Как один мужик двух генералов прокормил смысл. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ. Сатирические методы в сказке о мужичке и двух генералах

Основными героями сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» являются, как это ни удивительно, один крестьянин и два генерала.

Оба генерала являются бывшими чиновниками, которые всю свою жизнь посвятили работе в регистратуре, и, следовательно, ничего в этой жизни не умели и не понимали. Генералы живут в Петербурге, оба являются чиновниками 4-го класса, имеют отличную пенсию и ни в чем не нуждаются.

Генералы – необразованные, глупые люди, они абсолютно неприспособленные к жизни. Они не читали книг, у них маленький словарный запас, и они даже не подозревают, откуда берется еда на их столах.

В какой-то момент генералы оказываются на необитаемом острове. Вокруг ни души, а кушать генералом хочется. Вдруг они находят крестьянина, и заставляют его работать на них. Крестьянин, будучи покорным и забитым человеком, полностью подчиняется изуверам. Он не способен дать отпор своим новым хозяевам.

Генералы отдохнули, генералы наелись, генералам стало скучно, и они решают вернуться в родные дома. Они заставляют крестьянина построить маленький кораблик, и все вместе плывут домой. Разумеется, генералы и не думают помочь своему «слуге», они лишь едят селедку, которую он ловит, и ругают его за тунеядство. Мол, вот ведь глупый и ленивый мужик, не может даже ветер успокоить.

В конце концов, наши герои все-таки приплыли в Петербург. И тут читатель может подумать, что генералы вновь показали себя плохими людьми и не отблагодарили крестьянина за свое спасение. Но нет – они отправили ему аж рюмку водки. И целых пять копеек! Веселись, мол, мужик!

Этой сказкой Салтыков-Щедрин хотел показать всю мерзость российского общества того времени. Генералы, будучи людьми темными, невежественными, ни к чему неспособными, находят себе простого мужика и делают из него своего холопа. А мужик, в свою очередь, будучи человеком робким, не может сказать нет злым генералам. Хотя именно они находятся в зависимости от крестьянина, и никак не наоборот.

Описание героев

Несколько интересных сочинений

  • Чему учит рассказ Кавказский пленник 5 класс сочинение

    Чему научил этот рассказ именно меня. Рассказ Кавказский пленник основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал Русский вестник.

  • Образ и характеристика Александра Адуева в романе Обыкновенная история

    В романе Гончарова «Обыкновенная история» главным героем является молодой дворянин Александр Федорович Адуев. Он из семьи, имение которой находится в полутора тысячах верст от Петербурга.

  • Лето мое самое любимое время года. Потому, что каждый день летних каникул наполнен яркими впечатлениями, новыми событиями, интересными знакомствами.

  • Твір роздум Справжній друг

    Дружба - це невід"ємна частина життя кожної людини. Мабуть, не існує людини, яка не мала би друзів. Дружба дуже допомагає в житті кожному, скільки б друзів в тебе не було. Але який сенс треба вміщувати

  • Сочинение по картине Васнецова Царевна-несмеяна

    Российский живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свою картину «Несмеяна-Царевна» в период с 1916 по 1926 год. Некоторые критики высказывают мнение, что полотно отражает положение России в то время.

Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм . Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка , и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими . Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были» , предвещающий развитие фантастических событий; кульминация , то есть, встреча генералов с мужиком; развязка , «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

В сказке можно условно выделить две сюжетные линии : до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов . Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре» , «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа , который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки , хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка , в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

Проблематика:
⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью;
⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

Сказочный зачин:
«Жили да были два генерала … »

Завязка:

Два генерала оказываются на необитаемом острове.

Кульминация:

Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

Развязка:

«Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик —
«рюмку водки да пятак серебра».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание
совсем ещё не готово к свободе.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание.
⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Сочетание реального и фантастического : на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп.
⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой.
⦁ Смешанный стиль речи : фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова.
⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.

В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.

Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.

Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?

История создания

Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».

Смысл названия

Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.

Главная тема «Повести» — источник благополучия социальных верхов.

Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».

Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена. В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии. Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.

Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.

Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».

Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.

Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.

Проблематика

Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.

«Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.

Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.

Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.

Слайд 1

А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? – радостно сказал он. - То есть как…мужика? - Ну да, простого мужика… Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы! Прочитайте выразительно. Сформулируйте тему урока. Кто автор этих строк? Из какого произведения этот отрывок?

Слайд 2

Творчество М. Е. Салтыкова - Щедрина
Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 3

Цель урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством писателя. 2. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Слайд 4

М. Е. Салтыков - Щедрин
«Я писатель. В этом моё призвание».

Слайд 5

№ п/п Вопрос Ответ
1. Когда и где родился М.Е.Салтыков-Щедрин?
2. Какова настоящая фамилия писателя?
3. Кто были родители писателя?
4. Где учился писатель? Кто занимался его образованием?
5. После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку (на 7 лет)?
6. Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?
7. Какое общее значение имеют сказки Салтыкова-Щедрина?

Слайд 6

№ п/п Вопрос Ответ
1. Когда и где родился М.Е.Салтыков-Щедрин? 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии
2. Какова настоящая фамилия писателя? Салтыков
3. Кто были родители писателя? Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца.
4. Где учился писатель? Кто занимался его образованием? Московский дворянский институт Царскосельский лицей Крепостной живописец Павел, сестра Надежда
5. После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку (на 7 лет)? «Запутанное дело»
6. Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин? Рязань, Тверь
7. Какое общее значение имеют сказки Салтыкова-Щедрина? «Сказки для детей изрядного возраста»

Слайд 7

Каждую вещь надо называть ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказках. Г.Х.Андерсен.

Слайд 8

«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Салтыков-Щедрин шёл навстречу новому кругу читателей – грамотным людям из народа, которых, по словам Л. Н. Толстого, «надо считать сотнями тысяч, чуть ли не миллионами». Кроме того, сказочная фантастика служила средством художественной конспирации: открывала возможность в завуалированной форме ставить самые острые проблемы общественной жизни.

Слайд 9

Что такое сказка?
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях

Слайд 10

М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник
«Я писатель. И в этом моё призванье»

Слайд 11

Терминологический диктант
1. Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане. 2. Иносказание, в котором определенная мысль или понятие передаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности. 3. Эмоционально окрашенное определение. 4. Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности. 5. Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца). 6. Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка. 7. Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков. 8. Едкая, язвительная насмешка.

Слайд 12

№ п/п Ответ
1. юмор
2. аллегория
3. эпитет
4. гипербола
5. Эзопов язык
6. гротеск
7. сатира
8. сарказм

Слайд 13

Немного отдохнем!

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Завязка
Как генералы попали на остров?

Слайд 17

Развитие действия
Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? Генералы пытаются уйти от реальной жизни – уснуть. Не получается. Почему? О чем они думают?

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? О чем пишут в газете?

Слайд 21

Кульминация
Какой выход находят генералы из создавшегося положения? Кто такой мужик? Почему так трудно пришлось генералам на острове?

Слайд 22

Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

Слайд 23

Развязка
Каким образом генералам удалось вернуться в Петербург?

Слайд 24

Чем закончилась сказка?

Слайд 25

Приемы сатиры:
Аллегория Гипербола Фантастика Гротеск

Слайд 26

Контроль степени усвоения произведения
1 вариант
1.Как два генерала оказались на необитаемом острове? а) в результате кораблекрушения; б) по щучьему велению; в) с помощью волшебника; 2. Какую газету читали генералы на острове? а) «Московские ведомости»; б) «Московское обозрение»; в) «Весть»; 3. Кем мужик работал в Петербурге? а) поваром; б) извозчиком; в) маляром; 4. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? а) пуговицу; б) орден; в) тапочки; 5. Как генералы вернулись домой? а) заснули и проснулись дома; б) так же, как и попали на остров; в) мужик построил корабль; 6. Какой из генералов был поумнее? а) тот, кто был учителем каллиграфии; б) тот, кто был учителем географии; в) тот, который не был учителем; 7. Как генералы мужика при себе удерживали? а) цепью приковали; б) верёвочкой привязали; в) он остался сам;
2 вариант
1. В чём мужик на острове варил суп? а) в котелке; б) в пригоршне; в) в кокосовой скорлупке; 2. Как генералы отыскали на острове мужика? а) по следам на песке; б) по звукам балалайки; в) по запаху мякинного хлеба; 3. В каком виде генералы прибыли на остров? а) в мундирах; б) в ночных рубашках; в) раздетые; 4. Из чего мужик сделал силки для птиц? а) из собственных волос; б) из собственной рубахи; в) из лески; 5. На какой улице в Петербурге жили генералы? а) на Подьяческой; б) на Фонтанке; в) на Литейной; 6. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху? б) высекли; в) откормили; 7. Чем генералы наградили мужика? а) орденом; б) плёткой; в) рюмкой водки и пятаком.

Слайд 27

Сверим ответы
задания Ответы 1 вариант Ответы 2 вариант
1. Б Б
2. А В
3. В Б
4. Б А
5. В А
6. А Б
7. Б В

Слайд 28

Характеристика героев
Генералы Мужик

Беспомощные?

Генералы Мужик
Ничего не умеют и не хотят делать?
? Глуп в некоторых ситуациях (свил себе веревку)
Беспомощные?
? Обладает определенным запасом знаний (знает. как добыть огонь)
Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в…» ?
? Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется.

Слайд 29

Сверим ответы
Генералы Мужик
Ничего не умеют и не хотят делать Все время занят работой
Глупые (ничего не понимали) Глуп в некоторых ситуациях (свил себе веревку)
Беспомощные Мастер на все руки
По сравнению с мужиком они цивилизованные (знают, что такое Вавилонская башня) Обладает определенным запасом знаний (знает. как добыть огонь)
Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в…» Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет
Не способны думать ни о ком, кроме как о себе Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется.

Слайд 30

Оцени себя: Если у вас получилось от 16 до 21 верных ответов – вы хорошо усвоили тему урока. Если вы набрали от 10 до 15 верных ответов – вам нужно повторить тему урока. Если вы набрали менее 10 верных ответов – вы плохо усвоил изученный материал, будьте внимательней!

Слайд 31