Избирательная кампания и ее основные этапы

Вуз: не указан

Введение 3

1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы 4

2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 7

3.Задача 13

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.

В избирательных технологиях часто полностью выпадают необходимые этапы подготовки и принятия решений. Например, практически никогда не создается достаточно полный набор альтернатив - возможный действий в период избирательной компании. Большинство мероприятий планируется исходя из аналогов других кампаний, а также тех навыков, умений и связей, которыми обладают планировщики.

Как и само определение избирательной кампании, так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной компании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.

Актуальностью данной темы является то, что для успешного функционирования политической системы необходимо активное участие граждан в общественно-политической жизни страны. Во всех современных демократических обществах основной формой политической активности граждан является участие в выборах.

Целью данной работы является изучение избирательной кампании.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть сущность избирательной кампании, определить её в широком и узком смыслах ;
  • изучить основные этапы избирательной кампании;
  • выявить субъекты избирательной кампании.

1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы

В широком смысле слова избирательная кампания - это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы. Так же избирательная кампания - это установленный законом период, в течении которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную подготовку в соответствии с установленными правилами.

В зависимости от временной последо-вательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс, или избирательная кампания, делится на несколько этапов, стадий:

1) подго-товительный этап, характеризующий ту общественно-политичес-кую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организаци-онные мероприятия, делающие возможным проведение выборов;

2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией;

3) агитационно-пропагандистская кампания;

Строго говоря, лишь последние три эта-па характеризуют непосредственно сам избирательный процесс. Однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на все его стадии.

Как и само определение избирательной кампании , так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы:

  1. Нулевой этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести разведку на местности, организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации - по залогу или по подписям.

Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

  1. Подготовительный этап или период раскачки. На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

  1. Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.
  2. Финишная прямая. Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого спали. До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо сделать что-то еще, распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

  1. Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.[ 2; с. 342-343]

Также, не стоит забывать об определении избирательной кампании в узком смысле. В этом случае, избирательная кампания представляет собой систему агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании

Рассмотрим основные этапы избирательной кампании более подробно.
1. Назначение выборов

Смысл процедуры назначения выборов - установление дня голосования.

Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации.

Региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления.

Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день - воскресенье.

2. Регистрация избирателей

Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех имеющих право голоса. Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина.

3. Образование избирательных округов и участков

Избирательный округ - территориальная единица, образуемая в соответствии с определенной нормой представительства для проведения выборов властных институтов.

Разновидности избирательных округов:

  • одномандатный округ, от которого избирается один депутат;
  • многомандатный округ, от которого избираются несколько депутатов;
  • единый округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

При образовании избирательных округов должна соблюдаться единая норма представительства.

Избирательный участок - территориальная единица в границах избирательного округа, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов

В его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, губернаторы др.

Способы выдвижения кандидатов:

  • самовыдвижение, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа избирателей;
  • выдвижение группой избирателей;
  • выдвижение политическими партиями, которое может предполагать выдвижение, как отдельных кандидатов, так и их списков.

Одним из необходимых условий регистрации кандидата может быть сбор подписей в поддержку его выдвижения.

Избирательный залог - денежная сумма, вносимая, на этапе выдвижения кандидатов как условие их регистрации, которая возвращается в том случае, если кандидат наберет установленный минимум голосов (в процентах).

5. Предвыборная борьба

На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности вступают в острую конкурентную борьбу.

Особое место в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики избирательной кампании.

Чтобы с пользой израсходовать собранные средства, необходимо иметь продуманную стратегию и тактику.

Предвыборная агитация - проводится в определенных хронологических рамках и может начинаться за определенное законом количество дней до даты голосования, со дня регистрации кандидатов.

Финансирование выборов включает расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов.

  • социологическая модель акцентирует внимание нафакторе социальной дифференциации;
  • в соответствии с социопсихологической моделью электоральный выбор определяется партийной идентификацией избирателей;
  • политико-коммуникативная модель строится на выделении в качестве определяющего такого фактора, как воздействие на электоральный выбор граждан собственно избирательной кампании;
  • модель рационального выбора основана на предположении, что электоральное поведение индивида определяется его стремлением к достижению собственных целей.
  1. Определение результатов выборов

Избирательная кампания завершается подсчетом голосов и определением результатов выборов.

Признание выборов состоявшимися или несостоявшимися зависит, в первую очередь, от числа принявших участие в выборах.

Субъектами избирательной кампании являются:

- кандидаты в органы власти, которые могут выдвигаться различными социально-политическими силами в соответствии с избирательным законодательством. В Российской Федерации право выдвижения кандидатов предоставляется политическим партиям и движениям, и в других избирательных мероприятиях; общественным организациям, группам избирателей, собравшим определенное количество подписей в поддержку кандидата или партийного списка.

Кандидаты в органы власти прямо или через помощников создают свою команду. Как правило, в ее состав входят следующие участники избирательной кампании.

- доверенные лица, основная функция которых состоит в том, чтобы расширить представительские возможности кандидата в избирательной среде, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата.

- группа поддержки кандидата, задача которой состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах избирателей с кандидатами, при проведении дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;

- агитаторы - особая группа членов команды, собравшим определенное количество подписей в поддержку которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;

- члены команды , осуществляющие связь со средствами массовой информации. Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к СМИ может иметь различную эффективность в зависимости от профессионализма этих членов команды.

В команду кандидатов можно с определенной долей условности включить спонсоров, оказывающих материальную поддержку кандидатам в надежде реализации через них своих интересов. В нее также могут входить |представители партий, движений и частные лица -добровольцы, поддерживающие кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти является группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в получении необходимой для кандидата объективной информации. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды, как правило, при всех благоприятных условиях претензии кандидата на победу нереальны. Решающим участником выборов являются избиратели - люди, проживающие на территории избирательного округа и обладающие правом голоса. От их выбора зависит результат кампании. Рассмотрим более подробно действие субъектов избирательной кампании на каждом этапе (таблица 1).

Таблица 1. Действия субъектов на этапах избирательной кампании

Субъекты

Действия субъектов

1 нулевой

Кандидаты

Выбирают округ для выдвижения кандидатуры, набирает команду

2 подготовительный

Команда кандидата

Разрабатывает основную концепцию предвыборной программы и имидж кандидата

3 этап плановой работы

Команда кандидата

Распространяет листовки, брошюры и др. среди населения

4 финишная прямая

Кандидаты и его команда

Усиленно проводят свою компанию, ведут дебаты между кандидатами.

5 отчетный

Избиратели

избирательной компании

И, наконец, проведение выборов обеспечивается государственными структурами - избирательными комиссиями, органами власти, судами, роль которых заключается в создании организационно-правовой инфраструктуры избирательной кампании: соблюдение законности и организация регистрации кандидатов, “нарезка” избирательных округов и избирательных участков, оповещение избирателей о проводимых выборах, организация проведения выборов, слежение за соблюдением правовых норм при выборах, подведение их итогов, а также извещение избирателей о результате выборов.

Рассматривая участие в выборах с позиции кандидата, можно выделить предпринимаемый им и его командой ряд конкретных шагов, составляющих процедуру избирательной кампании (рис. 1).

Рисунок 1. Процедура избирательной кампании кандидата

3.Задача

Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовали 4% избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В - 5%, за партию С - 77%, за партию D - 1%, за партию N - 6%. Покажите, какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и объясните почему.

К распределению мандатов будут допущены партии B, С и N, так как в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.

Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные этапы избирательной кампании, которые, независимо от типа выборов, схожи.

После объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов, этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией. Затем следует период предвыборной борьбы, который заканчивается голосованием Голосование может проводиться в один или несколько туров. После голосования наступает период подведения итогов выборов и включение избранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.

Подводя итоги, стоит отметить значение выборов в целом. Выборы — это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов государства и органов местного самоуправления, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Список использованной литературы

  1. Забурдаева Е.В. Политическая кампания: стратегии и технологии // Е. В. Забурдаева: Учебное пособие- М.: Аспект Пресс, 2012.
  2. Зиновьев А . В . Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России / / Государство и право . М ., 2012 . N 1. С. 15-23
  3. Мальцев В. А.. Справочное пособие по курсу "Конституционное (государственное) право зарубежных стран": Учебное пособие для студентов-заочников. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. — 328 с., 2011.
  4. Пугачев В.П. Введение в политологию / Пугачев В.П, Соловьев А.И. Учебник, 3-е изд., 2010. - 392с
  5. Сухарев А. Я. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2013.

    Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Избирательная кампания

Избирательная кампания представляет собой комплекс агитационных мероприятий, организуемых и проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Наряду с ними в избирательной кампании участвуют разного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Предвыборная агитация проводится с помощью собраний и митингов, печатных и электронных средств массовой информации, расклейки предвыборных афиш и плакатов и т. д. Сроки, порядок и формы проведения агитации, источники финансирования и т. д. более или менее строго регламентируются соответствующим законодательством.

Можно сказать, что избирательная кампания - это развернутый во времени процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Речь идет, во-первых, о назначении конкретной даты выборов; во-вторых, об образовании избирательных округов и участков; в-третьих, о начале и завершении регистрации избирателей; в-четвертых, о выдвижении и регистрации кандидатов; в-пятых, о начале и завершении предвыборной борьбы; в-шестых, о голосовании; в-седьмых, о подсчете поданных на выборах голосов.

В разных странах конкретная дата выборов назначается по-разному. При этом должны учитываться сроки, в течение которых кандидаты и политические партии получают возможность развернуть полноценную избирательную кампанию.

В США день голосования строго фиксирован. Так, голосование на выборах президента и членов конгресса проводится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года, а так называемые промежуточные выборы в конгресс - в тот же день следующего четного года. Однако в большинстве стран заранее определенной даты выборов нет, поэтому необходимо принятие специального акта или решения соответствующего государственного органа, устанавливающего конкретную дату голосования.

В России выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации. Днем голосования является

первое воскресенье месяца, в котором истекает срок избрания нижней палаты прежнего созыва. Выборы Президента России назначаются Советом Федерации, а днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проходили предыдущие президентские выборы. Выборы в органы законодательной власти субъектов Федерации унифицированы с принятием Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с этим Законом региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации. Конкретная дата голосования так же, как и на федеральных выборах, определяется в зависимости от сроков полномочий региональных органов власти. Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления. Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день - воскресенье.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются установленными законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов.

Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общее количество времени, отводимого СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Первый - это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Его суть состоит в том, что всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. С одной стороны, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении.

Второй принцип - это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника. Третий принцип - нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.

Важное место в избирательной системе занимает институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избирателей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и, когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.

По-иному обстоит дело в США. Там регистрация для участия в выборах является сугубо личным делом самого голосующего. Она осуществляется специальными уполномоченными для этой цели чиновниками городских округов и графств, а также местными избирательными комиссиями и бюро. Одна из главных целей института личной регистрации избирателей состоит в том, чтобы дать руководителям избирательных участков возможность установить личность голосующего и определить, является ли он жителем данного избирательного округа и обладает ли правом голосовать на предстоящих выборах. В известной мере этим объясняется введение ценза оседлости в качестве одного из условий допуска граждан к избирательным урнам. От лиц, желающих участвовать в голосовании, требуется предоставить удостоверение личности, подтверждающее место жительства и гражданство.

Система личной регистрации предусматривает периодическое обновление избирательных списков. Причем сами кандидаты должны также периодически возобновлять свою регистрацию. Чтобы добиться права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претендентам на ту или иную должность. Такие требования могут включать минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т. д.



Например, согласно Конституции США президентом страны может стать американский гражданин по рождению в возрасте не моложе 35 лет и проживающий в пределах США не менее 14 лет. Претенденты в члены палаты представителей должны быть жителями штата, но необязательно конгрессистского дистрикта, от которого они избираются. В ряде штатов кандидатами на такие должности, как судьи,

генеральные прокуроры, прокуроры, могут быть только практикующие юристы с определенным стажем по данной профессии. Подобные требования могут предъявляться к претендентам и на другие выборные должности.

Для участия в выборах установлен возрастной ценз. До конца 60-х годов нынешнего века во многих странах избирательное право предоставлялось с 21-23 лет. Но в ходе широких молодежных и студенческих движений конца 60-х - начала 70-х годов этот ценз во многих странах был снижен до 18 лет: в США - в 1971 г., в ФРГ и во Франции - в 1974 г., в Италии - в 1975 г. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, в зависимости от властного уровня установлен более высокий возрастной ценз, скажем, 23-25 лет в нижнюю и 30-40 лет в верхнюю палаты парламента.

Для проведения выборов, в зависимости от их характера (всеобщие, региональные, местные), вся территория страны, области, провинции, района разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один. Как правило, избирательные округа создаются так, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата.

Организация и проведение избирательных кампаний в разных странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства или парламент назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультант по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и соответственно заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Несколько иная технология организации и проведения президентской избирательной кампании в Соединенных Штатах. Официально она начинается в феврале года выборов с праймериз в штате Нью-Гэмпшир и завершается в первый вторник после первого понедельника в ноябре избранием президента и других выборных должностей. При этом избирательная кампания проходит два этапа.

На первом этапе - этапе первичных выборов - борьба разворачивается между претендентами на номинацию внутри партий. Этот этап завершается общенациональными съездами партий, которые, как правило, созываются в июле-августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и утверждают официальных кандидатов партий на посты президента и вице-президента страны, а также формулируют и принимают их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу (второй этап) и завершается избранием президента, вице-президента и других выборных должностных лиц в первый понедельник после первого вторника в ноябре.

Следует отметить также специфику процедуры избирания президента США, которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других странах. Здесь избиратели формально как бы

прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации 50 штатов и федерального округа Колумбия предоставляют список кандидатов соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Они выступают в качестве партийных агентов, обязанных морально и политически поддерживать кандидата своей партии.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от 2 до 6 лет, в зависимости от страны и должности.

Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны для того, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями. Так, в США и России срок пребывания президента у власти - четыре года. Одно и то же лицо не может занимать этот пост больше чем два срока подряд.

Часть 1

Принятие решения об участии

    Подумайте о своей мотивации. Возможно, вы уже давно подумывали о выдвижении на пост, а может, ваши друзья, семья, коллеги или преподаватели считают, что из вас получился бы отличный лидер. Прежде чем принять решение о начале кампании, хорошо обдумайте, чем вызвано такое желание. Задайте себе следующие вопросы:

    • Почему вы этого хотите? Вы ищете признания и авторитета, которые может принести вам избрание на должность, или вы желаете представлять определенную группу людей и служить их интересам? Почему?
    • Если вы решите баллотироваться, вас попросят сформулировать причины, по которым вы боретесь за этот пост, так что для начала вам нужно четко представлять их самому.
  1. Определите свои сильные стороны. Почему вы считаете, что лучше всех подойдете на эту должность? В чем ваши личные преимущества? Например: вы истинный энтузиаст и обладаете познаниями в данной сфере; вы активны и энергичны; вы хорошо умеете взаимодействовать с людьми?

    • Вы должны быть в состоянии объяснить, что отличает вас от других кандидатов и как хорошо вы способны справиться с задачей.
  2. Определите свои слабые стороны. Что вызывает у вас трудности? Возможно, вам тяжело справляться с проектами в условиях конкуренции? Помешает ли это провести кампанию или справиться с обязанностями на будущем посту?

    • Вы должны знать свои слабые стороны так же хорошо, как и сильные, чтобы скомпенсировать их или полностью исправить.
  3. Решите, готовы ли вы взять на себя эту задачу. Хватит ли вам времени и сил справиться как с проведением кампанией, так и с работой на посту, если вас выберут?

    • Вы должны быть уверены, что сможете полностью посвятить себя кампании и (как вы надеетесь) работе на посту, и вам нужно будет убедить свою команду и избирателей, что вы достаточно хороши, чтобы справиться.
  4. Попросите о характеристике тех, кому вы доверяете. Перед принятием решения о выдвижении своей кандидатуры вы должны начать с самооценки, но человек не всегда способен составить объективное суждение о своем характере и способностях. Поговорите с надежным другом или наставником и расскажите ему, что намерены баллотироваться.

    • Попросите их описать, что они считают вашими сильными и слабыми сторонами, и внимательно выслушайте ответ, не вступая в спор.
  5. Приготовьтесь проделать долгий путь. Прежде чем вы решите участвовать в выборах, вникните в детали и как можно более реалистично наметьте, что именно вам предстоит. Подумайте о следующем:

    • Как долго продлится кампания? Сколько часов в день или в неделю вам придется ей в среднем уделять? Каковы ваши другие обязанности и сколько времени вы должны посвящать им? Убедитесь, что сможете совмещать все эти занятия, сохраняя при этом без физическое и психическое здоровье.
  6. Выберите дело, которому вы преданы. Возможно, вы решили участвовать в выборах, чтобы набраться опыта или обзавестись связями, полезными для вашей карьеры. Это стоящие цели, однако имейте в виду: если вы действуете не от чистого сердца, избиратели могут это увидеть.

    • Кроме того, вам нужно будет сохранять энтузиазм к работе на своем посту в случае победы, а значит, если дело интересует вас на самом деле, это поможет вам продолжить начатое.
  7. Продолжайте привлекать сторонников во время предвыборных мероприятий. Когда команда набрана и кампания начата, не совершайте ошибку, прекратив вербовать сторонников. Во время предвыборных мероприятий всегда приглядывайтесь к участникам – среди них могут оказаться достойные кандидаты в вашу команду.

    Делегируйте обязанности. Когда вы собрали команду, вам предстоит много работы. Неважно, насколько вы талантливы, энергичны или умны – вы не сможете (и не должны) справиться со всем в одиночку. Важно научиться делегировать задачи членам команды и предоставлять им свободу действий по их выполнению.

    • Вам придется как следует поработать, чтобы найти правильный баланс: вы отдаете людям контроль над их участком работы, но, в то же время, продолжаете нести ответственность за любые действия, связанные с вашей кампанией. Если члены команды увидят, что вы доверяете им важные поручения, они будут более мотивированы и постараются вас не подвести.
  8. Будьте готовы к черной работе. Хотя вам и не придется взваливать на себя всю работу в ходе кампании, не отказывайтесь браться за скучные, рутинные занятия. Будьте готовы встать рано, чтобы расклеить листовки, время от времени сходить за кофе, и не считайте, что снять ксерокопию – это ниже вашего достоинства.

Часть 3

Начало кампании

    Разработайте четкую программу. Когда вы решили участвовать в выборах, вам нужно разработать свою платформу и сформулировать понятное и запоминающееся обращение к избирателям.

    • Слоган вашей избирательной кампании должен быть кратким, отражать суть и легко запоминаться.
    • Ищите образцы и старайтесь выделить общие характеристики успешных кампаний и кандидатов, которые предшествовали вам.
    • Однако большое значение при проведении кампании имеет ваша готовность рисковать и действовать по-своему. Вам нужно отличаться от других, и если вы стремитесь изменить существующее положение вещей и руководить по-новому, продемонстрируйте избирателям вашу непохожесть и уникальность.
  1. Разработайте привлекательный логотип. В продвижении вашей кампании будут использоваться плакаты, листовки, значки. Уделите достаточно времени разработке логотипа и придумайте такой, чтобы он бросался в глаза, выражал идею и был визуально привлекательным.

    • Эту задачу полезно будет делегировать члену команды с дизайнерским или художественным образованием.
  2. Позаботьтесь о сувенирах. Не забудьте выделить в бюджете кампании статью на сувенирную продукцию, которую вы будете раздавать во время мероприятий. Футболки или ручки с вашей символикой – самый очевидный и относительно дешевый вариант.

    • Подумайте о чуть более дорогих вещах для тех, кто готов сделать существенное пожертвование или агитировать за вас. К примеру, вы можете заказать несколько тканевых сумок с вашим логотипом или же чехлов для смартфона или iPad ваших фирменных цветов, украшенных слоганом кампании.
  3. Изучайте факты. В какой-то момент кампании вам придется выступать с речью или участвовать в дебатах. Вам необходимо не только четко сформулировать свое обращение и план действий, но и быть в состоянии привести конкретные доказательства в поддержку вашей позиции.

    • Собирайте и запоминайте результаты соответствующих исследований, опросов, отзывов. Например, если вы выдвигаетесь на должность в городском совете и хотите способствовать снижению преступности, вам нужно твердо знать текущую статистику преступлений. Будьте также в состоянии привести примеры других городов, которые успешно справились с похожими проблемами, и продемонстрировать знание их действенных стратегий.
  4. Запустите сайт для сбора средств. Вам понадобятся деньги на оплату сувенирной продукции, предвыборных плакатов и листовок, на покрытие дорожных расходов и других издержек. Организуйте сбор пожертвований, создав свою страницу на специальном сайте (indiegogo.com, gofundme.com, kickstarter.com, российские аналоги – planeta.ru, smipon.ru).

    Собирайте деньги оффлайн. Не отвергайте традиционные способы сбора средств: вам нужно научиться непосредственно просить у людей денег. Даже если у вас есть онлайн-платформа для перечисления пожертвований, вы начнете с установки контактов и личных просьб. Затем вы можете направить потенциальных жертвователей на ваш сайт и попросить их давать другим ссылки на него.

    Просите вежливо и прямо, затем ждите ответа. При сборе средств нет смысла ходить вокруг да около. Дайте человеку понять, что собираете средства, чтобы в дальнейшем осуществить перемены к лучшему. Кратко изложите свое программное заявление (вам нужно подготовить его в нескольких словах заранее) и обратитесь с просьбой.

    В поисках средств говорите со всеми и каждым. Не ограничивайтесь теми, кто, на ваш взгляд, располагает большими деньгами. Вас может удивить щедрость тех, кто далеко не так хорошо обеспечен, и даже маленькие суммы внесут вклад в ваш фонд.

    Предлагайте награду за пожертвования. На этом этапе окупится время, потраченное на дизайн и заказ сувениров. Убедитесь, что на вашем сайте для сбора средств прописано, какие подарки полагаются за ту или иную перечисленную сумму. Они послужат не только дополнительным маленьким стимулом сделать пожертвование, но и останутся у человека как материальное напоминание о вашей кампании – и могут напомнить ему пойти и проголосовать за вас в назначенный день.

    Благодарите индивидуально тех, кто вам помог. Хоть это и потребует дополнительной работы и организации, обязательно поблагодарите лично всех, кто пожертвовал вам средства или работал волонтером. Благодарственные письма по-прежнему в ходу в наши дни, так что рассылайте их – но не одно и то же шаблонное сообщение всем подряд!

Часть 4

Работа с общественностью

    Узнайте, кто действительно имеет влияние на людей. Когда вы начинаете обращаться к публике, вы хотите, чтобы ваши заявления были замечены теми, кто обладает реальной властью, связями и влиянием. Какой бы привлекательной ни казалась идея сфокусировать все усилия на тех, кто богат или занимает высокий пост, вас может удивить, кто на самом деле воздействует на общественное мнение.

    • Например, если вы выдвигаетесь на должность в местном совете небольшого городка, вы можете совершить ошибку, не обратившись к владельцу самого популярного бара, где собираются все местные. Поддержка одного такого человека может изменить очень многое.
  1. Определите свою аудиторию. Вы не можете угодить всем, поэтому важно понимать, кому, в первую очередь, адресовано ваше обращение и ваш план на будущее.

    • К примеру, если вы баллотируетесь в студенческий совет и предлагаете реструктуризировать систему факультативных занятий, вам нужно сконцентрировать усилия на студентах младших курсов, так как они смогут дольше пользоваться преимуществами вашего плана.
  2. Обращайтесь к разной аудитории по-разному. В то время как ваша предвыборная платформа должна оставаться неизменной (скажем, не обещайте одной целевой группе, что будете выступать против роста налогов, а другой – что поддержите увеличение налогов на общественные организации), подбирайте форму и содержание выступления, соответствующие данной аудитории. Вы должны знать, какие проблемы волнуют ту или иную группу, и говорить с ней на одном языке.

    • Например, если вы встречаетесь с пенсионерами, они будут ожидать, что вы будете вести себя более формально и говорить на темы, которые непосредственно затрагивают их – например, доставка продуктов и другая помощь тем, кто уже не может выходить из дома.
    • Когда вы встречаетесь с молодыми избирателями, излишняя формальность может их оттолкнуть. Молодежь оценит отсылки к современной культуре и такие темы, как предложения по трудоустройству недавних выпускников.
  3. Создайте и поддерживайте вебсайт. Вам следует создать сайт, который смогут посещать ваши потенциальные избиратели – в особенности, если кампания продлится несколько недель или месяцев. На нем вы четко изложите свою предвыборную платформу и мнение по связанным вопросам. Там также должен быть календарь всех грядущих событий и мероприятий. Можете включить отзывы и слова поддержки от ваших сторонников.

    Указывайте веб-адрес на всех своих материалах и регулярно обновляйте сайт. Чтобы воспользоваться всеми преимуществами сайта, сделайте так, чтобы избиратели знали о его существовании и с легкостью могли его найти. Поэтому его адрес должен быть напечатан на всех материалах, относящихся к вашей кампании.

    Используйте традиционные средства массовой информации. Здорово, когда вы обеспечили свое присутствие в Сети во время избирательной кампании, но Интернет не должен быть вашей единственной площадкой для агитации. Если вы можете себе это позволить, полезно будет разместить материалы в местных газетах, на радио и телевидении. Эти СМИ часто видятся людям более серьезными, нежели Интернет, и ваше обращение достигнет тех избирателей, которые редко пользуются или не пользуются современными технологиями.

    Пусть люди запомнят ваше имя. Узнаваемое имя – ключ к успеху на любых выборах. Избирателям зачастую некогда или неинтересно тщательно изучать и анализировать программу кандидатов. Часто люди просто голосуют за того, чье имя или лицо они помнят (отчасти из-за этого так тяжело победить на выборах тех, кто уже занимает пост и выдвигается повторно).

  4. Экономьте деньги там, где можно сэкономить. Если у вас есть деньги, расходуйте их на профессионально исполненные материалы, но имейте в виду и более дешевые способы продвижения своего имени.

    • Например, добрые старые рисунки на асфальте могут сослужить службу в дни перед школьными или институтскими выборами. Пусть кто-то из членов команды, умеющий хорошо рисовать, покроет привлекающими взгляд рисунками дорожки и тротуары.
    • Развешивая наглядные материалы или оставляя сообщения на тротуарах, заручитесь разрешением местной власти или собственников недвижимости.

Одна из наиболее значимых и насыщенных технологиями политических кампаний – избирательная кампания, в ходе которой разворачивается борьба претендующих на места во властных структурах партий и лидеров. В законодательстве Российской Федерации избирательная кампания определяется как заключительный этап избирательного процесса по выборам в конкретный орган государственной власти – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения об их назначении до дня представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств. Известно, однако, что на деле предвыборная борьба начинается задолго до официального старта. Определим ее как совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или общественно-политической организацией определенных результатов по итогам выборов, а избирательную технологию – как способ ведения избирательной кампании.

Основные субъекты избирательной кампании – кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи (повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т.п.). Важнейшая роль избирательных комиссий состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы.

Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых при этом связей образует поле избирательной стратегии (рис. 4).

Прежде всего как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты – определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему, с одной стороны, как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических "тяжеловесов" помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания. В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих "тяжеловесов" среди населения и прежде всего тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу.

Рис. 4.

Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Поддержка партий дает кандидату к тому же дополнительный организационный ресурс. В электоральном отношении в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Существенной является поддержка (или противодействие) со стороны государственных органов. По и партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. На выборах же руководителей администраций преимущество может дать в одних случаях демонстрация надпартийной позиции, в других – партийной принадлежности.

Необходимость правильного позиционирования в промышленно-финансовой элите связана не только с естественной потребностью кандидата в финансовой поддержке на выборах. Поддержка крупных промышленников и банкиров в зависимости от их репутации способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей. К тому же кандидат (или партия) не может не понимать, что понятие свободного мандата существует для избирателя, но не для спонсора.

Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов, и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части.

И в конечном счете главное – правильное позиционирование в структуре электората, для чего осуществляется его сегментирование , т.е. разбиение на социальные группы по демографическому, профессиональному, территориальному признакам, уровню доходов, политическим предпочтениям, и определение тех групп, опора на которые обеспечит победу. Формирование имиджа должно отвечать их ожиданиям. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам.

Наконец, выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из СМИ, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.

Способы позиционирования, конфигурация и использование информационного пространства закладываются в содержание стратегии избирательной кампании – совокупности ключевых идей, основной и вспомогательных тем кампании, – реализация которой призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраивается тактика избирательной кампании – основные направления и этапы, мероприятия, структура, план-график, структура управления, а также более частные планы – календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т.д.

  • – победа на выборах, получение искомого мандата – "естественная" цель выборной кампании;
  • – сокрушительная победа, – в случаях, когда простой победы бывает недостаточно;
  • – повышение уровня известности и формирование имиджа (так называемая "раскрутка") с прицелом на следующие выборы;
  • – получение трибуны в рекламных целях – для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и т.п.;
  • – демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
  • – оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии), – чтобы не допустить срыва выборов, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, оттенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т.п.

В каждом из этих случаев выстраивается своя стратегия, ориентированная на соответствующую цель. При этом "естественную" цель предвыборной кампании – победить на выборах – очень часто преследует меньшинство ее участников. Важно понять и учесть в стратегии цель каждого.

В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем виде можно разделить ее на две части: до и после объявления выборов.

Первая из них, скрытая и, как правило, наиболее продолжительная, – предварительная, она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат (или партия) решил, что будет претендовать на мандат. Здесь реализуются задачи позиционирования в политической и промышленно-финансовой элите, среди политических партий, формируются ожидания избирателей и имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии и их лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы – ресурсы исполнительной власти. У их оппонентов – свои ресурсы. Главное преимущество оппозиции – возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки при отсутствии ответственности за решения и действия власти. На этой стадии борьба ведется скрытно, завуалированно, без прямой агитации. Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, первая ее часть – подводная.

Видимая, хотя тоже не полностью, надводная часть айсберга – вторая часть избирательной кампании, – с момента объявления выборов начинается официальная предвыборная кампания. На этой стадии на первый план выступает задача формирования и продвижения позитивного, соответствующего ожиданиям избирателей имиджа предлагаемого им "политического товара" – обобщенный образ, портрет личности или организации, формируемый в представлении общественности. Элементами политического имиджа являются личностные и социальные характеристики лидеров и партий – биографические данные, внешний вид, политический вес, предвыборные программные установки и т.п. Эту часть избирательной кампании можно, в свою очередь, разделить на три качественно разных этапа.

Первый этап – выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа – сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего "снятия с дистанции" в судебном порядке. В то же время сбор подписей – хороший "информационный повод" для косвенной агитации. На этом этапе происходит "всплытие" основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий.

После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании – начинается второй этап. В этот период разворачивается непосредственная борьба за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона стремится на этом этапе преподнести избирателям образ своего кандидата в максимальной степени отвечающим сформированным к этому времени ожиданиям и представить главных оппонентов в образе "антигероя". Главная задача этапа – совмещение в сознании избирателей их ожиданий с имиджем кандидата (партии).

Третий этап – самый краткий, но не менее ответственный – голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа – контроль на избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. На этом этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют. Используются, например, личные связи сторонников для обеспечения явки: нет ничего предосудительного в том, чтобы позвонить приятелю и назначить ему встречу за бутылочкой пива на избирательном участке.

Если в ходе голосования или подсчета голосов вскрываются грубые нарушения избирательного законодательства, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, возможен еще один, четвертый этап – процедура опротестования итогов голосования в суде. На практике эта возможность реализуется очень редко, в том числе и по причине отсутствия должного контроля команд. В некоторых случаях, однако, наличие документально оформленных свидетельств грубого нарушения используется для оказания давления на победителя с целью получения определенных политических дивидендов: при распределении постов, принятии решений и т.п. Вот почему необходимо с самого начала официальной избирательной кампании обеспечить ее плотное юридическое сопровождение.

Избирательным правом многих стран, включая Россию, во многих случаях предусматривается второй тур голосования. Если кандидат в первом туре не набрал необходимого для победы числа голосов, назначается второй тур. Тем самым появляется еще один этап, который распадается на два подэтапа с задачами второго и третьего этапов основной кампании. Возможен синтез двух последних случаев: второй тур плюс опротестование итогов голосования в суде.

Наконец, на следующий день после официального вступления в должность либо получения депутатского мандата победитель, хочет он того или нет, начинает первую, фоновую часть новой избирательной кампании. Каждый его шаг будет оцениваться как позиционирование в политической и промышленно-финансовой элите, среди партий и электоральных групп.

Кампания является одной из стадий выборного процесса, предполагает официальную регистрацию и выдвижение кандидатов (претендентов), их предвыборную борьбу, направленную на ознакомление избирателей с их платформами и программами, личностью. На основании всего вышеизложенного население делает выбор.

Избирательная кампания начинается после назначения даты выборов, формирования выборных округов, создания комиссий, а также уточнения списка участвующих избирателей. К последующим стадиям относят сам ход голосования, подсчет всех голосов, определение итогов. Совокупность всех этапов выборного процесса называется При этом каждая стадия довольно жестко регламентирована соответствующим законодательством.

Предвыборный этап включает в себя борьбу конкурирующих претендентов за голоса избирателей путем разъяснения достоинств своих программ. Для этих целей применяются СМИ, проводятся встречи с голосующими, используются и другие технологии избирательных кампаний.

Средняя длительность предвыборной стадии от трех недель до месяца. Однако в некоторых государствах этот этап продолжается больше. Дата начала предвыборной стадии зависит от даты назначения голосования (дня выборов). В некоторых случаях она определена законом раз и навсегда, в прочих - дата голосования назначается парламентом или Избирательная кампания, как правило, заканчивается за сутки до дня выборов.

В законодательстве большинства государств выдвижение претендентов происходит по принципу свободного выдвижения. К процессу предъявляется минимум формальных требований. Так, в случае самостоятельного выдвижения необходима поддержка претендента набольшим количеством избирателей в округе (не более 30); если выдвигает кандидата группа избирателей, то ее численность должна быть несколько сотен человек и т.д.

Согласно общему правилу, закон о выборах не вмешивается в отношения внутри партий.

В качестве условия при регистрации претендента во многих государствах принимается предвыборный залог. Если кандидат не смог собрать определенного минимума голосов по закону, залог не возвращается. Следует отметить, что обычно его сумма относительно невелика.

Альтернативность выборов призвана обеспечивать свобода при выдвижении претендентов. В некоторой степени данная цель достигается. Однако, в общем, выдвижение кандидатов является монополизированным процессом. Об этом свидетельствует весьма незначительное количество самовыдвиженцев (независимых претендентов) в парламентах многих государств.

В отличие от регистрации и процесса выдвижения является процессом, подвергающимся более жестоким законодательным ограничениям. Избирательная кампания на этом этапе регламентируется с целью предотвращения давления на избирателей, их подкупа, введения в заблуждение и т.п. Кроме того, таким образом все претенденты становятся в равные условия борьбы. Вместе с этим «равенством» неотъемлемыми правилами проведения агитации считаются нейтральность (невмешательство должностных лиц, госаппарата в ход борьбы) и лояльность (претендент со своей командой не должен применять порочащие соперников слухи и прочие фальсификации). Стратегия избирательной кампании предполагает право избирателя проверять факт занесения его в списки голосующих, обращаться в суд в случае нарушения его прав.

Необходимо отметить, что недостатки предвыборных «гонок» часто являются результатом недостаточного совершенства законодательства о выборах. Имеют место злоупотребления в процессе выдвижения при сборе необходимого количества подписей, кроме того, избиратель не всегда может получить достаточный объем информации по составу списков партий и прочего.