секретарш Лучано побывали не только в рабочих отношениях со своим боссом, но никто из них не афишировал этого так как Николетта Мантовани (Nicoletta Mantovani). Ей было 27 лет, Паваротти 61 и их фотографии с Барбадоса были растиражированы по всей Италии. Лучано открыто сказал, что счастлив с девушкой, которая моложе его младшей дочери . Николетта, в свою очередь, всем и каждому говорила, что хочет родить ему сына.

В марте 1996 г. супруги Паваротти объявили, что больше не вместе. Адуа выгнала Лучано из дома. Развод был громким и официально состоялся через 6 лет. Сложностей с разделом имущества возникло много, так как брак был заключен на условиях раздельного владения.

В возрасте 65 лет Паваротти закончил постройку нового дома, где планировал жить с молодой женой. Но началась полоса неприятностей: у Николетты диагностировали рассеянный склероз, родители Лучано умерли в 2002 г. от рака. В 2003 г. Мантовани производит на свет двух разнополых близнецов – Рикардо (Ricardo) и Аличе (Alice). Один мальчик сразу умирает.

Николетта и Лучано сочетаются узами брака. Но молодая супруга оказалась не ангелом. Она не смогла выстроить с мужем теплых отношений после того, как у него диагностировали рак. Лучано из-за неуважения жены хотел было с ней развестись, но 4-летняя дочь стала препятствием для такого решения.

Одновременно у Паваротти начали налаживаться отношения с первой женой. В последние дни жизни он кардинально переписал завещание, разделив все свое наследство (дома, коллекцию картин, парфюмерный бизнес, 11 работающих предприятий) между четырьмя дочками и сестрой.

  1. Друзья и коллеги в шутку звали Лучано «Big P». По признанию тенора, он родом из «города обжор» и не в состоянии сесть на диету, сколько бы ни платил своим диетологам. Его 150 килограмм веса однажды на сцене парижской «Гранд-оперы» (GrandOpéra) подмяли под себя стул во время оперы «Тоски», хотя мебель была укреплена заранее металлом.
  2. Лучано пропустил рождение всех троих дочерей от Адуа. Он узнавал об этом по телефону.
  3. Первой женщиной Лучано была соседка Сандра. Юноше на тот момент было 15 лет, а девушке 20.
  4. Любовь Паваротти к футболу доходила до того, что он мог отменить концерт, если боялся пропустить важный матч.
  5. На конкурсе вокалистов в 1961 г. мать тенора пожелала ему удачи и положила в карман пиджака сыну гвоздь, в надежде что металл не даст завистникам испортить выступление сына. Долгие годы Паваротти носил этот гвоздь с собой на все выступления, считая, что он приносит успех.
  6. При признанию самого Лучано, он не знал нот и чтобы запомнить музыку пользуется своими знаками.
  7. Однажды в Бали в комнату к тенору заползла змея, но Николетта спасла Лучано от смерти, выгнав ее.
  8. На всех сольных выступлениях Паваротти его аксессуаром с 1973 года был носовой платок. Впервые он появился на сцене с платком в руках в Миссури, где сильно нервничал и потел.
  9. Певец был очень суеверным: он не проходил под лестницами, не воспринимал пурпурный цвет, верил, что рассыпанная соль не к добру.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ – КОРОЛЬ ВЕРХНЕГО «ДО»

Успеха, которого добился , не было еще ни у одного тенора. Он превратил арии в хиты. Чтобы его услышать, собирались стадионы. Он был великим, потому что через голос раскрывалась его душа. В мире есть оперные певцы, а Паваротти сам был оперой. Ни один из оперных теноров последнего поколения не обладал столь солнечным тембром голоса и такой способностью общаться со зрителем.

Сын итальянского пекаря

Плодородная итальянская провинция Эмилия-Романья – родина сыра пармезан и вина ламбруско. А в городе Модена этой провинции изобрели бальзамический уксус. Именно там 1935 года и родился . Его отец работал пекарем, но очень хотел стать оперным тенором. Поющий пекарь был знаменитостью Модены. Он пел в церковном хоре и в опере. У Фернандо был отличный голос, и он запросто мог бы стать певцом, но ему не хватило мужества – из-за боязни сцены мужчина остался в пекарне. Мать Паваротти – Адель – гордилась своим мужем и первенцем. Лучано рос в яслях табачной фабрики, где работала его мать.

Чудесное спасение

Мирное детство Лучано омрачила тень войны. Итальянские фашисты сражались на стороне нацистов, однако провинция Эмилия-Романья оставалась оплотом партизан. Они побеждали фашистов, но немцы все же пришли на эту землю. Тогда Лучано было 8 лет. В 1945 году жители Модены встречали американцев, которые стали для них символом освобождения после двух лет оккупации и террора. Эти годы повлияли на Лучано . Уже будучи звездой он всегда выступал против войны.

Первое выступление Лучано состоялось, когда ему было 4 года. Он пел «Сердце красавиц склонно к измене». Аудитория, состоявшая из бабушек, тетушек и мамы, была просто очарована. Позже в доме одного из друзей дворовые ребята проводили конкурсы певцов, в которых неизменным победителем становился Лучано . Он всегда стремился во всем быть первым – будь то игра в футбол, езда на велосипеде или бег наперегонки. Иногда он помогал друзьям очаровывать девушек пением серенад под окнами. Те становились возле дома и открывали рты, имитируя пение, а Лучано в арке выдавал отменные переливы.

Однажды 12-летний Лучано босиком играл с мальчишками в футбол и поранил ногу о гвоздь. Началось заражение крови, он провел в коме несколько недель, но чудом остался жив. Чтобы порадовать сына после выздоровления, отец впервые отвел его в оперу Модены, где юноша услышал тенора Бенджамина Джили. Лучано был потрясен. Тогда он понял, что хочет стать не просто знаменитым, а великим тенором. Спустя 16 лет так и случилось…

Зарождение звезды

Свою любовь Паваротти встретил на вечеринке. Чтобы произвести впечатление, Лучано исполнил любовную песню «Гнездо ласточки». Впоследствии этой песней он восхищал миллионы слушателей. Но тогда в 1952 году он пел только для нее – 16-летней Адуа. Девушка лучше училась, и они начали вместе заниматься, виделись каждый день. В школе о них до сих пор рассказывают эту романтическую историю. Любовь пережила школьную пору, а в 1955 году состоялась их помолвка, которая оказалась долгой. Оба они работали учителями – Лучано преподавал физкультуру, подрабатывал страховым агентом, параллельно брал уроки пения у Арриго Поло.

В течение многих лет Паваротти вместе со своим отцом пел в самом лучшем и известном хоре Италии – хоре Россини. На конкурсе в британском Лланголлене они победили лучшие хоры. Впервые Паваротти ощутил успех, но по прежнему оставался в тени своего отца, голос которого считался лучше. Между ними существовало нежное соперничество. Отец говорил: «Кто знает, чего бы он добился, будь у него мой голос».

Когда учитель уехал в Японию, с Лучано согласился заниматься другой маэстро – Эттори Кампогаллиани. Паваротти вместе со своей подругой детства Миреллой Френи (которая тоже стала оперной знаменитостью) ездили к учителю за десятки километров. Они преуспевали больше в пении, нежели в чтении нот, но маэстро не торопился их перевоспитывать. Он считал, что голоса молодых людей звучат настолько естественно, что менять этого не имеет смысла.

Первые успехи Лучано Паваротти

В 1960 году принял участие в конкурсе Театра Реджио Эмилия. Главный приз – ведущая роль в новой опере. Лучано был уверен в своей победе. А затем случилось то, во что никто не мог поверить. Из-за ларингита казалось, что он вытягивает ноты. В итоге Паваротти занял второе место. Для перфекциониста это стало горьким поражением. Год спустя настойчивый Лучано повторил попытку и победил. Он получил роль Рудольфа в опере Пуччини «Богема». А роль Мими исполняла его подруга Мирелла Френи.

Лучано и Адуа

Наконец-то Лучано и Адуа смогли пожениться, правда гонорар певца едва покрыл расходы на свадьбу. Адуа продолжала работать учительницей, ведь Лучано зарабатывал по нынешним меркам 90 евро за концерт.

В октябре 1962 года незадолго до рождения их первого ребенка настал поворотный день, когда Лучано не пришел домой, потому что отмечал с друзьями свой успех в «Риголетто». Вернувшись, он узнал, что жена попала в больницу. Он пропустил рождение своей первой дочери Лоренцы, а в 1964 и второй – Кристины. В 1967 году, когда родилась Джулиана, Паваротти тоже отсутствовал. Лучано верил в приметы. Он не присутствовал при рождении первого ребенка и решил этого не делать во всех остальных случаях.

Если что-то приносило удачу, он от этого уже не отказывался и не менял. Например, так было со знаменитым носовым платком, который стал счастливым талисманом Паваротти . Лучано был очень суеверен. Он считал, что платок принес ему удачу в первый раз, поэтому будет дурным знаком, если на других концертах при нем не окажется платка. Кроме этого, из-за суеверий, он не выносил пурпурного цвета, никогда не проходил под лестницей, не терпел, если при нем кто-то рассыпал на столе соль и так далее. Существовали еще десятки подобных примет.

Международное признание

В 28 лет Лучано отправился в Лондон. Он едва говорил по-английски, чувствовал себя растерянно и неуютно. Там он вновь репетировал «Богему», но на этот раз в качестве дублера звезды – Джузеппе ди Стефано. Также он должен был заменить партнера примадонны Джоан Сазерленд. Это был его шанс. Слух об удивительном теноре разлетелся по театру мгновенно.

Успех в Лондоне подготовил его к поездке в Милан. И снова была «Богема». Театр «Ла Скала» отверг его дважды. Но за Паваротти вступился дирижер Герберт фон Караян и потребовал, чтобы его поставили на замену. Позже Караян назовет Лучано лучшим тенором всех времен.

В 1967 году опера «Дочь полка» в Лондонской Королевской опере сделала Лучано легендой. На этот раз публика пришла, чтобы услышать именно его. Он превзошел все ожидания. До сих пор так не пел ни один тенор – 9 верхних «до» подряд на пределе мощи голоса. Никто не мог поверить в это, тем более ноты прозвучали одна за другой с необыкновенной легкостью. Это изменило все – Паваротти сделал то, чего раньше не удавалось никому.

Сенсация повторилась в «Ла Скале» и, наконец, триумф в «Метрополитен-опера». Нью-Йорк лежал у ног короля верхнего «до». Время маленьких гонораров прошло, в том числе и благодаря новому импресарио Паваротти Герберту Бреслину, создавшему ему карьеру. Америка сделала из Паваротти звезду, но его импресарио хотел большего – сольных концертов. На одном из его выступлений в «Карнеги-холле» был аншлаг. Паваротти впервые осмелился соединить арии с канцонами – песнями своей родины. Публика пришла в восторг.

Жизнь личная и публичная

В то же время его семейная жизнь подчинилась расписанию театральных сезонов и лишь изредка становилась действительно частной. Большая любовь остыла, и счастливая семейная жизнь теперь была только напоказ. А позже Адуа узнала и о его любовных интрижках мужа.

В 1981 году в жизни Лучано появилась Мадлен Рени, сначала как ученица, а затем и как возлюбленная. Официально она считалась секретарем Паваротти . В Италии он был с семьей, а на гастролях с любовницей. Так продолжалось 6 лет, но затем они мирно расстались.

c Мадлен Рени

Музыка, еда и футбол были его страстью. В 1990 году этот ярый болельщик вместе с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго выступил на открытии Чемпионата мира по футболу. Исполненная им оперная ария «Пусть никто не спит» стала хитом футбольных болельщиков. Ему рукоплескали 400 миллионов людей по всему миру.

Он жил будто на сцене, а сцена была его жизнью. Паваротти вынес оперу на улицу и сделал ее доступной для всех людей. Кроме этого, он организовывал проекты «Три тенора» с Каррерасом и Доминго, а также благотворительные концерты «Паваротти и друзья», соединив оперу и рок-музыку.

Новая и последняя глава Лучано Паваротти

В 1994 году в центральном парке Нью-Йорка собралось 500 тысяч людей, чтобы услышать легендарного тенора. Ни один человек до сих пор не собирал на большой лужайке столько народу. Он побил все рекорды, в том числе и финансовые.

Тогда же началась заключительная глава его жизни. Николетте Монтовани было 24 года, а Паваротти почти 60. В отличие от остальных любовниц Лучано , она не осталась в тени. Адуа не могла жить в любовном треугольнике и, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, выгнала Лучано из дома. Развелись они только в 2000 году после 40 лет официального брака.

с Николеттой Монтовани и дочерью Аличи

Вторую жизнь Паваротти начал в 65 лет. Он построил новый дом, где планировал провести счастливую старость. Однако, жизнь разрушила все его планы – молодая жена Паваротти страдала рассеянным склерозом, отец с матерью заболели раком поджелудочной железы и умерли в 2002 году. А в начале 2003 года умер его новорожденный сын Рикардо. Сестра-близнец Аличи выжила. Паваротти всецело посвятил себя девочке. Наконец-то Лучано и Николетта могли насладиться спокойной жизнью и поженились прямо в муниципальном театре Модены.

Но через три года его состояние резко ухудшилось, он стал испытывать сильные боли. Врачи объявили диагноз – рак поджелудочной железы. Он старался бороться до конца, хотя осознавал, что это испытание окажется сильнее его. 2007 года он проиграл эту битву. В течение трех дней в соборе Модены люди стояли в очереди, чтобы проститься с маэстро. По одну сторону гроба была Николетта, по другую – Адуа с дочерьми. Им еще предстояла битва за наследство.

До сих пор его место в мире искусства никем не занято, потому что аналога такого могучего таланта просто нет.

ФАКТЫ

Кроме еды и футбола, большой страстью Паваротти были лошади. Он содержал конный двор и даже организовал конноспортивные соревнования. Если лошадь болела, он мог остаться с ней на ночь, чтобы ухаживать. Жена Адуа вспоминает, что такого он не делал ни для одной из своих дочерей.

В 1993 году во время выступления в «Ла Скала» в опере «Дон Карлос» совершил грубую ошибку и был освистан. Он сказал, что это только его вина, он плохо подготовился. Лучано никогда не стремился получить больше, чем заслужил. В этом отношении он был очень честен.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

ВСЕ ФОТО

Великий тенор Лучано Паваротти скончался на 72 году жизни в своем доме в Модене, передает РИА "Новости" со ссылкой на менеджера исполнителя. "Лучано Паваротти умер час назад", - такую смс представитель артиста Терри Робсон отправила агентствам. Позднее менеджер уточнила, что смерть певца наступила в 5:00 по местному времени (в 7:00 по московскому).

"Лучано Паваротти до последнего боролся с раком поджелудочной железы, он всегда был сильным и положительным человеком", - говорится в официальном заявлении.

Еще в среду утром Паваротти лично прокомментировал факт присвоения ему специальной государственной премии за заслуги в области искусства. "Я признателен министру культуры Италии Франческо Рутелли за то, что именно мне присуждена эта высшая награда, - сказал Паваротти. - У меня есть блестящая возможность передать свои знания талантливым ученикам. Я всегда был уверен, что в энтузиазме и преданности, которыми мы делимся с молодым поколением, заключается наша сила".

Церемония прощания с великим итальянским тенором пройдет в субботу в центральном соборе его родного города Модена, сообщил мэр Модены Джорджо Пиги. Похороны Паваротти состоятся на кладбище Модены.

Отметим, ранее сообщалось, что состояние здоровья оперного певца резко ухудшилось . Согласно сообщению итальянского телевидения, сославшегося на неназванные источники, Паваротти находился без сознания, у него отказали почки. Отмечалось, что состояние певца "очень серьезное".

У постели 71-летнего больного дежурили специалисты онкологи из местной клиники, где Паваротти находился с 8 по 25 августа 2007 года с подозрением на воспаление легких. Год назад тенор был прооперирован в США по поводу опухоли поджелудочной железы.

В завещании Лучано Паваротти попросил вспоминать его как "оперного певца", передает ИТАР-ТАСС. "Я надеюсь, что меня будут помнить как оперного певца, а точнее, как представителя мира искусства, который смог самовыразиться в своей стране, - отмечается в документе. - Надеюсь, что любовь к опере навсегда останется центральной линией моего творчества".

По словам Паваротти, "к счастью, жизнь настолько разнообразна, что здесь можно ждать чего угодно". "Я, как и мои многочисленные предшественники, в том числе великий Карузо, люблю разнообразие звучания, - говорится в завещании. - Музыка позволяет выражать эмоции и переживания более красочно. Для тенора в каждом исполнении, "языке" музыки, сосредоточена вся гамма эмоций".

Напомним, в августе Паваротти был доставлен в Моденскую больницу с высокой температурой. Официально причиной госпитализации называлась простуда. Отметим, до госпитализации певец отдыхал на вилле в пригороде Модены вместе с женой и маленькой дочерью. Ранее в СМИ со ссылкой на дочь Паваротти появилась информация о том, что состояние здоровья маэстро вызывает серьезные опасения .

В статье, сопровождаемой фотографиями Паваротти на его вилле в Модене, сообщается, что после операции в Нью-Йорке по удалению опухоли поджелудочной железы певец похудел на 30 килограммов и передвигался только в инвалидной коляске.

Однако на следующий день Джулиана заявила, что ее слова в интервью были вырваны из контекста и поняты неправильно. Она сообщила, что Паваротти, наоборот, идет на поправку. В свою очередь, менеджер певца, Терри Робсон заявила из Лондона, что сомневается в достоверности статьи, отметив, что в данный момент Паваротти работает над новым альбомом и обучает студентов. Сам 71-летний певец рассмеялся, когда услышал сообщения о скорой кончине.

Биография великого тенора

Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Карузо. Среди достоинств пения Паваротти – превосходная высокая постановка голоса, совершенное вокальное мастерство и легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с необыкновенной харизмой сделали певца одной из суперзвезд оперной сцены 20 столетия.

Паваротти родился 12 октября 1935 в Модене. После окончания моденской школы он начал заниматься вокалом в Мантуе у Кампогальяни. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини. Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини).

Но только партия Тонио в Дочери полка Доницетти (спетая сначала в театре "Ковент-Гарден" в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера") принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (до второй октавы). Он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin.

Хотя основная специальность Паваротти – лирические белькантовые партии (Эльвино в Сомнамбуле Беллини, Артуро в его же Пуританах, Эдгардо в Лючии ди Ламмермур Доницетти, Альфред в Травиате Верди, Герцог Мантуанский в его же Риголетто), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в Бале-маскараде Верди, Каварадосси в Тоске Пуччини, Манрико в Трубадуре Верди, Радамес в его же Аиде.

Успех Паваротти у публики набирал силу в течение 1970–1980-х годов, поддерживаемый частыми выступлениями певца по телевидению и его стремлением, давая сольные вечера и выступая в смешанных концертах, донести оперное искусство до людей, которые редко посещают оперный театр или никогда не переступали его порога. В 1990-е годы певец собирал сотни тысяч слушателей на свои концерты на стадионах и в парках.

В 2002 году Паваротти почти исчез с оперной сцены после того, как из-за болезни отменил свое прощальное выступление в Metropolitan. С тех пор мастер исполнял оперные партии лишь 5 раз - четырежды в январе 2002 года в Лондоне и в июне 2003 года в Берлине.

В 2004 году великий тенор принял окончательное решение уйти со сцены, выступив на прощание в 40 городах мира, причем программа всех концертов состояла исключительно из произведений итальянских композиторов. Причиной, побудившей Паваротти завершить карьеру, стал не столько возраст, сколько лишний вес, мешающий ему петь и передвигаться.

Выступление Лучано Паваротти в Metropolitan Opera в 2004 году должно было стать последним выходом легендарного тенора на сцену знаменитого нью-йоркского концертного зала. В интервью перед спектаклем тенор заявил, что это будет "последнее выступление на сцене" не только в Metropolitan, где он спел уже в 379-й раз, но "и везде". "Думаю, время пришло", - отметил тогда мэтр.

В июле 2006 года Паваротти планировал возобновить свои мировые гастроли прощания со сценой. Перед отъездом из Нью-Йорка великий тенор прошел медицинское обследование, в ходе которого врачи обнаружили у него рак. Паваротти должен был посетить Финляндию, Норвегию, Австрию, Швейцарию и Португалию. Однако все запланированные на 2006 год концерты были отменены.

Деятели музыки скорбят в связи с кончиной Лучано Паваротти

Тамара Синявская и Муслим Магомаев до последнего надеялись, что Паваротти победит болезнь

Известные певцы, народные артисты СССР Тамара Синявская и Муслим Магомаев шокированы известием о смерти Лучано Паваротти. "Мы знали, что он нездоров и не слишком молод, но, учитывая его сильный характер, надеялись, что Лучано все-таки победит болезнь. Поэтому сегодняшняя новость прозвучала ужасающей неожиданностью", - заявила Синявская.

Однажды ей посчастливилось спеть вместе с Лучано Паваротти. "Это было больше 40 лет назад", - поделилась воспоминаниями певица. Она была совсем юной, когда в 1964 году поступила в Большой театр. Тогда существовала практика обмена: начинающие певцы из Большого театра ездили на стажировку в Италию, а молодые итальянцы из Ла-Скала с ответным визитом приезжали в Москву, и устраивались совместные концерты. Участницей такого советско-итальянского выступления и стала однажды Тамара Синявская.

"Встреча проходила на телевидении. Я - от Большого театра, а Лучано Паваротти и Маргарети Гульельми - от Ла-Скала, - рассказала Тамара Ильинична. - Мы вместе исполнили "Соле мио", правда, это трио получилось весьма своеобразным, потому что я пела по-русски, а они - на итальянском. Лучано выглядел таким пухленьким, но не толстым. И голос у него был необыкновенно нежным, потом он значительно окреп". Это воспоминание, по словам Синявской, она сохранила на всю жизнь. И хотя больше ей не привелось петь вместе с Паваротти, она всегда с удовольствием слушала великого тенора.

"Неизгладимое впечатление произвел на нас концерт великолепного трио: Паваротти, Доминго, Каррераса, на котором мы побывали во время гастролей в Америке", - отметил Муслим Магомаев. Как и его супруга, он тоже высоко ценил талант выдающегося артиста и высокого профессионала. "Я почувствовал, как кусок драгоценного металла откололся от огромной глыбы нашей жизни", - сказал Магомаев.

Зураб Соткилава назвал смерть Паваротти страшной утратой для всего человечества

Смерть Лучано Паваротти - "страшная утрата не только для оперного мира, но и для всего человечества", заявил народный артист СССР, солист Большого театра Зураб Соткилава. "Он нес в каждую душу частичку великой музыки; очень горько, что Лучано больше нет с нами", - заметил певец.

По словам Соткилавы, он был хорошо знаком с Паваротти. "Мы вместе пели, вместе шутили, вместе ели спагетти, - рассказал артист. - Я несколько раз бывал у него дома и мы обязательно встречались, когда он приезжал с гастролями в Россию".

"Он был очень обаятельным, открытым, добродушным и, главное, всегда старался помочь людям, - считает Соткилава. - С ним было очень легко разговаривать, совершенно не чувствовалось, что общаешься с поистине величайшим артистом. Лучано обожал розыгрыши, был настоящим жизнелюбом, поэтому так страшно, что тяжелая болезнь его все-таки победила".

В последний раз Паваротти пел в Москве 21 декабря 2003 года. Тогда он уже серьезно болел и был не в лучшей форме. Однако принимали его восторженно. "Прекрасно помню этот концерт, - сказал Соткилава. - Я пришел к нему за кулисы и он сказал: "Господи, какая же потрясающая в России публика! Они же все чувствуют, прекрасно понимают, что мое выступление не очень удачно, а при этом так хорошо меня встречают. На родине в Италии меня бы освистали. Все-таки доброта русской души уникальна".

Елена Образцова: Паваротти был "высшей планкой мирового оперного искусства" 20-го века

Великий тенор Лучано Паваротти был "высшей планкой мирового оперного искусства всего двадцатого века", заявила сегодня народная артистка СССР Елена Образцова. Она узнала о смерти коллеги и друга в Салехарде, где открывала Школу искусств.

"Мы дружили с ним 40 лет, - рассказала Образцова журналистам. - Это был человек гениальный во всех смыслах". Все выступления с Паваротти на сцене миланского театра Ла Скала, по словам Елены Образцовой, были "самыми значительными" в ее жизни. Певица уверена, что сейчас великий тенор "нас видит и слышит, и понимает как мы к нему относимся".

Хосе Каррерас потрясен известием о кончине Лучано Паваротти

Известный испанский тенор Хосе Каррерас был потрясен известием о кончине своего итальянского коллеги Лучано Паваротти. "Я очень опечален этой трагичной новостью, - сказал он. - Я считал его одним из великих теноров современности". По его словам, Паваротти всегда "был чутким, веселым и дружелюбным человеком".

Великое "трио" теноров современности - Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго - утратило свою былую мощь. "Мы должны помнить его не только как великого оперного певца, а как человека, обладающего необычайной харизмой", - сказал Каррерас. "Он был лучшим другом для своих многочисленных друзей", - подчеркнул он.

Вокальные данные Лучано Паваротти представляются редкостными. У него чистый, проникновенный голос, сочетающий металлический блеск и трепетную красоту тембра, широту диапазона и плавность переходов от одного регистра к другому. Природная музыкальность дополняется взыскательным вкусом и чувством ансамбля, которые выработаны годами. Все это дает основания знатокам приравнять его к лучшим вокалистам настоящего и прошлого.

Родился Лучано Паваротти 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена. Хотя родители Лучано и не были музыкантами, все детство мальчика прошло под пение его отца, у которого был настоящий оперный баритон. Он мог бы сделать настоящую музыкальную карьеру, но страшно боялся сцены и соглашался выступать только в маленьких залах, где в основном собирались близкие и знакомые. Отец Паваротти до сих пор не отказывается петь на небольших вечеринках, куда его часто приглашают. Карьеру оперного певца за него сделал его сын.

В юные годы будущий артист получал особое удовольствие, слушая записи знаменитых певцов, в том числе Ди Стефано, равно как, впрочем, и Марио Ланца, которого он очень ловко имитировал. Вместе с отцом Лучано мальчиком пел в хоре оперного театра в родном городе, а летними вечерами исполнял импровизированные серенады под аккомпанемент гитары. В 18 лет Паваротти записался на курсы учителей пения, а два года спустя понял, что музыка является его призванием. Произошло это после того, как отец и сын Паваротти в составе любительского коллектива приняли участие в хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс) и были удостоены высшей награды. С тех пор Лучано начал усердно совершенствовать вокальную технику под руководством педагогов А. Пола и Э. Кампогальяни.

В 1961 году Паваротти впервые победил на конкурсе вокалистов - Акилла Пери в Реджо-нель-Эмилия, - и в том же году состоялся его сценический дебют. Он выступил на сцене оперного театра в том же городке.

"Я очень волновался, когда впервые пел (партию Рудольфа. - прим. авт.) в 1961 году в Реджо-нель-Эмилия в сопровождении оркестра в «Богеме». Я тогда еще учился пению, но уже знал эту музыку наизусть. Когда же опять услышал ее звуки, пережил потрясение. На следующий год я пел в Палермо в «Риголетто» с Туллио Серафином, и впервые этот крупный дирижер заинтересовался мною…

…Хотя я победил на конкурсе Акилла Пери в 1961 году и получил возможность спеть в «Богеме» в постановке театра Реджо-нель-Эмилия, моя карьера могла тут же и закончиться. Я хорошо спел в тот вечер, но если ты никому не известен, то, как бы хорошо ты ни пел, об этом быстро забывают. Мне же просто повезло, что в тот вечер на спектакль пришел (послушать другого певца) очень известный миланский агент Алессандро Зилиани. Когда я стал его клиентом и он начал подыскивать мне работу, то я почувствовал, что будущее мне улыбается и мы с Адуей наконец можем пожениться. Итак, в тот, 1961, год я выступил с дебютом в опере, женился и, что самое главное, приобрел свой первый автомобиль".

Несколько сезонов молодой певец выступал на сценах провинциальных театров Италии и других стран Европы, в частности в Голландии и Великобритании. Он полон веры в себя и не хочет довольствоваться малым. Когда «Ла Скала» предложил ему стать дублером звезд первой величины, он решительно отказался: «Я подумал, что коли уж петь в „Ла Скала“, то нужно входить в этот храм искусства через подъезд для солистов». Как раз в это время произошло событие, во многом определившее его судьбу. В 1963 году ему пришлось заменить в «Богеме» на сцене лондонского «Ковент-Гарден» заболевшего Ди Стефано. Дирижировал Р. Бониндж, а партнершей певца стала Джоан Сазерленд - одна из лучших певиц XX века.

Важным этапом в деятельности Паваротти стал дебют на сцене прославленного миланского театра «Ла Скала». Певец вспоминает: «Другое незабываемое впечатление первых лет моей карьеры относится к 1965 году, когда я впервые выступил с Гербертом фон Караяном в „Ла Скала“, где пел партию Рудольфа в „Богеме“. Одного этого уже было бы достаточно для начинающего тенора, но в том же году я отправился в турне по Австралии с Джоан Сазерленд. Выступления с Джоан, у которой я учился виртуозному владению техникой и убедительности на сцене, были чрезвычайно важны для меня».

Вскоре Паваротти стал солистом труппы «Ла Скала». В 1968 году Паваротти дебютирует в Америке и с тех пор входит в число лучших теноров мира, чей календарь расписан примерно на два года вперед.

Какова сила искусства Паваротти, смогли понять зрители, пришедшие в один из вечеров 1969 года в Оперный театр Сан-Франциско. В разгар третьего действия «Богемы» в зале раздался грохот. Здание начало сотрясаться, закачались люстры. В панике часть зрителей вскакивает с мест и бросается к выходам. В этот момент на сцене находится Паваротти в роли Рудольфа. Он наклоняется к суфлерской будке и спрашивает: «Что случилось?» «Землетрясение», - слышит он в ответ. Артист крепче сжимает в объятиях партнершу и продолжает петь в полный голос. Зал постепенно затихает, публика успокаивается.

Если свою карьеру Паваротти начинал как типичный лирический тенор, свободно «плававший в водах бельканто», то со временем к числу его достоинств добавилось уверенное мастерство, голос приобрел тембровое богатство и полноту.

Однако Паваротти никогда не бросается в крайности и опасные эксперименты. Каждую партию он готовит тщательно и постепенно. Характерно, что Вильгельма Телля в опере Россини он поначалу спел в студии грамзаписи, где обстановка куда более спокойна, чем на сцене, и лишь потом вынес на суд публики. После тщательной подготовки он выступил в таких ролях, как Радамес и Лоэнгрин.

Затем стал петь в «Любовном напитке», «Богеме», «Эрнани», «Бале-маскараде», «Луизе Миллер», «Турандот», «Кармен», «Вертере», «Идоменее» и ряде других опер. Сегодня в его репертуаре примерно сорок партий в различных спектаклях.

Сам Паваротти говорит, что разучивание новой роли для него всегда сопряжено с определенными психологическими трудностями, - ведь в его памяти хранятся не только оперные партии, но и церковная музыка, народные песни, популярные в дни его молодости.

Словом, сейчас Лучано Паваротти - один из самых занятых певцов мира: он не только поет в опере и на концертной эстраде, но и много записывается, в том числе и вместе с поп - и рок-звездами первой величины.

С некоторыми из них Паваротти связывает долгая дружба, и есть несколько песен, которые они всегда поют вместе. Так, с известной американской актрисой и певицей Лайзой Минелли он исполнил хит «Нью-Йорк, Нью-Йорк», а вместе с Элтоном Джоном - «Живи как лошадь». Любит Паваротти выступать и со Стингом. В свое время он пел и с другими кумирами современной музыки - П. Каас, Б. Адамсом, музыкантами из группы «Куин». Певец составил два диска из таких совместных выступлений. Всего же Паваротти записал более ста дисков.

Событием в оперной жизни 1990 года, и не только, стало совместное выступление трех знаменитых теноров - Доминго, Каррераса и Паваротти.

Вот что пишет сам Паваротти:

"Мысль устроить концерт в Риме во время чемпионата мира по футболу пришла двум итальянцам - импресарио Марио Дради и режиссеру Фердинандо Пинто, связанному с римским театром «Петручелли» и с оперным театром в Бари. Если учесть плотные графики наших выступлений, то концерт был подготовлен удивительно быстро. Все утверждали, что нас невозможно собрать, что во время чемпионата мы будем заняты. Но организаторы очень постарались, и все получилось…

Выступать трем тенорам в концерте - дело совершенно новое. Я восхищался и Пласидо, и Хосе. Но мы никогда не пели вместе ни в опере, ни даже в концерте. Несмотря на ряд сложностей и разногласий - с самого первого дня пришлось решать очень много проблем, - все шло прекрасно. Например, нужно было решить, кто и что будет петь. Могли быть затруднения: ведь двое из нас могут захотеть спеть одну и ту же арию или песню. К счастью, составление программы прошло гладко.

Гораздо сложнее оказалось приготовить большое попурри для нашего исполнения. Было бы странно участвовать в одном концерте и не спеть вместе. Но что? В музыкальной литературе нет ничего написанного сразу для трех теноров. Ни один композитор не рассчитывал на такое исполнение. Мы должны были заказать попурри специально для себя. Пласидо для этого потребовался собственный аранжировщик. Нам с Хосе было все равно. Однако мне не очень понравилось то, что сделал этот человек. По моему мнению, аранжировки были сложны, если учесть, что нам предстояло только несколько коротких репетиций. Тут мы поспорили, но в конце концов нам удалось все уладить. Не совсем, конечно.

…Невозможно описать этот вечер. Термы Каракаллы казались невероятно прекрасными в свете юпитеров, установленных для телесъемки. Более рельефными стали архитектурные детали, не столь выразительные днем. Среди публики, собравшейся в Риме на чемпионат мира, присутствовало много знаменитостей: среди них были король и королева Испании.

Стоял прекрасный тихий вечер, в воздухе веяло прохладой. Я знал, что, как только каждый из нас исполнит свою первую арию, все будет хорошо. Во время пения Хосе послал воздушный поцелуй пролетавшему над городом самолету - напряжение спало, и всем стало весело. Уже тогда я почувствовал восторженный прием публики, а когда мы, заканчивая концерт, спели попурри, поняли, что успех - полный!

С той поры знаменитое трио выступило еще на трех чемпионатах мира по футболу. Скорее всего, последнее его выступление состоялось в июне 2002 года в Японии. Как сказал Паваротти, он собирается закончить петь в 70 лет, то есть в 2005 году.

Скончался великий итальянский певец Лучано Паваротти

На 72 году жизни скончался великий итальянский тенор Лучано Паваротти. Весь прошлый год он тяжело болел. 25 августа Паваротти был выписан из больницы города Модены, куда он попал двумя неделями ранее с подозрением на воспаление легких. Когда состояние "золотого тенора" стабилизировалось, он был отпущен домой, где, по данным агентства, находился под наблюдением врачей-онкологов.

Более 40 лет Лучано Паваротти был солистом знаменитого театра Ла Скала, а также выступал на лучших оперных сценах мира.

Паваротти родился 12 октября 1935 года в Модене (Италия). После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини.

Профессиональный дебют Паваротти состоялся в 1961 году - партия Родольфо в "Богеме". Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери Ковент-Гардена, Ла Скала и Метрополитен-Оперы.

В 1964 году дебютировал в США ("Лючия ди Ламермур"). Среди выдающихся достижений Паваротти: Эрнани, Герцог, Манрико, Калаф. В 1992 он открыл сезон в "Ла Скала" "Дон Карлосом" и впервые исполнил партию Отелло.

Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини). Но только партия Тонио в "Дочери полка Доницетти" (спетая сначала в театре "Ковент-Гарден" в 1966 году, а потом, в 1972 году, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера") принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (ноты до второй октавы - он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии "Quel destin").

Хотя основная специальность Паваротти - лирические белькантовые партии (Эльвино в "Сомнамбуле" Беллини, Артуро в его же "Пуританах", Эдгардо в "Лючии ди Ламмермур Доницетти", Альфред в "Травиате" Верди, Герцог Мантуанский в его же "Риголетто"), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в "Бале-маскараде" Верди, Каварадосси в "Тоске" Пуччини, Манрико в "Трубадуре" Верди, Радамес в его же "Аиде".

Успех Паваротти у публики достиг апогея в 1970–1980-х. В 2002 году Паваротти почти исчез с оперной сцены после того, как по болезни отменил свое прощальное выступление в Metropolitan. С тех пор мастер исполнял оперные партии лишь пять раз - четыре в январе 2002 года в Лондоне и в июне 2003 года в Берлине.

Новая жизнь началась в 68

В 68 лет Паваротти женился во второй раз на своей бывшей помощнице Николетте Мантовани. Брак певца с его бизнес-менеджером Адуой Верони, который длился 35 лет, распался после того, как Паваротти встретил Николетту.

Паваротти и Мантовани полюбили друг друга после того, как Николетта с 1994 года стала работать у знаменитого певца будучи еще студенткой.

Об их отношениях стало известно двумя годами позже, когда их засняли целующимися во время отпуска.

В январе у Паваротти и Мантовани родились близнецы, но выжил лишь один ребенок - девочка. От первого брака у Паваротти уже есть трое взрослых детей, а в апреле 2002 года он стал дедом.

В 2004 году великий тенор принял окончательное решение уйти со сцены, выступив на прощание в 40 городах мира, причем программа всех концертов состояла исключительно из произведений итальянских композиторов. Причиной, побудившей Паваротти завершить карьеру, стал не столько возраст, сколько лишний вес, мешающий ему петь и передвигаться.

Прощание

Выступление Лучано Паваротти в Metropolitan Opera в 2004 году должно было стать последним выходом легендарного тенора на сцену знаменитого нью-йоркского концертного зала. В интервью перед спектаклем тенор заявил, что это будет "последнее выступление на сцене" не только в Metropolitan, где он спел уже в 379-й раз, но "и везде".

В июле 2006 года Паваротти планировал возобновить свои мировые гастроли прощания со сценой. Перед отъездом из Нью-Йорка великий тенор прошел медицинское обследование, в ходе которого врачи обнаружили у него рак. Паваротти должен был посетить Финляндию, Норвегию, Австрию, Швейцарию и Португалию. Однако все запланированные на 2006 год концерты были отменены.