Капитанская дочка эпиграф береги честь смолоду. Как эпиграф «Береги честь смолоду» романа А.С Пушкина отрозился в судьбе главных героев. Значение поговорки: абстрактное и конкретное

проблема чести и долга в повести капитанская дочка

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

В конце двадцатых - начале тридцатых годов А. С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства, а также вопрос, кто или что движет историю: массы или личность. Именно это заставляет писателя обратиться к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения - «История Пугачева», «Капитанская дочка», Дубровский», «Медный всадник». Историческая повесть «Капитанская дочка» была написана А. С. Пушкиным в 1833-1836 годы. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьян во главе с Емельяном Пугачевым. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду», который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Здесь Пушкин проводит мысль о том, что истинное добро никогда не останется неоцененным; добрым и честным людям гораздо легче существовать, нежели злым и корыстным. Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина. Образ Швабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате «смертоубийства», надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды. Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев. Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым.

Перед вами сочинение на тему «Береги честь смолоду». Это сочинение-рассуждение по произведению «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В сочинении исследуется характер Гринева.

Вам также могут быть полезны эти страницы:

  • Все сочинения по произведению «Капитанская дочка»
  • Краткое содержание произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

А сейчас – к делу.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Надеюсь, вам понравилось это сочинение-рассуждение «Береги честь смолоду» по творчеству А.С. Пушкина.

Несколько полезных идей можно также почесрпнуть с этого слайда:

Каждый раз, когда мы слышим любую поговорку, например «Береги платье снову, а честь смолоду», нам интересны ее корни и значение при условии, что мы достаточно любознательны. В настоящей статье мы предлагаем размышление на тему пословицы, упомянутой выше.

Происхождение пословиц

Народ веками копит мудрость жизни. Всё примечают сметливые крестьяне: и когда проверять погоду на лето, и каким образом сажать пшеницу и рожь, и как отличить одну лошадь от другой. Замечали и поведение растений, и повадки животных, и главные черты людей. Каждое наблюдение выражали в метких, ярких и емких словесных изречениях. Они хорошо запоминались за счет внутреннего ритма, а то и рифмы. Не является исключением пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Виды пословиц и поговорок

И, в основном, пословицы и поговорки нужны для прогностической функции или определения чего-то постфактум. Например, когда человек повторяет неблаговидные поступки своих родителей, про него говорят со вздохом: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но это значит, что человек уже совершил нечто нехорошее, и ничего поделать нельзя теперь. Но есть отдельный вид поговорок — назидательные. Они призваны рассказать людям, как стоит поступать, чтобы жизнь была более «правильной» и отвечала ожиданиям окружающих. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» относится именно к таким. Она была создана, чтобы подрастающее поколение понимало общий канон поведения, принятый в обществе.

Значение поговорки: абстрактное и конкретное

Это выражение сравнивает, с одной стороны, бытовое и понятное утверждение о том, что за платьем необходимо ухаживать с того момента, как оно было сшито. То, что здесь употребляется конкретное слово, не означает именно частный предмет одежды. Это скорее собирательный образ, наименование любой одежды вообще, вещи в принципе.

Всякому рачительному хозяину известно, что и рубаху, и сапоги, и даже мешок зерна стоит применять строго по назначению и не содержать в неправильных условиях. Ведь если рубахой вытирать новорожденных телят, она быстро испортится. А если зерно хранить не в специальном хорошо проветриваемом амбаре, а за печкой, то оно отсыреет и его будет нельзя есть. И уж тем такие более дорогие вещи, как сапоги, кафтан, тулуп, ковер, которые не только один раз в жизни покупали, но и передавали по наследству. Их надо беречь, чтобы они прослужили как можно дольше. Аккуратное отношение к вещи есть залог ее «долгой и здоровой жизни».

С другой стороны, поговорка повествует о таком сложном и абстрактном понятии, как честь.

И создается этот контраст намеренно. Об абстракции люди задумываются редко, тем более молодые. Их кровь горяча, всякие запреты и рамки им кажутся не более, чем выдумкой отживших свое стариков. Но именно в молодости чаще всего люди совершают поступки, которые можно было бы охарактеризовать как бесчестные. Поэтому и возникла эта поговорка, как назидание и поучение более молодому поколению.

Таковы размышления по теме: «Береги платье снову, а честь смолоду: значение пословицы и анализ ее».

Употребление поговорки

В современном мире используется, как правило, вторая часть поговорки. Так как в последнее время размываются границы морали и понятия «должного», то сейчас обычно говорят это людям, которые опозорили себя, запятнали каким-либо недостойным поступком. А если тот, кого отчитывают подобным образом, вдруг спросит: ««Береги платье снову, а честь смолоду», — кто сказал?» Ему гневно ответят: «Народ!». Знаете, как в песне: музыка — авторская, слова — народные.

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь — это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний — это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие «чести» между «этикетом» и «достоинством». Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом — конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз — бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего — некрасиво, обвинить его в краже — означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

История понятия «честь»

Сегодня понятие «честь» считается морально устаревшим и в ходу только в некоторых специфических структурах, в которых присутствует жесткая иерархия (армия, криминальный мир). Сейчас обычно говорят о достоинстве. Понятие «достоинства», слава богу, пока еще актуально, надеемся, его солнце не закатится.

Но во времена рыцарей и прекрасных дам честь была неотъемлемым атрибутом человека. По крайней мере, в высшем свете. Под честью дамы понимали подобающее поведение ее сначала по отношению к родителям, а затем к мужу. Манеры и умение вести себя в обществе тоже входили в понятие «честь». Даже представить себе невозможно, чтобы в те времена две дамы, поссорившись, вцепились друг другу в волосы!

Если происходил открытый конфликт, делали проще — не встречались. Одна не принимала у себя в доме другую, и они не ходили на одни и те же мероприятия. А честь организаторов мероприятия поддерживалась тонким умением не приглашать к себе двух таких дам одновременно. Сталкивать их нарочно считалось также бесчестным поступком.

Честь мужчины была гораздо более тонким и сложным понятием. Нельзя быть лжецом и вором. Запрещено было без веских оснований обвинять в этом других людей. Нарушение субординации (подобающих отношений между подчиненным и начальником) приравнивалось в большинстве случаев к потере чести. В кодекс чести также входило дозволенное отношение к женщинам, причем даже со своей женой человек обязан был обращаться определенным образом. За одни подозрения в том, что муж ударил свою жену, уж не говоря о чужой женщине, человек исключался из приличного общества. Ни одно мероприятие не принимало его, ни один друг не приглашал в гости. Все двери сразу закрывались перед ним.

А смыть позор бесчестия можно было только кровью. Правда, особо агрессивные мужчины находили любой повод для того, чтобы оскорбиться и подраться.

Таким образом, поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» (автор неизвестен) не только наставляла молодых людей на путь истинный, но и сохраняла им жизнь. Ведь сделанное в ранней молодости на горячую голову бесчестное дело могло всплыть наружу. Если кто-то об этом узнавал и рассказывал, то его надо было непременно вызвать на дуэль, чтобы отстоять свою честь. Вот такие горячие нравы были прежде.

Надеемся, наша статья помогла разобраться в значении пословицы «береги платье снову, а честь смолоду». Смысл ее перестал быть загадкой для читателя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. А как быть с честью? И так, поговорка “береги честь смолоду”. Нет! Беречь надо бабушкины бусы, а честь надо заслужить. Как можно не согласиться с фразой “береги честь смолоду”? Итак, беречь честь смолоду – это не совершать поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнёшь, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» (А. Пушкин, Капитанская дочка).

Отпуская своё чадо во взрослую жизнь, кто-то говорит: «Береги копейку», а у кого-то родительское благословение укладывается в «береги честь смолоду, а платье снову». До определённого момента оберегание чести ребёнка является прямой обязанностью родителей.

Понятие чести включает в себя справедливость, благородство, преданность, правдивость. Сегодня, когда нравственный вектор смещен в сторону прагматизма, потребительства, можно услышать мнения, что быть человеком чести нерентабельно. Самоуспокоение в виде: «Сегодня я пойду на маленькую сделку с совестью, но это один раз. Впереди целая жизнь и я успею переписать всё набело» - дорога к бесчестию.

Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду сберечь снову, т.е.пока она новая). К известной пословице «Береги честь смолоду» следовало бы добавить - «Береги здоровье смолоду» (Ф. Коломийцев, Профилактика преждевременной старости). Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь - основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.

Пример этому - все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность - две разные вещи. Более того - огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался. И причиной этому - тоже благородство Петра, проявившего в отношении “вожатого”, который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым.

Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Фразу «Береги честь смолоду» можно смело назвать центральной мыслью повести «Капитанская дочка». Петр Гринев – персонаж, для которого честь далеко не пустой звук. Его история показывает нам, каким должен быть настоящий дворянин и защитник Родины.

Он вступается за честь Маши Мироновой и стреляется со Швабриным, невзирая на то, что тот – офицер. Такая принципиальность Гринева трогает даже Пугачева, который знает цену чести. Он милует Петра, и они остаются друзьями.

Для него офицерский долг и честь ничего не значат, ему важно лишь спасти свою шкуру. Он легко отрекается от присяги и идет на службу к Пугачеву, шантажирует Машу, доносит на Гринева. Его история показывает, что честь – понятие внутреннее, и оно не связано со званиями и титулами. Конечно, у вас возник вопрос: “А с этой-то пословицей, что не так?”. Как можно придраться к ней? Можно и нужно. Дальше будет ответ и подробный разбор.

Нет, не подумайте, что я осуждаю важность чести и репутации – главных качеств лидера, я о другом. Она звучала так: “береги честь смолоду коли рожа крива”. Сейчас я наконец-таки объясню, почему я НИКОГДА не употребляю ее в речи и делаю это осознанно.

Как результат, мы боимся сделать ошибку, чтобы не потерять честь. Честь предлагается защищать бездействием. Честь не дана нам изначально в жизни, чтобы потом в конце посмотреть, сколько у нас ее осталось (как в забегах официантов с полными стаканами). Беречь – значит ничего не делать. Нет, я не трусливо бездействую и сижу заткнув рот, боясь отказа или косого взгляда в мою сторону, я честь берегу!” – сидит в глубине нашего сознания.

В качестве одного из примеров хочется привести повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Сколь ярко Пушкин описывает то, как во время бунта проявляются высокие качества одних героев и низость других! Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств уже вместе с Пугачевым, едет в Белогорскую крепость.

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». В летнем саду Машенька встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». В ту же ночь его арестовали, и увидела она своего отца только через 16 лет. Вместе с мамой они терпеливо ждали его, смиренно снося все трудности и невзгоды.

В юном возрасте редко кого называют человеком чести, несмотря на то, что это чувство дается с рождения. Честь делают только те поступки, которые не идут вразрез с собственным достоинством.

Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе – долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: “вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную”. Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего императрице, – он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.
Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же “человеческое измерение” чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь “почитал святынею своей совести”.
Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.
Литература – 9 классА. С. Пушкин. “Капитанская дочка”. Судьбы героев и смысл эпиграфа “Береги честь смолоду”.
Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева (“Моя искренность поразила Пугачева”). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.
“Капитанская дочка” – это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского “недоросля”), и роман-притча (судьбы героев – подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом к роману: “Береги честь смолоду”).Гринев – свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт). Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.

Сочинение по литературе на тему: А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”. Судьбы героев и смысл эпиграфа “Береги честь смолоду”

Другие сочинения:

  1. С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, добро от зла, бескорыстие от зависти, учат, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство, и первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим Read More ......
  2. “Береги платье снову, а честь смолоду” – известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина “Капитанская Дочка” она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную Read More ......
  3. Одна из основных тем исторического романа Пушкина “Капитанская дочка” – тема чести. Это задается еще в самом эпиграфе к произведению и подхватывается на его первых же страницах. Ведь именно такое напутствие дает своему юному сыну Андрей Петрович Гринев, отправляя того Read More ......
  4. В эпиграф своей повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин вынес русскую пословицу “Береги честь смолоду”. Пословицы несут в себе народную мудрость, которая складывается веками. Можно не доверять пословицам, считать их банальными словами, но очень часто смысл этих высказываний понимается только Read More ......
  5. Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не Read More ......
  6. Поверьте мне, я чист душою… Н. Рубцов Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и Read More ......
  7. В основе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” представлены столкновение и большой человеческий конфликт взлядов, характеров, натур. Гринев и Швабрин – два совершенно протвоположных представителя русского дворянства. Гринев представляется нам человеком добрым, послушным родительской воле, благородным и честным. Перед отправлением Read More ......
  8. Главный герой повести А. С. Пушкин “Капитанская дочка” – Петр Андреевич Гринев. Сын помещика, Гринев получил домашнее воспитание по обычаю того времени – сначала под руководством Савельича, потом Бопре (по профессии парикмахер). Отец Гринева, властный до самодурства, но честный, но Read More ......
А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”. Судьбы героев и смысл эпиграфа “Береги честь смолоду”

180 лет назад, меньше чем за год до своей гибели, Пушкин пишет жене (из Москвы в Петербург, 18 мая 1836 года): "Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева... У нас в Москве всё, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике... По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели... благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут..."

Пушкин удивляется: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, "которым плюют в глаза, а они утираются" вместо того, чтобы защищать свою честь? Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове "честь", а бесчестие пугает куда меньше, чем курс рубля.

О чести и бесчестии вспоминают теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о "Капитанской дочке" с ее эпиграфом "Береги честь смолоду".

"Вы мне дадите сатисфакцию"

Письмо Пушкина было написано как раз в те дни, когда он работал над "Капитанской дочкой" - повестью о чести и бесчестии, о верности и предательстве, о любви и ненависти. По большому счету русскому человеку достаточно иметь под рукой одну лишь эту книгу, чтобы в любой момент сверить свои нравственные часы. Стоит хотя бы перечитать диалог Пугачёва и Гринёва:

"- Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в Потемкины. Как ты думаешь?

Нет, - отвечал я с твердостью. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице..."

"Капитанская дочка" - не только историческая повесть. Это послание Пушкина дворянству, которое после восстания декабристов прониклось страхом, потеряло независимость в мыслях, засуетилось перед монаршим престолом, который решил сделать своей опорой не дворянство, а полицию.

Александр Сергеевич поставил точку в повести 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины. В тот же день он переписал набело стихотворение "Была пора: наш праздник молодой...", чтобы вечером прочесть его однокашникам-лицеистам. "Была пора... мы жили все и легче и смелей..." - вот одна из самых горьких строк в этом последнем послании Пушкина друзьям.

Поэт видел, как испуганное общество теряет способность к самостоятельным мыслям и отважным поступкам, как страх связывает всех и каждого в отдельности, а понятие чести становится декоративной условностью. Пушкин не мог, не хотел присоединиться к притихшему большинству.

Дуэль Петра Гринёва и мерзавца Швабрина была написана человеком, который уже шел на Черную речку.

"- А почему ты об ней такого мнения? - спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

А потому, - отвечал он с адской усмешкою, - что знаю по опыту ее нрав и обычай.

Ты лжешь, мерзавец! - вскричал я в бешенстве, - ты лжешь самым постыдным образом.

Швабрин переменился в лице. Это тебе так не пройдет, - сказал он, стиснув мне руку. - Вы мне дадите сатисфакцию.

Изволь, когда хочешь! - отвечал я, обрадовавшись..."

Николаю I вряд ли понравилась эта глава ("Капитанская дочка" появилась в печати в декабре 1836 года), ведь он всеми средствами боролся с дуэлями в армии, называя их "варварскими", беспощадно карая и правых, и виноватых, и дуэлянтов, и секундантов. Правила русской дуэли и правда были необыкновенно жесткими, это был "сумасшедший с бритвою в руке", но вместе с уничтожением дуэльной традиции исчезал и "вопрос чести".

"Благородство души и чистая совесть"

И вот сегодня надо лезть в словарь Даля, чтобы вспомнить: что же это было такое, за что без раздумья человек шел под пистолет на десяти шагах? Во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд, гениальных замыслов?..

Итак, "ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть". И тут же примеры: "Человек незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Поступок, несовместный с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови..."

Честь требует крови. Вот почему за словом "честь" эхом следовало слово "дуэль". Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.

Нравственность быстрого реагирования!

Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее - завтра утром. Пошляк остерегался говорить двусмысленности вслух, боясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. Негодяй таился и соблюдал приличия.

В грозном свете дуэльных правил слова быстро отливались в свинец. За оскорбление или неисполненное обещание требовалось отвечать сразу. Богатый повеса прежде, чем бросить обесчещенную девушку, невольно вспоминал об участи императорского флигель-адьютанта Новосильцева, которого от пули не спасло ни богатство, ни принадлежность к аристократии (подробности знаменитой дуэли поручика Чернова, вступившегося за честь сестры, и Новосильцева были известны даже детям).

И опять, и главное - Пушкин!

Какая непоправимая и бессмысленная гибель... Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести, а не чего-то другого!

"Клянусь честью!"

"Швабрин переменился в лице". Дуэль с Дантесом должна была переменить не только наглое лицо заезжего гастролера, но и лицо тогдашней общественной жизни, столь похожей на нынешнюю. Сорвать маски приятных деловых улыбок, патриотического пафоса, притворной озабоченности мировыми проблемами и хамской снисходительности к собственному народу.

Но маски остались, а наглец спокойно покинул Россию, так и не поняв, что произошло и кого он погубил.

Всё в тот же день 19 октября 1836 года (вот уж поистине: "и дольше века длится день"!) Александр Сергеевич написал письмо Петру Чаадаеву в ответ на его публикацию "Философического письма": "Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству поистине могут привести в отчаяние..."

Но Пушкин не был бы русским дворянином, если бы не продолжил свою мысль: "Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал..."

И уже совсем незадолго до дуэли Пушкин написал князю Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям".

Вот и все, что остается детям: честь и имя.

1. Как проявляет себя Гринев в многих жизненных ситуациях?(к Пугачеву, к слуге Савельичу)
2 . Как в романе развивается тема чести? (Эпиграф "Береги честь смолоду")
3 . Петр Гринев и Маша Миронова.(Отношения, любовь и т.д. и т.п.)

Гринев и Швабрин. 1. Что общего у Гринева и Швабрина? 2.Как каждый из героев относится к людям? 3.Как поступают герои в ситуациях выбора? 4.Любовь или д

олг? Любил ли Швабрин Машу? 5.Как судьба героев соотносится с эпиграфом в повести?(Береги честь смолоду)

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает об исторических событиях конца 18 века. Россия охвачена пугачевским восстанием. Но главное для

автора не просто рассказать об этом событии, но и показать, как ведут себя люди, попавшие в трудную ситуацию. Не случайно Пушкин выбирает эпиграфом повести известную пословицу: «Береги честь смолоду». Кто-то из героев повести всю жизнь следует этим словам, и выбирает смерть вместо предательства, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни. Главные герои, вокруг которых строится сюжет повести – Гринев и Швабрин. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что такое честь офицера, человеческое достоинство. Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин - персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение. Портрет Швабрина таков: «...молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура - злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе. Швабрин - офицер, перебежавший на сторону Пугачева. Его образ в повести однозначно отрицательный. По мнению Гринева, любой офицер, нарушивший присягу и дворянский долг, - преступник и злодей. Пушкин подчеркивает, что Швабрин - богатый дворянин, блестящий гвардейский офицер («выписанный из гвардии за поединок»), каких много. Он «очень не глуп», но «образован весьма поверхностно», у него есть светский лоск, но он чрезвычайно избалован и привык к тому, что все его желания исполняются. Если на пути его прихотей возникают препятствия, он способен легко пойти на обман, клевету. Швабрин - завистливый, мстительный, трусливый и одновременно наглый. Он эгоист, беспринципный карьерист, бесчестный и коварный. Нравственное безобразие его отражается и на его «отменно некрасивом» лице. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша - мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия - служба в гвардии. Однако сама ясизнь рассеивает его иллюзии. Ему присущи такие черты характера, хотя бы одну из которых сейчас очень сложно встретить, что говорит о том, что в наше время людей, с собранными воедино героическими качествами, не существует. Гринёв воплощает и доказывает на протяжении всей повести свою верность и преданность. Казалось бы, удивительно, откуда взялось это светлое чувство? Ведь учитель-француз не учил Петра этому, так как сам «не был врагом бутылки», и, наверняка, был далёк от высоких материй. Оказывается, родители (в особенности отец), воспитали Петрушу так, что он и в мыслях представить себе не может предательства. Его с самого детства окружали преданные люди, и юноше трудно понять то, с какой легкостью Швабрин переходит на сторону Пугачева, ведь сам он, уже присягнув императрице, не может даже помыслить об измене. В повести Пушкина счастливый конец. Благородство и честность побеждают низость и предательство. Гринев был освобожден из тюрьмы, в финале он женится на Маше. О судьбе Швабрина Пушкин не пишет, но, по всей видимости, он был казнен за участие в пугачевском бунте. Это справедливое наказание для такого ничтожного человека. Сравнивая этих героев, я могу судить о том, каким должен быть настоящий офицер. Он никогда не потеряет своего честного имени, не изменит своей Родине. Именно так поступали благородные люди во все времена.

Помогите написать заключение

«Капитанская дочка» – это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»), и роман-притча (судьбы героев – подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»). Гринев – свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт). Герой абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Его жизненный опыт ограничился наставлением сурового отца, полученным перед отъездом.

Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе – долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего императрице, – он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.

Гринев понимает честь как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же «человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь «почитал святынею своей совести».

Итак, честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. И, конечно, эпиграф этот связан не только с Петром Гринёвым, но так или иначе – со всеми героями романа. Например, Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца своим государем и предпочитает погибнуть, до конца выполняя долг коменданта крепости. Для него лучше смерть, чем измена своему долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьевич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву. Воплощением верности и чести является и Маша Миронова. Разница в отношении к чести и долгу развела на противоположные стороны барьера Гринева и Швабрина. Открытость и искренность героя привела к встрече с Пугачевым – человеком по-своему честным и чистым. В любой истории можно открыть качества характера, ранее неизвестные. У каждого есть шанс даже в самых тяжелых испытаниях найти выход, не замарав чести.